Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
7790-Воры ограбили роттердамский музей благодаря пожарной безопасности
Воры проникли в роттердамский музей Kunsthal через задний выход. Об этом, как сообщается в блоге ArstBeat издания The New York Times, в понедельник 22 октября рассказала голландская полиция. Согласно официальным данным, система безопасности в музее, из которого украли семь полотен в ночь на 16 октября, работала исправно, однако грабители воспользовались ее особенностями. Система функционирует следующим образом: при включении сигнализации на короткое время деактивируется электронный замок на двери заднего входа. Это предусмотрено правилами пожарной безопасности. После того как электронный замок отключился, воры взломали механический и проникли внутрь. Запись камер видеонаблюдения показала, что преступники совершили ограбление за две минуты, а полиция приехала через пять, когда они уже покинули музей. На видеохостинге YouTube полицейские опубликовали запись, сделанную камерами наблюдения во время ограбления. На ней видно, что Kunsthal ограбили два человека, однако их лица скрыты. Полиция попросила всех, кто узнает одежду или сумки преступников, сообщить следователям. Из роттердамского музея, в котором проходит выставка "Авангард", были украдены семь картин: полотно Пабло Пикассо "Голова Арлекина" (1971), две работы Клода Моне - "Мост Ватерлоо" и "Мост Чаринг-Кросс" (1901), картина Анри Матисса "Читающая девушка в белом и желтом" (1919), произведение Поля Гогена "Женщина перед открытым окном" (1898), "Автопортрет" голландского живописца конца XIX века Мейера де Хаана (1890) и картина британского художника Люсьена Фрейда "Женщина с закрытыми глазами" (2002). Стоимость произведений достигает нескольких десятков или сотен миллионов долларов. По данным The Daily Telegraph, суммы, фигурирующие в СМИ (ранее сообщалось, что все картины оцениваются в 130 и более миллионов долларов), завышены и основаны на аукционных рекордах. Организация The Art Loss Register, на учете которой числятся все украденные произведения искусства, заявила, что общая стоимость семи полотен составляет 40-80 миллионов фунтов стерлингов (64-130 миллионов долларов). Выставка "Авангард", на которой демонстрируются картины художников конца XIX- XX веков, приурочена к празднованию 20-летия Kunsthal. Все представленные произведения были собраны голландским миллионером Виллемом Кордиа. В настоящий момент выставка работает в обычном режиме - украденные работы заменили другими полотнами из коллекции Кордиа.
Источник: lenta.ru
24 октября

7789-Лувр попросил миллион долларов на покупку статуэток XIII века
Лувр попросил общественность собрать один миллион долларов (800 тысяч евро), недостающий для покупки двух статуэток слоновой кости XIII века, сообщает Agence France-Presse. Директор музея Анри Луаретт (Henri Loyrette) рассказал агентству, что Лувру необходимо найти эти средства до 31 января. Такое условие поставил владелец статуэток, который попросил за них 2,6 миллиона евро. Половину этой суммы предоставило Общество друзей Лувра, еще 500 тысяч пожертвовала страховая компания, но этого недостаточно. Если Лувр не успеет собрать деньги, статуэтки, которые Луаретт назвал шедеврами французской готики, а министерство культуры - национальным достоянием, могут быть проданы за пределами Франции. Ведомство временно запретило продавать их за границу, а Лувр пока имеет приоритет. Музей испытывает к двум 20-сантиметровым статуэткам особый интерес, поскольку разыскивал их на протяжении многих лет. Фигуры Иоанна и Аллегории Синагоги являются частью композиции "Снятие с Креста", датируемой 1270 годом и входит в собрание музея. В 1896 году Лувр приобрел статуэтки Девы Марии и Иосифа Аримафейского, который снимает с креста тело Иисуса, а также стоящую на отдельном постаменте фигуру Аллегории Церкви. В 1947 году музею в дар была передана фигура фарисея Никодима, склоняющегося к ногам Христа. Недостающие фигуры Иоанна и Синагоги принес в сумке непосредственно в кабинет директора частный коллекционер, который и предложил выкупить их. Кампания по сбору средств началась 23 октября. Деньги можно перевести с помощью кредитной карты, чеком или банковским переводом. Также есть возможность перечислить деньги через сайт www.tousmecenes.fr. В 2010 году Лувр объявлял о сборе пожертвований для покупки картины Лукаса Кранаха "Три Грации". Владелец просил за нее четыре миллиона, три из которых музейщики собрали при помощи меценатов, а также взяв кредит. Семь тысяч человек пожертвовали недостающую сумму в один миллион 260 тысяч евро, и полотно пополнило коллекцию музея.
Источник: lenta.ru
24 октября

7788-Римляне были без ума от орхидей
Тщательное изучение древних итальянских артефактов отодвинуло появление в западном искусстве эффектных и очень символичных цветов с Ренессанса на римские времена. Более того, по словам исследователей, популярность орхидей с приходом христианства даже ослабела — возможно, из-за ассоциаций с сексуальностью. Причудливые формы и яркие цветы принесли орхидеям огромную популярность среди цветоводов, которая сохраняется по сей день. Во многих культурах орхидеи также имеют символическое значение из-за внешнего сходства с мужскими и женскими половыми органами. Само слово «орхидея» происходит от греческого названия тестикул. Хотя эти цветы получают много внимания от биологов и экологов, их «фитоиконография» остаётся малоизученной. Несколько лет назад ботаник Джулиа Канева из Римского университета (Италия) взялась восполнить пробелы. Вместе с несколькими аспирантами она приступила к составлению базы данных итальянских артефактов с растительными мотивами: картин, текстиля, резьбы по камню. Затем учёные попытались определить, какие растения копировали художники. К своему удивлению, они обнаружили, что изображения итальянской орхидеи (всего около ста видов) появились гораздо раньше, чем ожидалось. Искусствоведы вели отчёт с XV века, а группа г-жи Канева нашла их в резьбе по камню, относящейся к 46 году до н. э., когда по приказу Юлия Цезаря в Риме был возведён Храм Венеры-Прародительницы. И по крайней мере три орхидеи замечены среди десятков других растений на Алтаре Мира, установленном императором Августом в 9 году до н. э. Вероятно, художники хотели подчеркнуть тему возрождения и процветания общества после длительной гражданской войны. В III–IV веках, когда стало ощущаться влияние христианства на искусство, орхидеи начинают исчезать. Г-жа Канева полагает, что в них усмотрели языческую символику. Лишь в эпоху Возрождения они снова приобретают популярность в качестве символа красоты и изящества.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
23 октября

7787-Предложена реконструкция внешнего вида французского неандертальца
Учёные впервые, по их словам, максимально точно реконструировали облик неандертальца, останки которого были обнаружены во Франции более века назад. Речь идёт об экземпляре La Ferrassie 1 из одноимённой пещеры в Дордони, где раскопки проводились в 1909 году. Это один из самых важных образцов, ибо содержит наиболее крупный и полный череп из когда-либо найденных. Кроме того, его кости ноги и стопы позволили сделать вывод о прямохождении неандертальцев, вопреки представлениям того времени.Теперь мы знаем, что неандертальцы были коренастыми созданиями с мощными руками. Их черепа были длиннее и ниже наших — с покатым лбом и отсутствующим подбородком. Исследователи поставили себе непростую задачу: грудная клетка, рёбра, таз и часть позвоночника неандертальца, жившего около 70 тыс. лет назад, пропали без вести. Американский палеохудожник Виктор Дэк восполнил пробелы с помощью копий костей, обнаруженных в израильской пещере Кебара в 1982 году, где нашли почти полный скелет, за исключением черепа, правой ноги и части левой. Вместе с ними копии костей La Ferrassie 1 отправились в мастерскую специалистов по моделированию в британский Букингем. Там и был собран скелет. Следующим этапом стали мышцы, которые изготовили из глины. Джез Гибсон-Харрис из той же лаборатории воспользовался подсказками, которые предоставили размер и текстура костей. Например, эксперты обратили внимание на большое количество точек крепления сухожилий: это говорило об очень развитой мускулатуре. В целом La Ferrassie 1 обладал небольшим ростом, но был отлично сложён. Кости поведали также об образе жизни неандертальца. Кости рук асимметричны: правая больше левой. Поскольку кости меняют форму на протяжении жизни, эта особенность может дать ключ к видам деятельности La Ferrassie 1. Колин Шоу из Кембриджского университета (Великобритания) пришёл к выводу, что неандерталец не раз ходил на охоту со своим верным копьём. Скорее всего, в роли добычи выступал шерстистый мамонт, из шкуры которого изготавливалась одежда, необходимая для выживания в суровом климате. Новую шубу приходилось шить каждый год, и на неё уходило примерно пять или шесть шкур, каждую из которых надо было скрести по восемь часов. Особого внимания потребовало лицо. К счастью, некоторые зубы сохранились, а современные технологии рентгена позволяют восстановить ежедневные темпы роста зубов. Пришлось, например, учесть тот факт, что, по данным исследований, дети неандертальцев росли быстрее наших (кстати, это намёк на то, почему мы выжили, а они — нет). На заключительном этапе встал вопрос о волосах. Исследования показали, что неандертальцы, жившие в холодном климате Франции того времени, скорее всего, были рыжими и обладали светлой кожей. На том и порешили. В общей сложности на эту работу ушло два с половиной месяца.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 октября

7786-«Они шли сами», или Как американские исследователи острова Пасхи изобрели велосипед
Гигантские каменные статуи острова Пасхи шли сами. Это ещё раз подтвердил эксперимент с участием копии моаи массой 4,4 т. На острове площадью 163 км² расположено около тысячи статуй, самая крупная из которых весит 74 т и возвышается на 10 м. Эти мегалиты хранят множество тайн, и одна из них — каким образом эти громадины удавалось протащить несколько километров от карьера до предназначенного им места. Одна из наиболее распространённых гипотез гласит, что полинезийцы, поселившиеся на острове Пасхи около 800 лет назад, придавали статуям горизонтальное положение и катили их по брёвнам. Это, по мнению некоторых, и привело к тому, что поселенцы (рапануи) полностью уничтожили островной лес. Есть и другие предположения: Карл Липо из Университета штата Калифорния (США) и его коллеги полагают, что статуи раскачивали с помощью верёвок, после чего они «шли сами». Давно замечено, что лишь некоторые статуи находятся на каменных постаментах, тогда как другие — незавершённые — лежат по краям дорог и в карьерах. Г-н Липо обратил внимание на то, что неоконченные статуи заметно наклонены вперёд, то есть их не так-то просто было бы катить по брёвнам (скорее всего, моаи доделывались уже на месте). Да и то, как они валяются у дороги, свидетельствует, что, вероятно, транспортировка производилась вертикально: на дорогах, которые ведут вверх по склону от карьера, они лежат на спине, а на дорогах вниз — ничком. Г-н Липо и Терри Хант из Гавайского университета (США) отметили эти моменты в своей книге «Статуи, которые ходили» (2011), вызвавшей много споров. Позже одна из программ американского телевидения попросила учёных проверить гипотезу с помощью модели в натуральную величину. Бетонную статую высотой три метра изготовили на судостроительном заводе. Поскольку никто, похоже, в США не читал замечательную книгу Тура Хейердала «Аку-Аку», в которой упоминается о том, что моаи «шли сами», и никто не слышал, что знаменитый норвежец показал: это было действительно так, то американским учёным пришлось изобрести велосипед заново. Впрочем, это тоже ценно, ведь если две независимые группы исследователей приходят к практически одинаковым выводам, это неспроста, правда? Статуя могла стоять только с помощью подпорок, и после нескольких дней безуспешных попыток её удалось раскачать с помощью слаженных действий трёх отрядов, тянувших за верёвки: одна сзади, чтобы статуя не падала ничком, две по бокам. Скорость истукана — около 100 м в час. Самое интересное заключается в том, что скептики, тоже ничего не знающие о Хейердале, остались при своём. «Это трюк, а не эксперимент», — убеждена Джо Энн Ван Тилбург, директор проекта «Статуя острова Пасхи» Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США). По её словам, подобные вещи надо делать на примере точной копии моаи, учитывая к тому же археологический контекст. Кстати, сама г-жа Ван Тилбург и её группа продемонстрировали, что статую могли тащить и по брёвнам. Но тогда откуда в местном фольклоре рассказы о шагающих каменных гигантах? И зачем истуканам столь странная форма, если не для того, чтобы их можно было сравнительно легко раскачать, не лишив при этом определённой устойчивости?
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 октября

7785-Большинство планетных систем — плоские как блины
Джулия Фан и Жан-Люк Марго из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смоделировали известные экзопланетные системы по ряду наиболее достоверных параметров, выяснив, что орбиты большинства экзопланет лежат в плоскости эклиптики и у более чем 85% из них отклонение от плоскости (наклонение орбиты) не превышает 3˚. Интересно, что эти результаты даже «правильнее», чем в Солнечной системе. У нас семь из восьми планет (87,5%) имеют угол наклонения орбиты менее трёх градусов. У Меркурия, правда, наклонение относительно плоскости эклиптики составляет 7,00˚, однако это в значительной степени связано с его слишком близким расположением к Солнцу и общей трудной судьбой. Г-н Марго подчёркивает, что степень правильности наклонения орбит околопланетных систем значительно выше, чем ожидалось в начале исследования: «Я сделал панкейки и измерил их среднюю толщину: она оказалась равной 7,3 мм при среднем радиусе в 65 мм. Это соответствует наклонению [поверхности] в 6˚. Так что большинство планетарных систем более «плоские», чем панкейки, примерно в два раза — что-то среднее между крепами и панкейком». В общем, в «нашей» терминологии такие пропорции характерны для стандартных (традиционных) русских или скандинавских блинов (pannkakor). То есть большинство планетных систем плоски как блин, а иррегулярное строение среди них редкость, отклонение от нормы. Более фрагментарными (пока) получились данные по средней численности планет в системах. Связано это в первую очередь с тем, что наши средства наблюдения лучше всего выявляют планеты с коротким годом и большими размерами, вращающиеся близко к звёздам. Поэтому астрономы сравнивали лишь тела с периодом обращения до 200 дней и радиусом от 1,5 до 30 земных (больше экзопланет просто нет). Таких у 75–80% экзопланетных систем оказалось от одной до двух. Эти данные становятся особенно интересными с учётом того, что в нашей планетной системе таких близких к Солнцу планет всего одна (Меркурий). С нынешними средствами наблюдения мы не смогли бы заметить столь легковесное небесное тело даже в ближайшей к нам системе Альфы Центавра.В общем, скорее всего, большинство планетных систем в окрестностях своей звезды имеет больше планет, чем наша. Достоверно можно сказать, что массивных планет, таких как «суперземли», «горячие Юпитеры» и «горячие Нептуны», вблизи Солнца нет вообще — в отличие от огромного множества экзопланетных систем. Хотя исследователи подчёркивают, что не собираются делать выводы о том, сколько планет меньших размеров и расположенных дальше от своих светил имеет средняя система, они отмечают, что в целом параметры и архитектура Солнечной системы являются скорее средними, нежели выдающимися. «Возможно, мы не такие уж особенные», — заключает Джулия Фан. Соответствующее исследование вскоре будет опубликовано в Astrophysical Journal., а с его препринтом можно ознакомиться здесь.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 октября

7784-Задние крылья помогали микрораптору управлять полётом
Зачем динозаврам хорошо развитые перья на всех четырёх конечностях? Этот вопрос встал перед учёными в 2003 году, с обнаружением на северо-востоке Китая останков вида Microraptor gui, жившего примерно 130 млн лет назад. На первой же реконструкции этот динозавр был изображён парящим в воздухе с распростёртыми конечностями. В дальнейшем перья задних конечностей «подчистили», и микрораптор стал напоминать биплан братьев Райт. Но и этот вариант подвергся жёсткой критике. Более простое решение предлагает Джастин Холл из Университета Южной Каролины (США). По его мнению, парящий динозавр мог держать задние ноги поджатыми, пока не возникала необходимость совершить разворот, чтобы, к примеру, уклониться от ветвей или напасть на добычу. Если немного выбросить правую конечность во время отклонения влево (обратное тоже верно), тем самым можно существенно (в зависимости от угла ноги) сократить радиус поворота. С аэродинамической точки зрения, утверждает г-н Холл, это имеет больше смысла, чем постоянное вытягивание обеих задних ног. Дело в том, что форма (разумеется, предположительная) массива перьев задних конечностей мало что даёт подъёмной силе, поэтому дополнительная поверхность более чем бесполезна для прямолинейного движения. «А чем больше поверхность, тем выше сопротивление воздуха», — напоминает соавтор Майкл Хабиб. Напротив, дополнительная манёвренность не помешала бы микрораптору, тем более что формой тела он ещё мало отличался от ползающих по земле собратьев. M. gui — самый известный из четырёхкрылых динозавров, но далеко не единственный, и созданный в этом исследовании метод расчёта дополнительной манёвренности пригодится в остальных случаях, полагает ещё один соавтор, Луис Кьяппе из Музея естественной истории округа Лос-Анджелес (США). И ловкость, подчёркивает г-н Хабиб, нужна всем вне зависимости от того, способны ли они были на устойчивый полёт или же просто парили.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 октября

7783-Новый анализ подтвердил обнаружение клеток в останках динозавров
Двадцать лет назад американский палеонтолог Мэри Швейцер сделала удивительное открытие. Изучая в микроскоп кусочек кости динозавра, она заметила красные кровяные тельца. Это казалось совершенно невозможным: органические остатки не могли выжить в процессе окаменения. Но испытание за испытанием говорили о том, что сферические образования действительно были красными кровяными тельцами тираннозавра, скончавшегося 67 млн лет назад. В последующие годы г-жа Швейцер и её коллеги обнаружили другие свидетельства мягких тканей, в том числе что-то вроде кровеносных сосудов и волокон пера. Но скептики утверждают, что это не органические ткани, а биоплёнка, сформированная вторгшимися в окаменевшие кости микроорганизмами. Несмотря ни на что, г-жа Швейцер и её коллеги продолжают накапливать доказательную базу. На этот раз представлены результаты молекулярного анализа того, что интерпретируется как остеоциты в останках T. rex и Brachylophosaurus canadensis. В одном из тестов предполагаемые клетки подвергли действию антител, нацеленных на белок PHEX. Последний присутствует у многих таксонов, но у разных организмов по-разному связывается с антителами. В данном случае предполагаемые клеточные образования отреагировали так, как и следовало ожидать от птичьих остеоцитов (птицы произошли от динозавров). В ходе других экспериментов антитела, нацеленные на ДНК, связывались с каким-то материалом в небольших выделенных областях внутри того, что, возможно, является клеточной мембраной. Кроме того, с помощью масс-спектрометрии учёные обнаружили аминокислотные последовательности белков в экстрактах из костей динозавров, которые соответствуют последовательностям белков актина, тубулина и гистона, присутствующих в клетках всех животных. Хотя некоторые микроорганизмы имеют белки, похожие на актин и тубулин, исследователи отмечают, что кишечная палочка, выделенная из почвы, а также отложения, в которых находились останки, не связывались с антителами актина и тубулина, которые реагировали с экстрактом, возможно, содержащим остеоциты. Данных в поддержку гипотезы о биоплёнке не обнаружено. Результаты исследования были опубликованы в журнале Bone, а также представлены на ежегодной конференции Общества палеонтологии позвоночных.
Источник: http://science.compulenta.ru/
22 октября

7782-Расшифровка протоэламского письма стала чуть ближе
Новая технология позволила исследователям приблизиться к разгадке старейшей из нерасшифрованных систем письменности. Учёные из Оксфордского и Саутгемптонского университетов (Великобритания) разработали метод визуализации древних артефактов на основании преобразования отражений (Reflectance Transformation Imaging System for Ancient Documentary Artefacts). Они уже поработали в подвалах Лувра, и всё, что было там снято, теперь доступно в интернет-библиотеке клинописи Cuneiform Digital Library Initiative. Среди документов, охваченных исследованием, оказалось примерно 1 100 табличек с протоэламским письмом, которым пользовались обитатели юго-западной части современного Ирана в 3200–3000 годах до н. э. Впервые изображения табличек получены с беспрецедентным разрешением, позволяющим рассмотреть детали, не видимые невооружённым глазом. Исследователи сравнивают это с возможностью отличить i от t. Аппарат представляет собой купол с 76 лампами и камерой, находящейся в его верхней части. Артефакт располагается в центре купола, после чего лампы загораются по очереди и делается 76 фотографий. Затем они объединяются таким образом, чтобы учёный мог рассматривать цифровое изображение, сдвигая источник света и выявляя новые детали. Ничего подобного у исследователей ещё не было. В этом свете протоэламское письмо предстало ещё более интересным. Один из руководителей интернет-библиотеки клинописи Джейкоб Даль из Оксфордского университета отмечает, что от этой системы можно было ожидать использования только символов, каждый из которых обозначает соответствующий предмет. В действительности там есть и слоговые знаки. Это означает, к примеру, что рисунок кота будет в различном контексте читаться «ко» или «от». Половина знаков, полагают исследователи, была изобретена эламитами специально для обозначения конкретных звуков. Это замечательное открытие, поскольку обычно считается, что фонетическое письмо развивалось постепенно по принципу ребуса. Например, английское выражение «Ай си ю» («Я вижу тебя») по принципу ребуса можно было бы написать знаками глаза (eye), моря (sea) и овцы (ewe). Некоторые знаки уже дешифрованы благодаря тому, что эламиты заимствовали обозначения чисел, овцы, козы, крупы и др. из месопотамской клинописи. Но 80–90% имеют местное происхождение и остаются неизвестными. Протоэламское письмо просуществовало всего пару столетий. Оно использовалось исключительно в административно-хозяйственных целях, ему не учили в школах. Отсутствие школьной традиции привело к накоплению ошибок и разночтений, поэтому от этой системы в конце концов пришлось отказаться. Кстати, по той же причине письмо с большим трудом поддаётся расшифровке. Подготовлено по материалам Оксфордского университета.
Источник: http://science.compulenta.ru/
22 октября

7781-Что же на самом деле сделало обезьяну человеком?
Два метра длиной, из ели, с одного конца заострённое. В общем, обычная заострённая палка, только её самая широкая и массивная часть находится в передней трети — верный знак того, что оружие метательное. Одна деталь: ему 400 тыс. лет — а значит, оно старше нашего с вами вида. Факт его принадлежности к чисто метательным очень важен. Дело в том, что нечто вроде копья в современных опытах используют те же шимпанзе: острая палка помогает им убивать мелких животных в норах. Метать палку — совсем иное. Как утверждает одна из антропологических теорий, именно это отделяет людей от обезьян. Несколько десятилетий назад британский антрополог Джеймс Вудбёрн провёл некоторое время среди охотников-собирателей народа хадза (Танзания). И обратил внимание на то, что в этом обществе почти нет дифференциации. По сути, оно абсолютно эгалитарно. Семьи хадза формируют небольшие группы, кочующие вместе раз в пару недель. Состав их непостоянен; по желанию их членов они могут объединяться или распадаться. Их территории не имеют чётких границ; каждый хадза может жить, охотиться и собирать пищу там, где пожелает, и лишь в сухой сезон они объединяются в большие коллективы по 100–200 человек. Никакой постоянной социальной структуры вроде общины или племени здесь нет. Нет и признанных авторитетов: один их них может иметь лучшие организаторские способности, и во время такого сложного мероприятия, как охота на бегемотов, его выдвинут вперёд — и он временно возглавит группу. В миг, когда бегемот убит, его лидерство прекращается. Любая попытка отдельного хадза подчинить себе волю других сталкивается с сопротивлением буквально всех. Даже выдающиеся охотники не рискуют идти против таких, казалось бы, временных, маленьких и неустойчивых коллективов: ведь и великий воин может быть убит во сне…Через некоторое время Кристофер Боэм из Университета Южной Калифорнии (США) обратил внимание на то, что эта социальная структура является перевёрнутой картиной социального мира шимпанзе. Те живут в строго иерархической группе, подчиненной альфа-самцу. Именно он контролирует степень доступа к еде и особям противоположного пола — двум основным ресурсам, необходимым для выживания в Африке. В вышедшей в 2000 году книге «Иерархия в лесу» Боэм предположил, что эгалитаризм возник в человеческих сообществах довольно рано как результат уничтожения иерархии, основанной на силе индивидуума. Как он постулирует, гибель силовой иерархии стала возможной только из-за появления метательного оружия. Даже неметательное копьё, утверждает учёный, в руках сильного важнее, чем в руках слабого. К этому моменту мы ещё вернёмся. Когда именно это произошло — непонятно. Копьё, которому 400 тыс. лет, — исключение, поскольку дерево очень плохо сохраняется. Более сохранны каменные наконечники, но они явно возникли позже метательного копья (самому раннему образцу — 300 тыс. лет). Однако, настаивает Кристофер Боэм, именно это повлияло на эволюцию рода Homo. Туловище шимпанзе не приспособлено к метанию: слишком высокий центр тяжести, рука и ладонь без характерных изменений в виде противопоставленного большого пальца также не могут обеспечить эффективный бросок. Именно навык метания является определяющим признаком человека, развивают эту концепцию эволюционный биолог Пол Бингэм и психолог Джоанна Соуза из Университета Стоуни-Брук (США) в свой книге с говорящим названием «Смерть на расстоянии и рождение Вселенной человека». Способность метать для нас — это как способность бегать для гепарда, утверждают они, Рубикон между представителями человеческого вида (человеческих видов, вспоминая вымерших родственников) и всеми остальными. Как только метательное копьё уравняло слабых и сильных, пралюди, инициативу которых больше не сковывали деспотичные альфа-самцы, стали развиваться как ошпаренные. Без альфа-самца нашим предкам пришлось как-то заполнять пустоту: централизованный контроль над пищей и доступом к представителям противоположного пола отменили, но сделать их бесконтрольными вовсе означало убить экономическую и психическую сбалансированность коллектива. Так, по мысли приверженцев теории «Метательное оружие сделало человека из обезьяны», нашим предкам пришлось установить табу, общие для всех правила, примитивные законы. Людям пришлось учиться сотрудничеству, а не отношениям альфа-самца и подчинённого, иначе известным как «вертикаль власти». Тут, конечно, можно возразить: только ли метательное оружие создало социальную организацию людей? На прошедшем в 2012 году во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) форуме Института Эрнста Штрунгмана Карел фон Шайк, глава Института антропологии Цюрихского университета (Швейцария), публично высказал сомнение в том, что оружие стало причиной перестройки человеческого общества. Всё наоборот, полагает он: первые люди были вынуждены полагаться на ценность каждого человека в своём небольшом коллективе, обычно не превышавшем 20–40 человек. Поэтому насилие просто не могло быть применено для поддержания социальной структуры, что естественным образом делало деспотичного альфа-самца вымирающим типом руководителя. Оппоненты немедленно указали на то, что шимпанзе в дикой природе также весьма серьёзно полагаются на специализацию навыков отдельных особей. Во время охоты они делятся добычей с не участвовавшими в деле самками, а те отдают им плоды собирательства. Тем не менее альфа-самец там на месте, а также нет и намёка на метательное оружие. В подтверждение своей гипотезы о взаимосвязи социальной структуры людей и их оружия и технологий в целом сторонники гипотезы «человека оружейного/орудийного» указывают также на неолит. Примерно 10 тыс. лет назад земледелие стало позволять накапливать богатство в одних руках. Бесполезно собирать мясо, которое протухнет назавтра; собирать же зерно — один из первых шагов для создания так называемых восточных деспотий, где управление запасами считается одним из корней государственности. Возможность накопления ценностей придала смысл и явлению рабства: раб вряд ли сможет охотиться для добывания пропитания господину, в то время как пахать он определённо может. Именно этот новый виток технологического развития, полагают антропологи, стал основой современного государства. Более того, Герберт Джинтис из Института Санта-Фе (США) утверждает, что известный дрейф нового времени в сторону формального эгалитаризма также был обеспечен технологическим прогрессом в области вооружений. К ним он относит огнестрельное оружие, сделавшее массы пехоты важнее рыцарской кавалерии и обусловившее рост важности третьего сословия в обществе, а также постепенное перетекание к нему власти. Более того, демократизация, полагает г-н Бингэм, и сегодня идёт рука об руку с разрешением на владение и ношение оружия, что позволяет гражданам подрывать монополию государства на насилие. Что ж, новая гипотеза о движущих силах очеловечивания не хуже трудовой (а мужи... муравьи-то не знают!), а тем более половой (по которой нас должны были обогнать иные виды обезьян); по крайней мере она лишена их широко известных недостатков. А теперь немного суровой, но необходимой критики. Во-первых, непонятно, почему водораздел надо проводить именно по метательному оружию. Любой практикующий будока скажет, что неметательное древковое оружие почти исключает определяющее влияние фактора силы на исход боя. Кроме того, искусство применения оружия (и даже просто рук) намного важнее характера примитивного оружия или физической силы; почему у предков человека должно было быть иначе? Вспомним тех же гепардов: когда их учат бегать старшие, они разгоняются до 110 км/ч; когда не учат (вольеры, рано потерявший родителей детёныш) — они не могут бегать быстрее 50 км/ч. Обучение владению ещё неметательным оружием уже на первом этапе должно было отсеять грубую физическую силу как фактор доминирования, ведь умение обращаться с копьём быстро и точно — важнее силы. Абсолютно неясно и предположение о том, что прачеловеческим видам были свойственны черты общества шимпанзе. Напомним: карликовые шимпанзе-бонобо не используют агрессии для выяснения отношений, у них нет примитивных войн, а во главе стаи стоит самка — причём не «альфа» (в том смысле, что она не монополизирует сексуальные отношения ни с одним из самцов). Опять же у них практически нет столкновений между самцами и самками; самцы очень терпимо относятся к детёнышам и подросткам бонобо. Казалось бы, что мешает самцу (а он у бонобо, как и у человека или шимпанзе, сильнее самки) монополизировать власть? Ничего, кроме того, что они не в состоянии по одному устоять против объединённой группы самок. Самцы же, в силу стремления к сольному доминированию, не могут эффективно взаимодействовать. Поэтому культа силы там нет — задолго до появления любого метательного оружия. Кстати, ветви шимпанзе и гоминид разделились лишь 5,5 млн лет назад, а бонобо специализировались медленнее, чем «стандартные» шимпанзе, сохранив больше архаических черт, общих для человека и шимпанзе. Так что к человеку они ближе любого другого вида (даже кровь можно переливать). Поэтому если уж моделировать первые сообщества людей на основе современных обезьяньих, то почему на примере шимпанзе, а не бонобо, у которых альфа-самцы отсутствуют как класс? Может, тогда и объяснить их падение будет проще, а то и вовсе незачем? Наконец, об эгалитаризме. Делать на основании общества хадза вывод о наличии или отсутствии неравенства у предков человека сотни тысяч лет назад, конечно, можно, но при этом не стоит забывать о деталях. Так, некоторые особенности отдельных захоронений палеолита заставляют сомневаться в эгалитаризме людей того времени: уже в ту эпоху рядом лежат скелеты с весьма разным количеством предметов разной сложности. Да и среди австралийских аборигенов вне контактов с белыми достоверно известно неравенство: умелый воин часто начинал один или с группой сообщников терроризировать соплеменников. Хотя большинство аборигенов, как кажется, просто не имели таких наклонностей, из-за чего такая практика и не доминировала в обществе; технически, как видим, наличие метательного оружия не мешало австралийцам иметь в сообществах отдельных альфа-самцов. И если бы только австралийцам!
Источник: http://science.compulenta.ru/
22 октября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66][67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100