Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
5664-В Москве открылся отреставрированный музей Тропинина
В Москве 18 марта открылось отреставрированное здание музея русского художника Василия Тропинина, сообщает "Интерфакс". В церемониии открытия было проанонсировано участие главы Москомнаследия Александра Кибовского. Музей, расположенный в Щетининском переулке, ремонтировали несколько лет. В ходе восстановительных работ было отреставрировано не только здание музея, но и около 200 его экспонатов. Всего музей насчитывает около трех тысяч единиц хранения, в том числе известные картины "Кружевница" Тропинина и "Портрет Евдокии Михайловны Бакуниной" Брюллова. Музей Тропинина был основан в 1969 году коллекционером Феликсом Вишневским. С тех пор собрание музея увеличилось почти в десять раз. Как сообщалось ранее, на реставрацию музея было выделено 63,9 миллиона рублей. Художник Василий Тропинин известен прежде всего как портретист. Он родился в 1776 году и до 1823 года был крепостным. Уже в 1824 году Тропинин, получивший свободу, стал академиком Петербургской академии художеств.
Источник: lenta.ru
18 марта

5663-Музей Гетти вернул Италии украденную 30 лет назад Афродиту
Музей Гетти в Лос-Анджелесе вернул Италии статую богини любви Афродиты V века до нашей эры, сообщает ANSA. В Италии статуя будет выставлена в археологическом музее в городе Айдоне на Сицилии, где она и была найдена. Эта статуя, также называемая "Венера Моргантинская" (Венера - аналог Афродиты в римской мифологии), была украдена с места археологических раскопок около 30 лет назад. Пройдя через руки нескольких перекупщиков, она в итоге была продана американскому музею за 18 миллионов долларов. В 2007 году тогдашний министр культуры Италии Франческо Рутелли сумел договориться с Музеем Гетти о возвращении этой статуи и еще нескольких предметов искусства. Ожидается, что Афродиту покажут итальянской публике уже в мае 2011 года. В музее Айдоне еще не готово место для ее установки, поэтому некоторое время статуя Афродиты будет выставляться Палаццо Норманни в Палермо.
Источник: lenta.ru
17 марта

5662-Средиземное море оказалось результатом наводнения
Ученые установили, что 5,3 миллиона лет назад Средиземное море наполнилось водой в результате катастрофического наводнения. Причем произошло это всего за два года. Статья ученых появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит New Scientist. Примерно 5,6 миллиона лет назад тектоническая активность в регионе привела к появлению на месте Гибралтара стены, которая отгородила море от океана, сделав его озером. До настоящего времени считалось, что в какой-то момент на перешейке возник гигантский водопад гораздо мощнее Ниагарского, который заполнил море примерно за 10 лет. В рамках исследования ученые использовали компьютерное моделирование, а также самые свежие геологические данные, чтобы установить, как Средиземное море заполнялось после засухи, которая продолжалась почти 300 тысяч лет. Анализ данных позволил ученым обнаружить желоб в перешейке длиной 200 километров и глубиной около 250 метров. Компьютерное моделирование позволило установить, что некоторое время вода переливалась через перешеек, пока не проделала данный желоб. После этого море заполнилось всего за два года. Максимальная скорость подъема воды доходила до 10 метров за день. По словам исследователей, древнее наводнение имело серьезные последствия для человечества. Так, из-за возникновения моря человечество заселило Европу гораздо позже, чем могло бы. Это связано с тем, что людям пришлось постепенно обходить море с востока.
Источник: lenta.ru
17 марта

5661-Месса XVI века обошла в чартах Эминема и Бон Джови
Месса итальянского композитора XVI века Алессандро Стриджо стала суперхитом в Великобритании, сообщает Reuters. Запись мессы дебютировала в британском чарте поп-музыки на 68 месте, опередив альбомы Эминема, Бон Джови и Джорджа Харрисона. В чарте классической музыки месса стартовала с первого места. Месса под названием Ecco si beato giorno была написана Стриджо в 1566 году. При жизни композитора она была исполнена несколько раз, но впоследствии партитура произведения была утеряна. Обнаружить ее удалось лишь несколько лет назад - в Национальной библиотеке Франции. Все это время мессу было почти невозможно найти из-за ошибки, допущенной при каталогизации. Это произведение Стриджо отличается тем, что написано для 40 голосов, у каждого из которых своя партия. Голоса разделены на пять хоровых групп по восемь голосов в каждой. Последняя часть мессы - "Агнец" (Agnus Dei) написана для 60 голосов. Таким образом, по утверждению нашедшего партитуру музыковеда Дэвита Мороуни, это самое сложное полифоническое произведение Ренессанса. Первое современное исполнение мессы состоялось в 2007 году в Лондоне. Диск, вышедший на лейбле Decca, был записан британским хоровым коллективом I Fagiolini, дирижер - Роберт Холлингворт. При записи некоторые вокальные партии были заменены инструментальными (что не противоречило замыслу Стриджо), причем оркестр использовал инструменты Ренессанса, например лироне, лютни и блок-флейту.
Источник: lenta.ru
17 марта

5660-Опубликован список пропавших из египетских музеев экспонатов
Министерство по древностям Египта обнародовало список экспонатов, пропавших из музеев страны, сообщает Ahram Online (англоязычный ресурс египетской газеты Al Ahram). В списке, переданном генеральной прокуратуре Египта, занимающейся расследованием обстоятельств исчезновения культурных ценностей, упоминается 81 предмет.

Полная версия списка пропавших из египетских музеев предметов с фотографиями и подробным описанием каждого артефакта также размещена на сайте министерства по древностям.

В список вошли как экспонаты, похищенные из Каирского музея во время народных волнений, так и предметы, пропавшие из ограбленного в марте хранилища Тель-эль-Фараине, куда отправляют предметы, обнаруженные археологами, ведущими раскопки на месте одного из древнейших городов Египта - Буто . В хранилище в Тель-эль-Фараине, сообщает Ahram Online в среду, 16 марта, несколько дней назад ворвались вооруженные грабители и связали охранников. Нескольким сотрудникам службы безопасности хранилища удалось освободиться и задержать четверых грабителей. Однако остальные преступники скрылись, унеся с собой 27 артефактов, включая 20 античных бронзовых монет. В список также включены 54 предмета, пропавшие из Каирского музея в ночь на 29 января. Причем в списке указаны и те экспонаты, которые уже удалось обнаружить. Как пояснил директор музея Тарек эль-Авади (Tarek El Awadi), уже найденные экспонаты было решено не убирать из списка до тех пор, пока не будут обнаружены все пропавшие ценности. В начале марта глава министерства по древностям Захи Хавасс, один из самых авторитетных египтологов в мире, подал в отставку, заявив, что после ухода Хосни Мубарака и передачи власти в стране военным мародерство в египетских музеях достигло угрожающего размаха. Новый министр по древностям Египта пока не назначен.
Источник: lenta.ru

17 марта

5659-Историю Черного моря прочли в сталагмитах
Ученые восстановили динамику уровня воды в Черном море в последние 670 тысяч лет. Работа специалистов опубликована в журнале Nature Geoscience, а коротко о ней пишет портал Science News. Состав воды Черного моря довольно сильно изменялся во времени из-за притока пресной воды из рек, а также из-за регулярных контактов с водами Средиземного моря через мелкий пролив Босфор и Эгейское море. Однако до сих пор ученые не могли определить точное "расписание" этих изменений из-за недостаточного количества осадочных пород. Авторы новой работы выбрали в качестве ориентира сталагмиты в пещере Софулар, расположенной в северной части Турции в десяти километрах к югу от Черного моря. Сталагмиты представляют собой застывшие столбы из солевых слоев, источником соли для которых была морская вода, испарявшаяся из Черного моря. Вода проливалась дождем на побережье и из образующихся на поверхности луж просачивалась в пещеру. Ученые анализировали изотопный состав кислорода в солевых слоях (изотопами называют атомы одного и того же элемента, в ядрах которых содержится различное число нейтронов). Соотношение изотопов кислорода-16 и кислорода-18 в Черном и Средиземном морях достоверно отличается, так что, изучая этот параметр, исследователи могут установить, перемешивались ли воды двух этих морей. Изотопный состав речных стоков также заметно отличается от морского. По итогам своей работы авторы выяснили, что перемешивание Черного и Средиземного морей за последние 670 тысяч лет происходило как минимум 12 раз. Кроме того, исследователи заключили, что как минимум семь раз в Черное море попадала вода из Каспийского моря. Перемешивание морей могло происходить из-за таяния на Земле ледников и общего подъема уровня воды на планете - моря попросту выходили из своих берегов. Одна из гипотез возникновения Черного моря в современном виде предполагает, что оно появилось в результате затопления - считается, что около 7,5 тысяч лет Средиземное море перелилось через край и смешалось с водами крупнейшего пресноводного озера, которое существовало на месте Черного моря.
Источник: lenta.ru
17 марта

5658-На территории нынешнего Персидского залива, возможно, существовали доисторические цивилизации
Новые археологические данные, возможно, свидетельствуют о том, что во время последнего ледникового периода на месте Персидского залива существовали человеческие поселения. Джеффри Роуз из Бирмингемского университета (Великобритания) интерпретирует находки каменных орудий на территории сорока ближневосточных археологических памятников как указание на то, что аравийский континентальный шельф был заселён во время ледникового периода и что обитатели Аравийского полуострова и близлежащих регионов, появившиеся словно бы ниоткуда в начале голоцена, в действительности пришли из затопленных ныне районов. Исследователь отмечает заметное увеличение количества поселений в районе нынешней береговой линии Персидского залива с середины VII по конец V тысячелетия до н. э. Возможно, это результат волны переселений, вызванной затоплением некогда обитаемой территории около 8 тыс. лет назад. Одним из «невесть откуда взявшихся» народов были шумеры, расселившиеся в IV тысячелетии до н. э. в нижнем течении Тигра и Евфрата. Роберт Картер из Оксфордского университета им. Брукса (Великобритания) готов оспорить связь, которую г-н Роуз увидел между инструментами каменного века и артефактами шумерской цивилизации: «Только если полностью отрицать преемственность технологии изготовления каменных инструментов из поколения в поколение, можно говорить о единых корнях населения Южной Месопотамии и Восточной Аравии, находящихся в бассейне Персидского залива. Лептолитическая индустрия первой (для получения режущего края камень оббивали только с одной стороны) имеет мало общего с аравийской бифациальной традицией (камень оббивали с обеих сторон, чтобы получить симметричный режущий край), распространённой на полуострове как раз 8–6 тыс. лет назад». Но Джеффри Роуз не унывает, завершая своё исследование предположением, что ближневосточные мифы о райском саде и Всемирном потопе имеют в своей основе смутные воспоминания о существовании цветущих поселений на берегах Персидского залива, которые были уничтожены водой. Результаты исследования будут опубликованы в журнале Current Anthropology.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
16 марта

5657-Римские башни охраняли руду
Исследовательский проект возглавили археологи Джоуи Уильямс (Joey Williams) из Университета Буффало (США) и Руи Маталото (Rui Mataloto) из муниципалитета Редонду. «На территории современной Португалии был мятеж, который успешно подавили, но затем здесь зачем-то построили сторожевые башни. Мы решили разобраться в этой загадке», — рассказал Уильямс. Археологическое исследование башен началось еще 10 лет назад. Сначала Маталото изучал руины сторожевых башен и найденные на поверхности предметы в одиночестве. Затем он вместе с Уильямсом начал раскопки одной из башен размером 9 на 5 метров, которая называется Каладино. Предварительные результаты исследований были недавно представлены на ежегодном собрании Археологического института Америки. По словам Уильямса, гражданская война, которая началась в Португалии еще до строительства башен, была кровавой. «В этом регионе в период между 82 и 70 годами до н.э. произошел раскол в рядах римских граждан. Мятеж поднял римский государственный деятель и военачальник Квинт Серторий. Он отправился в Иберию и привел за собой недовольных римлян», — рассказал исследователь. Они создали свой римский сенат и оспорили у Суллы, римского диктатора, право управления этой территорией. Сначала мятежники отбили нападение римских войск, которые понесли тяжелые потери. Согласно письменным источникам, знаменитый римский военачальник Помпей, который впоследствии был побежден Цезарем, только в одной битве потерял 10 000 человек. Однако он не сдался и со временем собрал новые войска. В то время Серторий, которому сопутствовала удача в военных действиях, столкнулся с разногласиями в своем собственном лагере. В самый разгар военной кампании его итальянские полководцы, которых возглавил Перперна, устроили заговор. Перперна пригласил своего военачальника на пир, где Серторий был предательски убит. После его смерти бунтовщики начали сдавать свои позиции, а в 61 году до н.э. новым римским наместником провинции Дальняя Испания стал Юлий Цезарь. В поисках военной славы и богатой добычи Цезарь привел сюда третий легион и провел молниеносную военную кампанию против лузитан и галлеков — племен, обитавших на Пиренейском полуострове. Цезарь был беспощаден и грабил даже те города, которые сами открывали ему ворота. 24 сторожевые башни, которые, возможно, имели отношение к крупной крепости Кастело да Лоса, расположенной поблизости, были возведены где-то в середине I века до н.э., то есть примерно в то время, когда гражданская война уже закончилась, и начался период правления Цезаря. Они были построены в регионе Альто Алентежо, который находится в центре современной Португалии. Сообщение между башнями было затруднено. «Они строились как единая сеть укреплений и находились вне зоны видимости друг от друга, поэтому не могли передавать по цепочки какие-то сигналы, например, световые по ночам или с помощью флагов днем», — рассказал Уильямс. Это означает, что обитатели башен не были заинтересованы в контроле над большой территорией. Они наблюдали оттуда лишь за своими землями, расположенными поблизости. В большинстве башен в ходе разведывательных экспедиций был найден шлак. Это, по мнению исследователей, указывает на то, что башни были как-то связаны с разработками руды, которыми занимались осужденные преступники или рабы. В связи с этим Уильямс пришел к выводу, что башни были построены для наблюдения за ходом работ в шахтах. Сейчас археологи занимаются раскопками башни Каладино, которая была построена на вершине горного хребта. Отсюда хорошо просматривались долины к северу и к западу от башни. Сама сторожевая башня была высотой около 4 метров. К западу от нее ученые нашли остатки стены толщиной в один метр и высотой около двух метров. «Это была очень крепкая стена, возведенная по римским канонам. Она была построена с учетом местного ландшафта, который усиливал ее оборонительные функции», — рассказал Уильямс. Археологи должны будут продолжить работу, чтобы выяснить точно, окружала ли эта стена башню со всех сторон, или нет. Когда археологи начали раскопки самой башни, то выяснили, что внутри было два помещения. Большая комната примыкала к юго-западным стенам, а вторая – маленькая и узкая – к северо-восточным. Помещения соединял коридор в форме буквы «L». В процессе работы археологи нашли множество предметов, которые не вязались с бытом римских солдат. Это были грузики, которые использовались при работе на ткацких станках. Всего археологи собрали 52 таких грузика. Это означает, что Каладино использовалась не только как военный объект. «Эта находка противоречит нашим предположениям о том, что данное строение выполняло роль сторожевой башни», — отметили исследователи. Но в таком случае возникает вопрос: зачем римские солдаты так активно занимались здесь ткачеством? Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Одно из самых простых объяснений заключается в том, что римлянам было необходимо изготавливать или чинить много одежды. «Римские источники свидетельствуют, что ткачеством и пошивом одежды необязательно должны были заниматься только женщины», — отметил Уильямс. Он также добавил, что римская армия была способна сама себя обеспечивать, особенно в полевых условиях, поэтому среди солдат должен был быть кто-то, кто чинил бы всю одежду. Возможно, эта задача возлагалась на гарнизон данной сторожевой башни. Согласно другому предположению, которое археологам еще предстоит проверить, жителями башни были не римские солдаты, а гражданское население. Вне зависимости от того, кто же на самом деле был хозяином башни, местные жители использовали керамическую посуду. Археологи нашли фрагменты терра сигиллата (римской столовой посуды). На одном из осколков сохранилось имя гончара — A. Vibius Scrofula. Это имя ученым уже известно. Оно часто встречается на керамике из мастерских Ареццо, созданной в период между 40 и 15 годами до н.э. На нескольких фрагментах сохранилось другое имя – DAREVS. Возможно, эта керамика были изготовлена гончаром Дарием из Лиона, который работал там примерно в 30-20 годах до н.э. «Кто бы здесь не жил, у них была очень хорошая посуда», — добавил Уильямс. Археологи также нашли в башне остатки кузнечного горна. Судя по всему, он здесь появился уже после того, как башня была заброшена. «Когда башня уже начала обрушиваться, сюда прибыли какие-то поселенцы и начали использовать строение уже в своих целях», — предположили археологи. Исследователи также обнаружили в башне много шлака. Однако археологам придется продолжить работу, чтобы точнее определить, была ли здесь какая-то шахта в то время, когда башня функционировала, или нет. Команда археологов также изучила руины римской виллы, расположенной у подножья склона, на котором стоит башня. «Примерно в то время, когда укрепление перестало выполнять свои оборонительные функции, здесь была заложена римская вилла, которая быстро развивалась и расширялась», — рассказал Уильямс. Здесь археологи также нашли шлак, притом в таких количествах, что через 15 минут после первой находки руководители раскопок распорядились, чтобы рабочие не собирали шлак специально. Здесь же они обнаружили керамику, кирпичи, черепицу, основания колонн и даже несколько статуй. По мнению Уильямса, ключ в понимании того, чем были башни, заключается именно в шлаке. Тем более, что шлак нашли и при первичном обследовании всех остальных башен. Так или иначе, но все эти строения были как-то связаны с рудным делом. И местные жители, судя по всему, относились к пришельцам враждебно, поэтому римлянам пришлось возвести эти башни уже после окончания гражданской войны. Со временем местное население успокоилось, и римляне смогли покинуть свои укрепления и заняться добычей руды уже в более комфортабельных условиях. Они построили большие и богатые виллы и переехали туда. «Возможно, жители этих башен разбогатели и поэтому смогли построить себе виллы недалеко от своего первого места жительства», — предположили археологи. Однако подтвердить или опровергнуть все эти теории археологи смогут лишь в следующем году, с началом нового археологического сезона.
Источник: Юлия Минеева, "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
16 марта

5656-Посреди Сирии археологи наткнулись на византийскую мозаику
Исследователи, работающие на раскопках археологического памятника Файд Марина (Faydht Marina) к северо-востоку от города Саламия в провинции Хама (Сирия), обнаружили остатки византийской мозаики. Глава отдела древностей Хамы Абдул-Кадер Ферзат (Abdul-Qader Ferzat) объявил, что сирийские археологи нашли известняковый пол, покрытый рисунками, на глубине 2 метров от поверхности земли, а также керамику исламского периода и фрагменты глиняной посуды, покрытой зеленой глазурью, времен древней Османской империи (1299-1923) и Мамлюкского султаната (1250-1517). Глава археологической экспедиции Абдулла Басаль (Abdullah Basal) добавил, что мозаика оказалась сильно повреждена, так как находилась слишком близко к поверхности, когда здесь проходила дорога. Однако на отдельных частях мозаичного пола все еще можно разглядеть рисунки. Среди прочего довольно хорошо сохранились рисунки каких-то птиц, похожих на уток или самок павлина, и леопардов в обрамлении виноградных лоз. Археологи также нашли изображение человека, который едет верхом на каком-то животном, однако очистка этого участка еще продолжается, и ученым пока не видна голова всадника. По предварительному предположению Басаля, рисунок мозаики пересказывает одну из древнеримских легенд, однако точнее археологи смогут сказать лишь после окончания расчистки мозаичного пола. Исследователи также нашли здесь византийские монеты V века, которые позволяют предварительно датировать тем же периодом и саму мозаику.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
16 марта

5655-В Перу найдено погребение доинкской знати
Глава археологических раскопок в Лас Вентанос Карлос Элера (Carlos Elera) объявил в среду, что в регионе Ламбайеке на северо-западе Перу найдено захоронение одного из правителей доинкской Сиканской культуры возрастом в 1200 лет. «Захороненный здесь человек сидит на подстилке в окружении погребального инвентаря, среди которого мы нашли корону, маску и ряд других предметов, которые должны были сопровождать его в загробный мир», — рассказал Элера. Среди самых интересных находок — фляга, позолоченная медная корона с украшениями в виде ягуаров (такие подвески могли носить только представители местной элиты), а также маска в виде крыльев, копья и наконечники стрел. По словам археологов, гробница была построена представителями Сиканской культуры, предшествовавшей инкам и существовавшей на северном побережье нынешнего Перу в период примерно 750—1375 гг. н. э., сообщает El Comercio.

Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
16 марта

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262][263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100