Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8183-Более четырехсот экспонатов представлено на выставке «Династия Романовых и Коломенское»
У столичной усадьбы Коломенское – богатая, «царская» история. Уже в XIV веке она стала княжеской резиденцией. Высокий статус сохранялся на протяжении нескольких столетий. Но «Золотой век» Коломенского связан с династией Романовых. Выставка в залах Сытного двора музея-заповедника рассказывает о том, как создавался уникальный архитектурный ансамбль на берегу Москвы-реки, как царственные особы обживали дворцы и палаты. Облюбовал это место Михаил Федорович – первый из Романовых. Весной и летом в Коломенское перемещался весь царский двор. Здесь принимали иностранных послов, решали государственные дела, отдыхали. Каждый из рода Романовых вносил что-то новое в архитектурный облик загородной резиденции. В экспозицию вошли подлинные чертежи дворцового строительства. «Многие Романовы строили здесь уникальные замечательные дворцы, – рассказывает директор музея-заповедника «Коломенское» Сергей Худяков. – Здесь находился и дворец первого Романова Михаила Федоровича, и уникальный дворец Алексея Михайловича, который еще современники назвали восьмым чудом света». Все, что построили, старательно наполняли предметами быта. Резные шкафы с орнаментом, старинные часы, шахматы из слоновой кости, зеркало XVII века – на выставке более 400 подлинных шедевров, за каждым история. О внешности и одеянии первых лиц государства здесь рассказывают живописные, скульптурные, графические портреты. Среди экспонатов есть вещи, к которым могли прикасаться сами члены царской семьи. Так, например, на выставке представлена небольшая фарфоровая тарелка, принадлежала Елизавете Петровне. Считается, что это – первый фарфоровый сервиз, выпущенный после 1756 года». Сохранился и стул из дворца Алексея Михайловича. Уникальный экспонат – работа русских мастеров - резьба по дереву, раскраска, тиснение по коже. «Можно посмотреть, какая работа по украшению бытового предмета, мы хотели показать насколько старались украсить свою жизнь, – говорит куратор выставки Татьяна Енина. – Стул этот практически единственный сохранившийся из предметов мебели, дворца царя Алексея Михайловича. Он находится в постоянно действующей экспозиции». Среди предметов быта есть и такие, назначение которых без комментариев специалиста трудно понять. Так, например, поставная восковая свеча. «Свеча – название у нее удивительное – “тощая свеча”, датируется концом XVI - началом XVII века, – рассказывает Татьяна Енина. – Она, постепенно сгорая, давала освещение в храмах». Эта экспозиция – попытка охватить ту часть 400-летней истории династии Романовых, которые была тесно связана с загородной резиденцией Коломенское. Справка: Коломенское — бывшая царская резиденция и вотчина, подмосковное село; ныне — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен к югу от центра Москвы, занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник Коломенское — Лефортово — Люблино — Измайлово. В Коломенском, в храме Казанской иконы Божьей матери, пребывает одна из почитаемых в современной России икон Богородицы — «Державная». Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей. Мебель в царском дворце была разнообразной. Условно ее можно разделить на 3 типа: традиционная русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам.
Источник: family-history.ru
15 марта

8182-Итальянские археологи нашли легендарный храм Юпитера
Археологи римского университета Ла Сапиенца обнаружили в самом сердце итальянской столицы – на Палатинском холме – остатки очень древнего святилища: храма Юпитера Статора, или Становителя. Согласно легенде, храм был заложен самим Ромулом, основателем Вечного города. Находка датируется серединой VIII века до нашей эры, что соответствует и античным, и современным представлениям о возрасте Рима. Репортаж об открытии памятника опубликован в весеннем (март-апрель) номере итальянского научно-популярного журнала Archeologia Viva. Группу Ла Сапиенцы возглавляет известный в Италии археолог Андреа Карандини (Andrea Carandini). Он специалист по античной топографии и убежденный (некоторые считают, что фанатичный) сторонник историчности легенды об основании Рима. Карандини больше тридцати лет ведет раскопки на Палатинском холме и вокруг него, и это его экспедиция в конце 1980-х обнаружила участок древнейшей городской стены в Риме, а в 2000-х – пещеру, в которой, согласно преданию, волчица вскормила Ромула и Рема. Карандини не является буквалистом и не берется утверждать, что первого правителя Рима действительно звали Ромулом, но то, что самые ранние находки в древнейшей части Рима датируются 770-ми годами до нашей эры, является научным фактом. В слоях, относящихся к 750-м годам, традиционно считающимся временем основания Рима, происходит взрывообразный рост количества артефактов. И это тоже объективные данные. Ромул, согласно преданию, не только основал город, но и заложил первые храмы в нем. Первое святилище он посвятил Юпитеру после победы над соседним племенем ценинцев. Храм носил имя Юпитера Феретрийского и был очень скромным: в нем не было статуи божества, а хранились лишь скипетр и кремень для разжигания огня, а также доспехи, снятые Ромулом с «убитого неприятельского вождя». Второй храм – Юпитера Становителя – Ромул основал там, где римляне прекратили позорное отступление во время боя с сабинянами. Сабиняне так энергично начали атаку, что едва не опрокинули римлян. Как писал историк Тит Ливий, Ромул сумел удержать отступающих солдат, только взмолившись Юпитеру: «Отец богов и людей, отрази ты врага, освободи римлян от страха, останови постыдное бегство! А я обещаю тебе здесь храм Юпитера Становителя, который для потомков будет напоминаньем о том, как быстрою твоею помощью был спасен Рим». Римляне вновь стали сражаться, и неизвестно, чем бы закончился этот эпизод, если бы сабинские женщины не бросились на поле боя, взывая к своим мужьям, отцам и братьям: «Если вы стыдитесь свойства между собой, если брачный союз вам претит, на нас обратите свой гнев: мы — причина войны, причина ран и гибели наших мужей и отцов; лучше умрем, чем останемся жить без одних иль других, вдовами или сиротами». По словам того же Ливия, и римляне, и сабиняне растрогались, прекратили битву и сообща основали новое государство, которым до поры правили одновременно и римский, и сабинский цари. Ромул выполнил данный на поле боя обет и основал на месте, где солдаты снова повернулись лицом к врагу, храм Юпитера Cтановителя. Надо сказать, что римляне долго помнили о победе своих предков, и в городе со временем (в III и II веках до нашей эры) появились еще два храма Юпитера-Становителя. Сражение между римлянами и сабинянами, согласно античным источникам, происходило в долине между Капитолийским и Палатинским холмами. Как пишет в статье в Archeologia Viva Андреа Карандини, ученое сообщество долгие годы полагало, что храм Юпитера Статора находился на Велии, в седловине между Палатином и Эксвилином, чуть-чуть на северо-восток от подножия Палатина. Этот район с точки зрения археологии очень сильно пострадал при Муссолини, когда сквозь античные руины практически без раскопок был пробит парадный проспект Виа деи Фори Империали, идущий от Колизея к Пьяцца Венеция. Но экспедиция университета Ла Сапиенца во главе с Карандини обнаружила у самого основания Палатина остатки небольшого святилища, которое впоследствии и оказалось, по их мнению, храмом Юпитера Статора. Карандини утверждает, что храм, таким образом, стоял на самой первой, старой границе Рима и тем самым символически защищал город. Второй храм Юпитера Статора римляне построили после победы консула Марка Атилия над самнитами в 293 году до нашей эры. Тит Ливий, наш важнейший источник, сообщает: «Именно в этом сражении дан был обет о храме Юпитеру Становителю; этот обет еще ранее дан был Ромулом, однако тогда выделен был только священный участок, то есть место, освященное для храма, и только в этом году сенат из богобоязни повелел все-таки выстроить храм, ибо государство уже вторично было связано одним и тем же обетом». И вот здесь нужно сказать, что Карандини на Ливия, у которого содержатся столь противоречивые сведения, вообще не ссылается. Археолог упоминает Плутарха, Плиния Старшего и других историков, но не неудобного Ливия. Недаром у многих ведущих античников с Карандини сложные отношения: за ним признается его популяризаторский талант, но его публикации и качество полемики вызывают у коллег раздражение и серьезную критику. Так, бельгиец Жак Пусе (Jacques Poucet), один из ведущих специалистов по ранней римской истории, несколько лет назад опубликовал сердитую статью, направленную против Карандини, под исчерпывающим названием «Когда основанная на литературной традиции археология превращается в "лже-историю": на примере основания Рима» («Quand l'archéologie, se basant sur la tradition littéraire, fabrique de la «fausse histoire»: le cas des origines de Rome»). Трудно удержаться, чтобы в этой связи не процитировать еще немного из Тита Ливия: «Рассказы о событиях, предшествовавших основанию Города и еще более ранних, приличны скорее твореньям поэтов, чем строгой истории, и того, что в них говорится, я не намерен ни утверждать, ни опровергать».
Источник: family-history.ru
15 марта

8181-Домик Петра Первого и Летний дворец в Петербурге будут отреставрированы
Русский музей начал реставрацию двух старейших петровских дворцов Санкт-Петербурга - Летнего дворца и домика Петра Первого. Об этом сообщил сегодня директор Владимир Гусев на пресс-конференции, посвященной 115-летию музея. "Главное, что нам удалось сделать, - начать первый этап реставрации домика Петра Первого и Летнего дворца. Хорошо, что мы приступаем к реставрации двух этих памятников в год 400-летия Дома Романовых", - сказал Гусев. Реставрация Летнего дворца и Домика Петра станут вторым этапом проекта реконструкции Летнего сада. Первая часть, включавшая работы по оздоровлению зеленого массива и воссозданию некоторых архитектурных элементов в Летнем саду, уже выполнена, и в мае 2012 года старейший регулярный парк Санкт-Петербурга открылся для посетителей. По оценке специалистов, откладывать реставрацию двух старейших петербургских дворцов было нельзя, однако такая опасность существовала из-за недостатка финансирования. Как сообщил Владимир Гусев, теперь музею выделены средства для начала работ. На первом этапе проводится экспертиза, составляется проектно-сметная документация. Эти работы, по оценке Гусева, займут около года, затем можно будет приступить к реставрации, которая продлится два-три года. Сроки, стоимость и необходимый объем реставрационных работ окончательно можно будет назвать по итогам экспертизы, сказал директор Русского музея. "Состояние двух этих памятников крайне плачевное, есть масса сложных вопросов. Это очень легкие деревянные сооружения - Петр Первый очень торопился, когда они создавались", - отметил директор музея. Домик Петра Первого на Петровской набережной, который в документах времен основания города именовался Первоначальным дворцом или Красными хоромами, в 2013 году вместе с Санкт-Петербургом отмечает свое 310-летие. Сруб из тесаных сосновых бревен был поставлен плотниками-шведами в конце мая 1703 года за три дня. Это одна из первых построек Северной столицы и первый, прижизненный мемориальный музей Петра. Чтобы сохранить самый маленький из известных дворцов, еще в начале XVIII века здание облачили в футляр. Домик Петра Первого нуждается в реставрации и оптимизации климатического режима хранения. Необходимо модернизировать дренажно-вентиляционную систему, создать систему кондиционирования, укрепить конструкции, отреставрировать сам домик и футляр. Летний дворец Петра Первого, расположенный на территории Летнего сада, отметил в конце 2012 года 300-летний юбилей. Он был построен по проекту Доменико Трезини и до наших дней сохранился без существенных изменений. По предварительной оценке экспертов, самой сложной задачей при реставрации Летнего дворца будет восполнение утраченных деталей внутреннего убранства - штофов, деревянной отделки, изразцов, предметов мебели. Для этого нужно будет разработать специальный проект. Фасады дворца, украшенные барельефами с аллегорическим изображением событий Северной войны, также нуждаются в реставрации.
Источник: family-history.ru
15 марта

8180-Сенсационные археологические находки представлены в музее Калининградской области
Часть археологических находок, найденных летом прошлого года на территории Калининградской области, представили сегодня на пресс-показе в областном историко-художественном музее. 29 предметов и их фрагментов - только часть многочисленных украшений прусской знати и элементов конского убора из золота и серебра, которые обнаружили участники Самбийской экспедиции Института археологии РАН при обследовании погребений конца IV - начала VI века на территориях нескольких районов самого западного российского региона. По мнению руководителя экспедиции Константина Скворцова, находки можно отнести к разряду сенсационных, так как "они являются единственным материальным свидетельством наличия родовой знати на территории древних Самбии и Натангена - исторических районов Восточной Пруссии". Скворцов сообщил, что подобные находки, "покоившиеся в земле более полутора тысяч лет, на территории бывшей Восточной Пруссии были обнаружены всего лишь единожды", 136 лет назад. "Но они пропали в период Второй мировой войны, остались лишь фотографии в одной из книг", - рассказал он. Члены Самбийской экспедиции летом 2012 года обнаружили "вождеские" /привилегированные/ погребения, которые были совершены по обряду кремации. Одного из умерших сопровождали погребенные вместе с ним пять коней. Рядом были обнаружены останки другого человека, возможно, слуги, который должен был сопровождать своего хозяина в загробный мир. Здесь также были золотые и серебряные украшения и элементы конского убора, изготовленные с использованием полудрагоценных камней и пластин с прессованным декором, украшенных изображениями в так называемом германском зверином стиле. К сегодняшнему дню удалось отреставрировать лишь незначительную часть предметов, которые через века сохранили первозданный блеск золота и других благородных металлов, а также отсвет камней. Уже в этом году, с наступлением лета, экспедиция продолжит работу на этих и других могильниках.
Источник: family-history.ru
15 марта

8179-Новый подарок современному Риму от Древнего Рима
В Риме археологи обнаружили под землей руины древнего центра искусств, построенного в 123 году нашей эры, пишет Huffington Post. По сообщению CBS News, существует мнение, что деньги на строительство «Атенеума», как тогда называли этот центр, выдал император Адриан; это было помещение на 900 мест, предназначенное для того, чтобы способствовать развитию и распространению искусств и культуры. «Зрительно-лекционный зал, или аудитория Адриана – самая большая из археологических находок, сделанных в Риме с тех пор, как в 20-х годах прошлого века был обнаружен Форум», - рассказывает Росселла Реа (Rossella Rea), архитектор, принимающая участие в проекте. Как сообщает «The Guardian», на глубине около 5,5 метров под площадью Пьяцца Венеция можно увидеть фрагменты «изысканного пола из серого и желтого мрамора». Знаменитый памятник, обнаруженный в центре Рима, находится в том же месте, где когда-то «Дуче» обратился со своей пламенной речью к своим почитателям – здание (с балконом, с которого он произнес речь - прим. перев.) недавно отреставрировали и вновь открыли для всеобщего обозрения. Но разве мы узнали бы о том, что находится под этим легендарным зданием, если бы не начались земельные работы по прокладке линии метро? При этом, как надеется Реа, при строительстве линии метро древний комплекс искусств не пострадает. В своем интервью «The Guardian» археолог сказала: «Мы можем сделать один из входов в метро непосредственно через коридор древнего комплекса, по которому римляне входили в залы». Судя по археологическим находкам вроде этой, в Риме прошлое и настоящее вполне могут существовать одновременно.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
14 марта

8178-Найдена единственная в своем роде тевтонская крепость XIII века
На раскопках в Эльблонге обнаружены останки тевтонской крепости XIII века. Пока что это единственная известная деревянная крепость такого типа в Европе. Эльблонгский Музей Археологии и Истории получил перед праздниками результаты экспертизы, которая определила возраст дубовых бревен, найденных на раскопках, проведенных в этом году во дворе музея. Дендрологи установили, что эти бревна происходят из XIII века. Самый старший фрагмент датирован 1245 г., самый младший - 1302 г. «Эта экспертиза подтвердила гипотезу о том, что найденная крепость была построена тевтонцами, - говорит доктор Мирослав Марцинковски, руководитель отдела археологии Эльблонгского Музея. - Это необычайно ценная находка, потому что до этого никакие исследования тевтонских замков в Европе не приводили к открытию деревянных построек такого типа. Открытые во время раскопок массивные деревянные бревна - это, вероятно, фрагмент крепости, построенной в середине XII века недалеко от места, где позднее возник каменный замок. Тевтонцы переселились сюда с острова на р. Эльблонг после уничтожения пруссами существовавшего с 1237 г. деревянно-землянного укрепления». Археологические исследования этого года во дворе предзамковой территории музея имели исследовательский характер. Археологи сначала нашли уничтоженную пожаром деревянную мостовую улицы XIV века, а глубже наткнулись на более старые постройки. В 2013 г. археологические работы в этом месте продолжатся в расширенном объеме. Будут также проведены исследования с помощью георадара, которые определят пределы тевтонской крепости. Эльблонг, основанный ок. 1237 г., был одним из важнейших городов тевтонского государства. До переноса столицы из Венеции в Мальборк в 1309 г. он был резиденцией ландмейстера, а позже - верховного госпитальера.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
14 марта

8177-Найденная в американской пещере обувь оказалась древнейшей в мире
40 лет назад в пещере Арнольда (штат Миссури, США) археологи нашли 35 образцов древней обуви. Однако определить возраст находки ученые смогли лишь сейчас. Как показал радиоуглеродный анализ, обувь из пещеры Арнольда создана 8300 лет назад. Находка великолепно сохранилась благодаря сухому микроклимату в пещере. Ее внимательный осмотр поверг исследователей в шок: оказалось, что за последние 8 тысяч лет человек не смог изобрести в обувном деле ничего нового. Среди моделей древней обуви были и сандалии с сужающимся носком, и обувь без задников, сильно напоминающая современные шлепанцы. Более того, древние модницы носили обувь на каблуках. Обнаружились и аналоги современной спортивной обуви с пружинящими вставками в подошву.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
14 марта

8176-Руины буддийского храма нашли в Приморье
Археологи обнаружили в Приморье на мысе Обрывистом в Шкотовском районе храм – культовую буддийскую постройку XII-XIII веков. Развалины храма занимают более 2000 квадратных метров. Учёные полагают, что это первый обнаруженный монастырь чжурчженей. Чжурчжени – древний народ, живший на территории Приморья в Х-ХIII вв. Они занимались скотоводством, земледелием, ремеслами, вели торговлю с Японией и Китаем. У них была развита письменность. Надежда Артемьева, завотделом археологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН, сказала, что из 2000 кв. м храмового комплекса вскрыто 630 кв. м. Судя по всему, это средневековый буддийский монастырь. Учёные обнаружили платформу храма, края которой оформлены базальтовыми валунами, найдено большое количество черепицы. Храм был возведён по всем канонам буддийской архитектуры. Месторасположение его очень удачное, храм мог использоваться также как сторожевой пункт. Археологи надеются в 2013 году продолжить раскопки.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
14 марта

8175-Археологи открыли колодец, которому 7000 лет
Археологи раскопали под Лейпцигом старейший колодец в Европе. Люди выкопали его более 7000 лет назад, укрепив стенки брёвнами из дуба, чтобы обеспечить себя водой. Находка говорит о том, что человек задолго до изобретения первых металлических инструментов мог создавать сложные деревянные конструкции, сообщают СМИ. Первые строители, вероятно, также были и первыми плотниками в Европе, сообщил археолог из Фрайбурга Вилли Тегель в журнале Plos One. По словам исследователей, колодец является старейшим в мире сохранившимся деревянным строением. Это говорит о том, что общество в то время находилось на более высоком уровне развития, чем считалось ранее. В начале неолита люди вырыли яму до семи метров глубиной и обложили её деревом. Они расщепили бревна и затем соединили тёс угловым соединением, сделав ствол шахты. «Такая сложная технология была большой неожиданностью», — написал Тегель. Четыре колодца периода неолита были построены от 6000 до 4000 лет до н. э., когда, по мнению экспертов, произошли фундаментальные изменения в человеческой истории. В то время люди начали отказываться от жизни охотников-собирателей и постепенно стали переходить к оседлому образу жизни. Для создания постоянных поселений и сельского хозяйства необходимы были фундаментальные технические инновации. Но деревянные дома того времени не сохранились. Таким образом, эксперты могут только догадываться, как выглядела жизнь ранних земледельцев. Поэтому открытие четырёх деревянных колодцев имеет большое значение, подчеркнул Тегель. Только потому, что деревянные доски находились ниже уровня грунтовых вод и были лишены кислорода, они пережили тысячелетия. На основе годичных колец в древесине учёные смогли определить год, когда деревья были вырублены: от 5206 до 5098 до н. э. Наконец, научное представление, которое имелось до сих пор о наших предках, должно быть пересмотрено, сказал Тегель. «Все реконструированные здания этого периода и инфраструктура, вероятно, были недооценены. Если люди были в состоянии осуществлять такую сложную обработку древесины, необходимо пересмотреть реконструкции зданий», — сказал археолог.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
14 марта

8166-Опубликован неизвестный коптский апокриф
Рулоф ван ден Брук из Утрехтского университета (Нидерланды) опубликовал книгу «Псевдо-Кирилл Иерусалимский о жизни и страстях Христа», в которой впервые предложил перевод Коптского Евангелия, написанного почти 1 200 лет назад. Этот апокриф уникален: в нём встречаются такие сюжетные повороты, с которыми исследователи нигде больше не сталкивались. Например, Понтий Пилат трапезничает с Иисусом перед распятием за одним столом и предлагает принести в жертву своего сына, дабы спасти Христа. А Иуда поцеловал Иисуса в связи с тем, что тот обладал способностью изменять внешний вид и отряд «воинов и служителей от первосвященников и фарисеев» не мог его узнать. Кроме того, арест, судя по этому тексту, произошёл во вторник вечером, а вовсе не в четверг, как сообщают канонические писания. Документ существует в двух списках, хранящихся в Библиотеке и музее Моргана (Нью-Йорк) и в музее Пенсильванского университета. Для перевода использована в основном нью-йоркская рукопись, потому что другой вариант — практически нечитаемый. Коптская и эфиопская церкви считают Пилата святым, что объясняет сочувственное отношение к нему со стороны автора текста. «Без дальнейших церемоний Пилат накрыл на стол и ел с Иисусом на пятый день недели. И Иисус благословил Пилата и весь дом его». Далее Пилат говорит Иисусу: «Вот, ночь пришла, встань и удались, и когда наступит утро и они обвинят меня за Тебя, я отдам им своего единственного сына, дабы они убили его вместо Тебя». Но Иисус утешает его: «О Пилат, ты удостоился великой благодати, ибо хорошо принял Меня». Иисус также дал понять Пилату, что мог бы скрыться в любой момент, если бы пожелал: «Пилат взглянул на Иисуса, и, вот, Он стал бестелесным; и он не видел Его долгое время». В ту же ночь Пилат и его жена видят один и тот же сон, в котором происходит убийство орла, то есть Иисуса. Что касается Иуды, то в канонических текстах он предаёт Иисуса в обмен на деньги с помощью поцелуя, которым помогает опознать Спасителя. Этот апокриф объясняет сей поступок следующим образом: «Иудеи сказали Иуде: Как же нам арестовать Его, если Он не имеет одного вида и изменяется. Порой Он румян, порой бел, порой рыжий, порой цвета пшеницы, порой бледен, словно аскет, порой является юным, порой стариком». Не в силах дать описание внешнего вида Иисуса, Иуда предлагает его поцеловать. Г-н ван ден Брук поясняет, что впервые подобное объяснение поступку Иуды предложил раннехристианский автор Ориген в труде «Против Цельса»: «Каждый видел Его по-своему». Текст написан от имени св. Кирилла Иерусалимского, жившего в IV веке. Он рассказывает эту пасхальную историю во время гомилии — пастырского наставления. Таких гомилий, приписанных св. Кириллу, существовало несколько, и все они, скорее всего, были подделками. В начале апокрифа автор, кто бы он ни был, утверждает, что в Иерусалиме, «в доме Марии», найдена книга с писаниями апостолов о жизни и распятии Иисуса. Г-н ван ден Брук считает маловероятным, что нечто подобное действительно произошло: это стандартный приём укрепить доверие читателя ссылкой на апостолов, часто встречающийся в коптской литературе. Больше всего исследователя поразил перенос апостольской вечери и ареста Иисуса на вторник. И выходит, что действительно последнюю вечерю Иисус разделил не с учениками, а с Пилатом — уже после того, как предстал перед Каиафой и Иродом. 1 200 лет назад нью-йоркская рукопись хранилась в библиотеке монастыря Св. Михаила в египетской пустыне близ сегодняшнего городка Аль-Хамули на западе Файюма. Документ отмечает, что это подарок «протоиерея отца Павла» и что эта книга существует благодаря его трудам. Монастырь, по-видимому, перестал существовать в начале X века, и текст был заново открыт лишь весной 1910 года. В декабре 1911-го его вместе с другими рукописями приобрёл американский финансист Джон Пирпонт Морган, на основе собрания которого и была позднее образована вышеупомянутая библиотека. Текст Нового Завета, каким мы его знаем сегодня, сложился и был канонизирован к IV–V веках, но апокрифы ещё долго оставались популярными, особенно среди египетских монахов.
Источник: http://science.compulenta.ru/
13 марта

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30][31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100