Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
6044-Разработан неразрушающий способ определения окраски древних животных
Международная группа учёных разработала новую методику обнаружения следов пигмента в окаменелых перьях, коже и чешуе. С помощью генератора синхротронного рентгеновского излучения Национальной ускорительной лаборатории SLAC (США) исследователи нашли следы металлов в сохранившихся мягких тканях. Таким образом, в один прекрасный день наука сможет восстановить механизмы маскировки и полового отбора, основанного на цвете, — и это, понятно, многое расскажет об эволюции динозавров и других древних животных. В последние годы учёные искали пигмент с помощью сканирующего электронного микроскопа: он позволял увидеть древние меланосомы — органеллы, содержащие пигмент. (Сферические меланосомы, предположительно, содержащие красновато-коричневый пигмент, называются феомеланином; овальные, содержащие, вероятно, чёрный или коричневый пигмент, — это эумеланин.) Но этот метод требует постепенного разрушения драгоценных окаменелостей и выявляет пигмент только на крошечных участках. Синхротрон-генерируемое рентгеновское излучение сканирует всё ископаемое целиком, не разрушая его, и «видит» даже производные пигмента, образовавшиеся после деградации самих меланосом. Так, медь свидетельствует о наличии эумеланина. Поскольку она также присутствует в непигментированном кератине (белок, придающий перьям их структуру), эксперименты подтвердили, что два других пигмент-ассоциированных элемента — цинк и кальций — встречаются там же (в эумеланине). Дальнейшее сканирование показало, что медь связывается с другими атомами таким способом, который свидетельствует о её происхождении из органических источников. Это означает, что она с самого начала являлась частью перьев, а не попала в них в процессе окаменения. Изучение пернатого скелета Confuciusornis sanctus (птица, жившая 120 млн лет назад) показало, что наиболее тёмными были пух и кончики крыльев. Остальные участки были белыми или раскрашенными в другие цвета. Методику успешно проверили на недавно умерших животных.
Источник: http://science.compulenta.ru/
4 июля

6043-Моцарт, возможно, умер из-за недостатка витамина D
Причина слабого здоровья великого композитора — жизнь в четырёх стенах, не позволявшая получать нужное количество ультрафиолета. Существует много версий причины смерти Вольфганга Амадея Моцарта. В частности, сам великий композитор подозревал, что его отравили, и вина впоследствии возлагалась народной молвой на Антонио Сальери. Но Моцарт мог отравить себя сам, принимая сурьму от лихорадки, которая, согласно новейшим эпидемиологическим исследованиям, могла быть вызвана заражением стрептококком, распространённым в 1791 году в Праге, где гений и заболел. Валеолог Уильям Грант из исследовательского центра SUNARC в Сан-Франциско (США) и эндокринолог Штефан Пильц из Медицинского университета Граца (Австрия), авторы письма, которое опубликовано в Medical Problems of Performing Artists (единственный журнал, посвящённый заболеваниям профессиональных музыкантов), считают, что смерть в возрасте 35 лет была обусловлена в первую очередь общей болезненностью Моцарта на протяжении всей жизни, во многом вызванной постоянной нехваткой витамина D. Недостаток вещества, которое дети в наше время получают перорально, а в XVIII веке могли вырабатывать только самостоятельно под воздействием солнечного ультрафиолета, повышает вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата, диабета и (согласно некоторым исследованиям) рака. Недостаток витамина D также снижает иммунитет организма, делая его уязвимым для гриппа и пневмонии. Моцарт вырос в Зальцбурге, расположенном на 48-м градусе северной широты, где вырабатывать витамин D с помощью ультрафиолета невозможно шесть месяцев в году; как и многие другие музыканты, он с раннего возраста интенсивно, дни напролёт, занимался в помещении, совсем не бывая на солнце. В результате почти всю жизнь — с шестилетнего возраста — гения преследовали всевозможные простуды и лихорадки; Моцарт страдал от хронического тонзиллита, бронхита и ревматизма. Чтобы прожить дольше, пишут Грант и Пильц, композитору нужно было проводить на солнце всего 10–20 минут ежедневно с апреля по сентябрь, открывая ультрафиолету лишь 20–30% поверхности тела. (И, возможно, не болеть оспой, добавим мы.)
Источник: http://science.compulenta.ru/
4 июля

6042-Впервые обнаружен полный скелет дипротодона
На северо-западе австралийского штата Квинсленд, недалеко от залива Карпентария, обнаружен первый полный скелет дипротодона, жившего около 50 тыс. лет назад. Существо напоминало гигантского вомбата. Длина его тела составляла 4,2 м, весило существо 3 т. Впереди — кропотливая реконструкция скелета и внешнего вида животного. Хотя художники уже вообразили себе по другим останкам, как оно выглядело, в действительности всё может оказаться иначе. Ясно одно — это крупнейшее сумчатое, известное науке, отмечает руководитель раскопок Майкл Арчер из Австралийского музея. Судя по относительно хорошей сохранности скелета, Квинсленд был последним прибежищем животного. Учёные отмечают, что все кости, «сложенные» в одном месте, встречаются чрезвычайно редко. 2 млн лет назад дипротодоны были широко распространены в Австралии. Около 50 тыс. лет назад с ними встретились первые люди, пришедшие на Зелёный континент. Об их взаимоотношениях способна рассказать более ранняя находка в Тамбар-Спрингсе (штат Новый Южный Уэльс): фрагмент кости с маленьким квадратным отверстием — результат удара копья в ещё живую ткань. Массивные животные были травоядными. Несмотря на гигантские размеры, они едва ли отличались сообразительностью: огромный череп был наполнен многочисленными полостями. Вероятно, дипротодоны даже не успели понять, что на них охотятся.
Источник: http://science.compulenta.ru/
4 июля

6041-Викинги украшали свои зубы искусной резьбой
Украшениям для зубов не меньше тысячи лет. Молодые викинги занимались «резьбой» по своим зубам задолго до появления современных золотых накладок и алмазных инкрустаций. Если они пытались тем самым устрашить врага, их можно только пожалеть: в 2009 году британские археологи обнаружили их зубы в братской могиле обезглавленных скелетов около Уэймута в графстве Дорсет. Учёные полагают, что это результат резни, которую местные устроили заморским вторженцам. Передние зубы снабжены горизонтальными линиями, которые на удивление аккуратны — скорее всего, работа набившего руку мастера. Нет сомнений, процесс был мучительным, и едва ли хозяева зубов могли проделать такое сами. Дэвид Скор из Оксфордского университета отмечает: «Смысл подобной практики непонятен. Мы можем с уверенностью утверждать только то, что все эти люди были солдатами. Быть может, это был какой-то отличительный знак — мол, я великий воин». Находка, состоявшая из 54 скелетов и 51 черепа молодых людей, находившихся в хорошей физической форме, была сделана совершенно неожиданно во время дорожных работ. Сначала в гибели юношей заподозрили римлян, но радиоуглеродный метод и изотопный анализ костей дали намного более позднюю дату — X или начало XI века. Оказалось, что погибшие имели скандинавское происхождение — один даже вырос за полярным кругом. Отсюда и предположение, что это грабители, потерпевшие поражение; случалось такое, надо сказать, не так уж часто. Порезы обнаружены у многих скелетов. У одного на шее насчитали шесть отметин. Черепа, кости ног и рёбра были сложены отдельно от остального. Никаких следов одежды и личных вещей: скорее всего, перед казнью викингов раздели. Отсутствие нескольких черепов говорит о том, что палачи не брезговали подобными сувенирами.
Источник: http://science.compulenta.ru/
4 июля

6040-В США найдено богатейшее захоронение останков животных ледникового периода
Более 130 тыс. лет назад, в иллинойсский ледниковый период, странствующий ледник проделал дыру на вершине хребта поблизости от современного города Аспен (штат Колорадо). Впадину заполнила талая вода, и на протяжении десятков тысяч лет маленькое озеро привлекало владык плейстоцена — мамонтов, мастодонтов, гигантских ленивцев, громадных бизонов, верблюдов и лошадей. Некоторые из животных, приходивших утолить жажду, остались там навеки. Останки были обнаружены в октябре прошлого года рабочими, строившими водохранилище и плотину. Поскольку график поджимает, учёным дали всего 70 дней на раскопки, которые завершились в минувшие выходные. «Это не похоже на нормальную науку», — жалуется Кёрк Джонсон из Денверского музея природы и науки. Тем более что это одно из самых богатых захоронений высокогорной мегафауны Северной Америки сангамонского межледникового периода (125–75 тыс. лет назад). «Каждый день откапывали пару сотен костей», — отмечает специалист. Добавьте к этому 7 тыс. т осадочных пород и глубину в 10 м. В общей сложности обнаружено 4 500 фрагментов, принадлежавших 20 животным. По предварительным оценкам, озеро просуществовало 100 тыс. лет, после чего его окончательно занесло пылью, принесённой ветром. Оно исчезло примерно за 50 тыс. лет до появления в Америке человека. В зависимости от климата его берега покрывали то тундра, то непроходимые леса. Слои с большим количеством костей сменяют сравнительно пустые отложения: г-н Джонсон полагает, что озеру есть что рассказать. Например, многочисленные останки молодых животных, залегающие довольно компактно, свидетельствуют о том, что временами озеро превращалось в ловушку со скользкими берегами и намертво засасывающим илом. В целом получен огромный материал для исследований. Так, отложения смогут поведать о климатической истории Скалистых гор: быть может, иногда там было настолько тепло, что верблюды паслись на берегах озера круглый год. Кроме того, есть надежда на выделение ДНК млекопитающих ледникового периода.
Источник: http://science.compulenta.ru/
4 июля

6039-Ученые столкнули лбами динозавра и барана
Ученые показали, что динозавры Stegoceras validum были наиболее приспособленными для бодания животными. Работа исследователе опубликована в журнале PLoS ONE, а коротко о ней пишет портал LiveScience. Обитавшие на Земле около 72 миллионов лет назад ящеры S. validum принадлежали к группе пахицефалозаврид - передвигавшихся на двух задних конечностях динозавров с длинным хвостом. Отличительной чертой этих животных был крупный и толстый череп с массивным костяным наростом. Большинство специалистов придерживаются мнения, что самцы S. validum сталкивались головами в борьбе за самку так же, как это делают некоторые современные животные. Авторы новой работы создали компьютерную модель черепа древних ящеров и заключили, что он был намного крепче, чем у всех других "бодливых" живых существ, в том числе и современных. По мнению ученых, в прямом столкновении динозавр бы легко победил одного из самых бодливых животных - снежного барана. Анатомия черепа практически всех живых существ, которые часто бодаются с сородичами, напоминает строение мотоциклетного шлема - под твердым наружным слоем располагается губчатый материал, который смягчает силу ударов, и под ним находится еще один плотный костный слой, защищающий мозг. Ученые показали, что у S. validum помимо этих трех слоев была дополнительная укрепляющая прослойка плотного материала. Недавно другой коллектив ученых описал останки ящера, голова которого была украшена еще более затейливыми образованиями, чем голова S. validum. На голове динозавра Kosmoceratops richardsoni располагалось пять рогов - один рог располагался на носу, еще по одному - над каждым глазом и в верхней части щек. Исследователи полагают, что при помощи таких "украшений" ящеры сражались с другими представителями своего вида.
Источник: lenta.ru
1 июля

6038-Рентген выявил окраску птиц возрастом 120 миллионов лет
Ученые выяснили, какая окраска была у примитивных птиц Confuciusornis sanctus, обитавших на Земле около 120 миллионов лет назад. Работа исследователей опубликована в журнале Science, а коротко о ней пишет портал Nature News. Цвет перьям и шерсти животных придает пигмент меланин, который содержится в особых клеточных органеллах под названием меланосомы. В нескольких предыдущих работах ученые определяли окраску древних существ, анализируя распределение меланосом, однако этот метод требует разрушения, по крайней мере, части образца. Кроме того, он работает только для очень хорошо сохранившихся образцов. Авторы новой работы создали методику, которая позволяет сохранять образцы и, кроме того, отличается намного более высокой чувствительностью. Исследователи облучали останки перьев C. sanctus, используя генератор синхротронного рентгеновского излучения в Национальной ускорительной лаборатории SLAC при Стэнфордском университете. При этом ученые визуализировали не только меланосомы, но также скопления веществ, входивших в состав пигментов. В частности, ученые выяснили, как именно в образцах перьев распределена медь - химический элемент, входящий в состав эумеланина (более темная модификация меланина). Медь может входить в состав и других биологических структур, поэтому исследователи параллельно получили картинку распределения цинка и кальция, которые также присутствуют в эумеланине. Оказалось, что они расположены там же, где и медь. Чтобы убедиться в том, что одновременное присутствие всех трех элементов действительно указывает на присутствие в этом месте гранул эумеланина, ученые провели аналогичное сканирование умерших недавно животных и птиц, окраска которых им была известна. В итоге авторы смогли восстановить окраску C. sanctus - нижние перья на теле, а также кончики перьев на крыльях были более темными, чем окраска остальной части туловища.
Источник: lenta.ru
1 июля

6037-Тибетские поющие чаши использовали для изучения хаоса
Ученые исследовали поведение воды, налитой в тибетскую поющую чашу - емкость из сплава бронзы с другими металлами, которая издает характерный звук при контакте с деревянными предметами. Работа исследователей появилась в журнале Nonlinearity, а коротко о ней пишет портал ScienceNOW. Тибетские поющие чаши используются буддийскими монахами и людьми, увлекающимися эзотерическими практиками, во время медитаций. Когда по краям чаши проводят деревянным пестиком, она издает характерное гудение. Если в поющую чашу налить воду, то происходящее при контакте с пестиком дрожание стенок чаши вызывает появление волн. Таким образом, поющая чаша является удобным модельным объектом для изучения взаимодействия жидкостей с твердыми предметами -эти процессы необходимо учитывать, например, при проектировании мостов и зданий (при соударении с воздушными потоками происходят сходные процессы). Авторы новой работы, используя камеру с возможностью замедленной съемки, получили видеозапись поведения воды при "пении" чаши. На записи видно, как образуются волны, а также как они разбиваются друг о друга и о стенки, демонстрируя хаотическое поведение. Фрагмент видеозаписи можно увидеть тут. Недавно другой коллектив исследователей изучил еще один гидродинамический феномен, который имеет большое значение для судоходства. Ученые получили в лаборатории модель так называемых волн-убийц, высота которых в среднем вдвое больше высоты окружающих волн и которые представляют серьезную опасность для кораблей.
Источник: lenta.ru
1 июля

6036-"Архнадзор" заподозрил "РЖД" в попытке сноса старинного депо
Общественная организация "Архнадзор" обвинила ОАО "РЖД" в подготовке к сносу исторического здания Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги в Москве, построенного в середине XIX века. Представители движения в пятницу, 1 июля, написали открытое письмо главе правительства России Владимиру Путину с просьбой вмешаться в проект строительства железнодорожного пути на месте старинного здания. Круговое паровозное депо, расположенное по адресу Комсомольская площадь, дом 1а (дом 3/30, строение 1), было построено в 1847-1851 годах по проекту знаменитого архитектора Константина Тона и с 1991 года обладает статусом объекта культурного наследия. Такой статус, согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", обеспечивает здание охраной государства и, в частности, департамента культурного наследия Москвы. По утверждению "Архнадзора", на месте кругового депо ОАО "РЖД" планирует проложить 4 главный путь на участке Москва-Крюково. Более того, на стенах исторического здания уже видна соответствующая разметка. ОАО "РЖД", по словам представителей движения, уже несколько лет пытается лишить старинное депо особого охранного статуса. Однако в 2009 году комитет по культурному наследию Москвы (Москомнаследие) отклонило просьбу железнодорожников о выводе здания из числа памятников архитектуры. Ранее, в начале апреля 2011 года, стало известно о начале сноса, в рамках строительства 4 главного пути, Веерного паровозного депо Николаевской железной дороги, расположенного по соседству с Круговым. Веерное депо не имело особого статуса, однако располагалось в исторической территории города, где городским законодательством строго регламентирован порядок осуществления строительной деятельности и согласования сносов. По словам советника главы Москомнаследия Николая Переслегина, у его ведомства была предварительная договоренность с "РЖД" о прекращении сноса, однако железнодорожники ее нарушили. Комментируя ситуацию с Веерным депо, глава "РЖД" Владимир Якунин заявил, что снос исторического здания необходим столице для увеличения объема пригородных электричек на направлении Москва-Крюково.
Источник: lenta.ru
1 июля

6035-Завершена реставрация римского палаццо Барберини
В Риме завершилась реставрация палаццо Барберини, где располагается Национальная галерея старинного искусства, пишет 28 июня Corriere della Sera. Работы по восстановлению здания продолжались около пяти лет и обошлись примерно в 15 миллионов евро. Одним из важных итогов реставрации стал переезд из здания офицерского клуба, который занимал в палаццо несколько помещений. Этот клуб располагался в палаццо Барберини с 1949 года, когда здание было продано государству наследниками семьи Барберини. Как пишет Il Messaggero, после реставрации в палаццо открылся второй этаж, а галерея пополнилась десятью новыми залами. Таким образом, общее количество залов в галерее достигло 34. В них располагаются более полутора тысяч произведений искусства. В Национальной галерее старинного искусства выставлены картины выдающихся итальянских мастеров, в том числе Караваджо, Рафаэля, Тинторетто, Тициана и многих других. К наиболее интересным работам экспозиции галереи можно отнести работу Рафаэля "Форнарина" и знаменитую картину Караваджо "Юдифь и Олоферн".
Источник: lenta.ru
1 июля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227][228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100