Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
8386-Птичьи мозги динозавров
Птицы — в числе самых мозговитых существ на земле, но их прямые предки, то есть динозавры, чаще всего изображаются бестолковыми и потому обречёнными на вымирание. Новое исследование бросает вызов этому стереотипу: многие динозавры были столь же умны, как ранние птицы. С этой точки зрения птицы — это динозавры, которые не выросли. Выражение «куриные мозги» следует интерпретировать скорее как комплимент, чем оскорбление. Взлететь и остаться в воздухе — на это нужны точная координация и выдающееся восприятие. Возможно, поэтому птицы наполняют нас таким удивлением, а лётчики у нас всегда в почёте. Управлять настолько сложным поведением мог бы лишь большой мозг, и действительно, полушария у птиц не только увеличены по отношению к размерам тела, но и организованы сложнее, чем у иного млекопитающего. Этот большой мозг позволяет птицам как находиться в полёте, так и выполнять впечатляющие ментальные трюки: новокаледонский ворон и многие другие птицы изготавливают и используют сложные орудия, а некоторые находчивые лазоревки из Великобритании научились открывать крышки из фольги, которыми раньше запечатывали бутылки с молоком, после чего этот обычай распространился по всей стране. Что же касается динозавров, то их принято изображать скорее карикатурно — в виде неуклюжих тяжеловесов с крошечными мозгами: стегозавр, мол, был размером с автомобиль, а мозг у него — с грецкий орех. Это, конечно, враньё, но относительное: на самом деле стегозавр был размером со слона, имея мозг с персик. Есть и другие примеры: у куда более крупного апатозавра мозг был примерно с яблоко. Рептилии — что с них взять! Но это, поверьте, далеко не все динозавры. Имелись среди них и башковитые. Предками птиц были тероподы (двуногие хищные динозавры), так что увеличенные мозги имеет смысл поискать именно в этой группе. И правда, самые близкие к птицам тероподы (к примеру, велоцирапторы, знакомые вам по «Парку Юрского периода») производят впечатление смышлёных — маленькие, юркие, изящные, с крупными черепными коробками и большими глазами. До сих пор, впрочем, считалось, что даже очень сильно похожие на птиц динозавры всё равно обладали мозгами поменьше, чем у примитивных пернатых вроде археоптерикса, который уступал в мозговитости нынешним летунам. Эми Баланофф из Американского музея естественной истории и её коллеги бросили вызов этому допущению. Учёные разобрались с мозгами нескольких тероподов, археоптерикса и современных нам птиц с помощью трёхмерной компьютерной томографии. Как ни странно, мозг многих динозавров был пропорционален мозгу археоптерикса, а в некоторых случаях даже больше (относительно размеров тела, конечно). Многие из тех птицеподобных динозавров к тому же обладали длинными жёсткими перьями на передних и задних конечностях, с помощью которых можно было парить или даже летать. Иными словами, крупный мозг коррелирует со способностью так или иначе передвигаться по воздуху. И это вновь подтверждает тот факт, что птицы — вчерашние динозавры. Помимо перьев, у тероподов были вилочковые кости и трёхпалые ноги. А если взглянуть на их детёнышей, то сходство с птицами ещё сильнее бросится в глаза: характерная форма черепа с «детскими» (то есть чересчур большими) глазницами, крупным мозгом и маленьким тоненьким носиком сильно напоминает примитивных птиц. В силу вышесказанного птицы — потомки тероподов, которые в зрелом состоянии сохраняли многие ювенильные признаки. Возможно, аналогичный путь избрала и человеческая эволюция: мы берём с собой во взрослую жизнь многие признаки детёнышей шимпанзе (ближайших наших родственников), и среди них — маленькие челюсти, плоские лица, большие мозги и желание играть. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. Подготовлено по материалам The Conversation.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
1 августа

8385-Ископаемая Амбра
Комки, которые благодаря эрозии вышли из древних глинистых отложений в Италии, могут оказаться первыми известными науке образцами окаменевшей амбры — ароматного и горючего вещества, образующегося в пищеварительном тракте кашалотов. Более того, по данным нового исследования, тот факт, что на очень маленьком пространстве обнаружено множество комков, намекает на загадочное массовое вымирание гигантских животных. Амбра (ambergris на латыни означает «серый янтарь») — мутноватый материал, напоминающий воск. Поскольку в его скоплениях обычно находят клювы головоногих, считается, что кашалоты вырабатывают пахучую субстанцию для защиты нижних отделов пищеварительной системы от неудобоваримых острых предметов. Как это ни парадоксально, мягкий, насыщенный жиром предшественник амбры пахнет экскрементами. Плавая по морям и океанам, он затвердевает и темнеет, а также приобретает характерный мускусный аромат, издавна почитаемый парфюмерами. Сегодня килограмм амбры стоит около $20 тыс. (В наши дни это редкое вещество, конечно, уже заменили синтетическими материалами.) Поскольку фекальные массы динозавров и прочих древних существ встречаются в палеонтологической летописи, амбра тоже должна была сохраниться, отмечает геолог Анджела Бальданца из Перуджийского университета (Италия). Однако до самого недавнего времени её не удавалось обнаружить. В ходе рутинной геологической экспедиции по центральной Италии в сентябре 2011 года г-жа Бальданца и её коллеги наткнулись на два десятка с лишним необычных комков, выступивших из выветренных морских отложений. Они были похожи одновременно на какие-то ископаемые и на куски амбры. Группа приступила к детальному анализу. Со временем стало ясно: это действительно окаменевшая амбра. Во-первых, размер и форма: продолговатые комки высотой 30–60 см и шириной 60–120 см имели суженные концы с канавками (у современных кашалотов суженный конец направлен в сторону ануса, а более круглый — к желудку). Во-вторых, в некоторых комках обнаружены окаменевшие останки клювов головоногих (головоногие — любимая пища современных кашалотов). В-третьих, химический анализ дал восемь аминокислот, присутствующих в клювах головоногих, а также вещества, вырабатываемые только пищеварительными трактами млекопитающих. Наконец, другие ископаемые в глинистых отложениях, окружавших комки, говорят о том, что материал образовался на глубине не более 150 м около 1,75 млн лет назад. Известно, что в то время кашалоты обитали в Средиземном море. Самое интересное: геологи нашли 25 окаменелостей на территории всего в 1 200 м² (чуть меньше трёх баскетбольных площадок). Вероятно, это что-то вроде кладбища кашалотов. Что погубило их — заболевание, экологический стресс, массовый выброс на сушу во время преследования стаи кальмаров — остаётся загадкой. Результаты исследования будут опубликованы в журнале Geology.
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
1 августа

8384-В Салехарде продолжается реставрация городской усадьбы XIX века
В Салехарде начался второй этап реставрации исторического памятника «Комплекс городской усадьбы: жилой дом, ворота, амбар XIX века». Усадьба, которая находится в историческом центре ямальской столицы – один из немногих сохранившихся в Заполярье образцов постройки конца XIX века. Специалисты говорят о его исключительном значении – в арктических широтах не так много лесов, и в конце позапрошлого века строевого материала попросту не было. Работы на бывшем подворье купца Терентьева невпроворот. Это начали с амбара, потому что состояние было очень плохим. Пока не проведена процедура застаривания, сразу видно: крыша, фундамент и нижние венцы – новодел. Совершенно неизбежный, поскольку именно эти части строения больше всего пострадали от времени. Все сохранившиеся балки, брусья и доски пошли на реанимацию самого старого амбара Салехарда. «Самый большой плюс то, что использован старый материал, насколько только было возможно», – отмечает инженер-конструктор Александр Павловский. Теперь у лабаза вполне рабочий вид. Вернули ему и второй этаж, установили колонны для утраченного балкона. Вместе с галереей на фасаде появится трап, по которому тяжелые мешки носили на второй ярус. Крыша – предмет особой гордости реставраторов, почти собрана в шахматном порядке, по особому методу, позаимствованному у кирпичной кладки. На языке плотников – доска на щель. Это – будущие ворота. Общий вид – пока только на чертежах. С элементами ковки и деревянной резьбы их воссоздадут по эталонам русских усадеб XIX века. Капитальная реставрация архитектурного памятника в округе происходит впервые. На комплексное восстановление всей усадьбы понадобится не меньше трех лет. Это при условии, что за реставрацию дома возьмутся уже в следующем году.
Источник: family-history.ru
1 августа

8383-Фотографии из архива Фриды Кало отреставрируют
369 фотографий из архива дома-музея Фриды Кало в Мексике будут отреставрированы до конца 2013 года. Об этом сообщает The Art Newspaper. Фотографии являются частью коллекции из приблизительно 6 500 изображений, хранящихся в La Casa Azur («Голубой дом») — доме-музее мексиканской художницы в Мехико. Архив включает в себя работы таких известных мастеров, как Ман Рэй, Эдвард Уэстон и Анри Картье-Брессон, фотографии, сделанные самой Фридой и ее отцом Гильермо Кало. Фрида Кало и ее муж художник Диего Ривера были страстными фотографами. Коллекция музея содержит фотографии из поездок, с выставок, изображения повседневной жизни творческой пары. На снимках запечатлены объекты, вдохновлявшие супругов на творчество, их друзья и близкие, среди которых художник Давид Альфаро Сикейрос, сюрреалист Андре Бретон, Лев Троцкий. Самые ранние из фотографий датируются 80-ми годами XIX века, весь же архив охватывает временной период длиной в более чем 70 лет. Изображения, отобранные для реставрации, нуждаются в разной степени обработки — от очистки до структурного редактирования. Работы по восстановлению начались в июне, завершить их планируется к концу нынешнего года. Реставрация фотографий музея Фриды Кало является частью программы сохранения объектов культурного наследия Bank of America Merrill Lynch. С момента запуска программы в 2010-м году банк спонсировал 58 проектов в 26 странах, среди которых восстановление четырех набросков Диего Риверы в 2012 году. Фрида Кало (1907-1954) — крупнейшая мексиканская художница XX века, самыми известными ее работами являются автопортреты. Кало начала заниматься живописью после тяжелой аварии, в которую попала в молодости. Художница вышла замуж за Риверу в 1929 году, он оказал значительное влияние на ее стиль и творческую судьбу.
Источник: lenta.ru
1 августа

8382-В Стрельне начали реставрацию Львовского дворца
В Стрельне начинают реставрировать Львовский дворец. Для того чтобы вернуть первоначальный вид соседу Константиновского дворца, также построенному по проекту архитектора Александра Кольмана, Санкт-Петербург выделил более 12 миллионов рублей. Впрочем, ремонтировать будут только фасад и кровлю памятника архитектуры, на внутренние покои и парк денег пока нет. Дворец с неоготическими башенками между Стрельной и Петергофом был резиденцией внебрачного сына великого князя Константина Павловича. Ребенка при дворе знали и жаловали. На его крестинах присутствовал император Александр Первый, Сенат дал ему дворянский титул, а в 38 лет Павел Александров был произведен в генерал-майоры и зачислен в свиту Его Величества. Неудивительно, что в 1838 году ему позволили строить усадьбу на южном берегу Финского залива. На одной линии с Константиновским и Большим Петергофским дворцами. Последним и самым знаменитым владельцем дворца был князь Александр Львов. Александра Львова называли «огненным князем», потому что он первый в России организовал добровольную пожарную дружину. За десять лет потушил в Стрельне более 200 пожаров. Благодарные жители подарили князю золотую пожарную каску. Она не сохранилась. Впрочем, современные огнеборцы – Пожарно-спасательный отряд имени князя Львова – вернули каску во дворец. Она, правда, из стали и образца 1935 года. Установить памятник вдохновителю пожарного дела в России, вернуть фасадам исторический цвет, отремонтировать покрытие и стропильную систему кровли местные чиновники обещают к 17 августа – Дню Стрельны. Из городского бюджета на эти работы выделено более двенадцати миллионов рублей. Отреставрировать соседний с Константиновским дворец решили к встрече группы 20. «Сейчас многие фасады в Стрельне приводим в порядок к саммиту, мы рады этому событию, мы рады привести все в прекрасное состояние», – говорит начальник отдела районного хозяйства Петродворцового района администрации Санкт-Петербурга Виктор Янченков. Радость чиновников разделяют многочисленные обитатели дворца. В этом особняке их на редкость много: музыкальная школа, клуб морского дела, картинная галерея, администрация и муниципальный совет. А в правом флигеле, который в княжеские времена был гостевым, живут около 30 человек. Это коммуналки, которые заселяли еще в 50-е годы. «Вот эта протечка при включении отопления каждый год, там какой-то распределитель, – говорит житель Львовского дворца Наталья Юрьева. – Во дворце жить очень тяжело, потому что у нас все стены – это перегородки. У нас за стеной – кухня другой квартиры, они по ночам кушать готовят, а мы спать не можем». Обитатели двенадцатиметровых комнат два раза готовились к расселению. Вначале флигель хотел купить инвестор, потом киностудия. Но не сложилось. Глава муниципального совета надеется на новый план перепланировки территории, который сейчас в работе. Он, возможно, восстановить бывший княжеский парк и сделать дворец культурным центром. «Не хотелось бы, чтобы он ушел в частные руки, – признается глава муниципального образования «Поселок Стрельна» Сергей Крюков. – Очередная гостиница или бизнес-центр, что-то элитное, потому что сегодня в Стрельне элитных мест уже достаточно. Хотелось бы, чтобы жители Стрельны получили свой выход к Финскому заливу, у многих сейчас ностальгия по далеким временам, когда мы сюда выходили, жарили шашлыки, встречались с девушками, а теперь – это закрытая территория». Первый шаг к созданию набережной в Стрельне уже сделан. Администрация района оборудовала песчаный пляж с детской площадкой. Правда, пока купаться там нельзя – территория заболочена. Еще одна проблема с подходом к берегу. От княжеского парка, который раньше вел от дворца к Финскому заливу, ничего не осталось. С крыши особняка открывается вид на гаражи, огороды и лес. Местные жители надеются, что вскоре вся эта территория станет местом отдыха.
Источник: family-history.ru
31 июля

8381-Найден, возможно, первый европейский форт в Северной Америке
В предгорьях Аппалачей в западной части Северной Каролины археологи обнаружили остатки форта XVI века. Крепость — самая первая из построенных европейцами в Северной Америке — напоминает о начальном периоде колониальной истории, когда экспансионистские амбиции Испании ещё не были превзойдены Англией. «Если бы испанцам удалось закрепиться, то всё к югу от линии Мейсон — Диксон было бы сегодня частью Латинской Америки», — отмечает соавтор открытия Робин Бек из Мичиганского университета (США). Но у них не получилось. Из испанских источников известно о двух экспедициях Хуана Пардо от Атлантического побережья в глубь континента в 1566–1568 годах. Обширные пространства, казалось, умоляли об их присоединении к испанской короне. Англичане добрались до этих мест лишь пару десятков лет спустя. Только в 1585 году на берегу Северной Каролины на средства Уолтера Рэли была основана колония Роанок, немедленно исчезнувшая по неизвестным причинам. Джеймстаун в Виргинии (1607) и Плимутская скала (1620), с которых в школах США принято начинать историю родной страны, были много позже. В начале 1567 года Пардо заложил форт Сан-Хуан в индейском городке почти в 500 км от побережья. Это была первая и самая большая из шести крепостей, которые построили испанцы в ходе тех экспедиций в Северной и Южной Каролине, а также по ту сторону гор в восточном Теннесси. Иногда Пардо шёл по стопам своего предшественника Эрнандо де Сото, исследовавшего эти земли в начале 1540-х. Пардо было приказано проложить сухопутную дорогу к серебряным рудникам Мексики. Его командиры исходили из ошибочного предположения, что Аппалачи — та же горная гряда, которая проходит по центральной Мексике. Никто в то время ещё не разбирался в географии Нового Света. Даже отчёты об экспедиции де Сото, дошедшего до Миссиссипи, не прояснили ситуацию, ибо по её итогам не была составлена карта. Группа американских археологов, уставшая от многолетних поисков, утверждает, что найден как раз форт Сан-Хуан. Открытие сделано в 8 км к северу от Моргантона в Северной Каролине, где ранее проводились раскопки индейского поселения Хоара и уже были найдены испанские военные артефакты и остатки сожжённых домов в испанском стиле. Раскапывая церемониальный индейский курган, археологи натолкнулись на слой почвы другого цвета, идентифицированный как оборонительный ров, часть которого проходила через южный склон холма. Дальнейшие работы и показания магнитометра дали понять, что длина рва составляла 20–30 м, ширина — 3,5 м, глубина — почти 2 м. Конфигурация, по словам экспертов, типично европейская — восходящая к римским традициям. Другие методы дистанционного зондирования показали подземные аномалии, которые предварительно интерпретированы как сожжённый частокол и руины большого дома, в котором могли храниться орудия труда, оружие и свинцовая дробь. Раскопки запланированы на будущее лето. Честер Депраттер из Южнокаролинского университета (США), игравший роль независимого наблюдателя, тоже склоняется к тому, что это Сан-Хуан. По его словам, сделано очень важное открытие, поскольку подтверждается присутствие испанцев на этой земле задолго до англичан, которые смогли построить что-то так далеко от берега только в XVII веке, причём их опередили даже французы, дошедшие дальше (и раньше) — до реки Френч-Брод близ Ноксвилла в Теннесси. К тому же до сих пор не найден ни один из других фортов Пардо. Испанские документы сообщают, что примерно через полтора года после окончания строительства Сан-Хуана индейцы восстали, сожгли крепость и перебили всех солдат, кроме одного. Сам Пардо сумел добраться до своего лагеря Санта-Елена на побережье современного Пэррис-Айленда в Южной Каролине и отправился домой, в Испанию. Почему индейцы напали на форт, неизвестно. Вероятно, причина в еде и сексе, считает г-н Бек. Несмотря на все усилия, испанцы не нашли золота в окрестностях Сан-Хуана (наверное, из-за индейцев им не хватило времени), но оно там было. Впоследствии именно в этих местах вспыхнула «золотая лихорадка», предшествовавшая знаменитой калифорнийской середины XIX века. Г-н Бек предполагает, что если бы солдатам Пардо сопутствовала удача, то на юго-восток Северной Америки хлынул бы поток поселенцев и сегодня там говорили бы по-испански.
Источник: family-history.ru
31 июля

8380-Незаконные раскопки будут караться уголовной ответственностью
"Черным археологам" в России теперь грозят реальные сроки. Президент Владимир Путин подписал закон, вводящий уголовную ответственность за незаконные раскопки – таким кладоискателям грозит до шести лет заключения. Вводится уголовная ответственность за неофициальные поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания, а также за уклонение от обязательной передачи государству артефактов особой культурной ценности. Максимальное наказание для таких кладоискателей в обоих случаях – шесть лет лишения свободы. Также увеличиваются санкции за уничтожение или повреждение археологических объектов: с пяти до шести лет заключения, и повышаются штрафы: с 500 тысяч до 7 миллионов рублей. Этот указ специалисты считают называют очень своевременным. "38-й закон имеет не только карательную, но и воспитательную функцию. Думаю, он остудит многих людей, для которых разрушение археологического наследия, самовольные раскопки стали привычной деятельностью, которая лежит на пограничье между тем, что можно, и тем, что нельзя. Закон четко прописывает, что это противоправная, противозаконная деятельность", – подчеркивает директор Института археологии РАН Николай Макаров.
Источник: family-history.ru
31 июля

8379-Выставка «Маяковский – художник» проходит в столице
Футуристический перформанс, посвященный Владимиру Маяковскому, прошел в Домике Чехова на Малой Дмитровке. Здесь же работает выставка «Маяковский – художник». Владимир Маяковский в поэзию пришел через живопись. Его ранние строки написаны точно художником: «я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…». Рисовать Маяковский страстно любил с детства. «Заканчивал профессиональное училище он, всё-таки, художественное, – говорит директор музея Маяковского Надежда Морозова. – Как художник он рождался. Его первый учитель практически брал какие-то гроши только за то, чтоб увидеть, какой рождается талантливый художник». Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, где не требовалась тогда «справка о благонадежности». Арестованный не раз за революционную деятельность, Маяковский встретил там Бурлюка, Хлебникова, Ларионова. И вместе они стали внедрять в русское искусство свободу футуризма. «В произведении под названием “Рулетка” он использует, безусловно, и футуристическое направление, которое он ловит от итальянской живописи этого периода 10-х годов, и по колориту, и по технике, – говорит Надежда Морозова. – Он вставляет карты – это и коллажирование, там и смешанная техника. Он очень многим пользуется». К этой картине Маяковский добавляет стихи – «Теплое слово кое-каким порокам (почти гимн)». Текст плюс изображение – его излюбленная форма, которая позднее вылилась в сатиру окон «РОСТА». В плакаты, которые должны были агитировать и поднимать массы на борьбу. «Улица – наши кисти, площади – наши палитры» - писал Маяковский. Один из создателей революционного плаката, он стоял у истоков футуристического театра. Юбилей в этом году и у «Победы над солнцем». Впервые она зазвучала ровно сто лет назад. Только тогда это был не перформанс, а опера. В этой вольной реконструкции уже не высмеивают старый романтизм или традиционное представление о солнце как о символе красоты. Режиссер Галина Губанова уверяет – от футуристов осталась главная тема. «Желание что-то изменить к лучшему, жить как-то энергично, весело, – говорит Галина Губанова. – Не позволять реальности, как застывшему бетону сковывать себя. Мне кажется это очень актуально сегодня». Конечно, сбрасывать Пушкина, да и самого Маяковского, с корабля современности сегодня никто не собирается. Но идеи футуристов живы и пленяют многих до сих пор.
Источник: family-history.ru
31 июля

8378-Пополнилась коллекция археологического центра Псковской области
Археологический центр Псковской области пополнился уникальной коллекцией предметов средневекового быта. Ценности изъяли у «чёрных копателей» сотрудники Управления ФСБ области. По данным следствия, преступники обнаружили неизвестный ученым средневековый могильник и разграбили его. Всего удалось вернуть 77 ценнейших артефактов. Вероятнее всего, предметы связаны с разрушенным могильником X-XI веков, отдельные погребения в котором могли продолжаться вплоть до начала XIII века. Даже в свою эпоху эти изделия ценились очень высоко. Среди них – боевые ножи, наконечники копий, в том числе инкрустированные цветным металлом, топоры, фибулы. А также странные предметы, назначение которых специалисты пока не определили, подозревая, что это «боталы»– предшественники звонких медных колокольчиков. Очень нетипичный для псковских захоронений набор свидетельствует, прежде всего, о том, что древний Псков изначально был многонациональным городом. По утверждению специалистов, подобной коллекции мог бы позавидовать любой российский музей и все музеи Северо-Запада России.
Источник: family-history.ru
31 июля

8377-В Петергофе открылся «Музей фонтанного дела»
В Петергофе открылся «Музей фонтанного дела». Выставочное пространство объединило артефакты петровских времен и современные технологии. Стоит нажать кнопку, и можно увидеть не только, как работает известная на весь мир фонтанная система «Русского Версаля», но и как ее создавали. Этот каскад - ровесник Петергофа. Ход строительства Петр Первый контролировал лично. Сегодня античные боги из мрамора постоянно в прицеле фотокамер. А в центре внимания - фонтан у подножья каскада, мощность которого производит почти магическое впечатление. Что находится внутри «Золотой горы» в новом музее фонтанного дела, можно узнать, просто нажав на кнопку. Благодаря высоким технологиям сразу все становится понятно. Вода начинает свой путь в канале, идет по трубе. Далее у каскада поток раздваивается. Одна часть идет по поверхности, другая продолжает свой путь под землей. Она собственно и питает фонтан. Заканчивает путешествие вода в Финском заливе. Для Петергофа - это не просто еще один музей, а экспозиция нового типа, говорят специалисты. Ее основа - современные технологии. Они наглядно демонстрируют, как работает фонтанная система «Русского Версаля». «Если весь этот материал, который здесь представлен в электронном виде, допустим, поместить в книгу, это будет огромная монография. А здесь вы видите небольшое помещение, и, я бы сказал, концентрация информации огромная на один квадратный метр», - говорит генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. Экспонаты эпохи «хай-тек» соседствуют с артефактами прошлых веков. Старинные инструменты - память о становлении в России профессии фонтанного мастера. Ценилась она на вес золота. Три первых мастера были иностранцами. Они и передали опыт местным умельцам. «Фонтанная команда состояла из мастера, возглавлявшего ее, подмастерья и учеников. В ученики не случайно набирали щуплых долговязых мальчишек, которые могли залезать в трубы труб и устранять засоры», - рассказывает хранитель Большого Петергофского дворца ГМЗ «Петергоф» Сергей Бондарев. Гипсовый Самсон за стеклом. По этой модели восстанавливали самый известный фонтан. Летом мимо позолоченной скульптуры ежедневно проходят тысячи туристов. И экскурсоводы на разных языках рассказывают, что это - третий по счету Самсон: первую скульптуру поменял император Павел, вторая пропала во время фашистской оккупации… Теперь в восточной галерее Большого дворца есть виртуальное дополнение традиционного экскурсионного маршрута.
Источник: family-history.ru
30 июля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100