Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8087-Биограф Бенджамина Бриттена выяснил, что причиной смерти композитора стал сифилис
Крупнейший английский композитор XX века Бенджамин Бриттен, умерший в 63 года от сердечной недостаточности, не знал, что причина болезни сердца - сифилис, пишет британская газета The Guardian со ссылкой на новую биографию композитора "Бенджамин Бриттен: жизнь в XX веке" (Benjamin Britten: A life in the Twentieth Century), которая выйдет в Великобритании 7 февраля. Композитор перенес операцию на сердце в 1973 году и, по мнению медиков, должен был после нее восстановиться. Однако его здоровье не улучшилось, и спустя три года он скончался. Пол Килди, дирижер и музыкальный историк, считает, что Бриттен заразился сифилисом от своего многолетнего партнера, тенора Питера Пирса. При этом биограф предполагает, что ни Бриттен, ни Пирс не знали, что больны. Помощник Бриттена Колин Мэтьюз, узнав об предположении Килди, заявил, что сейчас информация о болезни стопроцентно не доказуема, однако согласился, что выводы биографа могут быть правдой. Последней оперой Бриттена стала "Смерть в Венеции". По сохранившимся свидетельствам Бриттена и Пирса, работа над музыкальным произведением истощила композитора, он чувствовал себя уставшим и больным. Пирс писал, что "Смерть в Венеции" - злая опера, которая убивает Бриттена. Питер Пирс скончался десятью годами позже композитора и был похоронен рядом с ним.
Источник: podrobnosti.ua
23 января

8086-Франция готова заплатить за рукопись "120 дней Содома" маркиза де Сада пять миллионов долларов
Национальная библиотека Франции готова заплатить пять миллионов долларов за рукопись "120 дней Содома" маркиза де Сада, пишет газета The New York Times. Директор учреждения Бруно Расин хочет, чтобы рукопись XVIII века, которую он назвал национальным достоянием страны, была доступна для широкой публики. Расин уже несколько лет договаривается о покупке самого "отталкивающего и радикального" произведения маркиза де Сада, рукопись которого сохранилась случайно. По замыслу директора самой крупной французской библиотеки, манускрипт должен быть выставлен вместе с другими рукописями маркиза де Сада в 2014 году, когда будет отмечаться 200 лет со смерти писателя. Де Сад написал "120 дней Содома" за 37 дней в 1785 году, когда сидел в заточении в Бастилии за изнасилования. Текст был написан на довольно узком свитке бумаги длиной 20 метров маленьким почерком, с двух сторон, без исправлений. Де Сад, опасаясь, что сверток отберут, спрятал его в расщелине стены в камере. За несколько дней до штурма крепости 14 июля 1789 года маркиза перевели в лечебницу, запретив брать с собой рукописные материалы. Де Сад до конца своих дней считал, что "120 дней Содома" утеряны, однако рукопись была найдена, несколько раз перепродана и опубликована в начале XX века. В 1929 году рукопись купили прямые наследники да Сада (семейство де Ноай), спустя десятилетия владельцы доверили ее издателю Жану Груэ, оказавшемуся мошенником. Он нелегально перевез ее в Швейцарию, где продал коллекционеру эротики Жерару Норману за 60 тысяч долларов. В итоге владельцы подали в суд во Франции, который в 1990 году постановил, что манускрипт необходимо вернуть, так как он был украден. В Швейцарии же суд вынес решение в пользу Нормана. В январе 2012 года его наследники решили продать рукопись, хранившуюся в одном из культурных фондов Швейцарии, французскому коллекционеру, однако наследник де Ноай заявил, что необходимо его согласие. Семья де Ноай хотела, чтобы "120 дней Содома" хранились в Национальной библиотеке, которая, в свою очередь, готова заплатить деньги наследникам с обеих сторон. Предполагается, что сумма более чем в 5 миллионов долларов будет собрана благодаря частным пожертвованиям. Расин, раньше возглавлявший Французскую академию в Риме и центр Жоржа Помпиду, занял пост директора библиотеки в 2007 году. С тех пор библиотека ведет активную политику по приобретению особо важных для истории Франции рукописей и документов. Расин проводит переговоры с министерствами иностранных дел и культуры, убеждая их в том, что редкие рукописные памятники должны храниться в библиотеке. Благодаря его стараниям, в частности, были приобретены мемуары Казановы и архивы Мишеля Фуко.
Источник: podrobnosti.ua
23 января

8085-Дом Зворыкиных в Муроме на грани разрушения
В Муроме под угрозой исчезновения дом Зворыкиных. В здании, где выдающийся ученый, "отец телевидения" провел детство, сразу после революции был создан музей. Сам Владимир Зворыкин, эмигрировавший в США, родные стены увидел в 1967 году и даже оставил надпись в книге посетителей: "Очень отрадно видеть дом не только в сохранности, но и в периоде реконструкции". Сегодня Владимир Козьмич испытал бы совсем иные чувства. Его дом нуждается в капитальном ремонте, причем срочном. Что этому препятствует – разбирались "Новости культуры". Спас Нерукотворный, середина XVII века. Дерево, темпера. Икона когда-то украшала главную башню Муромского кремля. Старинные Царские врата, по соседству – икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Эти и другие шедевры древнерусского искусства в особняке Зворыкиных почти на военном положении. В залах на втором этаже температура поднимается до плюс девяти – все, что "выжимает" ветхая система отопления. Директор Муромского музея Альбина Анучкина рассказывает: музейщики делают все возможное. Мощные обогреватели поставить нельзя. Электрика 1960-х не выдержит, может случиться пожар. "Мы уже говорим: "sos". В связи с тем, что в этом здании остаются памятники, наши коллекции. Наши коллекции – это больше 90 тысяч экспонатов, и где-то 80% всей коллекции располагаются в доме Зворыкиных и его постройках", – говорит директор Муромского историко-художественного музея Альбина Анучкина. Исторический особняк Зворыкиных – одно из четырех зданий музейного комплекса. Именно с него когда-то начинался музей. Памятник архитектуры конца XIX - начала ХХ века. В этих стенах прошли детство и юность великого русского изобретателя телевидения Владимира Козьмича Зворыкина. Дому необходима срочная реконструкция. Музейщики подчеркивают: наступил момент, когда встречать гостей в таком музейном здании стало не просто неприлично. Опасно. Экспозиции закрыты. В залах зворыкинского дома когда-то размещалась экспозиция "Семья в музейном интерьере". Атмосфера купеческого дома конца XIX столетия воссоздана в деталях. Старинная мебель, зеркала – например, напольное, в резной раме черного дерева, лампы, посуда. Экспозиция была одной из самых любимых и для жителей города, и для туристов. Дом Зворыкиных не работает с февраля 2011 года. В здании постоянно протекает крыша. Следы протечек повсюду. "Крыша у нас "звездная", так я ее называю, пришлось срочно эвакуировать предметы. Здесь были стеллажи, пришлось просто эвакуировать их, спустить на первый этаж, где у нас сейчас комплексное хранение", – поясняет заведующая сектором хранения Муромского историко-художественного музея Елена Тюрина. Сложно представить, но из богатейшего собрания Муромского музея экспонируется менее 1%. Есть еще фарфор, картины, предметы археологии, книги. Здесь и дневник Анны Зворыкиной – сестры Владимира Козьмича, и повесть о муромских святых с миниатюрами. По словам Альбины Анучкиной, о проблеме знают все российские музейщики. Все уровни власти – еще с 1990-х. Тогда Муром так и не дождался проекта реконструкции дома Зворыкиных. В 2007 году из муниципального ведения музей перешел в областное подчинение. На новую проекто-сметную документацию потратили пять миллионов рублей. "Здесь нужно всю начинку вынуть из дома – по крайней мере, проект реконструкции это предусматривает, Замена перекрытий, замена кровли, замена оконных проемов, которые мы, кстати, не открываем уже десятилетиями", – пдочеркивает директор музея Альбина Анучкина. Проект ждет экспертиза, но уже сейчас есть замечания. Все необходимые работы обойдутся, как минимум, в 200 миллионов рублей. Впрочем, если исторический дом все же дождется реконструкции, возникнет еще одна проблема. Раритеты негде разместить. У музея до сих пор нет специализированного фондохранилища. У истории, в прямом смысле, уходит почва из-под ног. Необходимо укреплять грунт. Историческое наследие фактически сползает в овраг.
Источник: family-history.ru
23 января

8084-Археологи откопали храм времен Иудейского царства
Израильские археологи обнаружили неподалеку от Иерусалима остатки храма возрастом в 2750 лет, строительство которого относится ко времени существования Иудейского царства. Описание находки приводит The Times of Israel. Место раскопок, Тель Мотца, расположено в нескольких километрах к западу от Иерусалима. Здесь археологам удалось обнаружить фундамент здания ритуального назначения с массивными стенами. Главный вход в строение располагался на восточной стороне. Это, по словам археологов, соответствовало практике народов древнего Ближнего востока - лучи Солнца на восходе должны были проникать в храм, символизируя божественное присутствие. В центре храмового дворика археологи откопали прямоугольную конструкцию, которая, по мнению ученых, выполняла роль алтаря. Рядом с ней были найдены ритуальные глиняные сосуды в форме потиров, а также фигурки людей и животных. По словам специалистов, находки в Тель Мотца являются редкими документальными свидетельствами существования ритуальных сооружений в Иудее во времена первого Храма. Такие места поклонения просуществовали до начала религиозной реформы Езекии и Исаии, в результате которых все религиозные церемонии были сконцентрированы в иерусалимском Храме.
Источник: family-history.ru
23 января

8083-Америке показали Прокламацию об освобождении рабов
Национальный архив США выставил на обозрение посетителей оригинал подписанной президентом Авраамом Линкольном Прокламации об освобождении рабов. Как отмечают СМИ, доступ к этому документу будет открыт для широкой публики до 1 января включительно, в том числе в новогоднюю ночь. Экспозиция приурочена к юбилейной дате - 150-летию подписания прокламации. Демонстрация документа продлится всего 3 дня, поскольку его нельзя надолго оставлять на свету. 1 января 2013 года для первых 100 посетителей архива будут устроены чтения Прокламации. Напомним, в июне 2012 года один из дубликатов прокламации президента США Авраама Линкольна от 1863 года об освобождении рабов был продан в Нью-Йорке на аукционе Robert Siegel Auction Galleries за более чем 2 миллиона долларов. 16-й президент страны Авраам Линкольн вошел в американскую историю, как один из основателей Республиканской партии, первый президент страны от этой партии. При нем была построена трансконтинентальная железная дорога, осуществлены важнейшие реформы. Благодаря его усилиям был предотвращен раскол страны во время гражданской войны Севера и Юга. Однако главной его заслугой считается полная отмена рабства. Линкольн добился принятия Конгрессом США закона об отмене рабства 19 июня 1862 года, а 1 января 1863 года издал Прокламацию об освобождении рабов. В декабре 1865 года была принята 13-я поправка к Конституции США, фактически отменившая рабство на всей территории государства.
Источник: mignews.com
22 января

8082-В КНР нашли клад монет общим весом 3,5 тонны
Древние монеты общим весом 3,5 тонны нашли китайские археологи в автономном районе Внутренняя Монголия, на севере КНР, сообщает агентство "Синьхуа". Клад был обнаружен в ходе раскопок на месте древней крепости Холочайдэн (современный город Ордос) после того, как полиция разоблачила нескольких "черных" копателей. Как уточнил специалист Института культурных реликвий и археологии Лян Цзилинь, большинство найденных монет относится к типу "хоцюань", имевшему повсеместное хождение в Китае в период династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Там же были откопаны более ста форм, использовавшихся для литья монет. Они относились к периоду правления императора У Ди (156 - 87 до н.э.) династии Западная Хань и существовавшей недолгое время династии Синь, основанной реформатором Ван Маном (45 до н.э. - 23 н.э.). Считается, что Холочайдэн был крупнейшим населенным пунктом в Северном Китае в период династии Хань. Как полагают специалисты, изучение найденных монет поможет углубить знания о денежном обращении в древнем Китае и тогдашнем развитии литейного дела.
Источник: mignews.com
22 января

8081-Журналист пройдёт путём наших предков
Американец Пол Салопек, двукратный обладатель Пулитцеровской премии, вчера, 10 января, покинул маленькую эфиопскую деревушку, вознамерившись пройти по стопам древних людей от сердца Африки до провинции Тьерра-дель-Фуэго, что на южной оконечности Чили. 50-летнему энтузиасту предстоит преодолеть 34 тыс. км, пересечь 30 границ, познакомиться с десятками языков и этнических групп. На путешествие уйдёт семь лет. По нынешним меркам это очень много, но древним мигрантам на это понадобились тысячелетия. Когда и как наши предки вышли за пределы Африки, доподлинно неизвестно. Большинство склоняется к тому, что около 60 тыс. лет назад они начали медленно расселяться по Ближнему Востоку, откуда одни уходили в сторону Европы, а другие — дальше в Азию. В конце концов их потомкам удалось пересечь мост из суши и льда между Дальним Востоком и Аляской и оказаться в Новом Свете. Сегодня Берингия находится под водой, поэтому повторить тот подвиг не удастся: придётся воспользоваться лодкой. Но весь остальной путь г-н Салопек проделает на своих двоих. (Есть ли мосты через Суэцкий канал, не знаете?) Отправной точкой стала деревня Херто-Бури в центральной части долины реки Аваш. Именно в геологической формации Бури найдено самое большое количество останков, иллюстрирующих человеческую эволюцию. Разумеется, разрекламированное символическое путешествие — страшная глупость (хотя кто из нас отказался бы от такого приключения?), поэтому настоящая цель этого проекта — репортажи с мест, освещение событий мирового значения с точки зрения простых людей. «Все эти места, над которыми мы пролетаем и которые проезжаем, не только хранят нерассказанные истории, но и выступают соединительной тканью ежедневных новостей», — так выразился журналист в интервью Ассошиэйтед Пресс. Послания г-на Салопека будут появляться в журнале National Geographic, который стал одним из спонсоров проекта Out of Eden («Прочь из Эдема»). Путешественник возьмёт с собой лишь самое необходимое, что сможет поместиться в обыкновенном рюкзаке, то есть принадлежности для привалов и всякий хайтек, в том числе лёгкий ноутбук и GPS-устройство. Впрочем, в интервью CBS Radio он пообещал, что не будет писать в свой микроблог.
Источник: http://culture.compulenta.ru/
22 января

8080-Чему мы могли бы научиться у традиционных обществ?
В 1997 году американский антрополог Джаред Даймонд выпустил книгу «Ружья, микробы и сталь» (Guns, Germs, and Steel), которая предложила весьма любопытное объяснение причин доминирования западной цивилизации в мире и получила Пулитцеровскую премию. Сейчас учёного интересует первобытное общество, в особенности то, что из того образа жизни сохранил Запад и как ему это помогло. О новой книге «Мир до вчерашнего дня: чему мы могли бы научиться у традиционных обществ» (The World Until Yesterday: What Can We Learn from Traditional Societies) г-на Даймонда расспросил журнал New Scientist. На взгляды этого человека большое влияние оказало, что он с 1964 года подолгу гостит в Новой Гвинее — удивительном уголке земного шара, где, несмотря на близость к экватору, идёт снег и сияют ледники, где в пределах считанных километров можно встретить несколько экосистем, где живут тысячи племён и у каждого свой язык, где до недавнего времени использовались каменные орудия труда. Г-н Даймонд признаётся, что поначалу в психологическом и эмоциональном плане туземцы показались ему совершенно такими же, как представители «цивилизованного» мира, но затем он заметил их поразительную открытость (что в голове, то на языке), обратил внимание на совершенно другое отношение к опасности и иной подход к воспитанию детей. Что касается последнего момента, то, по словам учёного, дети уже в самом раннем возрасте получают право на собственное суждение. Западного человека это приводит в ужас, ведь двухлетнее существо может решить, что ему надо поиграть рядом с огнём, и получить ожог. Но туземцы убеждены, что лучшей школы жизни, чем собственный опыт, не существует. При этом дети разных возрастов играют и живут вместе, так что старшие естественным образом начинают ухаживать за младшими. Старики Новой Гвинеи, отмечает г-н Даймонд, чувствуют себя намного лучше, чем их западные сверстники, ведь в бесписьменном обществе их знания и мудрость играют чрезвычайно важную роль. Но когда приходит время откочевать на другое место, семьи, уже взявшие скарб и детей, не всегда могут унести с собой и своих стариков, поэтому последних просто убивают или оставляют с некоторым запасом еды и воды, на случай если те смогут всё же набраться сил и догнать племя. Многое зависит от традиций: где-то старики сами просят, чтобы их убили, где-то их лишают жизни без разговоров. У парагвайского народа аче (здесь учёный проводит параллель с Южной Америкой) некоторым молодым людям даже вменяется в обязанность отправлять стариков на тот свет. Детоубийство тоже распространено по всему свету, и нам, воспитанным в западной культуре, это может показаться ужасным. Но в обществе, где нехватка пропитания — обычное дело, с иждивенцами разговор короткий. Если рождается физически неполноценный ребёнок, который не сможет прокормить себя, когда вырастет, никто не будет тратить время на уход за ним. И это прерогатива матери — решать, здорово ли чадо, следует ли ему жить. А западное общество — это общество нахлебников. Например, в США и Великобритании только 2% населения непосредственно участвуют в производстве продовольствия. И этого оказывается достаточным, чтобы содержать остальных «паразитов». В Новой Гвинее добытчиком (и иногда фермером) должен быть каждый. Мирное сосуществование племён — редкость, для этого требуется сильный лидер. Обычно в племени царит демократия, ведь взрослым, уважающим себя, знающим жизнь людям нетрудно договориться. Не возникает особых проблем и в том случае, когда сотня мужчин из одного племени устанавливает мир с такой же сотней соседей. Но всегда есть сорвиголова, который обязательно затаит обиду, кого-нибудь убьёт, и вражда вспыхнет с новой силой. Вот для этого и нужна централизованная власть: без неё племя не сможет поддерживать мир с соседями. «Причина, по которой возникают государства и по которой крестьяне терпят паразитов, состоит в том, что государства обеспечивают мир и решают споры», — подчёркивает г-н Даймонд. Например, если на вас наехала машина, обязанность взыскать с человека компенсацию за вашу сломанную ногу лежит не на вас, а на государственной правовой системе. Поэтому традиционные общества превращаются в государства, но не наоборот. Что же до того, как жители Новой Гвинеи относятся к Западу, то им очень нравится наша материальная культура: зонтики, спички, клей. Они очень рады тому, что у нас сравнительно низкая детская смертность. Но им трудно понять, почему мы не разрешаем детям уходить из дома, когда тем заблагорассудится. Кроме того, они не могут принять нашего одиночества, которое особенно сильно проявляется в старости.
Источник: http://science.compulenta.ru/
22 января

8079-Как батат пересёк океан
Родина батата — Южная Америка, и никто не знает, каким образом он оказался в Океании. Новый анализ генетических данных, полученных в гербариях и из современных культур, позволил сузить возможный маршрут сладкого картофеля, а вместе с ним — и пути миграции древних людей. Существуют по крайней мере три гипотезы, касающиеся путешествий Ipomoea batatas. Прежде всего, специалисты указывают на сходство названий этого растения в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него — в Полинезии; kumara, cumar, cumal — в языке кечуа, распространённых на северо-западе Южной Америки. Есть версия и о том, что батат достиг островов Тихого океана путём естественного рассеивания семян. Генетическая карта прогулок сладкого картофеля, составленная по итогам нового исследования, поддерживает третью гипотезу, разработанную в 1970-х археологом Дугласом Йеном из Епископского музея Гонолулу (Гавайи). Он предположил, что батат добирался до Океании несколько раз. Сначала — где-то в XI–XII веках, когда полинезийские путешественники посетили Южную Америку и привезли домой ценные клубнеплоды. Затем двумя волнами, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили другие сорта сладкого картофеля по Филиппинам и западной части Тихого океана, тогда как старые продолжали доминировать на востоке. Каролина Руйе из Центра международного сельскохозяйственного сотрудничества и исследований во имя развития (Франция) и её коллеги докопались до образцов, восходящих к 1769 году, когда капитан Джеймс Кук посещал Новую Зеландию и острова Общества. Разумеется, им было уделено первоочередное внимание. Короткие последовательности ДНК из клеточных ядер и хлоропластов показали не только то, что батат имеет южноамериканское происхождение, но и что в Полинезии и западной части Тихого океана распространены разные его сорта. В Полинезии он уже был, когда европейские путешественники завезли растение в другие места Океании. Ну а приручили батат в горных районах Перу 8 тыс. лет назад. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Источник: http://science.compulenta.ru/
22 января

8078-Найдены самые ранние следы шоколада в Северной Америке
Они были простыми фермерами, которые сеяли зерно и жили в землянках 1 200 лет назад на территории современного американского штата Юта близ национального парка Каньонлендс. Но у них была по крайней мере одна радость в жизни — шоколад. Исследователи сообщают, что полтора десятка чаш, найденных на раскопе Site 13, содержат самые ранние следы шоколада в Северной Америке. Следовательно, бобы какао, которые растут только в тропиках, импортировались за тысячи километров на север уже в VIII в. Это открытие может заставить археологов пересмотреть широко распространённое мнение о том, что обитатели северной части юго-запада США, строившие «большие дома» в каньоне Чако штата Нью-Мексико и производившие тонкую керамику, мало общались с соседями из Месоамерики. Скептики, однако, не дремлют. «Исследование интересное, спору нет, — признаёт Роберт Хард из Техасского университета в Сан-Антонио (США). — Археологи сто лет искали связь между Месоамерикой и Юго-Западом. Но я не считаю, что это шоколад». Ранее Дороти Уошбёрн из Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета и её муж Уильям Уошбёрн из фармацевтической компании Bristol-Myers Squibb (оба — США) нашли следы какао в керамике из каньона Чако XI в. Дальнейшим шагом стал анализ чаш, обнаруженных на тринадцатом раскопе в 1930-х годах и датируемых примерно 770 годом. Исследователи промыли чаши, а затем изучили полученную воду с помощью жидкостного хроматографа — масс-спектрометра высокого разрешения. Тем самым почти в каждом сосуде удалось выявить следы теобромина и кофеина, указывающие на какао. Кроме того, обнаружены такие же молекулы в сосудах из других поселений рядом с тринадцатым, а также из двух колорадских сёл. В Месоамерике возделывание какао восходит по крайней мере к 1900 г. до н. э., а шоколадный напиток появляется в мексиканской доольмекской культуре мокая около 1500 г. до н. э. Там шоколад, зачастую сдобренный специями, считался лакомством элиты, и его подавали только на торжественных церемониях. А североамериканские деревни VIII в. вроде тринадцатой были бесклассовыми, поэтому там шоколад, по-видимому, употребляли простые люди и не по ритуальным соображениям, а ради его питательной ценности. Подобно ацтекским воинам они могли делать лепёшки из кукурузной муки и какао-порошка, которые затем можно было смешать с водой и получить аналог растворимого горячего шоколада. До сих пор считалось, что импорт из Месоамерики на север Юго-Запада ограничивался попугаями, медными колоколами и ещё парой пунктов. Большинство исследователей придерживается того мнения, что культурное развитие Юго-Запада было свободно от центральноамериканского влияния. Возможно, в действительно ритуалы и архитектура Месоамерики всё же проникали на север более активно. Но здесь следует быть осторожным. Бен Нельсон из Университета штата Аризона (США) указывает на то, что найдено слишком много шоколада. Если этот напиток и впрямь был так распространён на севере, то упоминания о нём должны были сохраниться в фольклоре или изобразительном искусстве, но ничего нет. Майкл Блейк из Университета Британской Колумбии (Канада) оспаривает гипотезу авторов исследования об употреблении шоколада простыми людьми. К тому времени какао ценилось очень высоко, и едва ли северные крестьяне могли себе позволить приобретать его у месоамериканцев в больших количествах. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science.
Источник: http://science.compulenta.ru/
21 января

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38][39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100