Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
5388-Копия по цене оригинала
Нью-йоркский музей Метрополитен вернул в постоянную экспозицию портрет короля Испании Филиппа IV работы Диего Веласкеса. В 1973 году эту картину, которая хранилась в музее почти 60 лет и считалась подлинником, неожиданно объявили работой одного из подражателей художника. Теперь, 37 лет спустя, после тщательной реставрации подлинность портрета все-таки подтвердили. Таким образом, музей "вернул" себе уже вторую картину Веласкеса за последние два года. Портрет Филиппа IV Веласкес написал в 1624 году, через год после того как его назначили придворным художником. Королю Испании тогда было всего 18 лет, но работа живописца произвела на него и его окружение большое впечатление. Настолько большое, что в течение следующих 40 лет пребывания Филиппа IV на престоле портреты короля и членов его семьи писал только Веласкес. Этот портрет, попавший в музей Метрополитен в 1913 году, особенно ценен тем, что считается самым ранним из сохранившихся официальных портретов короля. Его также отличает масштаб - картина имеет размер 200 на 102,9 сантиметра; Филипп IV на ней изображен в полный рост в черном камзоле и плаще. Картина попала в музей Метрополитен после смерти нью-йоркского коллекционера и мецената Бенджамина Олтмена, который завещал музею свое собрание картин. Олтмен, в свою очередь, приобрел портрет у одного из самых известных арт-дилеров того времени - британца по имени Джозеф Дювин. Последний отличался деловым подходом к произведениям искусства и нередко требовал, чтобы реставраторы маскировали все повреждения на холстах и искусственно приглушали цвета, чтобы картина казалась менее легкомысленной, а значит, более дорогой. Таким образом, уже в 1913 году портрет Филиппа IV был далек от своего первоначального вида, и со временем его состояние только ухудшалось, а сомнения экспертов в его подлинности усиливались. Когда в 1973 году Метрополитен решил провести ревизию трехсот картин из своей коллекции, в процессе реатрибуции копиями или фальшивками было признано около 45 картин, в том числе работы Эль Греко, Рембрандта и Вермеера. В этот список попал и портрет Филиппа IV: было решено, что он принадлежит кисти ученика или подражателя Веласкеса. Статус-кво сохранялся до 2009 года, когда главой отдела европейской живописи музея Метрополитен был назначен Кит Кристиансен. По его инициативе главный реставратор музея Майкл Галлахер занялся другой картиной Веласкеса - "Портретом мужчины". Это полотно также когда-то считалось подлинником Веласкеса, но в 1979 году было признано работой его ученика. Благодаря усилиям Галлахера, который очистил картину от многочисленных слоев темного лака и следов работы не слишком внимательных реставраторов, подлинность картины была подтверждена. После этого Кристиансен, которого всерьез занимал вопрос подлинности хранившихся в музее работ Веласкеса, обратил свое внимание на портрет Филиппа IV. Подготовка к реставрации картины началась в том же 2009 году. Рентгеновская съемка показала, что значительная часть изображения утрачена. Кроме того, левый глаз короля был практически стерт, и Кристиансен признался, что начал сомневаться в подлинности портрета: настолько мало в нем осталось оригинального. "Если бы Майкл [Галлахер] не взялся за реставрацию, я бы вернул картину на склад", - заявил он. Однако уже первые итоги восстановительных работ, проведенных Галлахером, показали, что портрет действительно принадлежит кисти Веласкеса. Когда реставрация полотна была завершена, даже те эксперты, которые ранее считали картину подражанием, сошлись во мнении, что это подлинник. На происхождение картины очевидным образом указывала характерная для творчества Веласкеса живописная техника, следы которой были скрыты под слоями лака и результатами работы перерисовщиков Дювина. Более того, Кристиансен и Галлахер выяснили, что этот портрет - копия более раннего изображения Филиппа IV, поверх которого он написал другой его портрет, хранящийся в музее Прадо в Мадриде. Еще один аналогичный портрет испанского короля (но не в полный рост, а поясной) хранится и в музее Мидоус в Далласе. Сравнив с помощью кальки эти три портрета, эксперты пришли к выводу, что все они были написаны художником с одного шаблона. Таким образом, благодаря картинам в музеях Далласа и Мадрида реставраторам удалось восстановить портрет Филиппа IV с максимальной точностью.
Источник: lenta.ru
22 декабря

5387-Гены ранее неизвестного вымершего вида людей нашлись у меланезийцев
Ранее неизвестный вид людей, родственный неандертальцам, обитал в Сибири до того, как его территорию заселили представители Homo sapiens, мигрировавшие затем в Меланезию, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature в среду. Свои выводы ученые сделали на основании расшифровки полного генома, сохранившегося в двух образцах тканей древнего человека - фаланговой кости пальца руки и коренного зуба, обнаруженных ранее в Денисовой пещере Алтайского края. Новый вид людей, по словам ученых, является родственным неандертальцам. Согласно их предположению, он произошел из группы людей архаичного типа, покинувших Африку примерно 300-400 тысяч лет назад, которая затем быстро разделилась, по крайней мере, на две части, одна из которых дала начало неандертальцам, населявшим Европу, тогда как вторая отправилась в Сибирь. Ранее эта же группа авторов сообщила о расшифровке так называемой митохондриальной ДНК, извлеченной из этой же кости фаланги пальца. Тогда ученые отметили отличие этой короткой молекулы ДНК, наследуемой только по материнской линии, от таковой у неандертальцев и современных людей, что и подтолкнуло их к расшифровке полного генома. Проведенный авторами статьи во главе со Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Германии полный геномный анализ подтверждает гипотезу ученых, о том, что люди современного типа, покинувшие Африку 70-80 тысяч лет назад, в ходе колонизации новых земель не просто вытесняли с них примитивных обитателей, но и частично скрещивались с ними, наследуя некоторую часть их генов. Об этом ученые впервые заговорили, обнаружив в прошлом генетическую близость современных неафриканских народностей с неандертальцами. Теперь эта догадка подтверждается с учетом генетического следа, оставленного вновь открытым типом людей в ДНК современных меланезийцев. "Новый вид людей, называемый нами "денисовцы", пока не получил своего официального названия, потому что для этого необходимо больше данных о строении его тела. Тем не менее, мы можем сказать, что общий предок неандертальцев и денисовцев, геномы которых изучены на сегодняшний день, жил приблизительно 640 тысяч лет назад. Только у одного ныне живущего народа, жителей Меланезии, есть общие генетические черты (4-6%) с денисовцами, тогда как у всех остальных современных людей, кроме африканцев, где-то от 1% до 4% генома неандертальцев", - сказал в интервью РИА Новости один из соавторов публикации, доктор исторических наук, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Васильевич Шуньков. Авторы статьи подчеркивают важность генетических исследований в палеонтологии и археологии, так как по непонятным причинам ученым до сих пор не удалось обнаружить ископаемых свидетельств существования в прошлом этой группы предков современного человека. Более того, изученные в рамках данной работы фрагмент кости и зуб изначально были расценены учеными как останки более примитивных форм доисторических людей - человека умелого и человека прямоходящего. "Вполне возможно, что в прошлом подобным образом были неправильно классифицированы и другие останки древних людей. Анализ ДНК подобных образцов, становящийся все более технически простым, позволяет точно сказать, с чем мы имеем дело", - сказал соавтор публикации Ричард Грин (Richard Green), слова которого приводит пресс-служба Калифорнийского университета в Санта-Крус, США. "Возможно, подобным образом нам в будущем удастся найти новые разновидности ранее неизвестных видов доисторических людей", - добавил ученый.
Источник: lenta.ru
22 декабря

5386-Церковные витражи Tiffany выставлены на торги
Старинные витражи, изготовленные в начале XX столетия мастерами ювелирного дома Tiffany для американской церкви в Миннесоте, будут выставлены на аукцион предметов декоративного искусства Morphy Auctions.
mignews.com
22 декабря

5385-Содом и Гоморру ищут в Иордании
Россия и Иордания подписали соглашение о начале поисков останков библейских городов Содом и Гоморра на дне Мертвого моря. Российская компания согласилась провести осмотр морского дна в сотрудничестве с иорданскими властями в обмен на эксклюзивные права на документальный фильм о поисках городов. Один из руководителей проекта с иорданской стороны Зия Мадани заявил, что поиски начнутся в конце декабря. Российская компания, которая была выбрана в качестве партнера для исторической поисковой операции, обладает всем необходимым специальным подводным оборудованием, которое способно выдержать насыщенный солевой раствор Мертвого моря. У археологов-библеистов есть несколько теорий относительно того, где располагались Содом и Гоморра. Согласно Торе, Б-г стер Содом, Гоморру и три другие города из-за царящих в них вырождения, греха и беззакония, превратив некогда плодородные земли в пустошь. Археологи и геологи предполагают, что сильное землетрясение или падение метеора могло стать причиной исчезновения городов. Исследования специалистов всегда были сосредоточены вокруг Мертвого моря, а плато и гора Содом, практически полностью состоящая из каменной соли, считается наиболее вероятным местом расположения древнего города. Однако археологам также удалось найти определенные доказательства существования Содома на иорданской стороне. Внимание ученых привлекли два иорданских исторических объекта: Нумейра и Баб эд-Дхра. Иорданско-российские поиски, в частности, сосредоточатся на последнем объекте. Согласно словам Мадани, первые свидетельства того, что города Содом и Гоморра находились на иорданской стороне Мертвого моря впервые появились благодаря фотографиям НАСА, обнаруживших, что часть моря завалена мусором и объектами "не встречающимися в других водоемах". Иорданские власти также сообщили, что Израиль недавно снарядил подводную лодку для исследования морского дна и поиска пропавших городов, однако в ходе экспедиции выяснилось, что объекты с фотографий НАСА находятся на иорданской стороне, а власти Хашимитского королевства не позволили израильской субмарине перейти границу.
Источник: mignews.com
22 декабря

5384-Подвиг иконописания
21 декабря в Третьяковской галерее открылась выставка "Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника". Это совместный проект Третьяковки и Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева. В экспозицию вошли как произведения, авторство которых документально установлено, так и те, которые приписываются Рублеву и его окружению на основании анализа живописной техники. Выставка продлится до 27 февраля.
Источник: lenta.ru
22 декабря

5383-Хищные динозавры оказались вегетарианцами
Многие хищные динозавры из группы целурозавров, к которой относится, например, тираннозавр, были вегетарианцами. К такому выводу пришли ученые по итогам анализа анатомических особенностей этих ящеров. Статья исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а коротко о работе пишет портал ScienceNOW. Чаще всего палеонтологи определяют диету динозавров, ориентируясь на косвенные признаки - строение зубов, челюстей, особенности скелета и так далее. Прямым доказательством хищнического образа жизни стало бы обнаружение останков мяса в желудке ящера, но такие свидетельства встречаются крайне редко. Авторы новой работы изучали останки целурозавров - передвигавшихся на двух задних конечностях динозавров, бывших относительно близкими родственниками птиц. В общей сложности ученые исследовали 90 видов вымерших пресмыкающихся. Авторы выяснили, что многие представители целурозавров несут множество черт, которые указывают на растительную диету. К ним относятся, например, длинная шея, которая облегчала ящерам задачу собирания корма, смешанное строение зубов, а также клюв. Всего в группе изученных целурозавров ученые нашли 21 "вегетарианскую" черту. По итогам анализа авторы заключили, что из 90 видов исследованных ящеров 44 питались растениями.
Источник: lenta.ru
22 декабря

5382-В Италии нашли украденную 30 лет назад картину Дюрера
Итальянская полиция нашла украденную в 1972 году картину Альбрехта Дюрера "Самоубийство Клеопатры", сообщает Artdaily. Полотно обнаружили случайно - коллекционер, который хотел его приобрести, обратился в полицию с просьбой проверить происхождение картины. При проверке выяснилось, что она была украдена. Проведя расследование, полиция выяснила, что эта картина хранилась в доме некого дизайнера в Риме. Всего его коллекция насчитывала около 180 работ, и, как выяснилось в ходе полицейской проверки, 16 из них были украдены, в основном из церквей и частных коллекций. Картину Дюрера, в частности, украли из палаццо Пикколомини в городе Пьенца. Как и эта кража, все остальные были совершены в центральной части Италии. Общая стоимость похищенных картин составляет около одного миллиона евро. Альбрехт Дюрер считается наиболее выдающимся гравером и одним из величайших художников Северного Возрождения. К числу самых знаменитых его работ относится серия гравюр "Апокалипсис", гравюра "Меланхолия", "Автопортрет" (1500 года, хранящийся в Старой пинакотеке в Мюнхене) и рисунок "Кролик".
Источник: lenta.ru
21 декабря

5381-Испанская полиция нашла похищенные работы Пикассо и Ботеро
Испанская полиция нашла 28 произведений искусства, похищенных в конце ноября 2010 года в городе Хетафе, сообщает El Pais. Все картины и скульптуры были найдены в целости и сохранности. Как сообщили в пресс-службе полиции Мадрида, на след пропавших произведений искусства удалось выйти благодаря обнаружению одной из работ скульптора Эдуардо Чильиды: воры сдали ее на металлолом за 30 евро. Вскоре после этого были найдены и другие скульптуры и картины, среди которых несколько произведений чилийского художника Фернандо Ботеро и рисунок Пабло Пикассо. Все эти работы находились в грузовике, который был угнан 27 ноября 2010 года со склада транспортной компании Crisostomo Transporte в Хетафе. В полиции полагают, что у воров, скорее всего, был сообщник из числа сотрудников компании, так как водитель оставил ключ зажигания в замке. Угнавших грузовик воров обнаружить пока не удалось, хотя момент кражи зафиксировали камеры видеонаблюдения. Ранее в полиции подозревали, что кража была совершена по заказу, однако теперь, после того как стало известно, что воры продали скульптуру сборщику металлолома, эта версия перестала быть основной. Все скульптуры и картины принадлежат художественным галереям в Мадриде и Барселоне. Их общая стоимость оценивается в сумму около пяти миллионов евро.
Источник: lenta.ru
21 декабря

5380-Берлин получил в дар коллекцию искусства стоимостью 120 миллионов евро
Немецкие коллекционеры Улла и Хайнер Питцш передали в дар музеям Берлина свою коллекцию искусства, сообщает Bloomberg. Собрание семейной пары составляют работы таких художников, как Марк Ротко, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Фрида Кало, Джексон Поллок и Макс Эрнст. Улла и Хайнер Питцш собирали свою коллекцию на протяжении 30 лет, и основу ее составляют работы сюрреалистов и абстракционистов. Долгое время картины были недоступны широкой публике, и лишь в 2009 году в Берлине коллекция была впервые выставлена целиком в Новой национальной галерее (Neue Nationalgalerie). За время работы выставки ее посетили около двухсот тысяч человек. Как заявил Хайнер Питцш, он с радостью подарил коллекцию городу, так как она поможет восполнить пробел в экспозиции Новой национальной галереи. Мэр Берлина Клаус Воверайт со своей стороны поблагодарил семейную пару за "столь щедрый подарок". Стоимость коллекции четы Питцш оценивается в 120 миллионов евро. Считается, что это одна из лучших в мире частных коллекций сюрреалистов.
Источник: lenta.ru
21 декабря

5379-В Германии вышла книга о "почетных узниках" Гитлера
В ФРГ вышла книга о так называемых "почетных узниках" Адольфа Гитлера - личных пленниках фюрера, которых нацисты по тем или иным причинам содержали отдельно от других заключенных концлагерей в особых условиях. Как сообщает Welt, автором книги, которая проливает свет на ранее малоизученный аспект истории Третьего рейха, выступил историк и журналист Фолькер Кооп (Volker Koop). В нацистской Германии наряду с миллионами узников концлагерей и военнопленных существовала особая группа заключенных, так называемые "особые" или "почетные" узники. Их число возросло после начала Второй мировой войны, достигнув нескольких тысяч. Обычно их размешали в уединенных замках, на виллах, в реквизированных отелях или на специально оборудованных территориях недалеко от концлагерей. Условия содержания "почетных узников", как отмечается в книге "В руках Гитлера. Особые и почетные пленники СС" ("In Hitlers Hand. Sonder- und Ehrenhaeftlinge der SS") заметно отличались от условий обычных концлагерей и были достаточно комфортными, что, однако, не помешало нацистам ближе к концу войны казнить многих заключенных. Одним из "почетных узников" был последний канцлер независимой Австрии Курт Шушниг. Он жил вместе с семьей в одном из четырех домов на территории спецлагеря рядом с концлагерем Заксенхаузен (Sachsenhausen). Заключенным был только сам Шушниг. Его жена и рожденная в 1941 году дочь находились в спецлагере добровольно и могли свободно покидать охраняемую зону. Сын Шушнига от первого брака ежедневно ходил с территории концлагеря на учебу в гимназию. Другим известным пленником был столяр Георг Эльзер (Georg Elser), который 8 ноября 1939 года устроил покушение на фюрера, заложив взрывное устройство в одну из колонн в пивной Бюргербройкеллер. Эльзер был схвачен, подвергнут пыткам, а затем перемещен в Заксенхаузен, где, как отмечается, "содержался в относительно комфортных условиях", ожидая показательного процесса, который должен был состояться сразу после окончательной победы. Лишь в 1945 году Гитлер приказал перевести Эльзера в Дахау, где он был расстрелян. "Почетными узниками" Гитлера также являлись многие августейшие особы, как, например, баварские Виттельсбахи, которых Гитлер считал одними из главных противников национал-социалистов, а также представители королевских семей европейских государств. Король Бельгии Леопольд III, который не эмигрировал после захвата страны нацистами, некоторое время содержался под домашним арестом в своей резиденции, а затем был переведен в замок Хришштайн (Hirschstein) в Саксонии, где находился под охраной СС. Некоторые именитые французские политики находились в заключении в идиллическом отеле, расположенном в австрийском Кляйнвальзертале (Kleinwalsertal). Среди них бывший посол Франции в Берлине Андре Франсуа-Понсе (Andre Francois-Poncet). "Почетными узниками" Гитлера также были бывшие французские премьеры Леон Блюм (Leon Blum), Эдуард Деладье (Edouard Daladier) и маршал Максим Вейган (Maxime Weygand). Расходы на особых пленников, содержавшихся под стражей в разных уголках страны, ложились тяжелым бременем на бюджет, и в итоге нацисты приступили к поискам подходящего места, где можно было бы собрать всех заключенных. В 1942 году оптимальное решение было найдено. "Почетных узников" предлагалось разместить на двух островах в Балтийском море - Малом и Большом Пакри (Suur-Pakri und Vaike-Pakri). Фолькер Кооп нашел в архивах "Штази" документ из рейхскоммисариата "Остланд", в котором отмечалось, что эти острова "свободны ото льда, не обитаемы и достаточно удалены от материка". В конце войны Генрих Гиммлер пытался использовать "почетных узников" как своеобразный залог в переговорах с союзниками, однако из этой затеи ничего не вышло. В итоге большинство личных пленников фюрера были переведены в Тироль, а весной 1945 года освобождены.
Источник: lenta.ru
21 декабря

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288][289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100