Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
6614-В Нижегородском кремле археологи нашли старинный водовод и руины Зачатьевской башни
Нижегородский кремль преподнес сюрприз археологам. На территории памятника архитектуры они обнаружили старинный водовод – прямо под фундаментом кремлевской стены. Кроме того, теперь можно увидеть фундамент и фрагменты стен Зачатьевской башни, что, по мнению археологов, позволит побольше узнать о ее судьбе. Например, когда именно была построена 13 «несчастливая» башня Нижегородского Кремля. Другой вопрос, волнующий ученых – а стоит ли эту башню восстанавливать? Исследователям удалось обнаружить нечто похожее на водопровод, только из камня. Теперь археологи уверены – именно по этим камням протекал легендарный святой источник, некогда самый почитаемый в Нижнем Новгороде. Его и называли «живоносным» – то есть целебным. Правда, сейчас водовод наполнен дождевой водой. Родник требует расчистки. Сверху хорошо видно: водовод проходит сквозь фундамент кремлевской стены. Археологи относят это инженерное сооружение к XIX веку, под стенами кремля стояла церковь живоносного источника, вода текла туда, в алтаре храма был бассейн. Основание постройки обнаружилось только на глубине примерно три метра. Фрагменты фундамента башни и крепостной стены веками были скрыты под землей. «Фундамент был основан на деревянных сваях, – рассказывает архитектор Игорь Еремин. – А остатки дерева хорошо сохранились». Археологи обнаружили те самые старинные сваи. 500 лет назад, когда строился кремль, на таком фундаменте возводились все здания в местах, где была опасность оползней. Но ни сваи, ни каменная «подушка» не спасли Зачатьевскую башню. Она постепенно наклонялась, а в XVIII веке при очередном оползне окончательно разрушилась. В XIX столетии была восстановлена только стена, а сквозь нее сделан водовод. «Это очень древние остатки подлинной башни, XVI век, – говорит архитектор Ирина Агафонова. – Здесь высились вот эти два кирпичных столба. До раскопок, что именно было скрыто под землей, никто не знал». Единственная из 13 кремлевских башен, она так и осталась лежать в руинах и в столах реставраторов – в виде чертежей. Теперь специалистам предстоит сделать непростой выбор, что важнее для истории – воссоздание недостающей части крепости или сохранение, как памятника, древнего культурного слоя. «После раскрытия готовится ряд мероприятий по сохранению раскопа и восстановлению башни, – говорит Валерий Каравашкин, начальник отдела реставрации и охраны исторических поселений Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. – Вопрос, который всех волнует, сейчас решение разрабатывается, будет сделано несколько вариантов». Если археологи ожидали находку, то планы чиновников она неожиданно нарушила. Начать строительные работы на этом месте планировалось уже в этом году.
Источник: family-history.ru
1 декабря

6613-В Москве представлено русское издание «Евангелие страданий» Сёрена Кьеркегора
Благополучная Церковь, благополучный христианин — это не просто оксюморон. Это — огромная опасность, которая не только извращает христианство, но разрушает все общество. Так утверждает известный московский священник протоиерей Алексий Уминский. Представляя как автор предисловия только что вышедшую на русском языке книгу Сёрена Кьеркегора «Евангелие страданий» (М, 2011), о.Алексий обратил внимание на то, как созвучны нашему времени мысли датского философа и теолога середины XIX в. Презентация, в которой также приняли участие переводчик книги, доцент факультета психологии МГУ Алексей Лызлов и психиатр Ольга Серавина, состоялась 14 октября в Культурном центре «Покровские ворота». По словам о.Алексия, Кьеркегор одним из первых понял опасность «благополучного христианства». «Мир, в котором жил Кьеркегор, Европа в ХХ в., Россия до революции — это мир благополучного христианства, благополучной Церкви», — пишет священник в предисловии, которое он зачитал на презентации. По его словам, именно в «благополучном христианстве» коренятся причины страшных мировых катастроф ХХ в. «Кьеркегор чувствовал, что такое христианство — самая страшная разрушительная сила», — сказал выступавший. Его тревожит, что симптомы «благополучного христианства» видны и сейчас, после многих десятилетий гонений на Церковь. Раньше, когда Церковь была преследуемой, «ее тихое слово звучало очень громко, воспринималось как слово жизни». В ХХ в. Церковь «лишили всех мирских подпорок – и она пошла за Христом». Теперь же, когда Церковь получила возможность открыто говорить со всем миром, «ее слова могут оказаться неуслышанными». По мнению о.Алексия, в процессе возрождения Церкви «происходит очень страшное явление: христианство в России тоже хочет быть благополучным: хочется, чтобы государство поддерживало Церковь, чтобы главными знаками нашей церковности были внешние атрибуты — строй богослужения, золотые купола и т.п. Вот и о.Всеволод Чаплин говорит о том, что Церковь должна быть богатой, чтобы выглядеть достойно перед лицом сильных мира сего…» Слово «благополучие» как синоним стагнации, победы мира над Духом многократно звучало на вечере, причем о.Алексий подчеркивал, что эта идея чужда Церкви «по определению»: «Желание встроиться в систему благополучия… — это не то чтобы идея Церкви, но это идея тех нас, кто пришел сегодня в Церковь, зараженный идеей благополучия и хочет эту идею — на уровне от простого, самого незаметного прихожанина до церковного иерарха — совместить с жизнью во Христе». Последнее решительно невозможно, и об этом ясно говорит Евангелие и толкующий его Кьеркегор. По Кьеркегору, христианин — тот, кто следует за Христом, а это невозможно без несения своего креста. Несение креста, в свою очередь, всегда связано с бесконечным доверием Богу, принятием страданий и максимой христианской этики — любовью к врагам. «Любовь к врагам разрушает систему благополучия — именно в этом, по слову Силуана Афонского, проявляет себя христианин. Как нет христианства без любви к врагам, так нет и следования за Христом, если ты не страдаешь», — пишет в предисловии православный священник. Говоря о теме страдания, которой посвящена вся книга, о.Алексий заметил, что Кьеркегор, «не будучи знаком со святоотеческой аскетической традицией, говорит абсолютно в духе этой традиции». Современный же православный читатель воспринимает страдание не столько через учение Церкви, сколько через русскую литературу, которая далеко не всегда соотносит страдание со Христом. Отмечая «языческое понимание страдания» в ряде сочинений Достоевского, Л.Толстого, о.Алексий считает, что стоит прислушаться к Кьеркегору, который считает страдание путем к обретению подлинного человека, к самопознанию. «Страдание — радостный знак того, что путь твой ко Христу верен», — пишет Кьеркегор. «А как у Кьеркегора с радостью?» — спросили из зала. О.Алексий заверил: «С этим у него все в порядке. Радость — это результат следования за Христом со своим крестом». А.Лызлов обратил внимание на название глав новой книги: «Что значит последовать за Христом и какая в этом радость?»; «Радость в том, что школа страданий готовит к вечности»; «Радость в том, что по отношению к Богу человек никогда не страдает без вины»; «Радость в том, что если временное страдание предельно тяжко, все же вечное блаженство перевешивает его» и т.д. Вопрос о страдании глубоко затронул многочисленных участников вечера. О.Алексия спрашивали о том, как решаются вопросы страдания в пастырской практике, о душевном «выгорании» священников, которым приходится выслушивать о страданиях годами. Не вдаваясь в «профессиональные» подобности душепопечительской работы, о.Алексий сказал то, что значимо для каждого христианина: «Страдать и сострадать – это одно и то же. Сострадание действует через человека как любовь Христова, и тогда сострадающий не расточает себя, а умножает». О.Алексий считает вполне правомерным «вчитывать в Кьеркегора православную проблематику», как выразилась одна из слушательниц. «Кьеркегор постоянно пытается лишить нас иллюзии, что мы христиане. Главный его посыл – чтобы человек очеловечился. Для него быть человеком - быть христианином», - сказал он. Психиатр Ольга Серавина (НИИ психиатрии) также считает, что Кьеркегор, воспитанный в лоне датского лютеранства, воспринимается сегодня как «просто христианин, совершенно родной». Кроме того, она убеждена, что книги Кьеркегора помогают справиться с двумя самими главными проблемами современного человека — это разобщенность и когнитивное расстройство. Что касается последнего, то тексты датского философа — это «последняя защита от распада, они настолько кристальны, что выправляют наше разрушенное мышление», считает выступавшая. Как психиатр, она даже назвала Кьеркегора «клиницистом»: он точно описывает духовную подоплеку и варианты депрессий, типы отчаяния таким образом, что каждый читатель может спросить себя: «А где тут я?» По выражению О. Серавиной, «богодухновенная» книга «Евангелие страдания» может стать настоящим учебником для психологов и психиатров. Презентация проходила в форме оживленной дискуссии. Одной из заключительных стала реплика священника Владимира Лапшина, который согласился с акцентами о.Алексия Уминского: «Ориентация на успех, на удачу — одна из распространенных подмен в нашем мире. Но Христос — очевидный неудачник в этом мире. «Евангелие страдания» — очень хорошая христианская книга». «Книга написана в вере и читать ее следует глазами веры», — сказал в заключение переводчик Кьеркегора Сергей Лызлов.
Источник: family-history.ru
1 декабря

6612-В Кемеровской области открыт музей ГУЛАГа
В отдаленном таежном посёлке Усть-Кабырза (Кемеровская область) сегодня открылся мемориальный комплекс "Шорский ГУЛАГ" - в память об узниках сталинских лагерей. Создатели музея постарались максимально точно восстановить реальный островок огромного архипелага ГУЛАГ 30-х - начала 50-х годов XX века. Внутри помещений собраны уникальные экспозиции: архивные документы, фотографии, исследования историков-поисковиков, а также предметы тяжелейшего арестантского быта: лагерная униформа, орудия труда. Посетители музея перешагнув через контрольно-пропускной пункт, попадают из сегодняшнего дня в обстановку сталинского лагеря. Здесь подробно воссоздан лесозаготовительный пункт СИБЛАГа. В него входят: участок особого режима - бараки общего содержания, где жили заключенные, столовая, баня, забор и вышки. Главная особенность музея в том, что, придя сюда, посетители сами становятся участниками экспозиции. "Они смогут не только получить от экскурсовода интересную информацию о том времени, но и потрогать, подержать в руках любой музейный предмет, а при желании стать и заключенным лагеря. На тебя оденут арестантскую робу, закроют в камере, дадут скудный паек. Можно даже поработать на лесозаготовках", - отметил на церемонии открытия музея губернатор области Аман Тулеев. "В Горную Шорию туристы со всех концов страны должны приезжать не только чтобы полюбоваться заповедными природными уголками, но и поклониться светлой памяти тысяч и тысяч невинно погибших людей, ощутить живое дыхание нашего не такого уж далекого прошлого", - подчеркнул Тулеев. Открытие мемориала сегодня посетили десятки людей, которые многие годы провели в застенках сталинских лагерей. У многих из них на глазах были слезы.
Источник: family-history.ru
1 декабря

6611-Памятник князю Потемкину-Таврическому появится в Смоленске
Напутствие предков - "Память о князе Потемкине-Таврическом не должна быть в России забвенною" - жителями Смоленска воспринято как руководство к действию. И года не прошло с тех пор, как "сыну земли Смоленской" поставили памятник в городе Духовщина, а уже сегодня и в областном центре будет открыт ещё один. Об этом сообщили в Смоленской торгово-промышленной палате (СТПП). Автор композиции, профессор Смоленского госуниверситета, член Союза художников России Валерий Гращенков, изобразил выдающегося государственного и военного деятеля XVIII века в парадном камзоле при орденах и шпаге. Бронзовая "полуфигура" Потемкина установлена на гранитном постаменте. После церемонии открытия памятника запланировано заседание "круглого стола", за которым речь пойдёт о роли князя Потёмкина в истории Государства Российского. Граф, светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический (1739-1791), сын отставного майора, служившего в гарнизонном полку, родился в Смоленской губернии, в Духовщинском уезде, в небольшой деревне своего отца - Чижове, что в 17 верстах от смоленского райцентра Духовщина. Под его командованием были одержаны военные победы над турками, присоединён к России Крым. После этого Григорий Александрович получил титул светлейшего князя Таврического. Потемкиным создан Черноморский флот и его главная база - Севастополь, заложен ряд крупнейших городов: Екатеринослав (Днепропетровск), Херсон, Николаев (до 1990-х годов - главный центр военного судостроения России).
Источник: family-history.ru
1 декабря

6610-В Грузии на территории памятника эпохи язычества возобновлены археологические работы, начатые 120 лет назад
На территории языческого капища Армази-Багинети, неподалёку от Мцхета, возобновлены археологические работы, начатые 120 лет назад причисленными к лику святых Грузинской Православной Церкви Ильёй Чавчавадзе (Праведным) и Эквтиме Такаишвили, сообщает сайт Национального агентства защиты культурного наследия (НАЗКН). По инициативе и при финансировании НАЗКН Национальным музеем Грузии начат новый этап исследований одного из значительнейших памятников периода IV-III вв. до н.э - IV-V вв. н.э. Выявленный здесь археологический материал содержит важную информацию о тогдашней столице Мцхета и царской резиденции Армазисцихе (крепость Армази). Трудно перечесть, какое количество интереснейших находок предстало перед археологами во времена святых Ильи и Эквтиме, позже – в 1943-1948 гг., когда работами руководили академики Симон Джанашия и Андриа Апакидзе. На последнем из проведённых этапов раскопок был обнаружен языческий храм первых веков н.э. с винным погребом – марани.
Источник: family-history.ru
1 декабря

6602-Найдена крупнейшая остеодерма
Кристи Карри Роджерс из Макалестер-колледжа (США) и её коллеги обнаружили, что мадагаскарские динозавры носили в коже гигантские полые кости. Возможно, это помогало длинношеим травоядным рапетозаврам выживать в суровых условиях. Остеодермы (вторичные кожные окостенения) распространены среди пресмыкающихся и встречаются у некоторых млекопитающих. Именно они создают неповторимый узор на крокодильих спинах и защищают броненосцев. Обладали ими и динозавры — например, стегозавры и анкилозавры. Что касается длинношеих зауроподов, то остеодермами была наделена только одна подгруппа — титанозавры. Вот уже более века палеонтологи пытаются выяснить, как эти странные кости распределялись в коже последних и зачем они были нужны — для зашиты, в качестве украшений или же для терморегуляции. Рапетозавры жили в засушливой зоне и, как выяснилось, имели всего несколько остеодерм. Это позволило экспертам предположить, что дело, скорее всего, в терморегуляции. Кроме того, они позволяли сохранять в организме необходимые минералы. В непосредственной близости от остеодерм кожа рапетозавров растягивалась и порой становилась в семь раз толще, чем у современного слона. Установлено также, что кости со временем становились полыми, так что взрослой особи было не так уж тяжело их носить. Кстати, остеодермы рапетозавра — крупнейшие из известных науке.
Источник: http://science.compulenta.ru/
30 ноября

6601-Эволюционная революция, или Новое объяснение загадки кембрийского взрыва
Резкое увеличение биоразнообразия, произошедшее в кембрийский период, долгое время подготавливалось молекулярной эволюцией, которая в итоге привела к кембрийскому взрыву видового разнообразия. В биологии существует известный парадокс кембрийского взрыва. Суть его в том, что с какого-то момента жизнь на земле начинает демонстрировать колоссальное разнообразие форм, следы которых можно найти в доисторических окаменелостях. Этот момент случился в кембрийский период — но до того никаких признаков будущих жизненных форм обнаружить не удавалось. Революционные скачки в природе относительно редки, а если говорить о всепланетном масштабе, так и вовсе невероятны. Между тем складывается ощущение, что организмы приобрели разом, будто на массовой распродаже, невероятное число новых признаков и начали быстро разбегаться по систематическим группам. Разумеется, можно предполагать божественное вмешательство или то, что какие-нибудь инопланетяне вытряхнули на Землю мешок новых видов. Учёные, однако, не прекращали попыток найти хоть какое-то научное объяснение палеонтологической загадке. Над проблемой внезапного «возникновения» новых ископаемых видов размышлял ещё Чарльз Дарвин — и пришёл к выводу, что в таких случаях археологам и палеонтологам нужно во всех смыслах «лучше копать». Группа биологов-эволюционистов из нескольких американских университетов опубликовала в журнале Science статью, в которой излагаются результаты очередного переосмысления загадки кембрийского взрыва. Учёные подвергли пересмотру взаимосвязи между останками древних существ с учётом новейших находок, а также археологический возраст этих находок. Были уточнены генеалогические отношения ископаемых видов с их современными потомками. Кроме того, использовались данные молекулярной генетики: исследователи восстановили генеалогию нескольких генов, имеющихся у 118 современных видов. Всё вместе позволило уточнить точки ветвления на генеалогическом древе и точно определить, когда та или иная группа начала собственный эволюционный путь. В общем, выводы исследователей сводятся к тому, что кембрийской революции предшествовала долгая невидимая эволюция. В течение миллионов лет организмы накапливали генетические и биохимические изменения, которые в кембрии привели к появлению разных форм жизни: накопленные внутренние изменения наконец вылились в изменения внешние. Авторы сравнивают это с индустриальной революцией: изобретения, небольшие технологические инновации накапливались в течение длительного времени без особых изменений в средствах производства, пока, наконец, не привели к глобальному технологическому сдвигу. Накопленные генетические изменения до какого-го времени были сбалансированы внешней средой и взаимоотношениями между видами. И с биохимической точки зрения разные организмы уже до кембрия могли значительно отличаться друг от друга, демонстрируя большое биоразнообразие. Впоследствии должно было хватить малейших экологических подвижек, чтобы дать накопленным изменениям проявить себя с внешней стороны. Кстати, одной из весьма смелых, хотя и довольно спорных гипотез, выдвигаемых в статье, является утверждение, что докембрийские животные поедали друг друга более интенсивно: это и может быть одной из причин скудости докембрийских ископаемых останков. Нельзя сказать, что новая гипотеза не привлекла к себе внимания критиков. Так, одна из претензий к авторам состоит в том, что они не учли так называемые гены-сироты, составляющие примерно 30% всех генов животных. Эти гены не имеют «родственников»-гомологов, и многие считают, что именно их внезапное появление могло послужить причиной кембрийского взрыва биоразнообразия. Впрочем, в этой гипотезе, увы, присутствует слово «внезапно», от которого наука всегда старается всеми силами избавиться.
Источник: http://science.compulenta.ru/
30 ноября

6600-Палеонтологи передвинули дату миграции человека из Африки
Палеонтологи обнаружили, что древние люди покинули Африку на 26 тысяч лет раньше, чем считалось до сих пор. Статья исследователей появилась в журнале PLoS One. Согласно современным представлениям, Homo sapiens появился в Африке, откуда примерно 80 тысяч лет назад стал заселять остальные континенты планеты. В частности, считается, что первым был заселен Ближний Восток, откуда люди уже двинулись в Европу, Азию и остальные части света. В рамках работы ученые описали находки, сделанные в южной части Аравийского полуострова - большое количество (в общей сложности более 800) каменных инструментов. Подобные находки здесь не редкость, однако, впервые ученым удалось найти инструменты, которые были произведены по "специальной", отличной от остальных находок, технологии. Так, например, палеонтологи нашли треугольные каменные наконечники, изготовленные 6-7 точными сколами камня. Проведя сравнительный анализ, палеонтологи установили, что найденные инструменты были произведены по африканской технологии, так называемому нубийскому комплексу, относящемуся к периоду 128-74 тысячи лет назад. Оптическое датирование найденных инструментов позволило установить, что им примерно 106 тысяч лет. По словам ученых, которые приводит ScienceNOW, вероятно, волна миграции, связанная с найденными инструментами, оказалась неудачной. В конце ноября 2011 года в Science появилась статья, в которой приводился анализ древних костей, найденных в пещере в Восточном Тиморе. Как следствие, ученые делали вывод о том, что люди рыбачили в открытом море уже 42 тысячи лет назад. Кроме этого исследователям удалось найти самые древние на настоящий момент крючки - им 11 тысяч лет.
Источник: lenta.ru
30 ноября

6599-Коллекцию акварелей Бенуа продали в два раза дороже оценки
Коллекция акварелей и театральных эскизов Александра Бенуа 29 ноября ушла с молотка за 1,99 миллиона фунтов стерлингов (3,1 миллиона долларов), что практически в два раза превысило оценочную стоимость работ. Коллекция была продана на торгах русским искусством, которые проводил аукционный дом Sotheby's. Всего на продажу было выставлено 127 лотов, которые суммарно оценивались с 1,2 до 1,8 миллиона долларов. Среди работ Бенуа, хранившихся в частном собрании семьи художника, - акварели, портреты членов семьи, пейзажи, книжные иллюстрации и эскизы театральных костюмов, в частности, для балета "Петрушка". На аукционе были распроданы все работы Бенуа. Топ-лотом стал эскиз декораций ко второму акту оперы Стравинского "Соловей", поставленной в 1914 году в Гранд-опере. Эскиз ушел за 235,3 тысячи фунтов стерлингов (366 тысячи долларов) при верхней границе эстимейта в 50 тысяч и установил мировой рекорд аукционной цены на работы Бенуа. Эта коллекция Бенуа стала крупнейших из тех, что когда-либо выставлялись на торгах. Перед аукционом часть работ экспонировалась в музеях Франции и Италии. 28 ноября у Sotheby's началась неделя русских торгов - в первый вечер главным лотом стала картина Петра Кончаловского "Татарский натюрморт", проданная за 1,4 миллиона долларов.
Источник: lenta.ru
30 ноября

6598-Памятник на могиле Оскара Уайльда защитили от поцелуев
Памятник на могиле Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез в Париже снабдили толстым защитным стеклом. Как сообщает Agence France-Presse, это было сделано для того, чтобы избавить скульптурную композицию от губительного воздействия поцелуев поклонников писателя - за многие годы памятник покрылся жиром от губной помады. Над могилой Уайльда возвышается крылатый сфинкс из камня работы скульптора Джейкоба Эпстайна. До 1985 года сфинкс находился в достаточно хорошем состоянии, однако затем его все чаще стали покрывать граффити, и надгробие неоднократно чистили. Агентство указывает, что в конце 1990-х годов поклонники Уайльда заложили необычную традицию: они стали целовать надгробие, и за несколько лет памятник покрылся слоем губной помады. И хотя краситель, содержащийся в косметике, со временем испаряется, жировая основа остается на сфинксе заметной, что плохо сказывается как на состоянии каменного изваяния, так и на его внешнем виде. В итоге к 111-летию со дня смерти Оскара Уайльда - 30 ноября 2011 года - сфинкса было решено обнести защитным стеклянным ограждением. Проект реализован Ирландским культурным центром. Оскар Уайльд скончался в Париже в 1900 году. Причиной смерти стал менингит, возникший на фоне ушной инфекции. Писателя похоронили на кладбище Байо, однако через несколько лет он был перезахоронен на Пер-Лашез. Ежегодно на могилу писателя приезжают тысячи его поклонников со всего мира.
Источник: lenta.ru
30 ноября

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174][175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100