Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8288-Новороссийские археологи обнаружили ранее неизвестное древнее поселение
Новороссийские археологи обнаружили ранее неизвестное древнее поселение. Оно датируется IV-I веком до нашей эры. Фрагменты найденных оборонительных и культовых сооружений могут изменить установленные историками рубежи Великой греческой колонизации. Более двух тысяч лет назад в этом месте проходила граница Боспорского царства. Греческие поселения здесь соседствовали со стоянками варварских племен. Сейчас фронт археологических работ превысил 13 тысяч квадратных метров. Обнаружена часть оборонительной стены, фрагменты сторожевых башен, древний жертвенник и двусторонний культовый топор – этот артефакт достаточно редко встречается на территории нынешней Кубани. Исследователи предполагают – под башней находится курган, который, скорее всего, принадлежит к эпохе бронзы. «При последующих правителях с этой территории, по-видимому, боспорцы ушли, – рассказывает археолог Дмитрий Карпов. – Они оставили эту оборонительную конструкцию, оставили это поселение, оставили они его сами, то есть не было военного захвата, не было какого-то катаклизма, следов этого мы не наблюдаем».
Источник: family-history.ru
20 мая

8287-В Пензе после реконструкции открыли музей Василия Ключевского
В Пензе после года реконструкции открылся музей Василия Ключевского. В доме, где прошли детские и юношеские годы историка, обновлены фасад, кровля, укреплен фундамент. Сейчас внешний вид и внутренняя планировка мемориального дома практически полностью соответствуют постройке середины XIX века. Обновлена и экспозиция музея. Сюда приходят, чтобы увидеть все то, чем жил Василий Ключевский 20 лет в Пензе. В двух небольших деревянных домиках с уютными комнатами, планировку которых бережно сохранили. «Музей был утеплен, были заменены коммуникации, – рассказывает директор Пензенского краеведческого музея Владимир Зименков. – Самое главное – сейчас в музей имеют доступ, люди с ограниченными возможностями, сделан пандус». Частично восстановлена экспозиция музея, созданная ранее. Всего она насчитывает свыше пяти тысяч экспонатов. Среди них – прижизненные и вышедшие после смерти труды историка на русском, украинском, японском языках, личные вещи Василия Ключевского и предметы нехитрого быта XIX века. Настенные часы с боем, чернильница, серебряный подстаканник с ложечкой. «Это чайная пара, подстаканник и чайная ложечка, это чудом сохранившейся до нас экспонаты, – говорит заведующий музеем имени В. О. Ключевского Александр Плешков. – Сейчас экспонаты, но столетняя история у них. У Ключевского мало, что осталось, род ключевских пресекся, потомков нет. При Сталине репрессировн сын историка, дом был разрушен, имущество было конфисковано». Но благодаря ученикам Ключевского, которые после его смерти хранили и передавали вещи, в Пензе существует единственный в России музей исторического деятеля. «Ключесвский вошел в историю на более высокую ступень, чем Карамзин и люди, составляющие историческую науку своего времени, – считает краевед, главный специалист Пензенского краеведческого музея Александр Тюстин. – Это был человек, который охватил своими исследованиями весь курс русской истории, поэтому его труды, они сформированы в этот курс русской истории». Василий Ключевский, вот уже больше века продолжает быть примером для нынешних историков и краеведов, которые часто беседуют в стенах уютного деревянного домика.
Источник: family-history.ru
20 мая

8286-Утвержден план реконструкции Пушкинского музея
Градостроительно-земельная комиссия Москвы утвердила план реконструкции зданий ГМИИ имени Пушкина. Об этом сообщается на сайте Москомстройинвеста. Все работы по реконструкции и новому строительству были согласованы с министерством культуры. Комиссия постановила, что на территории музея полноценных строительных работ вестись не будет. Новое здание появится только по адресу Малый Знаменский переулок, владение 8, строение 9, на месте, где будет снесена постройка, находящаяся в аварийном состоянии. Предполагается, что новый объект создадут с деталями характерными для строений XVIII-ХIХ веков. Работы по реконструкции зданий музейного комплекса, а также восстановлению важных элементов, которые были утрачены, будут идти по адресам: улица Волхонка, владение 12/2-4, строения 1, 2 (центральное здание музея); улица Волхонка, владение 14/1, строения 6, 8 (служебный корпус, объект культурного наследия федерального значения Усадьба Голицына); Малый Знаменский переулок, владение 3/5, строение 2 (Бывшая городская усадьба Вяземских-Долгоруковых). Реконструкция ГМИИ имени Пушкина проходит в рамках его преобразования в «Музейный городок» — квартал с десятком зданий, где будет также библиотека и кафе. Этот проект, реализация которого завершится к 2018 году, приурочен к празднованию 100-летнего юбилея музея. В 2012 году сообщалось, что реконструкция ГМИИ обойдется в 22 миллиарда рублей.
Источник: lenta.ru
20 мая

8285-История одного робота
Аукционный дом Christie’s выставил на торги робота Cygan (он же Gygan), построенного в середине 1950-х годов. Cygan позиционировался как «универсальный робот» — одной из сфер его применения была работа с опасными веществами, — но в молодости он в основном развлекал публику на ярмарках и выставках: шагал, поворачивался, вскидывал руки и танцевал с девушками. Сейчас проржавевший андроид живет в лондонской антикварной лавке.
Источник: lenta.ru
20 мая

8276-Опубликован неизвестный коптский апокриф
Рулоф ван ден Брук из Утрехтского университета (Нидерланды) опубликовал книгу «Псевдо-Кирилл Иерусалимский о жизни и страстях Христа», в которой впервые предложил перевод коптского евангелия, написанного почти 1 200 лет назад. Этот апокриф уникален — в нём встречаются такие сюжетные повороты, с которыми исследователи нигде больше не сталкивались. Например, Понтий Пилат трапезничает с Иисусом перед распятием за одним столом и предлагает принести в жертву своего сына, дабы спасти Христа. А Иуда поцеловал Иисуса в связи с тем, что тот обладал способностью изменять внешний вид и отряд «воинов и служителей от первосвященников и фарисеев» не мог его узнать. Кроме того, арест, судя по этому тексту, произошёл во вторник вечером, а вовсе не в четверг, как сообщают канонические писания. Документ существует в двух списках, хранящихся в Библиотеке и музее Моргана (Нью-Йорк) и в музее Пенсильванского университета. Для перевода использована в основном нью-йоркская рукопись, потому что другой вариант практически не читаем. В коптской и эфиопской церквах Пилат считается святым, что объясняет сочувственное отношение к нему со стороны автора текста. «Без дальнейших церемоний Пилат накрыл на стол и ел с Иисусом на пятый день недели. И Иисус благословил Пилата и весь дом его». Далее Пилат говорит Иисусу: «Вот, ночь пришла, встань и удались, и когда наступит утро и они обвинят меня за Тебя, я отдам им своего единственного сына, дабы они убили его вместо Тебя». Но Иисус утешает его: «О Пилат, ты удостоился великой благодати, ибо хорошо принял Меня». Иисус также дал понять Пилату, что мог бы скрыться в любой момент, если бы пожелал: «Пилат взглянул на Иисуса, и, вот, Он стал бестелесным; и он не видел Его долгое время». В ту же ночь Пилат и его жена видят один и тот же сон, в котором происходит убийство орла, то есть Иисуса. Что касается Иуды, то в канонических текстах он предаёт Иисуса в обмен на деньги с помощью поцелуя, которым помогает опознать Спасителя. Этот апокриф объясняет сей поступок следующим образом: «Иудеи сказали Иуде: Как же нам арестовать Его, если Он не имеет одного вида и изменяется. Порой Он румян, порой бел, порой рыжий, порой цвета пшеницы, порой бледен, словно аскет, порой является юным, порой стариком». Не в силах дать описание внешнего вида Иисуса, Иуда предлагает его поцеловать. Г-н ван ден Брук поясняет, что впервые подобное объяснение поступку Иуды предложил раннехристианский автор Ориген в труде «Против Цельса»: «Каждый видел Его по-разному». Текст написан от имени Св. Кирилла Иерусалимского, жившего в IV в. Он рассказывает эту пасхальную историю во время гомилии — пастырского наставления. Таких гомилий, приписанных Св. Кириллу, существовало несколько, и все они, скорее всего, были подделками. В начале апокрифа автор, кто бы он ни был, утверждает, что в Иерусалиме, «в доме Марии», найдена книга с писаниями апостолов о жизни и распятии Иисуса. Г-н ван ден Брук считает маловероятным, что нечто подобное действительно произошло — это стандартный приём укрепить доверие читателя ссылкой на апостолов, часто встречающийся в коптской литературе. Больше всего исследователя поразил перенос апостольской вечери и ареста Иисуса на вторник. И выходит, что действительно последнюю вечерю Иисус разделил не с учениками, а с Пилатом — уже после того, как предстал перед Каиафой и Иродом. 1 200 лет назад нью-йоркская рукопись хранилась в библиотеке монастыря Св. Михаила в египетской пустыне близ сегодняшнего городка Аль-Хамули на западе Файюма. Документ отмечает, что это подарок «протоиерея отца Павла» и что эта книга существует благодаря его трудам. Монастырь, по-видимому, перестал существовать в начале X в., и текст был заново открыт лишь весной 1910 года. В декабре 1911 года его вместе с другими рукописями приобрёл американский финансист Джон Пирпонт Морган, на основе собрания которого и была позднее образована вышеупомянутая библиотека. Текст Нового Завета, каким мы его знаем сегодня, сложился и был канонизирован к IV–V вв., но апокрифы ещё долго оставались популярными, особенно среди египетских монахов.
Источник: http://science.compulenta.ru/
17 мая

8275-США vs Британия: эмоции в литературе
Современная британская литература обычно ассоциируется со спокойным, бесстрастным слогом Мартина Эмиса и Джулиана Барнса, а американская — с эмоциональным внутренним миром Джонатана Франзена и сентиментальностью Джона Ирвинга. Действительно, анализ оцифрованных текстов на английском языке, увидевших свет за последний век, показал, что, начиная с 1980-х годов, слова с эмоциональной составляющей чаще встречаются в американских книгах, чем в британских. Антрополог Альберто Асерби из Бристольского университета (Великобритания) и его коллеги воспользовались библиотекой корпорации Google, в которой хранятся отсканированные копии свыше 5 млн книг. Этот ресурс уже помог в исследованиях эволюции литературных стилей и тенденций в литературном выражении индивидуализма. Подобные изыскания привели к появлению новой области исследований, окрещённой культуромикой. Её энтузиасты полагают, что этот подход позволит выявить новые аспекты общественного мнения и социальных норм, которые можно разглядеть, лишь проштудировав огромный набор данных. Новое исследование подтверждает, что стереотипы об общем расположении духа целых народов не лишены оснований. На протяжении XX века и в публицистике, и в художественной литературе США и Великобритании частота употребления слов, выражающих положительные эмоции, достигала пика в «ревущие двадцатые» и «свингующие шестидесятые», а печаль овладела печатным словом в годы Второй мировой войны. Но без сюрпризов тоже не обошлось. Например, Первая мировая война почти никак не отразилась на литературно-общественных настроениях. Что касается нынешних времён, то с начала 1990-х британцы и американцы становятся всё счастливее. Как повлиял на них нынешний финансовый кризис, неизвестно, ибо исследование остановилось на 2008 году. В целом использование слов с эмоциональной окраской в книгах на английском языке неуклонно снижалось на протяжении всего XX века, но в американской и британской литературе (охвачено около 1 млн и 230 тыс. книг соответственно) это происходило по-разному. Примерно с 1980 года в американских текстах таких слов стало больше, чем в британских. Да этого разница между ними была минимальной. Что касается остальных слов, то разницы нет и сейчас. Аналогичная ситуация и со словами, лишёнными самостоятельного значения, то есть с предлогами и местоимениями. Вероятно, эмоциональный сдвиг как-то отразился и на изменении самого литературного стиля: американские тексты становятся более многословными. Можно ли говорить, что американцы эмоциональнее британцев, как гласит стереотип? Или в книгах мы видим совершенно иной мир?
Источник: http://science.compulenta.ru/
17 мая

8274-Шекспир был...?
Идею о том, что актёр лондонского театра «Глобус» по имени Уильям Шекспир и автор приписанных ему произведений — это совершенно разные люди, не назовёшь ни новой, ни популярной. Нам очень мало известно о личной жизни джентльмена из Стратфорда, ставшего известным лондонским актёром, о его характере, взглядах и т. д., поэтому очень трудно судить о том, мог ли такой человек написать эти великие произведения. Тем не менее в его скудной биографии есть ряд странностей, которые никак не соответствуют облику тонкого мыслителя и возвышенного поэта. Например, в 1612 году, за четыре года до смерти, он, находясь на пике популярности, внезапно прекращает писать и возвращается в родной Стратфорд, как будто литература никогда и не была его призванием. При желании здесь можно усмотреть связь с кончиной в том же году Роджера Меннерса, 5-го графа Ретленда, друга и, вероятно, мецената самых ярких деятелей культуры своего времени, и предположить, что из-за монаршего запрета на занятие дворянами драматургией вельможа заключил тайный договор с актёром. Как только действительный автор умер, подставное лицо предпочло удалиться на малую родину. Казалось бы, всё сходится. Но тут можно вспомнить, во-первых, пример Сэлинджера, прожившего литературным отшельником 45 лет (хотя, говорят, всё-таки что-то сочинял), и, во-вторых, нотки разочарования, которыми проникнута «Буря» — последнее произведение Шекспира из написанных им в одиночку («Генриха VIII», по-видимому, заканчивали за него). «Мы созданы из вещества того же, / Что наши сны. И сном окружена / Вся наша маленькая жизнь». Читая эти строки, невозможно отделаться от ощущения, что Шекспир прощается с публикой, до которой он столько лет пытался донести нечто очень важное, но оказавшееся не таким уж нужным в мире корысти и эгоизма. На фоне этих соображений ещё большее удивление у исследователей вызывает завещание Шекспира, в котором он выглядит страшным скрягой и довольно ограниченным человеком. Расписав всё до пенни и упомянув законных наследников до седьмого поколения, он ни словом не обмолвился ни о своих собственных сочинениях, ни о книгах вообще. Неужели в его доме действительно не было ни одной книги (а книги в то время стоили немало)? Неужели он не владел хотя бы несколькими экземплярами своих сочинений, которые к тому времени уже издавались? Как он мог о них забыть, несмотря на то что дорожил каждым пенни? Новый штрих к этому портрету удалось отыскать сотрудникам Аберистуитского университета (Великобритания) и их коллегам, которые нашли в документах конца XVI — начала XVII века сведения о том, что лондонский актёр, ставший к тому времени чрезвычайно известным и популярным драматургом, использовал своё богатство и связи для спекуляции зерном. Это были голодные годы, и некоторые дельцы скупали зерно и придерживали его, вызывая нехватку товара на рынке и его стремительное подорожание. Затем зерно продавалось с огромной выгодой. Эту ситуацию Шекспир описал в пьесе «Кориолан» в 1607 году в разгар голодных бунтов, но, как выяснилось, сам был одним из таких беспринципных барыг. В 1598 году его даже привлекли за это к ответственности. Кроме того, финансовая отчётность свидетельствует о том, что он безжалостно преследовал должников, подключая свои связи. Авторы исследования (представители академической британской науки, в которой действует негласный запрет на сомнения относительно авторства произведений Шекспира) считают, что эта неожиданная черта позволяет разглядеть в Барде не просто фигуру из истории литературы, а живого человека. Но другим позволительно увидеть в этом ещё одну вопиющую странность, которая никак не соответствует одному из крупнейших представителей позднего ренессансного гуманизма. Точку в гаданиях на кофейной гуще предлагает поставить 88-летний астрофизик из Стэнфордского университета (США) Питер Старрок, который в свободное от изучения Солнца и пульсаров время пишет и читает стихи. Он обратил внимание на то, что историки литературы ведут себя подобно участникам судебного процесса: предлагают некий тезис, подбирают подтверждающие его факты и затем подают их присяжным в наиболее привлекательной форме, одновременно высмеивая возможные контраргументы. Назвать сие наукой физик не осмеливается, а потому в книге «Он же Шекспир: научный подход к проблеме авторства» (AKA Shakespeare: A Scientific Approach to the Authorship Question) предлагает метод, основанный на байесовской статистике, разработанный им 40 лет назад для определения природы пульсаров. Напомним, пульсары были открыты в 1967 году, и астрофизики поначалу никак не могли решить, что же это такое — то ли нейтронные звёзды, то ли белые карлики. Тогда г-н Старрок составил список характеристик тех и других, выделив свойства, которыми они различаются. После этого оставалось ответить на вопросы такого рода: меняется ли скорость вращения пульсара, и если да, то увеличивается или уменьшается? Какова вероятность того, что на такое способен белый карлик? А нейтронная звезда?.. Измените вопросы, и этот метод можно приложить к чему угодно, даже к шекспировской «проблеме». Ведь что обычно делает историк литературы? Он выдвигает гипотезу и ищет ей подтверждение. Г-н Старрок предлагает поступить иначе: давайте возьмём все факты о Шекспире и все значимые факты о крупных писателях, посвятивших жизнь литературе, то есть построим теорию о том, какой человек может быть писателем от бога, а какой — нет, и приложим её к Шекспиру. И тогда вопросы для статистической модели у нас будут выглядеть примерно так: был ли Шекспир скуп? Если да, то каким образом это проявлялось? Какова вероятность того, что на это способен писатель? Тем самым утверждениям типа «Шекспир не мог быть писателем, потому что спекулировал зерном» и т. п. можно приписать некий коэффициент вероятности того, что он истинен. Книга г-на Старрока как раз и написана в форме беседы четырёх вымышленных персонажей, каждый из которых выдвигает собственную гипотезу относительно 25 фактов из жизни Шекспира. В каждой главе есть пустые страницы, куда вы можете записать собственные соображения, присоединившись к этому квартету, а затем довести их до сведения г-на Старрока на специальном сайте. После этого вам выдадут график, демонстрирующий силу ваших аргументов. Конечно, можно спросить: что нам Гертруда? Роза будет пахнуть розой, хоть розой назови её, хоть нет, не правда ли? Неважно, кто автор произведений Шекспира (Shake-Speare): их влияние на английский литературный язык, на мировую литературу и историю мысли не изменится оттого, что их написал не актёр Шакспер (Shaksper), а Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд. Но для г-на Старрока, учёного до мозга костей, истина — вещь принципиальная.
Источник: http://science.compulenta.ru/
17 мая

8273-Ритуалы Перу
Исследователи, работающие на юге Перу, заметили соответствие между пирамидой, двумя каменными линиями и местом захода солнца в день зимнего солнцестояния. Геоглифы расположены примерно в 2 км к востоку-юго-востоку от пирамиды. Их длина — около 500 м. Они сходились за линией горизонта и тем самым обрамляли не только пирамиду в Серро-дель-Хентиле, но и заходящее солнце. Астрономическое ПО и трёхмерное моделирование показали, что наблюдателю, находящемуся в подсказанном линиями месте, казалось, будто солнце опускается в пирамиду. Иными словами, это гигантский архитектурный комплекс, придававший пампе космическое значение. Высота пирамиды с плоской вершиной — 5 м. Её построили между 600 и 50 годами до н. э. Повторно те места были заселены в 200–400 годах. Рядом с сооружением найдены фрагменты ткани, ракушки и керамика. Каменные линии появились между 500 годом до н. э. и 400 годом. Это открытие — лишь верхушка айсберга. В окрестностях пирамиды обнаружено в общей сложности около 50 каменных линий. Протяжённость самой длинной — почти полтора километра. Они на удивление прямые и выложены из камня, в отличие от знаменитых геоглифов Наска, «выгравированных» на земле путём удаления верхнего слоя почвы и изображающих в том числе животных и растения. С линиями перемежается более 200 каменных куч. Диаметр самой крупной достигает 15 м. Подобные сооружения можно встретить по всему миру, и иногда под ними находятся человеческие захоронения. Здесь, однако, такого нет. Поблизости расположены четыре древних поселения, в двух из которых стоят пирамиды, а в третьем — курган. Численность жителей каждой деревни оценивается примерно в тысячу человек. Скорее всего, они и были строителями. «Некоторые линии ведут непосредственно к пирамидам, но большинство заканчивается просто в районе пирамид, — поясняет соавтор исследования Чарльз Стэниш из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США). — Мы провели статистический анализ и выяснили, что это не случайно». Впрочем, есть и такие линии, которые не приводят к поселениям. И это, по словам г-на Стэниша, очень важно, ведь геоглифы в пампе Наски и Пальпы никуда не указывают и не ведут. По крайней мере так нам сегодня кажется. Учёные провели в тех местах только один полевой сезон и собираются вернуться этим летом, чтобы раскопать пирамиду в Серро-дель-Хентиле и поискать другие линии, а также населённые пункты. Увы, в этой области активно строятся газопроводы, поэтому древним сооружениям может быть нанесён непоправимый вред.
Источник: http://science.compulenta.ru/
17 мая

8272-Европейцы - одна большая семья
Серб и швейцарец, финн и француз — кем бы они ни были, у любых двух европейцев от Ирландии до Балкан, скорее всего, есть общий предок, живший около тысячи лет назад. Исследование, охватившее геномы 2 257 человек из 40 популяций, показало, что европейцы теснее связаны друг с другом, чем считалось. Кстати, хороший повод по-новому взглянуть на историю старушки. Первые попытки проследить родословную человека по ДНК были связаны с «однородительскими генетическими маркерами» — митохондриальным геномом, передающимся по материнской линии, или Y-хромосомой, получаемой мужчинами в наследство от отцов. Эти исследования позволили написать человеческую историю широкими мазками, обозначив основные моменты миграции человека разумного из Африки и последующей колонизации Евразии и Америки. Но для реконструкции сравнительно недавних событий эти маркеры подходят плохо — как раз из-за того, что позволяют восстановить лишь одну линию родословной, материнскую или отцовскую. В последние годы учёные обратились к остальной части генома, то есть к тем участкам ДНК, которые могут наследоваться от любого родителя. Этим и занялись популяционные генетики Питер Ральф из Южнокалифорнийского университета и Грэм Куп из Калифорнийского университета в Дэвисе (оба — США). При слиянии яйцеклетки и сперматозоида гены родителей перемешиваются. В результате геном человека состоит из кусков хромосом его предков. С каждым поколением последовательности ДНК вырезаются и вставляются в новых местах, так что нетронутые сегменты становятся всё короче. Поэтому куски ДНК, общие для двоюродных братьев и сестёр, длиннее, чем общие фрагменты у каких-нибудь «четвероюродных» родственников. Некоторые компании (например, калифорнийская 23andMe) на этом основании ищут дальних родственников в своих базах данных, но Ральф и Куп решили пойти ещё дальше и выяснили, что общие предки представителей одной европейской популяции жили примерно 500 лет назад, а более старые участки ДНК связывают европейцев из разных уголков континента. Работа позволила также выявить генетические следы важных событий в истории Европы — к примеру, вторжения гуннов в IV веке и начавшегося вскоре после этого расцвета славян: люди, связывающие обитателей Восточной Европы с другими европейцами, жили 1 500 лет назад. А сравнительно изолированное положение Италии способствовало тому, что сегодняшние итальянцы связаны с остальными через предков, живших в основном более 2 тыс. лет назад. Подобные исследования могут решить давние загадки истории, подчёркивает г-н Куп. Например, чем было обусловлено расширение славянских языков — миграцией славян, культурной диффузией или тем и другим? Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS Biology.
Источник: http://science.compulenta.ru/
17 мая

8271-Минойцы были европейцами
В 1900 году британский археолог сэр Артур Эванс открыл дворец Миноса на Крите, возведённый около 4 тыс. лет назад. Неизвестная дотоле цивилизация явно отличалась от Греции бронзового века. Эванс назвал этих людей минойцами и провозгласил беженцами из Нижнего Египта, которых якобы изгнали агрессоры из Верхнего Египта около 5 тыс. лет назад. Современные археологи не согласны с этим мнением, а теперь анализ древней ДНК из критских пещер ещё раз доказал, что минойцы были потомками земледельцев, поселившихся на острове на тысячи лет раньше. Минойская цивилизация процветала примерно 12 веков, пока в середине II тыс. до н. э. не была подорвана мощным извержением вулкана Санторин соседнего острова Тира (Фера) и вызванным им цунами, а впоследствии стала лёгкой добычей ахейцев. Это одна из первых великих цивилизаций Европы, знаменитая своей керамикой, изделиями из металлов и красочными фресками. Воспоминания о ней сохранились в греческих мифах — в виде чудовищного Минотавра и гигантского лабиринта. После того как в 1898 году Крит обрёл независимость от Османской империи, туда сразу же отправились археологи, и Эванс был одним из первых. Его поразили круглые гробницы с толстыми стенами, напоминавшими стиль древней Северной Африки, и неведомые виды письменности (не расшифрованные по сей день), обозначенные как линейное письмо A и критская иероглифика. Родину минойцев переносили то на Ближний Восток, то в Малую Азию, то на берега Средиземноморья. Генетические исследования современных критян дали противоречивые выводы. Генетик Джордж Стаматояннопулос из Университета штата Вашингтон (США), занимающийся этой темой более десятилетия, рассудил, что проблему поможет решить ДНК самих минойцев. Его группа получила образцы костей и зубов ста с лишним человек, живших на Крите 3,8–4,9 тыс. лет назад. 37 образцов позволили выделить митохондриальную ДНК (часть генома, передающуюся по материнской линии). Анализ производился в двух лабораториях — обычный метод контроля качества при изучении древних ДНК. В минойских образцах обнаружен 21 маркер митохондриальной ДНК, в том числе шесть уникальных для минойцев и 15 общих для европейского населения неолита и бронзового века. Не найдено ни одного митохондриального маркера, характерного для современных африканских популяций. По-видимому, предками минойцев были группы неолитических земледельцев, мигрировавших в Европу с Ближнего Востока и Малой Азии. Археологические раскопки говорят о том, что первые фермеры обосновались на Крите около 9 тыс. лет назад. Скорее всего, это была далеко не единственная волна неолитических переселенцев. Их потомки и создали Минойскую цивилизацию. А сходство между минойскими и египетскими артефактами — результат культурного обмена. Анализ митохондриальной ДНК не может дать полной картины, поэтому Йоханнес Краузе из Тюбингенского университета (ФРГ) и его коллеги планируют секвенировать ядерный геном минойцев.
Источник: http://science.compulenta.ru/
16 мая

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21][22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100