Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
7700-Бои в Алеппо уничтожили охраняемый ЮНЕСКО рынок
В результате боев между правительственными силами и повстанцами в Алеппо уничтожен средневековый рынок, находящийся под охраной ЮНЕСКО, сообщает BBC News. На рынке, расположенном на территории Старого города в Алеппо, в пятницу, 28 сентября, возник пожар, потушить который не удается более суток. Причиной пожара стала ожесточенная перестрелка, в ходе которой обе стороны конфликта использовали минометы и автоматическое оружие. Директор Кишора Рао (Kishore Rao) Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО назвал "огромной потерей и трагедией" повреждения, полученные Старым городом Алеппо в ходе боев. Старый город - комплекс зданий XII-го - XVI-го веков - до начала военного конфликта в Сирии входил в число наиболее посещаемых туристами достопримечательностей страны. Старый город Алеппо был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. Вооруженное противостояние между сторонниками и противниками президента Башара Асада продолжается в Сирии с марта 2011 года. По данным сирийских правозащитников, с момента начала конфликта в стране погибли около 27 тысяч человек.
28 сентября

7699-Поиск таинственной фрески Леонардо да Винчи остановлен
По-видимому, тайна утраченной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» ещё долго останется неразгаданной. Амбициозный проект по её поиску остановлен на неопределённый срок. Уже в конце сентября будут демонтированы леса, простоявшие почти десять месяцев перед стеной Зала Пятисот, что в Палаццо Веккьо, флорентийском здании, выстроенном в XIV веке. Именно там, за фреской «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари (1511–1574), находится шедевр Леонардо, считает Маурицио Серачини, директор Центра междисциплинарных исследований в области искусства, архитектуры и археологии Калифорнийского университета в Сан-Диего (США). Специалист более тридцати лет изучал этот вопрос и в прошлом году выделил 14 небольших участков фрески, которые предложил просверлить, чтобы ввести туда эндоскоп. Министр культуры Италии дал добро на семь отверстий, и местные специалисты выбрали те фрагменты, которые были и без того испорчены или на которых уже не осталось оригинальной краски. В январе исследователи просверлили шесть крошечных отверстий и вставили туда провод диаметром 3,8 мм с микрокамерой, а также собрали образцы красного, белого, оранжевого и чёрного материала. Хотя ни одно из отверстий не располагалось там, где просил сверлить г-н Серачини, результаты оказались обнадёживающими, сообщало Национальное географическое общество США, генеральный спонсор проекта. Анализ, проведённый с помощью сканирующего электронного микроскопа, показал, что чёрный материал обладает необычным сочетанием марганца и железа. По словам г-на Серачини, аналогичный пигмент содержится в коричневой глазури на полотнах Леонардо «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Красный материал — это, скорее всего, красный лак. На изображениях, полученных с помощью камеры, был замечен также бежевый материал, который мог быть нанесён на скрытую стену только кистью. Но главное открытие заключается в том, что удалось получить визуальное свидетельство воздушного зазора между стеной, на которую нанесена «Битва при Марчиано», и стеной позади. Г-н Серачини уверен, что Вазари специально распорядился возвести новую стену, чтобы сохранить шедевр Леонардо.История гласит, что в 1503 году сразу два величайших мастера в истории человечества — Леонардо и Микеланджело — получили заказ на работу в Зале совещаний. Они должны были расписать противоположные стены, но Микеланджело не продвинулся дальше эскиза своей «Битвы при Кашине», тогда как Леонардо приступил к «Битве при Ангиари», известной также как «Сражение за знамя», 6 июня 1505 года. Ему тогда было 53 года. В своих знаменитых «Жизнеописаниях» (1550) Вазари поведал, что Леонардо очень ярко изобразил гнев и ярость и людей, и лошадей. Он также сообщал, что титан всё же отказался от проекта из-за технических проблем, сопутствовавших его экспериментам по нанесению масляной краски на влажную штукатурку. Историки, правда, подозревают, что Вазари лукавил насчёт незавершённости, ибо современники Леонардо были в восторге от этой работы, а Рубенс даже скопировал анонимную копию фрески, и теперь это единственное её свидетельство. Через десять лет после окончания работы над книгой Вазари пригласили принять участие в перестройке Зала совещаний, который стал Залом Пятисот. После этого фреска Леонардо исчезла. И не только она. Во время «общегородского обновления», который герцог Козимо I придумал для прославления своего семейства Медичи, Вазари пришлось пожертвовать также «Троицей» Мазаччо в церкви Санта-Мария-Новелла. Но он не уничтожил работу, а просто замуровал её. В 1861 году это обстоятельство вскрылось, когда была удалена выстроенная Вазари стена с его фреской «Мадонна Розария». И в 2000 году на одной из конференций, посвящённых наследию Леонаро да Винчи, итальянский учёный Карло Педретти высказал гипотезу о том, что и с Леонаро Вазари поступил точно так же. После этого г-н Серачини взялся за сложные исследования «Битвы при Марчиано» с помощью лазерных сканеров, рентгеновских аппаратов, термографического и радиолокационного оборудования. Единственный невыдуманный персонаж «Кода да Винчи» Дэна Брауна, он обратил внимание на крошечную надпись, оставленную Вазари на своей гигантской фреске: «Cerca, trova» («Ищите и обрящете»). Казалось, всё шло как нельзя лучше: нашлись спонсоры и оборудование, помощники и лоббисты (перед итальянским правительством о проекте ходатайствовал мэр Флоренции Маттео Ренци), удалось решить вопрос дальнейших исследований (для продолжения работы потребовался более сложный химический анализ, который можно было бы выполнить на синхротроне ESRF во французском Гренобле), но Рим вдруг заартачился. В «верхах» перевес оказался на стороне тех, кто опасается за сохранность фрески Вазари при дальнейшем сверлении. Так, Сесилия Фрозинини, директор отдела фресок реставрационной лаборатории Opificio delle Pietre Dure, подала в отставку в знак протеста. «Моя работа заключается в сохранении произведений искусства, а не наоборот», — пояснила она. Многие историки искусства подписали петицию против порчи «Битвы при Марчиано», а некоторые поставили под сомнение, что Вазари вообще мог так поступить с художником, перед которым преклонялся. Характерна реакция на это г-на Ренци, ныне кандидата в премьер-министры на первичных выборах левоцентристов: «Если правительство боится разрешить реставрацию, которая была бы обязательно разрешена в другое время и в другом месте, мы просто подождём, пока сменится правительство».
27 октября

7698-Опубликован египетский трактат в защиту ритуального секса
Ричард Яснов из Университета Джонса Хопкинса (США) и Марк Смит из Оксфордского университета (Великобритания) опубликовали в журнале Enchoria перевод недавно найденного египетского папируса, написанного около 1 900 лет назад. В этом сочинении некий египетский жрец рассказывает о ритуалах в честь богини Мут, и исследователи полагают, что в такой форме автор полемизировал с коллегами на тему необходимости ритуального секса. В сопроводительной заметке учёные отмечают, что это первый образчик неизвестного доселе жанра египетской литературы, который они обозначают как "cult" fiction. Известно, что в Египте порой спорные вопросы обсуждались в художественно-литературной форме, так почему бы в их числе не оказаться нюансам культа? Тем более что свидетельств о ритуальном сексе в Египте сохранилось мало: вероятно, эта практика не имела широкого распространения. К тому же примерно за 500 лет до написания этого текста греческий историк Геродот отмечал, что именно египтяне первыми ввели правило, запрещающее связь с женщиной в храме и вход туда после такой связи без омовения. Папирус, написанный демотическим письмом, скорее всего, был составлен в файюмской деревне Тебтунис во времена римского владычества. Ныне он находится во Флоренции (Италия), в Национальном археологическом музее. Рассказчик неоднократно возвращается к теме секса. Например, в одном месте он умоляет читателя как следует пить, есть и петь, а также «облачиться в одеяние, умастить тело, украсить глаза и окунуться в блаженство». По его словам, нет такого дня, когда Мут неугодно видеть человека опьянённым. «А что до тех, кто звал меня злым, Мут сама назовёт их злыми», — подчёркивает автор. Исследователи знают наверняка, что история выдумана, поскольку в тексте употребляется египетское существительное, которое использовалось для обозначения глав только в художественной литературе. Текст сохранился не полностью. Повествуется о приверженце Мут, который убеждает другого человека посвятить себя служению богине и принять участие в соответствующих ритуалах.
27 октября

7697-Кто написал Джоконду юной и счастливой?
Группа искусствоведов утверждает, что за десять лет до «Джоконды» Леонардо да Винчи уже писал Мону Лизу, которая тогда была и моложе, и счастливее. «Айзелуортская Мона Лиза» известна давно. Размерами она чуть больше знаменитого портрета и отличается от него более тёмными тонами и незавершённым фоном. На нём в позе Джоконды изображена очень похожая на неё молодая дама с не менее загадочной улыбкой. Эксперты швейцарского Фонда Моны Лизы представят сегодня 320-страничный свод доказательств в пользу того, что эта картина принадлежит кисти Леонардо. В то же время учёные не готовы взять на себя ответственность и поставить точку в этом вопросе. Подлинность работы остаётся предметом дебатов с 1913 года, когда она была обнаружена английским коллекционером Хью Блейкером. Он приобрёл полотно у одного семейства благородного происхождения и привёз в свою студию в лондонском пригороде Айзелуорт, откуда и название картины. В 1915 году отчим коллекционера Джон Эйр, историк искусства, опубликовал книгу, в которой высказал предположение, что Леонардо написал две версии «Моны Лизы» и что по крайней мере бюст, лицо и руки «айзелуортской дамы» принадлежат кисти самого мастера. Затем Блейкер продал картину американскому коллеге Генри Пулитцеру, который отказал её своей подруге. После смерти последней полотно выкупил Фонд Моны Лизы. Пулитцер предпринял ещё более тщательное исследование работы и рассказал о своих выводах в книге «Где Мона Лиза?» (1966). Одним из источников его измышлений стали «Жизнеописания» художника и историка искусства XVI века Джорджо Вазари, который отмечал, что Лиза Герардини, жена богатого торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, действительно позировала Леонардо (Пулитцер рассчитал, что это было между 1503 и 1506 годами), но картина осталась незавершённой. Тем не менее в 1516 году, за три года до смерти, Леонардо продал королю Франциску I готовую «Мону Лизу», и сторонники описываемой гипотезы утверждают, что «Айзелуортская Джоконда» была завершена учениками мастера и передана заказчику, а затем Леонардо написал уже «свою» «Мону Лизу» — не по заказу, а для себя. И действительно, Пулитцер выяснил, что в «Трактате о живописи» (1584) Джованни Ломаццо упоминает две картины — «Джоконду» и «Мону Лизу». Пулитцер обратил внимание и на колонны, обрамляющие «айзелуортскую даму». Похожий элемент присутствует на рисунке Рафаэля, сделанном, вероятнее всего, по памяти после того, как два великих художника встретились в студии Леонардо в 1504 году. К тому же Вазари упоминает приятную улыбку. Обычно эти слова относят к той «Джоконде», которая хранится в Лувре, но трудно спорить с тем, что у «айзелуортской дамы» улыбка не менее обаятельная. Увы, источники Вазари не всегда заслуживают доверия. Кроме того, платье, волосы, пейзажный фон заставляют экспертов сомневаться в том, что это Леонардо. К тому же «Айзелуортская Мона Лиза» написана на холсте, которым художник пользовался крайне редко, предпочитая дерево.
27 октября

7696-«Железный человек», найденный нацистами в Тибете, пришёл из космоса
Буддийская статуя, привезённая нацистами в Германию из Тибета, оказалась внеземного происхождения. «Железный человек» — 24-сантиметровая скульптура, изображающая, вероятно, бога Вайшравану, — изготовлена из фрагмента метеорита Чинга, разлетевшегося на куски в районе нынешней российско-монгольской границы 10–20 тыс. лет назад. Эльмар Бюхнер из Штутгартского университета (ФРГ) и его коллеги провели анализ железа, никеля, кобальта и микроэлементов образца статуи, а также его структуры. Выяснилось, что геохимия артефакта очень похожа на известные фрагменты метеорита Чинга. И тогда это третий по величине его кусок. Материал скульптору попался исключительно твёрдый, но он, по всей видимости, знал, что делать. Кстати, г-н Бюхнер предполагает, что автор жил в XI веке, то есть ещё до того, как местную религию бон окончательно победил буддизм, но это лишь гипотеза. Считается, что статуэтку привезли в Германию после экспедиции в Тибет 1938–1939 годах. Фашистов, скорее всего, воодушевила свастика. Считалось, что первые фрагменты метеорита были обнаружены в 1913 году золотоискателями. В действительности это произошло, как мы теперь видим, на много веков раньше. Это единственная известная нам скульптура, вырезанная в метеоритном материале. Обычно им поклонялись в нетронутом виде. Так, 15-тонный метеорит Вилламетт считался священным некоторыми коренными американцами, и есть мнение, что Чёрный камень Каабы в Мекке тоже является метеоритом.
27 октября

7695-Револьверы Бонни и Клайда продали с аукциона
Револьверы, принадлежавшие известным американским преступникам Бонни Паркер и Клайду Бэрроу, 30 сентября продали с аукциона в городе Нашуа в Нью-Хэмпшире. Аукцион был организован домом RR Auction. Об этом сообщает Associated Press. Короткоствольный револьвер калибра 9,6 миллиметра, принадлежавший Бонни Паркер, был продан за 264 тысячи долларов. Кольт Клайда Бэрроу калибра 11,4 миллиметра ушел с аукциона за 240 тысяч долларов. Именно эти револьверы Бонни и Клайд использовали во время своей последней перестрелки с полицейскими в 1934 году, когда гангстеры были убиты. Оба револьвера приобрел один и тот же покупатель, имя которого не сообщается. Кроме того, на аукционе за 36 тысяч долларов продали наручные часы Клайда Бэрроу, а серебряный доллар выпуска 1921 года, найденный в его кармане после смерти, ушел с аукциона за 32 тысячи долларов. Помимо предметов, принадлежавших Бонни и Клайду, на аукционе были выставлены вещи других знаменитых преступников, включая Аль Капоне и Джона Диллинджера. Бонни Паркер и Клайд Бэрроу были организаторами бандитской группировки, которая совершала налеты на банки, магазины и бензоколонки в США во времена Великой депрессии. Полиции долго не удавалось задержать преступников, однако в 1934 году в результате доноса агенты ФБР обнаружили квартиру, в которой скрывались члены бандитской группировки. Гангстеры были убиты в перестрелке с полицейскими. Бонни в тот момент было 23 года, а Клайду - 25 лет.
27 октября

7694-Под Гонконгом обнаружили древний супервулкан
Геологи из Гонконга говорят, что получили новые свидетельства того, что территория современного Гонконга расположена на огромном древнем супервулкане. Как рассказали в Департаменте строительства и развития Гонконга, соответствующая информация была получена от ученых, которые исследовали древние породы на месте нескольких промышленных застроек и обнаружили там единообразные вулканические формирования. Судя по данным компьютерного моделирования, древний вулкан, названный Высокогорным Супервулканом, имет несколько необычную форму - его жерло имело наклон в 30 градусов и изначальный диаметр в 18 километров. Также специалисты полагают, что древний супервулкан образовался из тех же пород и обрушений, что вулкан Таал на Филиппинах, а также вулканы Тамбора и Кракатау в Индонезии. Однако древний вулкан был существенно больше в размерах. "Самое важное, что мы нашли сам вулкан и доказали его существование как таковое. Теперь на основании компьютерного моделирования можно начать более подробные исследования вулканических структур", - говорит Дэнис Танг, инженер и геолог из Департамента строительства Гонконга. По его словам, когда супервулкан был активен, он мог выбрасывать до 1000 кубических километров пепла, кроме того, вулкан имел очень широкий канал, соединяющий жерло с раскаленной магмой внутри планеты. Танг говорит, что всего древних вулканов, подобных гонконгскому, было на Земле около 50. Также специалисты отмечают, что последнее извержение гонконгского супервулкана было отмечено примерно 140 миллионов лет назад, однако эта дата очень приблизительна, так как в регионе вулкана сейчас очень сильная эрозия почв и влажный климат, стремительно уничтожающие геологические следы прошлого.
26 сентября

7693-В Цхинвале обнаружено средневековое захоронение
На территории одного из строящихся объектов в столице Южной Осетии обнаружено каменно-ящичное захоронение с останками двух человек. Как сообщил директор Юго-Осетинского научно-исследовательского института (НИИ) им. З. Ванеева Роберт Гаглоев, в могиле находятся скелеты мужчины и женщины эпохи раннего средневековья. «Возраст мужчины от 35 до 40 лет, а женщина была моложе. Они похоронены по христианским обычаям — уложены головой на запад, а ногами к востоку, чтобы их лица тоже были обращены на восток. Можно также сказать, что люди были похоронены в зимнее время года», — сказал Гаглоев. По его словам, на пальце женщины был обнаружен бронзовый перстень с гравировкой, предположительно VI—VIII веков н. э. Рядом с женским скелетом также обнаружены остатки железной булавки. «Кости не деформированы. Интерес представляют черепа, которые мы заберём на исследования, так как один из них существенно деформирован. Как известно, в средневековье аланам в детстве специальной повязкой завязывали голову, чтобы череп принимал овальную форму. Это этнический признак средневековых алан», — пояснил директор НИИ. Отметим, что 3 апреля 2012 года на этой же строительной площадке было обнаружено ещё одно захоронение. По утверждению археологов, на территории стройки находится могильник.
26 сентября

7692-В Женеве выставят прототип "Джоконды"
Швейцарский фонд Моны Лизы 27 сентября представит публике картину, предположительно являющуюся прототипом "Джоконды" Леонардо да Винчи. Швейцарский фонд Моны Лизы 27 сентября представил публике картину, предположительно являющуюся прототипом "Джоконды" Леонардо да Винчи, сообщает Agence France-Presse. По мнению фонда, выставленный в Женеве портрет, известный под названием "Айзелуортская Мона Лиза", является неоконченной ранней версией хранящегося в Лувре шедевра. Предположение, что итальянский художник написал две версии "Моны Лизы", выдвигалось еще в XVI веке, заявил представитель фонда. Как сообщает Associated Press, организация выставила картину, чтобы привлечь внимание искусствоведов из разных стран мира и стимулировать исследование ее подлинности. Между тем мнения экспертов разделились. Некоторые из них подтвердили, что обе картины принадлежат кисти Леонардо да Винчи, в то время как другие предположили, что "Айзелуортская Мона Лиза" является созданной позже копией "Джоконды". Картина получила свое название в честь лондонского пригорода Айзелуорт, где жил приобретший ее в начале XX века британский коллекционер Хью Блейкер (Hugh Blaker). Во время Второй мировой войны она была перевезена в Бостонский музей изобразительных искусств и с тех пор несколько раз меняла владельцев. В течение последних сорока лет картина хранилась в сейфе швейцарского банка. Швейцарский фонд Моны Лизы был создан в 2010 году с целью доказать, что картина написана да Винчи, и с тех пор провел ряд искусствоведческих экспертиз, в частности, с помощью метода радиоуглеродного анализа. Считается, что Леонардо да Винчи написал "Мону Лизу" около 1503-1506 года. Известны десятки копий с хранящегося в Лувре подлинника, датируемые XVI-XVII веками.
26 сентября

7691-Европейцы получили бледную кожу не от неандертальцев
Люди, которые построили Стоунхендж пять тысяч лет назад, вероятно, имели тот же самый бледный цвет лица, что и многие жители сегодняшней Великобритании. Судя по новому исследованию, нынешние британцы и жители континентальной Европы утратили более тёмный оттенок кожи своих африканских предков лишь за шесть тысяч лет до этого, когда неандертальцев и след простыл. Тем самым опровергается гипотеза о том, что современные европейцы получили свою бледную кожу от неандертальцев. Кроме редких эпизодов, отношения наших предков с неандертальцами в Европе были чисто платоническими. Существует чёткая корреляция между географической широтой и пигментацией кожи: народы, которые провели длительное время в высоких широтах, приспособились к тамошним условиям, потеряв пигментацию кожи, которая распространена в более низких широтах, поясняет Сандра Белеза из Университета Порту (Португалия). Светлая кожа позволяет генерировать больше витамина D под действием солнечного света. Дорога привела людей современного анатомического типа в Европу около 45 тыс. лет назад. Когда же их кожа побелела? Г-жа Белеза и её коллеги изучили три гена, связанные с лёгкой пигментацией кожи. Они встречаются во всех человеческих популяциях, но в Европе распространены сильнее, чем в Африке. Анализ геномов 50 человек европейского происхождения и 70 — из Африки к югу от Сахары показал, что это трио покорило население Европы только 11–19 тыс. лет назад, то есть значительное время спустя после прихода первых мигрантов. Это открытие согласуется с более ранними исследованиями, которые предположили, что современные люди не теряли тёмную кожу сразу же по достижении Европы, отмечает Катерина Харвати из Тюбингенского университета (ФРГ). Один из анализов ДНК из костей неандертальцев, живших 40 и 50 тыс. лет назад в Испании и Италии соответственно, дал понять, что наши вымершие двоюродные братья, обитавшие в центре Европы, имели светлую кожу и рыжие волосы. Но неандертальцы канули около 28 тыс. лет назад, не успев передать нам это полезное приобретение, несмотря на то что некоторые из наших предков грешили с ними. Это может показаться необычным, учитывая, что два вида жили в Европе бок о бок несколько тысяч лет. Но, возможно, все наши нынешние неандертальские гены достались нам от скрещивания, происходившего на Ближнем Востоке, где современные люди и неандертальцы встретились впервые, поясняет Крис Стрингер из лондонского Музея естественной истории (Великобритания). Там жили неандертальцы, обладавшие, скорее всего, более тёмной кожей. В самом деле, одно из исследований древней ДНК показало, что у неандертальцев, обитавших на территории современной Хорватии, были тёмная кожа и тёмные волосы. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Biology and Evolution.
26 сентября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75][76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100