Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
6261-ЮНЕСКО попросила защитить культурное наследие Ливии
Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова призвала ливийцев, коллекционеров и торговцев антиквариатом защитить культурное наследие Ливии от разграбления и незаконной продажи. Заявление Боковой опубликовано на официальном сайте организации. Бокова отметила, что незаконная продажа ценных объектов нарушает положения конвенции ЮНЕСКО 1970 года о мерах, призванных сохранить культурное наследие стран и предупредить нелегальный вывоз ценностей. Гендиректор ЮНЕСКО также заявила, что национальное наследие чрезвычайно важно "для способности граждан сохранять свою идентичность и чувство собственного достоинства". Бокова рассказала, что уже связывалась с государствами-соседями Ливии и призывала их бороться с нелегальным оборотом культурных ценностей. В ЮНЕСКО выразили обеспокоенность ситуацией в Ливии из-за волнений в стране, которые начались в феврале с антиправительственных выступлений и переросли в гражданскую войну. Военные действия на территории Ливии продолжаются до сих пор - в середине августа повстанцы начали штурмовать Триполи. Бокова отметила, что все страны, в которых происходят революции, сталкиваются с угрозой разграбления памятников древностей. По ее словам, ЮНЕСКО уже предложило ливийским властям помощь в оценке ущерба, который был нанесен некоторым ливийским памятникам, входящим в реестр Всемирного наследия, а также в их защите. Под охраной ЮНЕСКО в Ливии, в частности, находятся археологические памятники древних городов Кирены, Лептис-Магны и Сабраты. Кроме того, ЮНЕСКО охраняет старый город в Гадамесе и наскальную живопись в горах Тадрарт-Акакус. За последние полгода с разграблением культурных ценностей столкнулись и другие ближневосточные государства, например, Египет. За время волнений в этой стране было украдено около тысячи древностей, причем мародерствовали в основном египтяне, жившие неподалеку от археологических памятников. 29 января пострадала коллекция Каирского музея, из которого унесли около 50 ценных объектов; часть ценностей позднее вернули.
Источник: lenta.ru
29 августа

6260-У побережья Албании нашли 300 древнеримских амфор
У побережья Албании археологи обнаружили останки древнеримского торгового корабля, на борту которого находятся около 300 глиняных амфор для вина. Как сообщает Associated Press, затонувший около I века до нашей эры корабль, предположительно, вез албанское вино в западную Европу. Группа исследователей в составе американской организации RPM Nautical Foundation и специалистов из Албанского института археологии обнаружила римское судно на глубине около 50 метров у побережья портового города Влора в 140 километрах от албанской столицы. По словам одного из участников археологической экспедиции доктора Адриана Анастаси (Adrian Anastasi), останки римского судна можно отнести к 10 наиболее интересным с научной точки зрения находкам, обнаруженных в Средиземноморье. Как предположил руководитель научной экспедиции Джордж Робб (George Robb), груз албанского вина скорее всего предназначался Испании и Франции. В ту эпоху древняя Иллирия (на территории которой располагается современная Албания) считалась крупнейшим поставщиком вина в западные регионы Римской империи. Найденный груз, по данным АР, особенно интересен тем, что большая часть амфор осталась без повреждений. Однако за две с лишним тысячи лет соленая вода повредила герметичные заглушки в горловинах кувшинов и вина в них не осталось. Образцы амфор в настоящее время отправлены на археологическую экспертизу, а само место крушения корабля пока что решено оставить в тайне. Продолжение исследовательской экспедиции намечено на следующий год. Некоммерческая организация RPM Nautical Foundation была основана Джорджем Роббом во Флориде в 2000 году. За 11 лет сотрудники RPM Nautical Foundation исследовали десятки затонувших судов в Средиземном и Черном морях, у побережья Северной Америки, в Карибском бассейне и у берегов Юго-Восточной Азии. В частности, за последние пять лет у берегов Албании участники совместных американо-албанских экспедиций обнаружили 20 останков различных судов.
Источник: lenta.ru
29 августа

6259-Двух "Мадонн в скалах" Леонардо впервые покажут вместе
Два полотна итальянского живописца Леонардо да Винчи с одинаковым названием "Мадонна в скалах", созданные с разницей примерно в двадцать лет, впервые будут выставлены вместе в Национальной галерее Лондона. Картины будут экспонированы в рамках выставки "Леонардо да Винчи: придворный художник миланских правителей" ("Leonardo da Vinci: Painter of the Court of Milan), которая начнется 9 ноября. Ранняя версия картины, написанная в период с 1483 по 1486 годы, принадлежит коллекции Лувра. Более поздняя работа (1490-1508) находится в собрании Национальной галереи. На обеих картинах, практически одинаковых по композиции, изображены Мадонна, младенец Иисус, Иоанн Креститель, а также ангел. Как отмечает издание The ArtInfo, до сих пор точно не известно, почему художник написал две одинаковые картины. Первая "Мадонна" была создана по заказу францисканского Святого Братства непорочного зачатия, однако исследователи творчества да Винчи предполагают, что в итоге Леонардо не смог договориться с заказчиками о стоимости работы. Живописец требовал больше денег, понимая, что создал нечто особенное ("Мадонна в скалах" является первой столь масштабной работой да Винчи), и в 1491-1492 годах он продал ее кому-то другому. Картина появилась во Франции в XVII веке. Вторая "Мадонна" также предназначалась для францисканского Братства, однако сначала художник ее не закончил, поскольку в 1499 году, когда герцог Людовико Сфорца был отстранен от власти, Леонардо покинул Милан. Картину живописец завершил лишь в начале XVI века, вернувшись в Италию. "Мадонна в скалах" из лондонской галереи была отреставрирована в прошлом году; работы по восстановлению картины длились более полутора лет. Летом 2010 года исследователи сообщили, что художник является единственным автором картины. Ранее предполагалось, что Леонардо частично помогали его ученики. На выставке в Национальной галерее будет представлены в основном работы, написанные Леонардо да Винчи в 1480-1490 годах. Подробнее о выставке можно прочитать на официальном сайте музея. Эта экспозиция станет самой масштабной из всех выставок Леонардо.
Источник: lenta.ru
29 августа

6258-Музей Альберта и Виктории запустит с BBC масштабный проект об искусстве
Телекомпания BBC договорилась о выпуске цикла программ о декоративно-прикладном искусстве с лондонским музеем Виктории и Альберта. Как сообщает портал ArtDaily, стороны заключили договор на год; проект BBC об искусстве станет самым масштабным в истории британского телевидения. BBC планирует запустить три трехсерийных цикла, а также серию часовых фильмов об искусстве и дизайне - о производстве керамики, работе с деревом, текстильном дизайне, создании витражей и многом другом. Ожидается, что проект под названием Handmade in Britain начнется осенью 2011 года на телеканале о культуре, искусстве и кино BBC Four. В передачах будет рассказываться об истории дизайна и арт-объектах из коллекций музея Виктории и Альберта, а также проводиться экспертиза предметов искусства. В съемках программ примут участие ведущие искусствоведы и кураторы музея. Первые три программы ВВС посвятит керамике, а два фильма - витражам и китайскому фарфору. Лондонский музей, основанный в 1852 году, является крупнейшим в мире музеем декоративно-прикладного искусства и дизайна. Он объединяет 145 галерей, а в фонде музея хранятся объекты возрастом около 5 тысячи лет.
Источник: lenta.ru
29 августа

6257-Музей Пушкина показал "неизвестные портреты" эпохи поэта
Государственный музей Пушкина 23 августа открыл выставку "Портреты неизвестных", на которой экспонировано около 190 портретов представителей дворянского и купеческого сословий рубежа XVIII-XIX веков. Об этом сообщается на официальном сайте музея. Когда эти работы поступили в музей, изображенные на них лица не были идентифицированы. На сайте музея отмечается, что музейщики и исследователи пушкинской эпохи смогли определить, кто изображен на большей части портретов. Впервые подобная выставка проводилась в 1969 году, однако в музее тогда показали 80 неизвестных портретов. Во время первой выставки были определены 10 экспонатов, на нынешней экспозиции неизвестными остались не более трети портретов. В музее создан специальный отдел, который занимается атрибуционной деятельностью, используя различные научные подходы - от анализа родословной до историко-предметного метода. Самый ранний портрет, экспонированный в музее Пушкина, датируется 1760-ми годами - это "Портрет двух девочек за столом"; самый поздний принадлежит художнику XIX века Александру Лебедеву. Одним из главный открытий современной выставка стала идентификация портрета Марии Волконской, жены декабриста Сергея Волконского. Самым большим достижением прошлой экспозиции оказался миниатюрный портрет ребенка в возрасте 2-3 лет; выяснилось, что на картине изображен Александр Пушкин.
Источник: lenta.ru
29 августа

6256-Одомашнивание лошади, возможно, произошло в Аравии
Из Саудовской Аравии сообщают: местные археологи обнаружили доказательства того, что на Аравийском полуострове лошадь была одомашнена 9 тыс. лет назад. Находки в аль-Макаре ставят под сомнение распространённую гипотезу о том, что доместикация лошадей впервые состоялась 5 500 лет назад в Центральной Азии. Найдены также наконечники стрел, скребки, зернодробилки, инструменты для прядения и ткачества и др., а ещё человеческие останки, из которых удалось выделить ДНК. На специальной пресс-конференции вице-президент комиссии по туризму и древностям Али аль-Габбан заявил, что находки полностью меняют представление о неолитической культуре региона. По его словам, аль-Макар была одной из самых высокоразвитых «цивилизаций» своего времени. Люди вошли в контакт с лошадьми около 50 тыс. лет назад. Долгое время эти животные использовались только в качестве источника мяса, кожи и, возможно, молока. Первые неоспоримые свидетельства одомашнивания лошади относятся ко второму тысячелетию до н. э. — это захоронения лошадей вместе с колесницами. В первом тысячелетии до н. э. доместикация лошадей распространилась по всей Европе, Азии и Северной Африке. Есть также подозрение, что лошади были одомашнены ещё Ботайской культурой (север Казахстана) 5 500 лет назад.
Источник: http://science.compulenta.ru/
26 августа

6255-Эль-Ниньо приводит к гражданским войнам
В 1957 году гражданские войны разразились в Бирме и Омане. В 1965-м — в Бурунди, Чаде, Доминиканской Республике, Индонезии и Перу. В 1997-м — на Коморах, в Конго, Эритрее, Нигере и Руанде. Что общего у этих конфликтов? Все они имели место в тропических странах, на климат которых оказывает огромное влияние Эль-Ниньо — потепление экваториальных вод Тихого океана, в результате которого в ряде регионов возникает сильная засуха. И все эти войны начинались как раз в годы Эль-Ниньо. Экономист Соломон Сян из Колумбийского университета (США) и его коллеги обнаружили связь между Эль-Ниньо и гражданскими войнами в 93 тропических странах. С 1950 года каждый пятый вооружённый конфликт на планете так или иначе находился под влиянием условий, вызванных Эль-Ниньо. Учёные обратились к статистике Центра исследований гражданских войн, которая утверждает, что за шестьдесят последних лет в 175 странах имели место 234 междоусобных конфликта, в каждом из которых погибло более 25 человек. Выяснилось, что в годы Эль-Ниньо риск кровопролития в тропических странах возрастает вдвое. Марк Кейн из того же университета разработал компьютерную модель влияния Эль-Ниньо на желание пострелять и показал, что если бы не жара и засуха, то 48 гражданских войн просто не было бы! Связь выглядит вполне разумной: зной делает людей более раздражительными. К тому же засуха приводит к сокращению урожаев и обострению конкуренции за ресурсы. Разумеется, Эль-Ниньо не является причиной столкновений. В богатой тропической стране под названием Австралия гражданских войн что-то не видно. Просто жара и засуха повышают риск того, что уже сложившаяся социальная напряжённость прорвёт плотину. Страшно представить, к чему может привести глобальное потепление там, где и без того несладко живётся. Едва ли это первое свидетельство связи между климатом и общественными процессами. Известно, к примеру, что цивилизацию майя отчасти погубила долголетняя засуха. Да и нынешняя «арабская весна» вызвана ростом цен, к которому привёл неурожай.
Источник: http://science.compulenta.ru/
26 августа

6254-Исполняется пятьдесят лет эксперименту Милгрэма
Одно из самых известных психологических исследований выявило ограниченность способности большинства людей противостоять авторитету. Так получилось, что исследование психолога Стэнли Милгрэма (вы знаете его по проверке «теории шести рукопожатий»), которое он предпринял летом 1961 года, началось через три месяца после открытия судебного процесса над нацистом, военным преступником Адольфом Эйхманом. Человечество (и Милгрэма в частности) интересовал вопрос, как люди могли выполнять приказы об уничтожении других людей. Участники эксперимента назначались «учителями», которые должны были заставлять находившихся в другой комнате «учеников» запоминать слова и наказывать электроразрядом за ошибки; всякий раз напряжение увеличивалось на 15 вольт. Интересно, что перед началом опыта самих «учителей» тоже один раз «ударили» током, дабы они могли прочувствовать все прелести экзекуции на своей шкуре. «Ученики» были наёмными актёрами, но «учителя» об этом не знали. «Ученики» стучали в стену, жаловались на боль в сердце, периодически изображали потерю сознания, кричали. Когда «учителя» проявляли беспокойство или желание прекратить опыт, руководитель эксперимента начинал на них давить, настойчиво повторяя четыре фразы: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали» и «У вас нет выбора, вы должны продолжать». Если участник продолжал упрямиться даже после всех четырёх заявлений, эксперимент прекращался. Перед началом серии опытов Милгрэм поинтересовался у 14 студентов, специализирующихся на психологии, как много «учителей», на их взгляд, доберутся до финального разряда в 450 вольт. Ответы находились в диапазоне 0–3%. В первом эксперименте «учителей-с-электрошокером», раздавленных авторитетом начальника, оказалось 26 из 40 (65%). В одном из последующих, когда Милгрэм лично брал на себя ответственность за происходящее, — 37 из 40 (92,5%)! Как и Стэнфордский тюремный эксперимент, которому недавно исполнилось 40 лет, опыт Милгрэма вызвал противоречивую реакцию, но полвека спустя учёные считают его полезным и познавательным. Биограф Милгрэма, профессор психологии Университета Мэриленда Томас Блэсс считает, что работа иллюстрирует один из главных принципов современной социальной психологии, согласно которому поведение человека в большей степени определяется ситуацией, нежели личностью. Джеффри Симпсон, профессор психологии Университета Миннесоты, полагает, что, кроме прочего, штудии Милгрэма поставили важные вопросы об этике психологических исследований. «Милгрэмовские исследования послушания показали прежде всего силу давления социума. Внезапно стало понятно, что конформность не только влияет на моду или колебания цен на акции, но и приводит к геноциду, — говорит Доминик Пэкер, профессор психологии Университета Лихай. — Нормальные психические процессы, действующие в каждом из нас, могут привести к ужасным поступкам, если мы не будем осторожными». Г-н Пэкер — автор статьи в журнале Perspectives on Psychological Science, систематизирующей поведение участников экспериментов Милгрэма, которые сопротивлялись давлению.
Источник: http://science.compulenta.ru/
26 августа

6253-В истории римской ткани ещё много неясного
Специалисты находятся в процессе пересмотра истории римского костюма и римской текстильной промышленности. На севере Англии ведутся раскопки римской крепости Виндоланда. Её обитатели имели замечательную привычку: чтобы их сооружения не утонули в местных болотах, они укрепляли почву, бросая под ноги мусор. Благодаря этому в руки археологов попала богатейшая коллекция предметов повседневного обихода римлян. По обнаруженным в окрестностях крепости отходам (как следует они пока не описаны) можно с уверенностью говорить, что Римская империя обладала беспрецедентной текстильной промышленностью. Позаимствовав ткацкий станок у египтян, римляне застроили фабриками всю страну. Это было подлинное массовое производство, которое после падения империи вернулось в Европу только тысячу лет спустя, в годы высокого средневековья. Сырьё готовилось очень тщательно. «Ткани были мягкими и удобными, удивительно высокого качества», — сообщает археолог Аннет Шик. По её словам, египетские и сирийские феллахи ещё в XVIII веке грабили римские могилы в поисках одежды: даже полторы тысячи лет спустя её можно было носить. Важное открытие сделала Сильвия Мичке из Романо-Германского центрального музея Майнца (ФРГ). При осмотре местной коллекции римского нижнего белья она обнаружила ластовицы, то есть треугольные вставки вдоль швов для укрепления и расширения одежды. Считалось, что размер и форма римской одежды определялись исключительно размерами станка, поскольку поиск древних швейных моделей до сих пор оказывался бесплодным. Преобладало мнение, что оба пола носили одинаковые мешкоподобные одежды, не подчёркивавшие фигуру. Разница заключалась только в том, что женщины подпоясывались непосредственно под бюстом, а мужчины — на бёдрах. Как выяснила г-жа Мичке, в действительности римляне знали толк в модном дизайне. Появилась даже идея существования в Древнем Риме брендов. Например, в кёльнском музее «Колумба» хранится туника с буквой «каппа», вышитой красной нитью. Монограмма владельца или логотип модельера? А вот ещё одна интрига. Мозаика на полу Вилла-Романа-дель-Казале на Сицилии, относящаяся к позднему периоду римской истории, демонстрирует стройных женщин в чём-то напоминающем бикини. До сих пор, увы, не найдено ни одного археологического доказательства существования у римлян и римлянок такого типа одежды. Известно лишь, что легионеры носили под короткой туникой что-то вроде трусов, а крестьяне заворачивали набедренные повязки на манер подгузника. Пересмотреть, возможно, придётся и баланс между роскошью и практичностью древнеримского костюма. Сенаторы и другие богатые римляне наворачивали на себя порой до шести метров ткани, так что зачастую были не в состоянии одеться без посторонней помощи. Чтобы носить такую тогу достойным образом, приходилось всё время поддерживать её согнутой в локте рукой. Но г-жа Шик полагает, что представление о спелёнутых римлянах слегка преувеличено. Не стоит путать парадную одежду с повседневной. Например, фрагменты униформы, обнаруженные около холма Калькризе на северо-западе Германии, говорят о том, что легионеры одевались вразнобой, а вовсе не так, как показывает Голливуд. Ну а солдаты, облачённые в красные плащи, — это и вовсе нонсенс. Малиновые одежды центурионов — изобретение XX века. На самом деле военные предпочитали оттенки серого — цвета земли. «Красный цвет считался женским», — поясняет г-жа Шик. Богатые дамы одевались в непомерно дорогие платья и плащи, окрашенные выделениями морских улиток, живших у берегов современного Ливана. Когда шёл дождь, дамам приходилось искать убежище, ибо в намокшем состоянии очаровательное одеяние начинало жутко отдавать рыбой. Конечно, не всё красное было продуктом тирских моллюсков. Граждане среднего достатка пользовались продукцией с более дешёвыми красителями. В «Науке любви» Овидий предостерегал от дорогой парчи и шерсти: зачем тратить целое состояние на них, если есть альтернатива? Но тяга к роскоши превратилась в своего рода наркоманию. Нувориши разгуливали по улицам, завернувшись в лучший китайский шёлк. Императору Диоклетиану пришлось даже установить лимит цен на одежду, дабы деньги империи не утекали в таких количествах на Восток. Производители отреагировали на это инновациями. Например, ткали одежду из крапивы, которая соответствовала качеству экзотических продуктов из Китая. Вообще говоря, не будем забывать, что Рим эпохи империи был многонациональным городом. На его улицах можно было запросто встретить тюрбан или варварские штаны. Негативную реакцию мог вызвать только мужчина, одетый как женщина, даром что гомосексуализм не считался предосудительным занятием. «Не завивайте волосы и не брейте ноги, — советовал Овидий мужчинам. — Оставьте это евнухам».
Источник: http://science.compulenta.ru/
26 августа

6252-Откуда у позвоночных челюсти
Учёные реконструировали строение мозга древнейших рыб и пришли к выводу, что образованию челюстей у них предшествовали серьезные изменения в строении мозга, а именно раздвоение обонятельного органа. Все позвоночные, от рыб до млекопитающих, имеют пару челюстей. Исключение составляют лишь миноги и миксины, составляющие класс круглоротых. Между тем учёные до сих пор не могли понять, как предки современных позвоночных сумели получить челюсти. Из-за отсутствия более или менее значимых ископаемых останков, которые демонстрировали бы этапы образования челюстного аппарата, учёным оставалось считать это эволюционным скачком: дескать, челюсти появились из ниоткуда. Однако те, кто занимается вопросами индивидуального развития, говорили, что и строение мозга, и способ его образования во время эмбриогенеза должны были претерпеть значительные изменения, чтобы дать возможность сформироваться такой сложной вещи, как челюстные кости. Чтобы представить эволюционные и онтогенетические процессы, сопровождавшие образование челюстей, международная группа исследователей попыталась воспроизвести строение головы древних галеаспид — вымершей группы бесчелюстных рыб. Галеаспиды населяли моря силура и девона. По мнению палеонтологов, они являются даже более близкими родственниками челюстных позвоночных, чем ныне живущие миноги и миксины. В своей работе исследователи попытались воссоздать строение мозга галеаспид на основе рентгеноструктурного анализа ископаемых останков. (Метод позволяет детально исследовать строение костей, не нарушая их целостности.) Как утверждают учёные в журнале Nature, эти древние рыбы уже имели парный обонятельный орган, хотя носовое отверстие у них было только одно (единственная ноздря характерна также для современных круглоротых). Это имело важнейшее значение для формирования челюстных костей. Кости эти, как и всё в нашем организме, берутся из стволовых клеток, которые в процессе индивидуального развития приходят в нужное место и дают начало разным тканям и органам. В случае с челюстями у эволюции могла возникнуть одна проблема: миграции стволовых клеток вперёд, к месту «постройки» челюстей, мог помешать обонятельный орган, лежащий как раз них на пути. Но у галеаспид обонятельный орган разделился, и стволовые клетки, предназначенные для челюстей, могли пройти между его половинками к месту, так сказать, назначения. По примерным подсчётам, «эволюционные работы» в этом направлении могли вестись на протяжении 10 млн лет. К подобному выводу исследователи пришли, воссоздав и проанализировав возможные варианты строения нервов и кровеносных сосудов, которые подходили к поверхности черепа древнейших рыб. Правда, разделение обонятельного органа и появление парных носовых отверстий могло произойти по самым разным причинам. Исследователи говорят, что за счёт раздвоения ноздрей у галеаспид могла улучшиться, например, вентиляция жабр. Так или иначе, современные физические методы позволили палеонтологам раскрыть ещё одну эволюционную загадку.
Источник: http://science.compulenta.ru/
26 августа

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207][208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100