Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8037-Картина Матисса нашлась через 25 лет после похищения
Картина Анри Матисса "Сад" (1920), украденная из стокгольмского музея, нашлась спустя 25 с лишним лет после похищения, сообщает BBC News. Работу оценивают примерно в один миллион долларов. Полотно было вынесено из Музея современного искусства ранним утром 11 мая 1987 года. Похитители проникли в здание, разбив кувалдой входную дверь, забрали одну лишь только работу Матисса и скрылись; охрана прибыла спустя 10 минут. Все 25 лет местонахождение "Сада" оставалось неизвестным. Похитители предлагали музею выкупить полотно за "неадекватную" сумму. Однако Кристофер Маринелло, глава крупнейшей базы данных пропавших произведений искусства Art Loss Register (ARL), посоветовал не платить выкуп. По его словам, у украденной картины нет реальной стоимости - Матисс слишком известен и продать его на открытом рынке невозможно. Он посоветовал лишь запастись терпением. "Сад" всплыл после того, как некий польский коллекционер собрался продать полотно британскому арт-дилеру Чарльзу Робертсу. Прежде чем ударить по рукам, Робертс справился с базой данных ARL и понял, что картина была похищена. Затем в дело вступил Маринелло, который смог договориться с владельцем о безвозмездном возвращении работы в шведский музей. Арт-сыщик не многое смог рассказать о переговорах: "Денег не платили, рук не выкручивали. Будем считать это рождественским подарком шведскому народу".
Источник: lenta.ru
9 января

8036-Британцы поставят первый памятник Диккенсу в 2013 году
Первый памятник английскому писателю Чарльзу Диккенсу в Великобритании появится в 2013 году. Как сообщает BBC News, монумент установят в его родном городе Портсмуте 9 июня текущего года. Изначально планировалось, что памятник поставят в 2012 году, когда британцы праздновали 200-летний юбилей романиста, однако на проект не успели собрать деньги. Монумент, заказанный "Обществом Диккенса" (Dickens Fellowship), объединяющим поклонников творчества писателя, оценивается в 118 тысяч фунтов стерлингов (191,7 тысяч долларов), а последнее пожертвование от анонимного благотворителя в размере 25 тысяч фунтов (40,6 тысяч долларов) поступило к концу 2012 года. Установка памятника в нынешнем году будет приурочена к 133-й годовщине смерти автора "Оливера Твиста" и "Дэвида Копперфильда". Скульптура, созданная оксфордским скульптором Мартином Дженнингсом (Martin Jennings), изображает Диккенса сидящим в кресле. Памятник в Портсмуте станет первым на родине писателя, который в своем завещании просил не возводить ему монументов. Известно о существовании двух скульптур за пределами Англии, установленных в честь Диккенса: одна из них находится в Филадельфии, другая - в Сиднее. Чарльз Диккенс родился в Портсмуте в 1812 году и прожил там три года. В его доме с 1904 года работает музей.
Источник: lenta.ru
9 января

8035-"Архнадзор" заявил о новогоднем сносе зданий Осипа Бове
Городские власти снесли утром 1 января два исторических здания в центре Москвы. Речь идет о корпусах Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре.Снесенные здания были построены по проекту Осипа Бове в первой трети XIX века. В постройках находилась покойницкая и прачечная больницы. На их месте столичные власти хотят построить новое здание для Мосгордумы. Как утверждает "Архнадзор", постройки снесли незаконно. Решение о сносе приняла 26 декабря 2012 года комиссия при правительстве Москвы, однако от нее скрыли результаты историко-архитектурных исследований. Также членам комиссии не показали проект, при котором сохранится весь комплекс больницы. Градозащитники отметили, что правительство Сергея Собянина этим поступком дискредитировало собственную политику сохранения исторической Москвы, которую они провозгласили в 2011 году. В своем заявлении "Архнадзор" потребовал вынести на общественное обсуждение проект переноса Мосгордумы в Ново-Екатерининскую больницу. Переехать на Страстной бульвар столичный парламент должен к 2014 году. Изначально в здании больницы хотели сделать дворец бракосочетания, однако от этих планов отказались, так как на бульваре нет места для свадебных кортежей.
Источник: lenta.ru
9 января

8034-В Новгороде покажут "спасенные фрески" XIV века
Новгородский государственный музей-заповедник откроет выставку с фресками новгородской церкви Спаса Преображения на Ковалеве, которые датируются 1380 годом. Как сообщается на сайте музея, фрески, восстановленные после Великой Отечественной войны, смонтированы на титановых щитах. По данным РИА Новости, настенная живопись второй половины XIV века последний раз демонстрировалась около десяти лет на выставке "Спасенные фрески" в гриднице на новгородском Ярославовом дворище. Теперь экспозиция откроется в церкви Георгия на Торгу XIV века, которая также находится на Дворище. Ковалевские фрески, предположительно, были забелены в XVIII веке, однако в начале XX столетия началась их расчистка, а впоследствии произведена их фотофиксация. Во время войны церковь Спаса Преображения была разрушена, и считалось, что монументальная живопись полностью утрачена, однако в 1965 году новгородские реставраторы Александр и Валентина Грековы по мельчайшим обрушившимся фрагментам приступили к восстановлению фресок и крепили их на титановых щитах. Реставраторам, работавшим по редкой технологии, удалось восстановить до 30 композиций, которые занимают около 180 квадратных метров. В 1989 году Грековы были награждены Государственной премией СССР. В настоящий момент работа по восстановлению монументальной живописи церкви продолжается. Площадь не восстановленных фресок достигает около 200 квадратных метров. В освободившейся гриднице под руководством реставраторов Новгородской научно-реставрационной мастерской "Фреска" ведется восстановление живописи другого новгородского храма - Успения Богоматери на Волотовом поле. Преображенская церковь, построенная около 1345 года, действовала до начала XX века. В 1970 году на ее месте была поставлена новая церковь, в которой можно увидеть сохранившиеся фрагменты прежнего храма.
Источник: lenta.ru
9 января

8033-Изобретение будущего. 1900–1910
1905: теория относительности E=m∙c². Самое знаменитое уравнение в истории физики. Оно говорит о том, что вещество и энергия взаимообратимы, то есть, по сути, являются формами друг друга, и их эквивалентность привязана к фундаментальной константе вселенной — скорости света. Появившееся в ноябре 1905 года уравнение было последним в череде открытий, сделанных смелым 26-летним учёным по имени Альберт Эйнштейн. За один-единственный год этот полубог опубликовал четыре работы, которые перевернули вверх дном тысячелетние представления о пространстве, времени, свете и субатомном мире. После E=m∙c² Эйнштейн заморочил нам головы Специальной теорией относительности, в которой скорость света признаётся универсальной постоянной, а все другие меры оказываются относительными к движению наблюдателя. Поэтому учёные, которые обгоняют друг друга на сверхбыстрых космических кораблях, не согласятся практически ни с чем: они будут по-разному оценивать течение времени, массу самих себя и даже длину своих кораблей. Эйнштейн опубликовал также работу по броуновскому движению, заметив, что крошки, плавающие в горячей жидкости (например, в чае), ведут себя хаотически, словно их подталкивают какие-то невидимые частицы, и предложив тем самым ещё один аргумент в пользу существования атомов, которые в 1905 году оставались всё ещё теоретическим построением. Кроме того, Эйнштейн дал объяснение фотоэлектрическому эффекту (он лежит в основе солнечной энергетики), за что годы спустя получил Нобелевскую премию. Всё вместе даровало учёному мировое признание и место в ряду самых гениальных представителей человечества. 1906: нагревательный элемент тостера Поджаренный хлеб — главный элемент завтрака «в западном стиле» — оказался предвестником промышленного переворота. Именно тостер стал первым электрическим прибором, который упростил жизнь обычного человека. Это сделал американский изобретатель из штата Иллинойс Альберт Марш, воспользовавшийся «металлургической магией» и запатентовавший в 1906 году то, что он назвал «хромелем» (chromel). Четыре части никеля и одна часть хрома — таким был секрет первого в меру прочного нагревательного элемента, который наконец-то позволил в полной мере извлечь бытовую выгоду из стремительно распространявшихся электросетей и проложил дорогу пылесосам, стиральным машинам, кухонным плитам, гаражным дверям и символу всего самого современного — блендеру. Все эти продавцы пылесосов, которые кочуют от дома к дому и от офиса к офису, все эти рекламщики в долгу перед Маршем. Он принёс в наши дома современность. 1905: пас вперёд в американском футболе В начале XX века американский футбол представлял собой свалку грубых великанов. Недавно изобретёнными шлемами настоящие мужчины брезговали. Пасами почти не пользовались. Одна команда образовывала боевую формацию под названием «летящий клин», а другая с разбега врезалась в дружный строй, стремясь разбить его и добраться до игрока с мячом. Нокауты были обычным делом. В 1905 году таким образом погибло (!) 15 игроков школьной лиги и три — студенческой. Разумеется, сия жестокая забава находилась под постоянным огнём критики, и в результате университеты Гарвардский, Колумбийский, Северо-Западный, Стэнфордский и Калифорнийский в Беркли бросили играть. После этого вмешался президент. Теодор Рузвельт, завзятый болельщик и выпускник Гарварда, принимавший участие во второй игре между Гарвардом и Йелем за всю историю американского футбола, стал инициатором выработки новых правил. Так появился пас вперёд, который сместил акцент с массы игрока на скорость и мастерство. В следующий раз, когда вы вскочите на ноги после результативной передачи Пейтона Мэннинга, помяните старика Тедди за то, что он подарил вам эту игру. 1903: танк Танк — настолько важная часть современных вооружённых сил, что легко забыть, как на заре XX века он был научной фантастикой. В 1903 году Герберт Уэллс опубликовал жуткий рассказ «Сухопутные броненосцы» (The Land Ironclads), который сразу же стал руководством к действию. Повествование ведётся от имени военного корреспондента, который пытается понять, что это за таинственное чудовище. Уэллс описывал махину как огромное, неуклюжее насекомое 25−30 м длиной, которое зашло во фланг траншеи и продольным огнём выкосило находившихся там солдат. Когда Уэллс сочинял этот рассказ, окопная война находилась в зачаточном состоянии. Но писателю удалось предугадать основную проблему этого метода боевых действий: как справиться с противником, который всё роет и роет, а в ответ на ваши манёвры открывает кинжальный огонь. Ответом должен был стать симбиоз толстой брони и артиллерии, который неуклонно продвигается вперёд, защищая скрытых внутри солдат. И в год публикации рассказа французская армия приступила к реализации идеи моторизованной пушки, которую решено было поставить не на колёса, а гусеницы — для надёжности. Увы, проект артиллерийского капитана Левавассёра погиб бюрократической смертью в 1908 году, но в то же время британские, австрийские и германские военные круги с большей серьёзностью отнеслись к прототипам современных танков. В XX веке война стала механизированной, и во всех развитых странах методы ведения боевых действий ориентировались на бронетехнику. США даже привезли «Абрамсы» в Ирак, но выяснилось, что в условиях партизанской войны в незнакомой местности им нечего противопоставить самодельным минам. Та война, по-видимому, стала началом конца приоритета «сухопутных броненосцев», чего не мог предвидеть даже Герберт Уэллс. 1907: вакуумная трубка Сегодняшние компьютеры построены на транзисторах — крошечных полупроводниковых приборах, отвечающих за «нолики» и «единички». Когда-то тем же самым занимались большие стеклянные цилиндры. Подобно многим другим устройствам у вакуумной трубки много отцов — от Томаса Эдисона и Николы Теслы до Джона Амброза Флеминга и Роберта фон Либена. Но самый крупный прорыв совершил в 1906 году Ли де Форест, который изобрёл триод. Первоначально он использовался для усиления звуковых сигналов, что способствовало широкому распространению радио (см. ниже), и одновременно стал важной вехой на пути к созданию компьютеров. Уместно вспомнить, что лампочка Эдисона, по сути, как раз и была вакуумной трубкой. Но Форест поместил внутрь не один, не два, а три электрода, что позволило ей превратиться в электрический выключатель. При смене напряжения, идущего на один из терминалов, уменьшается ток между двумя другими. Таким образом положение «вкл» сменяется положением «выкл». Это и есть наши «единички» и «нолики». Точно такая же концепция лежит в основе транзисторов. Но до них ещё далеко — они появятся только в 1947 году. Поэтому первые ЭВМ были «ламповыми», в том числе знаменитый британский «Колосс», с помощью которого во Вторую мировую расшифровывались немецкие донесения, а также его американский коммерческий преемник ENIAC. Последний предназначался для нужд Лаборатории баллистических исследований, и в нём было свыше 18 тыс. вакуумных трубок. Кстати, в родном городке Де Фореста — Каунсил-Блаффс (штат Айова) — сегодня располагается мощный дата-центр корпорации «Гугл», что весьма символично. 1901: бензиновый «Мерседес» Эпоха «безлошадных экипажей» в полной мере стартовала как раз в первое десятилетие XX века. В 1901 году появился первый «Мерседес» на бензине с шестилитровым четырёхцилиндровым двигателем в 35 л. с. Это была не только одна из наиболее мощных машин своего времени, но и одна из самых лёгких и к тому же самых технически совершенных: впускные клапаны приводились в действие распредвалом — неслыханно! Отдельных похвал заслуживала конструкция: Mercedes 35 был меньше, изящнее и к тому же имел удлинённую колёсную базу, что сделало его непревзойдённым гонщиком на первых соревнованиях, проводившихся по всей Европе. Но лучше всех тогда покупали, как ни странно, электромобили. Компания Columbia не только продала больше всех в США в это десятилетие, но и установила рекорд скорости для четырёхколёсных транспортных средств с помощью полностью электрического автомобиля Red Devil. Бензин победил лишь после того, как в 1908 году на рынок вышел Ford Model T, взявший штурмом Америку не в последнюю очередь благодаря низкой цене. 1902: Nintendo выходит на мировой рынок В 1633 году правительство Японии запретило играть в карты, разорвав отношения с западным миром. Тогда японцы придумали собственную карточную игру под названием ханафуда. Вместо западных мастей там фигурировали красивые картинки. Nintendo была основана в 1889 году как раз для производства популярных «цветочных карт». В 1902-м Япония снова открылась для торговли с остальным миром, и Nintendo стала первой фирмой в стране, занявшейся выпуском карт в западном стиле. Это принесло компании огромный успех и позволило расширить сферу интересов на другие игры. Оттуда лежала прямая дорога к электронным игрушкам и видеоиграм. 1902: «Путешествие на Луну» В 1902 году французский киногенийЖорж Мельес взял зрителя с собой на Луну. С тех пор наш киновзгляд неотрывно устремлён к небу. Это был первый фантастический фильм, в котором показали космический корабль, попавший Луне прямо в глаз. Опытный иллюзионист Мельес перенёс всё, что знал, на экран, став пионером специальных эффектов. Великого учителя чтут по сей день: Мартин Скорсезе воздал ему должное в прошлогоднем фильме «Хранитель времени». 1907: бакелит Бакелит — первый в мире жёсткий синтетический пластик — назван по имени американского изобретателя Лео Бакеланда, бельгийского иммигранта, сколотившего состояние благодаря продаже патента на фотобумагу фирме Eastman Kodak. Бакелит сделал возможной целую отрасль промышленности и заложил основу пластмассовой революции XX века. Изобретён в 1907-м, запатентован в 1909-м. До этого пластик был гибким наподобие шеллака. С помощью двухметрового пресса Бакеланд пропитывал дерево смесью формальдегида и карболки, но нашёл побочный продукт термореактивных полимерных смол более перспективным — более прочным и устойчивым, а также обладающим свойством электрической изоляции. После этого Бакеланда избрали президентом ряда важнейших химических организаций планеты, в том числе Национального научно-исследовательского совета США и Американского химического общества. Патент давно истёк, но полиоксибензилметиленгликольангидрид мы по-прежнему называем бакелитом. 1910: радио В начале XX века новые устройства появлялись одно за другим. Так, всеобщее признание получил патефон, что спровоцировало рождение индустрии звукозаписи. Компактные пылесосы помогли в борьбе с грязью на коврах. Но самым влиятельным изобретением, конечно же, стал радиоприёмник. Первая радиопередача состоялась в 1905 году. Тогда это называли беспроводным телеграфом, поскольку сообщения кодировались азбукой Морзе. Устройства, основанные на работах Гульельмо Маркони, Николы Теслы и других, использовались в основном для связи между судами и берегом. Лишь изобретение триода (см. выше) превратило радио во всемирную систему связи. Вакуумная трубка Фореста выполняла роль электронного усилителя следующим образом: два электрода создавали поток электронов (постоянный ток), а третий служил модулятором, усиливая, выпрямляя или настраивая сигнал, который затем отправлялся в приёмник (громкоговоритель), что преобразовывал его в звук. Форест, придумавший также сам термин «радио», провёл первую публичную радиотрансляцию, которая состоялась 12 января 1910 года: в эфире звучала опера «Тоска». Так и случилась революция человеческого общения — теперь мы могли обмениваться информацией со всем миром. Изменилась и сфера развлечений: появились музыкальные программы и сериалы. Никакое другое устройство, изобретённое в те годы, не может сравниться с радио по культурному эффекту. 1908: основание ФБР Генеральный прокурор США Чарльз Бонапарт, служивший в этой должности при Теодоре Рузвельте, в 1908 году учредил Бюро расследований. Организация начинала с десяти секретных агентов и нескольких следователей Министерства юстиции. В ФБР службу переименовали в 1935 году. Имеет ли он отношение к Наполеону? Имеет! Его дедом был Жером Бонапарт — младший брат французского императора. 1900: фотоаппарат Kodak Brownie Когда Brownie вышла на рынок, начиная столетие любительской фотографии, она представляла собой всего лишь картонную коробку за один доллар с объективом и затвором. К тому времени Джордж Истмен, основатель компании Kodak, уже вовсю продавал катушечную фотоплёнку и доступные по цене складные фотоаппараты, которые помещались в кармане пальто. Собственно, Kodak — это название первой камеры, выпущенной им в 1888 году. Она обладала постоянным фокусным расстоянием и позволяла сделать 100 снимков, после чего её надо было отправить обратно производителю для получения фотографий. Brownie получила своё название в честь брауни — маленьких человечков, персонажей комиксов Палмера Кокса (подозрительно похожих на коротышек Николая Носова во главе с Незнайкой). Бренд, что называется, был раскручен, особенно среди детской аудитории. В рекламной кампании упор делался на то, что с аппаратом справится даже ребёнок. Низкая цена (тогдашний доллар — это примерно $30 сегодня) и простота в использовании гарантировали камере широкую популярность. Едва ли не каждая семья получила возможность останавливать мгновения своей повседневной жизни. Именно тогда родилась та культура любительской фотографии, которая по сей день гарантирует успех интернет-сервисам вроде «Инстаграма». Тогдашние руководства по эксплуатации советовали снимать лишь в первые часы после рассвета или перед закатом, причём модель должна была быть полностью освещена солнцем. Зато выдержка варьировалась от четырёх секунд до пяти минут в случае плохого освещения и съёмки внутри помещений. А сегодня мы приходим в бешенство от того, что цифровые камеры стандарта ISO 6400 выдают зернистые снимки, когда мы снимаем, как говорится, при свечке. Интересно, что первым пользователям Brownie рекомендовалось выравнивать положение фотоаппарата в соответствии с размерами и пропорциями объекта. Сегодняшние перспективные снимки, когда основание здания кажется толще его вершины, считались ошибкой. За два доллара можно было купить не только камеру, но и катушку на 117 кадров (плёнка 57,15 мм — 2,25 дюйма), а также право на печать фотографий. Марка Brownie просуществовала более 60 лет. Было выпущено свыше ста моделей, разошедшихся миллионными сериями. Это были первые фотоаппараты нескольких поколений фотолюбителей. Несмотря на уже исчерпанный лимит в двенадцать очерков, стоит упомянуть и о голубиной камере немецкого аптекаря Юлиуса Нойброннера, запатентованной в 1908 году. Он оснащал птиц небольшими фотоаппаратами с таймером и печатал снимки сразу по их возвращении, продавая под видом почтовых открыток. А вы говорите: «Беспилотники!»
Источник: http://science.compulenta.ru/
27 декабря

8032-Возлюбленная Рембрандта, наверное, не страдала раком груди
В 1654 году Рембрандт ван Рейн написал свою знаменитую «Вирсавию» — обнажённую супругу царя Давида в момент омовения. С 1980-х эта картина считается символом рака молочной железы: два австралийских хирурга интерпретировали голубоватую отметку на груди библейской красавицы как свидетельство онконедуга и написали об этом статью. Она изрядно нашумела. Однако с помощью компьютерного моделирования сотрудники Твентского университета (Нидерланды) показали, что голубизна едва ли вызвана болезнью. Жаль, что «пациентке» это не поможет: она скончалась несколько столетий назад. Моделью Вирсавии послужила, скорее всего, Хендрикье Стоффельс, возлюбленная художника. Голубой оттенок (на репродукциях он скорее сероватый) и впрямь просматривается в нижней части левой груди, а под мышкой бросается в глаза подозрительная припухлость. Это и привело австралийцев к мысли о том, что модель была безнадёжно больна. Исследователи из Университета Твенте изучают свойства человеческих тканей, и им показалось далеко не очевидным, что опухоль может нести ответственность за цвет груди. Они смоделировали попадание фотонов с различной длиной волны на больную грудь, а затем посмотрели, сколько фотонов вернулось и какой цвет должен при этом воспринять человеческий глаз. После 700 часов компьютерных расчётов выяснилось, что опухоль могла вызвать голубизну, лишь находясь в 1−3 мм под кожей. На практике опухоль расположена намного глубже в молочной железе и изменением цвета кожи не проявляется. Авторы отмечают, что занимались этим вопросом не только из любопытства: в университете разрабатывается технология световой диагностики (рака в том числе).
Источник: http://culture.compulenta.ru/
27 декабря

8031-Движущиеся картинки, возможно, изобрели ещё в палеолите
Если верить учебникам, заря кинематографа взошла 28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе», где, приглушив свет, Луи и Огюст Люмьеры устроили первый публичный киносеанс. Но, по-видимому, любовь к правдивому изображению жизни родилась в человеке тысячи лет назад — возможно, одновременно с искусством как таковым. В последние годы некоторые историки первобытного общества стали приходить к выводу, что пещерная живопись была участницей своего рода театрализованных представлений: люди рассказывали истории с помощью визуальных спецэффектов. Есть мнение, что наши пращуры даже изобрели мультипликацию: на обе стороны каменного диска наносились рисунки, после чего диск крутился, и животное приходило в движение. Наше повествование следует начать с аспиранта-палеоантрополога Университета Экса — Марселя (Франция) по имени Марк Азема. Изучая многочисленные образцы наскальной живописи, он ещё в 1990-х обратил внимание на изображения животных, которые казались наложенными друг на друга. Например, у лошади из французской пещеры Ла-Марш пять голов, два хвоста и по меньше мере шесть передних лап. Между тем туловище козла, вырезанного на стене Абри-дю-Коломбье на юго-западе Франции, поддерживает и вовсе бессчётное количество ног. Возможно, это остатки неудачных попыток нарисовать животное, но г-н Азема не удовлетворился этим объяснением. 15 лет чтения книг по естественной истории и ветеринарных учебников убедили его в том, что каждый такой «эскиз» представляет собой корректное изображение движений. Учёный стал раскладывать рисунки на «кадры» и делать из них мультфильмы — и действительно, животные «забегали». Лошадь из Ла-Марша, например, била копытом, поднимала и опускала голову, а также взмахивала хвостом. А козёл, как нетрудно догадаться, нёсся со всех ног. Разумеется, современники художника ничего подобного увидеть не могли, но сама традиция подобного изображения животных говорит о том, что человек изначально хотел запечатлеть жизнь как она есть — в движении, а вовсе не останавливать мгновение. И это, отмечает г-н Азема, поднимает важный вопрос о назначении наскальной живописи. Мы привыкли считать, что это просто картинки, но учёный уверен: это иллюстрации. С их помощью рассказывались истории. Кроме того, не стоит забывать, что на эти изображения следует смотреть так, как смотрели на них люди верхнего палеолита. «Всё наскальное искусство фотографировалось и снималось на видео совершенно неправильно», — подчёркивает кинематографист и археолог Фредерик Бейкер из Санкт-Пёльтенского университета прикладных наук (Австрия). Мы устанавливаем стационарные источники освещения, а древний человек с каменной лампой в руках, где горел животный жир, проходил мимо изображений постепенно, высвечивая то одну их часть, то другую. Сначала он видел, как лев с прижатыми ушами высматривает добычу, затем ему открывалась сцена погони и так далее. Чем не интерактивное повествование? Давно замечено, что древние художники активно пользовались особенностями поверхности, которая становилась их «холстом». Например, в пещере Куньяк на юге Франции вымерший гигантский олень (Megaloceros) 25 тыс. лет назад был вписан в естественные изгибы стены. В результате его грудь и горло получились объёмными, и при должном освещении тень, отбрасываемая неровностями стены, создавала 3D-эффект. И возможно, это позволяло также анимировать изображение. Французский историк и писатель Мишель Лорбланше полагает, что из-за дрожания пламени возникала иллюзия дыхания оленя. Аналогичным образом тело козла нарисовано над тонкими вертикальными неровностями кальцита, выступающими из стены. Похоже на то, что они заменяли животному ноги, и в мерцающем свете могло казаться, что зверь бежит. Пожалуй, самый поразительный пример искусства такого рода находится в испанской пещере Эль-Кастильо. Глубоко в недрах горы на трёхметровом сталагмите изображён шаман в бизоньей шкуре: углём обрисованы склонённая голова, два рога и круглая спина, а вместо задних ног — человеческие лодыжка и пятка. Кажется, фигура замерла в танце. При правильном расположении и движении источника света устрашающая тень сталагмита «разгуливает» по потолку. Невозможно предположить, что автор сего чуда не знал о тени и не имел её в виду. Ещё одно доказательство предложил в 2007 году французский художник Флоран Ривер, который живёт в Нью-Йорке и занимается воспроизведением доисторических артефактов. В 1940-х годах в Пиренеях был найден предмет размером с крупную монету. Его возраст оценивается в 15 тыс. лет. Считается, что это украшение или пуговица, но Ривер и Азема увидели в нём кое-что другое. Дело в том, что на одной стороне предмета самка оленя лежит, её конечности сложены, а на другой — стоит. Г-н Азема пропустил через центральное отверстие нитку из сухожилия и начал вертеть диск. Эффект был таким же, как у мультфильма, нарисованного в блокноте: животное вставало и садилось. Заметьте: для этого древнему художнику надо было понимать, что ему придётся очень точно совместить изображения, чтобы двигались только ноги. Гипотезу проверили на других «монетах»: на одной мамонт открывал и закрывал глаза и рот, на другой лошадь пускалась в галоп. После такого пещерного человека никак не назовёшь примитивом. Аналогичные мысли посещают специалистов, изучающих резьбу по камню на открытом воздухе. Например, г-н Бейкер указывает на Валькамонику в Итальянских Альпах. В «плоском» свете полуденного солнца «питоти» практически не видны. Но на рассвете и на закате эти фигуры вдруг приобретают объём благодаря тени. Этот приём — тромплей — был известен уже в античности, а корни его, судя по всему, ещё более древние.
Источник: http://culture.compulenta.ru/
27 декабря

8030-Важнейшие археологические открытия 2012 года
Насколько похожи на нас древние люди? Почему шотландцы бронзового века собирали кости и хоронили их в болоте? Что имели в виду наши предки, царапая на камне круги и линии? В городе майя Эль-Соц (Гватемала) обнаружены лепные маски высотой полтора метра, которые украшали храм на вершине пирамиды Эль-Диабло в честь основателя местной династии. Маски, созданные в 350–400 годах, были раскрашены ярко-красным и изображали несколько богов — по-видимому, различные инкарнации солнечного божества, отмечавшие различное время суток. Между богами помещены изображения Венеры и других планет. Передний край исследований, посвящённых неандертальцам, — это уже не оставленные ими артефакты и даже не ДНК. Теперь это кальцинированный зубной налёт. Карен Харди из Барселонского автономного университета (Испания) и Стивен Бакли из Йоркского университета (Великобритания) с помощью химического анализа впервые показали, что неандертальцы употребляли лекарственные растения. В руки учёных попали останки пяти индивидуумов, живших 50,6–47,3 тыс. лет назад в испанской пещере Эль-Сидрон. Судя по зубам, неандертальцы вдыхали дым от костра, ели приготовленную на огне растительную пищу и не брезговали горькой ромашкой с тысячелистником. Кстати, избранные методы анализа подойдут и для более древних зубов, что открывает перед наукой замечательные перспективы. Деревянная палка с зазубринами из Пограничной пещеры (Border Cave) в Южной Африке возрастом 24 тыс. лет содержит самые ранние следы яда, изготовленного человеком. Артефакт был найден в 1970-х годах, но только сейчас химический анализ, проведённый исследовательской группой под руководством Франческо д'Эррико из Университета Бордо (Франция), показал следовое количество вещества из ядовитых семян клещевины. Палка могла использоваться для нанесения яда на наконечники стрел, как это делается по сей день в культуре охотников-собирателей сан (раньше их называли бушменами). Яд очень важен, потому что костяные стрелы, как правило, не способны причинить животному смертельный урон сами по себе. Это лишь один из объектов, похожих на артефакты современных южноафриканцев. В пещере найдены также палка-копалка, бусины из скорлупы-страуса, резные кабаньи клыки, костяные наконечники стрел и кусок воска. Некоторым находкам около 44 тыс. лет: возможно, хронологию культуры сан имеет смысл отсчитывать от этого момента. В таком случае это самая древняя культура из существующих ныне и наиболее тесно связанная с первыми людьми. Результаты исследования помогают понять, почему предполагается, что современное человеческое поведение (свободно определяемое как создание объектов, которые отражают символическое мышление или сложные методы охоты) возникло в Африке. Предыдущие свидетельства такого поведения были обнаружены в Южной Африке в пещере Бломбос и в Пиннакл-Пойнт, где найдены бисер, пигменты и артефакты, связанные с рыболовством, возрастом более 100 тыс. лет. Однако данные типы артефактов в дальнейшем исчезают из археологической летописи, намекая на то, что эти культуры вымерли. Яд и другие находки в Пограничной пещере, с другой стороны, являются самыми ранними, от которых можно протянуть ниточку непосредственно к современной культуре. «Когда адаптация эффективна, нет смысла меняться», — подчёркивает г-н д'Эррико. Темпло Майор Теночтитлана (совр. Мехико) служил центром общественной жизни ацтеков до испанского завоевания. В 2012 году археологи узнали и о его важности для смерти, раскопав более тысячи плотно упакованных человеческих костей, среди которых 45 черепов и 250 челюстей. Обнаружен только один полный скелет — женщины, лежащей лицом вниз, причём левая рука заведена за спину, а правая покоится на животе. Её окружало множество чужих костей, в том числе по меньшей мере десять черепов, а также приношения в виде керамики и древесного угля. Рауль Баррера из Национального института антропологии и истории Мексики полагает, что это своего рода посвящение после окончания важного этапа строительства храма около 1479 года. Судя по беспорядочной груде костей, первоначально они были захоронены где-то ещё. Но не все. Подняв вулканическую плиту, на которой людей приносили в жертву, археологи нашли ещё пять черепов с отверстиями в них. По-видимому, дыры проделали для того, чтобы поместить их на цомпантли. Нам вся эта практика кажется ужасной, но ацтеки верили, что таким образом общаются друг с другом земля и небо. Обнаружение 75 гвоздиков для сандалий привело немецких археологов к открытию временного римского военного лагеря в окрестностях города Хермескайль близ Трира на юго-западе Германии. Сабина Хорнунг на Университета Иоганна Гутенберга в Майнце и её коллеги нашли главные ворота, плоские камни, которыми был выложен вход, и жернова, с помощью которых римляне мололи зерно. Разбросанные по мостовой куски металла определены как гвозди для армейской обуви, поскольку они довольно велики (около 2,5 см в поперечнике) и несут характерные отметки мастерской (что-то вроде креста с маленькими точками). Исследование местности с помощью радара показало, что лагерь растянулся почти на 65 акров. Фрагменты керамики, как местной, так и импортной, позволили датировать лагерь 50-ми годами до н. э., то есть периодом Галльской войны. С 58 по 50 год до н. э. Юлий Цезарь провёл три кампании против кельтских племён в целях завоевания современной Франции и Бельгии. Стоит отметить, что лагерь разбит в нескольких километрах от так называемого Хунненринга — крупного кельтского укрепления с 9-метровыми стенами. Подобные центры военной и политической власти галлов были главной мишенью римских войск. Вместо того чтобы гонять по лесам разрозненные племена, Юлий Цезарь поступал более мудро. По новым данным, изображение «вульвы» было вырезано на полуторатонной известняковой плите во французской пещере Абри-Кастане примерно 37 тыс. лет назад. И это минимум. Дата примерно соответствует оценке того, когда пещера обрушилась. Таким образом, это один из наиболее ранних примеров наскального искусства Европы. Под камнем найдены сотни артефактов ранней Ориньякской культуры — культуры первых людей современного типа, пришедших в Европу. Отпечаток вульвы на полу убежища, а также отсутствие накопления осадка между глыбой и полом подсказали археологам, что радиоуглеродное датирование нескольких фрагментов костей, раздавленных упавшим потолком, даст точный возраст обрушения и примерный — гравюры. Изобретение керамики для сбора, хранения и приготовления еды стало важным шагом в развитии человеческой культуры и поведения. До сих пор считалось, что гончарное дело возникло около 10 тыс. лет назад — в эпоху неолитической революции, которая подарила нам также земледелие, домашних животных и жернова. Однако находки более древней керамики отправили гипотезу на покой. В этом году рекордсменом названы находки из пещеры Сяньжэньдун в провинции Цзянси на юго-востоке КНР. Раскопки в пещере проводились в 1960-х, 1990-х и 2000 году, но датировка наиболее ранней керамики вызывала сомнения. Исследователи из Китая, США и Германии заново перекопали это место в поисках подходящих образцов для датирования. Несмотря на весьма сложную стратиграфию (это не позволяет опереться на неё при оценке возраста артефактов), учёные уверены в том, что самым ранним черепкам 19−20 тыс. лет, то есть они на несколько тысяч лет старше экземпляров, считавшихся древнейшими. Случаи искусной мумификации в Европе редки. Вот почему пара скелетов, найденная в 2001 году в Клад-Халлане — поселении бронзового века на острове Южный Уист шотландского архипелага Внешние Гебриды, — стала сенсацией. Скелеты мужчины и женщины возрастом 3 тыс. лет находись в позе эмбриона. Тесты показали, что их намеренно поместили на некоторое время в близлежащие торфяники, где микроорганизмы помешали полному разложению. «Мумификация на удивление широко распространена в мировой истории, но это первый пример подобной практики на Британских островах бронзового века», — отмечает Майк Паркер Пирсон из Университетского колледжа Лондона (Великобритания). Дальнейшие исследования привели к ещё более поразительному открытию. Мужской скелет оказался сборной солянкой: торс, череп с шеей и нижняя челюсть принадлежали трём разным людям. ДНК-тесты показали, что женский скелет составлен из женского торса, мужского черепа и руки третьего индивидуума, чья половая принадлежность пока неизвестна. Радиоуглеродное датирование говорит о том, что череп женской мумии примерно на 50−200 лет старше торса. Археологи пока не решили, почему эти останки подверглись мумификации, а затем были собраны воедино. Возможно, это символизировало слияние нескольких семей. «В те времена, — предполагает г-н Пирсон, — право на землю зависело от принадлежности к тому или иному роду, и потому предки, так сказать, во плоти служили чем-то вроде подлинника документа». Летом археологи обнаружили самую настоящую сокровищницу. Драгоценные украшения и монеты были зарыты во дворе древнего здания в окрестностях города Кирьят-Гат на юге Израиля. По предварительным данным, он относится к временам восстания Бар-Кохбы 132−135 годов — одного из крупнейших мятежей евреев против римлян. Какая-то богатая женщина завернула самое дорогое в тряпочки, надеясь переждать смутные времена. По-видимому, ей не повезло. Читая отчёт о раскопках в 1914 году могилы времён Первой династии (ок. 3150−2890 годов до н. э.) в элитном некрополе Абу-Раваш, египтолог Ян Тристант обратил внимание на одну странность. Автор, легендарный французский археолог Пьер Монте, писал, что к северу от глинобитной гробницы (мастабы) он обнаружил деревянный пол. Г-ну Тристанту, сотруднику Университета Маккуори (Австралия), это показалось странным, потому что сообщения о деревянных полах вокруг мастаб больше нигде ему не встречались. Почуяв сенсацию, он отправился на раскопки той же гробницы, которой занимался Монте около столетия назад. Его подозрения оправдались: в яме, окружённой стеной из глинобитных кирпичей, лежала самая древняя египетская лодка, известная учёным. Её построили примерно в 2950 году до н. э. Нет сомнений, судно играло какую-то роль в обряде похорон владельца гробницы — высокопоставленного чиновника. Г-н Тристант обнаружил неподалёку артефакты, которые указывают на пышное погребальное пиршество (глиняные кувшины из-под пива и хлебную закваску). Церемониальные лодки не раз находили на царских кладбищах. Они должны были нести фараонов в загробный мир. Но в гробницах людей, не принадлежавших семейству правителя, подобные находки редки. О том, какую функцию они выполняли в таких случаях, г-н Тристант не берётся судить.
Источник: http://science.compulenta.ru/
27 декабря

8029-Голубиная почта времён Второй мировой, возможно, расшифрована
Закодированное сообщение времён Второй мировой, найденное в дымовой трубе вместе с останками почтового голубя, возможно, прочитано канадским энтузиастом. Горд Янг из Питерборо (провинция Онтарио) утверждает, что ему потребовалось 17 минут. А секрет — в книге, которую он унаследовал от предков. Г-н Янг говорит, что в послании, датируемом 1944 годом, используется простой шифр времён Первой мировой войны. Сообщение детализирует дислокацию немецких войск в Нормандии. Напомним: записка была обнаружена 74-летним британцем Дэвидом Мартином во время ремонта собственного дома в Блетчингли (графство Суррей). Среди хлама он нашёл кости голубя, к ноге которого был прикреплён красный цилиндр. Внутри лежал тонкий лист бумаги со словами «Голубиная почта» и 27 блоков букв и цифр, написанными от руки. Сообщение привлекло внимание не только СМИ, но и Центра правительственной связи Великобритании, специалисты которого, впрочем, не смогли решить головоломку. Они по-прежнему убеждены, что послание невозможно расшифровать без доступа к соответствующей шифровальной книге, но с удовольствием ознакомились бы с выводами г-на Янга. На всякий случай пресс-секретарь слегка опозорившегося ведомства отмечает, что точно так же невозможна верификация любого предложенного решения без ссылки на криптографический оригинал. Г-н Янг, входящий в местное общество историков-любителей Lakefield Heritage Research, ссылается на справочник воздушного корректировщика, который принадлежал его двоюродному деду, служившему в канадских ВВС. Донесение, по его словам, написал 27-летний сержант Уильям Стотт, ланкаширский стрелок, сброшенный в Нормандию (вместе с голубями) для разведки немецких позиций. Его убили через несколько недель и похоронили на местном военном кладбище. Код простой, говорит г-н Янг. В его основе — сокращения. Во время войны в британских войсках служило около 250 тыс. голубей, каждая птица имела свой идентификационный номер. В сообщении два таких номера — NURP.40.TW.194 и NURP.37.OK.76. По-видимому, сержант Стотт послал двух птиц, чтобы наверняка. Скорее всего, считает г-н Янг, Стотта обучал инструктор, прошедший школу Первой мировой, — бывший артиллерийский наблюдатель-корректировщик. Такой вывод канадец делает по расшифрованному им слову «Serjeant» — именно так на старом британском военном сленге писалось слово «сержант» (sergeant). «Подобная орфография почти автоматически говорит о том, что в послании используются сокращения времён Первой мировой войны, — рассказывает г-н Янг. — Артиллерийские сокращения той эпохи короче, потому что примитивные радиопередатчики, отбивавшие морзянку, работали от батарей, которых хватало в лучшем случае на полчаса».
Источник: http://science.compulenta.ru/
27 декабря

8028-Антропология и антропогенез-2012
Откуда мы такие взялись и что, собственно говоря, означает слово «такие»? Вот вопросы, на которые пытается ответить антропология — комплексная, разветвлённая, растёкшаяся по древу дисциплина, которой «Компьюлента» попыталась придать чуть более определённую форму, сконцентрировавшись на антропогенезе (не только физическом) и самых общих работах, описывающих нечто основополагающее в человеке. Остальное отправлялось в рубрики «Психология», «Нейробиология», «Социология», «История» и т. п., но теперь снова пришла пора готовить солянку. Итак, всё самое антропологически интересное, о чём мы писали, читали и спорили в 2012-м. Сначала, как водится, о самой общей тенденции. В эпоху «до исторического материализма» наука и философия интересовались тем в человеке, что отличало его от мира природы. Философ XX века Мераб Мамардашвили так обобщил это направление мысли: «Человек, на мой взгляд, — это существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается какими-то средствами, не данными в самой природе. Или, другими словами, человек в том человеческом, что есть в нём, не природное существо, и в этом смысле он не произошёл от обезьяны. Человек вообще не произошёл ни из чего, что действует в природе в виде какого-то механизма, в том числе механизма эволюции. Он чётко выделен на фоне предметов, составляющих природу и космос, тем, что мы интуитивно называем в нём человеческим, и это не может быть приписано по своему происхождению никаким механизмам ни в мире, ни в биологии, ни в самом человеке. Повторяю, человек есть существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается». Предвидя ярость наших дорогих читателей-технарей («Идеализьм!»), спешим перевести это высказывание с философского языка на более русский: человек есть то единственное в природе, что обладает сознанием, а сознание не может быть описано ни физическим, ни биологическим, ни психологическим инструментарием. Напротив, «примитивный» язык символов (мифа, искусства) справляется с этим прекрасно. (Только понять его нелегко: требуется деструкция и расшифровка — иными словами, одного мышления мало, нужно мышление о мышлении.) Дело вовсе не в том, что так называемые идеалисты предполагали сознание существующим отдельно от человека, а в том, что говорить о сознании таким образом очень удобно: как будто сознание (Бог, Самость, мир идей) — это какая-то запредельная сфера, в которую как бы ныряет ветхое человеческое «я», а выныривает уже новое «я», то есть обладающее идеей, мыслью, пониманием (и, что немаловажно, узнающее мысль или идею как таковую). В этом смысле о человеке всё было сказано в древности (не такая уж большая тайна — человек). Но остаётся проблема понимания сказанного. К тому же символы зачастую воспринимаются буквально, то есть не как символы, а как указания на реально существующие предметы и личности (тот же Бог). Приходится всю дорогу их расшифровывать, разъяснять и по ходу дела выдумывать и совершенствовать особый язык, абсолютно непонятный непосвящённому, — язык философии, в котором эти двусмысленности элиминированы. К тому же между нами и смыслом символико-философских высказываний прошлого всегда существует очень толстый экран — культура. Например, нам вдалбливают, что, мол, Платон (Декарт, Гегель) был идеалистом, сиречь дурачком, веровавшим в мир идей, тогда как любому нормальному человеку ясно, что такого мира нет и быть не может. И пока ты сам не осуществишь некий опыт мышления (никакое чтение не гарантирует тебе это), ты не сможешь снять культурную маску, надетую на Платона. Некоторые ради этого опыта и сами становятся философами: взять хотя бы Шопенгауэра, который хорошо понимал, что не скажет ничего нового, призывая в предисловии к своему главному труду читать Канта, а ещё лучше — Платона, а ещё лучше — «Упанишады». Отчасти из-за непонимания языка символов и философии, отчасти из-за интереса к познанию всех сторон действительности различение человеческой и животной (или — в религиозных системах — божественной и человеческой, высшей и падшей) природы в человеке стало исчезать из науки (а отчасти и из философии). Человек стал восприниматься как особая, но всё же часть животного мира, и в последние десятилетия (на фоне успехов биологии и нейробиологии, психологии и приматологии) окрепло убеждение в том, что детальным описанием всех физических процессов в человеческом организме (прежде всего в головном мозге) мы получим работающую независимо от тела психику и сознание. Учреждён проект по переносу человеческой личности в киберпространство (обсуждают эту тему очень давно, надо заметить). Нейробиологи спорят о локализации самосознания и свободной воли в мозге, а приматологи — о личности у шимпанзе, отучившись разделять инстинкт и мышление. Всё это напоминает надежды учёных времён Лапласа на то, что, описав каждую частицу во Вселенной, мы получим полную картину прошлого и будущего. Как вы помните, через некоторое время эта теория была самым жестоким образом похерена квантовой механикой. Такая квантовая механика в науке о человеке уже есть — это метафизика. Но её сегодня принято не понимать и высмеивать (в то же время отказаться от неё не удаётся, и то тут, то там мыслители принимаются воскрешать старые идеи под видом новых философских систем вроде экзистенциализма, структурализма и др.). Разумеется, в значительной степени мы все животные, и очень сложно разделить, в какой мере работа сознания (этот философский термин во многом совпадает с психологическим термином «психика», но не с психологическим термином «сознание»; не путайте) обусловлена нейрофизиологическими процессами, а в какой, напротив, воздействует на них. Представляется, что психофизиологические дисциплины идут к тому же самому (со своей, «материалистической» стороны), к чему метафизика пришла ещё до нашей эры и выразила на языке сверхъестественного. Здесь следует указать на чрезвычайно интересные исследования, которые проводит Эндрю Оуэн: он и его коллеги пытаются общаться с людьми, пребывающими в так называемом вегетативном («растительном») состоянии. Эксперименты вроде бы намекают на то, что мозг таких людей сохраняет способность к нейрофизиологическим процессам, характерным для находящимся в сознании (здесь слово «сознание» употреблено в медицинском смысле). К сожалению, никак нельзя проверить, действительно ли люди-растения обладают сознанием или же их мозг автоматически реагирует на внешние раздражители — в том числе на такие сложные, как просьба вспомнить родственников или представить игру в теннис. Очевидно, что для прояснения границ и степени взаимодействия нейрофизиологических, психических и мыслительных процессов необходимо активнее исследовать людей спящих и заведомо находящихся без сознания. Нечто подобное уже делалось, ведь интерес к мозгу родился не вчера, но вчера не было такого оборудования, как сегодня. Теперь давайте извинимся перед Кириллом Стасевичем за то, что разворошили его епархию (я предупреждал: антропология — штука ветвистая), и приступим к табели самых интересных новостей 2012 года. Учёные попытались предложить ответы едва ли не на все вопросы этой дисциплины. Итак, в хронологическом порядке. Когда наш предок слез с дерева? Анализ зубов загадочного вида Australopithecus sediba, обнаруженного четыре года назад в пещерах Малапа к северо-западу от Йоханнесбурга (ЮАР), показал, что это странное существо, которое считается некоторыми промежуточным звеном между австралопитеками и людьми (Homo), питалось в основном листьями, фруктами, древесиной и корой. Учёных это сильно удивило, потому что в то время (примерно 2 млн лет назад) все прочие гоминины налегали на травы африканской саванны. Следует отметить, что есть, как жираф, Au. sediba никто не заставлял: вокруг раскинулись обширные пастбища. И эти особи, обладая адаптациями и для лазанья по деревьям, и для прямохождения, выбрали жизнь в лесу. Точно так же поступают сегодня шимпанзе, а в глубокой древности — 4,4 млн лет назад — похожий образ жизни вёл Ardipithecus ramidus. Какой из этого следует вывод? По-видимому, австралопитеки старались занять все подходящие экологические ниши, не подозревая о том, что пару миллионов лет спустя им припишут желание стать нашими предками. Возможно, Au. sediba (далеко не все учёные готовы признать правомерность выделения данных образцов в отдельный вид) был той ветвью, которая не имеет к Homo никакого отношения. Откуда взялся человек? Специалисты уже лет сорок подозревают, что прямая, как стрела, линия наследования от Homo habilis через Homo erectus к Homo sapiens — чрезмерное упрощение. И в этом году было представлено, пожалуй, наиболее солидное доказательство тому, что к нам ведёт несколько эволюционных тропинок. Анализ трёх образцов, обнаруженных близ озера Туркана (Кения), показал, что 1,7−2 млн лет назад в Восточной Африке бок о бок с Homo erectus жили ещё как минимум два представителя рода Homo. Один из черепов (KNM-ER 62000) с относительно крупной полостью и длинным, плоским лицом удивительно похож на образец 1470, который был обнаружен в том же районе в 1972 году и который позволил едва ли не впервые высказать мысль о многочисленности наших предков. Судя по новой находке, подобные черты не случайность.Неандертальцы, денисовцы... Да сколько их было-то? А сожительствовало с человеком разумным явно больше видов Homo, чем мы себе воображали. На юго-западе Китая в Пещере благородного оленя (или просто в Оленьей) обнаружены останки четырёх особей, которые могут оказаться представителями неизвестного науке вида. Поражает уже то, что костям всего 14,5−11,5 тыс. лет: до сих пор самому юному представителю рода Homo, отличному от sapiens и обнаруженному в континентальной части Восточной Азии, было 100 тыс. лет. Учёные указывают на смесь архаичных, современных и уникальных черт: округлая черепная коробка с выступающими надбровными дугами, плоское, но короткое лицо с широким носом и выступающими челюстями, но без человеческого подбородка. Мозг весьма умеренного размера, лобные доли выглядят по-современному, а теменные — примитивны и малы. Зато коренные зубы больше, чем у людей. Стоит отметить, что в 1979 году в Китае уже находили аналогичный череп. Ждём теперь полноценного антропологического и генетического анализа, а также результатов дальнейших раскопок. Между прочим, некоторые специалисты и раньше предупреждали, что, как только копать начнут во всём мире, мы сразу же убедимся в жалкой неполноте наших представлений об антропогенезе. Скрещивались ли мы с неандертальцами? После расшифровки неандертальского генома, показавшего, что современное человечество (за исключением африканцев) носит 1−4% ДНК своих эволюционных кузенов, вопрос о скрещивании наших предков с этим видом встал особенно остро. Дело в том, что общие гены могли достаться нам от общего предка, а вовсе не быть результатом кроссбридинга. К тому же есть подозрения, что неандертальцы вымерли, так и не успев встретиться с людьми в Европе (люди, согласно этой точке зрения, просто занимали освободившиеся места), но позиции этой гипотезы пока слабы, да и скрещивались наши предки, скорее всего, не в Европе, а на Ближнем Востоке, то есть сразу по выходе из Африки. Наконец, оспаривается сама возможность того, что люди и неандертальцы рожали детей, потомство которых дожило до сего дня. Но там, где археология сомневается, генетика стоит на своём: скрещивались. Причём называет конкретные даты: 37–86 тыс. лет назад, и наибольшая вероятность падает на период 47–65 тыс. лет назад, что недвусмысленно указывает опять же на Ближний Восток. Анализ генов, связанных с бледной кожей, тоже дал понять, что её мы приобрели сами и сравнительно недавно, а вовсе не получили в подарок от браков с бледнолицыми европейскими неандертальцами. А в прошлом году, напомним, было показано, что скрещивание (причём не только с неандертальцами, но и с денисовцами) даже шло людям на пользу, ибо выходцы из Африки, ещё не знакомые с евразийскими патогенами, благодаря этим контактам получали защитные генетические механизмы. Правда ли, что Homo sapiens на порядок умнее остальных Homo? Идея о том, что человек современного анатомического типа, придя в Европу, подавил неандертальцев не только числом, но и умением, активно оспаривается. Некоторые учёные указывают на то, что неандертальцы тоже знали толк в искусстве, украшениях, мореплавании (хотя не исключено, что то были не лодки, а мусор) и изготовлении сложных орудий труда. Едва ли дискуссия в скором времени завершится победой одной из сторон, поскольку существуют проблемы, во-первых, датировки артефактов, во-вторых, отнесения их к тому или иному виду (на топоре же не написано, что его сделал неандерталец такой-то), в-третьих, заимствования культурных и технических новинок у соседей. Пока большинство специалистов склоняется к тому, что неандертальцы учились у наших предков, ведь сложные изделия появляются как раз в эпоху расселения человека разумного по Европе. Теперь вы можете оценить сенсацию, которую чуть было не произвела новая датировка наскальной живописи в 11 пещерах на северо-западе Испании. Уран-ториевый метод показал, что маленькому пятнышку из пещеры Эль-Кастильо 40,8 тыс. лет, то есть это самый древний образец изобразительного искусства в истории (он на 4 тыс. лет старше рисунков во французской пещере Шове, которая считалась рекордсменом). Услышав об этом, некоторые почесали подбородки и воскликнули: «Позвольте, а когда человек пришёл в Пиренеи и когда оттуда ушли неандертальцы?» На этот вопрос строгого ответа нет. Судя по археологическим данным, неандертальцы жили там по крайней мере 42 тыс. лет назад. Учитывая огромные пробелы в палеоантропологической летописи, эксперты допускают, что пресловутый кружок мог быть нанесён на стену рукой неандертальца. Заявление, конечно, весьма спорное, но и смеяться над ним не стоит. И вот почему. В 2012 году мы узнали также, что неандертальцы пользовались охрой (зачем — неизвестно, но за ней приходилось далеко ходить, а это значит, что она высоко ценилась). А ещё узнали о наскальной живописи, которая может оказаться даже древнее, чем в Эль-Кастильо. Датирование остатков угля рядом с рисунками из испанских пещер Нерха близ Малаги показало, что им 43,5–42,3 тыс. лет (неандертальцы, заметим, исчезли из этих мест где-то 37 тыс. лет назад). К сожалению, датировка самих рисунков (то есть пигментов, которыми они нанесены на стену) пока не производилась, да и нет никаких гарантий, что человек ещё не добрался к тому времени до Андалусии. Когда родилось современное мышление? Философы (заметьте и позавидуйте: только философам разрешается выдавать безосновательные утверждения, которые впоследствии оказываются верными) подозревают, что человек был таким, какой он есть сегодня, в самом начале своей истории. Конечно, он меньше знал, меньше умел, но уже десятки тысяч лет назад точно так же, как сегодня, обладал способностью познавать законы природы, преодолевать сопротивление природного материала для создания необходимых для выживания орудий и условий, передавать знания новым поколениям, изобретать вещи и придумывать образы, которых нет в природе, вести сложную общественную жизнь и пр. И на протяжении этих десятков тысяч лет менялось лишь наполнение познавательной, социальной, языковой, мыслительной деятельности, то есть человек что-то новое узнавал, что-то новое пробовал, новому научался, и это меняло его жизнь, его представление о себе, позволило вырваться из тисков естественного отбора, но не меняло его человеческой сути. Что же это за суть такая? Социокультурное сотрудничество? Интеллект? Вопрос очень сложный и неблагодарный. Философы предпочитают оперировать термином «сознание», но в обстоятельствах исторического исследования он становится слишком условным. Первые символы появляются в Африке 70−90 тыс. лет назад. Исследователи даже составили каталог знаков, повторяющихся на стенах европейских пещер начиная с 30 тыс. лет назад (см. выше). Некоторые из них напоминают африканские прообразы. Что это — отражение механизмов мышления, которые универсальны для всего человечества, или память предков? Изобретение лука и стрел отодвигается всё дальше в глубь времён. Самым древним микролитам, напоминающим наконечники, сейчас дают 71 тыс. лет, что приближает дату возникновения современных когнитивных процессов к эпохе первых украшений и символов. Возможно, то были единичные проблески разума, которым не удалось перерасти в долгую культурную традицию. Но становится всё более очевидным, что в любом случае своего рода когнитивная революция, которая отмечает наступление верхнего палеолита, произошла вовсе не в Европе 40 тыс. лет назад (и совершил её не кроманьонец), а в Африке по меньшей мере на 20 тыс. лет раньше. Именно это, условно говоря, событие стало залогом успешной миграции человека разумного за пределы Африки (хотя первые группы начинали покидать континент на десятки тысяч лет раньше) и колонизации всей планеты с вытеснением и (или) ассимиляцией всех прочих видов Homo. Стоит указать и на пару публикаций о том, что пещерный человек прекрасно понимал движение окружающего мира и даже пытался его изобразить, демонстрируя неплохое знание сложных приёмов искусства.
Источник: http://science.compulenta.ru/
26 декабря

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43][44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100