Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
6547-Увеличение мозга у человека произошло из-за прямохождения и социальных связей
Учёные опровергли гипотезу, согласно которой мозг у предков человека увеличился за счёт сокращения желудочно-кишечного тракта. Головной мозг — самое прожорливое устройство в организме. Он претендует на львиную долю потребляемой энергии, будь вы мышь или человек. А потому долгие годы существует одна эволюционная загадка, беспокоящая учёных. Много лет назад, на заре эволюции человека, объём мозга у наших предков резко вырос. И увеличившийся мозг, разумеется, потребовал больше энергии на своё содержание. Выйти из ситуации можно двумя способами: либо найти новые, добавочные пищевые ресурсы, либо сократить энергетические расходы за счёт какой-нибудь из систем внутри организма. В последнее время преобладала вторая точка зрения, по которой древние люди пожертвовали частью своего кишечника в пользу мозга. Желудочно-кишечный тракт — тоже одна из самых энергоёмких систем в организме, и чем он меньше, тем больше экономия. Однако приматологи из Цюрихского университета (Швейцария) подвергли эту гипотезу сомнению. Учёные исследовали останки сотен видов млекопитающих, которые только могли найти в зоопарках и музеях. Они искали взаимосвязь между размером мозга, массой внутренних органов и отдельно — массой жировой ткани. Отделить жировую ткань от других тканей и органов, по словам учёных, было необходимо: у некоторых животных к осени на жир приходится до половины массы тела, что сильно исказило бы массовое соотношение между мозгом и остальным телом.Как пишут авторы в журнале Nature, зависимости между размером мозга и массой внутренних органов без учёта жировой ткани им обнаружить не удалось. Это ставит под сомнение механизм, грубо говоря, обмена кишечника на мозг. В то же время учёные сумели найти другое: чем больше у животного была доля жировой ткани, тем меньше оказывался его мозг. Авторы объясняют это тем, что, хотя сама по себе жировая ткань не требует много энергии на поддержание жизнедеятельности, животному нужны силы, чтобы носить эту жировую тяжесть. Особенно это касается тех, кто лазает по деревьям или бегает. Энергия, расходуемая на физическую активность, как раз и делает невозможным увеличение мозга; если у тебя много жира, то выбор может быть только таким: либо мозг, либо быстрые ноги, чтобы убегать от хищника. Есть, однако, несколько исключений: это довольно богатые жиром киты, тюлени и люди. Китов и тюленей поддерживает вода, так что им не приходится выкладываться по полной со своим жировым грузом. Что касается людей, то тут, по мнению авторов, нам на помощь пришло прямохождение. Бипедализм и вертикальное положение тела в пространстве, полагают учёные, позволили сэкономить часть энергии и направить её растущему мозгу. Кроме того, в случае с человеком, по-видимому, работает всё-таки версия о появлении дополнительных источников энергии: наши предки принялись искать новые ресурсы, которые обеспечивали бы их пищей круглый год. В качестве таковых могли выступать клубни растений и мясо. Наконец, свою роль сыграли и социальные связи в доисторических сообществах. Коллективное воспитание потомства позволило достичь сразу двух целей — повысить рождаемость и добавить мозгу излишек энергии, которая раньше уходила на единоличное воспитание детёнышей.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 ноября

6546-Обнародованы результаты раскопок возможного дома императора Августа
На Палатинском холме обнаружены остатки большого дома, в котором, по мнению некоторых археологов, родился Август, первый римский император. Это результат десятилетних раскопок. Предварительные итоги уже попадали в прессу в 2006 году, когда группа под управлением Клементины Панеллы из римского университета «Сапиэнца» раскопала часть коридора и другие фрагменты «очень древнего аристократического дома» возле Арки Тита на северо-восточной стороне Палатина. Обширные раскопки, проведённые с тех пор, и изучение исторических источников убедили специалистов в том, что дом принадлежал Гаю Октавию, отцу Августа. Обнаружено свыше десяти комнат, красивые мозаичные полы и стены, покрытые фресками. По словам г-жи Панеллы, двухэтажный дом был построен вокруг атриума, из него открывался великолепный вид на Форум и Эсквилинский холм. Найдены также остатки святилища, которое идентифицировано как Curiae Veteres — самая ранняя святыня в честь римских курий. Как гласит традиция, Ромул, основатель города, разделил римлян на тридцать частей (курий). Каждая из них, в свою очередь, состояла из десяти племён (триб). Римский историк Тацит упоминал Curiae Veteres как одну из точек первоначальной границы Рима (померия), пропаханной Ромулом. Это было важное место сбора горожан. Там размещались ритуальные приношения, которые представители курий должны были предоставлять в определённые дни в знак подтверждения своего членства в римской общине. Тысячи вотивных приношений и культовых предметов свидетельствуют о том, что святилище почиталось в течение всех одиннадцати веков древнеримской истории. Римский историк Светоний сообщал, что Август родился 23 сентября 63 года до н. э. в районе Палатинского холма, который называли Ad Capita Bubula (Бычьи Головы). Это место, по мнению некоторых учёных, располагалось в пределах Curiae Veteres. Возможно, Август позднее приказал считать себя рождённым именно там, поскольку это место обладало огромным символическим значением. Дело в том, что первый римский император, окончивший столетнюю гражданскую войну, сравнивал себя с основателем Рима. И действительно, его считают архитектором Pax Romana — 200-летнего периода процветания империи. Если верить источникам, Август прожил в доме рядом с Curiae Veteres всего три года. Затем его семья переехала в район Carinae, располагавшийся на отроге Палатина, вытянутом в сторону Эсквилина. В 18 лет Август купил дом неподалёку от Форума, а затем, в возрасте 36 лет, снова переехал на Палатин, где приобрёл дом оратора Гортензия — ещё одно символичное место: говорили, что он находился над гротом, в котором римляне когда-то поклонялись основателям города Ромулу и Рему. Август жил там, пока не был коронован. Дом, в котором он, возможно, родился, погиб во время пожара в 64 г. На его месте была построена дорога.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 ноября

6545-Первобытные европейцы любили приукрасить гениталии
Первобытные европейские мужчины покрывали свои причинные места шрамами, татуировками, пирсингом — вероятно, в ритуальных или социальных целях. Хавьер Ангуло из Университета Хетафе (Испания) и его коллеги склоняются к тому, что им удалось обнаружить свидетельства самых ранних операций на мужском половом органе. Они относятся к палеолиту. Манипуляции с разными частями тела по сей день служат способом самовыражения. «Шрамы, отверстия, надписи на коже — всё это добавляет значения телу, — поясняет специалист. — Наибольшей популярностью всегда пользовались лицо и участки вокруг естественных отверстий». Исследователи изучили фаллические изображения, возраст которых от 11 до 38 тыс. лет. Поскольку палеолитическое искусство отличалось натуралистичностью, имеет смысл считать, что художник изображал то, что видел. Действительно, доисторические мумии (хотя и не столь древние) подтверждают популярность татуировок и прочих украшательств. На первом месте — геометрический орнамент (треугольники, круги). Некоторые фигуры совпадают с теми, которые можно видеть на стенах палеолитических пещер в тех же регионах. Вероятно, эти символы занимали большое место в воображении людей того времени. Вариантов объяснения может быть множество: знак принадлежности к определённому роду или племени; шаманский код, позволявший не потеряться в мире духов, и др. С другой стороны, существует вероятность, что мужчинам просто нравилось, как выглядели эти фигурки. Точно так же современному неофиту по душе, как на его руке смотрится лев... Особенно сильно мода на фаллические украшения распространилась в мадленской культуре во Франции и Испании около 12 тыс. лет назад. Кстати, тогда же произошёл переход к более натуралистическому пониманию сексуальной красоты по сравнению, скажем, с граветтской культурой, в которой было принято гипертрофировать половые признаки («палеолитические Венеры»). Исследователи обратили также внимание на преобладание препуциальной ретракции. Возможно, это свидетельствует о популярности обрезания — в целях предотвращения болезней или в знак принадлежности к определённой группе (практикуется по сей день).
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 ноября

6544-Восстановлена окраска древней бабочки
Мария Макнамара из Йельского университета (США) и её коллеги впервые смогли выяснить, какого цвета был мотылёк, живший 47 млн лет назад. Оказалось, что насекомое обладало жёлто-зелёным оттенком, который предупреждал хищника о токсичности добычи, а во время отдыха скрывал от любопытных глаз. Самые яркие цвета в природе порою становятся результатом не химических пигментов, а крошечных углублений, слоёв или других структурных закономерностей в различных частях тела (перьях, чешуе и др.), которые отражают свет и тем самым производят радужные оттенки. Многие животные — особенно птицы и чешуекрылые — с помощью таких «структурных цветов» отпугивают хищников и демонстрируют свою пригодность потенциальным партнёрам. Исследователи проанализировали останки, найденные в месторождении нефтеносного сланца Мессель на западе центральной части Германии. Крошечные крылышки окаменелости по сей день обладают металлическим блеском. Расположение прожилок в крыльях говорит о том, что ближайший родственник древнего мотылька — лжемедведицы (Agaristidae). Они живут в тропических и умеренных областях Евразии и в Австралии, их крылья тоже поблёскивают, и все они способны выделять токсичную синильную кислоту. Учёные выяснили, что верхний слой чешуек на крыльях древнего насекомого имеет 93–124 нм в толщину, тогда как остальные становятся постепенно тоньше. Изогнутые книзу участки чешуек — которые вместе выглядят как миниатюрная версия крыши из желобчатой черепицы — отделены друг от друга «хребтами» высотой 1 мкм и расположены на расстоянии 1,8–2,5 мкм друг от друга. Поразительно, что вся эта структура сохранилась. Результаты анализа говорят о том, что бóльшая часть передних крыльев мотылька была ярко-жёлто-зелёной с голубыми и коричневыми краями. Исследователи предполагают, что, как и у современных родственников насекомых, зеленоватая окраска должна была гармонировать с листьями, когда бабочка отдыхала, и служить предупредительным сигналом, когда она питалась пыльцой и была уязвима к нападению. Некоторые особенности отдельных чешуек, в том числе их зубчатая форма и перфорированность слоёв, заставляли крылья переливаться всеми цветами радуги. По мнению экспертов, это помогало бабочке демонстрировать свою невкусность хищникам, наблюдавшим с разных точек зрения.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 ноября

6543-"Граждане Кале" Родена оказались бесхозными
У одной из самых известных скульптур Огюста Родена "Граждане Кале", расположенной в Лондоне перед зданием парламента, не оказалось владельца. Об этом пишет издание The Art Newspaper. Скульптурная композиция из бронзы, созданная в 1908 году, была передана британцам в дар от Фонда искусств (The Art Fund), который приобрел ее в 1911 году за 2,4 тысячи фунтов стерлингов. Через два года Роден приезжал в Лондон, чтобы обсудить место расположения скульптуры. В 1915 году "Граждане Кале" были установлены перед Вестминстерским дворцом. Установкой скульптуры занималось королевское ведомство Office of Works, во время Второй мировой войны превратившееся в министерство по надзору за сооружениями и строительными работами Ministry of Works. Позднее это ведомство потеряло часть своих функций, которые были переданы агентствам. Оставшиеся функции перешли к Министерству окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства. Именно это ведомство в октябре этого года заявило, что не является владельцем скульптуры Родена. В Комитете искусств парламента также отметили, что памятник им не принадлежит. Выяснилось, что "Граждане Кале" не являются собственностью и Королевских парков, которые заведуют садом Башни Виктории, где непосредственно расположена скульптура. Как отмечает издание, Королевские парки только присматривают за работой Родена и вывозят ее на выставки в качестве кредитора. В Королевских парках изданию сообщили, что скульптурой владеет британское Министерство культуры, СМИ и спорта, но там заявили, что памятник не их. При этом в ведомстве проверили документы несколько раз. The Art Newspaper отмечает, что сейчас необходимо установить истинного владельца скульптуры, чтобы выяснить, кто ответственен за ее реставрацию. Ранее восстановлением памятника, который в 1990-х годах находился в плохом состоянии, занимались Королевские парки, считавшие, что скульптура Родена принадлежит их главной структуре - Министерству культуры, СМИ и спорта. Кампания по реставрации, инициированная бывшим главой Фонда искусства, прошла в 2003 году. Лондонская версия "Граждан Кале" является одной из четырех одноименных скульптур, выполненных при жизни Родена. Первая работа из шести фигур была создана в 1884-1888 годы и установлена в Кале.
Источник: lenta.ru
15 ноября

6542-Агитационные плакаты "Окна ТАСС" сочли эпатажным искусством
В Нью-Йоркской галерее современного искусства Эндрю Эдлина выставят 16 агитационных плакатов "Окна ТАСС", которые собрали из частных коллекций. На официальном сайте галереи сообщается, что выставка под названием "Умри, нацистский мерзавец!" (Die, Nazi Scum!) откроется 17 ноября. По данным агентства ИТАР-ТАСС, которое является инфоспонсором мероприятия, плакаты находятся в очень хорошем состоянии, поскольку их впервые выставляют на обозрение. Все краски, по словам кураторов экспозиции, сохранили цвет. Задача данной выставки - рассмотреть тассовские политические плакаты в контексте современного искусства. Кураторы уверены, что "Окна ТАСС" по своему замыслу способны конкурировать с эпатажным современным искусством. Первые тассовские плакаты, высмеивающие фашистов, были созданы в июне 1941 года. Плакаты с призывом защищать родину выходили затем малыми тиражами практически ежедневно. Они создавались вручную - с помощью нанесения клеевых красок на бумагу через трафарет. В создании плакатов принимали участие известные художники того времени, главным образом, объединение "Кукрыниксы", а также поэты - Демьян Бедный, Самуил Маршак и Константин Симонов. Плакаты "Окон ТАСС", на производство которых уходило несколько часов, были очень популярны в СССР и за границей. Коллекция тассовских плакатов выставлялась во время войны в нескольких крупных музеях США, в частности в Метрополитен-музее. Выставка в Нью-Йорке продлится до 7 января. Летом в США проходила другая выставка тассовского плаката - в Институте искусств Чикаго представили 157 плакатов, которые случайно обнаружили в запасниках института в 1997 году. Экспозиция называлась "Окна на войну: советские плакаты ТАСС дома и за границей, 1941-1945".
Источник: lenta.ru
14 ноября

6541-Опубликованы показания Никсона по Уотергейтскому скандалу
В своих показаниях, которые Ричард Никсон давал в течение двух дней (23-24 июня 1975 года), он в очередной раз попытался доказать, что ни в чем не виновен. Хотя уголовная ответственность ему в тот момент уже не грозила, оправдываться приходилось. Прокурорская комиссия, которая расследовала Уотергейтское дело, продолжала задавать неудобные вопросы. Спросить было о чем. Уотергейт стал беспрецедентным в американской истории скандалом. Избирательный штаб Никсона во время кампании 1972 года пытался установить жучки в штабе демократов (он находился в отеле "Уотергейт"), а потом администрация президента всячески старалась прекратить расследование этого дела. Причем в офис демократов залезали дважды. В первый раз, 28 мая, удалось установить "жучки" на телефон секретаря и еще какой-то, находившийся рядом. Однако главная цель достигнута не была. "Жучок" хотели поставить в телефон председателя Демократической партии Лэрри О’Брайена (Larry O'Brien). Никсон, по всей видимости, хотел получить информацию о его связях со знаменитым предпринимателем-авиатором Ховардом Хьюзом (Howard Hughes). Однако во время первой попытки, 28 мая, дверь в кабинет О'Брайена оказалась запертой, ломать ее не решились, поскольку взломщики и без того уже наделали много шума (об этом впоследствии рассказал Джеймс Маккорд (James McCord), отвечавший в кампании по переизбранию Никсона за вопросы безопасности). Было решено вернуться, чтобы все-таки поставить жучок в телефон О'Брайена. 17 июня, при второй попытке, охранник вызвал полицию, которая арестовала пятерых взломщиков, в том числе Маккорда. После этого падение действующей администрации стало неотвратимым. Ближайшие помощники Никсона разрабатывали различные планы прекращения расследования, которое вело ФБР, и давали ложные показания в суде. В дискуссиях о том, как прекратить дело, участвовал и президент. В ходе процесса выяснилось, что Никсон установил подслушивающие устройства и в самом Белом доме. Сделал он это, по всей видимости, для того, чтобы получить пленки, которые доказывали бы его невиновность. Это его и погубило. Убийственной для президента была запись, сделанная спустя шесть дней после второй попытки поставить жучки в "Уотергейте". Она свидетельствовала о том, что Никсон согласился с явно незаконным планом замять дело. Представители его администрации должны были попросить директора ЦРУ и его заместителя о том, чтобы те убедили главу ФБР прекратить расследование "в интересах национальной безопасности". Эта запись окончательно убедила членов Палаты представителей в том, что Никсон заслуживает импичмента как человек, стремившийся препятствовать правосудию. Однако вопросы оставались, и главными были два. Сам ли президент санкционировал операцию по установке "жучков" в "Уотергейте", а если нет, то знал ли он, по крайней мере, о ней заранее. Никсон утверждал, что операции не санкционировал и заранее о ней не знал, однако верилось в это с трудом. Прояснить вопрос могла запись разговора, который президент провел 20 июня, спустя три дня после проникновения в офис демократов, с главой своей администрации Гарри Халдеманом (Harry Haldeman, его потом отправили в тюрьму на полтора года). Запись эта с пленок, которые Никсон вынужден был передать суду, удивительным образом исчезла. Исчезновение этих 18 с половиной минут было одной из главных тем, о которой расспрашивали Никсона в присутствии присяжных. Загадку президент не разрешил. Он назвал произошедшее случайностью и предположил, что запись могла быть непреднамеренно стерта секретаршей из-за технических неполадок. Версия с секретаршей многократно высмеивалась еще тогда, в 1970-х, да и сейчас особого доверия не вызывает (в 2003 году бывший помощник Никсона заявил, что президент лично приказал установить "жучки" в "Уотергейте"). Понимая, что ему вряд ли поверят, основной упор в своих оправданиях, как видно из опубликованных документов, Никсон делал на то, что "все так поступали". Отвечая на вопрос о попытке Белого дома использовать налоговое ведомство (IRS) для давления на О'Брайена, Никсон попытался доказать, что это было обычной практикой. По его словам, об использовании IRS в политических целях было хорошо известно. Никсон рассказал, что в 1952 году, когда он баллотировался в вице-президенты, ведомство передало данные о его налогах журналистам. Через десять лет, в 1962-м, когда Никсон боролся за пост губернатора Калифорнии, IRS, как он считает, опять занималось тем же. Экс-президент констатировал, что в американской политике, особенно когда борьба идет за важные посты, "используется довольно грубая тактика" и политика вообще является "грубой игрой". При этом Никсон подчеркивал, что администрация Джона Кеннеди отличалась сообразительностью и использовала против оппонентов не взломщиков-любителей, как в случае с "Уотергейтом", а ФБР и IRS (людей, проникших в отель "Уотергейт", Никсон назвал растяпами - по-английски это созвучно слову "взломщик"). Да и администрация Линдона Джонсона, по словам Никсона, с ним не церемонилась. Экс-президент рассказал, что в 1968 году, когда он баллотировался в президенты, ФБР получило распоряжение установить подслушивающие устройства в его самолете. "Я бы сказал, что наши избирательные кампании в 1968 и 1972 годах, с точки зрения того, что мы делали, были чистыми", - утверждал он. Какие-то основания для всех этих жалоб на "двойные стандарты" (преследование одного его за то, чем не гнушались и другие) и неприглядность политики вообще у Никсона все же были. Собственно говоря, весь скандал с "Уотергейтом" произошел потому, что с Никсоном отказался сотрудничать глава ФБР Эдгар Гувер. Если бы расследование связей О'Брайена с Хьюзом провело его ведомство, никакого скандала бы не было. ФБР могло получить у суда разрешение на установку "жучков" и провести всю операцию совершенно легально. Но Гувер делать этого не захотел, Никсону пришлось нанимать своих людей, и это закончилось катастрофой. ФБР, наоборот, явно работало против Никсона и после кончины Гувера в 1972 году. Информацию по "Уотергейту" журналистам передавал не кто иной, как замдиректора ФБР Марк Фелт (Mark Felt), так что попытку Никсона выставить себя жертвой политических интриг нельзя назвать полностью необоснованной. Однако, по всей видимости, подобное противостояние и спасает американскую демократию. Глава администрации Никсона Гарри Халдеман жаловался президенту на то, что "ФБР не подконтрольно". Но разве было бы лучше, если бы бюро было "подконтрольно" такому человеку, как Никсон? По всей видимости, ведомство просто боролось против намерений администрации превратить его в свой придаток и именно поэтому фактически способствовало отставке президента. Перед присяжными Никсону пришлось оправдываться не только за "Уотергейт". Его расспрашивали и по поводу назначения послами людей, которые были спонсорами его избирательной кампании, и о преследовании военного аналитика Дэниэла Эллсберга (Daniel Ellsberg), который передал прессе секретные документы Пентагона. Как отмечает один из тех, кто участвовал в процессе, показания Никсона помогли расследованию лишь в одном смысле. Новых данных, уличающих его, экс-президент, разумеется, не предоставил, однако появилось ощущение, что сделано все, что возможно, так что расследование можно было завершать. Историку Стэнли Катлеру ранее уже удавалось добиваться через суд публикации документов, связанных с Никсоном. В 1997 году по его требованию была обнародована часть записей, сделанных президентом в Белом доме. Среди них есть совершенно неприглядные эпизоды, которые Никсону не простят. Показательна такая история. 15 мая 1972 года произошло покушение на губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса, который боролся за выдвижение в президенты от демократов. Никсон обсуждал возможность того, чтобы представить преступника - Артура Бремера - в качестве левого активиста. В его квартиру собирались подкинуть брошюры другого претендента на выдвижение от демократов, либерала Джорджа Макговерна. Так что жертвой обстоятельств Никсону вряд ли удастся себя представить. Как бы то ни было, ответственности за "Уотергейт" президент избежал, хотя его помощники получили тюремные сроки. Через месяц после его ухода в отставку бывший вице-президент Джеральд Форд, занявший место президента, помиловал Никсона, освободив от ответственности за все преступления, которые он совершил или мог совершить. Хотя бы этот не подвел.
Источник: lenta.ru
14 ноября

6540-В Нью-Йорке после реконструкции откроется самый старый музей
Нью-Йоркское историческое общество, самый старый музей в городе. В музее появился новый филиал для детей, мультимедийные инсталляции, посвященные важнейшим событиям в американской истории, а также сенсорные экраны, представляющие собой репродукции произведений искусства XIX века, которые "оживают", когда посетители проходят мимо. По словам директора музея Луизы Мирер (Louise Mirrer), все эти нововведения должны помочь привлечь в музей как можно больше посетителей. С появлением детского исторического музея у Нью-Йоркского исторического общества появилась новая целевая аудитория. В результате реконструкции, длившейся три года, был перестроен главный вход здания и появилась стеклянная стена, через которую прохожие могут увидеть галерею с картинами. В музее установили бронзовые статуи Авраама Линкольна и Фредерика Дугласа. Как отмечает The Washington Post, музей также планирует работать в вечерние часы. Нью-Йоркское историческое общество, основанное в 1804 году, проводит различного рода исследовательские программы по изучению истории города и страны. В музее хранятся более 1,6 миллиона картин, а в библиотеке - около трех миллионов книг, карт, документов, писем и других материалов.
Источник: lenta.ru
14 ноября

6539-В Третьяковке обновили залы c искусством XVIII века
В Третьяковской галерее 15 ноября откроется обновленная экспозиция искусства XVIII века, которая разместится в 7 залах. Об этом сообщается на официальном сайте музея. В отличие от предыдущего варианта, разработанного в 1994 году, живопись и скульптура будут экспонироваться вместе, что больше соответствует принципу ансамблевости, свойственному для искусства этого периода. Ранее под скульптуру был выделен отдельный зал. Теперь вместо скульптур во втором зале появятся картины преподавателей петербургской Академии художеств, а также их учеников. Наряду с работами русских живописцев здесь выставят картины мастеров "россики" - западноевропейских художников, которые работали в XVIII веке в России (Торелли и Лангрене-старший). В галерее впервые покажут портреты работы Андрея Матвеева ("Портрет князя И.А.Голицына", 1728, и "Портрет княгини А.П.Голицыной"), которые ГТГ на время передал нынешний владелец картин - художник И. Голицын. На сайте галереи отмечается, что одним из наиболее существенных изменений в экспозиции стало появление отдельного зала Федора Рокотова (1735-1808), одного из крупнейших портретистов XVIII столетия. Многие картины для обновленной экспозиции ГТГ достала из запасников. Все семь залов с искусством XVIII века были отремонтированы. Кроме того, музей провел реставрацию мраморной лестницы, построенной в 1902–1904 годах.
Источник: lenta.ru
14 ноября

6538-Институт Модильяни подтвердил подлинность картины в ГМИИ
Директор римского Института Модильяни (Modigliani Institut Archives Legales) Кристиан Паризо подтвердил подлинность портрета Маревны кисти Амедео Модильяни, выставленного в ГМИИ имени Пушкина в рамках экспозиции "Парижская школа". Комментарии Паризо дал РИА Новости. Издание The Art Newspaper со ссылкой на одного их российских коллекционеров написало, что портрет художницы Марии Воробьевой-Стебельской, созданный в 1919 году, может быть подделкой, поскольку некоторые пигменты на картине синтезированы в 1940 году. При этом Модильяни умер в 1920-м. По словам Паризо, который и ранее настаивал на авторстве Модильяни, у института есть много документов, которые доказывают, что портрет писал именно итальянец. Прежде всего, речь идет о свидетельствах семьи Маревны. Паризо также указал, что в книге воспоминаний художница описала многие детали картины, в частности, она рассказала о деталях своего наряда - коричневом бархатном пиджаке, белой рубашке и фетровой шляпе. Из воспоминаний Маревны также следует, что Модильяни писал ее несколько часов. Авторство итальянского художника, по данным агентства, также подтвердила дочь Модильяни. Паризо отметил, что портрет Маревны ни разу не реставрировался. Информацию о возможной фальшивке опроверг и куратор выставки "Парижская школа" Андрей Толстой, также занимающий пост заместителя директора ГМИИ. В подлинности картины уверена и директор музея Ирина Антонова. Выставка художников "Парижской школы" закроется 20 ноября.
Источник: lenta.ru
14 ноября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180][181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100