Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
6467-Обнаружено самое раннее изображение родов в западном искусстве
Археологические раскопки в Поджо-Колла на месте 2 700-летнего этрусского поселения в долине Муджелло (Италия) принесли удивительную, уникальную находку — два изображения рожающей женщины. Исследователи из археологического проекта «Долина Муджелло», курирующие раскопки, что ведутся в 30 км к северо-востоку от Флоренции, обнаружили изображения на небольшом фрагменте керамического сосуда, которому более 2 600 лет. Можно различить голову и плечи ребёнка, выходящего из чрева. Мать сидит на корточках, одна рука поднята, лицо показано в профиль, длинные волосы убраны в хвостик. Римские и греческие сюжеты на тему родов начинают появляться только 500 лет спустя. Раскопки проводятся Южным методистским университетом, Колледжем Франклина и Маршалла, Музеем археологии и антропологии Пенсильванского университета (все — США) в сотрудничестве с Открытым университетом в Милтон-Кейнсе (Великобритания). Интерпретация изображения принадлежит профессору археологии Открытого университета Филу Перкинсу, специалисту по этрусской буккеро — чёрной керамике, которая, как правило, украшалась оттисками и гравировкой и использовалась этрусской знатью в качестве посуды. «Мы были поражены, увидев эту интимную сцену, — рассказывает эксперт. — Должно быть, это самое раннее изображение родов в западном искусстве. Этрусских женщин обычно представляли сидящими на пирах или участвующими в ритуалах, либо они выступали в образе богинь. Теперь нам предстоит раскрыть тайну, что это за женщина и кого она произвела на свет». «Сцена родов сама по себе необычна, но ещё более интересно, что это изображение делает на элитарной керамике в святилище, — говорит директор проекта Грег Уорден из Южного методистского университета. — Имеет ли оно связь с культом, которому был посвящён холм Поджо-Колла?» Фрагмент был обнаружен аспирантом Уильямом Наттом из Университета штата Техас в Арлингтоне (США). Предмет четыре на три сантиметра изготовлен из буккеро; украшения разнообразны — от абстрактных геометрических мотивов до изображений экзотических и мифических животных. Поскольку в Поджо-Колла обнаружены многочисленные вотивные артефакты, учёные уверены, что в течение некоторой части своей истории это было священное место. Обилие ткацких инструментов и золотых украшений заставило предположить, что его покровителем выступало женское божество. Сцена родов подтверждает гипотезу.
Источник: http://science.compulenta.ru/
21 октября

6466-Ноги неандертальцев были приспособлены к жизни в горах
Голени неандертальцев были короче, чем у нас, и большинство учёных предполагает, что это адаптация к холодному климату. Дуэт американских специалистов предложил иное объяснение: короткие голени помогали более эффективно передвигаться по наклонной плоскости, то есть гористому рельефу. Обнаружена также связь между относительно короткими нижними конечностями у животных и горной средой обитания. Неандертальцы населяли Европу и Западную Азию 200–40 тыс. лет назад во времена ледникового периода. Они не только обладали более короткой голенью по сравнению с нами, но и в целом были более «компактными»: чем меньше площадь поверхности тела, тем меньше теплопотери. Считается, что короткая голень мешала неандертальцу быстро двигаться. Райан Хиггинс и Кристофер Рафф из Университета Джонса Хопкинса отмечают, что этот вывод делался так, словно наши двоюродные братья жили исключительно на равнине. В действительности, подчёркивают исследователи, неандертальцы предпочитали горы. Разработанная ими математическая модель, учитывающая длину голени относительно тела и угол подъёма, показала, что чем короче голень, тем легче бегать по склонам: можно делать более широкие шаги относительно своего роста, поднимаясь в гору. Это связано с тем, что не надо слишком сильно сгибать колено и бедро. Та же картина обнаружена исследователями применительно к полорогим млекопитающим. Среди них есть равнинные и горные виды. У последних кости голеней короче, чем у первых.
Источник: http://science.compulenta.ru/
21 октября

6465-Мастодонты изменили время заселения Америки
Люди заселили американский континент как минимум на 800 лет раньше, чем считалось до сих пор. Такой вывод группа ученых представила в своей статье в журнале Science. Коротко о работе пишет New Scientist. Долгое время считалось, что человек начал активно осваивать Америку около 13 тысяч лет назад - именно к этому времени относится большинство артефактов так называемой культуры Кловис (самой древней из известных культуры североамериканских аборигенов). Однако по мере изучения сохранившихся свидетельств деятельности человека в Северной Америке исследователи начали склоняться к тому, что люди появились на континенте задолго до расцвета культуры Кловис. Авторы новой работы изучали останки мастодонта - вымершего родственника слонов, найденные в 1977 году неподалеку от города Секим в штате Вашингтон. Нашедшие кости ученые определили их возраст в 14 тысяч лет, однако в 70-е годы эту датировку сочли ненадежной. Тридцать лет спустя исследователи подтвердили выводы коллег - согласно новым данным, мастодонт, кости которого нашли под Секимом, был убит около 13,8 тысячи лет назад. Кроме того, ученые смогли детально исследовать сами останки, состоящие из реберной кости мастодонта с воткнутым в нее острым фрагментом другой кости. Сравнив ДНК из обоих фрагментов, специалисты заключили, что они принадлежат двум различным мастодонтам. Вероятнее всего, мелкий воткнутый осколок представлял собой часть орудия, изготовленного людьми из кости ранее убитого мастодонта. Авторы новой работы полагают, что первые поселенцы могли попасть на североамериканский континент еще 20 тысяч лет назад, преодолев Берингов пролив. Около 16 тысяч лет назад древние американцы начали заселять территории южнее Аляски, и часть из них стали прародителями людей культуры Кловис. Многие специалисты полагают, что именно представители этой культуры поспособствовали полному уничтожению гигантских животных, обитавших на континенте.
Источник: lenta.ru
21 октября

6464-В Помпеях обвалилась стена
Часть древней стены обрушилась в Помпеях, сообщает Reuters со ссылкой на представителей итальянских властей. По предварительной версии, причиной обрушения стали проливные дожди, размывшие кладку. В 2010 году в Помпеях было зарегистрировано сразу четыре обрушения. В частности, в ноябре обрушился (предположительно, также из-за дождей) "Дом гладиаторов" на главной улице города. В результате в отставку в марте 2011 года был вынужден подать министр культуры Италии Сандро Бонди. Его преемник на этом посту Джанкарло Галан заявлял, что Помпеи являются приоритетным направлением в деятельности его ведомства, однако оппозиция обвинила правительство в неспособности защитить историческое наследие страны. Помпеи, включенные в список Культурного наследия ЮНЕСКО, были погребены под лавой и пеплом в результате извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Город в значительной степени сохранил свой древний облик и позволил ученым составить детальное представление о повседневной жизни римлян в I веке нашей эры.
Источник: lenta.ru
21 октября

6463-Британские юристы признали Декларацию независимости США незаконной
Британские юристы назвали Декларацию независимости США 1776 года незаконным и изменническим документом. Об этом британцы, как сообщает BBC News, заявили в ходе дискуссии с американскими коллегами в Филадельфии. По мнению британцев, американцы не имели права в одностороннем порядке провозглашать выход колоний из состава Британской империи. Противники Декларации сослались на то, что тогда, как и сейчас, гражданам, живущим на какой-либо территории, не позволено устанавливать там свои законы. Как подчеркнули британцы, когда с проблемой сепаратизма столкнулся президент Авраам Линкольн, он применил военную силу, чтобы вернуть южные штаты в состав США. Британцы указали на то, что жалобы на Лондон, перечисленные в Декларации, слишком незначительны для оправдания выхода колоний из состава империи. Английские юристы подчеркнули, что отказ колонистов платить налоги из-за отсутствия прямого представительства в британском парламенте объяснялся лишь нежеланием оплачивать свою защиту от французов в ходе Семилетней войны. Американские юристы, в свою очередь, сослались на опыт самих англичан, которые в 1688 году свергли короля Якова II и ограничили королевскую власть Биллем о правах. Американцы также настаивали на том, что законность принятия Декларации позднее была подтверждена движениями за независимость в других странах, которые пользовались поддержкой общественного мнения. Они, кроме того, подчеркивали, что правительство может существовать только с согласия тех, кто находится под его властью. После дискуссии, которая проходила в Американском философском обществе, было проведено голосование. Победу одержали сторонники признания Декларации независимости США законной. Спор носил научный характер и практических последствий иметь не мог. Декларация независимости была принята 4 июля 1776 года. 13 британских колоний объявили, что перестали считать себя частью Британской империи. В документе утверждалось, что в случае, если правительство перестает служить благу людей, они имеют право образовать новое правительство. Это право подавалось в качестве "самоочевидной истины".
Источник: lenta.ru
21 октября

6462-Храм Ошки внесён в список Всемирного фонда памятников
Один из самых значительных памятников средневекового грузинского церковного зодчества – храм Ошки, находящийся на территории исторической грузинской провинции Тао-Кларджети в Турции, внесён в наблюдательный список Всемирного фонда памятников (World Monument Fund (WMF). Об этом сообщает газета «Алия» со ссылкой на «Кавказ-пресс». Как отметил источник информации – Национальный центр исследований и защиты памятников истории грузинского искусства, тревогу по поводу состояния Ошки бьёт уже самая влиятельная в мире организация по защите культурного наследия. Офис World Monument Fund (WMF) находится в Нью-Йорке. С 1996 года этот фонд в два года раз публикует список памятников, находящихся на грани разрушения, в мировом масштабе и обращается с призывом к их спасению предлагает сотрудничество соответствующим международным организациям, государствам, донорам и масс-медиа. Согласно статистике, в 80% памятников, находящихся в тяжёлом состоянии, после вмешательства WMF проводится реставрация или консервация. В нынешнем году в список включено 67 памятников из 40 стран, в их числе Ошки, о котором WMF создал специальный сайт. Подготовлен и выпущен в свет специальный плакат. «Надеемся, что находящийся на турецкой территории один из значительнейших грузинских памятников будет защищён», - говорится на сайте.
Источник: family-history.ru
20 октября

6461-Нарвский тракт – удастся ли сохранить почтовые станции XIX века?
Первые годы XIX века – начало интенсивного дорожного строительства в России, а вместе с ним и новых почтовых дворов, вместительных и хорошо оборудованных. В 1807 году по указу Александра Первого каменными почтовыми станциями был оборудован Нарвский тракт – от деревни Кипень, что в сорока километрах от Петербурга, до Ивангорода. Долгие годы эти сооружения были украшением дороги. Теперь на месте некоторых остались одни руины. Все началось с донесения Александру Первому о том, что от Петербурга до Ямбурга (современного Кингисеппа) путнику негде остановиться. Решено было построить пять почтовых станций на расстоянии 20 километров друг от друга с гостиницами, банями и конюшнями. Ведь Нарвский тракт – лицо России. Швейцарский архитектор Луиджи Руска задумал роскошные аркады с деревянными ставнями и фонарями. Все здания были построены из кирпича в едином стиле. Самая первая станция на пути из Петербурга в Нарву – деревня Кипень. Такое название поселение получило от источников, которые здесь били ключом, как и жизнь на почте. Нет ни изразцовых печей, ни верстовых столбов. Окна, которые выходили на дорогу, мощенную деревом и засыпанную песком, сегодня забиты. Теперь здесь находится дом культуры. До недавнего времени в актовом зале проводили дискотеки. Потом пожарная инспекция их запретила. Здание разрушается, из кладки выпадают кирпичи, а флигель, где раньше были конюшни, по словам директора дома культуры деревни Кипень Ирины Суровой, вообще скоро рухнет. «Потолки все рухнули, крыша протекла, ничего нам не дают. Это же памятник федерального значения, должна помочь Москва. Хватало денег только на проекты», – сетует Ирина Сурова. Проекты реконструкции были и в 1970-х, и в 1990-х, но так и остались на бумаге. Одна из причин, шутят местные жители, – почта сегодня работает не так, как в XIX веке. И переписка затягивается на десятилетия. «Иногда современная почта из Петербурга к нам доходит по неделям. А тогда лошади неслись во весь опор, со всеми силами, и письма доставлялись за сутки», – замечает ведущий специалист администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Ольга Южакова. И это несмотря на смешную по современным меркам скорость – в хорошую погоду она составляла около 13 километров в час. Во дворе всегда стояли запряженные тройки с лучшими лошадьми. Запрещалось задерживать курьера и чемоданы с почтой больше, чем на 10 минут. Если смотритель грубил или давал плохих рысаков, его отстраняли от дел, отбирали имущество и продавали все с молотка. Станция была, как маленькая крепость. В подвале хранили запасы, в том числе французскую водку, виноградное вино и английское пиво. Арка и фундамент – это все, что осталось от другой почтовой станции, расположенной напротив Копорской крепости. Здание было построено во второй половине XIX века, а еще двадцать лет назад сюда носили письма со всей округи. В 1990-е вдруг, как в детективе, приехали люди и вывезли деревянное здание, рассказывает жительница соседнего дома Татьяна Велютина. «Разобрали на части и увезли. Я не спрашивала кто вы, куда вы везете. Вроде, в Сосновый бор», – вспоминает она. Такая же судьба постигла и последнюю почтовую станцию на пути из Петербурга в Нарву, которая находится в Ивангороде. Впрочем, у одного домика станционного смотрителя на бывшем белорусском тракте точно есть будущее. Станция в Выре добилась почти невозможного для областного музея – получила 30 миллионов долларов на капитальную реставрацию от международного банка реконструкции и развития. Работники музея говорят, это благодаря поэту, который обеспечил станционному смотрителю Самсону Вырину всемирную славу.
Источник: family-history.ru
20 октября

6460-На памятник деревянного зодчества XIX века наступает строительная техника
По оценке Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры за последние пять лет с улиц Рязани исчезли многие старинные здания. И это несмотря на то, что они находились под охраной государства. Теперь в тяжелой ситуации оказался музей-усадьба академика Павлова. В непосредственной близости от исторического объекта ведется строительство. Директор музея Наталья Загрина показывает переписку с организациями, которые как она считает, могли бы помочь решить вопрос с сохранением границ охранных зон усадьбы. Пока просьбы музейщиков остаются без ответа, а со стороны Павловского сада на памятник деревянного зодчества XIX века стремительно наступает строительная техника. Сотрудники музея пытаются обороняться, соорудив дополнительный забор. С другой стороны всего в полуметре от административного корпуса музея – офисное здание. Его построили несколько лет назад. «Меня больше всего волнует, что хозяев много, – говорит Наталья Загрина. – Дымящиеся сигареты тоже создают прямую угрозу зданию. А буквально за моей спиной вырыт котлован и идет строительство, но ведь здесь охранная зона, здесь усадьба первого нобелевского лауреата. Мы получили письмо, что разрешения на строительство нет, но работы ведутся...» Совсем недавно строительство в исторической зоне города должны были согласовывать в областном управлении по культуре. Теперь вся ответственность переложена на управление архитектуры. Именно от этой организации внятного ответа музейщики так и не получили. По словам главного архитектора Рязани Владимира Соловьева, «есть определенные законы, которые идут в разрез с жизнью». Архитектор же отвечает только «за подготовку градостроительной документации». «Когда к нам в Рязань приезжала Федеральная общественная палата, в состав которой вошли все крупные архитекторы России, они подняли на смех рязанских архитекторов, которые пытались доказать, что у них нет никаких рычагов влияния на то, что происходит в историческом центре Рязани», – говорит сотрудник Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Ирина Кусова. За строительство в охранной зоне памятника без официального разрешения, застройщики привлечены к административной ответственности. Но даже после этого, работы продолжаются.
Источник: family-history.ru
20 октября

6459-Калининградский историко-художественный музей представил археологические находки
Единственными в своем роде деревянными изделиями XI – XII веков пополнились фонды Калининградского областного историко-художественного музея. Сегодня там впервые были представлены журналистам отреставрированные археологические находки Самбийской экспедиции Института археологии Российской академии наук, сделанные более трех лет назад. Как рассказал научный сотрудник музея Роман Широухов, сосуд для питья, деревянное седло боевого коня, ковшик и необычный инструмент для ткацких работ, изготовленные из дерева, были обнаружены археологами на территории одного из могильников в Зеленоградском районе, на калининградском побережье Балтийского моря, в 2007 году. "Находки стали подлинной сенсацией, поскольку они стали первыми и единственными такого рода деревянными предметами периода XI – XII веков, обнаруженными в наше время в Восточной Прибалтике, от Финляндии до Польши", – отметил Широухов. Уникальность чудом сохранившихся предметов – в частности, сосуда и седла – состоит и в том, что они украшены серебряными вставками и полихромной живописью. "Предметы прусского деревянного прикладного искусства до прихода на эту территорию Тевтонского ордена свидетельствуют об уникальности прусской культуры тех веков, дают представление об образе жизни прусов того далекого времени", – подчеркнул Широухов. Находки, пролежавшие в сырой земле более девяти веков и состоявшие из хрупких фрагментов, требовали самой тщательной реставрации специалистами высочайшего класса. Таковые нашлись среди давних друзей и партнеров Калининградского музея – сотрудников реставрационной лаборатории Музея археологии немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн. Им потребовалось три года, чтобы из "осколков" древности воссоздать предметы. Теперь находки, "пережившие" многие столетия, будут представлены в специальных экспозициях Калининградского музея, повествующих о страницах истории "старины глубокой" этого края.
Источник: family-history.ru
20 октября

6458-Завершена реставрация галереи Гонзаго
В Государственном музее-заповеднике «Павловск» завершены работы по воссозданию знаменитой галереи Гонзаго. Она – единственный объект в Павловском дворце, который до сих пор не был восстановлен после значительных разрушений Великой Отечественной войны. Выдающийся итальянский архитектор-декоратор Пьетро Гоназго создал на стенах галереи семь живописных панно с иллюзорными изображениями лестниц и галерей. Завершение работ по возрождению памятника культуры приурочено к празднованию года Италии в России. Галерея Гонзаго – одна из легенд дворцовых резиденций Петербурга, сохранившая обаяние архитектурных затей XVIII века и возвращающаяся к зрителям после полувекового забвения. В начале века XIX, восхищаясь иллюзионом Пьетро Гонзаго, столичные журналисты писали, что собаки разбивают об эти стены носы, а птички, залетевшие в несуществующие коридоры, просто падают замертво. Задолго до работы в Павловском дворце в Россию венецианского художника пригласил князь Юсупов. При дворе Гонзаго занял пост главного оформителя Эрмитажного театра. Императрица Екатерина созывала столичных аристократов на спектакли, которые длились по три часа и состояли преимущественно из меняющихся декораций мастера перспективы. В эфемерном оформительском искусстве Гонзаго не было равных, но сам автор мечтал о чем-то более значимом и долговечном, как рассказывает заместитель директора ГМЗ «Павловск» Людмила Коваль, даже подавал свой проект Исаакиевского собора. Нереализовавшийся архитектор напомнил о своем потенциале в самой необычной галерее Павловского дворца. Романтические лестницы и коридоры уводят зрителя в мир архитектурных фантазий. В ХХ веке судьба этого шедевра сложилась трагически. Большая часть фресок погибла в январском пожаре 1944 года. Сохранившиеся фрагменты приобрели красный оттенок. После войны большинство музейных специалистов считали, что пригородные дворцы не подлежат восстановлению. «Вообще-то, если следовать венецианской хартии, надо было здесь оставить все как есть, но если так, то и дворец можно было бы не восстанавливать», - говорит директор ГМЗ «Павловск» Николай Третьяков. Иконографической основой для реставрации послужили копии, выполненные художниками Вейсом и Константиновским в 1938 году. Техника росписи по сырой штукатурке, естественная для Италии или средневековой Руси, но редко встречающаяся в Петербурге, потребовала от мастеров навыка работы без права на ошибку. Извечная проблема фресок, будоражившая умы культурной общественности еще с середины ХХ века – близость росписей к земле и, соответственно, влаге и доступность галереи. К идее застекления галереи негативно относятся в инспекции по охране памятников. Утвержден проект создания невысоких изгородей, которые должны задержать зрителей на безопасном расстоянии от фресок. В XIX веке пространство галереи Гонзаго использовали для хранения тропических растений. Вдоль колоннады натягивали подобие театрального занавеса. Схожий вариант защиты фресок и сегодня рассматривается дирекцией театрального музея. Занавес, как один из театральных атрибутов, сопровождал великого декоратора большую часть жизни. Гонзаго скончался в 1831 году во время эпидемии холеры, место его захоронения неизвестно. Также до нас не дошло ни одного портретного изображения мастера.
Источник: family-history.ru
20 октября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188][189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100