Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
6869-Обнаружены признаки разрыва древней литосферной плиты на северо-западе США
Древние гигантские извержения на северо-западе США могли быть вызваны разрывом земной коры. Признаком активного вулканизм в районе Йеллоустонского национального парка являются базальты долины реки Колумбия. Лава охватила обширную территорию. В течение примерно двух миллионов лет было извергнуто более 230 тыс. км³ расплавленной породы. Как правило, подобные траппы образуются в том случае, когда вершина гигантского мантийного плюма (грибовидного вертикального потока магмы, поднимающегося из глубин Земли) выходит на поверхность. В данном случае, однако, причина могла быть в другом. Учёные провели компьютерное моделирование развития сложной структуры мантии в западной части США на протяжении последних 40 млн лет. В основе модели — данные USArray, сети мобильных сейсмических датчиков, установленных на 400 станциях. Исследователи полагают, что около 17 млн лет назад ныне исчезнувшая литосферная плита Фараллон, подходившая под западную часть США, начала раскалываться. Это привело к массовым излияниям магмы, характер и сроки которых совпадают с базальтами Стинс — самыми древними из имеющихся в долине реки Колумбия. «Когда плита открывается, достаточно крошечной трещины, чтобы материал, находящийся под высоким давлением, вырвался на свободу», — поясняет соавтор исследования Дейв Стегман из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США). Вулканы чаще всего рождаются на границах тектонических плит или в местах выхода на поверхность мантийных плюмов. Супервулкан под Йеллоустонским парком действительно связан с одним из таких плюмов, но к базальтам реки Колумбия он, вопреки распространённому мнению, не имеет отношения.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 февраля

6868-В ацтекском храме найдены таблички с изложением мифа об Уицилопочтли
В общей сложности 23 каменные таблички с резьбой, иллюстрирующей ацтекский миф о рождении бога войны и солнца Уицилопочтли и начале священной войны, были обнаружены археологами Национального института антропологии и истории Мексики в передней части Великого храма Теночтитлана в центре Мехико. Таблички из вулканической породы тесонтль богато иллюстрированы орнаментом, змеями, пленниками, воинами и прочими изображениями. Находка представляет огромную ценность, ибо впервые на священной территории Теночтиталана найдено нечто иконографическое, проливающее свет на мифологию древней цивилизации. Таблички были повёрнуты лицевой стороной к месту, где проводились ритуалы в честь Уицилопочтли. А это означает, что они восходят к четвёртому этапу строительства Великого храма (1440–1469 годы). Согласно мифу, богиня земли и плодородия Коатликуэ мирно подметала, как вдруг в её лоно вошло перо, и она понесла. Это обстоятельство разозлило её детей, и 400 воинов Ацтлана во главе с богиней Койольшауки решили добраться до горы Коатепек, где жила Коатликуэ, и убить её. Так началась священная война. На берегах озера Тескоко в долине Мехико южные воины основали город Мимишкоас, что на языке науатль означает «Спустившийся с небес». Дело кончилось тем, что Уицилопочтли поразил четыреста воинов и саму Койольшауки, после чего возникли звёзды и луна. На одной из табличек высечено изображение дымящегося дротика. Рядом найден обсидиановый наконечник. На другой табличке вырезан воин, несущий в одной руке чималли (щит), а в другой — приспособление для метания дротиков. По всей видимости, это и есть Уицилопочтли. Ещё одна плита живописует фигурку пленника: он стоит на коленях, его руки связаны за спиной, из глаз текут слёзы, и он что-то пытается сказать. Найдено также изображение в профиль отрубленной головы в перьевом уборе с наушниками.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 февраля

6867-Массовые вымирания тормозят эволюцию
Учёные усомнились в гипотезе эволюционного взрыва, который немедленно следует за всяким массовым вымиранием. Согласно новым данным, эволюция даёт экосистемам миллионы лет на то, чтобы прийти в себя и залатать бреши в межвидовых взаимосвязях. Жизнь на Земле знала несколько массовых вымираний, и гибель динозавров не самый масштабный эпизод. Но нет худа без добра: считается, что массовое вымирание видов создаёт благоприятные условия для выживших, которые получают шанс занять освободившиеся экологические ниши. Происходит эволюционный взрыв, от выживших видов отделяются новые, демонстрирующие огромное многообразие форм и приспособления к условиям среды. Однако исследования, предпринятые палеонтологами из Чикагского университета (США), заставляют усомниться в этой теории эволюционного взрыва, который следует сразу же за массовым вымиранием. Учёные исследовали эволюцию одной группы организмов, называемых граптолитами. Это были зоопланктонные организмы, жившие колониями; они характеризовались большой численностью и повсеместной распространённостью, и их останки представляют собой неисчерпаемый кладезь информации о древних эпохах. В своих исследованиях палеонтологи сконцентрировались на двух разновидностях граптолитов — диплограптинах и неограптинах. И те и другие дожили до ордовикского массового вымирания, которое началось 445 млн лет назад, а вот пережили его только неограптины. Перед вымиранием доминировали диплограптины. Эта группа насчитывала больше видов, их колонии были разнообразны по форме, и неограптины явно уступали им в эволюционном соревновании. Согласно гипотезе эволюционного взрыва, после вымирания конкурентов неограптины должны были немедленно воспользоваться шансом и занять место вымерших. Можно было бы ожидать появления новых видов, новых форм колоний, широкого расселения неограптин по всем географическим зонам и экологическим нишам. Но этого не произошло. Как пишут учёные в журнале PNAS, выжившая группа граптолитов взяла тайм-аут почти в 2 млн лет. Исследователи проанализировали около 183 видов, принадлежащих к обеим группам, которые жили до, во время и после вымирания. Действительно, сразу после вымирания стали появляться новые виды неограптин, но никакого разнообразия форм не было, новые виды в очень небольшой степени отличались от старых. Более того, до вымирания, в условиях жёсткой конкуренции, неограптины выказывали бóльшую изобретательность в создании новых, отличных от остальных жизненных форм, архитектуры колоний и т. п. И лишь спустя 2 млн лет у выживших начинают проявляться какие-то смелые инновации. По словам авторов, нарушение взаимосвязей внутри экологических сообществ может быть причиной того, что группы организмов не спешат воспользоваться предоставленной свободой и сначала ждут восстановления равновесия, прежде чем бросаться в разнообразные эволюционные адаптации. То есть если, скажем, человеческая деятельность приведёт-таки к массовому вымиранию, то богатства новых видов мы тут же не увидим (если вообще увидим). Впрочем, сами авторы работы признают, что такую эволюционную «сдержанность» неограптин можно истолковать и иначе. Ведь ископаемые останки дают нам информацию только о внешних изменениях, и не исключено, что их эволюция буйствовала на биохимическом и физиологическом уровнях.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 февраля

6866-Обнаружены 20 мумий и уникальный деревянный саркофаг южноегипетского номарха
Группа испанских и английских археологов в ходе текущего сезона раскопок обнаружила в трёх ранее не исследовавшихся гробницах Квеббет эль-Хава двадцать мумий и один саркофаг, относящиеся к периоду от VI до XII династии. Особый интерес у специалистов вызывает саркофаг с уникальным резным изображением головы номарха. Раскопки в Квеббет эль-Хава (близ Асуана), известном также как Долина правителей, ведутся не первый год и часто приносят интересные результаты. Нынче исследователи из Университета Хаен (Испания), Гранадского (Испания) и Лондонского (Великобритания) университетов работают с могилами QH33, QH34 и QH34h. Эти захоронения южноегипетских номархов относятся к периоду около 1830 года до н. э. — времени преемников Саренпута II. Захоронение QH 34 не тронуто более поздними грабителями, что делает его особенно ценным. Учёные сообщают, что для обнаруженных там мумий правителя нома и членов его семьи характерна высокая сохранность, связанная с применением качественных и дорогих материалов для мумификации, как правило, являвшихся привилегией фараонов. Найден и хорошо сохранившийся саркофаг из ценных пород дерева, часть которого показывает голову правителя с чем-то вроде короны на ней (что также характерно для фараонов). Заметим, что и сохранившееся деревянное резное изображение верховного правителя — большая редкость, а для правителя нома это вообще исключительный случай. По всей видимости, номарх высоко оценивал свой статус в иерархии Древнего Египта, иначе присутствие такого головного убора трудно объяснить. Правители южных египетских номов, пограничных с Нубией, нынешним Суданом, находились на особом положении и пользовались большой самостоятельностью по отношению к центральной власти. Изображения местных князей Саренпута I, Саренпута II и иных никогда не появлялись на гробницах фараонов среди прочих подданных, да и на гробницах местных номархов нет никаких фараонов. Наоборот, размеры фигур местных властителей на посмертных рисунках соответствуют размерам фараонов — и они в несколько раз крупнее изображений окружающих. На протяжении исследуемого периода они даже умудрялись не назначаться фараонами, а передавать власть своим детям по наследству. Поддерживая порядок на границах с Нубией при помощи собственных армий, номархи часто предпринимали самостоятельные экспедиции в глубь Африки, доходя до её центральных районов. Однажды они привели с собой пигмея, о котором сохранилось упоминание (разумеется, первое в письменной истории человечества). По словам профессора Университета Хаен Алехандро Хименеса Серрано, в ходе раскопок широко применяются новейшие методы восстановления изображений по их отражательной способности (Reflectance Transformation Imaging, RTI) и трёхмерное сканирование объектов. Полученные при оцифровке первичные данные уже обрабатываются в университете, хотя сами раскопки закончатся лишь 3 марта. RTI, в частности, позволяет не только быстрее передавать данные по настенным изображениям и найденным иероглифическим надписям, но и восстанавливать ранее нечитаемые, сильно повреждённые иероглифы. По словам г-на Хименеса, одновременное использование этих методик для анализа находок практикуется впервые. В ближайшие дни раскопки будут вестись в самых нижних и древних слоях трёх упомянутых захоронений, где археологи ожидают найти ещё более древние помещения, которые, хотелось бы верить, тоже не тронуты грабителями. Итоговая публикация по результатам работ запланирована на март 2012 года.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 февраля

6865-Мумии животных и деревянная статуя Хатшепсут: итоги археологического сезона в Абидосе Мумии животных и деревянная статуя Хатшепсут: итоги археологического сезона в Абидосе
Об итогах прошлогоднего летнего сезона Мэри-Энн Пулс Вегнер из Университета Торонто (Канада) рассказала на конференции Общества по изучению египетских древностей. Согласно преданию, в Абидосе находилась могила Осириса — бога подземного мира. Раз в год жрецы выносили из храма Осириса изображение бога, совершали таинственные ночные ритуалы на его могиле, после чего возвращались. Это шествие было настолько популярным, что вдоль его маршрута египтяне строили небольшие часовни, дабы принимать участие в церемонии вечно. Одну из них — сооружённую в начале эпохи Нового царства (ок. 1400 года до н. э.) — и обнаружили археологи. В ней находились место для возлияний и каменная стела. Последней там уже давно нет. Кроме того, исследователи посвятили время раскопкам «монументального» здания, расположенного поблизости. Толщина стен (2 м) поначалу заставила предположить, что оно служило складом, но планировка больше напоминает храмовую. Судя по скудным надписям, его возвели при фараоне Сети I (ок. 1290–1279 годов до н. э.). К тому же материал идентичен тому, из которого построили близлежащий храм, относящийся ко времени правления этого царя. В одной из комнат обнаружено 83 мумии животных. Большинство — собаки, но есть и кошки с овцами и козами. Эксперты считают, что их принесли в жертву намного позже — в Третий переходный период (XI–X века до н. э.). Большое количество собак указывает на Упуаута — бога с волчьей головой. Он считался воеводой Осириса и проводником душ умерших. Его изображения несли во главе процессии. По всей видимости, участники шествия, желавшие умилостивить бога, могли купить собак, специально выращенных жрецами храма Осириса, принесённых в жертву и мумифицированных. У одной из особей обнаружен заживший перелом ноги. Почему получившее травму животное не убили сразу, а выходили, непонятно. В соседнем зале раскопана большая редкость — деревянная статуя, высота которой в оригинале достигала 65 см. Она несёт головной убор фараонов под названием немес. Пропорции фигуры указывают на стиль, распространённый в годы правления XVIII династии (1550–1292 годы до н. э.), за одним исключением: у неё чересчур тонкая талия. Исследователи подозревают, что статуя изображала Хатшепсут (конец XVI — начало XV века до н. э.). Как известно, египетское искусство не имело канона для изображения фараона в виде женщины, поэтому Хатшепсут выглядит как мужчина, а тонкая талия — единственная уступка реализму. Что статуя делала в загадочном сооружении — бог весть. Гробницы знати встречаются на «Террасе великого бога» в изобилии. На этот раз обнаружены две могилы, одна из которых находилась рядом с часовней, построенной по приказу Тутмоса III (XV век до н. э.). Её раскопки отложили на будущее. Вторая гробница, датируемая тем же периодом, была найдена в монументальном здании. Неподалёку обнаружены человеческие останки, полотно и деревянные фрагменты. Внутри гробницы учёные наткнулись на фаянсовые ушебти. В Древнем Египте эти фигурки хоронили вместе с человеком, чтобы в загробной жизни они стали его слугами. В этой усыпальнице лежал священник, ему сопутствовали 58 ушебти и шесть фигурок надзирателей. Найдена и другая группа ушебти — из глины. Они значительно моложе: им всего 2 600 лет. На них хорошо видны отпечатки детских пальцев.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 февраля

6864-Австрийцы вернули России украденный медальон XVIII века
Директор венского аукционного дома Dorotheum Лукас Тинцль в понедельник, 13 февраля, передал послу РФ в Австрии Сергею Нечаеву фарфоровый медальон с изображением Петра I, сообщает ИТАР-ТАСС. Этот предмет искусства, созданный в 1780-1790 годах на британской фабрике Wedgwood, в 1996 году был похищен из музея-усадьбы "Останкино", а затем вывезен за границу. Как отмечается на сайте главного управления уголовного розыска МВД РФ, медальон был обнаружен в Австрии в 2011 году. Прошлой осенью его пытались выставить на продажу в Dorotheum, однако в итоге после запроса российского департамента культурного наследия при Минкульте его сняли с торгов. При этом, по данным австрийских и российских следственных органов, граждане Австрии к похищению и попытке продажи медальона отношения не имеют. Агентство сообщает, что медальон на торги пытался выставить иностранный гражданин, который сейчас готов помогать следствию. Он в свою очередь выкупил этот медальон в конце 1990-х годов в Париже у коллекционера из России. Медальон размером 40 на 34 миллиметра, сделанный из бисквитного фарфора, оценивается в 100 тысяч долларов. Предполагается, что его вернут в музей-усадьбу "Останкино" и он займет свое прежнее место в экспозиции.
Источник: lenta.ru
14 февраля

6863-В Мадриде открылась крупнейшая выставка Шагала
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка Шагала, сообщает Agence France-Presse. Экспозиция поделена на две части: творчество художника до отъезда в США в 1941 году представлено в музее Тиссен-Борнемисы, а позднейшие работы выставлены в фонде "Каха Мадрид" (Fundacion Caja Madrid). Это объясняется тем, что поздние работы Шагала более масштабны, чем ранние, и для них требуется больше пространства. Всего на выставке представлено около 150 картин, скульптур и других объектов. Куратором выставки выступил Жан-Луи Прат (Jean-Louis Prat), президент комитета Шагала. По словам организаторов, цель выставки - показать, насколько Шагал не похож на испанских художников XX века, а также продемонстрировать роль Шагала в истории искусства и рассказать о его взаимоотношениях с поэтами. Кроме того, часть выставки, представленная в фонде "Каха Мадрид", обращает внимание на библейские мотивы в творчестве художника. Выставка "Шагал" будет открыта для посетителей с 14 февраля по 20 мая. Торжественная церемония открытия состоялась 13 февраля. Десять человек, победивших в конкурсе, организованном в твиттере фондом "Каха Мадрид", получили на нее пригласительные билеты.
Источник: lenta.ru
14 февраля

6862-Из-за морозов пострадал римский Колизей
В Италии из-за образования льда и таяния обвалились фрагменты верхней части Колизея, сообщает 14 февраля La Repubblica. Амфитеатр, закрытый на выходных для туристов, откроется не раньше четверга. Опасность представляет не только возможное падение фрагментов стен, но и лед, покрывший дорожки. Как сообщает Corriere della Sera, утром в воскресенье, когда власти собирались открыть Колизей, сотрудник музея поскользнулся, упал и сломал ногу, из-за чего с открытием объекта пришлось повременить. Вместе с тем остальные археологические памятники, закрытые из-за непогоды, во вторник вновь открылись для публики. В их число вошли термы Каракаллы (маршрут по термам, однако, немного изменился), римские форумы, Палатинский холм, Остия и Аппиева дорога. Из-за обилия снега в итальянской столице римские власти на несколько дней отменили занятия в школах и запретили передвигаться по городу на мотоциклах, однако ко вторнику эти запреты были сняты. Несмотря на упреки со стороны оппозиции, мэр города Джанни Алеманно (Gianni Alemanno) уверяет, что в Риме хорошо справились с выпавшим снегом. В стенах Колизея насчитывается около трех тысяч трещин, и время от время от античного амфитеатра отваливаются фрагменты. Масштабная реставрация памятника должна начаться в марте 2012 года.
Источник: lenta.ru
14 февраля

6861-Benetton раскритиковали за реконструкцию венецианского палаццо
Активисты из организации Nostra Italia, выступающей за сохранение исторического облика памятников Италии, раскритиковали план реконструкции венецианского палаццо Фондако деи Тедески, где концерн Benetton собирается открыть торговый центр. Об этом пишет издание La Repubblica. Итальянская компания Benetton, производитель модной одежды, приобрела палаццо в 2008 году. В 2010-м стало известно, что там появится торговый центр, а перестройкой дворца займется голландский архитектор Рем Колхас. Группа Benetton заключила с местными властями соглашение, которое предполагает, что компания переведет в городской бюджет 6 миллионов евро, если венецианская администрация к концу 2012 года выдаст все разрешение на строительные работе во дворце. Предполагается, что реконструкция дворца будет длиться около 4 лет. В рамках реконструкции здания, которые последние несколько лет оставалось пустым, планируется построить эскалаторы, часть крыши отдать под террасу, а также пристроить два новых входа. Nostra Italia уверена, что все эти изменения негативно скажутся на культурном памятнике, который является одной из главных достопримечательностей города. В бюро Колхаса OMA уверяют, что фасад здания не изменится, а в Benetton настаивают на том, что город не может жить только музеями. По словам представителя компании Федерико Сартра, в Венеции негде купить обычный сэндвич. Власти Венеции объясняют свое решение тем, что итальянское правительство перестало финансировать работы по сохранению памятников, и теперь Венеции приходится самостоятельно искать деньги на эти нужды. Палаццо было построено на Большом канале рядом с мостом Риальто в начале XVI века. На протяжении столетия там были склады немецких купцов. Изначально фасад здания украшали фрески Джорджоне и Тициана.
Источник: lenta.ru
14 февраля

6860-Sotheby's выставил на продажу 38 тысяч испанских монет
В Нью-Йорке аукционный дом Sotheby's 14 февраля выставил на всеобщее обозрение коллекцию из почти 38 тысяч испанских монет, которая уйдет с молотка 8 марта. На сайте аукциона отмечается, что коллекция оценивается в 25-35 миллионов долларов. Всего в коллекции, собранной американским магнатом и филантропом Арчером Хантингтоном, 37895 монет. Самую большую ценность представляют редкие образцы XV века, а также самые древние монеты, отчеканенные в V веке до нашей эры на Пиренейском полуострове. В пресс-релизе аукционного дома уточняется, что с молотка уйдет, в частности, динарий "Мартовские иды", отчеканенный в память об убийстве Цезаря (всего известно о существовании около 60 таких монет). Одним из самых редких экземпляров является 140-граммовая золотая монета "50 Excelentes", отчеканенная в XV века во время правления Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Коллекция, представляющая различные периоды истории Испании, продается единым лотом. Выставляет ее на продажу музей "Испаноязычное общество Америки" (HSA), также основанный Хантингтоном. До того как отправить монеты в Sotheby's, музей предложил выкупить коллекцию Испании, однако цена Мадрида не устроила HSA. Коллекция, которая считается одной из крупнейших, собранных одним человеком или организацией, на протяжении месяца будет выставлена в Нью-Йоркских галереях Sotheby's. Ее также показывали несколько дней в январе.
Источник: lenta.ru
14 февраля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150][151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100