Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
4700-Таинственные рисунки оказались письменностью пиктов
Изображения людей, лошадей и прочие фигуры, вырезанные на пиктских камнях, являются письменным языком древних предков шотландцев — пиктов. К такому выводу пришли исследователи из университетов Эксетера (University of Exeter) и Ланкастера (Lancaster University). У предков шотландцев был свой разговорный язык, вполне возможно, что достаточно сложный. О существовании письменного варианта до сих пор ничего не было известно. Британские исследователи провели анализ сотен пиктских камней при помощи математических методов. О проделанной работе авторы рассказали в статье в журнале Proceedings of the Royal Society A (опубликована в открытом доступе). Ранее считалось, что древняя резьба на камнях была своеобразным искусством или же имела некое отношение к геральдике. Однако, судя по нынешним данным, пикты, жившие с 300 по 843 год на востоке и севере современной Шотландии, использовали её в качестве письменности. Учёные также сравнили изображения с другими письменными языками мира (в том числе с англосаксонским, древнеирландским и уэльским) и не нашли сходств ни с одним из них. При этом выходило, что пиктское "наречие" основывается на разговорной речи. Пока утерянный язык людей железного века расшифровать не удалось. Но учёные мечтают, что в скором времени они разберутся и с этим вопросом (возможно, найдут некое подобие розеттского камня), ведь тогда удастся выяснить много нового о культуре древнего шотландского народа.

Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
18 июня

4699-В Италии найден саркофаг 1700-летней давности
В старом заброшенном городе неподалеку от Рима археологи нашли древний саркофаг, возраст которого составляет не менее 1700 лет. Предварительные данные исследования саркофага указали на то, что внутри находится тело человека, вероятнее всего древнего римского гладиатора или христианского деятеля. По словам ученых, находка сделана в зацементированной яме в древнем римском городе Габии. Крайне необычным для той эпохи археологи называют гроб, так как он сделан из свинца, а до сих пор современной науке известны лишь несколько сотен древнеримских захоронений. Еще более странным выглядит тот факт, что саркофаг по форме напоминает конверт, а не традиционный прямоугольный ящик с массивной крышкой-плитой. Впервые на месте находок ученые начали вести раскопки еще в прошлом году и с тех пор ничего столь же значительного не находилось. В ближайшие дни саркофаг планируется отправить в Рим в специальную научную лабораторию, где его подвергнут рентгеновскому и электрическому сканированию с целью больше узнать о внутреннем содержимом древнего артефакта. Простое вскрытие наверняка повредит останки, кроме того внутри захоронения могут находиться те или иные токсичные бактерии и микробы. "Такие находки одновременно радуют и разочаровывают. С одной стороны они очень интересы, но с другой - мы о них ничего не знаем. Это захоронение, его история и принципы для нас непостижимы", - говорит Джеффри Бекер, один из участников исследования. По его словам, изучив содержимое саркофага можно будет многое сказать и о римской цивилизации. Ученый говорит, что сейчас нам известно о Риме немало, но гораздо больше информации нам по-прежнему недоступно. Итальянские археологи называют саркофаг самой удивительной и необычной находкой 2009-2010 годов. По словам ученых, древний город Габии - это фактически крупнейший памятник древнеримской империи. Город, занимающий около 18 км от одной окраины до другой, был построен примерно в 1000 году до нашей эры. И на протяжении почти 1000 лет был вполне заметным соседом Рима. Эти два города частот разделяли политические и экономически взгляды. Однако примерно в 200 году до нашей эры город был почти разрушен, однако де-факто существовал как населенный пункт до 900 года нашей эры. По предположению археологов, свинец как металл был довольно дорог в Древнем Риме и похороны в свинцовом гробу могли себе позволить только значимые для общества люди. Предварительные данные показывают, что создан саркофаг был в 4-5 веках до нашей эры, но похоронен в нем человек был гораздо позже. Интересно отметить, что некоторые из итальянских специалистов уверены, что даже после исследований рентгеном гроб вскрывать не следует, так как это будет опасно и для ученых, которые неминуемо получат порцию свинцовой пыли, провоцирующей рак, так и для захороненного человека, останки тела которого будут разрушены под воздействием бактерий из "нашего" мира. Как вариант рассматривается вскрытие гроба в так называемой "чистой комнате". В таких помещениях ведется разработка микропроцессоров и укладка космических аппаратов для отправки в космос, тут есть специальные системы очистки от пыли и бактерий. Люди здесь тоже работают в защитных костюмах.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
18 июня

4698-В Грузии обнаружены христианские захоронения IV века
В окрестностях грузинского села Урбниси около центральной автомагистрали «Сенаки – Леселидзе» археологи обнаружили 20 христианских гробниц IV-V века. В захоронениях также обнаружена домашняя утварь, в том числе, стеклянная, относящаяся к I-III векам. Археологические находки для более детального изучения доставлены в Тбилиси. Храниться они будут в музее Тбилисского государственного университета.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
18 июня

4697-В Сирии найден один из крупнейших протогородов древности
Представлены первые результаты раскопок одного из первых протогородов Ближнего Востока. Он существовал между 6000 и 4000 годами до н. э. на реке Балих, притоке Евфрата, близ современного города Ракка, — в месте пересечения оживленных торговых путей Месопотамии. Сейчас здесь находится холм Телль-Зейдан. По словам археологов Восточного института Чикагского университета (США) и их сирийских коллег, нет никакого сомнения, что это одно из важнейших поселений доисторической культуры Убейд (ок. 5300–4000 годов до н. э.). Артефакты свидетельствуют о том, что это был крупный торгово-промышленный центр с хорошо развитой металлургией меди и гончарным производством. Есть данные, что здесь уже начинало складываться классовое общество — едва ли не впервые на Ближнем Востоке: найдены каменные печати, которыми знать отмечала свою собственность. Культура Убейд хранит множество загадок. Ей принадлежит честь широкого распространения ирригационного земледелия и централизованных храмовых хозяйств на Ближнем Востоке. Именно в это время появляются первые могущественные вожди, возникает социальное неравенство. Ученых удивляет размах экономических связей этого примитивного, казалось бы, общества. Например, одна из печатей представляет собой кусок красного камня 3,8 на 5 сантиметров с изображением оленя. Похожий артефакт был найден в 300 км к востоку в районе современного иракского города Мосул. С другой стороны, медь, которую плавили в Телль-Зейдане, добывалась в окрестностях современного турецкого города Диярбакыр, что в 300–400 км к северо-западу. Это позволяет предположить, что в те времена существовали довольно обширные протогосударства, растянувшиеся на сотни километров. Археологи отмечают огромный потенциал Телль-Зейдана. Раскопки начались в 2008 году и, вероятно, продлятся не одно десятилетие.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
18 июня

4696-Подтверждена точность датировки египетских царств
Физики подтвердили адекватность исторических датировок событий, происходивших в Древнем Египте, при помощи радиоуглеродного анализа, пишет портал ScienceNOW. До настоящего времени ученые определяли хронологию Древнего Египта, ориентируясь, в первую очередь, по дошедшим до наших дней документам, а также астрономическим событиям, время которых сегодня можно вычислить с достаточно высокой точностью. В некоторых случаях эти два способа давали разные датировки того или иного события. Авторы новой работы использовали метод радиоуглеродной датировки. Они определяли содержание изотопа углерода-14 в образцах растительных органических материалов, относящихся к различным периодам древнеегипетской истории. В течение жизни растения поглощают этот изотоп и накапливают его в своих тканях. Зная скорость радиоактивного распада углерода-14, ученые могут, исходя из его количества в древних образцах, вычислить их возраст. Ученые собрали в различных музеях мира 211 различных предметов, найденных при раскопках в Египте. Для того чтобы уменьшить неточность датировки, ученые работали только с образцами из материалов, сделанных из растений, которые произрастали в интересующий специалистов период. То есть, специалисты работали с фрагментами тканей, корзин и пищи, уточняет портал Nature News. Исследователи установили, что период Древнего царства начался между 2691 и 2625 годами до нашей эры, а Нового царства - от 1570 до 1544 года до нашей эры. Эти цифры слегка отличаются от принятых датировок, которые предполагают, что эти две эпохи начались позже. Чрезвычайно высокая точность данных, полученных после радиоуглеродного анализа (обычно точность этого метода не превышает 100-200 лет), ученые объясняют тем, что после проведения анализа они построили модель, включающую новые (радиоуглеродные) и старые (исторические) данные, и в рамках этой модели определили наиболее вероятные временные рамки. Модель основывалась на теореме Байеса, которая позволяет установить вероятность какого-либо события в ситуации, когда имеются только косвенные подтверждения, которые могут быть неточными.
Источник: podrobnosti.ua
18 июня

4695-Во Франции нашли уникальное святилище Митры
Команда французских археологов из Национального института превентивной археологии (Institut national de recherches archéologiques preventives, INRAP) провела раскопки на участке размером в 9000 квадратных метров в Анже, на месте, где раньше стояла больница Сен-Луи. Ученые наткнулись на остатки святилища, посвященного древнему индоевропейскому божеству Митре. Митраизм, судя по всему, проник на территорию Европы благодаря римским завоевателям и восточным торговцам и получил широкое распространение в конце I века нашей эры. Приверженцами нового культа, прежде всего, становились воины, так как считалось, что этот бог приносил победу. Таинственный культ, в секреты которого были посвящены только мужчины, сначала стал популярен среди знати, а затем уже привлек представителей других социальных слоев. Митраизм был серьезным конкурентом для христианства, поэтому духовенство яростно боролось с ним. В конце концов император Феодосий Великий в 392 году издал указ, запрещающий культ Митры. По мнению исследователей, исследуемый ими участок был заселен еще в начале нашей эры. Даже, возможно, во времена правления императора Октавиана Августа (27−14 годы до нашей эры). Главные городские улицы — cardo (по оси север-юг) и decumanus (запад-восток) до сих пор хорошо видны. Вдоль decumanus сохранились следы канавок и тротуаров. Специалисты датировали строительство этой "магистрали" примерно 10 годом до нашей эры. В конце I века здесь построили два больших дома (domus). Дома имели колоннады и были оборудованы системой подпольного отопления (hypocauste). Примерно в III веке на северо-западе города было построено прямоугольное здание. Археологи определили его как митреум (mithræum) – здание, посвященное Митре. Подобные святилища обычно выглядели как маленькие сводчатые часовни, в которых проходили пиры в честь божества и жертвоприношения Митре. На своде святилища изображалось звездное небо. В Анже сохранились цилиндрические основания колонн. Возможно, они поддерживали алтарь или были постаментами для статуй. В святилищах Митры почти всегда был барельеф, на котором изображалось божество с фригийским колпаком на голове. Митра перерезал горло быку, символу зла, и кровь убитого животного давала начало жизни. Археологи в ходе раскопок руин святилища на улице Рене Бремон обнаружили фрагменты обязательных украшений митреума – осколки барельефа с изображением Митры, осколки dadophores (так назывались статуи факелоносцев) и miles (статуи воинов с копьями). Среди прочего археологи нашли внутри и около святилища множество монет (более 200), осколки керамики, целиком сохранившиеся масляные лампы, кусочки керамической люстры с нубийскими фигурками, крестообразную бронзовую фибулу (такие фибулы обычно носили в IV веке), кости (в основном петушиные – из петухов делалось специальное блюдо для ритуальных трапез) и почти полностью сохранившуюся зооморфную вазу с ручкой. На керамическом кубке с печатью, свидетельствующей, что посуду изготовили в мастерских Лезу (у вулкана Пюи-де-Дом), сохранилась надпись, нанесенная на поверхность глины еще до обжига. Ее сделал некий Гениалис (Genialis) в первой половине III века. Надпись гласит: "DEO [INVIC]TO MYTRH[AE]…/…]VS GENIALIS CIVES MA […]VS EXVOTO D[…/…]RIBVS OMNIS LOCO OMNIS (…)" — "Непобедимому богу Митре, […]ус Гениалис, житель […], преподносит по обету (этот сосуд)". А на куске тщательно обработанного белого песчаника, украшенного пальметтами (растительным орнаментом), сохранилась надпись на греческом языке, состоящая из четырех строк. Специалисты еще работают над ее расшифровкой. Судя по всему, надпись выбил некий Феофил (Theophilos), уроженец Востока, для галла Ретитуитоса (Retituitos). Находка святилища Митры стала настоящей сенсацией, так как на западе Франции археологи подобных святилищ практически не находили. Открытие позволило специалистам из INRAP по-новому взглянуть на историю религий, архитектуры и искусства. Известно, что культ Митры практиковался не только в Анже, но и во многих других городах Франции. Однако с началом активной христианизации в IV веке все святилища уничтожили, и до нас практически не дошли никакие следы древних митреумов Галлии.
Источник: podrobnosti.ua
17 июня

4694-Ученые показали останки Караваджо
Итальянские ученые объявили, что обнаружили останки, которые с 85-процентной вероятностью принадлежат выдающемуся живописцу Караваджо, сообщает AFP. Официальное заявление было сделано в Равенне на пресс-конференции, посвященной итогам исследования, которое год вели сотрудники четырех итальянских институтов. В ее ходе журналистам показали и обнаруженные кости. Участники проекта эксгумировали останки на кладбище церкви в Порто Эрколе, прибрежном тосканском городке, где, как считается, умер Караваджо. После проведения тестов ДНК и радиоуглеродных анализов они выявили единственный комплект костей, который мог быть останками художника. В частности, кости принадлежали мужчине, скончавшемуся в возрасте от 37 до 45 лет (Караваджо умер в 39). Кроме того, останки "подошли" по росту (около 170 сантиметров) и приблизительной дате смерти (около 1610 года). Антрополог Джорджо Группиони (Giorgio Gruppioni) рассказал Associated Press, что установить истину со 100-процентной вероятностью не удастся из-за того, что со временем ДНК разрушается, а с момента смерти Караваджо прошло 400 лет. Также исследователи высказали предположение относительно причин смерти Караваджо. По их мнению художник, ослабленный сифилисом, скончался от солнечного удара. Впрочем, с помощью анализа останков доказать эту версию невозможно, уточнили ученые. Микеланджело Меризи Караваджо считается одним из крупнейших живописцев барокко и великим мастером светотени. Он прожил жизнь авантюриста и умер в бегах, когда скрывался от преследования.
Источник: lenta.ru
17 июня

4693-Тайны погребенного города
16 июня в Государственном Историческом музее открылась выставка "Помпеи. Тайны погребенного города", на котором представлены экспонаты Национального археологического музея Неаполя. Среди экспонатов - фрески, украшения, скульптура, предметы туалета и мебели, посуда. Часть экспонатов покинули Италию впервые. Выставка продлится до 15 августа.
Источник: lenta.ru
17 июня

4692-Ученые подтвердили подлинность древнейших английских королевских останков
Специалисты британского Университета Бристоля подтвердили, что женские останки, обнаруженные в 2008 году в Магдебургском соборе в Германии, принадлежат Эдит Английской, которую иногда называют "средневековой принцессой Дианой". Как подчеркивается в пресс-релизе университета, это самые древние обнаруженные останки члена правящего дома Англии (Эдит умерла в 946 году). Скелет вместе с фрагментами ткани был найден в свинцовом саркофаге в гробнице в Магдебургском соборе. Латинская надпись на нем гласила, что останки принадлежат королеве Эдит, но в Средние века кости часто подменяли, поэтому для подтверждения их подлинности потребовались дополнительные исследования. Извлечь ДНК из костей оказалось невозможно, а радиоуглеродная датировка дала противоречивые результаты: ткань оказалась X века, а кости - VIII-го; впрочем, из-за состояния останков погрешность радиоуглеродной датировки была неприемлемо высока. Ученые из Университета Бристоля, изучив химический состав сохранившихся зубов, пришли к выводу, что покойница выросла на юге Англии, что соответствовало биографии Эдит, известной по письменным источникам. При этом редкий шелк, в который были завернуты останки, а также состояние костей, свидетельствующее о том, что при жизни женщина часто ездила верхом, указывают на ее знатное происхождение. Таким образом, версия, что останки Эдит Английской подлинные, получила ряд косвенных подтверждений. Эдит (или Эдгит) была сестрой английского короля Этельстана, которую он в 929 году выдал замуж за короля Германии Оттона I, будущего основателя Священной Римской империи. Хроника Видукинда Корвейского "Деяния саксов" - один из главных источников по истории Германии X века - представляет ее исключительной красавицей и щедрой благотворительницей. Именно поэтому в новейшие времена британцы прозвали ее "средневековой принцессой Дианой".
Источник: lenta.ru
17 июня

4691-Ранее неизвестная рукопись Марка Твена продана на Sotheby's
Ранее неизвестная рукопись Марка Твена продана на аукционе, прошедшем 17 июня в Нью-Йорке, за 242,5 тысячи долларов, сообщается на сайте дома Sotheby's, организовавшего торги. Состоящая из 65 страниц рукопись, включающая в себя короткие рассказы и эссе о молодых годах писателя, озаглавлена "Семейный набросок" (The Family Sketch) и посвящена дочери Марка Твена - Сюзи, скончавшейся в возрасте 24 лет от менингита. До начала торгов "Семейный набросок" устроители аукциона рассчитывали продать за 120-160 тысяч долларов США. Имя нового владельца раритета пока не разглашается. "Семейный набросок" входил в коллекцию документов, принадлежавшую известному американскому журналисту и филантропу Джеймсу Копли. Коллекция Колли, выставленная на торги, кроме рукописей Марка Твена включала в себя письма Марии Кюри, Альберта Эйнштена, Чарльза Диккенса, Махатмы Ганди и других выдающихся людей. Всего на аукцион было выставлено 556 лотов, за которые в ходе торгов удалось выручить в общей сложности более 2 миллионов 210 тысяч долларов.
Источник: lenta.ru
17 июня

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353][354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100