Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8523-Наталия Гончарова. Между востоком и западом
Крупнейший проект нового выставочного сезона Третьяковской галереи посвящен творчеству Наталии Сергеевны Гончаровой (1881–1962) – самой знаменитой русской художницы, одной из наиболее ярких фигур в искусстве ХХ века. Настоящая выставка, сопоставимая по полноте с открывшейся ровно 100 лет назад масштабной персональной выставкой Гончаровой 1913 года, призвана показать лучшие, эталонные произведения разных периодов и направлений, создать целостное представление о творческом пути одного из самых значимых мастеров авангарда. В экспозиции около 400 экспонатов 1907–1959 годов: живописные работы, эскизы к знаменитым спектаклям "Русских сезонов" в Париже, наброски костюмов и тканей для Домов моды, редкие книжные иллюстрации. В состав выставки вошли произведения из собрания Третьяковской галереи, обладающей уникальной по количеству и качественному составу коллекцией работ Гончаровой, а также из 23 отечественных и зарубежных музеев и частных собраний. Среди западных партнеров проекта – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей современного искусства города Парижа, Музей моды Гальера (Париж), Музей Людвига (Кельн), Стеделийк-музей (Амстердам), "ABA Gallery" (Нью-Йорк). Подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялось в нашей стране. В истории искусства Н.С.Гончаровой принадлежит особая роль: усвоив уроки французских художников – В.Ван Гога, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо, она отстаивала национальные истоки русского авангарда. В его основе – связь с художественной традицией восточно-христианского мира и допетровской Руси: иконописью, деревянной скульптурой, лубком. Гончарова искала вдохновение в формах народного примитива и древних культур, видя движение в будущее через погружение в прошлое. В 1913 году она декларировала своеобразие своего пути: "Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени…, мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку". Выбор между Востоком и Западом, давший название настоящей выставке, во многом определил не только творческие поиски, но и судьбу Гончаровой: покинув родину в 1915 году для оформления "Русских балетов" С.П.Дягилева, она до конца своих дней осталась жить в Париже. Рябина. Панино, близ Вязьмы. 1907–1908 Н.С.Гончарова родилась и выросла в Тульской губернии в поместье архитектора и математика С.М.Гончарова, внучатого племянника Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Детские годы определили глубинную связь Гончаровой с народным миропониманием и культурой, повлияли на ее самобытное декоративное дарование. Она довольно поздно осознала себя художником, лишь к двадцати годам (1901) решив поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. В училище Гончарова встретилась с М.Ф.Ларионовым (1881–1964). Эта встреча стала важнейшим событием в ее творческой и личной жизни. Ларионов, признанный лидер молодых художников, первым отметил редкое чувство цвета Гончаровой, указал на ее призвание живописца, стал ее наставником и спутником жизни. Союз Ларионова и Гончаровой – особый творческий феномен. Через всю жизнь они прошли вместе, вдохновляя и поддерживая друг в друге стремление к новаторству. Резкая смена стилей, стремительные переходы от фигуративных к беспредметным формам, "всёчество", апроприация пластического своеобразия художников-современников стали характерной особенностью искусства Гончаровой. Выставка отражает характер творчества и судьбы Гончаровой. Экспозиция включает три пространственные зоны. Две из них представляют фигуративную живопись и графику; эти зоны можно озаглавить словами М.Цветаевой: "Россия" и "После-России". Третий раздел экспозиции посвящен лаборатории новых художественных форм: кубизму, лучизму, футуризму, беспредметным композициям. Каждая из зон членится на тематические разделы своеобразными лучами-выгородками (пространственная аллюзия, отсылающая к лучизму Ларионова-Гончаровой). Русский период творчества Гончаровой (1907–1915) представлен жанрами, наиболее важными в период ее художественного самоопределения: это пейзаж и натюрморт, в которых она непосредственно обращается к работе с натурой. Новый этап – "крестьянский цикл" и одно- и многочастные религиозные композиции, в которых выразилась национальная эстетическая программа Гончаровой. Кульминацией этого периода стали два этапных живописных цикла на сюжет Апокалипсиса – "Сбор винограда" и "Жатва" (оба – 1911). Завтрак. 1924 Живопись французского периода демонстрирует обращение Гончаровой к новым для нее мотивам и темам. В жанровых работах художница предстает ироничным бытописателем ("Завтрак", 1924). В натюрмортах с конца 1920-х годов ее особенно привлекают цветы магнолии. После поездки в Испанию в 1916 году в работах мастера появился образ "испанки", который постепенно освобождался от этнографических подробностей и приобретал знаковый характер. Центральное место в экспозиции занимает полиптих "Испанки" (1923–1926). Испанская серия демонстрирует эволюцию стиля Гончаровой от позднего декоративного кубизма и ар деко к своеобразной версии неоклассики. Один из самых увлекательных разделов выставки – зона пластических экспериментов. Перед зрителем предстает наглядная демонстрация идей "всёчества", сформулированных теоретиком авангарда И.Зданевичем. Здесь можно увидеть широкий спектр поисков новых форм – от "лучизм" 1912–1913-х ("Портрет М.Ф.Ларионова", 1913) и 1950-х, кубизма ("Крестьяне, собирающие виноград", 1913–1914) и футуризма 1912–1914-х ("Аэроплан над городом", 1913) до беспредметных композиций 1913–1950-х годов ("Пустота", 1913). Впервые на выставке можно увидеть разнообразие поисков Гончаровой в области абстрактной живописи. Гончарова предстает интернациональным художником, работа которого идет в русле мирового художественного процесса. Пять композиций "Художественные особенности по поводу павлина" (1910–1911) – апогей стилевого плюрализма, каждая из картин посвящена своему направлению. В части экспозиции, где представлена книжная иллюстрация, посетители смогут увидеть редкие издания – образцы оформленных Гончаровой в России и во Франции авторских книг. Особый раздел выставки посвящен театру: здесь экспонируются эскизы для дягилевских спектаклей, принесшие Гончаровой всемирную славу, и лучшие работы позднего периода – оформление балетов "Богатыри" для театра Метрополитен в Нью-Йорке и "Последний романтик" для антрепризы Бориса Князева. Испанский костюм. 1919 Впервые показаны работы Гончаровой для Домов моды – эскизы костюмов, тканей, ковров. Уникальный экспонат предоставлен парижским Музеем моды Гальера – платье, созданное по эскизу художницы. На выставке зрителя ждут многие открытия. В экспозицию вошли полотна французского периода, прежде никогда не экспонировавшиеся в Москве, в том числе "Продавщица апельсинов" (1916, Музея Людвига в Кельне). Впервые в России после выставок 1913–1914 годов полностью представлен программный цикл "Жатва" (1911); привлечет внимание декоративный фриз и эскизы оформления парижского особняка С.Кусевицкого (1922); в первый раз после 1926 года воссоединились части полиптиха "Испанки" (1923–1926); одно из центральных мест в экспозиции занимает панно "Осенний вечер. Испанки" (1922–1928), ранее известное исследователям только по каталогу парижского Осеннего салона 1929 года. Специально к выставке опубликован наиболее полный на сегодняшний день альбом-каталог. В рамках проекта организована обширная образовательная программа, включающая экскурсии, лекции и встречи с отечественными и зарубежными специалистами. Информацию об этом можно найти не только на основном сайте Третьяковской галереи, но и на сайте выставки http://ngoncharova.tretyakov.ru/, на котором размещены также материалы о специальных проектах. Выставочный проект станет новым этапом в изучении творчества одной из "амазонок авангарда" и познакомит широкую публику с новаторским искусством выдающейся представительницы рода Гончаровых.
via http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4005/
14 мая

8522-Картину Фрэнсиса Бэкона продали за рекордную сумму
Картина британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (Portrait of George Dyer Talking) была продана на торгах аукционного дома Christie's в Лондоне за рекордную сумму. Об этом сообщается на сайте Christie's. Картина ушла с молотка за 42,1 миллиона фунтов (69,3 миллиона долларов). Как пишет Associated Press, цена стала рекордной для европейских торгов аукционного дома. Оценочная стоимость картины составляла 30 миллионов фунтов (около 50 миллионов долларов). Картина «Портрет говорящего Джорджа Дайера» была впервые выставлена в Париже в 1966 году, в год ее создания. На полотне изображен любовник Бэкона Джордж Дайер. На торгах «Послевоенное и современное искусство» в Лондоне также была продана другая картина Бэкона, «Штрихи к портрету» (Study for a Portrait). Она ушла с молотка за 2,6 миллиона фунтов (4,3 миллиона долларов). В ноябре 2013 года на торгах Christie's был продан триптих Фрэнсиса Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда». Картина, которая ушла с молотка за 142,4 миллиона долларов, стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционе. Ранее самой дорогой картиной, проданной с торгов, была работа Эдварда Мунка «Крик», которая в 2012 году ушла с молотка за 119,9 миллиона долларов.
Источник: lenta.ru
14 мая

8521-Ученые восстановили красный цвет с картины Ренуара
Ученые из Института искусств в Чикаго выявили подлинный красный цвет на картине Огюста Ренуара «Портрет мадам Клаписсон». Как сообщает «Би-Би-Си», реставратор Франческа Касадио и химик Ричард Ван Дюйн провели молекулярный анализ красок с холста и выяснили, что раньше она была значительно ярче. Несколько исследователей во главе с Касадио обнаружили, что полотно раньше выглядело иначе, когда сняли с него раму и обнаружили, что по краям оно окрашено в интенсивный красный цвет. Они предположили, что картина, фон которой сегодня выглядит как синеватый с вкраплениями фиолетового и пурпурного, когда-то была интенсивного бордового цвета. При помощи специального рамановского спектроскопа (прибор, позволяющий определить химический состав поверхности с точностью почти до молекулы) ученые определили, какие именно краски использовал художник при написании картины. Выяснилось, что фон картины и некоторые детали были написаны ярко-красной краской на основе кармина — красителя, получаемого из кислоты самок насекомых под названием кошениль. Краски из кошенили часто сильно выцветают под воздействием воздуха и прямых солнечных лучей. «В XIX веке в брошюрах-руководствах художников предупреждали, что не стоит использовать краски с этим „пигментом-беглецом“, однако они все равно активно с ними работали», — рассказала Касадио. Специалисты представили полноразмерную цифровую копию картины с восстановленным красным фоном. В ближайшее время в Институте искусств Чикаго откроется выставка, посвященная этому исследованию. Портрет Валентины Клаписсон, жены биржевого маклера из Парижа Леона Клаписсона, Ренуар написал в 1883 году. Изначально художник изобразил женщину на фоне розового сада, однако по желанию модели и ее мужа фон был позднее изменен. В настоящее время полотно находится в собственности чикагского Института искусств.
Источник: lenta.ru
14 мая

8520-Архитектурные символы вечной любви
Любое строительство — дело непростое и, как правило, затратное. В том числе и поэтому создание архитектурных шедевров издавна считалось одним из лучших способов признаться в возвышенных чувствах, завоевать расположение или почтить память близкого человека. История также знает примеры, когда десятилетия усердного труда и вложенные в строительство миллионы не приносили желаемых результатов. Так или иначе, но эти подарки сохранились, они знамениты и включены в туристические маршруты. Ко Дню святого Валентина «Дом» собрал постройки, с которыми связаны разные романтические истории.

Усыпальница Тадж-Махал в Агре (Индия)
Усыпальница, построенная правителем Шах-Джаханом для жены, погибшей при родах 14-го ребенка, считается мировым символом вечной любви. Даже несмотря на то, что за время 20-летнего строительства мавзолея падишах успел еще пару раз жениться и обзавестись несколькими детьми. Тадж-Махал возвели к 1653 году, а спустя пять лет правителя сверг один из его сыновей. Последние годы жизни Шах-Джахан провел в заточении, но похоронен был рядом с любимой супругой.
Прообразом Тадж-Махала послужила гробница могольского падишаха Хумаюна, возведенная в Дели почти на век раньше. Усыпальница размером с дворец была построена вдовой падишаха Хамидой Бану Бегум. Вокруг разбит огромный сад Чар Багх («четыре сада»), обнесенный стеной. Как и Тадж-Махал, гробница Хумаюна включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Генераторная станция замка Больдт на острове Харт в США
В 1900 году управляющий сети отелей Джоржд Больдт приступил к строительству замка на острове Харт, входящем в состав архипелага Тысяча островов на границе Канады и США. Здание со 120 комнатами должно было стать подарком для супруги Больдта ко Дню святого Валентина 1905 года. Получить романтический презент Луизе было не суждено: она скончалась за год до окончания стройки. Убитый горем муж забросил проект и никогда больше на острове не появлялся. В 1977 году землю с полуразрушенным замком, электростанцией и башней Альстер («маленьким замком») за 1 доллар выкупили власти США. Они вложили в восстановительные работы 15 миллионов долларов, и сейчас замок Больдта является туристической достопримечательностью и популярным местом для проведения свадебных церемоний.

Замок Келли в Малайзии
В 1890 году 20-летний шотландец Вильям Келли Смит уехал в Малайзию и быстро сколотил состояние на госзаказах по вырубке джунглей. В 1903 году он вернулся на родину за своей возлюбленной Агнес, и после свадьбы пара вернулась в Малайзию, где у них родились двое детей. В качестве подарка своей семье (особенно скучавшей по дому Агнес) в 1915 году Келли начал перестраивать свой дом в огромный замок. Проект был очень амбициозным и даже освещался в британской прессе, однако в 1926 году Келли умер от пневмонии, не успев завершить стройку. Семья вернулась в Шотландию, продав так и оставшийся незавершенным особняк. «Замок Келли» пользуется интересом у туристов, любителей паранормальных явлений и кинематографистов (в частности, здание можно увидеть в фильме «Анна и король»).

Замок Торнвуд в США
Самой счастливой можно назвать историю замка Торнвуд в штате Вашингтон. К 1909 году, когда началось строительство здания, крупный промышленник Честер Торн был женат уже более 20 лет. Но, вероятно, именно тогда у него появились возможности и желание существенно улучшить жилищные условия и построить для себя, супруги Анны и дочери Аниты замок. Магнат приказал разобрать особняк XV века в Англии, перевезти его на трех грузовых кораблях в Такому и собрать заново. Дворец был готов уже к 1911 году, его окружил спроектированный специально для Анны классический английский сад. В доме прожило несколько поколений Торнов. В начале 2000-х годов там снимался сериал «Особняк "Красная роза"» по сценарию Стивена Кинга. Разумеется, считается, что в замке обитают многочисленные призраки.

Замок Торрекьяра в Италии
Недалеко от итальянского города Парма располагается замок Торрекьяра, построенный в 1448-1460 годах военачальником Пьером Марией II Росси для Бьянки Пеллегрини. Оба они были связаны узами брака, и замок стал местом для любовных свиданий. Большую часть времени возлюбленные проводили в «Золотой комнате», украшенной драгоценными металлами, эротическими фресками и изображением двух сердец, обвитых лентой с инициалами и надписью «Сейчас и навсегда». Две башни Торрекьяра названы по фамильным гербам пары («Башня Лилии» и «Башня Льва»). После смерти Пьера и Бьянку похоронили в часовне при замке, однако потом их останки перевезли в другие места.

Замок Добройд в Великобритании
Замок Добройд в английском городе Тодморден построен в 1866-1869 годах по заказу Джона Филдена, сына местного хлопкового магната. Обеспеченный юноша влюбился в простую ткачиху Руфь Стенсфилд, а та согласилась выйти за него только в том случае, если специально для нее будет построен замок. Филден выполнил просьбу, хотя строительство и началось лишь спустя 9 лет после женитьбы. За это время отношения пары испортились, Руфь начала злоупотреблять алкоголем и умерла в 1877 году. Филден женился во второй раз, но его судьба также сложилась печально: после падения с лошади он оказался прикован к инвалидной коляске.

«Мистический замок» в США
В 1927 году у жителя Сиэтла Бойса Галли диагностировали туберкулез, и врачи отвели ему не более полугода. Мужчина оставил жену с дочерью Мэри Лу, не желая обременять их своей болезнью и тем более заразить, и втайне уехал в Феникс, где купил небольшой участок земли у рудника. Там он своими руками из подручных материалов построил трехэтажный замок на 18 комнат, который обещал дочери еще в детстве. В ожидании смерти Галли прожил 18 лет. Постройку он завещал семье, но при условии, что люк в комнате под названием «Чистилище» можно будет открыть только спустя два года после его смерти. 1 января 1948 года помещение вскрыли в присутствии журналистов и нашли там золото, деньги, письма и фотографии Галли, а также валентинку, которую Мэри Лу подарила отцу в детстве. После этого замок получил известность и прозвище «мистический». Женщины прожили там долгое время и даже устраивали экскурсии. Дочь Галли скончалась в 2010 году; за сохранность здания теперь отвечают власти штата Аризона.
Источник: lenta.ru

14 мая

8519-Элеонора Рузвельт сохранила звание лучшей первой леди США
Элеонора Рузвельт, супруга 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта и племянница 26-го президента Теодора Рузвельта, вновь признана учеными-историками лучшей первой леди государства. Об этом в субботу, 15 февраля, сообщает агентство Associated Press со ссылкой на данные совместного опроса Колледжа Сиена и кабельного канала C-SPAN. Опрос, посвященный первым леди США, проводился пять раз с 1982 года, и Элеонора Рузвельт каждый раз выходила победительницей. Она поддерживала феминистское движение, участвовала в создании правозащитной организации Freedom House и в составлении Всеобщей декларации прав человека. Рузвельт, которую 33-й президент США Гарри Трумэн назвал «первой леди мира», активно занималась политикой до конца жизни. Как и в рейтинге президентских жен 2008 года, на втором месте находится Эбигейл Адамс, супруга второго президента США Джона Адамса, а третью строчку заняла Жаклин Кеннеди, супруга 35-го президента Джона Кеннеди. Долли Мэдисон, первая леди при четвертом президенте США Джеймсе Мэдисоне, оказалась на четвертом месте, а за ней следует супруга нынешнего президента страны Мишель Обама. Хиллари Клинтон, супруга 42-го президента США Билла Клинтона, которая занимала в 2008 году четвертое место, спустилась на шестую строчку. Рейтинг первых леди США составлен по итогам анкетирования 242 историков, политологов и других ученых, которое прошло в октябре-ноябре 2013 года, добавляет агентство.
Источник: lenta.ru
14 мая

8500-Еда для мумии
Итак, ваша возлюбленная мумифицирована. Вы наняли мастеров, которые удалили внутренние органы, обработали тело выверенной смесью масел и бальзамов и тщательно замотали его бинтами. Вы не пожалели средств на украшение гробницы и набили её богатыми приношениями. Вы распорядились умертвить и мумифицировать её любимых животных, чтобы она не скучала по ним в загробной жизни. Остался последний вопрос: чем любимая будет питаться остаток вечности? Некоторые египтяне считали, что без мяса тут не обойтись. В гробнице Тутанхамона, к примеру, археологи нашли 48 деревянных ящиков с кусками говядины и мяса птицы. Однако, в отличие от фруктов и зерна, которые способны продержаться сравнительно долго, если их высушить, мясо требует особой обработки. Всего несколько часов страшной жары египетской пустыни — и есть это не захочет даже призрак. Что же делать? Мумифицировать! Ричард Эвершед из Бристольского университета (Великобритания) и его коллеги пролили новый свет на процесс бальзамировки этих так называемых мясных мумий. Сначала исследователи изучали человеческие мумии, затем мумии животных — и вот наконец добрались и до этой категории, которая до последнего времени оставалась в тени. В поисках химических веществ, применявшихся в мумификации мяса, учёные воспользовались масс-спектроскопией. Предметом анализа стали образцы перевязочного материала из Каирского и Британского музеев. Одни экземпляры мумифицировались очень просто. Поджаренный телёнок, помещённый в гробницу примерно в 1070–945 годах до н. э., и козлиная нога, ставшая приношением около 1290 года до н. э., могли похвастаться только одним консервантом — животным жиром, которым смазали бинты. Говяжьи рёбра из более ранней могилы рассказали несколько иную историю. Они были найдены в гробнице некровных родственников фараона Аменхотепа III, похороненных где-то в 1386–1349 годах до н. э. в Долине царей. Рёбра обработали смолой растения, принадлежащего роду Pistacia (фисташка). Эти смолы были очень дорогими, ввозились из других областей Средиземноморья и использовались знатью в качестве благовоний, лака и вкусовых добавок. Иногда они применялись и при мумификации человеческих останков. Но самый ранний из известных науке случаев использования этих смол в бальзамировании людей зарегистрирован на 600 лет позже, поэтому г-н Эвершед и его коллеги осторожны в своих суждениях. Скорее всего, в говяжьих рёбрах смолу применили как приправу, а не консервант, но египетские мумии не изучены ещё настолько хорошо, чтобы считать это окончательным выводом. Химик Стивен Бакли из Йоркского университета (Великобритания) придерживается того же мнения: проведённая коллегами работа — это, безусловно, шаг вперёд, но очень маленький. На данном этапе сложно решить, насколько распространённым был обнаруженный тобою метод мумификации. Не хватает материала и для того, чтобы понять, как менялся подход к бальзамированию. Например, г-н Бакли располагает данными, что во времена Аменхотепа III фисташковые смолы активно применялись для мумификации людей, но они ещё не опубликованы, и г-н Эвершед не мог о них знать. Так или иначе, этот ингредиент явно проиграл схватку со временем. «Мумии пахнут отвратительно», — признаётся г-н Эвершед. Древние египтяне представляли себе вечность чуть более короткой, чем она есть на самом деле :-). Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Подготовлено по материалам ScienceNOW.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
30 декабря

8499-Заселение Южной Америки произошло 30 тыс.лет назад?
Когда люди добрались до Америки? Споры на эту тему не утихают. Большинство учёных считает, что заселение Нового Света началось 13–15 тыс. лет назад, а «первыми американцами» были представители культуры Кловис, существовавшей в Северной и Центральной Америке. Однако на юге Уругвая недавно нашли окаменелости, которые бросают вызов этой теории. Анализ останков гигантских ленивцев и другой мегафауны вроде бы говорит о том, что они были убиты охотниками. Что же тут странного? А то, что радиоуглеродное датирование показало: стоянка Арройо-дель-Вискайно была обитаемой 29–30 тыс. лет назад — за тысячи лет до того, как люди должны были туда добраться, если верить общепринятым представлениям. Самой ранней стоянкой в Южной Америке считается чилийская Монте-Верде, которой, по некоторым данным, 14 тыс. лет. Древняя Америка мало отличалась от современной африканской саванны: её населяли гигантские ленивцы, саблезубые кошки, броненосцы огромных размеров и прочие крупные млекопитающие. Примерно 11 тыс. лет назад многие из этих видов исчезли — то ли в результате изменения климата, то ли из-за появления в Новом Свете охотников. Сколько времени людям могло понадобиться на то, чтобы истребить мегафауну? В 1997 сильная засуха вынудила местных фермеров осушить лагуну в Арройо-дель-Вискайно, благодаря чему и было обнаружено скопление гигантских костей. Из-за бюрократической волокиты палеонтологи смогли приступить к раскопкам только в 2011 году. Добычей стали более тысячи образцов. Один из руководителей проекта Ричард Фаринья из Республиканского университета (Уругвай) не скрывает радостного изумления. Значительная часть костей принадлежит трём разновидностям вымершего гигантского ленивца, главным образом Lestodon armatus. Самые крупные особи были размером с небольшого слона и весили около четырёх тонн. Были там останки и других представителей южноамериканской мегафауны: три вида глиптодонтов (предков броненосцев), похожий на гиппопотама токсодон (потомков не оставил), южноамериканская саблезубая кошка Smilodon populator и слоноподобный стегомастодон. Что самое интересное, на некоторых костях обнаружены следы, характерные для человеческих инструментов: возможно, на животных охотились, чтобы съесть. Кроме того, найдено нечто напоминающее скребок (наверное, им обрабатывали высушенные шкуры) и каменные отщепы. Г-н Фаринья и его коллеги стараются не делать скоропалительных выводов о присутствии людей в Арройо-дель-Вискайно в те древние времена. С одной стороны, говорят только об этом и ни о чём другом: радиоуглеродному датированию подвергнуты две кости с отметками, которые очень и очень похожи на следы человеческих инструментов. С другой стороны, природа умеет очень здорово «подделывать» такие отметки, и авторы признают за ней это умение. Остаётся надежда на дальнейшие раскопки и экологические реконструкции. Г-н Фаринья ожидает найти ещё не меньше тысячи костей. Возможно, среди них будут и человеческие инструменты. К «сенсационным» открытиям, которые делают учёные «третьего мира», всегда настороженное отношение. Но, во-первых, следует отдать должное щепетильности исследователей, а во-вторых, история заселения Южной Америки всё-таки изучена сравнительно плохо и следует быть готовым к сюрпризам. К тому же теория первенства культуры Кловис активно оспаривается, причём не только в Южной, но и в Северной Америке. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B. Подготовлено по материалам National Geographic.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
30 декабря

8498-Солнечный свет для Джимми Картера
20 июня 1979 года журналисты, выстроившись гуськом, проследовали по чёрной лестнице к ничем не примечательной двери и вышли на крышу западного крыла Белого дома. Безжалостно светило солнце, и репортёры «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост», «Уолл-стрит джорнал» и прочих важнейших СМИ немедленно зажмурились и прикрыли глаза пресс-релизами, заранее разложенными на складных стульях перед хорошо знакомым президентским подиумом. Пресс-релизы подробно рассказывали о технических характеристиках и принципе работы странных объектов, выглядывавших из-за трибуны. То был ряд больших солнечных тепловых коллекторов, привинченных к крыше и наклонённых к солнцу под углом 45°. Когда глаза привыкли к яркому свету, журналисты разинули рты от удивления. Многие из них, конечно, читали о солнечной энергии, которая стала популярной на волне энергетического кризиса, разразившегося из-за арабского эмбарго на ввоз нефти в США в 1973 году и иранской революции 1979 года. Но большинство ещё никогда не видело солнечную батарею вблизи. Покрытые стеклом панели в стальных рамах 3,5 на 2 м производили внушительное впечатление. Ознакомительные материалы поясняли, что это солнечные тепловые коллекторы, которые нагревают воду для нужд Белого дома. Нагретая солнцем вода поступает в баки, стоящие в подвале, а оттуда — непосредственно в краны. Солнечные панели применялись для нагрева воды уже не первый десяток лет, но установить их на крыше Белого дома — это был смелый шаг и даже в некотором роде сенсация. Журналисты оживлённо переговаривались между собой, гадая, как эти панели помогут Картеру развивать солнечную энергетику — соответствующая программа разрабатывалась уже несколько месяцев. Несколько минут спустя репортёры выпрямились, приготовили блокноты, ручки и диктофоны: пресс-секретарь Белого дома Джоди Пауэлл представил президента. За кафедрой стоял измотанный человек, его светло-каштановые волосы с проседью поседели ещё больше. Картеру, заступившему на президентский пост, выпало трудное время. Разгром во Вьетнаме, инфляция, энергетический кризис, очереди у бензоколонок — претензии США на роль сверхдержавы стали вызывать сомнение. Несмотря на все усилия Картера, его речи и телеобращения на фоне камина, в которых он предлагал всё новые и новые решения, беспокойство росло. США оказались в рабстве у своенравной ОПЕК. Но теперь, когда за спиной Картера стояли солнечные панели, казалось, что победа над кризисом не за горами. Хватит говорить о зависимости от иностранной нефти, о необходимости потуже затянуть пояса. Новенькие солнечные панели, установленные на крыше Белого дома, имели, конечно, символическое значение, но в то же время они были вполне конкретны и осязаемы, и Картер надеялся, что впереди у США светлое энергетическое будущее. «Нельзя наложить эмбарго на солнце, нельзя прервать поставки солнечного света, — убеждал собравшихся президент. — Для следующего поколения солнечный нагреватель будет либо диковинкой, музейным экспонатом, напоминанием о пути, которым мы не пошли, либо он станет частичкой одного из величайших и увлекательнейших предприятий, за которые брался американский народ. Мы поставим себе на службу энергию солнца и избавимся от вредной зависимости от иностранной нефти». Сравнивая себя с 23-м президентом Бенджамином Гаррисоном, при котором в 1891 году в Белом доме впервые появилось электрическое освещение, Картер выражал надежду на то, что демонстрация им веры в солнечную энергию будет способствовать повсеместному распространению технологии. Репортёры неистово строчили в блокноты, а Картер рисовал будущее на солнечных батареях. Он обещал выпросить у конгресса $100 млн на создание «банка солнечной энергетики», с тем чтобы к 2000 году 20% энергии, потребляемой в США, давали альтернативные источники (а не ближневосточная нефть). Для этого он собирался уговорить конгресс обложить отечественную нефтедобывающую промышленность налогом на дополнительный доход и выделить субсидии, которые стали бы стимулом для установки солнечных панелей на новых и уже существующих домах. По окончании речи Картер пригласил журналистов осмотреть солнечные панели. Нахваливая оборудование, он находился в своей стихии. Бакалавр военных наук, выпускник Военно-морской академии, защитивший диплом по ядерной физике, Картер всегда интересовался новейшими технологиями. Благодарная пресса заразилась энтузиазмом президента. На следующий день газеты высказались в поддержку его инициативы, и даже немногочисленные критиканы не могли отрицать того, что давно пора перейти на возобновляемые источники энергии. Пожалуй, впервые за годы президентства Джимми Картера страна увидела проблеск надежды. Увы, проблеском он и остался. Не прошло и четырёх месяцев, и 4 ноября военизированная группировка исламистов «Ученики имама» взяла штурмом американское посольство в Иране, и более шестидесяти американцев оказались в заложниках. В апреле 1980 года крайне рискованная операция по их спасению блистательно провалилась, после чего попытка Картера переизбраться на второй срок оказалась обречена. Такая же судьба постигла план по созданию банка солнечной энергетики. С тех пор, как Джимми Картер провёл презентацию дорогих его сердцу солнечных панелей, прошло тридцать с лишним лет. Его предупреждение о том, что они могут превратиться в диковинку и музейный экспонат, сбылось. Одна из тех панелей ныне демонстрируется в музее Президентской библиотеки Картера в Атланте. Сегодня, в 2013 году, на солнечную энергетику приходится менее 1% годового потребления энергии в США. В мировом масштабе этот показатель ещё ниже. За пределами самых солнечных уголков страны (Южной Калифорнии, например) и городов, где власть принадлежит экологам (вроде Боулдера в штате Колорадо), солнечные панели встречаются очень редко. Даже в тех государствах, где строятся огромные солнечные фабрики (в Германии, Испании, Китае), на солнечный сектор приходится очень небольшое количество вырабатываемого страной электричества. И есть искушение заключить, что солнечная энергетика не только не оправдала той задачи, которую перед нею ставил Картер в 1979 году, но и не составила сколько-нибудь серьёзной конкуренции ископаемым источникам энергии. Но это не совсем так. Вот уже четверть века солнечная энергетика демонстрирует быстрый рост. По данным аналитиков из отраслевой консультативной организации Solarbuzz, в 1985 году мировой спрос на фотогальванические панели составлял около 21 МВт. К концу 2011 года на планете было установлено почти 69 ГВт. Иными словами, гелиоэнергетика превратилась в полноценную отрасль экономики, хотя и небольшую. В 2011 году в неё было вложено $136 млрд (США на первом месте — $56 млрд, затем идёт Китай — $47,4 млрд). Благодаря растущему спросу солнечная энергия дешевеет, и цены на фотогальванические панели падают с каждым годом. Гелиотехника тем временем тоже оживилась. Исследования в этой области не прекращались ни в 1980-е, ни в 1990-е годы, но нехватка финансирования и худосочность общего интереса свели их к минимуму. В последнее десятилетие разговоры об изменении климата, оскудение запасов ископаемого топлива и рост цен на нефтепродукты возродили интерес к солнечной энергии. Учёные и инженеры всего мира значительно повысили процент солнечного света, обращаемого в электричество: КПД коммерческих солнечных панелей на кристаллах кремния составляет в среднем около 20%, а экспериментальные прототипы приближаются к 50%. Развивается новое поколение тонкоплёночных солнечных элементов, напечатанных на гибких пластмассовых и металлических листах. Появились устройства, концентрирующие солнечный свет с помощью зеркал и линз на фотоэлементах или паровых котлах. Производство и методы установки солнечных панелей тоже претерпели изменения, и теперь их изготавливают, транспортируют и монтируют миллионами. Короче говоря, никогда за всю историю использования ископаемого топлива у него не появлялся столь серьёзный конкурент. Подготовлено по материалам io9 и книги Renewable Джереми Шере.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
30 декабря

8497-Древнейший памятник буддизма
Под храмом, построенным, по преданию, на месте рождения Будды, археологи нашли в буквальном смысле корни основанной им религии — древнее деревянное святилище, которое старше всех прочих памятников буддизма по меньшей мере на 300 лет. Археологическая летопись буддизма восходит ко временам Ашоки — индийского императора, который с большим энтузиазмом поддержал новую религию в III веке до н. э. Но мудрец по прозванию Будда жил примерно на три столетия раньше, а это значит, что рождение религии покрыто мраком. «Никому ещё не удавалось найти и датировать буддистские постройки, предшествующие правлению Ашоки», — подчёркивает археолог Робин Конингем из Даремского университета (Великобритания). Остатки одного из храмов эпохи Ашоки находятся в Лумбини (Непал) — деревне, которая многими считается родиной Будды и является местом активного паломничества. Пока идут реставрационные работы, г-н Конингем и его коллеги провели раскопки под фундаментом храма. Обнаружена каменная кладка, предшествующая правлению Ашоки, а под ней — следы деревянного строения (ямы от столбов), возведённого, если верить радиоуглеродному методу, в период с 800 по 550 год до н. э. Самое главное — деревянная конструкция была организована вокруг центрального открытого пространства, напоминая тем самым план позднейшего храма Ашоки. Археологи изучили почву этого центрального участка и выяснили, что она содержит остатки древних корней деревьев, но, как ни странно, там отсутствует мусор, который обычно оставляют после себя люди. Нет там и следов приношений. Это говорит о том, что в центре росло дерево, а пространство вокруг него регулярно расчищалось. Такие же святилища существуют сегодня на Шри-Ланке, и их убирают аналогичным образом. Согласно буддистской традиции, мать Будды родила его, схватившись за ветку дерева. Разумеется, нет никакой возможности узнать, то ли это дерево. Всё что могут сказать археологи, — это то, что находка не противоречит легенде. Известен и другой эпизод из жизни Будды: мудрец, по легенде, достиг просветления под смоковницей Ficus religiosa (деревом бодхи), поэтому святилища с деревом называют бодхи-гхара (дом дерева бодхи). Но, вопреки оптимизму г-на Конингема, утверждать ничего нельзя. Специалисты напоминают, что поклонение деревьям — старая индийская традиция, и вполне возможно, что буддистское святилище в Лумбини возникло на месте намного более древнего ритуального центра, и неизвестно, кто приходил сюда — первые буддисты или их предшественники. Точная дата рождения Будды неизвестна. Власти Непала считают, что это произошло в 623 году до н. э., тогда как другие традиции отдают предпочтение примерно 400 год до н. э. Так или иначе, но к 249 году до н. э. Лумбини считался одним из четырёх священных центров буддизма, о чём свидетельствуют надписи и колонна, поставленная именно в том году Ашокой. После изгнания буддизма из Индии о Лумбини забыли. Только в 1896 году он вновь стал местом паломничества, а мандир Майя Деви (храм матери Будды) включён в число объектов Всемирного наследия. ЮНЕСКО, обеспокоенная состоянием памятника, организовала широкий фронт работ по его консервации, а г-н Конингем и его коллеги получили карт-бланш на раскопки, которые принесли столь удивительное открытие. Едва ли в ближайшие десятилетия археологов пустят на это место.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
30 декабря

8496-Дротики изобрел не Homo Sapiens
На востоке Африки найдены древнейшие наконечники копий. Им примерно 280 тыс. лет, то есть они где-то на 80 тыс. лет старше самых ранних останков нашего вида, Homo sapiens, и на 200 тыс. — других примеров аналогичного оружия, которые до сих пор считались самыми древними. Артефакты обнаружены в формации Гадемотта на склонах разрушенного вулкана рифтовой долины в центральной части Эфиопии. Сегодня эта область представляет собой горный кряж, который возвышается над одним из четырёх водоёмов рифтовой долины — живописным озером Зивай. На протяжении большей части среднего плейстоцена (примерно 125–780 тыс. лет назад) там располагалось «мегаозеро», объединявшее четыре нынешних. Палеонтологи нашли там останки антилоп и бегемотов. Изучением 141 обсидианового наконечника занимались Йонатан Зале из Калифорнийского университета в Беркли (США) и его коллеги. Прежде всего, конечно, надо было доказать, что они действительно использовались в этом качестве. О том, что это метательное орудие, говорит характер повреждений. В момент удара формируются V-образные трещины, причём вершина «литеры» V отмечает точку, из которой распространялись трещины. Чем уже «крылья» этой V, тем выше, значит, была скорость образования трещин в обсидиане. По мнению исследователей, у одних наконечников эта скорость превышала 2 930 км/ч (более 800 м/с), а у других составляла около 5 385 км/ч (1,5 км/с). В первом случае копьё вонзали в жертву, во втором — метали. (Разумеется, речь не о скорости движения самого копья.) Изобретение метательного оружия было гигантским шагом вперёд по сравнению с колющим (каменные наконечники копий появляются в археологической летописи примерно 500 тыс. лет назад). Охотники получили возможность атаковать на расстоянии, что снижало риск гибели при сближении с опасным животным (крокодилом, бегемотом) и принципиально расширяло ассортимент добычи. Считалось, что метательное оружие появилось примерно 60–100 тыс. лет назад. Древнейшим дротикам было 80 тыс. лет. За ними пришли лук и стрелы, а также копьеметалка (атлатль). Казалось логичным, что всё это изобрёл человек разумный, ведь придумать и изготовить метательное оружие сложнее колюще-режущего. И как только в руках наших предков появились эти замечательные нововведения, они сравнительно быстро заселили весь мир, вытеснив всех остальных представителей рода Homo. Однако новые данные разрушают эту стройную картину, говоря о том, что дротики входили в репертуар какой-то другой, более ранней африканской популяции. Г-н Зале считает, что создателем древнейших дротиков был, скорее всего, гейдельбергский человек — наиболее вероятный предок человека разумного и неандертальцев. Не стоит удивляться, если мы так никогда и не узнаем, переняли ли сапиенсы эту технологию или изобрели её самостоятельно. Вообще, этот период (200–300 тыс. лет назад) был очень важным в эволюции человека: появились новые анатомические черты и более сложные орудия, указывающие на изменившееся поведение (и, соответственно, мышление). По-видимому, тогда же люди заговорили. Не стоит обращать большое внимание на то, что находка сделана в Эфиопии. Это никоим образом не означает, что дротики были изобретены именно там.
30 декабря

[0] [1] [2] [3] [4][5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100