Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
7104-В Ростовской области погибает храм Рождества Пресвятой Богородицы
70 лет жители хутора Ажинов Багаевского района Ростовской области добиваются восстановления некогда прекрасного храма. Однако судьба памятника архитектуры мало кого волнует. Трехпристольный храм Рождества Пресвятой Богородицы уже много лет включен в реестр памятников архитектуры России. Его прихожане - не только жители Ажинова, но и соседних хуторов. Сегодня здание практически непригодно для посещений. Службы проходят в маленькой комнате, которую смогли починить своими силами. По словам настоятеля - иерея Анатолия Минаева - места для всех давно не хватает. "Дальнейшая жизнь хутора, да и России в целом, без православия, без наших храмов, которые нужно восстанавливать и реконструировать, невозможна", - говорит настоятель храма иерей Анатолий Минаев. Ажиновский храм - одна из главных святынь Дона - по конфигурации схож с Новочеркасским храмом. Построен более 100 лет назад. Житель хутора Виктор Галдин всячески старается поддерживать то, что осталось от храма, и мечтает, что когда-нибудь здание обретет свой первоначальный вид. "В храме есть основной зал - именно там был предел. Он имел подвалы под всей территорией, они и сейчас есть там. В этих подвалах пряталось местное население, потому что это было единственное убежище, которое выдержало бомбежки. В храме очень красивый алтарь. После войны здесь достаточно долго были фрески. Купол, к сожалению, одна безбожница развалила после войны. Это был 1971 год. А после того, как погиб купол, все соответственно начало гибнуть", - рассказал житель хутора Виктор Галдин. Свою помощь в реконструкции храма предлагают донские студенты. Ребята из РИСИ во главе с одним из профессоров готовы сделать проектно-сметную документацию в качестве дипломных работ. Епархиальный молодежный отдел в свою очередь занимается сбором церковной утвари. По словам жителей Ажинова, единственные, кто остался в стороне - региональные и федеральные власти. "Храм нам действительно очень необходим. Когда храм стоит, хутор живет. И мы просили об этом, и в министерстве культуры, но только все как-то замолчало, затихло. А ведь это наш приют, мы сюда ходим, наш бог тут живет", - говорят местные жители. А вот новому батюшке жить негде. Каждый день ему приходится ездить из Новочеркасска на службу. На ремонт его дома денег также нет. Да и сам иерей появился в храме совсем не давно. Три года приход был без хозяина.
Источник: family-history.ru
19 апреля

7103-«Благотворители и меценаты» в Музее истории Ярославля
Ярославский музей истории в рамках проекта «Благотворители и меценаты» представляет новую экспозицию. «Завещано городу» - так называется выставка, рассказывающая о зданиях и особняках, в которых с конца XVIII и до начала XX века располагались богоугодные заведения. На содержание детских приютов, богаделен и больниц средства жертвовали представители разных сословий. Среди благотворителей было немало женщин. Друженкова, Литова, Лопатина, Оловянишникова… Городская дума Ярославля удостоила их звания «Почетный гражданин». После революции многие сиротские заведения были закрыты. Но сохранились фотографии этих домов. Многие из них широкой публике представлены впервые.
Источник: family-history.ru
19 апреля

7102-В Калуге открылся Музей 1812 года
В год 200-летия победы России в Отечественной войне в Калуге открылся Музей 1812 года. Он разместился в мемориальном доме Гавриила Батенькова. Батеньков свою военную кампанию начал в 19 лет, принял участие в заграничных походах 1813-15 годов, показал себя отважным офицером, 18 раз был ранен. Постоянная экспозиция нового музея передает не хронику войны, а атмосферу эпохи. Её составили раритеты из запасников местного краеведческого музея – подлинное оружие, предметы быта, живопись начала XIX века. Многие вещи уникальны. Гордость музейщиков - знамя Азовского мушкетёрского полка и хоругвь Калужского ополчения. Не менее интересны портреты калужан – героев антинаполеоновском кампании, некоторые принадлежат кисти Василия Верещагина. Представлена и другая сторона – образы оружия французской армии, документы. Например, разрешение на плаванье к берегам Норвегии французскому суду «Петронелла» подписано лично Бонапартом.
Источник: family-history.ru
19 апреля

7101-Новости истории, археологии, культуры и искусства: Изданы ранее не публиковавшиеся письма Николая Рериха
В Хакасии издана книга ранее не публиковавшихся писем выдающегося деятеля мировой и русской культуры Николая Рериха (1874-1947). В ней публикуются письма художника, мыслителя и исследователя Тибета из Америки, Франции, Индии. 95 из 111 ранее не публиковалось. Об этом рассказал составитель книги Алексей Анненко. Читатель, таким образом, узнает о малоизвестных страницах жизни Николая Рериха в 1921-1925 годах в документальных свидетельствах, долгое время находившихся на положении "нежелательных к широкому распространению". Доктор исторических наук Александр Андреев (Санкт-Петербургский филиал ИИЕиТ РАН) сообщил, что "нашел в них немало интереснейших фактов, совершенно неизвестных рериховедам". По его словам, эта новая, довольно объемная, информация значительно расширяет наши представления о начальном периоде эмиграции семьи Рерихов. Книга станет весьма ценным источником для современного рериховедения, послужит делу возрождения российской культуры, заявил ученый.
Источник: family-history.ru
19 апреля

7100-Британская библиотека приобрела Евангелие за 14 миллионов
Британская библиотека приобрела Евангелие седьмого века, обнаруженное в гробу святого более 900 лет назад, за 9 миллионов фунтов стерлингов (14 миллионов долларов), передает агентство Reuters. Рукописная копия Евангелия от Св. Иоанна, известная как Евангелие Св. Катберта, была создана на северо-востоке Англии в конце седьмого века и была помещена в гроб святого на острове Линдисфарн предположительно в 698 году. Его останки были перевезены с острова, когда монахи и жители острова бежали от вторжения викингов, и попали в Дарем, где после вскрытия гроба в 1104 году и было обнаружено Евангелие. Тело Катберта было перезахоронено в соборе и стало центром паломничества. "Несомненно, это одна из самых важных в мире книг", - сказал Скот МакКендрик, глава департамента истории и классики Британской библиотеки. Манускрипт изготовлен из оригинальной красной кожи, которая отлично сохранилась. В 2010 году к библиотеке от имени владельцев Евангелия - Ордена иезуитов - обратился аукционный дом Christie's, предоставив ей первую возможность приобрести рукопись. По словам Скота, иезуиты стали владельцами артефакта в середине 18-го века. О местонахождении манускрипта с 1104 по 1700 год известно мало, но исследователи предполагают, что он находился в Дареме. Манускрипт будет выставлен в Лондоне и на северо-востоке страны после согласований между Британской библиотекой, университетом Дарема и Даремским собором.
Источник: mignews.com
19 апреля

7099-Происхождение цветов в языке, или Какой назвали первым, красный или синий?
Независимо от культурных особенностей названия цветов в человеческих языках появлялись в той последовательности, в которой их видят зрительные рецепторы. Учёные и философы постоянно задаются вопросом, одинаково ли мы воспринимаем мир. Скажем, если два человека видят голубя, насколько одинаковым будет образ птицы у каждого из них? Судя по тому, что мы можем общаться друг с другом, картина мира у нас большей частью совпадает. Ну а если мы примем во внимание культурные различия? Будет ли «красный» одинаково красным для мексиканца и японца? Учёные действительно пытаются решить этот вопрос при помощи цветовой шкалы: они исследуют названия цветов, используемые в разных культурах. Так, было установлено, что между культурами существуют заметные различия в используемой палитре: некоторые цвета широко используются одними народами, в то время как у других для них нет даже названия. При этом учёные обнаружили, что названия цветов появляются в строго определённой последовательности, которая повторяется у различных культур: чёрный, белый, красный, зелёный, жёлтый и синий. То есть если в языке есть название для зелёного цвета, то существует название и для красного; но наличие в культуре имён для белого и чёрного не обязательно говорит о том, что тут могут назвать красный и зелёный. Международная группа итальянских и индийских исследователей изучила это феномен и пришла к выводу, что такая цветовая иерархия отражает некоторые особенности нашей зрительной системы. Эксперимент, который поставили исследователи, в чём-то напоминает игру «крокодил», только куда более сложную. Два человека общались виртуально; одному из них показывали два или более предметов определённого цвета, а второй должен был угадать, что показали первому. При этом называть цвет было нельзя; тот, кто описывал предмет, придумывал для его цвета слово-заменитель. Со временем угадывающий понимал, что означает выдуманное слово. Учёные указывают, что они учитывали то, как работают наши зрительные рецепторы, то есть разные оттенки могли быть опознаны без труда. В журнале PNAS авторы описывают цветовой ряд, который им удалось построить: красный, пурпурный, фиолетовый, жёлто-зелёный, синий, оранжевый, голубой. Это означает, что испытуемые проще и быстрее понимали друг друга, когда речь шла о цветах из начала этого ряда. Это похоже на цветовой ряд, о котором говорят культурологические исследования, и одновременно совпадает с физиологической чувствительностью человеческого глаза: наши рецепторы действительно лучше видят красный, чем синий. В процессе формирования языка человек в первую очередь давал названия тому, что его больше всего беспокоит или что он лучше всего знает или чувствует, — так красный цвет стал в этом ряду первым. Можно с уверенностью сказать, что подобные лингвистические закономерности больше, чем эмоции, обязаны своим происхождением человеческой биологии.
Источник: http://science.compulenta.ru/
18 апреля

7098-В Албании раскопано одно из древнейших земледельческих поселений Европы
Сьюзен Аллен из Университета Цинциннати (США), Илирьян Гьипали из Института археологии (Албания) и их коллеги ведут раскопки одного из наиболее ранних поселений неолитических земледельцев в Европе. Первые результаты будут представлены 20 апреля на конференции Американского археологического общества. Городище Ваштеми, обнаруженное на юго-востоке Албании, существовало в середине VII тыс. до н. э. Как и его современники, оно находится на краю болот (ныне высохших), и это ещё раз подчёркивает, что древние земледельцы (и не только Европы) предпочитали именно такое соседство, а вовсе не поймы рек, как было принято считать (см. публикации «КЛ» на эту тему здесь и тут). К тому времени обработка земли уже вовсю практиковалась на Ближнем Востоке. Европа отставала и во всём брала пример с большого брата, полагаясь на те виды и сорта животных и растений, которые были одомашнены или выведены на территории Плодородного полумесяца. С одной стороны, в Ваштеми и впрямь обнаружены свидетельства того, что в основе сельского хозяйства этих мест находились злаки, окультуренные на Ближнем Востоке: эммер (пшеница-двузернянка), полба (пшеница-однозернянка) и ячмень. Кроме того, разводились свиньи, крупный рогатый скот и овцы (или козы: исследователи пока не могут точно сказать, кому принадлежат кости). В то же время обнаружены останки оленей, кабанов, кроликов, черепах, рыб и угрей: местные фермеры не ограничивались культурными растениями и домашними животными, вопреки представлениям большинства современных историков.
Источник: http://science.compulenta.ru/
18 апреля

7097-Чечня предъявила миру метровые яйца динозавров
Чеченский государственный университет сообщает об обнаружении окаменелых яиц динозавров. «Найдено около сорока штук, — говорит геолог Саид-Эмин Джабраилов. — Точное число не установлено. Под землёй их может быть ещё больше». Находка сделана во время строительства дороги близ границы с Грузией, для чего потребовалось взорвать склон горы. Геологи оказались там случайно. Взору специалистов открылись гладкие овальные формы, диаметр которых варьируется от 25 см до одного метра! Столь крупные яйца ещё не попадались мировой науке.Г-н Джабраилов заявил, что местная власть очень хочет изменить репутацию региона, известного нестабильной обстановкой, безудержной коррупцией, разгулом преступности и популистскими проектами (щедрые развлекательные и спортивные мероприятия с участием мировых звёзд, а недавно было объявлено о строительстве горнолыжного курорта), и рассматривает возможность превращения этой местности в заповедник с последующим привлечением туристов. Действительно, на фотографиях и кадрах государственных телеканалов бросаются в глаза яйцевидные выступы в скале. Но палеонтологи с ними пока не работали. Более того, они заранее сомневаются, что это действительно то, о чём раструбили на весь мир чеченские геологи. «Динозавры откладывали очень маленькие яйца», — подчёркивает, например, Валентина Назарова из Московского государственного университета, напоминая, что нет свидетельств существования динозавров на Северном Кавказе. По её словам, они не были горными животными и едва ли прыгали по скалам в поисках подходящего места для гнезда. «Мне искренне жаль, но я не могу пойти против науки», — говорит г-жа Назарова. Она считает, что для привлечения туристов лучше было бы объявить находку яйцами птицы Рух из арабских сказок.

Источник: http://science.compulenta.ru/
18 апреля

7096-В Краснодарском крае археологи нашли следы древнегреческого культа
В Анапском районе Краснодарского края археологи нашли следы одного из самых загадочных древнегреческих культов. Об этом сообщил сегодня начальник Восточно-Боспорской Экспедиции Николай Сударев. "Ученые, занимающиеся изучением античного храмового комплекса, посвященного богине Деметре и найденного под Анапой, выдвинули предположение, что здесь в древности совершались одни из самых загадочных обрядов древности - Элевсинские мистерии", - сказал он. Древнегреческие авторы утверждали, что в загробной жизни всех ждут страдания, и лишь посвященные в элевсинские таинства обретут там блаженное существование". Как он объяснил, элевсинские мистерии произошли из древнего земледельческого культа, относимого к минойской эпохе. Они были посвящены богине Деметре и ее дочери Персефоне. О том, что происходило на мистериях, известно немного, так как посвященные давали клятву под страхом смерти не разглашать то, что они узнали. Более того, любой, случайно увидевший то, что происходило во время этого обряда, был обречен на смерть. Обряд посвящения происходил в несколько этапов. В конце обряда, по рассказам Плутарха, посвященным приходилось испытывать нечто ужасное, после чего наступало подлинное созерцание божества. Обязанности верховного жреца мог исполнять только представитель рода Эвмолпидов. По легенде, именно их прародителю - Эвмолпу - Деметра открыла суть элевсинских таинств и сделала его первосвященником. В римское время, породнившись с эвмолпидами, верховным жрецом мистерий стал даже римский император Адриан. "При раскопках у поселка Вестник Анапского района, мы столкнулись с монументальным сооружением, построенным по всем классическим древнегреческим канонам. Это наводит на мысль, что столь грандиозное для своего времени сооружение могло быть построено только при поддержке и непосредственном участии верховной власти Боспорского царства", - сказал Сударев. "В данном случае, мы имеем дело с уникальным археологическим памятником, аналогом которому может быть, разве, что известный всем, Стоунхендж в Англии", - подтвердил директор по развитию фонда "Археология" Олег Марков. Храмовый комплекс в Вестнике древнее на пятьдесят лет самого Парфенона и располагается практически на территории не менее уникального некрополя, принадлежащего представителям догреческого населения Таманского полуострова. "Однако об английском культовом комплексе известно во всем мире, его изучают и посещают туристы, а у нас есть великолепный памятник археологии, есть история, но нет финансирования для его изучения и желания поддерживать интереснейший туристический объект", - подчеркнул Марков. Поэтому в данный момент реальную помощь в изучении храма Деметры археологи получают только от добровольно приехавших на раскопки волонтеров.
Источник: family-history.ru
18 апреля

7095-Возможно, обнаружена статуэтка женщины-гладиатора
Альфонсо Манас из Гранадского университета (Испания) обнаружил в Музее искусств и ремёсел Гамбурга (ФРГ) небольшую бронзовую статую, подозрительно похожую на изображение женщины-гладиатора. Если он прав, это лишь второе подобное произведение, известное науке. То, что это представительница прекрасного пола, сомнений нет, ибо из одежды на ней лишь набедренная повязка и повязка на левом колене. Её длинные волосы аккуратно уложены. В поднятой левой руке она держит какой-то предмет. Г-н Манас полагает, что это сика — короткий изогнутый фракийский меч. Этот жест он трактует как салют в честь собственной победы. Женщина смотрит вниз — вероятно, на поверженного противника. Статуэтка кажется исследователю чрезвычайно реалистичной: быть может, фигурка изображает реального человека. Где и как её нашли, неизвестно. Редкость подобных изваяний, скорее всего, связана с тем, что женщин-гладиаторов в Древнем Риме было мало. В 200 году император Септимий Север запретил им принимать участие в играх, и в письменных источниках сохранились упоминания в лучшем случае о десятке гладиаторов прекрасного пола. Другое изображение представляет собой рельеф из Галикарнаса (ныне в Британском музее), на котором сражаются две женщины. Появлялись сообщения об обнаружении могил женщин-гладиаторов, но они не нашли поддержки у научного сообщества. Специалисты, изучавшие фигурку из Гамбурга, пришли к выводу, что это спортсменка, а в руке у неё стригиль — серповидный скребок, которым в античности было принято очищать себя от пота и грязи, предварительно намазавшись маслом (мыла-то не было). Г-н Манас с этим категорически не согласен. Что за странная манера очищать тело, высоко подняв стригиль над головой и глядя в землю? В то же время поднятый меч — обычная поза победившего гладиатора. Кроме того, спортсменки в римском мире не выступали топлес. В крайнем случае обнажалась только одна грудь. Напротив, ню изображались рабыни и женщины с низким социальным статусом (а гладиаторы были рабами). Повязка на колене — тоже отличительный признак гладиатора. Специалист по женщинам-гладиаторам Анна Маккалоу из Университета штата Огайо (США) осторожно соглашается с коллегой: действительно, больше похоже на гладиатора, чем на спортсменку. Правда, непонятно, почему «гладиаторша» изображена без шлема, поножей и других доспехов. Г-н Манас полагает, что скульптор намеренно лишил свою героиню защиты, дабы подчеркнуть её женственность и красивую причёску, а щит она держала в отколовшейся правой руке. «Нет сомнений, что появление полуобнажённых женщин на арене оказывало эротическое воздействие на зрителей, — продолжает фантазировать горячий испанец. — В таком военизированном обществе, как римское, где оружие было чрезвычайно популярным, но считалось исключительно мужским атрибутом, вид женщин в роли, радикально отличающейся от привычной, и к тому же с открытым телом должен был стимулировать воображение и либидо зрителей». Г-жа Маккалоу считает, что это уже слишком: «В дошедших до нас текстах женщины-гладиаторы никогда не встречаются в эротическом контексте». Авторы этих литературных памятников просто отмечают, что женщины тоже сражались на арене, сражались жестоко, и зрителям это нравилось. Если здесь и есть какой-то сексуальный подтекст, то только связанный с низким социальным статусом гладиатора, полагает г-жа Маккалоу. Рабыни воспринимались как доступные женщины — особенно их хозяевами.
Источник: http://science.compulenta.ru/
18 апреля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129][130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100