Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8155-В Риме будет открыт музей Гоголя
Культурный центр имени Гоголя откроется в Риме в марте этого года. Известно, что русский классик страстно любил Италию. В Вечном городе прожил в общей сложности 9 лет – с 1837 по 1946 годы, изредка и с тоской возвращаясь в сумрак Петербурга. "О России, – признавался автор "Мертвых душ", – я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде". История о том, как в руках у Натальи Солодилиной оказался ключ от этой квартиры, достойна пера Гоголя. На римской улице Систина в течение ста лет не продавали жилье, а тут – второй этаж, та самая квартира. Окна будто обнимают его портрет с подписью "Здесь жил Gogol". Все будет, как при нем. "Гоголь" на звонке, его почтовый ящик. Он много писал, ему писали в ответ. – Он действительно хорошо говорил по-итальянски? – Вы знаете, он даже издавал пособие по итальянскому языку для русских, прибывающих в Рим. Парадная. Лифта, конечно, не было. Узнав, что Гоголь возвращается домой, влюбленный в писателя совет кондоминиума сделал исключение: на дверь прибьют большую медную табличку "Гоголь", над звонком напишут "Гостиная". В квартире – три комнаты. В прихожей будет библиотека на всю стену, гоголевский плащ, тросточка на вешалке. Две гостиные для приемов. В XIX веке у Гоголя вечерами бывал весь свет. На проживание в Риме Гоголь из царской казны получил 5000 рублей, но денег не хватало. Оттого – теперь доподлинно известно – следы пребывания Гоголя хранит весь подъезд. В углу гостиной встанет рояль. Музею Пушкина заказали портреты: портрет Гоголя работы Иванова, портрет самого Иванова, так как художник здесь бывал. Квартира находится в отличном состоянии, но нужно "освежить" стены (они будут покрашены в теплый желтый цвет), провести электрику. Самое главное – рабочий стол вернется на свое место, к окну. – Здесь Гоголь писал "Мертвые души" и смотрел из окна на Мадонну. Квартира откроется после ремонта 20 марта. Это будет и музей, и культурный центр. Лауреатов юбилейной, пятой премии Гоголя будут принимать уже у писателя дома.
Источник: family-history.ru
11 марта

8154-Дом, в котором родился Федор Шаляпин, находится в аварийном состоянии
В Казани разгорелись споры о будущем дома, в котором родился и жил Федор Шаляпин. Двухэтажное каменное здание расположено в центре старого города. Согласно сохранившейся метрической книге, именно в его флигеле «1-го февраля 1873-го года у крестьянина Ивана Шаляпина и его законной жены Евдокии родился сын Фёдор». Сам флигель до наших дней не сохранился. В настоящее время и вся постройка находится в аварийном состоянии. Сейчас дом принадлежит компании, которая отказывается принимать охранное обязательство к зданию. Собственник при реконструкции планирует перестроить дом, оставив неизменным лишь фасад. Согласно проведённой экспертизе, только эта часть здания признана исторической ценностью. Градозащитники настаивают на максимальном сохранении существующего здания. Спор между собственником и Министерством культуры Татарстана сейчас решается в суде.
Источник: family-history.ru
11 марта

8153-Усадьба графского рода Коковцевых в Ярославле может безвозвратно исчезнуть
Защитники культурного наследия Ярославля бьют тревогу. Гибнет усадьба графа Владимира Коковцева. На днях в здании бывшей конюшни обрушилась крыша и часть стены. Особняк Коковцевых является одним из немногих сохранившихся памятников русского классицизма, однако усадьба все еще не признана памятником архитектурного наследия. В этом здании более двухсот лет назад стояли породистые лошади дворян Коковцевых. Тогда конюшня тщательно охранялись. Сейчас здесь только один сторож, да и тот не официальный. Построенная в конце XVIII столетия конюшня, в веке XXI стала жилым зданием. Местные жители считают, что причина обрушения – огромное количество снега, ветхая крыша не выдержала. Никто не пострадал, людей недавно расселили, а вот в здании усадьбы и сейчас живут десять семей. «Все изменилось, – говорят жильцы. – Теперь, чтобы попасть в дом, мы должны заходить с другой стороны. Попадают теперь в этот особняк не с первого этажа, а с лестниц, которые приставлены ко второму этажу». Усадьба принадлежала известной семье местных дворян Коковцевых. Николай Иванович Коковцев – создатель первой в Ярославле типографии. Но самый известный из рода – Владимир Коковцев. «Он более 10 лет был министром финансов Российской Империи, – рассказывает председатель Ярославского городского отделения ВООПИиК Виктория Марасанова. – После убийства Столыпина в 1911 году, сложный период накануне первой мировой войны, принял этот пост, он был председателем совета министров». Владимир Иванович прожил до 90 лет и умер во Франции. Общественные организации и сейчас не теряют надежды установить связь с родственниками. После того, как усадьбу у владельцев конфисковали, туда по очереди въезжали библиотека, дом культуры, детский сад. К счастью, говорят историки, очень хорошо особняк сохранился внутри. Одна из комнат с росписью под мрамор вызывает у исследователей особенной интерес. Сохранился и сводный каскад прудов. Дворянское гнездо – объект культурного наследия, вновь выявленный памятник архитектуры. «Что касается сохранения культурного наследия – каждый год выявляется некоторое количество памятников архитектуры, но денег на их реконструкцию не выделяется», – отмечает пресс-секретарь мэра города Ярославля Светлана Ефимова. Дом на балансе мэрии. Жильцы стоят в очереди на расселение, но что будет с самим зданием – неизвестно. В городском бюджете денег нет даже на консервацию усадьбы.
Источник: family-history.ru
11 марта

8152-Военно-морской музей Петербурга переезжает
Сотрудники петербургского Военно-морского музея сегодня рассказали о переезде крупнейшего в России морского собрания в новое помещение. Коллекцию перевозят из здания Биржи на 2-й Адмиралтейский остров. Дирекция музея признала, что в ходе работ пострадали три крупногабаритных экспоната. Реставраторами уже восстановлено поврежденное носовое украшение с корвета «Витязь», готовится к ремонту самолет И-16 дважды героя Советского Союза Сафонова. Музейщики пообещали, что к его реставрации привлекут опытных авиастроителей. Большая часть коллекции уже переехала в более просторные экспозиционные пространства. Для неё подготовлены 19 залов в Крюковых казармах на площади Труда. По словам директора, первых посетителей музей примет уже в нынешнем году, в День военно-морского флота, который отмечается в последнее воскресенье июля. А вот будущее крейсера «Авроры», который является филиалом музея, пока не известно. Сейчас специалисты изучают возможность постановки исторического корабля на ход. «Надо посмотреть целесообразность и экономику вопроса. Всё же кораблю сегодня более ста лет. Это музейный экспонат. Это корабль, и здесь любые могут стратегические планы рассматриваться. Только надо понимать, что к чему будет приводить», - отметил директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин.
Источник: family-history.ru
11 марта

8151-Внутри пирамиды Солнца нашли скульптуру самого древнего бога
Уникальная находка в Мексике. Археологи обнаружили скульптуру Уэуэтеотля – бога огня и домашнего очага. Это самое большое из найденных изображений «очень, очень старого бога», как переводится с испанского его имя. Размер фигурки 58 сантиметров, вес – около 190 килограммов. Скульптура находилась в пустотах пирамиды Солнца. Ученые пока не могут дать точного ответа на вопрос, как фигура попала туда. По одной из гипотез, раньше на вершине пирамиды располагался храм, где и находилось изображение бога. Однако в конце пятого-начале шестого веков нашей эры храм был разрушен. Под тяжестью собственного веса скульптура могла провалиться в пустые помещения внутри пирамиды, где и находилась в течение веков, скрытая от посторонних глаз.
Источник: family-history.ru
7 марта

8150-В Николо-Дворищенском соборе завершается реставрация
В этом году новгородскому Николо-Дворищенскому собору исполняется 900 лет. Торжества пройдут в мае, а пока в храме продолжаются восстановительные работы. Из Москвы после многолетней реставрации вернулась часть иконостаса – девять икон деисусного чина. Но прежде чем вновь стать неотъемлемой частью убранства храма, они некоторое время проведут в запасниках Новгородского музея. До окончания работ по реставрации иконостаса Никольского собора – пара месяцев, теперь вот и девять икон из этого храма вернули после реставрации из Москвы, но объединить лики святых и их позолоченное обрамление до поры до времени нельзя. Иконостас Никольского собора в лесах – реставраторы очищают позолоченные деревянные детали от строительной пыли. Она лежит тут со времен Ганзейского ремонта начала 90-х. Убрать пыль, привести в порядок резьбу и укрепить ее – вот основные задачи специалистов. «Работа для резчиков очень сложная, – рассказывает реставратор Тамара Анисимова. –Резьба очень качественная». С отреставрированных икон аккуратно снимают защитную пленку, и вот он – деисусный ряд Никольского собора. Лики святых писали в XVI столетии, в XIX – живопись поновляли, главной задачей московских специалистов было вернуть то самое старинное авторское изображение, там, где это возможно, конечно. Реставратор Новгородского музея-заповедника Юрий Александров говорит, коллеги в столице свою работу сделали качественно: и позднюю краску удалили, и утраты слоя, где надо, тонировали, и лаком иконы покрыли – при бережном хранении в ближайшие полвека вмешательство мастеров больше не понадобится. Особенно трудной была работа над центральным в этом ряду изображением Иисуса. «Она очень сильно пострадала в пожаре XVII века», – отмечает Юрий Александров. В Москве задержались еще 12 икон из Никольского собора, когда их отреставрируют - большой вопрос, пока министерство культуры – деньги на это не выделяет. «Все работы были приостановлены, – говорит заместитель генерального директора Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Наталья Гормина. – Пусть будут у нас здесь в Новгороде». Конечно, музейные работники мечтают о том, чтобы лики святых вновь вернулись на прежнее место – в храм, но для этого необходимо время и большие деньги. Если вы обнаружили синдром дефицита внимания у детей, то лучшим решением проблемы будет серьезное отношение к проблеме и вдумчивое, внимательное лечение. Справка: Николо-дворищенский собор в Новгороде основан, согласно летописям, в 1113 году на правом берегу Волхова, напротив новгородского Кремля - Детинца. На этом месте, известном как Ярославов дворище, по преданию, в первые десятилетия XI века Ярослав Мудрый, еще в бытность свою новгородским князем, построил дворец: "Жил князь Ярослав на Торговой стороне близ реки Волхова где ныне церковь каменная Николая Чюдотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище" (Вторая Новгородская летопись). Собор возводился именно как дворцовая княжеская церковь: между его полатями (хорами) и княжескими хоромами, по-видимому, размещавшимися к юго-западу от храма, был предусмотрен особый переход, тогда как сообщение между хорами и нижней частью собора первое время отсутствовало.. севера почти вплотную к собору примыкала территория Торга с находившейся рядом главной городской пристанью - таким образом, храм был воздвигнут в одном из самых оживленных мест Новгорода. После закрытия в 1930-х годах, собор был передан в пользование Госбанку под контору и клуб. Возвращен верующим в 1945 году. В 1946 году патриарх Алексий I подписал обращение в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР с просьбой разрешить общине верующих при Никольком соборе восстановить западную пристройку собора и обустроить в ней зимнюю церковь. Ходатайство было удовлетворено. В 1953 году на средства прихожан была отремонтирована соборная колокольня. Вторично закрыт в 1962 году, после чего в соборе была размещена экспозиция научно-атеистического отдела Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, в куполе — городской планетарий. В 1994—1999 годах при финансировании Ганзейского союза нового времени была проведена повторная реставрация собора. Авторы проекта — группа новгородский инженеров и архитекторов под руководством Г. М. Штендера. В ходе реставрации были восстановлены четыре малые главы собора и устроено медное позакомарное покрытие кровли.
Источник: family-history.ru
7 марта

8149-Владимиро-Суздальский музей-заповедник открыл свои уникальные фонды
К 400-летию Дома Романовых Владимиро-Суздальский музей-заповедник открыл свои уникальные фонды. Здесь многие из царских особ бывали не раз. И приезжали не с пустыми руками. В экспозиции «Династия Романовых и Владимирский край» - царские вклады в церкви и монастыри, портреты, а также фото-история о событиях и обстоятельствах пребывания во Владимире последних представителей династии. Кадило из Успенского собора. Вклад Михаила Романова. Здесь же книга с автографом царевича Алексея. А это изделия мальцовского завода в Гусе. Такую «юбилейную» посуду можно было увидеть на многих столах. «80 подлинных вещей, – рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. – Это XVII-XIX век. Есть копийные – это портреты, документы. Но 80 предметов – это подлинники». Многие Романовы не раз бывали во владимирском крае, начиная с XVII века. Это были путешествия, поездки на богомолья, к святым местам. Будущий царь Михаил Романов жил в селе Клины Юрьев-Польского уезда. А в Суздальский Покровский монастырь была сослана Евдокия Лопухина, жена Петра Первого. В Покровском уезде близ Головино на медведей охотился Александр Второй. А последний российский император очень ценил древние иконы. Так в Суздале его внимание привлекло «Преображение». «Он отобрал 42 иконы, – говорит президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова. – Старых. Но матушка попросила, чтобы с трех были сняты копии. Николай Второй пообещал». Кадры хроники. 16 мая 1913. Трехсотлетие династии. Визиту семьи последнего российского императора посвящен отдельный раздел. Николай Второй на вокзале. Его кортеж возле кафедрального собора. Подарки государю. Блюда, подаренные земством, губернским и уездным. Дворянством, промышленниками. «Это как машина времени, – отмечает заместитель председателя Владимирского отделения Императорского православного палестинского общества Алексей Синявский. – Мы переносимся в эпоху Романовых. И становимся соучастниками истории России». Свои уникальные фонды музей-заповедник раскрывает в год юбилея Дома Романовых. Начало династии было положено ровно 400 лет назад. 21 февраля 1613 года.
Источник: family-history.ru
7 марта

8148-В Перу найден древний «Храм огня»
Из Перу сообщают об обнаружении храма в Эль-Параисо, неподалёку от Лимы. Прямоугольное в плане строение с узким входом было возведено, по оценкам, около 5 тыс. лет назад. Следы очага в его центре намекают на сжигание приношений. Эль-Параисо — один из крупнейших археологических объектов в центральной части Перу. Сооружение размером 6,82 на 8,04 м расположено в правом крыле главной пирамиды. От стен высотой 2,5 м осталось только 70 см. Специалисты наткнулись на него во время работ по консервации руин. Стены храма составлены из камня и покрыты тонкой жёлтой глиной со следами красной краски. Находка предполагает, что общины позднего докерамического периода (3500–1800 годы до н. э.) были теснее связаны между собой, чем считалось. Храм (кстати, самое древнее сооружение такого рода на центральном побережье Перу) говорит о том, что регион вокруг Лимы служил центром притяжения цивилизаций Анд с незапамятных времён, обладая огромным религиозным, экономическим и политическим значением. В Эль-Параисо некогда жили сотни крестьян и рыбаков. Дым от всесожжений поднимался к небу, что, по всей видимости, позволяло древним соединять небо и землю, поддерживая нерушимость мироздания, а также общаться с богами. В этом отношении местные жители ничем не отличались от своих современников из других уголков земли. Специалисты полагают, что в Перу своего часа ждут тысячи не открытых ещё развалин.
Источник: family-history.ru
7 марта

8147-Особняк Брусницыных на Васильевском острове продолжает разрушаться
Провалилась крыша, и вот-вот рухнет потолок. Будущее одного из самых роскошных петербургских особняков на Васильевском острове под угрозой. Купцы братья Брусницыны оставили свой дом в годы революции, и с тех пор памятник архитектуры федерального значения разрушается, несмотря на охранный статус. Все началось в XIX веке, когда из Тверской губернии в Петербург приехал крестьянин Николай Брусницын и купил кожевенную мастерскую на Васильевском острове. Всего через 50 лет его сыновья стали одними из богатейших купцов в столице. «Здесь жили хозяева, а там было управление завода, и вот его соединили проходом – я внутри была, проходила цеха во всю длину, там даже сохранились рельсы с вагонетками и оборудование стоит старое дореволюционное», – рассказывает краевед Наталья Озеркова. Кожевенный завод с европейскими технологиями отстроили на берегу Финского залива. Рядом многоэтажные дома: один – для семейных, другой – для холостых рабочих. Особняк для хозяйской семьи заказали модному тогда в столице архитектору – Анатолию Ковшарову, который работал в стиле эклектики. Если представить, что этот особняк никогда не то, что не реставрировали, но даже не ремонтировали, он прекрасно сохранился. Исторические интерьеры: лепнину, позолоту, резьбу по дереву ценят режиссеры, и они снимают здесь киноленты. Но сколько еще выстоит памятник архитектуры вот так, без внимания? Арендаторы отмечают: состояние интерьеров ухудшается с каждым годом. Причин много: протечки, холод, неконтролируемый поток гостей. Это здание – памятник федерального значения, и распоряжается им государство. Год назад в Росимуществе решили передать особняк новому управляющему - всероссийскому профсоюзу работников аудиторских организаций. Затем въехали арендаторы, но никто из них так и не смог решить проблему с финансированием. «Крыша, если честно, уже рухнула – мы восстановили, – рассказывает председатель Всероссийского профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций Владимир Пискурев. – Еще там сидят старые арендаторы, если их выгнать, рухнет все, его просто разграбят. По договору, который мы подписали, мы должны вкладывать средства в реконструкцию, но по закону об охране культурных ценностей мы не имеем права вкладывать деньги, потому что у нас нет лицензии на ведение реставрационных работ». Впрочем, своих денег на реставрацию у профсоюзов нет, а состоятельных арендаторов они пока не нашли. Надеются, что с финансированием поможет министерство культуры - уже отправили туда заявку. И надеются, что особняку повезет так же, как другому зданию, построенному братьями Брусницыными. Это бывший дом для сирот и престарелых на 200 человек, где теперь располагается Морская Академия имени Макарова. В начале 20-ого века это здание обошлось купцам в один миллион рублей, а вот недавняя реставрация стоила государству уже один миллиард.
Источник: family-history.ru
7 марта

8146-«Солнечным камнем» викингов пользовались и в елизаветинской Англии
В одной из исландских саг упоминается магический камень: достаточно посмотреть сквозь него на небо, как можно определить положение солнца даже до рассвета или после заката. Такой навигационный «прибор» и впрямь мог обеспечить викингам репутацию блестящих моряков, не боявшихся неизведанных вод и способных достичь Америки на сотни лет раньше Колумба. Сотрудники Реннского университета (Франция), изучив кристалл в форме сигаретной пачки, найденный на месте кораблекрушения у острова Олдерни, пришли к выводу, что тюдоровские моряки, возможно, пользовались аналогичным камнем. Речь идёт о кальците — исландском шпате, который ныряльщики обнаружили рядом с циркулем при исследовании английского судна, затонувшего в 1592 году — четыре года спустя после истории с испанской Армадой. В письменных источниках не сохранилось упоминаний о том, что делали с такими камнями елизаветинские моряки, но исландские саги описывают, как король викингов Олаф во время снегопада попросил своего вассала Сигура угадать местоположение солнца. Чтобы проверить правильность ответа, король приказал поднести ему солнечный камень, поднял его и по тому, как свет исходил от камня, сделал соответствующие выводы. На раскопках стоянок и захоронений викингов ничего подобного не находилось: пришлось довольствоваться предположениями и анализом английского аналога. Ги Ропар и его коллеги смогли определить, что кусок исландского шпата затуманился из-за многовекового контакта с песком Ла-Манша. Но в чистом виде, как неоднократно было показано, он позволял наблюдателю следить за азимутом солнца в том числе ниже линии горизонта с точностью ± 1°. И теперь, когда учёные знают, как выглядит исландский шпат, переживший испытание временем, возможно, удастся найти нечто подобное и относящееся непосредственно к викингам. Надо заметить, что викинги кремировали своих мёртвых, а в этом случае исландский шпат раскалывается. Впрочем, в прошлом году один образец всё-таки удалось отыскать в Исландии. «Магия» объясняется замечательным свойством исландского шпата производить двойную рефракцию солнечного света, даже если светило закрыто обычными для северных широт облаками или туманом. Кристалл следовало поместить между небом и наблюдателем и вращать до тех пор, пока не совпадут две его тени. «Откалибровать» камень можно было в солнечный день или с помощью таблиц, указывающих расположение солнца в различное время года. По-видимому, кристалл из Олдерни использовался елизаветинскими моряками для корректировки показаний компаса — особенно в присутствии крупных железных объектов вроде пушек. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society A.
Источник: http://science.compulenta.ru/
6 марта

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32][33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100