Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
5135-Найдены следы "доисторических гамбургеров"
Ученые обнаружили остатки растительного материала на орудиях для перемолки возрастом 32 тысячи лет - до сих пор считалось, что в этот период диета людей преимущественно состояла из мяса, а мучные изделия наши предки научились готовить значительно позже. Работа исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а коротко о ней пишет портал ScienceNOW. Ученые работали в нескольких местах раскопок в России, Чехии и Италии. Они исследовали обнаруженные там каменные орудия, при помощи которых древние люди могли измельчать крупные фрагменты пищи, и обнаружили на них крахмальные гранулы. Анализ показал, что гранулы, с высокой вероятностью, были получены, в частности, из папоротников и рогоза. Существует вероятность, что растительные частицы попали на орудия уже после того, как они были брошены людьми, однако против этого свидетельствует тот факт, что большинство гранул сплющены. Кроме того, крахмал преимущественно концентрируется на тех частях орудий, которые непосредственно перетирали пищу. Новые данные указывают, что люди могли готовить некое подобие мучных изделий как минимум на 20 тысяч лет раньше, чем появилось сельское хозяйство. Ученые предполагают, что древние повара измельчали высушенные части растений, добавляли к полученной "муке" воду и готовили плоский хлеб, который в сочетании с мясом представлял некое подобие гамбургера, или что-то вроде каши. Авторы новой работы полагают, что до сих пор исследователи не находили растительных фрагментов на орудиях людей каменного века по причине того, что слишком тщательно очищали доисторические находки. В прошлом году другой коллектив авторов уточнил время, когда древние люди начали употреблять в пищу рыбу. По версии ученых, анализировавших одни из самых древних останков человека в Азии, это произошло около 40 тысяч лет назад в Китае.
Источник: lenta.ru
19 октября

5134-В Болгарии обнаружен загадочный доисторический город
Неподалёку от деревни Иваново, чьи пещерные церкви внесены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия, болгарские археологи обнаружили загадочный доисторический город, возраст которого оценивается в 8 тыс. лет. Его расцвет пришёлся на период с 5800-х по 5500-е годы до н. э. Невероятно, но факт: богатое поселение обладало строгой планировкой улиц и даже двухэтажными домами с дубовыми полами. Город был обнесён пятиметровыми стенами с рвом глубиной в три метра. Это, правда, не помешало неким захватчикам сжигать его семь раз за триста лет. «Обнаруженная здесь керамика отличается высоким качеством и не имеет аналогов, если говорить о других поселениях той эпохи, — говорит сотрудник Шуменского областного исторического музея Светлана Венелинова. — У местных жителей был хороший вкус и, можно сказать, аристократический стиль». По её словам, исследование пока не полностью раскопанного города с помощью электромагнитных волн показало, что его планировка напоминает позднейшие греческие поселения. Исходя из качества найденной керамики и орудий труда, археологи делают предварительный вывод о том, что это был крупный религиозный центр. Дальнейшие исследования затруднены из-за недостатка финансирования. Между тем открытие может стать одним из крупнейших за последние годы. Сделано оно было случайно — в 2008 году во время строительства речной плотины.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
18 октября

5133-Выставляются погребальные предметы племен, живших между Волгой и Доном 2000 лет назад
В Волгоградском областном краеведческом музее проходит выставка загадочных артефактов, которые археологи обнаружили в погребениях сарматских племен, обитавших в междуречье Волги и Дона более двух тысяч лет тому назад. "Наибольший интерес для археологов представляют костяные ложечки - редкий и таинственный предмет погребального культа скифо-сарматского времени", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" заведующая отделом археологии музея Наталья Хабарова, показывая коллекцию редких находок. По словам Натальи Хабаровой, костяные ложечки появились в ранних погребальных комплексах. Они имели ярко выраженные черты предметов с зооморфными изображениями, которые, как правило, наносились на ручках ложечек. Вырезались обычно головы хищных птиц и животных, либо их оскаленные пасти. Наталья Хабарова называет две версии возможного использования этих ложечек: "Они могли использоваться, как "туалетные принадлежности" для растирания красок. Но чаще всего ученые склоняются к мысли, что ложечки представляют собой предметы ритуального назначения, связанные с жертвенниками, жертвенными ножами, стрелами, кресалом и огнем". О возможном смысле этого магического предмета рассказала научный сотрудник отдела археологии краеведческого музея Полина Бардакова: "Жертва, как бы поедалась огнем с ложки. То есть попадала сначала в пасть на ручке, а затем в саму ложку, олицетворявшую собой утробу огня, в которой жертва будет доставлена богам". Полина Бардакова сообщила, что образ звериной пасти в гимнах Ригведы (Ригведа ("Книга гимнов") - собрание преимущественно религиозных гимнов) был метафорой жертвенного огня-посредника между миром людей и богов. Бога огня Агни в них величают – "пламенный клык", "пламеннозубый". "Агни часто сравнивают с хищной птицей", - говорит собеседница и в качестве доказательства цитирует фрагмент из ведического гимна:
"Твои огненные вихри быстро летают:
Смело хватай ими, мощно пылая!
Языком, о Агни, рассыпай во все стороны
Огни, (словно) птиц…"

"Мы часто используем выражение "языки пламени", не задумываясь о том, что повторяем эту древнюю метафору", - заметила Полина Бардакова.

Таким образом, по мнению археологов, костяные ложечки в быту никоим образом не использовались, а являли собой важный инструмент для "транспортировки жертвы от людей к богам". Они, возможно, использовались вместе с курильницами, которые часто употреблялись сарматами в огненной магии на протяжении многих веков.

Долгое время археологи бьются над разгадкой еще одного таинственного погребального обряда. Сарматы зачем-то ломали, портили бронзовые вещи. "Они верили, что у каждой вещи, которая их окружает, тоже есть душа. И чтобы душа вещи последовала за хозяином после его смерти, вещь "убивали". Ее деформировали, прокалывали, ломали", - представил самую распространенную версию объяснения этого обряда научный сотрудник отдела археологии музея Павел Петров. По его словам, чаще всего страдали бронзовые котлы и зеркала. "Видимо, подобная участь ждала все предметы, которые в отполированном виде могли отражать окружающий мир", - предположил Павел Алексеевич, показывая на "истерзанный" котел. Археологические фонды Волгоградского краеведческого музея могут пополниться новыми загадочными артефактами, надеются сотрудники отдела археологии. "Волгоградские археологи во время полевых исследований ежегодно находят ценные для науки предметы ритуального назначения. Надеемся, что и в этом году они порадуют нас своими открытиями. А мы это все потом покажем посетителям нашего музея", - сказала Наталья Хабарова. Наталья Хабарова показала, еще один таинственный предмет сарматского погребального культа – обереги "молоточки Тора", сделанные из сланца. По предположениям ученых, они могли использоваться при общении с богами грома, бури и плодородия. Выставлены и другие амулеты, отпугивающие, как верили сарматы, злых духов – разнообразные колокольчики, колесики, клыки кабанов, "кукиши", маленькие фигурки котлов (символы власти). "Сарматы считали, что в загробный мир они должны брать те же предметы, которые они использовали при жизни. Само собой, и обереги им там могли понадобиться, так как актуальность охраны души умершего от злых духов сохранялась и в мире ином", - сказала Наталья Хабарова.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
18 октября

5132-Тираннозавры были каннибалами
Группа канадских и американских палеонтологов отыскала кости Tyrannosaurus rex с крупными отметинами, которые могли оставить только зубы другого тираннозавра. Просматривая музейные коллекции, исследователи обнаружили четыре образца с характерными повреждениями поверхности: две фаланги нижних конечностей, плечевую кость и кость плюсны. При изучении находок было установлено, что проделанные зубами хищников бороздки довольно глубоки, имеют U- или V-образное сечение и сужаются к концам. Форма, расположение и внушительные размеры бороздок говорят о том, что их "авторами" были тероподные динозавры. Точно определить вид животного, оставившего следы укусов, невозможно. Палеонтологи, однако, уверены в том, что совершить такое был способен только тираннозавр: надежных данных о других крупных тероподных динозаврах конца маастрихтского яруса верхнего мела, живших в западной части Северной Америки (то есть там, где были найдены останки), просто нет. Соответствующую датировку имеют останки еще одного тираннозаврида, Nanotyrannus lancensis, но многие специалисты считают его не отдельным видом, а молодой особью T. rex. По мнению авторов, получить такие повреждения в схватке со своим сородичем тираннозавр не мог, так как нападавший пытался бы укусить его за шею или нацеливался бы на другие незащищенные участки, а не на нижние конечности, пишет compulenta.ru. Кроме того, никаких следов заживления при осмотре образцов обнаружено не было. Остается один вариант: каннибализм. Поедание себе подобных было, вероятно, вполне привычным занятием для тираннозавров, поскольку ученые отыскали сразу четыре "вещественных доказательства", просмотрев не так уж и много костей со следами укусов. До настоящего момента к динозаврам-каннибалам, заметим, относили только род майюнгазавров.
Источник: mignews.com
18 октября

5131-Воспоминания о крушении "Титаника" оценили в 20 тысяч фунтов
Мемуары выжившей при крушении лайнера "Титаник" Лоры Франкателли ушли с молотка за 20 тысяч фунтов стерлингов (более 31 тысячи долларов), сообщает BBC News в понедельник, 18 октября. Ее собственноручно записанные воспоминания приобрел на торгах аукционного дома Henry Aldridge & Son неназванный коллекционер из Восточной Европы. Записи Франкателли, которая отправилась в путешествие через Атлантический океан с баронетом Космо Даффом-Гордоном в должности его секретарши, в деталях описывают их спасение с тонущего корабля. Так, по ее словам, она и жена баронета были единственными женщинами в их спасательной лодке. Отплыв от "Титаника" на "значительное" расстояние, они услышали "страшный грохот", когда тот пошел на дно. "Все кричали и плакали. Я не знаю, как долго это продолжалось. ... Мы не говорили друг с другом. Все было во тьме", - записала Франкателли. Она призналась, что никто из находившихся в шлюпке пассажиров и членов команды не хотел возвращаться к месту крушения, чтобы подобрать выживших после того, как "Титаник" затонул. Пассажирский лайнер "Титаник" затонул в ночь на 15 апреля 1912 года в Атлантическом океане, столкнувшись с айсбергом. В кораблекрушении погибло более полутора тысяч человек. Сообщается, что проданные на аукционе воспоминания были использованы при работе официальной комиссией по расследованию инцидента. Лора Франкателли умерла в 1967 году, после чего ее семья продала записи частным коллекционерам.
Источник: lenta.ru
18 октября

5130-В Москве представят две неоконченные оперы Шостаковича
В Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской состоится концерт, на котором будут исполнены две неоконченные оперы Дмитрия Шостаковича - "Игроки" и "Большая молния". Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в "Ленту.ру", в концерте примут участие солисты центра, а также Симфонический оркестр Парижской консерватории. Московский концерт состоится 22 октября, также оперы будут исполнены в Безансоне (19 октября) и Перми (24 октября). Оркестром на концерте в Москве будет дирижировать Дмитрий Юровский, в Перми - Ярослав Ткаленко. Проект "Неизвестный Шостакович", в рамках которого состоятся концерты, организован директором Центра оперного пения Еленой Опорковой в сотрудничестве с директором Города музыки в Париже Эмманюэля Ондре и представителем Culturesfrance Жан-Луи Гаватортом. Один концерт уже состоялся - 16 октября "Игроков" и "Большую молнию" услышали жители Парижа. Дмитрий Шостакович работал над оперой "Игроки" по комедии Гоголя в 1941-42 годах, однако она так и осталась незаконченной. Впоследствии ее дописал польский композитор Кшиштоф Мейер; свою версию оперы (с дописанной концовкой) в 1978 году представил и Геннадий Рождественский. Что касается "Большой молнии", то это произведение - комическая опера - обычно исполняется лишь фрагментами. На основе этой оперы в московском театре был поставлен одноименный спектакль.
Источник: lenta.ru
18 октября

5129-В Аргентине нашли останки древнейших наземных растений
Исследователи обнаружили останки самых древних наземных растений - возраст спор печеночника, найденных в Аргентине, составляет 472 миллиона лет, пишет портал BBC News. Авторы исследования собирали образцы древней породы в Андах на северо-западе Аргентины и в лаборатории обрабатывали их растворами кислот. Таким способом ученые смогли обнаружить окаменевшие споры печеночников - примитивных наземных растений, которые, как считается, первыми колонизировали сушу. Возраст породы, в которой были обнаружены споры, составляет от 473 до 471 миллиона лет. Анализ показал, что споры принадлежат растениям как минимум из пяти родов - это означает, что первые печеночники вышли на сушу раньше, чем 473 миллиона лет назад, и к этому времени успели дать несколько эволюционных ветвей потомков. Исследователи не исключают, что растения вышли на суши в начале ордовикского периода или даже в конце кембрийского. Предыдущие "рекордсмены" были как минимум на 10 миллионов лет моложе, а их "родиной" были Саудовская Аравия и Чехия.
Источник: podrobnosti.ua
15 октября

5128-Ученые сомневаются в существовании "крошечных" тираннозавров
Палеонтологи усомнились, что крошечный предок Tyrannosaurus rex, останки которого были описаны в 2009 году, действительно является столь близким родственником гигантских хищников, пишет портал Nature News. Статья с описанием костей ящера, который получил имя Raptorex kriegsteini, появилась в авторитетном научном журнале Science. Авторы под руководством известного палеонтолога Пола Серено по косвенным данным (анализу обнаруженных рядом костей рыб и моллюсков) определили, что возраст останков составляет 125 миллионов лет, и заключили, что найденный ящер был предком знаменитых тираннозавров, хотя и в пять раз уступал им в росте. Сейчас один из коллег Серено, Питер Ларсон из института геологических исследований Блэк Хиллс, выступил с критикой опубликованной в Science работы. По мнению Ларсона, анатомические особенности скелета R. kriegsteini однозначно указывают, что он принадлежал к группе тарбозавров - гигантских двуногих хищных динозавров из семейства тираннозавридов. То есть описанный Серено ящер хотя и приходился родственником T. rex, однако не таким уж близким. Миниатюрные размеры R. kriegsteini Ларсон объясняет тем, что найденный динозавр был детенышем. С доводами Ларсона согласен Йорн Хурум, один из авторов весьма противоречивого открытия "недостающего звена" в эволюции - обезьянки Иды. Оба критика также указывают на недостоверность определения возраста и происхождения R. kriegsteini. Скелет был приобретен у частных коллекционеров, и точное место его обнаружения неизвестно. По утверждениям продавца, он был найден в Китае, однако скептики не исключают, что его родиной является Монголия. В этой стране ранее было обнаружено немало скелетов тарбозавров, и их возраст составляет 70 миллионов лет. Серено и его коллеги настаивают на правомерности приведенных ими доказательств и отмечают, что для серьезного рассмотрения доводы критиков должны быть опубликованы в рецензируемом журнале.
Источник: podrobnosti.ua
15 октября

5127-В музее русского искусства впервые покажут светанги Галины Москвитиной
С 19 по 24 октября 2010 г. включительно в Киевском Национальном Музее Русского Искусства по улице Терещенковской, 9 проходит выставка живописных работ Галины Москвитиной. Впервые в украинской столице презентуются уникальные полотна – светанги. Экспозиция, состоящая из трех работ Мастера, названа "Ангелы. Боги. Будды." Светанги Галины Москвитиной – это оригинальные живописные картины, в которых нет горизонта. Все события на них происходят в бесконечном небесном пространстве, где земное притяжение лишь предполагается, однако не ощутимо. Как художник, Галина Москвитина синтезирует в своем творчестве традиции Востока и Запада. Разнородные по своему происхождению символы Индии, Китая, Египта, Африки, Украины, Европы соединяются в её работах единым потоком света. Искусство Галины Москвитиной, по определению самой художницы, это лишь "часть приключений ее души и сознания". И приключения эти свершаются в тишине и одиночестве, вне суеты мира. Ценители творчества Галины Москвитиной утверждают, что в современном арт-пространстве светоносная живопись Галины Москвитиной является своеобразным феноменом, проявлением свет-арта, со своими особыми качествами и атрибутами. Характерно, что работы Мастера не выставляются на продажу в галереях либо аукционах – такова позиция их автора. На сегодняшний день все они принадлежат частным фондам и коллекциям. Презентованные светанги – небольшая часть произведений Галины Москвитиной из частного собрания, которые любезно предоставлены владельцами для экспозиции в распоряжение Киевского музея русского искусства.
Источник: podrobnosti.ua
15 октября

5126-На реставрацию картины Караваджо потребуется два года
На реставрацию картины Караваджо "Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу", которая была украдена из одесского музея, а затем возвращена в Украину из Германии, уйдут два года. Об этом сообщил директор Одесского музея западного и восточного искусства Владимир Островский. По его словам, ведущие реставраторы Украины дают оптимистические прогнозы насчет восстановления. "Сейчас на картине, возвращенной из Германии, специалисты поместили многочисленные наклейки, которые удерживают кусочки краски на полотне, которые едва держатся", - уточнил он вчера, 27 сентября, на пресс-конференции в Одессе. По словам Островского, реставраторы начнут работу лишь после завершения экспертиз полотна и следственных действий по делу его похитителей, задержанных в Германии. Восстанавливать картину, которая сейчас находится в Национальном реставрационном центре, будут примерно в течение двух лет. Затем картина будет возвращена в одесский музей, откуда ее похитили злоумышленники. "Все расходы, - добавил Островский, - возьмет на себя государство". Напомним, что картина "Поцелуй Иуды или Взятие Христа под стражу" была похищена из Одесского музея Западного и Восточного искусства в августе 2008 года. В июне 2010 года в Берлине работники уголовного розыска МВД Украины совместно с немецкими коллегами задержали членов транснациональной группы, а похищенную картину изъяли у преступников. 30 августа во время пребывания в Германии официальной делегации Украины во главе с Президентом страны Виктором Януковичем картина "Поцелуй Иуды" была предана Украине. Картина "Взятие Христа под стражу" неоднократно проходила искусствоведческие экспертизы, подтверждавшие принадлежность ее кисти Караваджо. Однако после задержания в Берлине искусствоведы Национальной галереи Ирландии заявили, что картину нарисовал не Караваджо, а, возможно, один из его учеников, и оценили полотно в 200 000 - 500 000 евро.
Источник: podrobnosti.ua
15 октября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311][312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100