Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
7849-На фресках в Ассизи нашли подпись Джотто
В итальянском Ассизи завершилась двухлетняя реставрация капеллы святого Николая в нижней церкви базилики святого Франциска, сообщает агентство ANSA. По мнению реставраторов, главным итогом работ стало открытие инициалов GB на фресках. Это, по их словам, подтверждает, что фрески были написаны Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Базилика святого Франциска Ассизского, где покоятся мощи святого, была построена в XII веке. Ее главным украшением являются 28 фресок, созданных, предположительно, Джотто и его учениками в 1296-1304 годах. Авторство итальянского мастера оспаривается некоторым учеными, которые полагают, что в лучшем случае фрески могли быть написаны учениками Джотто в XIV веке. Реставраторы же надеются, что найденные инициалы заставят критиков изменить свое мнение и признать ключевую роль Джотто в их создании. Исследователи полагают, что фрески являются одними из первых произведений выдающегося мастера, основателя итальянской школы живописи. Настенная живопись в Ассизи, по их мнению, должна помочь определить хронологию творчества Джотто, а также его мастерской. Базилика святого Франциска, внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО, долгие годы была закрыта для посетителей, поскольку церковь очень сильно пострадала в результате землетрясения в 1997 году. После стихийного бедствия фрескам потребовалась реставрация. По итогам работ, стоивших около 360 тысяч евро, были отреставрированы 300 квадратных метров настенной живописи. Капелла святого Николая торжественно будет открыта для публики 6 декабря министром культуры Италии Лоренцо Орнаги.
Источник: lenta.ru
8 ноября

7848-Работу Пикассо продали на Sotheby's за 41,5 миллиона долларов
Картина "Натюрморт с тюльпанами", созданная Пабло Пикассо в 1932 году, продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 41,5 миллиона долларов, сообщает Agence France-Presse. До торгов, прошедших вечером в четверг, 8 ноября, по местному времени, "Натюрморт с тюльпанами" планировалось продать за 35-50 миллионов долларов. "Натюрморт с тюльпанами" изображает музу и возлюбленную художника Мари-Терезу Вальтер. Еще один портрет Вальтер - "Женщина у окна" - ушел с молотка за 17,2 миллиона долларов при эстимейте в 15-20 миллионов. В число топ-лотов аукциона импрессионистов и модернистов, проведенного Sotheby's, также вошло "Пшеничное поле" Клода Моне, проданное за 12,1 миллиона долларов - значительно выше предварительной оценки в 5-7 миллионов. "Стоящая обнаженная" Поля Сезанна ушла с молотка за 5,3 миллиона долларов - в пределах эстимейта, а скульптуру Генри Мура из серии "Склонившиеся фигуры" удалось продать по верхней границе предварительной оценки - за 4,7 миллиона долларов. При этом еще две работы Пикассо - "Помидорный куст" (эстимейт 10-15 миллионов) и "Женщина в зеленом платье" (оценка 6-8 миллионов долларов) - не вызвали интереса покупателей и были сняты с торгов. Также не удалось продать "Женщину с горностаем" Пола Сезанна, оцененную в 5-7 миллионов долларов. Всего в рамках проведенного Sotheby's аукциона были проданы лоты на общую сумму в 163 миллиона долларов. Аукционный дом, напоминает Reuters, планировал выручить не менее 170 миллионов долларов. Днем ранее - 7 ноября - свои торги импрессионистами и модернистами провел в Нью-Йорке главный конкурент Sotheby's - аукционный дом Christie's. На этих торгах был установлен рекорд аукционной цены на работы Василия Кандинского - его "Эскиз к импровизации №8" ушел с молотка за 23 миллиона долларов. Всего на аукционе "Искусство импрессионистов и модернистов" Christie's удалось продать лоты на общую сумму в 204,8 миллиона долларов. В середине ноября Sotheby's и Christie's проведут торги современным искусством.
Источник: lenta.ru
8 ноября

7847-В Эрмитаже появится зал Ильи Кабакова
В 2013 году в Государственном Эрмитаже в восточном крыле Главного Штаба откроется зал с работами художника-концептуалиста Ильи Кабакова. Об этом, как сообщает РИА Новости, рассказал директор музея Михаил Пиотровский на пресс-конференции, посвященной открытию первого зала новой постоянной экспозиции современного искусства - зала Дмитрия Пригова. В планах Эрмитажа посвятить несколько "комнат" московскому концептуализму. По словам главы отдела современного искусства музея Дмитрия Озеркова, в зале Кабакова будут представлены инсталляции художника, подаренные художником. В Эрмитаже уже сейчас находится инсталляция Кабакова и его жены Эмилии под названием "Красный вагон", в котором звучит советская музыка. Работы была создана в 1993 году для Венецианской биеннале На 2013 год, когда Кабакову исполнится 80 лет, в России запланировано несколько его выставок и проектов. Так, в октябре Эмилия Кабакова рассказала "Ленте.ру", что художники ведут переговоры об одном проекте с Третьяковской галереей. Кроме того, в 2013 году их выставка пройдет в московском музее Multimedia Art Museum, а в сентябре следующего года в Москве будет работать проект Кабаковых "Корабль толерантности" - акция, направленная на знакомство детей с понятием "терпимость". Илья Кабаков, одна из ключевых фигур московского концептуализма, работает со своей женой Эмилией с 1988 года. "Тотальные" инсталляции художников демонстрировались в парижском Центре Помпиду, MOMA, Музее Гуггенхайма и других ведущих музеях мира. Их работы хранятся в крупнейших музеях России, в Эрмитаже выставка Кабаковых проходила в 2004 году. Комната поэта и художника Дмитрия Пригова открылась в Эрмитаже 6 ноября в рамках выставки его работ (всего три зала). На экспозиции представлены произведения Пригова из серий Malevich, "Бестиарий", "Красная композиция", а также эскизы к инсталляциям "Серия с черными лентами" и "Серия с именами художников". Выставка будет работать до января 2013 года, после чего останется только комната Пригова, где за три года покажут всю имеющуюся в архиве музея графику художника. До 8 ноября в Эрмитаже также проходит фестиваль "Дни Пригова в Государственном Эрмитаже" и международная научная конференция "IV Приговские чтения".
Источник: lenta.ru
7 ноября

7846-Архив Андрея Тарковского будет продан на Sotheby's
28 ноября на аукционе Sotheby's будет выставлен личный архив Андрея Тарковского. С молотка уйдут принадлежавшие режиссеру записные книжки, печатные версии сценариев к фильмам, отличающиеся от финальных версий, 32 аудиозаписи и 13 записей на минидисках, в которых он рассказывает о своих фильмах, а также его письма. Примерная стоимость лотов, выставленных на продажу исследователем его творчества и соавтором его книги по теории кино "Запечатленное время" Ольгой Сурковой, составляет от 80 до 100 тысяч фунтов стерлингов (около пяти миллионов рублей). На продажу будут также выставлены семейные фотографии Тарковского, на которых он и его семья запечатлены во время посещения Большого Каньона в США и Стоунхенжда в Англии, путешествий по Италии. В фотоальбомах также есть его фотографии с другими знаменитостями, например, с Мстиславом Ростроповичем. По информации издания, одним из наиболее интересных лотов является письмо Андрея Тарковского к генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. Режиссер обращается к нему с просьбой разрешить показ его фильма "Андрей Рублев" (1966) и уверяет, что в ленте нет антисоветской пропаганды. Тарковский просит дать ему возможность снимать фильмы и зарабатывать на жизнь. По словам директора отдела книг и рукописей аукциона Sotheby's Стивена Роя (Stephen Roe), представленная Сурковой коллекция, по всей видимости, является единственным собранием документальных свидетельств о жизни Андрея Тарковского, которое будет выставлено на продажу в ближайшее время. Он полагает, что Андрей Тарковский занимает второе после Сергея Эйзенштейна место в списке самых талантливых советских режиссеров XX века. В 2012 году проходят различные мероприятия, приуроченные к празднованию 80-летия со дня рождения Андрея Тарковского. В апреле в Государственной галерее на Солянке при участии Государственного центрального музея кино открылась ретроспектива его творчества "Тарковский. Space". Московские власти с середины 1990-х годов планировали полностью восстановить дом 19 века, в котором жил Андрей Тарковский. Он считался объектом культурного наследия, однако к юбилею был создан лишь проект дома-музея.
Источник: lenta.ru
7 ноября

7845-Дом архитектора Мельникова остался без отопления
В доме архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке, 10 в центре Москвы было отключено отопление, поскольку выяснилось, что повреждена труба, проводящая тепло в дом. Об этом сообщается в Live Journal градозащитного движения "Архнадзор". Градозащитники предполагают, что повреждение теплотрассы было вызвано подвижкой грунта, спровоцированной работой тяжелой техники. Летом 2012 года в этом районе по адресу Арбат, 41 был снесен дом, в результате чего пострадали Дом Мельникова и Дом Булата Окуджавы. В ЖЖ движения сообщается, что Дом Мельникова, уникальный памятник конструктивизма, обладает особой системой отопления - в доме отсутствуют батареи и он отапливается благодаря тому, что теплый воздух поднимается по воздуховоду. Сейчас нормальная температура поддерживается с помощью газа и электрообогревателей только в жилых помещениях первого этажа. Отсутствие отопления может, по мнению активистов "Архнадзора", привести не только к разрушению самого здания, но также отрицательно сказаться на произведениях искусства, находящихся в доме. По данным организации, в настоящий момент теплотрасса является бесхозной и не числится на балансе какой-либо организации. Внучка архитектора Константина Мельникова Екатерина Каринская, не получив помощи от столичного департамента культурного наследия, направила телеграмму президенту Владимиру Путину. "Архнадзор" также потребовал от городских властей спасти дом, который стоит без отопления практически месяц. С просьбой не допустить разрушения памятника к мэру Москвы Сергею Собянину уже обращалась Общественная палата РФ. Константин Мельников построил дом в Кривоарбатском переулке в конце 1920-х годов. Сын архитектора Виктор завещал отдать дом государству только в том случае, если там сделают музей отца, однако другие наследники Мельникова оспорили завещание. Сейчас Дом Мельникова является памятником регионального значения, статус объекта культурного наследия федерального значения ему так и не придали.
Источник: lenta.ru
7 ноября

7844-Налоги помогли англичанам получить шедевры Тернера и Рубенса
Совет по искусству Англии (Arts Council England) 8 ноября опубликовал отчет, из которого следует, что в 2010-2012 годах в музеи и галереи страны было передано 51 произведение искусства вместо оплаты налога на наследство. Отчет представлен на сайте ведомства. Ведомство разработало такую схему, согласно которой владельцы предметов искусства вместо налога на наследство могут передать в национальные собрания произведения искусства или предметы, обладающие исторической ценностью, и таким образом частично или полностью погасить налог. Таким образом, в музеи и библиотеки были отданы две акварели английского живописца Уильяма Тернера, две картины художника XVIII века Джошуа Рейнольдса, картина Рубенса "Торжество Венеры", полный архив работ одного из крупнейших британских писателей второй половины ХХ века Джеймса Грэма Рейнольдса, а также коллекция наград, в том числе медаль Нобелевского лауреата по литературе Гарольда Пинтера. За прошедшие два года Англия получила предметы исключительной культурной ценности на сумму более 40 миллионов фунтов стерлингов, тогда как общая сумма налога на наследство составила около 25 миллионов фунтов. За прошедшее десятилетие англичане передали в дар нации предметов искусства на 215 миллионов фунтов.
Источник: lenta.ru
7 ноября

7843-Полтавченко отказался вернуть землю "Шалашу Ленина" в Разливе
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отказал депутатам заксобрания от КПРФ вернуть землю музею "Шалаш Ленина" в Разливе. Об этом 9 ноября сообщает "Интерфакс". В середине октября 2012 года петербургские депутаты пожаловались главе региона, что Рослесхоз отнял у музея шесть из восьми гектаров земли. Парламентарии попросили Полтавченко разобраться в ситуации и восстановить территорию "Шалаша" в его исторических границах. Губернатор, как сообщила агентству директор музея Наталья Коваленко, счел невозможным удовлетворить эту просьбу. Депутаты заксобрания пояснили, что территория "Шалаша Ленина" была сформирована в 1955 году, а земельный участок площадью восемь гектаров изъяли тогда из состава лесов и передали музею. Однако в 2000-х годах в юридическом статусе этих земель возникли противоречия, уточняет портал ЗакС.ру. В результате инвентаризации Рослесхоз передал шесть гектаров музейных земель государственному учреждению "Курортный лесопарк". На отнятых территориях, опасаются коммунисты, будут построены рестораны и коттеджи. Тогда как на них располагаются несколько музейных экспонатов: "Зеленый кабинет", "Гранитный пирс" и памятник Ленину. В то же время, как сообщает телеканал НТВ, непосредственно шалашу и музейному павильону угрозы нет. Музейный комплекс "Шалаш Ленина" создан в честь событий лета 1917 года, когда "вождь" был вынужден скрываться в Разливе от Временного правительства.
Источник: lenta.ru
7 ноября

7833-Музей Прадо нашел нового Тициана
Кураторы мадридского Прадо подтвердили, что картина "Иоанн Креститель", более 120 лет хранившаяся в церковном приходе в испанском городе Альмерия, принадлежит кисти Тициана. Об атрибуции произведения искусства представители музея рассказали изданию The Art Newspaper, которое в ноябрьском номере посвятило большой материал картине.Таким образом, полотно, датируемое приблизительно 1555 годом, стало третьей версией картины Тициана, где Иоанн Креститель изображен стоящим у дерева, у которого лежит овечка. Все три картины - "Иоанн Креститель" из венецианской Галереи Академии, написанный в 1530-1532 годах, а также "Иоанн Креститель" (1565-1570) из монастыря Эскориал - 6 ноября были выставлены в Прадо. Полотно 1555 года попало в коллекцию Прадо в 1872 году через музей Троицы. Тогда считалось, что эта картина неизвестного художника XVII века мадридской школы. Картину одолжили церкви Девы Кармен в Кантории (Альмерия), где она провисела до 2007 года. На "Иоанна Креститель" в Альмерии обратил внимание Мигель Фаломир, глава департамента итальянской и французской живописи до 1700 года в Прадо, который в каталоге к выставке музея "Тициан", проходившей в 2003 году, написал, что картина могла быть копией другого сейчас уже утраченного "Иоанна Крестителя" Тициана. Исходя из данного предположения в Прадо приступили к изучению картины, которая была в очень плохом состоянии, однако пришли к выводу, что это не копия, а работа самого мастера. Дату создания произведения, в частности, помог установить анализ подготовительного слоя, сделанного свинцовыми белилами с карбонатом кальция и другие технические характеристики живописи художника 1550-х годов. На авторство Тициана главным образом указывает поза, в которой изображен Иоанн Креститель, и сходство пейзажей на заднем плане. Как отмечается на сайте музея, по итогам реставрации удалось восстановить контраст между фигурой и окружающим ландшафтом. Важность же картины, по мнению реставраторов, заключается не в ее эстетической ценности (картина сильна повреждена), а в том, что произведение подтверждает привычку Тициана повторять композиционные ходы и темы. Кроме того, исследователи отмечают, что сюжет с Иоанном Крестителем Тициана был одним из самых популярных в Испании, о чем свидетельствуют многочисленные копии. Самые ранние были сделаны в Сарагосе, что, возможно, говорит о том, что первый владелец картины Тициана жил именно там. Вместе с тем, как отмечает издание, некоторые специалисты полагают, что картина могла быть написана не итальянским мастером, а его учениками.
Источник: lenta.ru
6 ноября

7832-Изъятую нацистами коллекцию плакатов выставили на торги
Редкая коллекция плакатов второй половины XIX века, собранная евреем Хансом Заксом и в 1938 году изъятая у него нацистами, уйдет с молотка в январе 2013 года. Как сообщает Bloomberg, коллекцию выставили на торги через месяц после того, как Берлинский суд постановил, чтобы Немецкий исторический музей вернул плакаты наследникам Закса. Петер Закс, сын стоматолога Ханса Закса, который считается одним из первых коллекционеров плакатного искусства, боролся за коллекцию на протяжении пяти лет. Решение суда, постановившего вернуть ему плакаты, он счел признанием заслуг его отца. Ханс Закс собрал всего около 12 тысяч плакатов, среди которых были афиши кабаре, киноафиши, рекламные постеры, а также плакаты с политической пропагандой. Некоторые из них, в том числе работы Тулуз-Лотрека, семье Закс, эмигрировавшей в США, удалось вывезти, однако вскоре они были проданы. Частично коллекция плакатов была обнаружена в Берлине в 1966 году, после чего ее отдали Немецкому историческому музею, где она и хранилась до 2012 года. Музей периодически показывал небольшую часть собрания.
Источник: lenta.ru
6 ноября

7831-Великая оттепель, или Почему закончился ледниковый период
Последний большой ледниковый период начался около 120 тыс. лет назад. Один язык толщиной местами более трёх километров охватил практически всю Канаду и даже добрался до Манхэттена. Другой распространился по большей части Сибири и Северной Европы, остановившись лишь близ Лондона. Обширные районы превратились в тундры и пустыни, ибо на планете стало суше. Уровень моря опустился на 120 м ниже сегодняшнего: Великобритания и Ирландия были частью континентальной Европы, Австралия, Тасмания и Новая Гвинея составляли единый материк под названием Сахул. Затем, около 20 тыс. лет назад, началась великая оттепель. В течение 10 тыс. лет среднемировая температура выросла на 3,5 ˚C, и основная часть льда растаяла. Низменные районы затопило: образовались Ла-Манш и Северное море, нашим предкам пришлось покинуть поселения, бывшие некогда прибрежными. В чём же причина столь резкой трансформации планеты?В 1830-х годах один из основоположников гляциологии Луи Агассис заметил, что характерные следы движения ледников (например, царапины на породе и эрратические валуны — камни, которые оттащило далеко от места происхождения) можно обнаружить вдали от современных ледников. Вскоре стало ясно, что планета пережила целый ряд ледниковых периодов. Что заставляло лёд приходить и уходить? В 1864 году шотландский климатолог Джеймс Кролл выдвинул гипотезу о том, что изменения в количестве солнечного света, достигающего Земли, связаны с колебаниями орбиты планеты. Он также предположил, что это влияет на механизмы обратной связи: теплоотражающие снег и лёд тают, меняются морские течения. Кролл ошибся во многих деталях, но был на верном пути. В начале XX века сербский астроном Милутин Миланкович рассчитал изменения орбиты Земли за 600 тыс. лет и пришёл к выводу, что именно увеличение яркости летнего солнца в Северном полушарии становилось главным фактором потепления. Современники не приняли эту идею, и лишь в 1970-х исследования донных отложений показали, что наступление и окончание ледниковых периодов совпадает с так называемыми циклами Миланковича. Но это не решило всех загадок. Начать с того, что вариативность солнечного излучения, достигающего планеты, невелика. Даже если учесть, что в результате таяния снега и льда Земля поглощает больше тепла, этим нельзя объяснить окончание ледникового периода. Более того, когда летнее солнце становится ярче в Северном полушарии, Южное получает меньше излучения. Кстати, Кролл из-за этого предположил, что когда север замерзает, то юг оттаивает, и наоборот. Но в действительности весь мир нагревается примерно в одно и то же время. Казалось, разгадку удалось получить в 1980-х годах, когда керны льда Антарктиды показали удивительно сильную корреляцию между атмосферным уровнем углекислого газа и температурой. Если в Северном полушарии вскоре после начала оттепели стала расти концентрация углекислого газа, этим можно объяснить потепление и в Южном. Однако примерно десять лет назад стало ясно, что Антарктика начала нагреваться за несколько сотен лет до роста уровня двуокиси углерода. Выходит, что, хотя углекислый газ, без сомнения, внёс вклад в парниковый эффект, он не был первопричиной.И это не единственная тайна. В 1930-х годах исследования донных отложений, содержащих пыльцу цветка Dryas octopetala и других растений, показали, что почти сразу же после потепления в Европе вновь стало холодно. Этот так называемый древнейший дриас продолжался примерно 17,5−14,7 тыс. лет назад. Через какое-то время выяснилось, что аналогичное похолодание пережила и Гренландия. Однако в тот же период Антарктика продолжала стабильно нагреваться. Этот парадокс невозможно объяснить ни солнечным излучением, ни углекислым газом. Остаются морские течения. Дело в том, что в результате таяния ледников в Северную Атлантику поступило огромное количество пресной воды. Судя по морским отложениям близ ирландских берегов, всего за несколько сотен лет уровень моря поднялся на 10 м. Нынче солёная вода, прибывая в Северную Атлантику из тропиков, остывает, становится более плотной и опускается на дно, после чего отправляется обратно в Южное полушарие. На поверхности же тёплая вода (Гольфстрим и другие течения) движется на север. Эта система называется Атлантической меридиональной опрокидывающей циркуляцией. 19 тыс. лет назад поток пресной воды привёл к тому, что солёная вода стала менее густой, и циркуляция замедлилась. Морские отложения показали в 2004 году, что около 17,5 тыс. лет назад она практически остановилась. Получились своего рода качели: потепление в Северном полушарии приводит к таянию ледников и попаданию большого количества пресной воды в Северную Атлантику. Перенос тепла из тропиков прекращается, и Северное полушарие начинает охлаждаться. Напротив, в тропиках и субтропиках Южного полушария потепление ускоряется, ибо они отдают северу меньше тепла. Это объясняет очень многое, в том числе рост уровня углекислого газа.В 1990-х годах поиск источника углекислого газа сосредоточился на Южном океане. Изотопы из донных отложений рассказали о том, что во времена ледникового периода на большой глубине находились большие залежи двуокиси углерода. Причиной тому послужили отсутствие вертикального перемешивание и морской лёд. Во время оттепели океан «раскрылся» и значительная часть газа попала в атмосферу. Детальный анализ, проведённый в начале этого года, показал то же самое. Сегодня считается общепризнанным, что за выброс углекислого газа в атмосферу несёт ответственность активизация вертикального перемешивания в Южном океане. Например, в 2009 году там обнаружили значительное увеличение роста планктона с кремниевыми панцирями во время древнейшего дриаса. Повышение концентрации растворённого в воде кремния, скорее всего, было связано с подъёмом глубинных вод, богатых нужными веществами. Что же вызвало этот процесс? На этот счёт есть две идеи. Дэниэл Сигмен из Принстонского университета (США) указывает на то, что Антарктида стала теплеть почти одновременно с водой чуть южнее экватора (см. выше про «отключение» Атлантической циркуляции). В 2007 году он и его коллеги предположили, что результатом стало возникновение временной опрокидывающей циркуляции близ Антарктиды. А Боб Андерсон из Земной обсерватории Ламонт-Доэрти (США) и его коллеги полагают, что всё дело в изменении розы ветров в связи с изменением разницы температур. Во времена ледникового периода полоса западных ветров Южного полушария (моряки зовут эти ветры ревущими сороковыми в соответствии с их географической широтой) располагалась дальше на север. Упомянутые выше «качели» сдвинули её на юг, вплоть до берегов Антарктиды, результатом чего и стал апвеллинг. Компьютерра Бизнес–журнал Терралаб iBusiness Главная страница | Железо | Софт и безопасность | Интернет и связь | Наука и техника | Игры | Культура | Бизнес | Подкаст | Лента новостей НАУКА И ТЕХНИКА Наука и техника / Земля / Великая оттепель, или Почему закончился ледниковый период 06 ноября 2012 года, 16:44 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость Последний большой ледниковый период начался около 120 тыс. лет назад. Один язык толщиной местами более трёх километров охватил практически всю Канаду и даже добрался до Манхэттена. Другой распространился по большей части Сибири и Северной Европы, остановившись лишь близ Лондона. Обширные районы превратились в тундры и пустыни, ибо на планете стало суше. Уровень моря опустился на 120 м ниже сегодняшнего: Великобритания и Ирландия были частью континентальной Европы, Австралия, Тасмания и Новая Гвинея составляли единый материк под названием Сахул. Затем, около 20 тыс. лет назад, началась великая оттепель. В течение 10 тыс. лет среднемировая температура выросла на 3,5 ˚C, и основная часть льда растаяла. Низменные районы затопило: образовались Ла-Манш и Северное море, нашим предкам пришлось покинуть поселения, бывшие некогда прибрежными. В чём же причина столь резкой трансформации планеты? Первый этап великой оттепели: в Северном полушарии становится чуть более солнечно, и в Атлантику попадает огромное количество талой воды. (Здесь и ниже инфографика NewScientist.) В 1830-х годах один из основоположников гляциологии Луи Агассис заметил, что характерные следы движения ледников (например, царапины на породе и эрратические валуны — камни, которые оттащило далеко от места происхождения) можно обнаружить вдали от современных ледников. Вскоре стало ясно, что планета пережила целый ряд ледниковых периодов. Что заставляло лёд приходить и уходить? В 1864 году шотландский климатолог Джеймс Кролл выдвинул гипотезу о том, что изменения в количестве солнечного света, достигающего Земли, связаны с колебаниями орбиты планеты. Он также предположил, что это влияет на механизмы обратной связи: теплоотражающие снег и лёд тают, меняются морские течения. Кролл ошибся во многих деталях, но был на верном пути. В начале XX века сербский астроном Милутин Миланкович рассчитал изменения орбиты Земли за 600 тыс. лет и пришёл к выводу, что именно увеличение яркости летнего солнца в Северном полушарии становилось главным фактором потепления. Современники не приняли эту идею, и лишь в 1970-х исследования донных отложений показали, что наступление и окончание ледниковых периодов совпадает с так называемыми циклами Миланковича. Но это не решило всех загадок. Начать с того, что вариативность солнечного излучения, достигающего планеты, невелика. Даже если учесть, что в результате таяния снега и льда Земля поглощает больше тепла, этим нельзя объяснить окончание ледникового периода. Более того, когда летнее солнце становится ярче в Северном полушарии, Южное получает меньше излучения. Кстати, Кролл из-за этого предположил, что когда север замерзает, то юг оттаивает, и наоборот. Но в действительности весь мир нагревается примерно в одно и то же время. Казалось, разгадку удалось получить в 1980-х годах, когда керны льда Антарктиды показали удивительно сильную корреляцию между атмосферным уровнем углекислого газа и температурой. Если в Северном полушарии вскоре после начала оттепели стала расти концентрация углекислого газа, этим можно объяснить потепление и в Южном. Однако примерно десять лет назад стало ясно, что Антарктика начала нагреваться за несколько сотен лет до роста уровня двуокиси углерода. Выходит, что, хотя углекислый газ, без сомнения, внёс вклад в парниковый эффект, он не был первопричиной. Второй этап: талая вода останавливает Атлантическую циркуляцию, Север замерзает, на Юге теплеет ещё сильнее. И это не единственная тайна. В 1930-х годах исследования донных отложений, содержащих пыльцу цветка Dryas octopetala и других растений, показали, что почти сразу же после потепления в Европе вновь стало холодно. Этот так называемый древнейший дриас продолжался примерно 17,5−14,7 тыс. лет назад. Через какое-то время выяснилось, что аналогичное похолодание пережила и Гренландия. Однако в тот же период Антарктика продолжала стабильно нагреваться. Этот парадокс невозможно объяснить ни солнечным излучением, ни углекислым газом. Остаются морские течения. Дело в том, что в результате таяния ледников в Северную Атлантику поступило огромное количество пресной воды. Судя по морским отложениям близ ирландских берегов, всего за несколько сотен лет уровень моря поднялся на 10 м. Нынче солёная вода, прибывая в Северную Атлантику из тропиков, остывает, становится более плотной и опускается на дно, после чего отправляется обратно в Южное полушарие. На поверхности же тёплая вода (Гольфстрим и другие течения) движется на север. Эта система называется Атлантической меридиональной опрокидывающей циркуляцией. 19 тыс. лет назад поток пресной воды привёл к тому, что солёная вода стала менее густой, и циркуляция замедлилась. Морские отложения показали в 2004 году, что около 17,5 тыс. лет назад она практически остановилась. Получились своего рода качели: потепление в Северном полушарии приводит к таянию ледников и попаданию большого количества пресной воды в Северную Атлантику. Перенос тепла из тропиков прекращается, и Северное полушарие начинает охлаждаться. Напротив, в тропиках и субтропиках Южного полушария потепление ускоряется, ибо они отдают северу меньше тепла. Это объясняет очень многое, в том числе рост уровня углекислого газа. Третий этап: полоса западных ветров смещается к югу и нагревает океан близ Антарктики, из глубин поднимаются тысячелетние залежи углекислого газа, приводя к парниковому эффекту. В 1990-х годах поиск источника углекислого газа сосредоточился на Южном океане. Изотопы из донных отложений рассказали о том, что во времена ледникового периода на большой глубине находились большие залежи двуокиси углерода. Причиной тому послужили отсутствие вертикального перемешивание и морской лёд. Во время оттепели океан «раскрылся» и значительная часть газа попала в атмосферу. Детальный анализ, проведённый в начале этого года, показал то же самое. Сегодня считается общепризнанным, что за выброс углекислого газа в атмосферу несёт ответственность активизация вертикального перемешивания в Южном океане. Например, в 2009 году там обнаружили значительное увеличение роста планктона с кремниевыми панцирями во время древнейшего дриаса. Повышение концентрации растворённого в воде кремния, скорее всего, было связано с подъёмом глубинных вод, богатых нужными веществами. Что же вызвало этот процесс? На этот счёт есть две идеи. Дэниэл Сигмен из Принстонского университета (США) указывает на то, что Антарктида стала теплеть почти одновременно с водой чуть южнее экватора (см. выше про «отключение» Атлантической циркуляции). В 2007 году он и его коллеги предположили, что результатом стало возникновение временной опрокидывающей циркуляции близ Антарктиды. А Боб Андерсон из Земной обсерватории Ламонт-Доэрти (США) и его коллеги полагают, что всё дело в изменении розы ветров в связи с изменением разницы температур. Во времена ледникового периода полоса западных ветров Южного полушария (моряки зовут эти ветры ревущими сороковыми в соответствии с их географической широтой) располагалась дальше на север. Упомянутые выше «качели» сдвинули её на юг, вплоть до берегов Антарктиды, результатом чего и стал апвеллинг. Рост температуры на различных широтах и уровня углекислого газа в постледниковый период. Отмечены три упомянутых этапа. В этом году Джереми Шакун из Гарвардского университета (США) и его коллеги опубликовали своего рода итоговую реконструкцию климатических процессов последних 22 тыс. лет на основании 80 различных источников. Их выводы во многом подтвердили предыдущие исследования и догадки. С большой долей уверенности можно говорить о том, что события развивались следующим образом. Около 20 тыс. лет назад ледники Северного полушария зашли так далеко на юг, что даже небольшого увеличения солнечного излучения оказалось достаточно для начала обширного таяния. Пресная вода наполнила Северную Атлантику, закрыла местную циркуляцию, ускорив тем самым потепление в Южном полушарии. Перераспределение тепла привело к тому, что за период 20−17,5 тыс. лет назад среднемировая температура повысилась всего на 0,3 ˚C. Ветры, течения или же и то и другое привели к тому, что глубокая вода Южного океана поднялась, и в атмосферу вышел углекислый газ, остававшийся запертым на протяжении нескольких тысяч лет. Когда его уровень превысил 190 частей на миллион, тёплой стала вся планета. Далёкий север реагировал на это медленно, но примерно 15 тыс. лет назад атмосферная концентрация двуокиси углерода достигла уже 240 частей на миллион, Атлантическая опрокидывающая циркуляция вновь заработала в полную силу, и в Северное полушарие окончательно вернулось потепление. В Южном полушарии это имело обратный эффект: потепление замедлилось, и выход углекислого газа из океана прекратился. «Качели» снова дали о себе знать примерно 12,9 тыс. лет назад. Температура в северных широтах упала. Этот период — поздний дриас — продолжался около 1 300 лет. По-видимому, причиной стал внезапный прорыв колоссального североамериканского озера талой воды в Атлантику. История повторилась: циркуляция замерла, Южный океан начал выпускать углекислый газ, концентрация последнего выросла до 260 частей на миллион... Где-то 10 тыс. лет назад планета вновь преобразовалась: лёд отступил, море поднялось, наши предки начали возделывать землю. За последние миллионы лет лёд несколько раз атаковал и отступал, так что едва ли то был последний ледниковый период. Но на этот раз свои коррективы внёс человек. Подумайте вот над чем: потребовался лишь небольшой рост солнечного излучения и увеличение атмосферной концентрации углекислого газа на 70 частей на миллион, чтобы растопить крупные ледники, покрывавшие Евразию и Америку. Однако с начала индустриальной революции этот уровень увеличился уже на 130 частей на миллион. Если мы не остановимся, Гренландия и Антарктида впервые за миллионы лет полностью лишатся льда. На это уйдут тысячи лет, и не факт, что наша цивилизация продержится столько времени в непривычных условиях. Возможно, геологам, гляциологам и климатологам будущего придётся заново открывать всё, что изложено в этой статье, когда закончится следующий ледниковый период.
Источник: http://science.compulenta.ru/
6 ноября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61][62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100