Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
4295-Ирландцы подтвердили слухи о роскошной жизни средневековых монахов
Ирландские археологи в очередной раз подтвердили представления о роскошной жизни, которую вели высокопоставленные средневековые монахи. Как пишет The Irish Times, при раскопках в городе Килкенни был обнаружен дом аббата Дуйсского, жившего в XIV веке. Судя по сохранившимся остаткам его трапез, святой отец едал жареных лебедей и говяжьи стейки и запивал их вином, привезенным из французской провинции Бордо, что могли себе позволить лишь самые богатые ирландцы. Кроме того, в его доме был туалет, что также было роскошью в Ирландии XIV века. Он представлял собой дырку в полу с деревянным сиденьем, а отходы по особому желобу уходили в каменную яму во дворе. Вместе с отходами в эту яму некогда отправился ремень аббата - археологи нашли уцелевшую пряжку от него. На кухне также был сооружен желоб для отходов. Цистерцианский монастырь Дуишке (Duiske), настоятелем которого был владелец этого дома, находится примерно в 30 километрах. Это был один из главных религиозных центров Ирландии вплоть до 1537 года, когда король Генрих VIII отобрал у церкви ее земельные владения. Участок с домом достался купеческой семье Рот (Rothe), которая построила на нем в начале XVII века три роскошных особняка. Непозволительное поведение монахов, роскошная жизнь аббатов и епископов, систематические нарушения священнослужителями обетов безбрачия, смирения и бедности были одной из главных тем средневековых сатирических произведений, а позже - протестантской пропаганды.
Источник: lenta.ru
25 февраля

4294-Археологи "состарили" мореплавание в Средиземном море на 100 тысяч лет
Группа американских и греческих археологов, изучив артефакты каменного века, обнаруженные за два сезона раскопок на острове Крит, пришла к выводу, что люди освоили мореплавание гораздо раньше, чем было принято считать, - более чем на 100 тысяч лет. Исследованиями руководили Томас Штрассер (Thomas F. Strasser) из американского Колледжа Провиденса и Елена Панагопулу, сотрудница министерства культуры Греции. Их статья принята к публикации в журнале Hesparia, издаваемом Американской школой по изучению античности (American School of Classical Studies) в Афинах. Об основных выводах, к которым пришли ученые, они рассказали газете The New York Times. Работая в окрестностях города Плакиас на южном побережье Крита, археологи обнаружили каменные топоры, скребки и ножи, которым, по их предположениям, около 130 тысяч лет. Датировка основана главным образом на форме артефактов, характерной для самых ранних этапов освоения людьми орудий труда. По данным, которыми располагали ученые до сих пор, колонизация островов Восточного Средиземноморья (в том числе Крита и Кипра) произошла лишь 10-12 тысяч лет назад. Древнейшие орудия, найденные на Кипре, принадлежат, предположительно, раннепалеолитической ашельской культуре, распространенной от Франции и Испании до Казахстана 1,6 миллиона - 120 тысяч лет назад. Ашельская культура была, как считается, первой, покинувшей пределы Африки. До сих пор считалось, что ашельцы передвигались исключительно по суше, но если подтвердится, что они побывали на Крите, закономерным будет и предположение, что в Испанию они могли добраться морским путем, через Гибралтар. Штрассер отметил, что едва ли ашельцы приплыли на Крит из Африки - это был бы слишком длинный путь в открытом море для примитивных плотов. Он предположил, что они прибыли из Европы, передвигаясь по Эгейскому морю от одного острова к другому. Многие коллеги Штрассера и Панагопулу уже выразили сомнения в точности проведенной ими датировки. Однако исследователи уверяют, что тщательно перепроверили полученные результаты.
Источник: lenta.ru
25 февраля

4293-В Нидерландах нашли неизвестную картину Ван Гога
В музее города Зволле (Zwolle) выставлена картина Винсента Ван Гога, до недавнего времени считавшаяся работой неизвестного мастера. Об этом сообщает NRC Handelsblad. По словам директора музея Ральфа Кенинга (Ralph Keuning), принадлежность картины "Le Blute-fin Mill" (Мельница Ле Блют-фин) кисти великого постимпрессиониста была подтверждена экспертами музея Ван Гога в Амстердаме. Как отмечает издание, к факторам, указывающим на авторство работы эксперты, помимо прочего, отнесли размеры и структуру холста, тип красок, некоторые особенности техники письма, а также штамп парижского магазина художественных принадлежностей на обороте картины. Картина, опознанная как работа Ван Гога, была куплена основателем музея в Зволле Дирком Ханнема (Dirk Hannema) в 1975 году по цене, эквивалентной 1 тысяче евро. Несмотря на то, что Ханнема был уверен в авторстве работы, эксперты скептически отнеслись к его заявлениям. Ранее он был замешан в покупке нескольких картин якобы Йоханнеса Вермеера для музея Роттердама, позднее оказавшихся подделками. Как отмечает информагентство Reuters, до смерти владельца в 1986 году картина хранилась в его личной коллекции, после чего оказалась в запасниках музея. Эксперты согласились провести экспертизу полотна только после неоднократных просьб со стороны музея Зволле. В последний раз неизвестную картину Ван Гога находили в 1995 году. В каталог работ художника, созданный в 1970 году, с момента его первой публикации были добавлены всего пять картин.
Источник: lenta.ru
25 февраля

4292-В Иерусалиме нашли построенную царем Соломоном стену
Израильские археологи обнаружили в Иерусалиме между Храмовой горой и районом Сильван стену, датируемую концом Х века до нашей эры - периодом правления царя Соломона. Об этом пишет газета "Гаарец". Вскрытая секция стены имеет высоту от 6 до 10 метров и длину 70 метров. Обнаружены также монументальные ворота и крепостная башня. Археологи полагают, что именно об этой стене говорится в начале третьей главы библейской Третьей книги Царств: "Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима". В том же месте исследователи обнаружили черепки от глиняных кувшинов и печати. Клейма на черепках свидетельствуют, что они принадлежали царю, а также некоему чиновнику, следившему, предположительно, за деятельностью городских пекарей. С начала 2010 года израильские археологи сделали уже несколько важных открытий в Старом Иерусалиме. В частности, у Яффских ворот обнаружены остатки древней главной улицы города и водопровода.
Источник: lenta.ru
25 февраля

4291-В стихотворении нашли доказательства измен Анны Болейн
Супруга английского короля Генриха VIII Анна Болейн, казненная по обвинению в супружеской измене, очевидно, была не столь невиновна, как это принято считать. Автор новой биографии Болейн британец Джордж Бернард (George Bernard) взялся доказать это с помощью стихотворной сатиры, написанной в 1536 году, сразу после казни, Ланселотом де Карлем (Lancelot de Carles), секретарем французского посла в Англии. Об этом пишут газеты The Guardian и The Daily Telegraph. По словам Бернарда, стихотворение "Письмо, в котором перечислены обвинения в адрес Королевы Английской Анны Болейн" (A letter containing the criminal charges laid against Queen Anne Boleyn of England), было известно и ранее, однако еще никто не пробовал смотреть на него как на исторический документ. В тексте названы имена трех предполагаемых любовников Анны - это Марк Смитон, Генри Норрис и ее родной брат Джордж, лорд Рочфорд. По версии француза, мужчины были соблазнены "разговорами, поцелуями, прикосновениями, подарками и другими способами". Кроме того, автор стихов называет Болейн "шлюхой". По словам исследователя, стихотворение также помогает понять, как внебрачные связи Болейн перестали быть тайной. В нем рассказывается о ссоре между неким членом Тайного совета и его сестрой, которую тот обвиняет в супружеской неверности. Женщина в ответ указывает на чужие внебрачные связи, которые являются "гораздо большим грехом и наносят гораздо больший ущерб", намекая на королеву. Бернард опознал в этом персонаже стихотворения графиню Вустер, которая, по его утверждению, и может быть источником сведений. Бернард подчеркивает, что его версия событий является лишь гипотезой. Однако он утверждает, что даже если Болейн и впрямь не изменяла мужу, то у Генриха все равно были основания подозревать ее в изменах, пусть и несправедливо. Болейн была второй супругой короля Англии. Генрих VIII женился на ней в 1533 году после того, как его первая жена, Екатерина Арагонская, не смогла родить ему наследника-мальчика. Болейн, однако, также произвела на свет девочку - будущую Елизавету I. Традиционно считается, что казнь Анны спровоцировали либо сторонники предыдущей королевы, либо сам Генрих. Книга Бернарда, в которой изложена его точка зрения, выйдет в апреле.
Источник: lenta.ru
25 февраля

4290-Музейщики заявили о гибели рублевских фресок
В открытом письме президенту Медведеву сотрудники московских музеев заявили, что фрески Андрея Рублева в соборах Звенигорода и Владимира утрачены. Также, по их словам, на грани гибели находится и иконостас Рублева в Троице-Сергиевой Лавре. GZT.RU спросил о состоянии этих образцов живописи Рублева у людей, которые видят их регулярно. Дискуссия по поводу передачи церкви религиозных ценностей, находящихся в ведении музеев, вышла на новый уровень. 19 февраля сотрудники музеев Москвы — в частности, музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Исторического музея, Московского Кремля,— обратились с открытым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву . В письме они выступили против принятия готовящегося сейчас закона, который регламентирует процесс передачи. Из музеев в церкви Концепцию федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» публике представили еще год назад, в феврале 2009-го. Вновь вспомнили о нем, когда Владимир Путин во время визита в Даниловский монастырь 5 января обещал, что государство вернет церкви то, что принадлежало ей до революции, и начнет с Новодевичьего монастыря (до сих пор — филиал ГИМа). После этой встречи появились слухи, что законопроект изменили так, чтоб церкви могли возвращать себе имущество, конфискованное при советской власти. Приводя примеры неудовлетворительного содержания ценностей мирового уровня в российских храмах, они упомянули работы Андрея Рублева. По словам музейщиков, фрески иконописца в Успенских соборах Владимира и Звенигорода «утрачены», «погибли от тривиальных вещей — сырости, сквозняков и свечной копоти». Также, говорят они, под слоем грязи и копоти находится иконостас Рублева в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, и, единственный шанс спасти его — это вынести из собора, отреставрировать и поместить в музей. Директор ГТГ: «Почему бы не вернуть дома и пароходы всем, кто до революции ими владел?» О плохой сохранности упомянутых памятников представители музейного сообщества говорят давно. Однако то, что фрески Рублева уже утрачены, а иконостас Троицкого собора находится на грани гибели,— это достаточно категоричные заявления. GZT.RU решил проверить их справедливость. Сергей Демидов, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра Троице-Сергиевой Лавры, комментируя GZT.RU состояние иконостаса работы Андрея Рублева, ссылается на исследования советских реставраторов. «В свое время, когда директором Сергиево-Посадского музея-заповедника была Тамара Александровна Попеску, примерно в 1970-е годы, поднимался вопрос о передаче икон из иконостаса Троицкого собора на музейное хранение. Однако в то время работала компетентная комиссия, в которую входил известный реставратор Виктор Васильевич Филатов, и она приняла решение, что иконы находятся в достаточно хорошем состоянии, и нет никакой необходимости переносить их в музей»,— отметил он. Что касается копоти на иконах, Демидов согласился, что она есть. «Но у них (икон — GZT.RU) нет ни подвижных досок, ни осыпа красочного слоя, ни вздутий, что постоянно появляется на иконах, которые хранятся в музеях под наблюдением. Доски находятся в исторической среде уже 500 лет, они к этому режиму за это время привыкли»,— подчеркнул директор реставрационного центра. Художник-реставратор Государственного НИИ реставрации Ольга Лелекова, в 1990-м и 2000-м годах занимавшаяся исследованиями рублевского иконостаса, настроена совсем не так оптимистично. Сейчас иконостас находится под слоем копоти, не позволяющем рассмотреть иконы, но и реставрировать его, пока он остается в храме, нельзя, убеждена реставратор. «Если иконостас будет находиться в Троицком соборе, то расчищать его нельзя. Если удалить копоть, тут же через какое-то время образуется такой же слой этой копоти. А многократная реставрация — это небезопасно. Это не бесконечный процесс»,— сообщила Лелекова GZT.RU. Помещение икон в специальные капсулы, по ее мнению, тоже не выход, потому что в них нужно поддерживать особый, пригодный для сохранности древней иконы, микроклимат. «Этот сложный режим возможно соблюдать только при наличии специалистов»,— убеждена Лелекова. Реставратор вспоминает историю с Боголюбской иконой Божьей матери XII века, выданной во временное хранение в Княгинин монастырь в 1992 году. Несмотря на хранение в капсуле, на иконе появилась плесень. «Она в плачевном состоянии, потому что ей не смогли обеспечить соблюдение необходимого режима. Сейчас икона опять изъята из храма»,— говорит Лелекова. Священник Владимир Вигилянский , руководитель пресс-службы Московского патриархата: «Хотите быть хранителями краденого? Будьте» Дмитрий Седов, казначей Успенского собора на «Городке» и замдиректора по науке Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, говорит, что рублевские фрески в храме утрачены «частично». Он не отрицает, что свечная копоть портит старинные фрески, но специально подчеркивает, что в звенигородском Успенском соборе используются не парафиновые, а восковые свечи, которые обеспечивают фрескам «щадящий режим», к тому же, свечей используется меньше, чем обычно. С тем, что проблемы с поддержанием нужного уровня влажности в храме есть, Седов не спорит. «У нас есть прибор, мы следим за влажностью, но наш собор в этом отношении очень подвержен внешним воздействиям. Когда постоянно идут дожди, у нас влажность повышенная, 80 процентов, а должна быть 60 процентов. Сейчас постоянные морозы, влажность пониженная, около 30 процентов, и ничего мы сделать не можем»,— рассказал Седов GZT.RU. Кроме того, по его словам, влага также идет «из земли», и установить причину этого пока не удалось. «Мы сейчас ведем раскопки. Конечно, денег пока нет, мы надеемся государственные программы использовать в этом отношении. Нам никто не может объяснить, откуда берется влага и почему на столпах, на фресках появляются высевы. Нужны серьезные исследования». На серьезные исследования денег, однако, не хватает. По словам Седова, в храме идут реставрационные работы, но лишь на средства прихода, которые на данный момент, например, исчерпаны, а от государства помощи нет — именно поэтому не реставрируются рублевские фрески. Вообще же, если стенопись утрачена, то лишь частично, уверен Седов. «Сейчас, в принципе, по площади все осталось. Но красочный слой не представляет той сохранности, которая была, скажем, в 1918 году. Краски на ликах утрачены, так как они больше других подвержены разложению»,— говорит он. Причем причиной частичной гибели фресок как в звенигородском, так и во владимирском соборе Седов называет не свечную копоть, а неправильную реставрацию. «Говорю вам как человек, который общается с реставраторами,— предупреждает Седов.— И в 1918 году, и в 1970-е годы при реставрации применяли реактивы, которые вредили фрескам. И это не реставраторы виноваты, они использовали то, что было предписано НИИ реставрации. То же самое и во владимирском Успенском соборе происходило. Отработала наука такой-то реагент — и его надо было применять на фресках. Получается, что на Рублеве производили эксперименты». Татьяна Меньшикова, ученый секретарь Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в ведении которого, наравне с РПЦ, находится Успенский собор во Владимире, знает о заявлениях, что фрески Рублева уже погибли. «О том, что стенописи Рублева утрачены, говорят не только музейщики, но и все люди, которые заинтересованы в сохранении живописи»,— отмечает она. Сама она старается не делать категоричных заявлений: «Они у нас с начала XV века. Конечно, они претерпели многое. И в том числе реставрационные работы». Ирина Языкова, искусствовед, преподаватель православных вузов: «Сейчас из этого сделали “стенка на стенку”: Одни не дают, другие отбирают» Дискуссия о возвращении икон из музеев церкви началась еще в начале 1990-х, когда государство стало передавать РПЦ принадлежащие ей до революции храмы и монастыри. Несколько случаев, вызвавших широкие общественные дискуссии, произошли в последние годы. Например, в 2008 году патриархия обращалась к Третьяковской галерее с просьбой «одолжить» хранящуюся там «Троицу» Андрея Рублева на несколько дней для богослужений в Троице-Сергиеву Лавру. «Троица» осталась в Третьяковке, но через год, в 2009-м, одна из старейших икон Русского музея по решению Минкультуры отправилась таки в подмосковную церковь Александра Невского . В январе 2010 года директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил против «компенсации разграбления церкви разграблением музея». Вскоре группа российских искусствоведов выступила против передачи древних ценностей церквям, потом этот вопрос обсуждала Общественная палата. 2 февраля Пиотровский выступил с открытым заявлением, опубликовав статью в газете «Время новостей», где призывал государство не вмешиваться в обсуждение вопросов, которые церковь и музеи должны решать между собой.
Источник: news.mail.ru
24 февраля

4289-В Торуни выставлены рукописи Коперника
Три оригинальных документа, написанных рукой великого польского астронома и математика Николая Коперника, выставлены на родине ученого - городе Торунь, сообщает РИА «Новости» . В польских архивах и книгохранилищах сохранилось всего около десяти текстов, написанных рукой Коперника, показываются публично эти документы чрезвычайно редко. Уникальные материалы можно будет посмотреть в городской ратуше только до ближайшего воскресенья, 21 февраля - так решили специалисты, которые опасаются разрушительного влияния дневного света на бумагу. Самый старый документ датируется 22 октября 1518 года, в нем Коперник детально повествует о своем разговоре с бискупом (епископом) Фабианом Луизианьским. Второй документ написан великим ученым 13 апреля 1523 года в связи с избранием нового бискупа в городе Фромборк. Третий манускрипт - инвентарная опись документов, хранящихся в замке в Ольштыне, также составленная Коперником. Николай Коперник (родился 19 февраля 1473 года в Торуни, скончался 24 мая 1543 года во Фромборке) - великий польский астроном, математик, экономист, каноник. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Источник: РИА «Новости»
24 февраля

4288-Надпись сообщает, что некий халиф из династии Аббасидов пожаловал своему верному сподвижнику землю в Иерусалиме. Скорее всего, речь идет о халифе Аль-Муктадире (908-932), который воевал с египетской династией Фатимидов за Святую землю и активно раздавал в
В ходе раскопок в Еврейском квартале Старого Иерусалима израильские археологи обнаружили фрагмент мраморной таблички размерами 20 на 20 сантиметров с надписью по-арабски. Как сообщает Artdaily.org, находка датируется началом X века. Надпись сообщает, что некий халиф из династии Аббасидов пожаловал своему верному сподвижнику землю в Иерусалиме. Скорее всего, речь идет о халифе Аль-Муктадире (908-932), который воевал с египетской династией Фатимидов за Святую землю и активно раздавал ветеранам своего войска земли в Палестине. Ранее на территории Израиля было обнаружено две подобные таблички. Они служили своего рода свидетельством о собственности и об освобождении от налогов. Раскопки проводятся неподалеку от церкви Девы Марии Тевтонской эпохи крестовых походов. Кроме мраморной таблички, при раскопках обнаружено большое количество керамики, монет и других артефактов. Самые ранние относятся к Периоду Второго Храма (516 год до нашей эры - 70 год нашей эры), самые поздние - к периоду правления в Святой земле египетской династии Айюбидов (первая половина XIII века), изгнавшей из страны крестоносцев.
Источник: lenta.ru
24 февраля

4287-В берлинском музее запретили фотографировать бюст Нефертити
Берлинский Новый музей (Neues Museum) 18 февраля полностью запретил фотосъемку в зале, где находится знаменитый бюст царицы Нефертити, из-за опасений за сохранность красочного покрытия скульптуры. Об этом сообщает Earth Times. Пресс-секретарь музея рассказала, что ранее бюст разрешалось фотографировать, однако правила для посетителей запрещали использовать при этом вспышку. Полный запрет на фотосъемку пришлось ввести из-за того, что туристы игнорировали музейные правила. Съемка бюста Нефертити со вспышкой была запрещена, поскольку в музее опасаются, что она может повредить нанесенному на каменное изображение слою древней краски. По словам представителя Prussian Cultural Heritage Foundation, фонда, поддерживающего работу музея, пока точно не известно, могут ли вспышки цифровых фотокамер оказать негативное влияние на содержащиеся в красочном слое пигменты, поэтому запрет является скорее мерой предосторожности, чем насущной необходимостью. Ученые оценивают возраст выполненного из известняка и покрытого гипсом бюста древнеегипетской царицы в 3300 лет. Предположительно он был изготовлен скульптором Тутмосом в 1345 году до нашей эры. В 1912 году его обнаружил и позднее вывез из страны немецкий археолог Людвиг Борхардт. Власти Египта на протяжении долгого времени пытаются вернуть скульптуру, однако немецкая сторона отвергает любые претензии относительно принадлежности бюста.
Источник: lenta.ru
24 февраля

4286-С карфагенян сняли обвинения в массовых ритуальных детоубийствах
Ученые из Питтсбургского университета (США), изучив останки детей, погребенных на карфагенском Тофете, пришли к выводу, что сведения о систематическом принесении в жертву детей в древнем Карфагене носят легендарный характер. Статья исследователей опубликована в журнале PLoS ONE. Тофетом называется кладбище на окраине Карфагена, где хоронили в особых урнах детей не старше двух лет. Слово "Тофет" позаимствовано из Библии, где так названо место на юге Иерусалима, бывшее прежде языческим капищем, на котором детей приносили в жертву Молоху. Карфагенский Тофет традиционно считается местом погребения младенцев, принесенных в жертву. В период с 400 по 200 год до нашей эры на карфагенском Тофете было погребено около 20 тысяч детей. Исследовав останки 540 из них, похороненных в 348 могилах, ученые обнаружили, что большинство из них умерли, скорее всего, от естественных причин, а не были ритуально умерщвлены. В основном дети умерли еще в утробе матери или в первые полгода после рождения. Исследователи отмечают, что и в наши дни смертность в этой возрастной группе относительно высока, а в древних Карфагене и Риме наверняка была еще выше. Как отмечают ученые, убеждение, что карфагеняне приносили младенцев в жертву, основано не на археологических данных, а на свидетельствах греческих и римских писателей (в частности, Клитарха в III веке до нашей эры и Диодора Сицилийского в I веке до нашей эры) и других письменных источниках. Впрочем, ранее историки отмечали заметную корреляцию между положением Карфагена и количеством захоронений на Тофете: в годы войн и неурожая таких захоронений бывало гораздо больше. Однако и это не может однозначно свидетельствовать о массовых ритуальных детоубийствах: детская смертность могла возрастать из-за общего неблагополучия. Считалось, что карфагеняне приносили в жертву мальчиков. Как выяснилось, на Тофете похоронены дети обоего пола, хотя среди исследованных останков мальчиков было заметно больше. Ученые пришли к заключению, что карфагенский Тофет был просто детским кладбищем и никакого дополнительного ритуального значения не имел.
Источник: lenta.ru
24 февраля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391][392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100