Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
5320-Жизнь петербуржцев, представленная в семейных реликвиях
«Беречь фамильные ценности как народное достояние» – такую благородную задачу взялись воплотить в жизнь сотрудники музея «Разночинный Петербург». Они организовали выставку семейных реликвий, а принять участие в ней пригласили всех желающих. В итоге получилась экспозиция, по которой можно проследить жизнь нескольких поколений петербуржцев. Старинные фотографии из домашних альбомов и письма, ордена и медали… Рушники и скатерти, вышитые искусными мастерицами в конце XIX начале ХХ века. По мнению музейщиков, такая коллекция – лучшее доказательство того, что истинные семейные ценности со сменой поколений и эпох не меняются.
Источник: family-history.ru
7 декабря

5319-В Москве открылась выставка «Фрески Андрея Рублева. Копии и фрагменты»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева совместно с продюсерским агентством «Гранд Интер Гала» впервые представлена выставка, посвященная творчеству величайшего отечественного художника-инока преподобного Андрея Рублева. Выставка приурочена к 650-летию А. Рублева и 50-летию открытия музея. Выставка открылась 14 октября в церкви Архангела Михаила в помещении Трапезной палаты. Основную ее часть составляют копии главного монументального ансамбля, росписей Успенского собора во Владимире, созданных в 1408 году Рублевым в соавторстве с Даниилом. Роспись в древнем соборе была создана по заказу великого Московского князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского и явилась самым масштабным созданием той эпохи. Ее незабываемые образы символизируют торжество духовной красоты и милосердия. Основная часть представленных композиций принадлежит сценам «Страшного суда». Автором большинства копий является художник Н. В. Гусев (1926-1997). Все они были исполнены в 1950-1960-х годах по заказу вновь образованного Музея имени Андрея Рублева. Из-за последующих утрат фресок самого владимирского ансамбля копии приобрели качества поистине бесценных экспонатов. Помимо этого на выставке представлена копия самого известного Рублевского шедевра - иконы «Святая Троица» 1410-1420-х годов, выполненная по заказу Музея известным реставратором В. О. Кириковым в 1959-1963 годах. Здесь же экспонируются фрагменты фресок Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, созданных Андреем Рублевым незадолго до кончины, около 1427 года. Вместе с ними выставлены фрагменты резьбы конца XIV-первой четверти XV века, обнаруженные во время реставрационных работ в Спасском соборе.
Источник: family-history.ru
7 декабря

5318-Как сложится судьба имения Гавриила Державина в Оренбуржье?
Последнее свидетельство о пребывании в Оренбуржье великого русского поэта Гавриила Державина в скором времени может навсегда исчезнуть. От имения его родителей в Бузулукском районе – некогда богатом и знаменитом – осталась лишь небольшая церковь, и та сегодня на грани разрушения. Даже несмотря на статус памятника культуры. Рядом возвышается остов колокольни, которая давно утратила свою великолепную звонницу, а теперь и сама доживает последние дни. Вторая половина XVIII века, имение Державиных – родителей великого русского поэта и первого министра юстиции Российской империи Гавриила Романовича. Его мать Фекла Андреевна строит деревянную церковь и завещает сыну построить церковь каменную. «Это семейный памятник Державиных. Гавриил Романович сам был верующим человеком, и такого нет больше нигде в стране», – подчеркивает краевед Сергей Колычев. Высокая трехпрестольная церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери считается уникальным памятником русской культуры с середины XIX века. Доподлинно известно, что иконы для нее писал выдающийся русский портретист Владимир Боровиковский и первая жена Гавриила Державина Екатерина. «Иконы Боровиковского и те иконы, которые написала первая супруга поэта, исчезли во время Гражданской войны, во время великого голода», – рассказывает Сергей Колычев. В начале XIX века в храме венчался герой незаконченной повести Сергея Аксакова «Наташа» Александр Шишков с Марией Булгаковой. Смоленская церковь связала сразу несколько дворянских семей: Аксаковых, Карамзиных, Набоковых. Министр юстиции и сам не бросал свое имение на произвол судьбы. От усадьбы Державина сегодня не осталось и фундамента. Даже местные жители до сих пор теряются в догадках, где именно находился барский дом. Одни указывает на кладбище, другие – на центр села. Но точных данных нет ни у кого. В 1929 году церковь закрыли. В притворе разместили магазин. Вход был от алтаря, под куполом стояли мотоциклы, а за прилавками шла бойкая торговля водкой. С 1994 года церковь стали восстанавливать, а перед этим внесли в реестр памятников культуры регионального значения и взяли под охрану. Но вся защита заключается в металлической табличке на входе в храм. «У государства нет средств, или у государства нет воли, чтобы памятник содержать», – предполагает Сергей Колычев. Здесь идут службы, но у прихода нет денег, чтобы отапливать весь храм. Церковь нуждается в реставрации.
Источник: family-history.ru
6 декабря

5317-Русское серебро XVIII-начала XX века экспонируется в Салехарде
Одно из лучших собраний Эрмитажа покинуло Петербург. Коллекция из Серебряной кладовой Зимнего дворца и галереи драгоценностей отправилась на выставку в Салехард. Многие раритеты будут показаны впервые – специально для экспозиции они были изъяты из запасников музея. И 3 декабря предстанут во все своем великолепии. А пока идет масштабная подготовка. Специальным рейсом из Санкт-Петербурга в Салехард прибыла коллекция русского художественного серебра из Салехарда. Куратор выставки «Русское серебро XVIII-начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» Оксана Морозова рассказала о том, что подобная экспозиция делается впервые. Сервизы, чайники, кофейники, вазы, подносы. Большинство из этих предметов принадлежало самым известным династиям императорской России: графов Шуваловых, Шереметевых, Бобринских, Строгановых. Уникальную коллекцию русского художественного серебра из собрания Государственного Эрмитажа дополнят живописными портретами царствующих особ. Готовая экспозиция проиллюстрирует развитие серебряного дела в России на протяжении трех столетий – от XVIII до начала XX века.
Источник: family-history.ru
6 декабря

5316-В музее деревянного зодчества под открытым небом «Кижи» отреставрирована мельница - памятник начала XX века
В государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике "Кижи" завершена реставрация ветряной мельницы в деревне Середка. Это один из 83 памятников архитектуры, находящихся в музее русского деревянного зодчества под открытым небом. Как рассказала директор музея-заповедника Эльвира Аверьянова, "особенность мельницы в том, что она единственная в собрании памятников вся покрыта дранкой". "К сожалению, в Карелии опыт изготовления и покрытия дранкой зданий был утрачен, поэтому, начиная работу над памятником, реставраторы позаимствовали опыт изготовления дранки в Финляндии в одной из местных фирм, которая уже более 200 лет занимается изготовление дранки и ее монтажом на объектах", - отметила директор музея. Для реставрации мельницы было закуплено 23 тыс штук дранки. Во время реставрационных работ сделано протезирование стоек каркаса, под них подведен новый бутобетонный фундамент, заменена стропильная система крыши и дощатая обрешетка. Внутри мельницы теперь установлен приемник для муки, восстановлены утраченные зубья на деревянных шестернях приводного механизма жерновов. Мельница построена в 1928 году в старинной заонежской деревне Толвуя и перевезена на нынешнее место в 1976 году. Силами музея она была восстановлена в 1981 году. Мельница представляет собой каркасную конструкцию, ее конструктивный остов состоит из восьми столбов, установленных с наклоном вверху внутрь постройки. В середине 90-х годов прошлого века после сильного шторма на Онежском озере на мельнице были утрачены крылья. При нынешней реставрации они восстановлены. Размах лопастей ветряка составляет почти 14 метров, для их крепления изготовили вал диаметром около 1 метра. В следующем экскурсионном сезоне каждого туриста, подъезжающего к острову Кижи, будет встречать отреставрированная мельница. Всемирно-известный музей деревянного зодчества под открытым небом, расположенный в 65 км от Петрозаводска на острове Кижи в Онежском озере, славен, прежде всего, ансамблем Кижского погоста с его знаменитой 22-главой Преображенской церковью постройки 1714 года. Кижский ансамбль включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: family-history.ru
6 декабря

5315-Древнейший соляной рудник найден в Азербайджане
Группа французских археологов из CNRS обнаружила в Дуздаге в бассейне реки Араз в Азербайджане остатки древнейшего рудника по добыче соли. Добывать соль здесь впервые начали еще 4,5 тыс. лет до н.э., а активно разрабатывать рудник стали 3,5 тыс. лет до н.э. До настоящего времени самым древними соляными копями считались копи возрастом 4 тыс. лет. В ходе исследования археологи также обнаружили в обвалившихся тоннелях инструменты – каменные скребки и молотки, использовавшиеся для добывания соли.
Источник: family-history.ru
6 декабря

5314-Русские сарафаны и рубахи - на выставке в Петербурге
Петербургский мемориальный музей-квартира семьи актеров Самойловых в эти дни стал местом встречи всех, кто специализируется на изучении и сохранении русской самобытной этнографической культуры. Шитье аутентичных народных костюмов в наше время, как и столетия назад, - нелегкий ручной труд. Оценить его в полной мере можно на выставке знаменитых русских сарафанов и рубах. Нина Артеменко сначала изучала традиции севера, теперь - донское казачество. В этнографических экспедициях она записывает не только песни и предания. Скрупулезно исследует уклад и народную одежду. На выставке представлены костюмы Русского Севера, а также центральных областей и южных областей страны. Поморский девичий наряд - самый ценный экспонат. Первая работа Нины Артеменко - парчовый сарафан и кофта долгорукавка. «Иногда такие рукава достигали двух метров. В такой рубахе с длинными рукавами - тогда они назывались убивальницами - девушка плакала, причитала, выходя замуж», – рассказывает она. Никакой швейной машинки - только игла и нитка. На работу уходят не месяцы, годы. Этому предшествует подробнейшее изучение экспедиционного материала, ведь в народном костюме не может быть случайных деталей. Покрой, вышивка, узор - все это имело глубокий смысл. «Каждый узор имел сакральное, магическое значение. Он должен был продуцировать благополучие семьи и, конечно, самой женщины. Например, орнамент в виде свастики должен был придавать силы, вызывать плодородие у семьи, всего рода, племени», – поясняет Нина Артеменко. Свою любовь к народному творчеству и быту она передала и своим детям. Теперь рубахи и передники шьют и вышивают даже ее взрослые сыновья. «Во время футбольного матча это тоже можно делать. Этот передник вышивался мной во время Олимпийских игр. Все смотрели какой-то футбол, волейбол, я сидел вместе с ними, вышивал», – замечает Борис Артеменко. «Костюмов не так много, но они интересные. Они поражают, прежде всего, тщательностью и абсолютной точностью, этнографической точностью выполнения. Ткачество, сложнейшая вышивка, головные уборы - все это, действительно, не оставляет равнодушным», – подчеркивает заведующая филиалом Мемориального музея-квартиры семьи актеров Самойловых Елена Зилотина. Эти костюмы не хранятся в шкафах. Они живут, их носят, в них выступают на концертах. Главное, как считает Нина Артеменко, от ее кропотливого труда, есть реальная польза. Приезжая в глубинку с фольклорным ансамблем, артисты-собиратели возвращают забытые традиции на места.
Источник: family-history.ru
6 декабря

5313-Выставка икон преподобного Серафима Вырицкого открылась в Александро-Невской лавре
Год преподобного Серафима Вырицкого в Санкт-Петербургской епархии, посвященный десятилетию прославления святого, венчает выставка его икон и изображений, открывшаяся 26 ноября в Александро-Невской лавре. Написанные в разные годы образы чудотворца размещены в храме его имени. В честь открытия выставки братия монастыря отслужила молебен, который возглавил иеромонах Антоний (Простихин). Вместе с монахами молилось духовенство вырицкого храма Казанской иконы Божией Матери во главе с настоятелем протоиереем Георгием Преображенским. На молебне присутствовал писатель-агиограф Валерий Филимонов, автор книг о Серафиме Вырицком и других подвижниках ХIХ-XX веков, а также потомки преподобного - правнуки Геннадий Муравьев и Сергей Набоко, праправнучка Полина и прапраправнучка Аглая. Домовая церковь, освященная два года назад в Феодоровском корпусе, устроена в помещениях, где жили лаврские насельники. Храмовый зал устроен в келии иеромонаха Серафима - будущего вырицкого старца, а алтарь - на месте келий архимандрита Гурия и иеромонаха Льва (Егоровых). Идея поместить иконы временно в одном храме, чтобы полнее и объемнее представить образ преподобного, принадлежит наместнику монастыря епископу Выборгскому Назарию. С его точки зрения выставка имеет и познавательное значение для иконописцев. «С 2000 года наша Церковь прославила 5 тысяч новомучеников и исповедников, но мы часто сталкиваемся с проблемой отсутствия канонических прорисей. Надо заниматься их подготовкой», - отметил владыка Назарий. Преподобный Серафим Вырицкий (в миру - Василий Николаевич Муравьев) родился в 1866 году в Ярославской губернии. Он был воспитан глубоко верующим, но не сразу осознал свое монашеское призвание. К 1917 году будущий старец стал одним из богатейших коммерсантов России, владельцем фабрики в Санкт-Петербурге. Неожиданно для окружающих он раздал все состояние бедным и вступил на путь молитвенного делания. В 1920 году его приняли пономарем в Александро-Невскую лавру, вскоре рукоположили во иеродиакона, а в 1921 году - в иеромонаха с именем Варнава. Ему досталось тяжелое послушание - заведовать кладбищенской конторой. В стране шла братоубийственная бойня, в лавре постоянно совершались отпевания и захоронения. Это была школа духовного врачевания, наставничества и подвижничества. Как вспоминают очевидцы, за литургией лицо отца Варнавы озарялось духовной радостью, на богослужения с его участием собиралось множество народа. Люди стремились услышать его простые и сердечные проповеди. В это время души многих верующих потянулись к искреннему и кроткому батюшке. В 1927 году отец Варнава принял постриг в великую схиму и был наречен именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. На поприще духовника монастырской братии он пребывал три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшка стоял на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Здоровье его пострадало. Ему шел 64-й год. Медики настояли, чтобы он выехал из города. Летом 1930 года отец Серафим поселился в Вырице, где в годы фашисткой осады Ленинграда повторил подвиг 1000-дневного молитвенного стояния на камне Серафима Саровского. Старец предсказал дату Великой Победы - 9 мая. Он мирно скончался в 1949 году, на его могиле в Вырице до сих пор совершаются многочисленные чудеса. Прославление подвижника было совершено Архиерейским Собором в 2000 году.
Источник: family-history.ru
5 декабря

5312-В Ватиканских музеях после реставрации вновь выставлена коллекция этрусских ваз
После пяти лет реставрационных работ вновь выставлена в Григорианском этрусском музее Ватикана богатейшая коллекция этрусских ваз, сообщил Германский католический сайт Domradio. Коллекция ваз рассказывает о тысячелетней истории таинственного народа, населявшего Италию до нашей эры, и является одной из крупнейших в своем роде. На выставке представлено около 730 керамических изделий греческого и этрусского происхождения, датированных VI и V вв. до Р.Х. Многие амфоры и расписные сосуды были обнаружены в 1836-1837 гг. во время археологических раскопок в этрусском в некрополе при Сорбо (к югу от Черветери). На этрусских вазах изображены мифические сцены, подвиги и сражения, а также сцены из повседневной жизни древних людей, рассказал на открытии выставки один из ее кураторов Маурицио Санибалли. Этрусские изображения и мотивы встречаются и на керамических изделиях времен Римской империи. Многое из того, что считается типично римским в итальянской керамике, на самом деле имеет этрусское происхождение. Итальянцы всегда уважали своих предков-учителей и доказательством этому служит Григорианский этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco), основанный по распоряжению Папы Григория XVI и открытый в 1837 г. Основой для его создания послужили находки, обнаруженные при археологических раскопках античных поселений в южной Этрурии.
Источник: family-history.ru
5 декабря

5311-В Башкирии отмечают столетие записи сказания «Урал-батыр»
Столетие записи древнейшего архаического сказания "Урал-батыр" отмечают в Башкирии. Этой дате посвящена открывшаяся сегодня в Доме Государственного Собрания - Курултая республики - международная конференция "Урал-батыр" и духовное наследие народов мира". Как отметила директор Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Фирдаус Хисамитдинова, устное сказание "Урал-Батыр" было записано в 1910 году филологом Мухаметшой Бурангуловым от двух сказителей-кураистов. "Это самое крупное произведение башкирского эпоса, которое занимает особое, знаковое место в поэтическом наследии народа. "Урал-Батыр" принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии - кубаир, в котором выражена идея вечной жизни народа", - сказала директор института. Она подчеркнула, что древнее сказание является уникальным источником по изучению мифологии, открывает завесу над древней историей не только башкирского народа, но и мировой культуры. В республике создана солидная исследовательская научная база эпического наследия башкир. Работа по изучению эпоса "Урал-батыр" никогда не прерывалась. Выпущено множество исследований о древнем сказании, изданы переводы на русском, английском, немецком и турецком языках. В Башкирии многое делается для популяризации эпоса. В республиканском академическом театре поставлен спектакль по его мотивам, создан научно- популярный фильм "В поисках Акбузата", разработан туристический проект "По дорогам Урал-Батыра". Ежегодно проводится конкурс юных чтецов древнего эпоса.
Источник: family-history.ru
5 декабря

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294][295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100