Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8376-Находки в Тульской области пролили свет на возникновение гончарного производства в этом районе
Несколько лет назад в Заречном районе Тулы на месте бывшей Гончарной слободы во время строительных работ ковш экскаватора наткнулся на древний гончарный горн. В июне этого года сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» начали археологические исследования. Уже получены уникальные данные об истории тульского керамического производства. На площади раскопа найдены сразу шесть сохранившихся гончарных горнов. Зафиксированы следы еще минимум восьми печей. Здесь обжигались кирпичи, посуда, игрушки, изразцы, фрагменты печей для плавки металла. Жилые постройки на исследуемом участке фактически отсутствуют. Учёные полагают, что до конца археологического сезона их ждёт еще немало открытий.
Источник: family-history.ru
30 июля

8375-После реставрации открылись «Царские комнаты» Петропавловской крепости
В Петропавловской крепости открылись «Царские комнаты». Построенные по проекту Бенуа в начале ХХ века, они соединяли Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу. В советское время комнаты были разрушены. Обстановка и декоративная отделка впервые воссозданы после 1917 года. В отреставрированных интерьерах разместилась экспозиция, в которой представлены живописные портреты российских императоров. Целый раздел посвящён предметам, связанным с церемониями захоронения усопших членов семьи Романовых. Уникальный экспонат - створка катафалка императора Александра Первого, предположительно созданная по рисунку Карла Росси. Особое место в экспозиции занимают реликвии Петропавловского собора: аналойный покров и запрестольный крест.
Источник: family-history.ru
30 июля

8374-В Сирии авиаударом повреждена крепость крестоносцев
Крепость Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers), находящаяся в сирийской провинции Хомс и внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО, повреждена в результате авиаудара. Об этом сообщает в субботу Agence France-Presse со ссылкой на видео очевидцев, которые винят в произошедшем сирийские ВВС. На одной из записей видно, как после прямого попадания взрывается башня стоящего на холме замка. Другой ролик показывает разрушения, причиненные внутренним помещениям, пишет агентство, - отверстие в потолке и обломки на полу. В Наблюдательном совете по правам человека в Сирии подтвердили, что в пятницу по окрестностям замка были нанесены три авиаудара. По данным правозащитников, это было сделано после сообщения об использовании замка повстанцами в качестве своей базы. Крак де Шевалье считается одной из наиболее сохранившихся крепостей госпитальеров в мире. Изначально ее занимал курдский гарнизон эмира Алеппо, позже ее дважды захватывали крестоносцы, которые в итоге передали ее ордену госпитальеров. Госпитальеры восстановили крепость и построили множество дополнительных помещений, превратив ее в самый большой оплот крестоносцев в Святой земле. В 2006 году вместе с цитаделью Саладина замок был внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Источник: family-history.ru
30 июля

8373-В Царскосельский музей передан семейный архив Романовых
Сегодня, в 95-ю годовщину расстрела императорской семьи, о судьбе Романовых в ХХ веке вспоминают в Царском селе. В Екатерининском дворце открылась выставка, многие экспонаты которой проделали очень долгий путь, прежде чем вернуться в дом своего владельца. Великий князь Дмитрий Павлович, племянник Николая Второго, после убийства Распутина был отправлен в действующую армию как один из участников заговора, воевал на территории Персии – и в Россию больше не вернулся. Почти век спустя внук великого князя, Майкл Романов-Ильинский передал царскосельскому музею около 400 предметов из семейного архива. Эту историю сотрудники музея «Царское село» рассказывают как сказку... с продолжением. Внук великого князя Дмитрия Романова, неделю назад прислал в Петербург трёхсоткилограммовую посылку. Фамильные реликвии, библиотека, фото и даже семейная кино-хроника. Всё, что десятилетия хранилось в американском особняке Романовых-Ильинских в Цинциннати – теперь перешло в собственность музея. «Здесь такой ряд документов, про каждый из которых можно рассказывать долго, хотя про многое мы ещё ничего не знаем, – рассказывает заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Царское село» Ираида Ботт. – Мы получаем фото с обществом, которых можно идентифицировать, но нам это ещё предстоит». Эти пачки писем, открыток и фотографий – ещё предстоит систематизировать. Пока они не попали на выставочную витрину – можно прикоснуться к истории. А это последний нераспакованый экспонат из Цинциннати. В сравнении с остальными – он наиболее ценный в художественном отношении. Это портрет Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, воспитавшей Дмитрия Павловича. В свое время её по праву считали одной из самых красивых женщин в России. При этом иконография княгини чрезвычайно мала. Этот портрет написан в 1894-м году, в Ильинском. Это уникальные кадры семейной кино-хроники. Спорт, путешествия по миру. И шутливый монтаж – на манер 30-х годов прошлого столетия. Из нескольких бобин сохранилось лишь 20 минут. Многие фотографии – это стоп-кадры с этой самой плёнки. Но ценнее те снимки, которые раскрывают Великого князя Дмитрия Романова как фотохудожника. Несколько дней назад прибыл еще один груз из Америки, эти 200 предметов пополнят открывшуюся сегодня экспозицию.
Источник: family-history.ru
30 июля

8372-В Шотландии найден «первый в мире» календарь
Детальный анализ археологических находок на севере Шотландии позволил предположить, что обнаруженные там ямы — самый старый календарь в мире. Он почти на 5 тыс. лет старше ближайшего «конкурента» — бронзового календаря из Месопотамии. По мнению археологов, ямы, выкопанные около 10 тыс. лет назад, в каменном веке, расположены так, чтобы по ним можно было считать месяцы и лунные фазы. Дело в том, что они ориентированы соответственно точке восхода солнца в день зимнего солнцестояния, то есть в момент рождения нового года. Это позволяло заново «калибровать» лунный календарь, приводя его в соответствие с солнечным годом. Примечательно, что памятник использовался около 4 тыс. лет, то есть с середины мезолита до начала неолита. За это время ямы периодически обновлялись — десятки, а то и сотни раз. Поэтому невозможно узнать, когда в них помещали деревянные столбы и стоячие камни. 50-метровый ряд из 12 главных ям расположен дугой перед V-образной впадиной на горизонте, из которой в середине зимы поднималось солнце. В солнечный год укладывается 12,37 лунного цикла, и археологи считают, что каждая яма являет собой определённый месяц, а вся дуга — год. Возможно, дуга изображала также движение растущей и убывающей Луны по небосклону: на концах дуги ямы небольшие, а ближе к середине они увеличиваются. Размеры ям намекают на то, что лунный месяц был разделён на три «недели» примерно по десять дней (прибывающая Луна, «горбатая» и полная Луна, убывающая Луна). Если считать ямы за месяцы, то можно заметить, что соседние месяцы воспринимались как парные. Подобный космологический дуализм известен во многих древних культурах, но ещё никогда о нём не говорили применительно к каменному веку. Зачем календарь мог понадобиться охотникам и собирателям мезолита? Возможно, он помогал в точности определять время миграции стад животных или косяков лосося. Кроме того (и это может оказаться главной причиной), календарь позволял лидеру общины (и по совместительству, скорее всего, шаману) предсказывать и проверять поведение Луны и Солнца, а также проводить соответствующие обряды. Это место, расположенное в Уоррен-Филде в Абердиншире, было раскопано в 2004 году, но данные детально проанализированы только в последние полгода с помощью специально написанной компьютерной программы, которая учла и ямы, и особенности местной топографии, и движение небесных светил. Исследование выполнила группа под руководством Винсента Гэфни из Бирмингемского университета (Великобритания).
Источник: family-history.ru
29 июля

8371-В Старой Рязани обнаружен клад времен татаро-монгольского нашествия
Городище Старая Рязань называют "Русской Троей". В очередной раз она подарила археологам еще один древний клад времен татаро-монгольского нашествия. Это уже семнадцатый по счету, первый был обнаружен в 1822 году. Золотые украшения с самоцветами весом почти в три килограмма сейчас выставлены в залах Рязанского кремля. Нынешний клад – серебряные украшения XII – XIII веков – находился в северной, наиболее древней части городища. Иначе как археологической сенсацией эту находку и не назвать. Несколько метров некогда пахотной земли теперь для археологов, как сокровищница. "Очень ценный во многих отношениях клад. Не только своими ювелирными изделиями. Возможно, удастся восстановить весь головной убор, как он выглядел и что в себя включал", – говорит начальник Старорязанской археологической экспедиции Института археологии РАН Игорь Стрекалов. Ожерелье, браслеты, серьги, височные кольца – более ста серебряных женских украшений в одном месте. Хозяин, видимо, укладывал их в спешке. Отсюда и первая версия происхождения находки. "Поскольку мы видим здесь не только ювелирные украшения, но и материалы, из которых делались эти украшения, вероятнее всего, этот клад был сокрыт мастером, а не хозяином этих украшений, которому поступил заказ на изготовление или ремонт этих украшений. Мы нашли массу инструментария ювелира. Это матрица, заготовки серебряных украшений", – продолжает Игорь Стрикалов. Прятать самое дорогое жителям Старой Рязани действительно было от кого. Зимой 1237 года город полностью разграбил и сжег хан Батый. Жители спасали имущество от захватчиков как могли. Ценные находки в городище старой Рязани находят уже более 90 лет. Уже через несколько дней на место раскопа приедут сотрудники Рязанского музея-заповедника с охраной. Клад аккуратно достанут и перевезут в областной центр. Дальше дело за реставраторами. Уже известно, что ювелирные украшения, так искусно спрятанные ювелиром восемь веков назад, останутся в Рязани.
Источник: family-history.ru
29 июля

8370-Жизнь и творчество Достоевского - в экспозиции Литературного музея
В столице, в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря, главном здании Литературного музея, открылась выставка, тема которой – жизнь и творчество Достоевского. Фраза в названии - «Всё мною собранное» - звучит от лица супруги писателя. Извлечь действительно внушительный багаж наследия Фёдора Михайловича посчитали необходимым в дни симпозиума Международного общества Достоевского. Его участники получили уникальную возможность увидеть и прочувствовать свидетельства той эпохи. «Все мною собранное» – за этой короткой строкой из дневников Анны Достоевской – кроется более 5 тысяч предметов, связанных с именем ее мужа, для которого она была не просто женой – секретарем, стенографисткой, издательницей, собирательницей его наследия. На нынешней выставке – по причине нехватки места – представлено около 200 экспонатов. «Она собирала абсолютно все, что с ним связано, шла по его следам, не разлучалась с ним ни на минуту даже после его смерти. Это материализованная летопись Достоевского», - объясняет автор выставки Генриетта Медынцева. На этом фото – Анна Достоевская, уже в возрасте, снята в окружении вещей, многие из которых можно увидеть на выставке. Диван, на котором сиживал Федор Михайлович, множество фотографий, связанных с вехами жизни писателя: фото умершего сына, дома, в которых семья останавливалась в Европе, портреты друзей, иллюстрации к книгам. Отдельная витрина посвящена женскому кругу общения Достоевского. Вот полотенце – подарок от поклонниц таланта. Напротив – сиреневая погребальная лента со знаменитой надписью: Каторжнику-пророку Достоевскому – от учеников. В соседней витрине – фантик от конфеты с изображением писателя. Оказывается, были в России и такие сладости. Посмертная маска Федора Михайловича работы скульптора Бернштама. Он же сделал бюст Достоевского. Анна Григорьевна хотела видеть его как надгробие, однако официальный конкурс выиграл другой мастер. «Анна Григорьевна очень сокрушалась, но здесь ничего нельзя было поделать. Вы можете на этой выставке увидеть посмертную маску, которой она была очень довольна. Ей казалось, что он такой живой, он заснул и спит счастливый», - отмечает Генриетта Медынцева. Анна Григорьевна не просто сохранила все, чего прямо или косвенно касался Достоевский. Она создала первый музей писателя. Члены Международного общества Достоевского, которые в эти дни собрались в Москве, на родине классика, не упустили шанс увидеть хоть небольшую часть коллекции. Парадоксально, но все 14 предыдущих симпозиумов Международного общества Достоевского проходили вне России. «Тут все совпало. Международный конгресс – это приезд в Москву многих десятков ценителей, а для нас это повод, наконец, показать сокровища, которые находятся в фондах музея», - считает директор ГЛМ Дмитрий Бак. Извлеченные из фондов всего на месяц – столь старые документы нельзя дольше подвергать воздействию света. «Анна Григорьевна - совершенно потрясающий бизнес-менеджер. От нее не ускользала ни одна мелочь, и она вносила порядок в довольно хаотичную жизнь Достоевского. Если бы ни она, мы бы много о нем никогда не узнали. К тому же Анна Григорьевна понимала, что главное для Достоевского – стабильность. И она создала ему эту стабильность – домашнюю, экономическую», - объясняет Дебора А. Мартинсен. Достоевский не любил, когда говорили «прощай». Предпочитал «до свидания». Об этом рассказывает рукописная надпись в конце страницы одного из его романов, сделанная рукой Анны Григорьевны. Женщины, уверенной, что потомки прочтут даже случайные ремарки, связанные с именем Федора Достоевского.
Источник: family-history.ru
29 июля

8369-Исчезающий Плес Исаака Левитана
Тихий и живописный городок Плес - один из древнейших на Волге. В XIX веке он стал известен как «русская северная Швейцария». Здесь бывали Репин, Рахманинов и Шаляпин. Золотым Плес стал в картинах Левитана. Купеческий город действительно богат историей, но не защищен законом как историко-ландшафтный памятник. Сегодня он активно развивается. Что, конечно, неплохо. Но, вместе с тем, постепенно волжская жемчужина превращается в элитный курорт. Останется ли что-то от левитановского Плёса в скором времени – вопрос открытый. Три самых счастливых лета в своей жизни Исаак Левитан провел здесь – река, холмы и неспешный купеческий уклад города его покорили – туристы выбор художника одобряют и сегодня - в доме купца Солодовникова, теперь здесь музей Левитана, по выходным не протолкнуться – внуки тех, кто Левитана знал лично, делятся семейными преданиями. «И когда Левитан приезжал, и стал ходить на этюды маленький мальчик Костя. И однажды Левитан дал ему понести этюдник, и с тех пор он каждый день ходил с Левитаном на этюды – носил за ним, а Исаак Левитан слыл щедрым – давал мальчику копеечку», - рассказывает научный сотрудник Дома-музея И.И. Левитана Инесса Доступова. Сегодня ни один из видов на Волгу и на древний город не защищен от застройки и других лишних деталей и, рекламируя Плес как город Левитана, жители становятся заложниками туристических потоков и необходимой инфраструктуры, уничтожающей те самые «виды» и «дали». «Надо сказать, что все, что составляет натурный пейзаж Левитана, до конца не изучено и до конца не паспортизировано, незащищено, и вот пример незащищенности – вот этот вид», - показывает краевед Виктор Беляев. Одна из старейших улиц города - Дворянская – теперь Карла Маркса - особняки XIX века стоят заколоченными – их владельцы умирают, дети уезжают в большие города, а восстанавливать все это – слишком дорого. В конце улицы заросла крапивой и городская больница – памятник архитектуры регионального значения - в 1899-м в память о погибшем сыне ее построил фабрикант-старообрядец Григорий Горбунов на свои средства для всех жителей города. Теперь больницу перевели в неказистое кирпичное здание, которое вряд ли может вместить больше десяти пациентов, а в Плесе коренных жителей две тысячи. На этой же улице дом городского головы и заядлого охотника Павла Смирнова - когда то здесь давали балы, а художник Левитан заходил поговорить с хозяевами. Именно в этом доме и родился Николай Смирнов, писатель, который открыл России имена многих писателей эмигрантов и литературное окружение Бунина. «Он ведь переписывался со всеми – с Шолоховым, с Пастернаком они дружили до конца дней, Пастернак, не боясь общаться с врагом народа, присылал ему в ссылку стихи, и именно ему первому доверил для рецензирования «Доктора Живаго»», - отмечает научный сотрудник Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Анна Гайдамак. Сегодня формально здание принадлежит городу, но денег на реставрацию в городском бюджете не находятся – музейщики, конечно же, хотят, чтобы здесь был музей писателя Николая Смирнова. Зато средства находятся на набережную – туристическое лицо города. Недвижимость здесь недешевая - в среднем дом здесь стоит семь миллионов рублей, но вся береговая линия выкуплена дачниками – а это те, кто живут здесь всего один сезон, и те, кто не обязательно знаком с историей Плеса. Вид на речку Шохонку с водяными мельницами и плотинами был прекрасно знаком Левитану – художник оставил свои пейзажи – они до сих пор хранятся в плеском музее. Теперь здесь заросший холм и дачи, многие из которых не соответствуют плесским архитектурным традициям – например, не строить выше третьего этажа. Городское пространство Плеса обезличивается, социальные связи разрушаются, но самая большая опасность - по мнению краеведов – исчезновение ландшафта – ради которого сюда, в три самых своих счастливых лета, приезжал художник Левитан, а после него и многие другие.
Источник: family-history.ru
29 июля

8368-В Перу найдено королевское захоронение доинкских времён
Сенсационная находка: первая неразграбленная гробница властителей Уари — доинкского государства в Южной Америке, существовавшего примерно в 700–1000 гг. Честь открытия принадлежит польско-перуанской группе археологов, которую возглавляли Милёш Герш из Варшавского университета и Роберто Пиментель Нита из Перу. Собрано более тысячи артефактов, в том числе сложные золотые и серебряные изделия, бронзовые топоры, золотые инструменты, а также останки трёх «королев» и 60 других лиц, некоторые из которых, вероятно, были принесены в жертву на похоронах. При упоминании о доколумбовой Южной Америке на ум сразу приходит блистательная цивилизация инков, которой повезло быть описанной европейцами. Но археологические раскопки говорят о том, что Уари ничем не уступало той империи. Это государство занимало значительную часть территории современного Перу, а его столица, тоже Уари, была одним из крупнейших городов мира: по самым скромным оценкам, численность населения приближалась к 40 тыс., тогда как в Париже тогда обитало всего 25 тыс. Каким образом Уари ковали свою империю — завоеваниями или угрозами, остаётся загадкой. Грабители давно разорили руины древних дворцов и святилищ... Находки сделаны в Эль-Кастильо-де-Уармей в четырёх часах езды к северу от Лимы. «Чёрные археологи» раскопали это место вдоль и поперёк, но до гробницы не добрались — чересчур глубоко. Группа г-на Герша обнаружила в этом центре намёк на неё в январе 2010 года, рассматривая данные аэрофотосъёмки и георадара. В сентябре прошлого года была вскрыта церемониальная комната с каменным троном. Под нею находилась большая камера, запечатанная тридцатью тоннами каменной крошки. Внутри заполнения обнаружилась огромная резная дубина — знак того, что внизу скрывается могила высокопоставленных лиц. В конце концов, археологи нашли несколько рядов останков, завёрнутых в плохо сохранившуюся ткань. Рядом в трёх маленьких боковых камерах располагались тела цариц с их королевскими пожитками, в том числе с инструментами для прядения, изготовленными из золота. Их мёртвой свите тоже было чем похвастаться: инкрустированные золотом и серебром серьги, серебряные чаши, ритуальные бронзовые топоры, редкая алебастровая чаша для питья, ножи, сосуды для листьев коки, великолепная расписная керамика из многих областей Анд и другие ценные предметы. Но для археологов самое большое сокровище — это новая информация о древней империи. Само наличие гробницы говорит о том, что повелители Уари управляли этой частью побережья и, вероятно, сыграли ключевую роль в падении северного царства Моче. Один из сосудов изображает схватку воинов, несущих характерные для Уари топоры, с прибрежным народом. Захватчики стремились также покорить умы и сердца вассалов. На телах погребённых цариц обнаружены следы куколок насекомых, то есть останки время от времени выставляли на всеобщее обозрение — вероятно, в рамках царского культа. Наверное, мумии сажали на тот самый каменный трон. Анализ гробницы только начинается. Впереди чуть ли не десять лет работы.
Источник: family-history.ru
29 июля

8366-В Англии нашли редкий перевод Боккаччо
В библиотеке Джона Райландса в Манчестере обнаружена редкая рукопись с произведением итальянского писателя эпохи раннего Возрождения Джованни Боккаччо. Об этом сообщается на сайте библиотеки. Найденная рукопись — перевод на французский сочинения Боккаччо «О судьбах благородных мужей и дам» (Des Cas des nobles hommes et femmes), написанного на латинском языке примерно в 1360 году (оригинальное название — De Casibus Virorum Illustrium). Перевод был выполнен в 1400 году французским гуманистом Лораном де Премьефе (Laurent de Premierfait). В этом произведении Боккаччо собрал 56 биографий исторических деятелей и мифологических персонажей, описав историю их возвышений и падений. Сочинение носит нравоучительный характер, содержит критику тирании и должно было служить своеобразным примером для политических деятелей. Рукопись была найдена старшим преподавателем итальянской литературы Манчестерского университета Гуидой Армстронг, по словам которой этот манускрипт — мечта исследователя, поскольку он совершенно не изучен. О его существовании знали несколько библиотечных кураторов. Сотрудники библиотеки установили, что в книжном собрании он находился с 1963 года, после того как его купили у парижского торговца книгами. Однако рукопись не была включена в каталог. Лоран де Премьефе два раза переводил «О судьбах благородных мужей и дам» — в 1400-м и 1409-м. Известно о существовании лишь нескольких копий первого варианта перевода, одна, в частности, хранится в Национальной библиотеке Франции. В 2013 году найденная рукопись будет оцифрована и выложена в Сеть. Таким образом библиотека Джона Райландса отпразднует 700-летие со дня рождения автора «Декамерона».
Источник: lenta.ru
12 июля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13][14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100