Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
7114-Не все аммониты были кочевниками
Около 400 млн лет назад в океане завелись головоногие моллюски аммониты. Считается, что они бороздили просторы в поисках рыбы и других жертв, однако новое исследование показало, что дальние родственники осьминогов и кальмаров иногда вели оседлый образ жизни, предпочитая окрестности метановых источников. Аммониты вымерли примерно 65 млн лет назад (одна из самых долгоживущих групп древних организмов). Как правило, окаменелые раковины (диаметром от пары сантиметров до двух метров) попадаются учёным в отложениях, не содержащих обитателей морского дна. Это говорит о том, что аммониты жили в открытом море и опускались на бесплодное дно уже после смерти. Однако новый анализ окаменелостей, обнаруженных на юго-западе американского штата Южная Дакота, развеял миф о том, что все аммониты были кочевниками. Исследователи во главе с Нилом Лендменом из Американского музея естественной истории изучили образцы из куска известняка (13 м высотой и 20 м шириной), который сформировался почти 75 млн лет назад, когда Южная Дакота лежала на дне мелкого моря. В дополнение к аммонитам они обнаружили окаменелости других морских существ: моллюсков, губок, кораллов и рыб. Измерение изотопов углерода показало, что это место было насыщено метаном, просочившимся сквозь трещины в земной коре. То был своего рода оазис, поскольку метаном питаются многие микроорганизмы, находящиеся в основании пищевой цепи. Во всех животных (и аммониты не исключение) обнаружена более высокая пропорция углерода-13 по сравнению с экосистемами, в основании которых находятся растения и фотосинтезирующие организмы. Тем самым становится очевидным, что некоторые аммониты проводили значительную часть жизни (если не всю) в подобных местах. Предыдущие исследования показали, что в полосе морского дна, простиравшейся от современной восточной Монтаны до южной центральной части Колорадо, были расположены сотни, если не тысячи, источников метана.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 апреля

7113-Кембрийский взрыв объяснили алкализацией океана
Специалисты всех мастей трубят о том, что изменение климата приводит к подкислению океана. И действительно, исследователи обнаружили доказательства того, что обратное явление — масштабная алкализация, имевшая место сотни миллионов лет назад, — привело к расцвету жизненных форм. Сложные животные появились 850 млн лет назад, но вплоть до начала кембрийского периода (540 млн лет назад) не могли похвастаться большим разнообразием форм. Откуда такая задержка? А точнее — почему вдруг всё изменилось? Ответить на этот вопрос сложно — отчасти потому, что породы, которые сформировались непосредственно перед кембрием, почти полностью исчезли. Кембрийские породы зачастую сидят на более старых слоях, порождая «великое несогласие» — геологический феномен, встречающийся по всему миру. Шенен Питерс из Университета Висконсин — Мэдисон и Роберт Гейнс из колледжа Помоны (оба — США) предложили экстравагантное объяснение этому явлению. А что если породы просто растворились в океане? Учёный дуэт проанализировал кембрийские породы и обнаружил химические свидетельства того, что океан в то время был богат минералами, попавшими туда в результате выветривания скал. Из-за этого он и стал щелочным. Что именно вызвало, в свою очередь, эрозию, продолжавшуюся десятки миллионов лет, бог весть. Жить в океане стало невозможно: вода превратилась в яд. Чтобы не скопытиться, животные научились накачивать организм кальцием (поначалу, впрочем, всем подряд) с последующим образованием из него внешней корки — первых панцирей, которые впоследствии превратились в кости. А о том, что было дальше, мы расскажем в следующий раз... Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 апреля

7112-Шведский Стоунхендж?
Однажды древние скандинавы притащили 59 валунов на побережье возле скалы близ современной шведской рыбацкой деревушки Косеберга. Люди тщательно расставили камни весом до 1 800 кг так, чтобы они образовали очертания лодки длиной 67 м. Археологи в целом согласны, что этот мегалит, известный как Алес Стенар («Камни Але»), был возведён около тысячи лет назад, в конце железного века, в качестве надгробного памятника. Но группа исследователей во главе с Нильсом-Акселем Мёрнером, экс-сотрудником Стокгольмского университета (Швеция), утверждает, что сооружению 2 500 лет, то есть оно относится к скандинавскому бронзовому веку и его строили в качестве астрономического календаря по тому же образцу, который лёг в основу Стоунхенджа. Группа г-на Мёрнера заметила, что во время летнего и зимнего солнцестояний солнце восходит и заходит в определённых точках Алес Стенар: вероятно, это было нужно для религиозных церемоний или сельскохозяйственного календаря. Исследователи также обратили внимание на то, что некоторые аспекты геометрии корабля совпадают со Стоунхенджем, который, по мнению некоторых, тоже использовался в качестве календаря. Это привело учёных к мысли о том, что оба сооружения были возведены представителями одной и той же скандинавской культуры бронзового века, которые путешествовали по всей Европе и Средиземноморью. Другие с этим категорически не согласны. «Гипотеза о том, что каменный корабль был астрономическим календарём, не имеет сторонников среди археологов», — подчёркивает Мартин Рундквист, главный редактор археологического журнала Fornvännen. Он придерживается традиционного мнения о том, что корабль служил указанием на могилу важного человека. В Швеции немало подобных мегалитов в виде каменных лодок. Большинство из них относится к позднему железному веку (около 500–1000 годов). Радиоуглеродное датирование показало, что Алес Стенар был построен примерно 1 400 лет назад. По словам г-на Рундквиста, его возвели воинственные моряки — с помощью волов, рабов, верёвок, саней, деревянных лопат и примитивных стальных инструментов. «Это был мир "Беовульфа"», — резюмирует специалист. Корабли являлись важнейшей частью той культуры: возможно, поэтому для надгробия и была избрана именно эта фигура.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 апреля

7111-Учёные сомневаются в обнаружении самых ранних христианских надписей
Ряд специалистов заявил, что каменный ящик, который считается некоторыми первым известным науке артефактом, имеющим отношение к христианству, в действительности неверно интерпретирован. Речь идёт о так называемом оссуарии Ионы, обнаруженном в запечатанной гробнице под жилым домом в Иерусалиме. Джеймс Тэбор из Университета Северной Каролины (США) и его коллеги проникли туда с помощью роботизированной камеры и разглядели надписи, относящиеся к первым десятилетиям христианства. Помимо прочего, взору исследователей открылся вырезанный на одном из оссуариев (ящике для костей) рисунок рыбы со стилизованной фигуркой человека, торчащей из её рта. Учёные поддались соблазну и ассоциировали фигурку с Ионой — ветхозаветным пророком, которого проглотило и затем извергло морское чудовище. Ранние христиане видели в этом намёк на смерть и воскресение Христа, что воспринималось как мистический залог их собственного воскресения. Именно поэтому оссуарий и был назван христианским. По поводу самой гробницы сомнений нет: в 70 г. римляне разрушили Иерусалим, и после этого в тех местах практика захоронения костей в каменных склепах сошла на нет. К тому же гробницу уже раскапывали, и учёные там были (и ничего сенсационного не нашли). Скептики, однако, не только засомневались в христианской принадлежности склепа, но даже не смогли заставить себя увидеть там рыбу и человека, не говоря уже о том, чтобы принять несколько закорючек за имя YONAH. Об обнаружении последнего исследователи объявили пару месяцев спустя, объяснив это тем, что сперва «не рассмотрели изображение как следует». Критики назвали это «археологией Роршаха». Для того чтобы интерпретировать надпись таким образом, отмечают они, надо проигнорировать слишком много других чёрточек. К тому же Роберт Каргилл из Университета Айовы (США) никак не может понять, где коллеги увидели литеру «нун» (она должна напоминать «L», повёрнутую влево: נ). По его словам, это две отдельные линии, никак не складывающиеся в букву. Такого же мнения придерживается Марк Гудакр из Университета Дюка (США). Кроме того, последний полагает, что «рыба» и «человек» в действительности представляют собой элементы геометрического орнамента, которым было принято украшать оссуарии того времени. Скептики указывают также на то, что исследователи попытались подделать фотографии. На изображениях, опубликованных до сенсационных заявлений, ясно видно, что «нун» состоит из двух несвязанных чёрточек, тогда как на новых снимках это одна линия. Г-н Тэбор объясняет, что в месте излома просто было пятно, которое учёные потом каким-то образом убрали. Но при фальсификации всегда так бывает: столкнувшись с неопровержимой критикой, мошенник начинает фильтровать и менять данные, подчёркивает Стив Карузо, профессионально консультирующий торговцев древностями. Первые века (или, лучше сказать, десятилетия) христианства — благодатная тема для авантюристов. Постоянно появляются какие-то новые артефакты, которые всякий раз оказываются фальшивками. Например, на прошлую Пасху всплыли некие книги, в которых якобы содержались первые в истории упоминания об Иисусе. Кимберли Боуз из Пенсильванского университета (США), принимавшая участие в разоблачении подделки, отмечала, что желание людей найти материальные источники по истории первых двух веков христианства намного сильнее любых доказательств. Они забывают, что христиан тогда было чрезвычайно мало: их численность к концу первого века оценивается не более чем в семь тысяч. К тому же в то время они ничем не выделялись в плане материальной культуры из иудаизма. «Такое ощущение, что на каждую Пасху у нас будет появляться новая сенсация», — иронизирует г-н Карузо.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 апреля

7110-Описана статуя детей Клеопатры и Марка Антония
Итальянский египтолог Джузеппина Каприотти заново обнаружила статую Александра Гелиоса и Клеопатры Селены — детей Марка Антония и Клеопатры VII. Впервые её нашли в 1918 году близ храма в Дендере на западном берегу Нила. Фигуру из песчаника приобрёл Египетский музей Каира, но с тех пор ею никто не занимался. Изображение имеет около десяти метров в высоту. Обнажённые дети — мальчик и девочка одинакового роста — стоят на большом пьедестале, у их ног свили кольца две змеи, головы которых дети сжимают в руках. В ходе анализа, проведённого вместе со специалистами из Варшавского университета (Польша), выявлено, что мальчик увенчан солнечным диском, а девочка — лунным серпом. Змеи — вероятно, кобры, — скорее всего, тоже представляют собой образы двух светил. Солнце и луна украшены глазами Гора, один из которых символизировал солнце, а другой — луну. Лица сохранились плохо, но можно заметить, что у мальчика курчавые волосы и косичка на правой стороне — типичная причёска египетского ребёнка. Волосы девочки собраны в так называемый melon coiffure, характерный для династии Птолемеев и особенно Клеопатры. Статую сравнили с другой скульптурой эпохи Птолемеев — изображением Пахома, губернатора Дендеры, которое выставлено в Детройтском институте искусств (США). Статуи имеют множество общих стилистических черт — например, круглые лица, маленькие подбородки и большие глаза. Поскольку статуя Пахома датирована 50–30 годами до н. э., скульптура близнецов отнесена к концу Птолемейского периода. Всё это привело исследователей к выводу, что это Александр и Клеопатра.Это не единственные дети Клеопатры VII. В 47 году до н. э. её первенцем стал Цезарион — сын Юлия Цезаря, а в 36 году до н. э. она подарила Антонию Птолемея Филадельфа. Близнецы родились в 40 году до н. э. Их назвали просто Клеопатрой и Александром. Три года спустя отец официально признал их, будучи в Антиохии, после чего они получили новые имена: Александр Гелиос (Солнце) и Клеопатра Селена (Луна). Следует отметить, что момент для придания монаршим отпрыскам божественного статуса был выбран как нельзя более удачно: в это время состоялось солнечное затмение. В Египте Луна была мужским божеством, но в данном случае родители решили опереться на греческую традицию. В 30 году до н. э., проиграв войну с Римом, Клеопатра и Марк Антоний покончили с собой. После этого о детях Клеопатры практически ничего не известно. Цезариона умертвили по приказу Октавиана, остальных отвезли в Рим и отдали Октавии — сестре Октавиана, на которой был официально женат Антоний. После этого следы Александра и Птолемея теряются. Клеопатру Селену выдали замуж за Юбу II, царя Мавритании. У неё был один сын — тоже Птолемей Филадельф. Её изображение встречается на монетах вместе с Юбой — вероятно, она правила наравне с мужем.
Источник: http://science.compulenta.ru/
23 апреля

7109-Геологи предложили свое объяснение Кембрийскому взрыву
Ученые предложили новое объяснение Кембрийскому взрыву - резкому (по геологическим меркам) увеличению количества многоклеточных, обитавших на Земле, 540 миллионов лет назад. Статья ученых появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе Висконсинского университета в Мэдисоне. Объектом исследования ученых была аномалия, известная как Великое несогласие (это неформальный термин, на звание "великое" претендует сразу несколько несогласий). Это пробел в геологических отложениях, обнаруженный в Большом каньоне Колорадо в XIX веке Джоном Поуэллом. Поуэлл заметил, что сразу за древними метаморфическими породами возрастом примерно 1,7 миллиарда лет идут морские отложения примерно на миллиард лет младше. Отсутствие пород между этими двумя слоями является одним из важных вопросов, связанных с геологической историей Земли. В рамках новой работы исследователи проанализировали более 20 тысяч образцов, собранных по всей территории Северной Америки. На первом этапе работы геологи определили, что причиной несогласия были, скорее всего, древние моря на территории современной Америки. Они постоянно меняли конфигурацию, смывая верхние и обнажая более глубокие и, следовательно древние геологические слои. Позже, донные отложения покрыли эти слои, сформировав то самое Великое несогласие, о котором шла речь выше. Затем ученые обратились к вопросу о том, как подобные процессы - обнажение древних слоев и их реакция с водой и кислородом, в частности, - влияли на химический состав морской воды. Оказалось, что к концу формирования Великого несогласия (540 - 480 миллионов лет назад) в воду попало много кальция, железа, кремния и калия. На это, в частности, указывает большое количество карбонатов, формировавшихся в то время, а также отложения минерала глауконита, которые сейчас гораздо более редки, чем в то время. По словам исследователей, изменение ионного состава морской воды (большинство перечисленных минералов присутствуют в воде в виде ионов) должно было сказаться на строении жизни. В частности, организмы приспособились использовать новые материалы для собственных нужд - возникло такое явление, как биоминерализация. Точное время появления и динамика развития многоклеточной жизни является предметом активных споров. В 2009 году в Nature вышла статья, авторы которой проанализировали образцы грунта, добытые на Аравийском полуострове Petroleum Development Oman. Они определили, что в составе пород присутствует аномально много 24-изопропилхолестанов, которые производят некоторые современные губки. Учитывая, что возраст пород составлял 635 миллионов лет, ученые заключили, что многоклеточная жизнь была распространена как минимум за 100 миллионов лет до Кембрийского взрыва.
Источник: lenta.ru
20 апреля

7108-Истребленный сумчатый волк оказался генетически уязвимым
Ученые определили последовательность фрагментов ДНК нескольких сумчатых волков (тилацинов) и установили, что еще до полного истребления популяция этих животных была уязвима из-за очень ограниченного генетического разнообразия. Работа опубликована в журнале PLoS ONE, ее краткий пересказ можно прочитать на сайте Университета Коннектикута. Исследователи выделили ДНК из сохранившихся шкур, костей и мягких тканей 12 разных особей сумчатого волка. Возраст образцов составлял от 102 до 159 лет. Оказалось, что участки митохондриальной ДНК, обычно очень отличающиеся у разных особей (их называют гипервариабельные участки) у исследованных животных совпадали на 99,5 процентов. Другие участки митохондриальной ДНК оказались еще больше похожи друг на друга. В 2009 году другими исследователями была определена нуклеотидная последовательность митохондриальной ДНК, выделенной из образцов двух особей сумчатого волка. Разница между последовательностями также оказалась очень небольшой (различались всего 5 из 16 тысяч нуклеотидов), но на основании секвенирования всего двух животных нельзя было сделать выводы о генетическом разнообразии. Все эти данные говорят о том, что еще до резкого сокращения численности, вызванного человеком в начале XX века (правительство выплачивало премии охотникам, убивавшим животных), генетическое разнообразие сумчатого волка было очень низким. Разнообразие истребленного сумчатого волка на генетическом уровне было даже еще ниже, чем его ныне живущего родственника - тасманийского дьявола, который сейчас находится под угрозой вымирания. Один из авторов нынешнего исследования, Эндрю Паск (Andrew Pask ) из Университета Коннектикута считает, что "если бы они [сумчатые волки] до сих пор существовали, то были бы под серьезной угрозой, так же как и тасманийские дьяволы". Ученые связывают низкое генетическое разнообразие тасманийских животных с изоляцией популяции, произошедшей вследствие того, что около 10000 лет назад сухопутный переход между Тасманией и Австралией был затоплен. Сейчас существование тасманийских дьяволов находится под угрозой из-за распространения рака, который очень быстро убивает животных - появляющиеся на их морде опухоли мешают им есть и пить. К настоящему моменту заболевание уничтожило около 70 процентов популяции дьяволов. Ученые активно изучают заболевание животных и предпринимают попытки спасти дьяволов, но они пока остаются безуспешными.
Источник: lenta.ru
20 апреля

7107-NASA передало шаттл "Дискавери" в музей
NASA в четверг, 19 апреля, передало шаттл "Дискавери" Смитсоновскому музею авиации и космонавтики в Вашингтоне, США, сообщает Associated Press. "Дискавери" стал первым из совершавших космические полеты шаттлов, который официально выводится из эксплуатации. "Дискавери", переданный NASA в ноябре 1982 года, совершил 39 космических миссий, проведя на орбите 365 дней, облетел вокруг Земли более 5000 раз. Последний полет в космос "Дискавери" совершил в марте 2011 года, а 18 апреля шаттл на специально оборудованном "Боинге-747" прибыл в аэропорт в Вашингтоне В ближайшее время в американские музеи будут переданы все остальные шаттлы ("Атлантис", "Индевор" и "Энтерпрайз"). После завершения программы Space Shuttle ("космический челнок") единственным средством доставки экипажей на МКС стали российские пилотируемые корабли "Союз". Всего для NASA было создано пять челноков ("Атлантис", "Дискавери", "Индевор", "Челленджер" и "Коламбия"; шаттл "Энтерпрайз" не совершал полетов). которые совершили 135 полетов. Последним в космосе побывал шаттл "Атлантис".
Источник: lenta.ru
20 апреля

7106-США вернули наследникам украденную нацистами картину XVI века
Правительство США вернуло наследникам картину, конфискованную нацистами во время Второй мировой войны, сообщает Reuters. Речь идет о картине "Христос, несущий крест" работы итальянца Джироламо Романино. Картина, написанная во второй четверти XVI века, принадлежала Фредерико Джентили ди Джузеппе - коллекционеру-еврею, жившему в Париже. Ди Джузеппе умер в 1940 году, а его наследники к этому времени бежали из Франции. После оккупации Франции нацистской Германией коллекция из 70 работ была конфискована и продана правительством Виши. В 1997 году потомки ди Джузеппе подали судебный иск о возвращении изъятых работ. Картина впоследствии попала в миланский музей Брера и оказалась в числе 50 работ, временно переданных Музею науки и искусств американского города Талахасси, штат Флорида. О том, что одно из предоставленных произведений искусства находится в розыске, узнали сотрудники Интерпола, и в 2011 году по их запросу картина была конфискована правительством США. Возвращая картину наследникам ее законного владельца, представитель американских властей заявил: "70 лет - это долгий срок, однако сегодняшнее событие показывает, что никогда не поздно исправить несправедливость". По словам одного из внуков ди Джузеппе, потомки приняли решение продать полотно на аукционе Christie's. Торги состоятся в Нью-Йорке 6 июня. Страховочная стоимость картины составила 2,5 миллиона долларов.
Источник: lenta.ru
20 апреля

7105-В музеях нашли более сотни ложных рисунков немецкого романтика
Более 100 рисунков немецкого художника Каспара Давида Фридриха оказались работами других художников, передает RBB. К такому выводу пришла искусствовед Кристина Груммт (Christina Grummt) после масштабного исследования творчества Фридриха, которое длилось около десяти лет. Она проанализировала его картины, выставленные приблизительно в 1150 европейских музеях и частных коллекциях.Груммт пришла к выводу о том, что 115 рисунков, сделанных карандашом и пером, а также акварелью, неверно приписывались немецкому романтику. Авторство еще 28 работ, приписываемых Фридриху, остается спорным. При этом искусствовед нашла 16 рисунков Фридриха, которые считались работами других художников. Таким образом, каждый десятый рисунок приписывали художнику ошибочно. Среди музеев, которые выставляли ложные работы художника, оказались государственные музеи в Берлине, государственные галереи в Дрездене, музей в родном городе Фридриха Грайфсвальде (Greifswald), а также собрания картин в Вене, Будапеште, Копенгагене и Нью-Йорке. Исследователь наследия Фридриха Хельмут Берш-Зупан (Helmut Boersch-Supan) признает, что в музеях может находиться множество рисунков, которые ошибочно выдавались за работы художника. По его словам, это объясняется тем, что в начале XX века у публики проснулся особый интерес к произведениям немецкого романтика. В итоге музеи и коллекционеры пытались собрать как можно больше его картин, не уделяя достаточно внимания проверке авторства, пишет dpa. Описание работ Каспара Давида Фридриха, составленное Кристиной Груммт, является первым полным каталогом рисунков художника. До этого аналогичный каталог был издан в 1974 году, и с тех пор данные не обновлялись. Каспар Давид Фридрих (1774-1840) являлся одним из ключевых представителей немецкого романтизма в живописи.
Источник: lenta.ru
20 апреля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128][129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100