Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
6360-Красные фрески Помпеев изначально были жёлтыми
Когда в XVIII веке мир узнал об открытии римских городов Помпеи и Геркуланум, в Великобритании вошёл в моду «помпейский красный» цвет. Говорят, он по сей день доминирует в оформлении гостиных. Однако исследователи из итальянского Национального института оптики выяснили, что знаменитый красный фон помпейских фресок в действительности был жёлтым. Красноту им придали газы, выброшенные Везувием во время катастрофического извержения 79 года. Собственно, эксперты давно уже поняли, что некоторые красные фрески изначально были жёлтыми. Итальянцы просто довели предположения до логического конца. Серджио Омарини представил выводы своей группы в Римском университете Sapienza. В частности, он отметил: «На данный момент насчитывается 246 красных стен и 57 — жёлтых. По нашим данным, изначальные цифры были такими: 165 и 138 соответственно». Эндрю Уоллес-Хадрилл из Кембриджского университета (Великобритания) так комментирует исследование: «Ирония судьбы заключается в том, что в древности красный пигмент, считавшийся очень ценным, постоянно подделывали. Настоящий красный цвет получали благодаря сурику из Армении, а в Помпеях зачастую использовался вариант для бедных». Отличить один помпейский красный от другого (дорогой, дешёвый и бывший жёлтый) не под силу даже специалистам. С последним, правда, легче: порою заметно, что красный постепенно переходит в жёлтый. Одна из самых известных коллекций красных фресок в Помпеях находится на так называемой Вилле мистерий. Они изображают загадочные фигуры, участвующие в неком ритуале. Г-н Уоллес-Хадрилл считает, что почти наверняка фон этой росписи был дорогим, настоящим красным, хотя его яркость снизилась из-за неумелой реставрации начала XX века. По его словам, «помпейский красный» вовсе не миф. Мэри Бёрд, тоже из Кембриджского университета, отмечает: «Я всегда немного подозрительно отношусь к подобным заявлениям. Мы знаем, что некоторые красные фрески были когда-то жёлтыми, но я не уверена, что мы можем рассуждать о пропорциях. Безусловно, верно, что тепло оказало некоторое воздействие на цвет. Это ещё одно свидетельство того, что Помпеи не капсула времени».
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 сентября

6359-Обнаружена неизвестная работа Франсиско Гойи
Специалисты амстердамского Rijksmuseum обнаружили под шедевром Франсиско Гойи другую работу. По всей видимости, испанский художник закрасил её по политическим соображениям. О том, что под портретом дона Рамона Сатуэ (1823), судьи Верховного суда Мадрида, есть что-то ещё, эксперты знали давно, однако рассмотреть как следует не удавалось — ни детали, ни композицию в целом. Искусствоведов выручили Йорис Дик из Делфтского университета и Коэн Янссенс из Антверпенского университета (оба — Нидерланды), которые просветили полотно рентгеновским излучением высокой интенсивности. Судя по всему, на «секретной» картине изображён некий французский генерал — возможно, сам Жозеф Бонапарт, брат Наполеона. Прекрасно видно всё — и униформа, и медали, и отдельные мазки. То, что это может быть Жозеф Бонапарт, определили как раз по медалям, характерным для того периода; в то время родственник Наполеона занимал испанский престол (1808–1813). Вероятно, тогда же портрет и был написан. После падения Наполеона иметь подобные картины в коллекции было небезопасно. Сканирующая макрорентгеновская флуоресцентная спектрометрия впервые была опробована два года назад на картине Ван Гога. Технология позволила выявить неизвестный портрет крестьянки, на котором художник в 1887 году написал «Лоскут травы». В случае с Гойей использовалась более мобильная версия — теперь полотна не надо везти в лабораторию. В том, что под одной картиной находится другая, никакой сенсации нет. Так поступали многие художники — в основном чтобы сэкономить на холсте или скрыть от мира ранние работы, за которые им было стыдно.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 сентября

6358-Древние люди заселили Азию двумя волнами
Две миграции оставили след в генах туземцев Юго-Восточной Азии, Полинезии и Австралии. Команда генетиков во главе с Эске Виллерслевом из Музея естественной истории Дании расшифровала геном жившего 100 лет назад австралийца по пряди волос. Результат сравнили с 1 220 другими ДНК из 79 человеческих популяций. Австралийский геном оказался наиболее близок к горцам Папуа — Новой Гвинеи. Анализ показал, что эти группы были изолированы от остального человечества на протяжении около 30 тыс. лет и что австралийские аборигены являются потомками первых поселенцев. По археологическим данным, люди живут в Австралии уже 50 тыс. лет, так что местные туземцы претендуют на звание старейшей непрерывной популяции. Учёные пришли к выводу, что австралийцы отделились от предков нынешних европейцев, африканцев и китайцев 75–62 тыс. лет назад. Китайские и европейские популяции раскололось гораздо позже — 38–25 тыс. лет назад. Это позволяет предположить, что в Восточную Азию люди переселялись двумя волнами. Примечательно, что г-ну Виллерслеву удалось получить так много информации из человеческих волос, которые лежали десятилетиями без каких-либо специальных мер по их сохранению, отмечает Крис Стрингер из Музея естественной истории в Лондоне. Однако исследование так и не смогло ответить на вопрос, откуда началась первая миграция, говорит соавтор Мортен Расмуссен из Музея естественной истории Дании. «Мы не в состоянии вычислить географическое происхождение генетических данных», — подчёркивает специалист. Возможно, раньше всех покинули Африку предки австралийских аборигенов, но г-н Стрингер считает, что это маловероятно. «Если они вышли из Африки 70 тыс. лет назад, то где они были в течение 20 тыс. лет, пока не добрались до Австралии и Новой Гвинеи?» — вопрошает специалист. Иное объяснение предлагает Марк Стоункинг из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (ФРГ). По его мнению, из Африки на Ближний Восток была только одна миграция. Оттуда на восток переселение проходило уже двумя параллельными волнами. Одна колонизировала Австралию и соседние острова, а вторая — материковую Азию. Г-н Стоункинг и его коллеги проанализировали геномы 33 популяций континентальной Азии, Индонезии, Филиппин и Полинезии, а также Австралии и Новой Гвинеи. Они искали признаки того, что предки этих людей скрещивались с денисовцами — недавно обнаруженной человеческой группой, которая известна только по зубу и фрагментам найденных в Сибири костей. Расшифровка ДНК денисовцев уже показала, что предки современных туземцев Новой Гвинеи скрещивались с ними. Ещё больше денисовских участков ДНК г-н Стоункинг обнаружил в популяциях к югу и востоку от Сибири, особенно на востоке Индонезии, в Австралии, Новой Гвинее, на Фиджи и в Полинезии. Жители континентальной Азии и западных районов Индонезии не обладают денисовскими фрагментами ДНК, то есть их предки представляли собой другую волну миграции, которая не скрещивалась с денисовцами. Результаты исследования опубликованы в журналах Science и American Journal of Human Genetics.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 сентября

6357-США вернули Польше картины похищенные нацистами
Американские власти вернули Польше две картины польского художника Юлиана Фалата, которые были похищены из Национального музея в Варшаве в годы нацистской оккупации. Обе картины, изображающие охотников, были обнаружены в прошлом году сотрудниками иммиграционной и таможенной служб США. Польские власти еще в 2006 году предупредили американских коллег, что картины могут быть проданы на одном из нью-йоркских аукционов. Передача картин состоялась в польском консульстве в Нью-Йорке, сообщает Радио Свобода. Юлиан Фалат, творивший на рубеже XIX - XX веков, был известен пейзажами и сценами охоты.
Источник: mignews.com
23 сентября

6356-США вернули Турции половину статуи Геракла
Турция добилась от США возвращения верхней части мраморной статуи "Утомленный Геракл", сообщается на сайте газеты Hurriyet. Статуя должна быть доставлена на личном самолете премьер-министра страны Реджепа Тайипа Эрдогана в воскресенье, 25 сентября. Речь идет об одной из копий Геракла Фарнезского, оригинал которой изготовил Лисипп. Статуя представляет собой утомленного полубога, который опирается на свою палицу, и датируется III веком нашей эры. Нижняя часть скульптуры была обнаружена в 1980 году в Перге. Она хранится в музее города Анталья. Торс Геракла, как считают в Турции, был контрабандой вывезен из страны в 1980-е годы. В бостонском Музее изящных искусств настаивали, что законно приобрели верхнюю часть Геракла в Германии в 1981 году. Тем не менее, договоренность о возвращении спустя годы переговоров была достигнута. После того как бюст Геракла будет доставлен в турецкий музей, специалисты восстановят скульптуру. Ее планируют выставлять в музее Антальи.
Источник: lenta.ru
23 сентября

6355-В Китае нашли могильники периода Восточной Чжоу
Археологи обнаружили более сотни древних захоронений на окраине города Синчжэн (Xinzheng) в китайской провинции Хэнань. Возраст могильников оценивается в 2500 лет (период Восточной Чжоу). По словам китайского археолога Фань Вэньцюаня (Fan Wenquan), есть основания предполагать, что могилы принадлежат семье правителя. Вместе с покойными были захоронены бронзовые и гончарные изделия, причем в каждом из саркофагов лежал полный набор предметов. В общей сложности было найдено 300 объектов. Восточная Чжоу - поздний период правления династии Чжоу (1122 - 249 годы до нашей эры), характеризовавшийся раздробленностью Китая и снижением влияния императорской семьи. В эти годы Чжоу фактически стало удельным княжеством в центральной части Китая.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
22 сентября

6354-Самбийская экспедиция добралась до средневекового Кёнигсберга
Археологи Самбийской экспедиции добрались до средневекового Кенигсберга. Его нашли под слоем выжженной войной земли. Несмотря на то, что тут была окраина столицы Восточной Пруссии, находок оказалось на удивление очень много. Картина средневекового города впечатляет и сейчас. Лопаты археологов пласт за пластом снимают почву. В культурном слое уже меньше кирпичей, а все больше находок ремесленных изделий и личных вещей горожан. Наткнулись на остатки каменной стены, которая разъединяла районы старого Кенигсберга Альштадт и Ластадие. Последний состоял в большинстве своем из торговых складов. Совсем нежданной стала новая находка - средневековый ров - поистине музейный кладезь раритетов последних 5 столетий. Сейчас идут находки заполнения рва, который то засыпался, то подрезался. Соответственно, и находки здесь будут разного времени - начиная с 16 века. Особенность данного района Кенигсберга - низменный грунт, насыщенный водой. Кругом лежали болота, а рядом находилась Прегель. Оттого особое внимание здесь издревле уделяли системам водоснабжения и водоотвода. Остатки керамических труб видны и сейчас. Кстати, влага сыграла главную роль в сохранении артефактов. Она не пропустила к ним разрушающий кислород и стала своеобразным консервантом. Поэтому все отрытые деревянные конструкции - столбы и сваи - сегодня накрыты пленкой. Как рассказала Светлана Потемкина, начальник лаборатории раскопа, "находят массу женских предметов, большое количество булавок желтого металла, шпильки. Большой интерес представляют изразцы, тоже разновременные: и 20-го века, и 16-го, масса всякой посуды керамической, стеклянные пузырьки, аптекарская посуда». За средневековым тротуаром и мостовой уже показались деревянные постройки. Для чего они служили горожанам, покажут дальнейшие раскопки. Сейчас тут попадаются костные останки домашних животных. Археологи говорят, что здесь можно услышать запах времени и почувствовать аромат воздуха, которым дышали кенигсбержцы. «Ниже мы фиксируем большое количества дерева, остатков плетневых построек и большое количества навоза. Средневековый город жил за счет самобытности. Жильцы города держали мелкий скот, куриц, свиней. Город наполняла определенная средневековая атмосфера, даже в виде чавкающей грязи под ногами», - рассказал Александр Хохлов, начальник Самбийской экспедиции института археологии РАН.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
22 сентября

6353-Захоронения майя перед концом света
Мексиканские археологи обнаружили ранее не известное захоронение в древнем городе майя, которому около 1500 лет. В погребальную камеру одного из правителей или правительницы заглянули при помощи миниатюрной видеокамеры. В отличие от других подобных захоронений, в нем отсутствует саркофаг. Возможно, останки царственной особы находятся на полу склепа. Археологи Национального института антропологии и истории Мексики сделали свою находку в южном акрополе древнего города Паленке, или, на местном наречии, Лакам-Ха ("Великие воды"), еще в 1999 году. Среди холмов штата Чьяпас, расположенного в юго-восточной части страны, сохранились руины дворца, храмы и пирамида. В 1987 году этот исторический архитектурный комплекс занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Погребальная камера располагается под массивной постройкой. Во избежание ненужных повреждений специалисты использовали мини-камеру (размер — четыре на шесть сантиметров; вес — 94 грамма), которую опустили вниз на пять метров. И увидели: на стенах — выкрашенные в красный цвет фигуры людей, обведенных черной краской, разбросанные куски нефрита и морские раковины. Скорее всего, все это богатство и составляет интерьер гробницы. По предварительным расчетам, столь пышное захоронение было создано в период с 435-го по 604-й год нашей эры. Пока остается лишь догадываться, кто удостоился столь высокой чести. Археолог Марта Куевас (Martha Cuevas) отметила, что, "судя по убранству захоронения, все говорит о том, что здесь покоится один из правителей". Историки оперируют двумя основными версиями. Большинство склоняются к тому, что это мог быть первый правитель Паленке по имени К'ук'-Балам I. Второй возможный претендент, а точнее, даже претендентка — Иш-Йоль-Ик'наль ("Госпожа из сердца места ветров"), также известна как Иш-Кан-Ик' и Иш-К'аналь-Ик'наль — восьмая правительница этого города. Паленке был одним из важнейших культурных и политических центров доколумбовой цивилизации майя так называемого классического периода (IV-X века). И вовсе не журналисты, а настоящие ученые справедливо назвали его Афинами Нового Света. История Паленке начинается с правителя Пакаля Великого. Сведения о своей династии он повелел запечатлеть на трех больших панелях на верхушке конструкции, венчающей Храм надписей, а также на крышке и стенках своего саркофага, размещенного глубоко в недрах храма. Его сын Пакаль К'инич-Кан-Балам продолжил дело отца — письменную традицию перечислять своих коронованных предков. Местные правители носили титул k'uhul Baakul 'ajaw. Это означало "священный (или почитаемый) Баакульский владыка". По мужской, а в некоторых случаях и по женской линии, они принадлежали к одному роду. Правители Паленке, названные K'инич-Kaн-Баламом в надписи, сделанной в его Храме креста, разделяются на мифологических, легендарных и исторических. Явно мифологическим считают упомянутого правителя, который вступил на трон в возрасте 827 лет. Историческим — основателя династии, ставшего царем в возрасте 22 лет. Теперь познакомимся с кандидатами на почетное захоронение. К'ук'-Балам I (Квезал-Ягуар). Его называют также К'ук' и Балум-К'ук'. Годы правления — 431-435. Родился: 8.18.0.13.6, 5 Kими 14 K'aйaб (30 марта 397 года). Воцарился: 8.19.15.3.4, 1 K'aн 2 K'aйaб (10 марта 431 года). Именной иероглиф этого правителя состоит из комбинации царственных символов — птицы квезал (Pharomachrus mocinno, птица из отряда трогонообразных с ярким, как у попугая, оперением, на языке майя — к'ук') и ягуара (балам). К'ук'-Балам I считается основателем династии, хотя в надписях Паленке присутствуют другие, более ранние кандидаты на эту роль. В частности, некая мифическая личность, именуемая Кровопускатель змеи. К'ук'-Балам является первым царем исторической эпохи, соответствуя по времени основателям других царских династий классических майя. Его титул Владыка Токтана связывает его с неким центром, местонахождение которого неизвестно и который, как считается, был первоначальным местом пребывания династии. K'ук'-Балам отличается от других правителей его династии тем, что не имеет одного из "эмблемных иероглифов" Паленке. Речь идет о знаке кости как названия царства — Баак, то есть "кость". Возможно, название царства Баакаль, или Баакель, было одним из вариантов слова "кость" — "костяной", "место костей" и т.д. Вместо него у правителя был иероглиф Токтан Ахав — Владыка центра облака. Иш-Йоль-Ик'наль была одной из двух известных цариц майя классической эпохи, которая носила полный царский титул. Воцарилась: 9.7.10.3.8, 9 Ламат 1 Муван (23 декабря 583 года). Умерла: 9.8.11.6.12, 2 Эб 0 Мак (4 ноября 604 года). Годы правления: 583-604. Иш-Йоль-Ик'наль весь срок (на протяжении более чем двух десятилетий) правила самостоятельно. Она изображается на стенках саркофага дважды. Вероятно, она была дочерью предыдущего правителя, Кан-Балама I, который, предположительно, умер, не оставив наследника мужского пола. Она также могла быть и его сестрой. Майя отдавали предпочтение наследованию со стороны отца, при котором, по общему правилу, правление переходило из поколения в поколение по мужской линии. В период правления Иш-Йоль-Ик'наль на город произошло по крайней мере два вторжения армий из городов-конкурентов Калакмуля и Бонампака. Вполне вероятно, что предыдущая незафиксированная война устранила претендовавших на правление мужчин, тем самым открывая путь правлению этой царицы.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
22 сентября

6352-Ведутся раскопки резиденции правителей Одрисского царства
Болгарские археологи откопали железный labrys — церемониальный двусторонний топор — в укреплённой резиденции правителей Одрисского царства (самого мощного политического объединения древней Фракии), расположенной на горе Кози-Грамади, пишет Novinite. Группа, которой руководит Иван Христов из Национального исторического музея, обнаружила топор возле главных ворот. «Находка очень хорошо сохранилась, — рассказывает г-н Христов. — Её длина составляет 22 см. Она очень тяжёлая. У нас есть несколько гипотез её назначения. Скорее всего, лабрисом пользовались не в бытовых или военных целях, а выносили его во время определённых шествий. Другая гипотеза основана на изображениях в гробницах Древней Македонии и склепе возле деревни Александров в Хасковской области — там двусторонние топоры несут участники королевской охоты. Ими пользовался если не сам правитель, то его ближайшее окружение. Это объясняет нахождение лабриса в царской резиденции. Мы можем только догадываться о повседневной жизни аристократов Кози-Грамади 2 400 лет назад, когда всё вокруг было покрыто лесами, пригодными для охоты». Лабрис — греческий термин. Двусторонний топор считался атрибутом Зевса. В горах на побережье Карии в Малой Азии стояла известная в древности статуя Кронида со скипетром в левой руке и лабрисом на правом плече. Первые изображения лабриса относятся ко II тысячелетию до н. э. Во Фракии они появляются в конце V века до н. э. на монетах одрисского царя Аматока.Сама резиденция (самое сложное и большое сооружение на юго-востоке Европы своего времени) была обнаружена в июле прошлого года, а её примерное местонахождение установили в 2005-м. Она расположена в горах Средна-Гора близ курортного города Хисаря в центральной части Болгарии на высоте 1 200 м над уровнем моря. Резиденцию построили греческие архитекторы в 354–342 годах до н. э., когда правили цари Котис I и Терес II. Раскопана северо-восточная стена — 13 м длиной и 2 м в высоту. Она сложена из тщательно подготовленных блоков и украшена резьбой. Обнаружен также фундамент башни к юго-востоку от стены. Судя по всему, именно в этой точке войско македонского царя Филиппа II прорвалось в крепость. Найдены доказательства того, что резиденция и впрямь была захвачена в 341 году до н. э. Клеобулом и Анаксандром, военачальниками Филиппа II, — многочисленные свинцовые снаряды для пращи и имена двух офицеров на стенах. Кроме того, в руки археологов попала серебряная монета, изготовленная в греческом полисе Парионе, с именем Медузы. Скорее всего, её носил с собой македонский солдат: считалось, что изображение Медузы охраняет жизнь. Ещё одна находка — умбон, металлическая бляха со щита македонского гоплита: по ней локализовали место первой стычки на подступах к крепости. Раскопана также сложная система каменных каналов для сбора воды, аналогичная обнаруженной во фракийском святилище Белинташ и городе Перперикон в Родопских горах.
Источник: "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
22 сентября

6351-Акварели и декорации Александра Бенуа уйдут с молотка
В ноябре на аукционе Sotheby's будет выставлена коллекция произведений художника и историка искусства Александра Бенуа. Об этом сообщает портал The ArtDaily со ссылкой на данные Sotheby's. С молотка уйдут 130 лотов, выручка от которых, по предварительным оценкам, составит от 1,2 до 1,8 миллиона долларов. Аукцион выставит на продажу акварели Бенуа, портреты членов его семьи, пейзажи, книжные иллюстрации и театральные костюмы. Портал отмечает, что ранее аукцион не выставлял столь крупную коллекцию произведений Бенуа. Сабина Трингалас (Sabina Tringalas), специалист по русскому искусству аукционного дома, рассказала, что некоторые объекты из коллекции перед торгами будут экспонированы в галереях Франции и Италии. Таким образом аукцион надеется привлечь не только коллекционеров из России. Александр Бенуа (1870-1960) занимался живописью, историей искусств, работал над созданием иллюстраций и декораций. В конце XIX века художник основал объединение "Мир Искусства", а также одноименный журнал. Бенуа наиболее известен как художник и один из постановщиков "Русского балета" Дягилева. С 1926 года Александр Бенуа жил во Франции.
Источник: lenta.ru
22 сентября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198][199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100