Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
6370-Марк Твен: экс-расист, экс-конфедерат
Новая книга специалиста по Марку Твену исследует ранние работы великого писателя и показывает сложную эволюцию его взглядов. 25 июня почта США выпустила памятную марку с изображением Сэмюэла Клеменса (Марка Твена), известного своими аболиционистскими и (под конец жизни) антиимпериалистическими взглядами. Однако в юности Клеменс высказывал совсем другие идеи, пишет в своей книге «Реконструкция Марка Твена: как партизан-конфедерат стал Линкольном нашей литературы» специалист по жизни и творчеству писателя Джо Фултон, профессор английской литературы из Бэйлоровского университета. Г-н Фултон разыскал множество ранних статей Клеменса, которые по понятным причинам не вошли в большинство собраний сочинений и долго не перепечатывались. На заре журналистской и писательской карьеры уроженец Миссури защищал рабство, полагая этот общественный институт справедливым и даже священным (влияние воскресной школы), поддерживал южный сепаратизм. Когда началась гражданская война 1861–1865 годов, Клеменс вступил в проконфедератское ополчение Миссури и прослужил в нём две недели; губернатор территории Невада, у которого брат Сэмюэла Орион затем работал секретарём, отзывался о Сэме как о «чёртовом сецессионисте». После войны, уничтожившей всё, во что верил Клеменс, пишет Джо Фултон, тот «был зол на Север за разрушение Юга, на своё воспитание, на лицемерие американского правительства, использовавшего идеализм для войны, но по-настоящему не реконструировавшего после неё ни Юг, ни Север» — и приобрёл такую полезную черту, как скептицизм в отношении благих намерений власть имущих. Вероятно, именно скептицизм и природная тяга к справедливости сделали из Сэмюэла Клеменса того Марка Твена, который, помимо прочего, горячо приветствовал нашего императора Александра II, ликвидировавшего крепостное право. Но если бы Твен не был южанином, то он вряд ли бы смог так точно передать чувства, которые испытывает главный герой «Приключений Гекльберри Финна», узнавший, что негр Джим хочет перебраться на Север и выкупить из рабства свою семью («Этим ниггерам только палец дай…»). В любом случае Марк Твен — пример того, что некоторые люди всё же способны самостоятельно (без помощи капитана Пикарда) преодолеть ограниченность мышления, навязанную им средой, в которой они росли.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
27 сентября

6369-Оцифрованы пометки Дарвина на полях книг
В Интернет выложены пометки Чарльза Дарвина на полях книг других авторов. В библиотеке великого натуралиста насчитывалось 1 480 томов, и 730 из них содержат его мысли по поводу прочитанного, из которых можно узнать много интересного об истории создания его собственных трудов. Например, Чарльз Лайель, друг Дарвина, в своей знаменитой работе «Основные начала геологии» высказывался за существование чётких пределов вариативности видов. Рядом с этим пассажем Дарвин написал: «Если так, прощай теория» (If this were true adios theory). Энн Джарвис, библиотекарь Кембриджского университета, где хранится основная часть книжного собрания учёного, отмечает: «Дарвиновская коллекция — одна из самых популярных у нас. Но основное внимание уделяется его собственным рукописям и переписке, хотя очень интересно и важно знать, как он относился к идеям и теориям других, как развивалось его учение». Дарвин действительно читал очень много — а как же иначе, если создаёшь всеобъемлющую биологическую концепцию! Он даже жаловался на то, что превратился в «машину по выгрызанию общих законов из огромного собрания фактов». В онлайновой базе данных все пометки натуралиста транскрибированы. Информация проиндексирована для удобного поиска по темам и идеям. Ответственность за работу несут Мария Грегорио и Ник Гилл из Кембриджа. Им помогали Американский музей естественной истории, Музей естественной истории Лондона и проект Biodiversity Heritage Library. Завершён только первый этап: в Сеть выложены пометки из 330 книг, которые Дарвин комментировал особенно активно.
Источник:
http:// culture.compulenta.ru/
27 сентября

6368-В Камбодже восстановлен тысячелетний храм
Несмотря на тропические ливни и гражданскую войну, археологи наконец-то завершили полувековое восстановление ангкорского храма Бапуон в Камбодже. Проект, на который ушло ?10 млн ($14 млн), стартовал в 1960-х годах. Французские учёные начали с того, что полностью разобрали строение, которое постепенно разваливалось — в основном из-за своей главной, песчаной части, которая давила на тонкие стены. 300 тыс. блоков из песчаника были пронумерованы и разложены по окрестностям. Увы, в 1970 году в стране вспыхнула гражданская война, и пришедшие к власти красные кхмеры уничтожили все планы реконструкции. Работа возобновилась только в 1995 году. Возглавил проект архитектор Паскаль Ройер из Французской школы Дальнего Востока. «Это была крупнейшая в мире трёхмерная головоломка», — признаётся специалист. Каждый блок пришлось измерить и взвесить. Далее в ход пошли архивные фотографии, рисунки и воспоминания рабочих. Одновременно облегчало и затрудняло задачу то, что все камни были разными. Храм построен около 1060 года по указу царя Удаядитьявармана II в честь индуистского бога Шивы. Это было крупнейшее культовое сооружение того времени: 35 м в высоту с основанием 130 на 104 м. В XVI веке в стену на втором этаже была встроена 70-метровая статуя Будды. На неё пошли камни с вершины храма. Эта перепланировка значительно усложнила реконструкцию.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
27 сентября

6367-В Италии обнаружена странная «египетская комната»
Диковинные иероглифы и изображения египетских богов и богинь найдены в долине реки По на севере Италии. В деревне Казальбуттано-эд-Унити, что к северу от Кремоны, реставраторы сняли гобелен в одной из комнат Палаццо-Турина — строения XVIII века, в котором сейчас располагается ратуша. Взорам учёных явился синий звёздный потолок и стены, украшенные розовыми и кремовыми полосами, а также потрясающими картинами, создающими трёхмерный эффект и изображающими статуи. «Это удивительное открытие, — говорит Виргиния Боччола, один из реставраторов. — Животный клей, применявшийся для гобеленов, прекрасно сохранил фрески. Их осталось только немного почистить». Находка была сделана в 2006 году, но оставалась неизвестной широкой публике, пока Аннамария Раваньян, отвечающая в Ломбардии за музеи, не попросила экспертов высказаться по поводу необычной комнаты. «У нас в Ломбардии есть несколько вилл с помещениями, оформленными в египетском стиле, но ни одно из них не похоже на это», — подчёркивает г-жа Раваньян. С нею согласен Жан-Марсель Гумбер, главный куратор и генеральный инспектор французского управления музеев: «В Италии и по всему миру есть несколько комнат данного типа, но все они разные и все уникальны». Специалист планирует опубликовать полный отчёт об увиденном в начале 2012 года. «Египетская комната» Казальбуттано особенно интересна: иероглифы настоящие, но в текст не складываются; картины изображают странные сцены, которые трудно интерпретировать; в «статуях» типичные египетские мотивы смешаны с непонятными деталями. «Разобраться в этом сложно — сложнее, чем в других комнатах, ибо нелегко выяснить, что копировал художник», — отмечает г-н Гумбер. Очевидно, что изображены Сехмет, Таурт, Хатхор и Гор, но они имеют детали, им несвойственные. Например, Сехмет (богиня исцеления с головой львицы) сидит на стуле в этрусском стиле с бессмысленной иероглифической надписью. Таурт, покровительница деторождения и плодородия, обычно изображается с головой бегемота, львиными конечностями и хвостом крокодила, а здесь у неё появился коровий хвост. О художнике почти нечего сказать. «Мы знаем только, что богатое семейство Турина приглашало лучших мастеров своего времени — Джоаккино Серангели и Джованни Мотту», — говорит Маурицио Телли, советник по культуре Казальбуттано. Комната была, скорее всего, расписана после военной кампании Наполеона 1798–1801 годов. Тогда многие европейцы увлекались Египтом. Экспедиция, закончившаяся полным провалом с политической точки зрения, стала крупным научным успехом: по её следам состоялась публикация многотомного «Описания Египта» — совместной работы 160 учёных, двух тысяч художников и четырёхсот гравёров, сопровождавших Наполеона. Книга, издание которой началось в 1809 году и завершилось в 1829-м, заложила основы современной египтологии. Её большие иллюстрации захватили воображение Европы. Сфинксы, обелиски, пирамиды и «египетские комнаты» стали появляться повсюду.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
27 сентября

6366-Альбер Камю, возможно, пал жертвой КГБ
В 1960 году французский философ и писатель Альбер Камю погиб в автомобильной катастрофе. Это произошло всего через два года после получения им Нобелевской премии по литературе. В кармане Камю нашли неиспользованный билет на поезд из его провансальского дома в Париж. 46-летний сочинитель намеревался вернуться в столицу после рождественских каникул с женой Франсин и двойняшками Катрин и Жанной. Но друг и издатель Мишель Галлимар предложил отвезти его на машине. Facel Vega на огромной скорости вылетел с обледенелой дороги и врезался в дерево. Камю умер мгновенно, Галлимар — несколько дней спустя. Вместе с билетом полиция нашла 144 страницы рукописного текста под названием «Первый человек» — неоконченный роман, основанный на алжирском детстве Камю. Писатель считал, что это будет его лучшая работа. Мировой интеллектуальный бомонд был потрясён нелепой трагедией. Полвека никому не приходило в голову, что это не простая авария, и вот итальянская газета Corriere della Sera предположила, что за происшествием могли стоять... советские спецслужбы. Автор гипотезы — итальянский академик и поэт Джованни Кателли. Он обратил внимание на то, что в итальянском переводе дневника чешского поэта и переводчика Яна Забраны «Вся моя жизнь» отсутствует фрагмент, имеющийся в оригинале. Фрагмент гласит: «Мне довелось услышать нечто очень странное из уст человека чрезвычайно осведомлённого и имеющего очень надёжные источники. По его словам, авария, которая стоила жизни Альберу Камю в 1960 году, была организована советскими шпионами. Они повредили шину автомобиля с помощью какого-то замысловатого устройства, которое разрезало или проделало дыру в колесе на полном ходу. Приказ отдал лично Шепилов в ответ на публикацию в Franc-tireur в марте 1957 года, в которой Камю недвусмысленно нападал на него, обвиняя в венгерских событиях». В той статье Камю назвал подавление Венгерского восстания 1956 года «шепиловской резнёй». Год спустя Камю ещё раз наступил на мозоль советской власти, публично выступив в поддержку Бориса Пастернака. Corriere della Sera заключает, что у КГБ было более чем достаточно причин стремиться к ликвидации Камю. Если это правда, культурный мир ожидает новое потрясение. Камю считался не только интеллектуалом, но и человеком из народа. В его похоронах участвовали и анархисты, и футболисты. Он чрезвычайно популярен по сей день: в прошлом году президент Франции Саркози попытался (неудачно) перенести останки своего любимого писателя с кладбища в Пантеон, где обычно страна хоронит своих главных знаменитостей. Общественность решила, что останки лучше не трогать: великий человек велик вовсе не тем, где лежат его кости. Оливье Тодд, бывший корреспондент Би-би-си и автор биографии Камю, рассказал в интервью британской газете Observer, что во время работы в советских архивах ему не попадалось упоминания о связи между КГБ и смертью писателя, хотя мерзости там было предостаточно. «Я думал, что никакая новость о деятельности КГБ и его преемников меня уже не удивит, но сейчас, признаться, я ошеломлён, — говорит г-н Тодд. Впрочем, ему есть что подбросить в огонь сенсации: — В архивах много документов о том, как КГБ использовал чехов для грязной работы. И всё же, несмотря на то что КГБ был способен на такое, я не верю в эту гипотезу».
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
27 сентября

6365-В Германии обнаружен образчик эротического искусства каменного века
В окрестностях города Бамберг на юге Баварии найдены примитивные «гравюры», возраст которых оценивается в 12 тыс. лет. Если датировка подтвердится, это будет самый ранний образец искусства каменного века, обнаруженный в Германии. На стене пещеры схематично вырезано несколько обнажённых женских тел и непонятных символов. Древние художники, по всей видимости, вдохновлялись тем, что невольно создала природа: каменные выступы на стене действительно напоминают женскую грудь и пенисы. Оставалось добавить чуть-чуть фантазии и мастерства. Детали изображений не сообщаются: находка сделана только что, место раскопок закрыто для публики. Следует отметить, что этот приём, когда особенности скальных образований становятся полноправными участниками творческого процесса, встречается в первобытном искусстве довольно часто. Иногда природный рельеф поверхности подчёркивал контур фигуры (например, рисунок оленя в испанской пещере Коваланс или пятнистой лошади во французской пещере Пеш-Мерль), а иногда — придавал объём (например, изображение неизвестного четвероногого животного из французской пещеры Ле-Рок-де-Серс). Для прорисовки женской фигуры, найденной у французского посёлка Лоссель, тоже использовался естественный изгиб скалы: углубление стало нижней частью живота, и изображение оказалось великолепно акцентированным. Человеку первобытные художники уделяли сравнительно мало внимания. К тому же он изображался менее реалистично, чем животные. Интересно, что на мужских фигурах чётко прорисовывались черты лица (как правило, нос и рот), тогда как на женских это встречается гораздо реже. Учёные полагают, что женские изображения — в связи с гипертрофированными половыми признаками и отсутствием черт лица — выполняли роль символов плодородия. Руководитель раскопок Бернард Хэк считает, что в данном случае исследователи тоже наткнулись на некий древний «храм», в котором проводились обряды, направленные на обеспечение приплода.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
26 сентября

6364-Обнаружен, возможно, древнейший образец наскального искусства в Великобритании
На юге Уэльса обнаружена наскальная резьба, которая может оказаться старейшим произведением этого вида искусства в Великобритании. Находку в сентябре 2010 года сделал Джордж Нэш, преподаватель археологии Бристольского университета. По его словам, он в течение двадцати лет приводил студентов в пещеру на полуострове Гауэр, но ни разу не имел возможности как следует её осмотреть. Только однажды он отправил подопечных по автомобилям и автобусам, а сам остался — и через пару минут оказался в нужном месте.Исследователь полагает, что слабым царапинам, складывающимся в пронзённого копьём оленя, более 14 тыс. лет. С одной стороны, рисунок напоминает изображения, оставленные в Северной Европе на 4–5 тыс. лет позднее, но в данной пещере в 1950-х годах был найден богатый клад кремневых орудий труда (300–400 предметов), которые были созданы за 12–14 тыс. лет до н. э. Олень вырезан, по всей видимости, куском кремня. Это раз. В утёсах Кресуэлл в Ноттингемшире были найдены похожие изображения благородного оленя, относящиеся к тем же 12–14 тысячелетиям до н. э. Это два. Известняковые скалы вдоль побережья Гауэра известны целым рядом археологических находок. Например, в 1823 году в пещере Козья дыра в Павиленде оксфордский профессор геологии Уильям Бакленд обнаружил хорошо сохранившийся скелет, который окрестили Красной леди Павиленда. Позднее выяснилось, что это останки молодого мужчины. Так или иначе, но это самая древняя могила человека в Западной Европе, дошедшая до наших дней. Ей около 29 тыс. лет. Полуостров Гауэр, освободившийся ото льда 15–20 тыс. лет назад, пользовался популярностью у древних людей, поскольку многие другие территории Северной Европы были ещё покрыты льдом. Находка проверяется экспертами.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
26 сентября

6363-Найден самый старый фильм Хичкока
Как будто нарочно к 112-му дню рождения Альфреда Хичкока, архивариусы и реставраторы Новой Зеландии объявили об обнаружении самого раннего (из сохранившихся) фильмов великого режиссёра. «Белая тень» снята в первой половине 1924 года. В титрах 24-летний Хичкок указан как ассистент режиссёра, художник-постановщик, монтажёр и сценарист. (Настоящий режиссёрский дебют Хичкока состоялся годом позже: в 1925 году он снял «Сад удовольствий».) «Атмосферную британскую мелодраму» (так описывают фильм «первооткрыватели») заметила голливудская фирма Lewis J. Selznick Enterprises. Она и обеспечила картине мировой прокат. Фильм с Бетти Компсон в двойной главной роли сестёр-близняшек (ангелочек vs. бездушное создание) обнаружен среди неопознанных американских киноплёнок, хранящихся в Новозеландском киноархиве в Веллингтоне. Найдены только три первые катушки — то есть чуть больше половины картины. Увы, о существовании другой копии «Белой тени» неизвестно. «Это бесценная возможность изучить тот период, когда визуальные и нарративные идеи Хичкока только обретали форму», — говорит Дэвид Стерритт, председатель Национального общества кинокритиков США, известный хичкоковед. Восстановлением ленты займётся новозеландская компания Park Road Post Production. О планах на повторную премьеру будет объявлено дополнительно. Это один из целого ряда представителей эпохи немого кино, которых спас новозеландский киномеханик и коллекционер Джек Мёртаг. Он скончался в 1989 году, и его внук Тони Осборн передал огнеопасное собрание специалистам.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
26 сентября

6362-Найден один из самых ранних синтезаторов
В амбаре на полуострове Бретань (Франция) найден новаторский электронный инструмент, считавшийся потерянным с 1970-х годов. Синтезатор «Орамикс», созданный британским композитором Дафной Орам в 1957 году, имел решающее значение для развития электронной музыки, но мало кто об этом знает. Мик Грирсон, преподаватель Голдсмитского университета (Великобритания), решил изменить эту ситуацию и провёл несколько лет в поисках инструмента. «Не будет преувеличением сказать, что почти никто не знал о его местонахождении, — говорит энтузиаст. — Но мне дали деньги, чтобы привезти устройство обратно в Великобританию, где о нём должным образом позаботились. Как только люди понимают, о чём речь, они сразу же осознают его значимость». Инструмент обладает огромными размерами и представляет собой довольно сложную машину, принцип работы которой расшифровать не так-то просто. Г-н Грирсон не ставит своей целью заставить его звучать снова, но намерен построить действующую копию. «У меня есть доступ к огромному архиву записей, схем и патентов, и я нахожусь в контакте с одним из инженеров, принимавших участие в создании синтезатора», — бравирует специалист. Для извлечения музыки композитору необходимо было сначала подготовить катушку 35-миллиметровой плёнки, а затем подать её в машину. Фотоэлементы считывали светотень и превращали её в звук. «Программный интерфейс практически идентичен тому, который используется сегодня для создания музыки с помощью компьютера, — говорит г-н Грирсон. — Он состоит из вала, задающего высоту тона, и отдельной секции, которая определяет, как звук будет меняться с течением времени. Я считаю, что это поразительное устройство». Г-н Грирсон также обнаружил, что это самая ранняя известная система, которая производит звук из специально подготовленной сложной волны, а не из сочетания простых волн. Высота ноты контролируется с помощью цифровой системы, что позволяет производить изменения быстрее и точнее, чем с аналоговым входом.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
26 сентября

6361-Ядерная физика ищет потерянный шедевр Леонардо
Вот уже несколько десятков лет специалисты пытаются разглядеть потерянный шедевр Леонардо да Винчи, который, по мнению многих, скрыт за фреской Джорджо Вазари в Палаццо-Веккьо. Искусствоведы обратились за помощью к ядерной физике, и результат, как ожидается, не за горами. «Битва при Ангьяри», которую Леонардо начал в 1505-м и завершил, возможно, год спустя, была встречена современниками с дикими восторгом. Её неоднократно копировали, но где-то в середине XVI века фреска загадочным образом исчезла. В семидесятых годах прошлого столетия историк искусств Маурицио Серачини из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) заподозрил, что одна из лучших работ титана Возрождения находится в Зале Пятисот — резиденции флорентийского правительства. Мол, когда семья Медичи свергла флорентийскую республику и вернулась к власти, в 1563 году Вазари было поручено закрасить творение Леонардо. Г-н Серачини заметил на фреске Вазари слова «cerca trova» — «ищите и обрящете». Исследователь перепробовал всё от ультразвука до тепловидения и пришёл к выводу, что Вазари (неважный художник, но великий ценитель) не уничтожил шедевр, а писал на новой стене, и между старой и новой существует воздушный зазор. Иными словами, работа Леонардо осталась нетронутой! Можно только удивляться тому, как искусствовед не сошёл с ума от этой мысли. Увы, у итальянской бюрократии не нашлось ни денег, ни времени на то, чтобы проверить гипотезу, но и это не сломило г-на Серачини. Сейчас ему 64 года, и он по-прежнему полон надежд, тем паче что у него теперь есть могущественный покровитель — молодой мэр Флоренции Маттео Ренци. В 2010 году г-н Ренци подписал соглашение с Национальным географическим обществом, которое согласилось выплатить $250 тыс. в обмен на право первым публиковать результаты исследования. Начать его планируется в 2012 году. Ну а пока г-н Серачини сотрудничает с российскими, нидерландскими и американскими учёными, пытаясь установить, какие химические вещества могут выдать творение Леонардо (Вазари писал мокрой штукатуркой, тогда как Леонардо предпочитал масло). В его руках, например, оказалось портативное устройство, которое обычно применяется для обнаружения взрывчатых веществ. Но это никоим образом не поможет выяснить, как именно выглядит картина. На помощь неожиданно пришёл американский фотограф-фрилансер Дэвид Йодер, по неизвестным причинам заинтересовавшийся проектом. Через «Гугл» он вышел на Роберта Смитера, физика-ядерщика из Аргоннской национальной лаборатории (США). Этот учёный работает над специальной камерой для фотографирования раковых опухолей в организме человека. Фотограф спросил, сможет ли эта технология взглянуть сквозь стену. Г-н Смитер ответил что-то вроде: «Молодой человек, мне 82 года и уже нечего терять». В камере Смитера вместо стеклянной линзы используются кристаллы меди. Они фокусируют гамма-излучение, которое отражает опухоль. Эксперимент, проведённый в июне 2010 года, показал, что камера пригодится. Специалисты разбрызгали пигменты, аналогичные леонардовским, и закрыли их кирпичами, найденными в Палаццо-Веккьо. Их обработали нейтронами, и камера получила достаточно сильное гамма-излучение, чтобы можно было понять, какие элементы присутствуют в краске и как выглядит сам рисунок. Конечно, существует опасность, что время погубило фреску Леонардо, что краска отслоилась и опала. Но даже если так, то эксперимент позволить обнаружить то, что осталось. А по молекулам и копиям восстановить картину непременно удастся, г-н Серачини в этом не сомневается. Предстоит только решить, что делать с работой Вазари: уничтожить её никак нельзя. Остаётся добавить, что денег на создание соответствующей случаю камеры, к сожалению, всё ещё мало. На Kickstarter.com открыт сбор средств.
Источник: http:// culture.compulenta.ru/
26 сентября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197][198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100