Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
3217-Ученые отказали "хоббитам" в человечности
Ученые нашли очередные доказательства того, что "хоббиты" с острова Флорес (прозванные так из-за небольшого роста) Homo floresiensis являлись отдельным видом. Сразу две работы исследователей, посвященные этому вопросу, появились в журнале Nature. Их краткое изложение приводит новостная служба Nature News. В рамках первой работы антропологи изучали строение ног "хоббита". Оказалось, что стопы этого существа были достаточно большими - по длине они превосходили половину берцовой кости. Ученые полагают, что при хождении H. floresiensis должен был высоко поднимать ноги, чтобы не "цеплять" ногами землю. Кроме этого ученые определили, что люди с острова Флорес обладали плоской стопой: у них отсутствовала арка, которая позволяет современному человеку быстро бегать. Большой палец был достаточно коротким по сравнению с остальными (подобное характерно для обезьян), хотя располагался на одной линии с ними. Последнее означает, что ноги H. floresiensis предназначались для ходьбы, однако быстро передвигаться он не мог. Сами ученые полагают, что большое количество примитивных деталей в строении стопы указывает на то, что "хоббиты" с Флореса отделились от остальных людей раньше, чем предполагалось до сих пор. Таким образом, они могут приходиться родственником человеку умелому Homo habilis, а не человеку прямоходящему Homo erectus. Целью другого исследования, опубликованного в том же номере Nature, было изучение изменения отдельных характеристик островных видов. Известно, что средние размеры особи популяций, изолированных на островах, со временем уменьшаются. Ученые рассмотрели этот процесс на примере карликовых гиппопотамов. Им удалось установить, что при "уменьшении" пропорции тела не обязаны сохраняться. Это означает, что непропорционально маленькая голова H. floresiensis, которая расценивалась многими как доказательство того, что человек с Флореса страдал заболеваниями, влияющими на развитие, может являться результатом естественной эволюции. Напомним, что останки существа женского пола возрастом 17-95 тысяч лет были обнаружены на острове Флорес в 2003 году. Рост предположительно взрослой особи составлял около одного метра, а объем мозга - около 400 кубических сантиметров. Сразу после обнаружения находка вызвала ожесточенные споры среди антропологов: одни заявили, что на острове был обнаружен новый вид Homo floresiensis, а другие полагали, что перед ними человек, который при жизни страдал повлиявшим на развитие заболеванием.
Источник: lenta.ru
8 мая

3216-Палестинцы похитили уникальный древнееврейский свиток
Двое палестинцев были задержаны накануне, 5 мая, в Иерусалиме по обвинению в похищении редкого древнего свитка на иврите, и попытке продать его за миллион долларов. Полиции удалось схватить преступников прежде, чем они успели продать ценную археологическую находку. Написанный на иврите от руки на папирусной бумаге более 2000 лет назад, свиток представляет собой документ о передаче имущественных прав, оформленный на имя вдовы по имени Мирьям Бен-Яаков. Как отмечают специалисты, он был составлен в период, когда народ Израиля был изгнан из своей страны, и в этом районе оставалось очень мало евреев. В начале документа указана дата: "4-ый год от разрушения Дома Израилева". По всей видимости имеется в виду или 74-ый год нашей эры - год разрушения Второго Храма, или 135 год н.э - год разрушения еврейских поселений после восстания Бар-Кохвы. "Это уникальный документ, таких в мире остались единицы", - сообщили из Управления древностей Израиля (Решут ха-Тикот). Стоимость подобных свитков достигает 5-10 миллионов долларов. Документу еще предстоит пройти проверку на подлинность, окончательный вердикт относительно его исторической ценности будет вынесен после проведения соответствующих лабораторных анализов. Вероятнее всего, документ был украден из одной из пещер на территории Израиля, где ведутся археологические раскопки. Из какой именно - пока не известно. Следствию также предстоит установить, каким образом он попал в руки палестинцев. В соответствии с действующем в Израиле законом, все древние артефакты обнаруженные на территории страны путем раскопок или каким-либо другим, являются собственностью государства, и находятся в ведение Управления древностями. Любая торговля древними артефактами на территории Израиля является нарушением закона, за исключением отдельных случаев, утвержденных Управлением древностями.
Источник: mignews.com
7 мая

3215-Палеонтологи обнаружили окаменевшую расправу
Палеонтологи, работающие на формации Писко в Перу, обнаружили останки, представляющие собой окаменевший кусок тела кита с застрявшим в нем зубом гигантской белой акулы. Находка, возраст которой оценивается в четыре миллиона лет, подробно описана в журнале PALAIOS. Коротко о ней рассказывает журнал New Scientist. Вокруг места, где зуб вошел в плоть кита, ученые не обнаружили следов затягивания раны. Они заключили, что морское млекопитающее не пережило встречи с акулой. Специалисты также не исключают, что хищник мог питаться останками уже умершего кита. Современные белые акулы довольно часто питаются падалью. Погибшее животное принадлежало к отряду гладких китов. Вид ученые определить не смогли. Принадлежность зуба, застрявшего в челюстной кости млекопитающего, исследователи определили по найденным неподалеку окаменелым костям акулы. Длина древнего хищника составляла пять метров. В пасти акулы ученые насчитали 222 зуба. Большая часть зубов не сохранилась. В среднем, современные белые акулы несут около трех тысяч зубов. В наши дни сохранился только один вид больших белых акул - Carcharodon carcharias. Они могут вырастать до шести метров и являются крупнейшими хищными рыбами планеты.
Источник: lenta.ru
7 мая

3214-Нью-йоркский арт-дилер нашел пропавшую картину
Картина итальянского академиста начала XVII века Лодовико Карраччи "Святой Иероним в лесу", принадлежавшая до Второй мировой войны немецкому коллекционеру Максу Штерну и исчезнувшая после 1937 года, нашлась в собрании Ричарда Фейгена, одного из крупнейших арт-дилеров США. Фейген заявил о том, что вернет полотно фонду наследия Штерна, сообщает агентство Bloomberg. Нацисты, как пишет Bloomberg, вынудили Штерна закрыть галерею в 1937 году. Он передал 228 картин германскому аукционному дому Lempertz, который продал их, по крайней мере, частично еще до войны. После войны Штерн пытался вернуть себе то, что продавали в Lempertz, но безуспешно. Он умер бездетным, а его наследниками оказались три вуза: два канадских университета - Конкордия и Макгилл, и один израильский - Еврейский университет в Иерусалиме. Университеты создали фонд, который занимается поиском картин из коллекции Штерна. Фейген купил "Святого Иеронима" в 2000 году за 100 тысяч немецких марок (примерно 685 тысяч долларов по нынешнему курсу) на аукционе Lempertz, том самом, которому была доверена коллекция Штерна перед войной. О происхождении картины Фейген узнал совсем недавно: после того, как американская таможня изъяла у нью-йоркского галериста Лоренса Стейгарда работу нидерландского художника, тоже некогда принадлежавшую Максу Штерну. Дело в том, что в 2008 году один из федеральных апелляционных судов США постановил считать вынужденную продажу "де-факто конфискацией", и таким образом для фонда наследия Макса Штерна открылись новые возможности по возвращению его коллекции. Впрочем, пока фонду удалось найти только пять работ. Неизвестно, будет ли Фейген требовать компенсацию от Lempertz. Представители дома заявили, что в 2000 году картины из коллекции Штерна еще не являлись предметом реституционных споров, так что маловероятно, что по германским законам Фейгену удастся добиться компенсации.
Источник: lenta.ru
7 мая

3213-Министерство культуры не признало тело Ленина своим
Министерство культуры не имеет собственной позиции по вопросу перезахоронения Владимира Ленина, поскольку не считает его тело объектом культурного наследия. Об этом на правительственном часе в Государственной думе сказал министр культуры Александр Авдеев. "У меня язык не поворачивается назвать это объектом культурного наследия... Это политический вопрос", - уточнил он. Его цитирует РИА Новости. Авдеев отметил, что его ведомство никак не связано и с финансированием забальзамированного тела Ленина, поскольку поддержание его финансируется комендатурой Кремля. Вопрос об отношении Минкульта к Ленину возник на правительственном часе, поскольку выступление Авдеева было посвящено сохранению культурного наследия. В частности, министр сообщил депутатам, что за последние 10 лет в России было утрачено более 2500 памятников культуры и истории. При этом Авдеев добавил, что "состояние половины находящихся под государственной охраной памятников истории и культуры экспертами характеризуется как неудовлетворительное, а для части из них необходимо принятие срочных мер по их спасению". Примечательно, что на апрельском правительственном часе в Совете Федерации Авдеев сообщил сенаторам, что за 10 лет в стране погибло около 2000 памятников. Всего в России насчитывается более 80 тысяч объектов культурного наследия, из которых более 25 тысяч считаются объектами федерального значения.
Источник: lenta.ru
7 мая

3212-Эксперты подсчитали наклон
Установленная на Мамаевом кургане скульптура "Родина-мать зовет!" накренилась на 211 миллиметров. Эти данные привел на пресс-конференции директор волгоградского музея-заповедника "Сталинградская битва" Александр Величкин. Он пояснил, что расчеты крена ведутся с 1966 года и что 211 миллиметров составляют 75 процентов от допустимой величины, сообщает РИА Новости. Геннадий Мажбиц, директор волгоградского филиала Научно-исследовательского института энергетических сооружений, следящий за состоянием монумента, сказал на той же пресс-конференции, что в действительности не существует "научно обоснованных критериев безопасного состояния в проекте "Родины-матери". По словам Мажбица, автор памятника указал как критическую величину 272 миллиметра. Эксперт добавил, что причины отклонения памятника неясны и что их нужно установить в течение ближайших двух лет. Он также подчеркнул, что основание монумента, в отличие от статуи, не кренится. В марте 2009 года памятник на Мамаевом кургане обследовала государственная комиссия. Она рекомендовала провести комплексное исследование состояния монумента. Монумент "Родина-мать зовет!" был спроектирован скульптором Евгением Вучетичем и архитектором Николаем Никитиным. 85-метровый памятник возводился с 1959 по 1967 год. В 2008 году мемориальный комплекс Мамаева кургана был признан одним из семи чудес России.
Источник: lenta.ru
7 мая

3211-В Великобритании опубликована поэма Толкиена
В Великобритании 5 мая 2009 года в книжные магазины поступила книга Дж.Р.Р. Толкиена "Сигурд и Гудрун", 500-строфная поэма по мотивам скандинавского эпоса. Сын писателя и его душеприказчик Кристофер Толкиен в интервью The Guardian, приуроченном к публикации, признал, что форма книги может отпугнуть многих поклонников "Хоббита" и "Властелина колец". В основу поэмы положена история двух героев, известных в скандинавских мифах как Сигурд и Гудрун, а в германских как Зигфрид и Кримхильда. По мнению Кристофера Толкиена, его отец написал поэму в начале 1930-х, когда он преподавал германские языки и литературу. Толкиен-старший подготовил беловой текст, оставив буквально несколько страниц черновиков. Кристофер Толкиен утверждает, что сам он правок практически не вносил, сосредоточившись на комментировании текста. Кристофер Толкиен с 1973 года занимается изданием неопубликованного наследия отца. В 2007-м году он опубликовал повесть "Дети Хурина", только англоязычный тираж которой превысил миллион экземпляров. Общий тираж книг Дж.Р.Р. Толкиена составляет около 150 миллионов экземпляров.
Источник: lenta.ru
6 мая

3210-Костюмы антрепризы Дягилева покажут в Москве
С 20 мая по 20 июля во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства будут выставлены костюмы артистов "Русских сезонов" Сергея Дягилева из собрания британских коллекционеров Ольги и Айвора Мазур. Проект приурочен к столетию дягилевской антрепризы, которое отмечается в 2009 году. В числе экспонатов будут показаны костюмы к "Весне Священной", "Жар-птице", "Синему богу", "Песни соловья" и "Шахерезаде", а также пуанты великой Тамары Карсавиной, в которых она танцевала Коломбину в балете Делиба. Эскизы для костюмов к дягилевским балетам создавали как известные русские художники - Николай Рерих и Леон Бакст, так и выдающиеся французы, например, Анри Матисс.
Источник: lenta.ru
6 мая

3209-Швейцарский ученый объявил бюст Нефертити подделкой
Швейцарский специалист по истории искусства Генри Штирлин (Henri Stierlin) заявил, что бюст Нефертити, хранящийся в Берлинском музее, является подделкой, сообщает AFP. Автор нескольких работ по Древнему Египту, Ближнему Востоку и исламской культуре Штирлин в своей новой книге утверждает, что знаменитый бюст был изготовлен в 1912 году. По его убеждению, к фальсификации бюста причастен немецкий археолог Людвиг Борхардт, по просьбе которого художник Герардт Маркс (Gerardt Marks) и создал "бюст Нефертити". При этом Маркс воспользовался извлеченными Борхардтом из раскопок настоящими древними красками египтян. В качестве доказательства своих слов, Штирлин приводит следующие аргументы: во-первых, из-за того, что бюст изготовлен из камня, покрытого штукатурной смесью, невозможно определить дату его создания, во-вторых, плечи скульптуры урезаны вертикально, что характерно для европейских бюстов XIX века, в то время как у египетских изображений усечение было горизонтальным, в-третьих, согласно исследованию Штирлина, левого глаза у бюста не было изначально, что опять же противоречит убеждениям древних египтян, создававших в бюстах абсолютные копии людей. Таким образом, единственное, что позволяет датировать возраст бюста - краски, которые действительно являются древними. Штирлин также указывает на то, что первый детальный отчет о раскопках начала XX века появился только в 1923 году, спустя 11 лет после нахождения бюста Нефертити. Согласно общепринятой версии, бюст Нефертити был обнаружен Людвигом Борхардтом в 1912 году при раскопках мастерской египетского скульптора и художника Тутмоса в эль-Амарне. Бюст был вывезен археологом в Германию и позднее оказался в Берлинском музее. Ученые датирует время создания бюста XIV веком до нашей эры. Специалисты отмечают, что скульптура создана с нехарактерными для древневосточного искусства тонкостью моделировки и отсутствием условностей. Власти Египта периодически пытаются вернуть бюст на родину.
Источник: lenta.ru
6 мая

3208-Копенгагенскую Русалочку заменит китайская видеоинсталляция
Во время пребывания копенгагенской статуи Русалочки на Всемирной выставке в Шанхае на месте демонтированной скульптуры в столице Дании разместится видеоинсталляция, выполненная китайским художником Аем Вейвеем. Об этом 5 мая сообщает агентство Associated Press. Подробности о внешнем виде инсталляции журналистам пока не сообщают. Известно лишь, что композиция будет каким-то образом меняться на протяжении нескольких месяцев, которые настоящая Русалочка проведет в Китае. Героиню сказки Андерсена в 1913 году изваял датский скульптор Эдвард Эриксен. С тех пор статуя не покидала Копенгаген. Выставка в Шанхае состоится в 2010 году, там Русалочку разместят в павильоне Дании. Датские политики надеются, что благодаря "командировке" Русалочки большое количество туристов решит впоследствии посетить Копенгаген. Между тем опрос общественного мнения показал, что большинство датчан недовольны решением властей вывезти скульптуру за границу.
Источник: lenta.ru
6 мая

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489][490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100