Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
5458-Российские памятники культуры будут подробно описаны
Росохранкультура подробно опишет 85 тысяч российских памятников. Об этом говорилось сегодня на Девятом Всероссийском съезде органов охраны памятников, который проходит в Москве. На форум собрались около 200 представителей этих ведомств из 66 регионов страны. Главной темой обсуждения стало подведение итогов уходящего года и планы работы на 2011. По словам начальника управления госохраны памятников истории и культуры Росохранкультуры Виктора Работкевича, "на сегодняшний день считаются включенными в реестр, который ведется с 1965 года, порядка 85 тысяч памятников, но без подробных данных". "По российскому же законодательству в этом реестре должны быть зарегистрированы параметры памятника, его данные, на основании которых будет выстраиваться система обременения по ним, предмет охраны, границы территории, разрешение использования земельных участков", - рассказал он. Росохранкультура пока подробно описала четырнадцать объектов, но это "только начало процесса", отметил Работкевич. Кроме того, он сообщил, что служба начала процедуру регистрации экспертов государственной историко-культурной экспертизы по недвижимому имуществу. "Существует очень большой спектр полномочий, которые мы можем принять только на основании заключения такой экспертизы, для этого и проводится аттестация", - пояснил Работкевич. По его словам, аккредитовано уже более двадцати экспертов. На основании экспертизы региональные и центральные подразделения принимают согласование проектной документации, включение объекта в реестр, исключение из него, согласование проекта зон охраны памятника, изменение категории памятника, отметил чиновник. "Это не одностраничная экспертиза, а серьезная научная работа. Кроме того, эксперты - это не сотрудники службы, они независимы", - подчеркнул Работкевич. Экспертов по движимому имуществу - произведениям искусства - Росохранкультура аттестует уже несколько лет, а по недвижимому начала только в этом году. Комментируя вопрос об объединении службы с Министерством культуры РФ Работкевич сказал, что "не стоит предвосхищать те или иные события, в конце концов, важна не вывеска, а реальное наполнение этой деятельности".
Источник: family-history.ru
19 января

5457-В Санкт-Петербурге отметили 250-летие Николо-Богоявленский морского собора
250-летие отметил 19 декабря один из старейших в северной столице Николо-Богоявленский морской собор. Божественную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Ему сослужили викарии епархии - епископы Петергофский Маркел, Выборгский Назарий, а также настоятель собора протоиерей Богдан Сойко и клирики храмов города. По окончании богослужения владыка Владимир поздравил собравшихся с праздником и подчеркнул, что собор-юбиляр являет собой пример ухоженности и порядка. «Обычно по историческим памятникам легко можно угадать, насколько они древние, но Никольский собор и спустя 250 лет выглядит как новый», - подчеркнул правящий архиерей епархии. К знаменательной дате полностью завершены работы по восстановлению внутреннего и внешнего обликов храма. Этот отрадный факт отмечен в приветствии, направленном Патриархом Кириллом. «Сложные многолетние труды проделаны на доброхотные пожертвования благотворителей», - говорится в поздравлении. Серебряными медалями святого первоверховного апостола Петра и почетными грамотами были награждены сотрудники собора, чей труд незаметен простым прихожанам, но необходим для того, чтобы храм действовал. Один из старинных храмов города на Неве, творение выдающегося зодчего Саввы Чевакинского, Морской Николаевский собор, как его называли первоначально, много повидал на своем веку. Даже в самые трудные, безбожные времена XX века он не переставал быть Божиим храмом. Старшему поколению петербуржцев памятны дни, когда он оставался одной из немногих неугасимых лампад церковной жизни в Ленинграде. В тяжелые годы блокады собор был в буквальном смысле слова жилищем правящего архиерея, будущего русского Первосвятителя - Патриарха Алексия I, а в последующие годы выполнял роль кафедрального собора Санкт-Петербурга (позже этот статус перешел к Казанскому собору). В новые времена, когда для Церкви открылись широкие свободы и возможности, в соборе в полный голос зазвучала проповедь православия. Сотни людей устремились в открывшуюся воскресную школу, наладилась социальная работа, возобновилась духовная связь с представителями армии и флота. Наименование «Морской», бывшее до этого лишь напоминанием о былой славе собора, обрело актуальный смысл. Собор играет огромную роль в жизни города на Неве как морской столицы России. Именно здесь с самого основания святыни молятся о здравии и упокоении всех, кто связал судьбу с морем. На стенах установлены мемориальные доски экипажем погибших советских и российских подлодок. Многие военнослужащие и судостроители по праву считают его своим, а клирики собора - частые гости в частях и подразделениях, на стапелях верфей и кораблях.
Источник: family-history.ru
19 января

5456-Древние люди использовали череп в качестве точилки
Ученые пришли к выводу, что древние люди, жившие 50 тыс. лет назад, могли использовать человеческие останки для затачивания каменных орудий. Об этом, по мнению исследователей, свидетельствует фрагмент черепа, который был обнаружен в районе стоянки неандертальцев. Кость была найдена еще в 1926 году при раскопках стоянки Ла-Кина на левом берегу реки Вультрон на юге Франции. На протяжении долгого времени собранные учеными останки хранились в музее города Лиона и оставались неизученными. Антропологи из института Макса Планка в Лейпциге решили исследовать найденные фрагменты. С помощью микроскопического анализа специалисты обнаружили на черепе следы, свидетельствующие о том, что древние люди затачивали с помощью костей каменные орудия. На месте раскопок были найдены и кости животных, которые неандертальцы также использовали в качестве точилки, сообщает Live Science. «Это может означать, что человеческая кость не воспринималась как нечто отличное от костей животных», - говорит антрополог Кристин Верна. - «Другими словами неандертальцы относились к человеческому телу как к части животного мира, а смерть не имела символического значения».
Источник: family-history.ru
19 января

5455-Древние коптские ткани покажут на выставке в ГМИИ
Выставка "Сотканный мир египетских христиан", на которой представлена коллекция коптских тканей, открывается в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) во вторник, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. В экспозиции представлены наиболее яркие образцы из коллекции, поступившей в музей после войны из собраний Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге. Основу выставки составляют льняные одежды и предметы домашнего обихода - занавесы, покрывала, ковры, скатерти, салфетки, чехлы для подушек, а также церковные завесы и алтарные покровы, хорошо сохранившиеся и обнаруженные в погребениях позднеантичного и средневекового Египта. Копты - христиане Египта. Коптская православная церковь, по легенде, была основана в 63 году н.э. евангелистом Марком. До сих пор, несмотря на завоевание Египта арабами, копты составляют примерно десятую часть населения страны. Коптский текстиль датируется 3-12 веками - временем, когда насильственная исламизация территорий привела к упадку христианской культуры и искусства. Первые открытия коптских памятников датируются 1880-ми годами: тогда внимание собирателей привлекали их вышитые льном или шерстью фрагменты, которые часто вырезались из готовых изделий, поэтому до наших дней целиком дошло не так много вещей. Тем отраднее увидеть их в ГМИИ. Выставка работает до 20 февраля.
Источник: family-history.ru
19 января

5454-Обнаружен древнеегипетский склад разбитых статуй
Египетские археологи раскопали нечто вроде древнего кладбища сломанных и поврежденных статуй вблизи северной стороны погребального храма Аменхотепа III на западном берегу Нила в Луксоре. «Поскольку скульптуры имели ритуальное значение, их нельзя было уничтожать», — поясняет генеральный секретарь высшего совета по древностям Захи Хавасс. Девятый правитель 18-й династии Аменхотеп III (1390–1352 годы до н. э.) правил в те счастливые времена, когда Египет находился на пике процветания и культурного развития. Его мумия была найдена в 1898 году в гробнице KV35 французским египтологом Виктором Лоре. Погребальный храм Аменхотепа III был крупнейшим в Древнем Египте. Его охраняли две сохранившиеся до наших дней гигантские статуи фараона, известные как колоссы Мемнона. К сожалению, храм был разрушен в период Позднего царства, и его части использовались в строительстве других зданий. По словам Абделя Гаффара Вагди, руководителя раскопок, в ближайшие месяцы планируется извлечь ещё больше статуй. За два предыдущих археологических сезона объект дал пять двойных статуй Аменхотепа III в компании различных божеств.
Источник: family-history.ru
19 января

5453-В Испании в крипте церкви найдена братская могила времен гражданской войны
В районе Терра-Альта в испанской провинции Таррагона, в крипте заброшенной церкви в местечке Корбера д'Эбре, археологи нашли братскую могилу времен Гражданской войны 1936-1939 гг. В ней обнаружены останки около десяти человек. Никаких документов, по которым можно было бы опознать тела, обнаружено не было. Лишь несколько найденных предметов свидетельствуют о том, что захоронение было сделано во время гражданской войны, пишет El Pais. За 7 лет раскопок, проведенных испанскими военными на бывшей территории боевых действий, было обнаружено 94 братских могилы. Еще около 150 существуют в документах и неофициальных источниках. Однако на территории храма никто до настоящего времени братских могил не находил. Специалисты считают, что эти люди были убиты в другом месте, а потом привезены и сброшены в крипту. На руке одного из трупов намотаны четки. Археологические работы на территории храма приостановлены до тех пор, пока специалисты не определят точно количество тел и не опознают это захоронение по документам.
Источник: family-history.ru
18 января

5452-В Абхазии найдена турецкая медная чаша
На месте будущего строительства посольства России в Абхазии, на улице Лакоба в Сухуме, археологи выкопали турецкую медную чашу. «Медная чаша, датируемая XVII веком, обнаружена на глубине около 1 метра», - рассказал научный сотрудник Абхазского Института гуманитарных исследований Зураб Хондзия. Он вместе с другими археологами ведет археологические изыскания на месте будущего строительства посольства. Здесь также нашли множество обломков поливной керамики, ручки и фрагменты стенок сосудов, венчики одного и того же периода – XVII века, сообщает Apsny Press.
Источник: family-history.ru
18 января

5451-Уникальные документы XVI-XVIII веков опишут в едином каталоге
История Псковской области, запечатленная в памятниках книжности и письменности с древних времен до наших дней, хранится в отделе рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника. Отдел имеет еще одно название – древлехранилище. Старинные столбцы, книги, грамоты и другие уникальные документы XVI-XVIII веков будут описаны в едином каталоге. Эта работа уже ведется. Каталог должен быть готов в следующем году. Все, что перечислено псковичами в казну,- в оброчной книге времен великой Смуты. От людей торговых: их лавок, кабаков, рыбных рядов. Свидетельство - псковская земля в XVII веке буквально питала Государство Российское. Теперь все уникальные фолианты от первого столетия московского царства до первого века существования империи будут описаны в едином каталоге. Завершается работа, начатая еще в позапрошлом веке. «Издание такого каталога, подготовка его является необходимым долгом памяти перед теми людьми, которые в трудные времена спасали от уничтожения эти документы. Сберегали их в музее для будущих поколений. Среди этих подвижников - Константин Явлентьев, Николай Окулич-Казарин, Янсон, Творогов - создатель древлехранилища музея», - рассказывает старший научный сотрудник псковского музея-заповедника Арсений Постников. . Реставратору уникальных рукописей Вере Григораш приходилось разделять страницы памятников током высокой частоты, спасать от разных видов грибка и разрывов. В ее мастерской живой водой для рукописей становится вода проточная и дистиллированная. Самое главное в этой работе - терпение и неторопливость, и неизменное чувство к памятникам - благоговение. За 35 лет она спасла сотни уникальных документов. «Здесь Евангелие, оно было просто нечитаемое, кирпич. его же нельзя было разделить на листочки, а когда разделили, можно было работать с каждым листочком», - отмечает художник-реставратор по бумаге Вера Григораш. С каждым листочком работает Арсений Постников. Его задача прочитать все и описать. Главная цель - сделать эти книги доступными для науки и вернуть истории имена и судьбы людей, которые прославили псковскую землю. Всего один пример, о купце Поганкине, расскажет, каких усилий ему стоило привозить в Россию металл для пушечного двора. И как трагически иссяк род самых уважаемых и богатых купцов Поганкиных во время мора в 1710 году.
Источник: family-history.ru
18 января

5450-Древние индейцы разбирались в акустике
Умышленно или нет, но древним индейцам удавалось создавать гигантские усилители звука. Археолог Франсиска Салакетт из Национального автономного университета Мексики и её коллеги обнаружили, что в этой роли могла выступать Северная группа площадей и храмов Паленке, построенных около 600 года. Надо заметить, что майя изобрели множество музыкальных инструментов, и некоторые экземпляры были найдены как раз в Паленке на территории современного штата Чьяпас. Исполнители или жрецы могли стоять на крышах храмов или в специальных комнатах, если таковые существовали, и их музыка или речи были прекрасно слышны на всех окрестных площадях. Известно, что майя любили проводить церемонии при большом скоплении народа, славя божеств, военные победы и пр. Усилителями могли служить сами здания. Возможно, их акустика сознательно улучшалась с помощью штукатурки. Измерения показали, что она и впрямь меняла показатели поглощения и отражения звука. Компьютерное моделирование свидетельствует о том, что звуки, издаваемые на вершине храма Северной группы, были отчётливо слышны в ста метрах. Майя, видимо, были не одиноки в стремлении управлять звуком с помощью архитектуры. В перуанских Андах, например, был найден подземный лабиринт, возможно, предназначенный не только для усиления звука, но и для дезориентации человека. Под Чавин-де-Уантар (религиозный центр доинкской цивилизации, существовавшей 3 тыс. лет назад) лежит вытянутый примерно на километр комплекс подземных помещений и извилистых коридоров, связанных воздуховодами. При раскопках этой галереи исследователи заметили, что лабиринт проделывает странные акустические фокусы с человеческим голосом и звуками, издаваемыми обнаруженными неподалёку инструментами — трубами из морских раковин. «Не надо даже прибегать к специальному оборудованию, чтобы услышать это», — говорит археолог Джон Рик из Стэнфордского университета (США). В некоторых местах лабиринта, например, звук отражается от стен очень быстро, и наблюдателю кажется, что эхо идёт со всех сторон сразу. Для вящего эффекта индейцы могли пользоваться психоактивными веществами. Судя по найденным здесь же изображениям, в этой роли выступал кактус Сан-Педро (Trichocereus pachanoi). Он выращивается в тех краях по сей день для нужд шаманских ритуалов. Обнаруженные в районе лабиринта шлифовальные камни и трубки из кости, вероятно, использовались для приготовления порошка из кактуса. Всё это приводит учёных к выводу, что лабиринт служил местом проведения обрядов инициации. Скорее всего, сюда съезжались люди со всех центральных Анд, дабы стать посвящёнными в некий культ. Доподлинно не известно, имели ли в виду строители Паленке и Чавина акустические эффекты. Но может быть, это и не имеет значения. Древним народам не надо было знать механизм возникновения эффекта, чтобы использовать его.
Источник: family-history.ru
18 января

5449-Оцифрованная коллекция Вятского музея пополнит фонд библиотеки Ельцина
Оцифрованная коллекция Вятского художественного музея имени В.М и А.М. Васнецовых пополнит фонды Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, сообщил глава регионального департамента культуры Владимир Микрюков. Соответствующее соглашение подпишут губернатор Кировской области Никита Белых и генеральный директор библиотеки Александр Вершинин в понедельник в ходе мероприятий, приуроченных к 100-летию Вятского художественного музея. "Александр Павлович Вершинин не случайно приедет к нам в дни празднования юбилея музея. Его задача - пополнять библиотеку всем достоянием российской культуры, в том числе богатствами нашего музея. Вятский художественный музей по праву считается одним из лучших в стране, а его коллекции могут позавидовать не только российские, но и зарубежные собрания", - сказал Микрюков. В рамках праздничных мероприятий откроется новая экспозиция, посвященная 100-летию музея, а также пройдет концерт. Директор Вятского художественного музея Ирина Любимова сообщила, что новая экспозиция, приуроченная к юбилею музея, - это собрание отборных экспонатов фондов музея. Здесь будут представлены как разные эпохи (начиная с XV века), так и разные направления живописи, графики, скульптуры - образцы как русского, так и западноевропейского изобразительного искусства. По ее словам, на подготовку и проведение юбилейных мероприятий было выделено 2 миллиона рублей из областного бюджета, еще 250 тысяч рублей - из федерального. "Благодаря этим средствам, в частности, в музее произведен ремонт полов, обновлено освещение, приобретено современное экспозиционное оборудование. Удалось решить и главную задачу - представить к юбилею достойную экспозицию, включающую наиболее интересные и значимые произведения из собрания музея", - пояснила директор музея. Вятский художественный музей открылся 5 (18) декабря 1910 года. Основание музея и комплектование первых его коллекций связано с деятельностью Вятского художественного кружка, членами которого были художники Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович Васнецовы.
Источник: family-history.ru
18 января

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281][282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100