Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
7456-Подтверждена аутентичность портрета маленькой Джейн Остин
От знаменитой британской писательницы Джейн Остин не осталось ни одного портрета, написанного рукой профессионального художника. Единственный экземпляр — Джейн Остин в тринадцатилетнем возрасте — вызывал большие сомнения. К счастью, анализ старых репродукций, сделанных до реставрации картины, позволил подтвердить, что это и впрямь будущий автор «Гордости и предубеждения», а также установить личность художника. В верхнем правом углу полотна стояло имя Джейн Остин, а рядом с ним — Озиаса Хамфри, известного живописца своего времени, члена Королевской академии, приятеля Гейнсборо и Ромни. Обнаружена и дата — 1789 год. Работу намеренно поручили не искусствоведу, а криминалисту Стивену Коулу из компании Acume Forensics, который более двадцати лет занимается анализом фотоулик. Картина, принадлежащая семейству Райс — прямым потомкам одного из братьев Джейн, находилась «под подозрением» с того момента, как в конце XIX века попала в поле зрения публики. Райсы утверждают, что она была написана, когда семья Остин гостила у её двоюродного дедушки Фрэнсиса в Кенте в 1789 году. Портрет хранился в его усадьбе Севеноукс («Семь дубов»), а в 1818 году был подарен его внуком Томасом Остином близкому другу в день свадьбы, ибо невеста являлась большой поклонницей творчества Джейн, скончавшейся за год до этого.В 1940-х годах, однако, эксперты Национальной портретной галереи засомневались в том, что картина могла быть написана до 1800 года: мол, и платье не то, и общая композиция не соответствует заявленной эпохе. Разумеется, к тому времени Джейн Остин была уже не девочкой — а следовательно, это портрет какой-то другой особы. Туман рассеяла фотография, сделанная в 1910 году Эмери Уолкером для издания эпистолярного наследия писательницы. Стеклянные пластинки, которыми пользовался фотограф, сохранились. По ним и удалось восстановить детали, исчезнувшие после реставрации. Неизвестно, правда, кто написал это всё на холсте — сам Хамфри или кто-то из Остинов. Но подлинность подтверждают следующие факты. Фрэнсис Остин был покровителем Хамфри и, кстати, заказал ему свой собственный портрет. В 1797 году художник потерял зрение и перестал творить. Высказывалось предположение, что картина принадлежит кисти более престижного художника Иоганна Цоффани, но Райсы горделиво отвергли возможность неплохо заработать на этой идее. Национальная портретная галерея никак не комментирует свой конфуз. Эксперты были настолько уверены в своей правоте, что разрешили вывоз портрета за рубеж. К счастью, его не удалось продать в 2007 году: никто не поддержал начальную цену в £350 тыс. Единственным более или менее подтверждённым портретом Джейн Остин доселе оставалась акварель, написанная её сестрой Кассандрой в 1810-м. В прошлом году исследовательница творчества Остин Пола Бирн объявила об обнаружении ещё одного рисунка (см. ниже), относящегося примерно к 1815 году. Писательница находилась тогда в расцвете творческих сил. Разумеется, аутентичность обоих портретов тоже оспаривается.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
24 июля

7455-Неандертальцев сгубил не пепел
Около 40 тыс. лет назад к западу от современного Неаполя (Италия) произошло сильнейшее извержение вулкана, засыпавшее пеплом бóльшую часть Центральной и Восточной Европы. Некоторые полагают, что в сочетании с резким похолоданием в Северном полушарии (вулканической зимой) это способствовало исчезновению неандертальцев. Однако новое исследование микроскопических частиц вулканического стекла пришло к выводу, что извержение произошло уже после того, как неандертальцы в значительной степени вымерли. Вину по привычке возложили на конкуренцию с современным человеком. Вопрос об исчезновении неандертальцев продолжает оставаться одним из самых актуальных. На протяжении многих лет специалисты обращались за объяснениями то к изменению климата, то к конкуренции с современным человеком, то комбинировали оба фактора. Недавно «климатический» лагерь «вышел вперёд»: европейские учёные установили, что итальянское извержение, известное как кампанийский игнимбрит (Campanian Ignimbrite, CI), было в два–три раза мощнее, чем считалось. Исследователи подсчитали, что зола и химические аэрозоли, выброшенные в атмосферу в результате извержения, на три года охладили Северное полушарие на целых 2 ˚C. Современные люди пришли в Европу из Африки и, возможно, из Ближнего Востока как раз во времена извержения и гибели неандертальцев (плюс–минус несколько тысяч лет). Но ряд экспертов подозревает, что упадок неандертальцев начался ещё до этого. Группа учёных в составе 40 с лишним исследователей из разных стран Европы во главе с географом Джоном Лоу из колледжа Роял-Холлоуэй в Эгеме (Лондонский университет, Великобритания) применила новую методику для обнаружения вулканического пепла на гораздо большей площади, чем раньше. Метод основан на месторождениях криптотефры — мельчайших частиц вулканического стекла, которые не видны невооружённым глазом. В отличие от видимых отложений пепла, которые залегают на более ограниченной территории, криптотефре намного легче проникнуть в отдалённые места, а также в морские, озёрные и болотные среды. К тому же анализ химического состава микроскопических частиц позволяет отнести их к конкретным извержениям вулканов. Учёные собрали образцы с криптотефрой, относящейся к CI, из четырёх центральноевропейских пещер, где были найдены типичные каменные орудия труда и другие артефакты неандертальцев и современных людей. Рассмотрены частицы из поселения современного человека в Ливии, а также из болот и морских сред Греции и Эгейского моря. Результаты, утверждают специалисты, несовместимы с гипотезой о том, что CI несёт ответственность за вымирание неандертальцев — по крайней мере в Центральной Европе. Криптотефра, относящаяся к CI, залегает выше, а потому датируется более поздним временем, когда уже осуществлялась смена неандертальских орудий человеческими на всех четырёх центральноевропейских памятниках. Кроме того, анализ пыльцы деревьев и других климатических показателей подтвердил, что CI было современником резкого похолодания — так называемого события Хайнриха. Таким образом, данные свидетельствуют о том, что извержение и похолодание случились после того, как неандертальцы исчезли из Центральной Европы. Авторы подчёркивают, что их выводы имеют непосредственное отношение только к Центральной и Восточной Европе.
Источник: http://science.compulenta.ru/
24 июля

7454-Найден храм майя с гигантскими масками
В джунглях Гватемалы обнаружен давно потерянный Храм Ночного Солнца майя, украшенный гигантскими масками божеств в виде акулы, кровопийцы и ягуара. В отличие от относительно централизованных империй ацтеков и инков, цивилизация майя, охватывавшая значительные части современных Гватемалы и Белиза, а также мексиканского полуострова Юкатан, представляла собой довольно свободное скопление городов-государств. Только в 1990-х годах археологи и историки стали постепенно понимать, что одни царства майя имели более важное значение, чем другие. И государство Эль-Соц, располагавшееся на территории Гватемалы, входило в число небольших царств. Однако в 2010 году учёные, работавшие на макушке холма рядом с центром древнего города, открыли 13-метровую пирамиду «Дьябло». На её вершине они нашли царский дворец и гробницу, принадлежавшую, возможно, первому правителю, жившему с 350 по 400 год. Примерно в то же время Стивен Хьюстон из Университета Брауна (США) и его коллеги обнаружили за царской гробницей первые намёки на Храм Ночного Солнца. После двух лет работы специалисты наконец смогли сделать официальное заявление. Храм украшен по бокам полутораметровыми лепными масками, демонстрирующими солнечного бога, который меняет свои обличья в течение дня. На восходе, поднимаясь из Карибского моря, он похож на акулу. В полдень это древнее косоглазое чудовище, пьющее кровь, а на закате — ягуар, пробуждающийся в джунглях и выходящий на ночную охоту. Г-н Хьюстон отмечает, что в культуре майя солнце тесно связано с понятием начала, отсюда и гипотеза о том, что человек, похороненный в гробнице рядом с храмом, был первым правителем Эль-Соца. Археологи также обнаружили намёки на то, что последующие поколения добавляли к храму новые слои, рассматривая здание как живое существо. Например, нос и рот масок, находящихся в старых, более глубоких слоях, систематически уродовались. «Очень трудно найти изображение царя майя, которое избежало бы повреждения глаз и носа, — говорит г-н Хьюстон. — Думаю, дело не в стремлении изувечить, а скорее в необходимости "деактивировать" покойного правителя. Маска как бы выключалась перед тем, как создать новую маску. Это не акт неуважения, скорее наоборот». Стоит отметить, что впервые учёным попались изображения солнечного бога на разных стадиях вместе. Кроме того, храм на удивление хорошо сохранился. Обычно майя строили новое на остове старого, а рабочие Эль-Соца, напротив, укрепляли нижние слои землёй и камнями, прежде чем возводить верхние. Специалисты обращают внимание и на мастерство, с каким изготовлены маски. Они сильно выдаются на фоне храма и при этом умудряются не падать. По словам г-на Хьюстона, маски были выкрашены ярко-красным пигментом, который особенно сильно бросался в глаза на восходе и закате. Благодаря всему этому, а также своему высокому положению маски были видны издалека, в том числе в соседнем Тикале — более мощном и старинном царстве, которое, скорее всего, то поглощало Эль-Соц, то оставляло его в покое в зависимости от разных обстоятельств. Несмотря на то что храм представлял большую ценность для жителей Эль-Соца, он использовался сравнительно недолго. Его забросили уже в V веке. Быть может, это связано с окончанием эпохи правления той династии, которую основал похороненный поблизости царь. Раскопкам ещё продолжаться и продолжаться: освобождено только 30% фасада здания.
Источник: http://science.compulenta.ru/
24 июля

7453-Археологи признали искусность древних персов в ирригации
Археологи обнаружили, что пустыня в северной части Афганистана в далеком прошлом была плодородной. О своих результатах ученые доложили на конференции Европейской ассоциации археологических и культурных исследований Юго-Восточной Азии (EASAA), прошедшей в Париже. Краткое изложение доклада приводит Science. Французские археологи провели раскопки к востоку от Мазари-Шариф, в регионе, который в настоящее время довольно плохо заселен. Они обнаружили сразу несколько "крупных поселений и целую систему ирригационных сооружений". Возраст системы составляет как минимум 2,5 тысячи лет, и, по словам исследователей, она была создана древними персами. Ученые говорят, что за прошедшее со времени строительства ирригационных каналов времени никому не удавалось "заставить цвести афганскую пустыню". Более того, исследователи считают, что тщательный анализ схем, которые использовали персы, может помочь современным ученым "озеленить регион". В середине июля 2012 года в Proceedings of the National Academy of Sciences появилась работа, авторы которой провели анализ дамбы на территории древнего города Тикаль индейцев майя. До недавнего времени дамба считалась просто дорогой, однако, раскопки на месте позволили установить, что это было гидротехническое сооружение. Ширина сооружения составляла 80 метров, высота достигала 10 метров, и оно служило преимущественно для запасания дождевой воды.
Источник: lenta.ru
24 июля

7452-Фракталы помогли ученым найти следы черновых пирамид
Немецкие геологи применили фрактальный анализ для поиска следов человеческой деятельности в окрестностях Дахшура - некрополя фараонов Древнего и Среднего царств в Египте. Статья ученых появилась в журнале Quaternary International, а ее краткое изложение приводит New Scientist. Раньше ученым было известно, что территория вокруг Дахшура активно использовалась древними египтянами. Насколько активно, однако, выяснить было невозможно - следы человеческой деятельности были почти полностью уничтожены природным воздействием. В рамках новой работы ученые проанализировали систему естественных каналов в окрестности некрополиса. Эта система представляет собой фрактал. Строгого определения у этого математического объекта нет - обычно фракталом именуют всякую фигуру с некоторой степенью самоподобия. Отличительной особенностью таких фигур является, среди прочего, дробная размерность. То есть понятие обычной размерности (прямая - одномерна, плоскость - двумерна, пространство - трехмерно и так далее) для них не работает, а обобщения дают нецелые значения. В работе ученые, используя математическое моделирование, проанализировали взаимосвязь (корреляцию) между размерностью получаемого фрактала и вмешательством человека. В результате им удалось определить, что в значительной части вокруг Дахшура размерность системы каналов отличается от естественной. Как следствие, это говорит о человеческом вмешательстве. По словам ученых, масштабы вмешательства оказались шире, чем они полагали - так, следы были обнаружены в области радиусом около 6 километров вокруг некрополиса. В некоторых местах ученым даже удалось оценить степень вмешательства человека в естественный процесс формирования каналов. Среди прочего, исследователи обнаружили, что в некоторых регионах были выстроены террасы, скорее всего, декоративного назначения. Ученые говорят, что работы были, скорее всего, "пробой пера" древних архитекторов перед строительством полноценных пирамид. Скорее всего пробное строительство велось во времена Сниферу - первого фараона IV династии. Сниферу был отцом Хуфу (известного также как Хеопс), фараона, построившего самую известную из великих пирамид.
Источник: lenta.ru
24 июля

7451-В Москве раскрыли похищение плаката "Народам Кавказа"
В Москве пресечена деятельность мошенников-"искусствоведов", подозреваемых, в частности, в похищении плаката "Народам Кавказа" 1920 года издания. Об этом 23 июля сообщается на сайте городского ГУ МВД. Подозреваемые, 54-летний Александр и 46-летний Мхитар (их фамилии не называются), приехали в Москву из Пензенской области и проживали в гостинице. По версии следствия, они регулярно знакомились на выставках и в антикварных лавках с любителями живописи. Мошенники по нескольку недель общались с потерпевшими, втираясь в доверие. Затем Александр и Мхитар говорили, что являются экспертами-оценщиками, либо знакомы с известными иностранными знатоками живописи. Они предлагали новым знакомым организовать продажу того или иного произведения. Забрав произведение на реализацию, мошенники некоторое время обещали скоро завершить сделку и отдать деньги (хотя на самом деле вещь продавалась почти сразу), а затем пропадали со связи. В ГУ МВД отмечают, что преступники существенно занижали цены произведений. Предполагается, что плакат "Народам Кавказа" художника Моора, принадлежавший некоей женщине, они сбыли за 17 тысяч долларов. На самом деле стоимость плаката составляла 80 тысяч долларов. В настоящее время Александр и Мхитар задержаны. Всего им вменяется пять эпизодов мошенничества. Число эпизодов может вырасти - полиция разыскивает новых людей, пострадавших от действий мошенников.
Источник: lenta.ru
23 июля

7450-Самые древние бюстгальтеры найдены в тирольском замке
Археологи обнаружили в Тирольском замке Ленгберг бюстгальтеры, относящиеся к XV веку, хотя ранее считалось, что этому виду белья не более 100 лет. Четыре предмета дамского гардероба были найдены в ходе реставрации замка еще в 2008 году, но только теперь экспертизой было установлено, что белье было сшито в период между 1440 и 1485 годами. Хотя до сих пор считалось, что бюстгальтеры в виде, приближенном к современному, появились не более сотни лет тому назад. "Вначале мы сами в это не верили и считали невозможным тот факт, что такие вещи носили уже в Средневековье", - рассказала археолог Беатрис Нутц. Бюстгальтеры вместе с другими предметами одежды и обуви были завернуты в одеяло и лежали в замке столетиями. Всего в одеяле было найдено около 2700 фрагментов текстиля, в том числе, мужские панталоны XV века. Как сообщается, четыре бюстгальтера очень похожи на те, что носят современные женщины. "Два сильно поврежденных экземпляра, вероятно, являются комбинацией из бюстгальтера и короткой рубашки. Оба заканчиваются прямо под грудью, а над чашечками у них - дополнительные оборки, которые закрывают декольте, а также маленькие рукава. У третьего бюстгальтера две широкие лямки, задняя часть не сохранилась. Эта деталь туалета тоже сильно декорирована. Четвертый бюстгальтер является комбинацией из лифчика и корсажа и больше всего похож на современное белье", - сказала Нутц. По словам археолога, в средневековых текстах авторы высказываются об этих частях женского туалета довольно неопределенно, называя их то "карманами для груди", то "рубашками с мешками". Также встречаются упоминания о повязках, необходимых, чтобы "бинтовать большую грудь". "За исключением удлиненного бюстгальтера, размер которого довольно маленький, остальные три - очень большого размера, что подходит к определениям во многих источниках", - добавила Нутц. До настоящего времени изобретателем бюстгальтера считалась, в том числе, Эрмини Кадоль, запатентовавшая эту деталь гардероба во Франции в 1889 году. В США бюстгальтер запатентовала Мэри Фелпс Джейкоб в 1914 году.
Источник: mignews.com
23 июля

7449-В Петропавловской крепости реконструируют Меншиков бастион
В Петропавловской крепости реконструируют Меншиков бастион. Шпиц - или угол бастиона - засыпанный землей, давно требует внимания специалистов. Весной специальная комиссия распорядилась снять со шпица бетонное покрытие. По планам проектировщиков прошлого столетия, оно должно было защищать памятник от непогоды. А в результате стало его главным врагом. Влаге было некуда испаряться, что привело к намоканию и разрушению стен крепости. С целью сохранения исторического памятника было принято решение о выемке грунта. Шпиц бастиона был засыпан в начале XVIII века. Сюда свозили землю из выкопанных каналов Петербурга. И хотя ученые говорят, что здесь нет культурного слоя, все работы ведутся под наблюдением археологов.
Источник: family-history.ru
23 июля

7448-Новые находки на Троицком раскопе в Великом Новгороде
Почти сорок лет на Троицком раскопе в Великом Новгороде ведутся археологические изыскания. За это время были найдены десятки тысяч предметов, которыми пользовались древние новгородцы. Обнаружены средневековые усадьбы. Отсюда - знаменитая Новгородская Псалтырь - древнейшая славянская восковая книга, и более четырехсот берестяных грамот. Их количество в этом сезоне увеличилось на семь. Археологи уверены – это не предел. В погожий день на Троицком раскопе от 30 до 50 средневековых находок. Из эпохи стеклянных браслетов археологи шагнули в период шиферных пряслиц, это первая половина XIII века. Но главные находки – и тут берестяные грамоты. С начала июля уже 5 новых берестяных грамот, и автор некоторых известен. Характерные особенности письма выдают знакомого археологам Екима – весточки от него попадались во множестве на раскопе в 2010 году. 1023 грамота как раз от него, специалисты сложили бересту из 5 фрагментов. Сам текст – это некий перечень, где встречаются новые имена и доселе невиданные археологам объемы зерна. Подобный хозяйственный перечень представляет собой и 1024 грамота. Что удивительно – в этих берестяных записках нет ни обращения, кому они посылались, ни подписи автора, ученые даже предполагают, что это могли быть не письма, а своего рода хозяйственные приходно-расходные книги. Удивила археологов и 1022 грамота – в ней – заговор от «трясовицы» – так в древности называли простуду, с одной стороны – это пережиток язычества, но мольба в тексте – к христианским святым. А усадьба на Троицком раскопе, где продолжаются работы, преподносит все новые сюрпризы – тут и обилие ювелирной продукции, в том числе необработанных заготовок украшений. И археологи ждут новых берестяных грамот, как раз в тех слоях, что сейчас исследуются, они и должны залегать.
Источник: family-history.ru
23 июля

7447-Усадьба Свечина в Тверской области на грани разрушения
На днях в Тверской области отметили 240 лет со дня рождения героя войны 1812 года Никанора Михайловича Свечина. За особые отличия в боях его портрет украшает знаменитую военную галерею Зимнего дворца Петербурга. Однако его родовая усадьба, которая находится в Спировском районе Тверской области и является архитектурным памятником XIX века, разрушается. На ее восстановление нужны огромные средства, но местному бюджету, к сожалению, реставрацию не осилить. Имение генерал-лейтенанта Никанора Свечина расположено в деревне Дубровка. К старой усадьбе ведет разбитая дорога. Когда-то здесь был парк и липовые аллеи, а сейчас трава по пояс. В господском доме обвалились перекрытия, разрушается кирпичная кладка, в кровле огромные дыры. Белокаменный храм – ровесник усадьбы – тоже в запустении. Между тем, архитектурный ансамбль единственный в Тверской области, который хранит память о герое войны 1812 года. «По своей сохранности это вообще, наверное, уникальный объект. Даже на сегодня, при сегодняшнем положении дел», – утверждает краевед Владимир Смирнов. Владелец имения Никанор Свечин полтора десятка лет командовал батальоном Преображенского полка. За участие в сражении под Бородино награжден орденом Святой Анны II степени. Свечины более полутора веков владели усадьбой. В последние десятилетия она быстро разрушается Два года назад в рамках федеральной программы «Культура России» усадьбу законсервировали. Окна закрыли пленкой, подлатали крышу и стены, а вблизи родовой усыпальницы Свечиных установили надгробия. Сейчас усадьба переходит в муниципальную собственность. «Сейчас ведем переговоры с возможным инвестором. Варианты сотрудничества – это, возможно, долгосрочная аренда с восстановлением памятника, возможно, выкуп, но это уже нужно будет выяснять с Министерством культуры, насколько это возможно. Будем рассматривать все варианты», – заверяет представитель администрации Спировского района Тверской области Алексей Смирнов. Полноправным собственником этого исторического комплекса муниципалитет планирует стать до конца лета. После оформления всех документов можно будет вплотную заняться восстановлением усадьбы.
Источник: family-history.ru
23 июля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97][98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100