Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
3147-Энтузиасты расшифровали черновики "Мадам Бовари"
Университет французского города Руан открыл сайт, целиком посвященный черновым рукописям Гюстава Флобера к роману "Мадам Бовари". Расшифровкой 4600 листов занимались около 600 добровольцев из 17 стран мира, в том числе из Японии, Таиланда, Ганы, Венгрии, Аргентины, Великобритании, Австрии. Возраст добровольцев колебался между 16 и 76 годами, сообщается на сайте проекта. Как пишет Reuters, работа над расшифровкой рукописей потребовала десять лет и 120 тысяч евро. Фотография каждой страницы романа сопровождается расшифровкой, причем в ней специально отмечены и прочитаны все исправления и зачеркивания, сделанные рукой Флобера. Флобер писал "Мадам Бовари" около пяти лет. В 1856 году за публикацию взялся журнал "La Revue de Paris", а в 1857-м, после скандала вокруг романа и суда над Флобером, которого обвиняли в попрании морали, "Мадам Бовари" вышла отдельной книгой. Роман считается одним из важнейших произведений XIX века. Рукописи "Мадам Бовари" хранятся в муниципальной библиотеке Руана. Проект "Les Manuscrits de Madame Bovary" курировали библиотека, университет и городской музей изящных искусств.
17 апреля

3146-Жители древней Германии были каннибалами
Немецкий город Шпейер в регионе Рейн-Неккар (земля Рейнланд-Пфальц) знаменит своим романским собором и коллекцией древних костей. Черепа, кости ног и позвоночника часто можно увидеть в археологических музеях, однако эта коллекция имеет свои особенности. Она говорит о том, что этих людей съели каннибалы. "На черепах есть желобки, которые начинаются около носа и идут вниз к шее. И на висках такие же. Эти следы, без сомнения, указывают на то, что мясо здесь отрывалось", - рассказала Андреа Цеб-Ланц, глава регионального археологического отделения. На некоторых костях заметны тонкие параллельные разрезы, сделанные острыми кремниевыми орудиями. Края бедренных костей раздроблены. Если судить по достаточно хорошей сохранности всех останков, то становится ясно, что повреждения были нанесены уже после того, как жертва была убита. Человеческие останки были найдены на стоянке каменного века Херксхайм недалеко от Шпейера. Около 7 тысяч лет назад фермеры, которые выращивали пшеницу и ячмень, разводили свиней, овец и крупный рогатый скот, осели в этом месте и выстроили деревню, в которой насчитывалась от 4 до 12 домов. Сами дома не сохранились - археологи смогли их определить лишь по углублениям в земле. В то время в Европе как раз начали появляться первые фермеры-скотоводы, которые вытеснили своих предшественников - охотников-собирателей. Поселенцы Херксхайма пришли с севера в период между 5400 и 4950 годами до нашей эры. Они принадлежали к культуре линейно-ленточной керамики. Поселение окружали две линии рвов. Эти рвы вряд ли выполняли оборонительные функции, так как в нескольких местах они прерывались. Роль захоронений они также играть не могли - у представителей культуры линейно-ленточной керамики были совсем другие погребальные традиции, они чаще всего сжигали своих умерших. Однако во время раскопок этого района археологи нашли в рвах десятки тысяч костей. Во время первой серии исследований, предпринятых в конце 1990-х годов, археологи уже обратили внимание на многочисленные видимые травмы скелетов. Однако тогда их приняли за свидетельство произошедшей здесь когда-то резни. Но в 2008 году антрополог Брюно Булестан из университета Бордо изучил некоторые кости, найденные в этих рвах, и выяснил, что около 2000 фрагментов скелетов принадлежали всего десятку людей. "Мы не располагаем прямыми доказательствами каннибализма. Но я обнаружил постоянно повторяющиеся признаки, подтверждающие, что этих людей съели", - отметил Булестан. Как рассказал ученый, следы на скелетах свидетельствуют, что кости ломали, резали, скребли и давили. Вероятно, тела расчленяли, сухожилия и связки отделяли, мясо срезали, а кости раскалывали. Позвоночник разрубался, чтобы удалить ребра, так же, как мясники сегодня вырезают филейные части. Верхняя часть черепа вскрывалась, чтобы достать мозг. Сохранилось довольно мало костей, в которых остался костный мозг (особенно среди позвонков и коротких костей). Общее исследование других костей из рвов показало, что их постигла та же судьба. Если учесть, что поселение было раскопано лишь частично, то здесь, вероятно, убили и съели более тысячи людей. Примеров подобных массовых захоронений в первобытной истории нет. Другие случаи каннибализма в период неолита в Западной Европе ученым известны. В частности, на южном побережье во Франции в пещерах Фонбрегуа и Адауст или к западу от них в пещере Ле Перра. Однако масштаб каннибализма на этих стоянках несравним с поселением Херксхайм. Среди человеческих останков археологи нашли большое количество глиняных черепков. Анализ керамики позволяет предположить, что период каннибализма продолжался не более 50 лет. То есть, скорее всего, люди были убиты не из-за голода. И вряд ли сотня фермеров могла одолеть в 10 раз больше людей. Поэтому археологи пришли к выводу, что обнаружили следы ритуальных убийств. По мнению историка Жана Гилэна и палеопатолога Жана Замми, существовало два основных вида ритуального каннибализма. Жертвами "экзоканнибализма" становились люди, живущие вне определенной общности: съесть побежденного врага нужно было не для того, чтобы насытиться, а чтобы противники навсегда исчезли с лица земли. Это также помогало присвоить себе жизненную силу и доблесть врага. Символически ритуал подтверждал победу над врагом. В случае "эндоканнибализма" страдали "свои" - представители той же культуры, племени или социальной группы. Причин этому могло быть несколько: попытка присвоить себе качества покойного, вера в то, что это действие поможет возрождению после смерти. Или же каннибализм как способ объединения душ покойных в их живых потомках, или, наоборот, отделения души от тела. В таком случае ритуал становился символом любви и уважения к покойному. Историки, занимавшиеся изучением Херксхайма, исключили оба варианта. "Эндоканнибазим" невозможен, так как размер поселения был слишком мал. Теория "экзоканнибализма" тоже выглядит неправдоподобной - в таком случае жителям Херксхайма пришлось бы постоянно совершать набеги на отдаленные поселения, пригонять домой толпы пленников и приносить сюда всю их керамику. Поэтому в данном случае нужно искать третий вид каннибализма. Вероятно, люди действительно специально привели в это поселение каких-то пленников и принесли с собой множество керамики. Все это могло быть сделано для большой жертвенной церемонии. "В то время культура линейно-ленточной керамики переживала кризис, в результате которого она в конце концов исчезла. Возможно, люди надеялись предотвратить конец их мира, для этого им потребовалось множество керамики, а каннибализм - лишь часть ритуального обряда", - предположила Цеб-Ланц.
16 апреля

3145-Динозавры с длинной шеей не поднимали головы
Ученым удалось установить, что древние зауроподы не вытягивали шеи вверх, а использовали их для горизонтального "маневрирования" во время добычи пищи. Статья с подробным изложением результатов опубликована в журнале Biology Letters. Зауроподы представляли собой динозавров с небольшими головами и длинными (до 9 метров) шеями, которые передвигались на четырех конечностях. Изначально предполагалось, что эти ящеры пользовались шеями подобно современным жирафам, то есть для поедания листьев с высоких деревьев. Поздние расчеты, однако, показали, что для того, чтобы поддерживать кровоток в вертикально поднятых шеях, динозавры должны были обладать невероятно мощными и тяжелыми сердцами. Масса сердца могла составлять до пяти процентов массы тела зауропода. Для сравнения, аналогичный показатель у человека не превосходит половины процента. Новая работа является очередным доказательством того, что древние зауроподы "не ходили с высоко поднятой головой". В рамках исследования палеонтологу Роджеру Сеймуру удалось построить модель расхода энергии, которую динозавры получали с пищей. Он определил, что, если зауроподы держали голову вертикально, то более половины всей получаемой энергии должно было уходить только на обеспечение кровотока в организме. По словам Сеймура, динозавры, вероятно, использовали длинные шеи для горизонтальных "маневров" при добыче пищи. Это позволяло зауроподам экономить силы на смене позиции своего массивного тела.
16 апреля

3144-Красавица Нила без маски
Последние медицинские технологии сканирования показывают, что египетской царице Нефертити 3.400 лет назад была сделана "пластика лица". Ее имя означает "вот идет красавица", и в течение почти целого столетия считали, что бюст египетской царицы Неферти имеет с ней полное портретное сходство. Теперь представляется, что воплоти она выглядела далеко не так совершенно. Бюст жены фараона Ахенатепа является одной из главных достопримечательностей Берлинского музея со времен раскопок, проведенных немецкими археологами. Впервые скульптурный портрет царицы Нила был выставлен в 1923 году. В ближайшее время он займет достойное место в недавно обновленном музее Neues. Но новые исследования говорят, что на бюсте из известняка видны следы коррекции, которая, судя по всему, была сделана Нефертити. Назовем его ботоксом древнего мира. Используя новейшие методы компьютерной томографии, разработанные для медицинских целей, немецкие исследователи провели ряд сканирований бюста и обнаружили, что скульптура была сделана из известняка, покрытого затем несколькими слоями штукатурки различной толщины. Развитие технологии сканирования позволило провести более глубокий анализ, чем тот, что проводился в 1992 году. Ученые обнаружили, что внутренний слепок лица, сделанный непосредственно с лица Нефертити, значительно отличается от наружной части бюста. У оригинала менее выступающие скулы, есть небольшая выпуклость на гребне носа, видны также явные морщины в уголках рта и на щеках, а углы век не так углублены. Косметические изменения, как представляется, были сделаны позднее египетским царским скульптором Тутмосом, чью студию археологи нашли в районе древнего поселения Амарна, к югу от Каира, в 1912 году. Ученые предполагают, что скульптор снял с лица жены фараона гипсовую маску и использовал ее в качестве модели для "улучшения" бюста. "Не исключено, что бюст Нефертити был сделан по заказу фараона Ахенатепа и должен был представлять его жену в соответствии с его личным представлением о ее красоте", - говорит Александр Хупперц, директор научно-исследовательского института. - Изменения были сделаны для того, чтобы подогнать облик царицы под идеалы того времени". Бюст Нефертити в настоящее время является яблоком культурного раздора между Египтом и Германией: Каир требует от Берлина вернуть на родину бесценную скульптуру. Бюст Нефертити был найден в ходе раскопок, которые в 1912 году проводил немецкий археолог Людвиг Борхардт, его открытие восприняли в то время, как триумф доблести Прусской империи. Запись в дневнике археолога гласит, что в момент находки его охватило необычайное волнение. "Внезапно в наших руках оказался экземпляр самого живого египетского искусства, - написал он. – Это невозможно описать словами. Его (бюст) нужно только видеть". Однако документы, обнаруженные в начале этого года, свидетельствуют о том, что немцы обманули египетские власти и намеренно скрыли истинное значение скульптуры, когда вывозили ее за пределы страны. Документы, найденные в Институте востоковедения Германии предоставляют собой запись беседы Борхардта и официального представителя Египта в 1913 году, незадолго до того, как бюст был доставлен в Германию. Автор указывает на то, что Борхардт очень "хотел сохранить бюст для нас". В результате немецкая археологическая группа завернула Нефертити в какое-то тряпье и поместила ее глубоко в нижней части раскопа, в тускло освещенной комнате, чтобы ввести местные власти в заблуждение по поводу ценности находки. В то же время немцы якобы показали египтянам намеренно нелестные фотографии бюста и утверждали, что он сделан из гипса, а не из известняка. Этот обман позволил немцам вывезти бюст Нефертити за пределы Египта. Найденные доказательства об обмане еще больше обострили отношения между Каиром и Берлином. Египтяне обратились с просьбой к руководству Германии хотя бы на время вернуть бюст Нефертити по случаю открытия возле пирамиды в Гизе нового музея. Это должно произойти в 2012 году. Египет угрожает больше никогда не принимать участия в будущих выставках антиквариата в Германии, если Берлин откажется предоставить Нефертити в аренду сроком на три месяца. Пока что немцы играют в прятки и отказываются. Они говорят, что бюст слишком хрупок, он просто не перенесет перевозки. Дитрих Вилдинг, глава Египетского музея в Берлине настаивает на том, что бюст Нефертити, который ежегодно привлекает в город более полмиллиона посетителей, именно здесь приобрел такую всемирную известность, которую он вряд ли бы получил, если бы оставался в Египте.
16 апреля

3143-Египтяне делали лекарства на вине
Археологи и биологи из Пенсильванского университета показали, как древние египтяне готовили лекарственные препараты на вине: в нем настаивались травы. Исследование проводилось на двух образцах. Один из них был извлечен из сосуда, датируемого примерно 3150 годом до нашей эры, а второй - IV-VI веками нашей эры. О своих выводах ученые сообщили в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Science (PNAS). Краткое изложение ее приводит газета The Telegraph. В более старом сосуде, который происходит из погребения фараона, известного как Скорпион I (додинастическая эпоха), найдены такие травы, как мелисса, кориандр, мята и шалфей, а также смола хвойного дерева. В амфоре из Гебель Адда, которая относится к середине первого тысячелетия нашей эры, в вине содержались смола и розмарин. В медицинских папирусах эти травы упоминаются как средства для лечения разных болезней - от расстройства желудка до герпеса. Руководителем исследования выступил Патрик Макговерн с факультета антропологии Пенсивальнского университета. Он является одним из пионеров использования аналитической химии в археологии и автором научно-популярной книги "Ancient Wine: The Search for the Origins of Viniculture" ("Древнее вино: в поисках истоков витикультуры").
16 апреля

3142-Подлинный костюм из "Русских балетов" продадут на торгах
Костюм танцовщика, созданный по эскизу Леона Бакста для труппы Сергея Дягилева "Русский балет", выставлен на торги британского дома Bonhams. Сшитый в 1912 году наряд оценен в 1,5 - 2,5 тысячи фунтов стерлингов (2,2 - 3,7 тысячи долларов). В пресс-релизе дома, который цитирует РИА Новости, говорится: "Видно, что костюм носили, но, тем не менее, он все равно восхитителен и имеет за собой удивительную историю". Представленный в каталоге Bonhams костюм предназначался для одного из второстепенных персонажей балета "Le Dieu Bleu" ("Голубой бог" или "Синий бог"). Аукцион назначен на 28 апреля, он пройдет в городе Ноул. Спектакль "Le Dieu Bleu" был поставлен Михаилом Фокиным в сезоне 1912 года. Либретто для сказочного балета с индийскими мотивами написал Жан Кокто, а музыку - Рейнальдо Ан. Главную роль в спектакле исполнял Вацлав Нижинский. Андрис Лиепа в 2005 году восстановил дягилевский балет "Le Dieu Bleu". Главную партию в нем танцевал Николай Цискаридзе. В 2009 году балетной антрепризе Сергея Дягилева исполняется сто лет: в 1909-м Дягилев и его единомышленники впервые привезли в Париж новаторские спектакли, покорившие всю Европу. Артисты (Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Анна Павлова, Ида Рубинштейн и другие знаменитые танцовщики) выступали в рамках "Русских сезонов", проводившихся во французской столице с 1907 года. Труппа "Русского балета", формально появившаяся в 1911-м, просуществовала до 1929 года, года смерти Дягилева.
16 апреля

3141-Ограблен музей в президентском дворце в Буэнос-Айресе
В Аргентине из музея в президентском дворце Casa Rosada похищены жезл и перевязь Артуро Фрондиси (Arturo Frondizi), возглавлявшего страну с 1958 по 1962 годы, сообщает информационное агентство ANSA. По предварительным данным, кража из музея в президентском дворце в Буэнос-Айресе была совершена в начале апреля 2009 года, хотя полиция была поставлена в известность о происшествии лишь во вторник, 14 апреля. Точную дату совершения преступления представителям правоохранительных органов, расследующих обстоятельства кражи, пока установить не удалось. На протяжении последних трех месяцев в музее происходила смена экспозиции, поясняет ANSA, и он был частично закрыт. В сентябре 2007 года музей в Casa Rosada, где выставляются экспонаты, связанные с государственными деятелями Аргентины, уже был ограблен. Тогда были похищены часы и ручки, принадлежавшие Николасу Авельянеде (Nicholas Avellaneda) - президенту Аргентины с 1874 по 1880 годы. После ограбления в музее были усилены меры безопасности и модернизирована система видеонаблюдения.
15 апреля

3140-В Венеции нашли пропавшую фреску с Наполеоном
Фреска, на которой изображен триумф Наполеона Бонапарта при Аустерлице, найдена при реставрации палаццо Лоредан в Венеции. Это произведение итальянского художника Джованни Карло Бевилаква считалось утраченным еще в XIX веке, отмечает агентство ANSA.it. Палаццо в начале XIX века занимал Луи Барагэ д'Илье, один из известных полководцев Бонапарта. Барагэ д'Илье, проведший в Италии около четырех лет, получивший там графский титул и должность губернатора Венеции, заказал Бевилакве серию фресок на тему французских военных побед 1805 года. Реставрация палаццо Лоредан заняла 10 лет. 19 апреля 2009 года дворец откроется для посетителей в качестве Института искусства, литературы и науки региона Венето.
15 апреля

3139-Петербургские вандалы повредили коня барона Клодта
Одна из четырех скульптурных групп работы барона Клодта, украшающих петербургский Аничков мост, пострадала от вандалов: неизвестные оборвали поводья и повредили сбрую бронзового коня. Об этом сообщают "Вести-Петербург". По мнению сотрудников музея городской скульптуры, в произошедшем виноваты те же шутники, которые 1 апреля надели на головы бронзовых юношей, сдерживающих коней, береты. О том, что одна из групп повреждена, стало известно во время регулярного осмотра городских памятников. Поврежденной скульптурной группе предстоит реставрация. В последний раз все четыре памятника реставрировали в 2000-2001 годах. Скульптор Петр Карлович Клодт потратил на создание скульптур для Аничкова моста чуть менее двадцати лет. Он получил заказ в 1832-1833-м, первая бронзовая пара была установлена в 1841 году, а вторая - в 1850-м. За последнее время в Петербурге пострадало несколько монументов. Самый большой резонанс получил первоапрельский взрыв памятника Ленину у Финляндского вокзала.
15 апреля

3138-Фарфоровые вазы дома Романовых продадут на аукционе
На торги русским декоративно-прикладным искусством, которые дом Sotheby's проведет в Лондоне 10 июня 2009 года, будет выставлена пара ваз из собрания великого князя Владимира Кирилловича Романова. Лот оценен в 1,2 - 1,8 миллиона фунтов стерлингов (1,8 - 2,7 миллиона долларов). В пресс-релизе аукционного дома отмечается, что эти вазы - самые большие из всех, когда-либо выставлявшихся на Sotheby's. Владимир Кириллович Романов (1917 - 1992) доводился двоюродным племянником Николаю II. С 1938 года он считался главой российского императорского дома. Его похоронили в Петербурге, в великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора. В 2006 году парные вазы, подаренные в 1830 году Николаем I послу Франции в России, были проданы на Sotheby's за 2,2 миллиона фунтов стерлингов (4,3 миллиона долларов). Сутки спустя аукционисты Christie's продали другой комплект ваз императорского фарфорового завода за 2,5 миллиона фунтов (4,8 миллиона долларов). В первом полугодии 2009 года дом Sotheby's проведет специализированные русские торги в Нью-Йорке 22 апреля, в Лондоне - с 8 по 10 июня. Дом Christie's устраивает русские торги в Нью-Йорке 24 апреля, а в Лондоне - 9 и 11 июня.
15 апреля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496][497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100