Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8432-Обелиск Коннетабль в Гатчине на грани разрушения
Уникальный памятник XVIII века – обелиск Коннетабль, расположенный в Гатчине, требует к себе повышенного внимания. Высокий и внушительный на вид, на самом деле из-за особенностей конструкции он уязвим и хрупок. Недавно выяснилась еще одна беда – памятник оказался бесхозным. Пока ищут тех, на чьем балансе он должен числиться, опасности подвергается не только сам обелиск, но и те, кто находится с ним рядом. Площадь Коннетабля (по русски – главнокомандующего) возникла как результат увлечения императора Павла идеями французского дворцово-паркового строительства. В начале 80-х годов XVIII века знакомство с подобным ансамблем в резиденции принца Конде под Парижем привело к появлению уголка Франции в великокняжеской Гатчине. "Это некая площадь, которая расположена непосредственно рядом с дворцом и означает торжественный въезд в Гатчинский парк", – говорит директор информационно-туристического центра Гатчина Юрий Семенов. Строительство обелиска велось в 1793 году. 32-метровая стела, сложенная из местного черницкого камня, весит почти 640 тонн. Когда то ансамбль площади, включавший парапет и каменные тумбы, образовывал самые большие в Европе солнечные часы. Устойчивость монумента вызывала вопросы еще в XIX веке. Так, в 1881 году для его почти полного разрушения оказалось достаточно удара молнии. "Внутри него нет арматуры, потому что, когда он был разрушен молнией, приняли решение внутри не делать металлических конструкций. То есть это просто пирамида, он так первоначально и назывался", – поясняет заместитель председателя Гатчинского отделения ВООПиК Константин Иванов. Часы, масонский знак, пирамида – достойное детище императора Павла. Восстановленный после попадания молнии в ХХ веке обелиск стал свидетелем длительного оккупационного периода, закончившегося освобождением Гатчины в 1944 году. Последний раз эта доминанта серьезно ремонтировалась около 30 лет назад. "Рядом проходит трасса федеральная. Идет разрушение памятника, отпадают фрагменты, значительные куски хорошо виден его уклон", – подчеркивает директор информационно-туристического центра Гатчина Юрий Семенов. Каждый день совершающие объезд обелиска автомобили рискуют оказаться под фрагментами Коннетабля. Пять лет назад администрация Гатчины пыталась вмешаться в судьбу монумента, был выполнен проект реставрации, но оказалось, что федеральный памятник давно утратил фактического хозяина. "Он, оказывается, не состоит на балансе ни в Минкультуры, нигде. Он оказался за бортом наших заповедников и, начиная с 1990-х годов, ни на чей баланс не встал", – говорит главный архитектор города Гатчина Сергей Романов. В 2009 году проект реставрации оценивался в 20 миллионов рублей, но, руководствуясь бюджетным кодексом, муниципальные власти не решились вкладываться в федеральный объект. Самое поразительное, что памятник оказался практических бесхозным спустя почти 220 лет с момента постройки. Казалось бы, он у всех на виду, но в то же время в слепой зоне. Автомобилистам области площадь Коннетабля известна как один из самых труднопреодолимых перекрестков. Даже в случае проведения в ближайшем будущем укрепительных работ проблемы монумента кардинально не решатся. Вероятность разрушения обелиска останется, пока он будет сдавлен транспортным потоком.
Источник: family-history.ru
29 сентября

8431-Новый фриз майя
Археолог Аня Шетлер очищает надпись под древним лепным фризом, недавно найденным в городище майя Холмуль в гватемальском департаменте Петен. Солнечный свет из входа в туннель подчеркивает вырезанные в камне ноги правителя, сидящего на голове горного духа майя. Огромный фриз (8 на 2 м) изображает человеческие фигуры в мифологическом окружении, из-за чего учёные делают вывод, что это обожествлённые правители. Его обнаружили в июле в основании прямоугольной пирамиды. Франсиско Эстрада-Бельи и его команда нашли его во время раскопок туннеля, оставшегося от «чёрных археологов». Мародёры чуть-чуть не дошли до него. По словам г-на Эстрада-Бельи, фриз — один из лучших в своём роде: «Он сохранился почти на 95%. Разрушен только один угол, потому что находился слишком близко к поверхности. Остальная часть не утратила ни одной детали». Г-н Эстрада-Бельи связан с Тулейнским и Бостонским университетами, а также Американским музеем естественной истории и Национальным географическим обществом (все — США). Специалист по иероглифике майя Дэвид Стюарт из Техасского университета в Остине (США) отмечает, что большинство крупных храмов майя, скорее всего, было украшено подобными элементами, причём каждый фасад строения зачастую нёс уникальное послание. Увы, не все храмы были так хорошо засыпаны землёй и законсервированы, как этот. Та часть храма в Холмуле, где нашли фриз, датируется примерно 590 годом, то есть классическим периодом майя, когда велась борьба между двумя главными династиями — Тикаля и Кануля. Царства боролись за ресурсы и контроль над городами-государствами поменьше. Историки не знали, на чьей стороне был Холмуль, но надпись на фризе поведала, что строительство храма велось по приказу Ах-Восаля, правителя соседнего города-государства под названием Наранхо, который, как известно из других источников, был вассалом Кануля. В 2012 году группа г-на Кануто нашла и расшифровала серию надписей в другом городище майя такого же размера, как Холмуль, — Ла-Короне, тоже находившимся под властью Кануля. Открытия говорят о том, что эти сравнительно маленькие города-государства всё же играли значительную роль на геополитической сцене региона. Почему же Холмуль, в котором жили всего 10–20 тыс. человек, был так важен для Тикаля и Кануля? Г-н Эстрада-Белли полагает, что город занимал стратегически выгодное положение с точки зрения обоих царств. Он лежал вдоль лучшего пути в направлении восток — запад между Тикалем и побережьем. А по линии север — юг он находился между столицей Кануля Цибанче и гватемальским высокогорьем, причём этот путь не проходил через тикальскую территорию. Гватемальское высокогорье богато ресурсами: базальтом, обсидианом и жадом, желанными для обоих царств. «Правитель майя без жада не правитель», — подчёркивает г-н Кануто. Подчинив Холмуль на востоке и Ла-Корону на западе, Кануль получил доступ к этим богатствам. Фриз оставлен в Холмуле, ибо он слишком велик для транспортировки. «Мы, конечно, постараемся его сохранить, — обещает г-н Эстрада-Бельи. — Но очень обеспокоены его нынешним состоянием, поэтому нам пришлось закопать обратно входной туннель, дабы обеспечить ему стабильные условия».
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
29 сентября

8430-Могила жрицы моче
Примерно 1 200 лет назад индейцы моче устроили пышные похороны одной выдающейся женщине. Пару недель назад в Сан-Хосе-де-Моро, что в долине реки Хекетепеке на севере Перу, археологи нашли ту могилу вместе с признаками привилегированного статуса покойной. Это одна из тех находок, которые меняют представления о роли женщин в обществе моче. Даму поместили в большую погребальную камеру примерно в 6 м под землёй. Земляные стены раскрасили красным, а в нишах сложили приношения в керамических сосудах. В загробный мир её должны были сопровождать двое взрослых людей (предположительно, принесённые в жертву служанки) и пять детей. Тело положили на низкий постамент и украсили очень скромно — лишь ожерельем из местных камней. Но рядом оставили символ высокого социального положения — нечто вроде большого серебряного кубка, который фигурирует в искусстве моче в сценах человеческого жертвоприношения и питья крови. Подобные сосуды прежде были найдены только в гробницах могущественных жриц, бывших по совместительству царицами, так что эта женщина, скорее всего, занимала тот же пост. Украшения, оставшиеся от давно сгнившего гроба из дерева или тростника, — ещё один намёк на важную особу. Медные волны и ступеньки часто встречаются в искусстве моче. Рядом с черепом лежит медная посмертная маска, которая изначально, скорее всего, находилась на крышке гроба, а в ногах — два куска меди, напоминающие сандалии. «Гроб был антропоморфным, — поясняет руководитель раскопок Луис Хайме Кастильо Буттерс из Католического университета Перу. — Он сам стал человеком». По-видимому, гроб был частью представления, в которое превратили похороны (собственно говоря, сейчас происходит примерно то же самое). Скорее всего, женщина правила одной из соседних общин. К месту погребения её, наверное, несла почётная стража, музыканты играли на погремушках, барабанах, свистках и трубах. Посмотреть на процессию собралась вся округа. Это уже восьмое элитное женское захоронение, найденное в Сан-Хосе-де-Моро с 1991 года. У археологов больше нет сомнений в том, что примерно с 600 по 850 год здесь находился крупный религиозный центр, служивший также местом паломничества, и что жрицы-царицы оказывали огромное влияние на политическую и духовную жизнь региона. Сейчас трудно поверить, что ещё четверть века назад учёные отдавали всю полноту власти воинам-жрецам, находясь под впечатлением от гробницы правителя Сипана, скончавшегося в возрасте 30 лет в середине III века на пике раннего этапа культуры моче. Он был обложен золотом и похоронен в искусном мавзолее со следами человеческих жертвоприношений. Археолог из Перу Вальтер Альва в октябре 1988 года назвал того вождя верховным монархом: «Перед ним благоговели, ему платили дань, он собственноручно исполнял жреческие обязанности и твёрдо стоял на вершине социальной пирамиды. Современникам он, должно быть, казался полубогом». Однако на той же вершине находился, по-видимому, кто-то ещё. В 2005 году в Эль-Брухо была найдена татуированная мумия женщины, похороненная с традиционными символами власти — тяжёлыми церемониальными палицами и носовыми кольцами, на которых были изображены воины с дубинами и воины, заклёванные кондорами. Её 15 ожерелий из ляпис-лазури, кристаллов кварца, серебра и медно-золотого сплава тоже говорили о том, что взору археологов открылась воинственная царь-девица. Год за годом новые находки убеждали учёных, что власть в этом районе полностью находилась в руках женщин. Но в 2009 году удалось-таки обнаружить могилу жреца. Он скончался в возрасте 45 лет. Его похоронили с украшениями из меди, покрытой золотом, ожерельями из полудрагоценных камней и медной короной. Рядом лежали останки пяти человек, которых, скорее всего, принесли жертву, дабы они сопровождали господина в посмертном путешествии. Так что мужчины всё-таки занимали руководящие посты наравне с женщинами. А у моче, судя по всему, не было централизованного государства — только слабо связанные друг с другом группы общин, каждая из которых жила своим умом. В долине Хекетепеке одни общины управлялись женщинами, другие — мужчинами, причём не только в этом мире, но и в загробном: в могилах лежат все атрибуты, необходимые для отправления жреческих обязанностей. Подготовлено по материалам National Geographic.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
29 сентября

8429-В Салехарде продолжается реставрация городской усадьбы XIX века
В Салехарде начался второй этап реставрации исторического памятника «Комплекс городской усадьбы: жилой дом, ворота, амбар XIX века». Усадьба, которая находится в историческом центре ямальской столицы – один из немногих сохранившихся в Заполярье образцов постройки конца XIX века. Специалисты говорят о его исключительном значении – в арктических широтах не так много лесов, и в конце позапрошлого века строевого материала попросту не было. Работы на бывшем подворье купца Терентьева невпроворот. Это начали с амбара, потому что состояние было очень плохим. Пока не проведена процедура застаривания, сразу видно: крыша, фундамент и нижние венцы – новодел. Совершенно неизбежный, поскольку именно эти части строения больше всего пострадали от времени. Все сохранившиеся балки, брусья и доски пошли на реанимацию самого старого амбара Салехарда. «Самый большой плюс то, что использован старый материал, насколько только было возможно», – отмечает инженер-конструктор Александр Павловский. Теперь у лабаза вполне рабочий вид. Вернули ему и второй этаж, установили колонны для утраченного балкона. Вместе с галереей на фасаде появится трап, по которому тяжелые мешки носили на второй ярус. Крыша – предмет особой гордости реставраторов, почти собрана в шахматном порядке, по особому методу, позаимствованному у кирпичной кладки. На языке плотников – доска на щель. Это – будущие ворота. Общий вид – пока только на чертежах. С элементами ковки и деревянной резьбы их воссоздадут по эталонам русских усадеб XIX века. Капитальная реставрация архитектурного памятника в округе происходит впервые. На комплексное восстановление всей усадьбы понадобится не меньше трех лет. Это при условии, что за реставрацию дома возьмутся уже в следующем году.
Источник: family-history.ru
29 сентября

8419-Найдена одна из самых древних гробниц правителей майя
Две с половиной тысячи лет гробница Повелителя Грифа лежала в труднодоступном горном районе на юге Гватемалы. По сравнению с высокими пирамидами в других городищах майя этот надгробный памятник был довольно скромным: всего 5 м высотой на заросшей травой платформе из глины и булыжников. В двух с половиной метрах от вершины в нижней части сырой камеры, на раскопки которой ушло два года, гватемальские археологи Криста Шибер и Мигель Оррего нашли сотни яблочно-зелёных и голубых жадовых бусинок. Поблизости находились искусно выполненные глиняные фигурки женщин, в том числе одна с двумя лицами — старым и молодым. На спине другой красовались татуировки. Рядом в беспорядке валялась керамическая посуда, на которой, скорее всего, лежали приношения пищи. Самым интересным артефактом оказался кулон с символом высокого статуса, принятым у ранних майя, — головой стервятника, выполненной из жада. Археологи так и назвали покойного — Повелитель Гриф (K'utz Chman на языке нынешних майя). Хотя кости давно сгнили, скопления драгоценных камней позволяют судить, где располагались ручные и ножные браслеты, а также инкрустированная жадом набедренная повязка. «Они явно не из тех вещей, которые носили в повседневной жизни, — отмечает г-жа Шибер. — Перед нами царская могила». Более того, возможно, это самая древняя из царских гробниц майя, обнаруженных на сегодня. Раскопки в Такалик-Абахе («Стоящий камень» на киче) начались в 1976 году. Сохранились по крайней мере 83 сооружения и более 300 скульптур, которые позволяют судить о городской планировке ранних майя, досуге элиты и ритуалах. Там находится одна из крупнейших в Месоамерике площадок для игры в мяч — 22 на 5 м. Одна из платформ, по мнению г-жи Шибер, могла служить обсерваторией: на её поверхности выложены три параллельные линии каменных монументов, которые указывают на Большую Медведицу, когда она поднимается над горизонтом чуть восточнее от истинного севера. Город располагался в горном перевале и обладал обширными торговыми связями, которые простирались от современного мексиканского штата Веракрус до Сальвадора и Петенского бассейна. Археологи считают, что Такалик-Абах был многонациональным поселением, перекрёстком народов и культур. Возможно, каменная кладка и артефакты Такалик-Абаха смогут однажды ответить на старый вопрос о том, как и почему именно майя пришли на смену ольмекской цивилизации и стали главенствующей силой в регионе на полторы тысячи лет. Ольмеки известны в первую очередь по городищам на побережье Мексиканского залива. У них майя переняли письменность, игру в мяч и, возможно, методы городского планирования. Такалик-Абах и гробница Повелителя Грифа относятся как раз к тому переходному периоду в середине I тысячелетия до н. э., когда стиль каменной кладки постепенно отходит от традиций ольмеков. Примечательно, поясняет г-жа Шибер, что все 354 каменных монумента, кроме двух, построены из местного материала. То же самое с керамикой. Выходит, смена стилей произошла благодаря отказу майя от подражательства, а не в результате появления в этих местах какого-то другого народа. Как считают Шибер и Оррего, гробница Повелителя Грифа — мостик между двумя стилями. «Он был очень богатым правителем, который всё ещё держался традиций ольмеков, — рассказывает г-жа Шибер. — Но то, что положили ему в могилу, уже указывает на иные стилистические веяния». Например, татуировка на спине одной из женских фигурок в точности соответствует узору на фреске из раннего майянского городища Сан-Бартоло, а кулон из жада сильно напоминает изображение правителя из ольмекского городища Ла-Вента. Рядом с гробницей найдена другая группа артефактов (в том числе пара образцов очаровательной жадовой мозаики, см. их ниже), которая младше на пять столетий и уже не имеет ничего общего с ольмеками. Это не просто вопрос изменения моды. Стилистический переход отражает сдвиги в идеологии и политических пристрастиях. «Не забывайте о том, что здесь похоронен царь, — говорит г-н Оррего. — Рост политического влияния майя диктовал культурные перемены, которые насаждались сверху». Гробницу открыли очень вовремя: сейчас происходит пересмотр старой концепции, гласившей, что культуру майя «породила» цивилизация ольмеков. Большинство специалистов склоняется к тому, что отношения между ними тоньше. «Ольмекский стиль возник в результате широкого взаимодействия между элитами разных народов на очень большой площади, — отмечает, например, Майкл Лав из Университета штата Калифорния (США), который занимался раскопками Такалик-Абаха в 1980-х, а затем переключился на соседнее городище той же эпохи Ла-Бланка. — Я не считаю, что стиль ольмеков транслировался в одностороннем порядке с побережья Мексиканского залива на остальные области». Иными словами, то, что раньше считалось ольмекским влиянием в культуре майя, в действительности может оказаться исконно майянским аспектом. Подготовлено по материалам Archaeology.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
4 сентября

8418-Гёбекли-Тепе был построен для поклонения Сириусу?
Гёбекли-Тепе, расположенный на юге Турции старейший храм в мире, возможно, был построен для поклонения Пёсьей звезде — Сириусу. Комплекс возрастом 11 тыс. лет состоит не менее чем из 20 участков. Хотя раскопки ведутся с середины 1990-х, обнаружено лишь несколько из них. Каждый представляет собой кольцо из огромных Т-образных каменных столбов, часть из которых украшена резьбой, изображающей свирепых животных. Ещё два мегалита стоят параллельно друг другу в центре каждого кольца. Гёбекли-Тепе пробил брешь в теории неолитической революции, которая гласила, что появление производящего хозяйства стало стимулом к строительству поселений и развитию цивилизации, искусства и религии. Между тем в окрестностях храма нет никаких свидетельств сельского хозяйства, то есть в данном случае религия возникла раньше земледелия и скотоводства. «Зато есть много стоянок охотников-собирателей, относящихся к тому же времени, — отмечает руководитель раскопок Клаус Шмидт из Германского археологического института (ГАИ). — Гёбекли-Тепе был святилищем для тех, кто там жил». Остаётся только догадываться, что это была за религия. Археоастроном Джулио Мальи из Политехнического университета Милана (Италия) обратился за ответом к ночному небу. Например, расположение столбов Стоунхенджа уже подсказало учёным, что британский памятник мог быть построен в качестве своего рода обсерватории для поклонения Луне. Г-н Мальи разработал модель неба, которое видели строители Гёбекли-Тепе. За прошедшие тысячелетия положение звёзд сильно изменилось из-за колебаний земной оси при вращении планеты, и звёзды восходят и заходят ныне в других точках. Некоторые и вовсе исчезают за горизонтом, дабы появиться вновь тысячи лет спустя. Сегодня Сириус виден почти во всём мире как самая яркая звезда на небосклоне после Солнца, а в ночи это четвёртый по яркости объект после Луны, Венеры и Юпитера. Сириус заметен настолько хорошо, что его восход и заход были положены в основу древнеегипетского календаря, поясняет г-н Мальи. На широте Гёбекли-Тепе Сириус находился ниже линии горизонта примерно до 9300 года до н. э., а потом неожиданно появился в поле зрения, оказав, должно быть, сильное впечатление на древних людей. «Вероятно, храм был возведён, чтобы следить за "рождением" звезды, — считает г-н Мальи. — Легко представить, что появление нового объекта в небе вызвало к жизни новую религию». С помощью карт Гёбекли-Тепе и спутниковых снимков региона г-н Мальи провёл воображаемую линию между и параллельно двум мегалитам внутри каждого огороженного участка. Три из раскопанных на сегодня колец указывают на те точки на горизонте, где Сириус должен был восходить в 9100, 8750 и 8300 годах до н. э. Результаты предварительные, подчёркивает г-н Мальи. Нужны более точные расчёты с применением теодолита. Кроме того, неясна последовательность, в которой возводились сооружения, так что трудно сказать, действительно ли кольца были построены, чтобы следить за Сириусом в различных точках горизонта. Более того, дальнейшие раскопки могут и вовсе исключить астрономическое значение храма, отмечает Йенс Нотрофф из ГАИ: «Может статься, строения были крытыми, а в этом случае смотреть в небо, конечно, затруднительно». Результаты исследования опубликованы на сайте arXiv.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
4 сентября

8417-Минойское извержение
Новое исследование насекомых-вредителей из древнего сосуда с греческого острова Тира рассказало ещё немного о сильном извержении вулкана, которое произошло где-то между 1627 и 1600 годами до н. э. и, возможно, породило легенду об Атлантиде. Ева Панагиотакопулу из Эдинбургского университета (Шотландия) и её коллеги изучили содержимое сосуда из поселения бронзового века Акротири, которое иногда называют Помпеями Эгеиды, ибо оно точно так же на тысячи лет оказалось погребено под слоем пепла и пемзы. Сосуд же нашли в одной из комнат первого этажа так называемого Западного дома, где, по всей видимости, располагался склад. Внутри находились остатки гороха и насекомых-вредителей. Всё это было найдено ещё полвека назад, но не сразу появились технологии, которые сделали возможным детальный анализ, а идея связать насекомых с извержением возникла и того позже — как результат различных исследований по итогам археологических раскопок здесь и там. Новая технология предварительной обработки хитина позволила радиоуглеродным методом датировать белок промежутком, охватывающим 1744–1538 годы до н. э., что согласуется с оценками времени извержения. После этого учёным пришла в голову другая идея: определить время года, когда случилось извержение. Анализ останков насекомых показал, что это представители семейства зерновок. Они могли успеть заразить горох и потом попасть в хранилище после молотьбы только в начале лета, то есть взрыв, погубивший Минойскую цивилизацию, произошёл в июне или начале июля. Исследователи обратили внимание также на то, что зерновки находились на разных стадиях развития: встречаются и личинки, и куколки, и взрослые особи (имаго). Это говорит о том, что насекомые погибли все сразу, причём вскоре после того, как горох ссыпали в хранилище. (Зерновки заражают плоды зерновых и бобовых культур только на поле и живут лишь год.) Знание о времени года Минойского извержения позволит учёным разработать более точные модели распространения пепла и обломков по свету. Разумеется, в Акротири хранился не только горох, так что дальнейшие штудии могут принести ещё более интересные плоды. Результаты исследования опубликованы в журнале Naturwissenschaften.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
4 сентября

8416-Кто первый?
Фарерские острова — далёкий архипелаг между Шотландией и Исландией, — согласно поразительному археологическому открытию, могли были заселены на 500 лет раньше, чем думали учёные. Острова, как считалось, были колонизированы викингами в IX веке. Тем не менее датирование золы от сжигания торфа и зёрен ячменя показало, что люди поселились там где-то между IV и VI столетиями. Фареры стали первым плацдармом за пределами Шетландских островов для перехода европейцев через Северную Атлантику. Поэтому полученные результаты делают возможными спекуляции о том, что Исландия, Гренландия и даже Северная Америка были достигнуты раньше, чем считалось. Майк Чёрч из Даремского университета (Великобритания) признаётся, что ни он, ни его партнёр по исследованиям Симун Арге из Национального музея Фарерских островов не ожидали найти подобное: «Мы брали пробы в 2006 году ради изучения средневековых поселений викингов». Золу и ячмень взяли под длинным домом. Перед тем как выложить торф на поля и луга для повышения стабильности и плодородия почв, в Северной Атлантике его было принято подогревать. Ячмень же не рос сам собой на Фарерских островах, его завезли туда люди. Следовательно, можно сделать вывод о том, что архипелаг был заселён ещё до викингов. По словам историка Эндрю Дженнингса из Университета Северо-Шотландского нагорья и островов, мысль о том, что викингов опередили, не нова: «Фарерский поэт Кристиан Матрас, например, писал об этом ещё в середине XX века. Он разглядел старые системы полей, которые не согласовывались с расположением более поздних поселений. Но у него не было веских доказательств». Пока неизвестно, откуда приехали таинственные поселенцы — с Британских островов или из Скандинавии. «Только ирландский монах Дикуил около 825 года упоминает о путешествиях ирландских отшельников по островам Северной Атлантики», — отмечает г-н Чёрч. Действительно, в географическом труде Дикуила описываются острова, которые не фигурируют ни в каких других источниках того времени: «Много иных островов лежит в северном Британском океане. До них можно добраться от северных островов Британии, плывя прямо в течение двух дней и двух ночей с парусом, всё время наполненным попутным ветром. Большинство этих островов маленькие, они разделены узкими проливами, и на протяжении почти ста лет отшельники жили там, добираясь туда из нашей земли, Ирландии, на лодках». Г-н Дженнингс рассказывает, что идентификация этих островов как Фарерских была предметом дискуссии, но сейчас кажется убедительным, что Дикуил говорил именно об этом архипелаге. Тем не менее г-н Чёрч подчёркивает, что его находки не обязательно связаны с путешествиями ирландских монахов: «Наши данные говорят о том, что колонизация происходила ещё раньше, и необходимы дополнительные исследования, прежде чем делать какие-либо выводы о происхождении этих поселенцев. Нужно найти следы поселения, которое можно было бы сравнить с уже известными». Это будет очень трудно. Остатки ранних поселений весьма эфемерны. К тому же Фареры обитаемы лишь в некоторых местах, и викинги, естественно, обустроились там же, где жили до них, не позаботившись о сохранении местного культурного наследия. Несмотря на это, г-н Дженнингс уверен, что поселенцы прибыли из Британии: «Мне кажется более вероятным, что они пришли с Гебридов или Шетландских островов, чем из Норвегии. У пиктов Шетландских островов в те времена уже были корабли и даже, возможно, парус. У модели лодки, найденной в Ирландии и относящейся примерно к 100 году до н. э., есть мачта. Наверное, такие суда были распространены во всём кельтском мире. А в Норвегии парус освоят только к 700 году».
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
4 сентября

8415-О роли женщины в истории христианства
В первые века христианства значительную роль в распространении новой религии сыграли женщины. По словам автора пятилетнего исследования Кейт Купер из Манчестерского университета (Великобритания), многие из них забыты не только историками, но и, что самое главное, основными христианскими церквами. В обществе Римской империи женщины вели чуть более свободный образ жизни, чем в христианизированной Европе средних веков. В I–II веках они не только активно проповедовали новую веру в кругу семьи и друзей, но и организовывали общины, спонсируя их в том числе из собственных средств, ибо владели небольшими предприятиями. Соответственно, и христианство относилось к женщинам совсем не так, как впоследствии. Вот несколько примеров, которые приводит г-жа Купер в своей книге. Первым человеком, который стал спонсором Св. Павла, была именно женщина — Лидия из Фиатир, «торговавшая багряницею» (Деяния 16:14–15), которую апостол со спутниками встретили в македонском городе Филиппы. Перпетуя, жившая в Карфагене в конце II века, прославилась тем, что отказалась отречься от веры вопреки требованию отца, предпочтя мученическую смерть. Её дневник, написанный в тюрьме в ожидании казни, даже сейчас назвали бы леворадикальным текстом. Тем более он не удовлетворяет взглядам современного христианства на то, какой должна быть женщина, отмечает г-жа Купер. Анонимное сочинение II века «Деяния Павла и Фёклы» повествует о некоей Фёкле Иконийской, ученице Св. Павла. Она отказалась от брака, к которому её принуждали родители: неслыханная дерзость по тем временам. «Хотя нет никаких причин считать, что Фёкла действительно существовала, эта история оказала большое влияние на умы первых христиан и на учение церкви о целомудрии и непорочности, — поясняет г-жа Купер. — Вместо того чтобы порицать Фёклу за ослушание, авторы первых веков христианства восхваляли её отвагу и призывали девушек, в том числе своих сестёр, следовать этому примеру». В этом смысле христианство совершило своего рода революцию в сексистском античном мире. Но впоследствии, хотя все упомянутые особы были канонизированы, церковь перетолковала их деяния на свой лад: подчёркивалось, что это были акты веры, то есть, говорила церковь, будь у этих женщин родители-христиане, они бы их не ослушались. Г-жа Купер трактует это по-другому — как акты эмансипации, стремления женщин к равноправию. В подтверждение своих слов автор напоминает, что в I–II веках женщины проповедовали евангелие наравне с мужчинами и даже совершали обряд крещения. Поэтому постулат некоторых современных течений в христианстве о том, что женщины имеют право становиться священниками и отправлять обряды, не только веяние времени, но и восстановление исторической справедливости. Лишь после того, как около 313 года в христианство обратился император Константин и религия превратилась в общественный институт, а священники-мужчины приобрели статус государственных чиновников, женщины оказались в христианстве на вторых ролях и перестали быть публичными фигурами. Между тем, как указывает г-жа Купер, даже в Евангелиях женщины — в числе главных персонажей: достаточно вспомнить мать Иисуса или сестёр Марию и Марфу (Лк. 10: 38–42). Печально, говорит она, что авторы и редакторы этих текстов не потрудились уделить им больше внимания, то есть столько, сколько, по её мнению, следовало бы. Приходится читать между строк, обращая внимание на малозначительные, казалось бы, детали. Подготовлено по материалам Манчестерского университета.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
4 сентября

8414-О генах из Африки
Первые люди покинули Африку около 200 тыс. лет назад, после чего рассеялись и заселили остальной мир. Но это не была поездка в один конец: некоторые вернулись. Группа учёных утверждает, что ей удалось проследить противоположную миграцию, которая двумя этапами принесла гены из остального мира обратно на юг Африки — задолго до появления там европейских колонизаторов. Новые, улучшенные методы позволили обрушить на африканские геномы шквал исследований. Впервые специалисты по популяционной генетике могут изучить сложную историю миграции людей в Африке по существу, тогда как раньше приходилось полагаться на анализ косвенных данных: языков, костей и остатков материальной культуры. Генетические признаки обратных миграций выявлялись и раньше. За последнее десятилетие было установлено, что люди возвращались в Африку после исхода. А сравнительно недавно анализ ДНК показал, что 2 тыс. лет назад небольшая группа обитателей Восточной Африки переселилась на юг и смешалась там с местными охотниками и собирателями. Новое исследование соединило два этих события. Сотрудники Гарвардской медицинской школы (США) сообщают, что им удалось обнаружить следы обеих миграций в ДНК бушменов. Специалисты изучили более полумиллиона сайтов генетических мутаций в геномах примерно тысячи человек, в том числе где-то двухсот жителей Южной Африки, представляющих 22 этнические группы. Обратившись к бушменам, учёные рассмотрели участки ДНК, в которых индивиды в какой-то момент, по-видимому, унаследовали хромосому другого народа. Эти участки ДНК содержат блоки генетических вариантов, комбинации которых аналогичны закономерностям, наблюдаемым у небушменов. Эти блоки короче и сильнее разбросаны у бушменов, чем у гипотетической донорской группы, поскольку генетическая рекомбинация, происходящая с каждым поколением, со временем фрагментирует донорскую хромосому. Измерив масштаб фрагментации, исследователи смогли предположить, сколько поколений назад хромосома проникла в бушменские геномы. Тем самым были обнаружены признаки двух волн переселения: одна произошла около 3 тыс. лет назад, когда неафриканцы мигрировали на восток Африки, а вторая — 900–1 800 лет назад, когда восточные африканцы пришли на юг континента и принесли с собой неафриканские гены. В результате этой двухтактной миграции некоторые бушменские группы, которые считались изолированными, в действительности несут 1–5% неафриканской ДНК, отмечают Дэвид Рейх, Джозеф Пикрелл и другие. Генетикам уже удалось обнаружить свидетельства смешивания (интербридинга), но впервые многочисленные акты межэтнического скрещивания были найдены в пределах генетического досье одной группы. Открытие выглядит логичным в свете предшествовавших археологических и лингвистических штудий, отмечает генетик-антрополог Сара Тишкофф из Пенсильванского университета (США). Например, носители южноафриканских языков из семьи кхое, истоки которой восходят к восточным африканцам, принёсшим на юг искусство скотоводства, обладают, по данным нового исследования, самой высокой долей неафриканских генов. Кроме того, повсюду на юге Африки найдены кости крупного рогатого скота и овец возрастом 2 тыс. лет, а также керамика с чертами, характерными для восточноафриканских скотоводческих культур. В то же время выводы поднимают вопрос о происхождении восточных африканцев, которые встречали неафриканцев, и, конечно, самих неафриканцев. Неафриканские гены бушменов больше всего напоминают гены современных южных европейцев. Но авторам кажется более вероятным, что носители тех генов на самом деле попали в Африку с Ближнего Востока или Аравийского полуострова. Напоследок скажем несколько слов о технической стороне дела. Африка — самый генетически разнообразный континент, а бушмены считаются обладателями самой древней генетической родословной. Есть мнение, что они потомки первых людей, разделившихся с другими людьми современного типа, которые предпочли покинуть Африку. Несмотря на чрезвычайно важную роль этого региона в человеческой истории, только в последние годы было собрано более или менее солидное количество данных относительно групп, представляющих все уголки континента. В Африке две тысячи этнических групп, но расшифрованные геномы можно перечесть по пальцам. Отчасти трудности связаны с этическими и логистическими сложностями, а также с тем, что финансируются прежде всего генетические исследования медицинской направленности, а не этнографической. Усугубляет проблему и то, что микромассивы для изучения генетического разнообразия рода человеческого первоначально были созданы для анализа вариантов, наблюдаемых у европейцев и американцев европейского происхождения, и не предназначались для работы с африканскими геномами. Ситуация изменилась только в 2011 году, когда г-н Рейх и другие генетики в сотрудничестве с калифорнийской компанией Affymetrix создали новый чип — Human Origins Array, способный работать с более разнообразными образцами. Новинка использовалась и в этом исследовании.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
3 сентября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9][10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100