Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
7312-Авторами древнейшей живописи сочли неандертальцев
Археологи провели датировку наскальной живописи в испанских пещерах и установили, что древнейшие найденные здесь рисунки были созданы около 40800 лет назад. Значительный возраст артефактов позволил исследователям предположить, что авторами живописи являлись неандертальцы. Работа опубликована в журнале Science, ее краткое описание приводит Nature News. Датировка рисунков проводилась с помощью определения возраста образовавшейся на них кальцитовой патины. Этот метод позволяет определить возраст самого рисунка, а не пигментов, при помощи которых он сделан. Археологи использовали данный метод, чтобы определить возраст нескольких десятков рисунков из одиннадцати испанских пещер. Датировка основана на том, что из воды, стекающей по стенам пещеры, постепенно выпадает осадок карбоната кальция, образующий на рисунках патину. Вместе с карбонатом в осадок выпадают и примеси других солей, в том числе и урана. Со временем уран в патине распадается с образованием тория, и соотношение между этими элементами позволяет определить минимально достоверный возраст отложений. Самым старым рисунком оказалось охровое изображение диска (круга, пятна) в пещере Эль Кастильо - его возраст составил не менее 40800 лет. Возраст других рисунков, охровых отпечатков рук, был немного меньше - около 37 тысяч лет. Таким образом, появление в испанских пещерах первых рисунков совпадало или даже немного предшествовало приходу современных людей на пиренейский полуостров. В то время он уже был заселен неандертальцами. На основании датировки старейшего из рисунков и присутствия в это время на Пиренеях неандертальцев, исследователи предположили, что именно неандертальцы могли быть авторами первых изображений. Многие коллеги исследователей, однако, считают это предположение очень слабым, поскольку оно основано на единственной дате, которая, к тому же, может совпадать с приходом на полуостров современных людей. Другая группа археологов недавно датировала изображения из французской пещеры Шове. Их возраст оказался равен 37 тысячам лет, поэтому исследователи отнесли изображения к древнейшим из известных на тот момент.
Источник: lenta.ru
18 июня

7311-Шведские грабители выбросили украденную ими картину
Грабители, которые ворвались в дом жителя пригорода Стокгольма и отобрали у него три картины, не сумели забрать добычу себе. Как пишет The Local, одна из картин оказалась слишком большой и не влезла в "Форд" преступников. Им пришлось выбросить произведение искусства и скрыться. По имеющейся информации, грабители отняли у шведа картины (когда именно произошел инцидент, не уточняется), угрожая ему ножом. Забрав картины, они попытались загрузить их в машину, но от одной им пришлось избавиться, свидетелем чего стал сосед жертвы ограбления. По его словам, злоумышленники так торопились, что едва не переехали выброшенное из машины произведение. Вскоре на место приехала полиция. Две других картины были найдены правоохранительными органами в ближайшем уличном мусорном баке. В городе и окрестностях была развернута операция по поиску преступников, но она не увенчалась успехом. Издание указывает, что одной из этих картин была работа "Светотень" кисти шведского мастера Карла Ларссона, оценивающаяся в три-пять миллионов крон (от 248 до 713 тысяч долларов). Две другие картины также были написаны шведскими художниками.
Источник: lenta.ru
18 июня

7310-Венский музей расплатится за изъятую нацистами картину Шиле
Венский Музей Леопольда согласился выплатить наследникам Дженни Штайнер, бывшей владелицы картины Эгона Шиле "Дома у моря", компенсацию за полотно, которое сейчас находится в собрании музея. Об этом сообщает Vienna Times. Картина, написанная в 1914 году, была изъята нацистами у семьи Штайнер в 1938-м; тогда же Штайнер вместе с двумя дочерьми покинула Австрию, перебралась в Париж, а затем в США. Картина впоследствии была продана и выставлена на аукцион, где ее в 1955 году и приобрел австрийский коллекционер Рудольф Леопольд, основатель музея. О правах на картину ранее заявляла внучка Штайнер, которой в 2011 году музей выплатил пять миллионов долларов. На этот раз музей договорился еще с двумя наследниками, претендующими на картину. Сколько именно они получат, неизвестно, однако ради этих нужд музей Леопольда собирается продать несколько живописных работ из своей коллекции. Картина "Дома у моря" впервые за более чем десять лет была выставлена в музее. Все время, пока шли разбирательства с наследниками, она хранилась в запасниках. В 2010 музей Леопольда заплатил 20 миллионов долларов за право оставить себе другую картину Шиле "Портрет Валли", которая также попала к нацистам. Коллекция работ Шиле, одного из крупнейших австрийских художников XX века, в музее Леопольда насчитывает более 200 полотен.
Источник: lenta.ru
18 июня

7309-Реставрация "Воскрешения Лазаря" Караваджо завершена
Картина Караваджо "Воскрешение Лазаря" отреставрирована впервые за 60 лет и выставлена в Риме, передает в пятницу агентство Reuters. Предполагается, что Караваджо написал картину на сюжет из Евангелия от Иоанна в 1609 году, за год до смерти. По легенде, для большей правдоподобности художник рисовал Лазаря с эксгумированного тела. Как полагают искусствоведы, темный фон "Воскрешения Лазаря" свидетельствует о том, что Караваджо пришлось заканчивать картину, заказанную одним из состоятельных клиентов, очень быстро. Работа специалистов над "Воскрешением Лазаря" длилась почти семь месяцев. По словам ученых, наиболее сложно оказалось восстановить утраченное при самой первой реставрации, которая была проведена в 1670 году. Тогда Андреа Суппа (Andrea Suppa) при очистке удалил с полотна часть краски. За это современники подвергли реставратора жестокой критике, и он, согласно другой легенде, получил инфаркт и скончался. Картина будет выставляться в Риме до 15 июня, а затем вернется в Мессину на Сицилии, где была написана и с тех пор хранилась. Холст для "Воскрешения Лазаря" размером 3,8 на 2,75 метра сшит из шести частей. Полотно не пострадало в результате мощного землетрясения в Мессине в 1908 году, когда в регионе погибли до 200 тысяч человек и несколько тысяч зданий было разрушено.
Источник: lenta.ru
18 июня

7308-Во дворце Медичи нашли барельеф Микеланджело
Итальянские ученые Алессандро Веццози (Alessandro Vezzosi) и Габриеле Моролли (Gabriele Morolli) атрибутировали один барельеф, находящийся во дворике Микелоццо флорентийского Палаццо Медичи-Риккарди, Микеланджело. Результаты своего исследования, опубликованного в книге Michelangelo Assoluto, историки искусства представили 14 июня, сообщает портал Arte. По их мнению, и композиция барельефа, на котором изображены Венера и Купидон, и иконография, и техника указывают на авторство итальянского мастера. Вецози и Моролли отмечают, что особенно характерным для Микеланджело является изображение Купидона – его поза и движение отсылают к известным скульптурным образам младенца, которые были созданы Микеланджело на мраморных рельефах "Мадонна Таддеи" и "Мадонна Питти" (1502, 1503). Ученые также отмечают, что барельеф мог стать скульптурным воплощением картины живописца Понтормо "Венера и Купидон" (1532), сделанной по эскизу Микеланджело. На ней, как и на барельефе, Купидон изображен целующим Венеру. "Венера и Купидон" – мраморный рельеф размером 58 на 43 сантиметра – предположительно датируются 1504 годом. В Палаццо работа Микеланджело, установленная между греческими и римскими мраморными рельефами, попала в начале XVIII века. Палаццо Медичи-Риккарди был построен в 1445-1460 годах по проекту архитектора Микелоццо. В настоящее время во дворце находится Риккардианская библиотека, которая открылась в начале XVIII века.
Источник: lenta.ru
18 июня

7307-Впервые за 90 лет в Долине царей найдена неразграбленная гробница
25 января 2011 года десятки тысяч протестующих наводнили каирскую площадь Тахрир, требуя отставки президента Хосни Мубарака. Улицы египетских городов наполнились слезоточивым газом, полетели камни. В тот же день, «День восстания», группа археологов под руководством Сюзанны Бикель из Базельского университета (Швейцария) сделала одно из самых значительных открытий в Долине царей почти за сто летДолина расположена на западном берегу Нила напротив духовного центра Древнего Египта — города Фивы, ныне известного как Луксор. Она была местом последнего пристанища фараонов и аристократии, начиная с периода Нового Царства (1539–1069 годы до н. э.), когда страна достигла наивысшего расцвета. Десятки гробниц были вырезаны в склонах долины. Большинство из них в конечном итоге оказались разграблены, но именно там базельская группа наткнулась на то, что исследователи уже и не чаяли найти. На юго-восточном конце долины они обнаружили три стороны каменного ограждения, окружавшего территорию примерно метр на полтора. Археологи заподозрили, что в этом месте располагался давно забытый ход под землю. Но из-за проблем, связанных с политическими событиями в Египте, они покрыли ограду железной дверью и стали ждать официального разрешения на раскопки. Год спустя, незадолго до первой годовщины революции, г-жа Бикель вернулась в сопровождении двух десятков человек, в том числе директора проекта Элины Паулин-Гроте из Базельского университета, египетского инспектора Али Реды и местных рабочих. Начался подъём песка и гравия из шахты. В двух с половиной метрах под землёй копатели наткнулись на верхнюю кромку двери, заблокированной большими камнями. В нижней части шахты они обнаружили фрагменты керамики из нильского ила и куски штукатурки — материала, широко применявшегося для запечатывания входа в гробницу. Штукатурка и близлежащие могилы позволили датировать новую гробницу временем XVIII династии (1539–1292 годы до н. э.). Большие камни, судя по всему, были добавлены позже. В камнях обнаружилось отверстие, достаточно большое, чтобы в него могла пройти цифровая камера. Бикель, Паулин-Гроте и главный из египетских рабочих по очереди ложились на землю, прижимались головой к камню и просовывали руку с аппаратом в дыру, делая фотографии. Судя по снимкам, за камнями находилась высеченная в скале камера четыре на два с половиной метра и метровой высоты, заполненная мусором. Сомнений не осталось: найдена могила. Когда камни отвалили, на вершине мусорной кучи обнаружился на удивление хорошо сохранившийся саркофаг из платана, украшенный большими жёлтыми иероглифами по бокам и сверху. Надпись гласила, что там похоронена Нехемес-Бастет, «госпожа» и «певица (шемайет) Амона», дочь священника храмового комплекса Карнака. Цвет саркофага и иероглифов соответствовал стилю, распространённому в 945–715 годах до н. э., то есть не менее 350 лет спустя после создания гробницы. По всей видимости, погребальной камерой воспользовались повторно — обычная практика для того времени. Единственным артефактом, который удалось датировать тем же периодом, что и гроб, оказалась крохотная деревянная стела размером со смартфон с нанесённым на ней текстом молитвы, призванной обеспечить усопшей благополучное существование в загробном мире. Тексту сопутствовала картинка, изображающая саму Нехемес-Бастет сидящей перед солнечным Амоном. Белая, зелёная, жёлтая и красная краски сохранились во всём своём первоначальном великолепии, словно похороны состоялись вчера. Среди мусора исследователи нашли следы первоначального захоронения эпохи XVIII династии: глиняную посуду, деревянные обломки, фрагменты развёрнутой и расчленённой мумии. Необходимо отметить, что до открытия могилы Нехемес-Бастет последняя неразграбленная гробница в долине была обнаружена в 1922 году. Конечно, это было место последнего пристанища Тутанхамона, найденное Говардом Картером. Как ни странно, всегда считалось, что в Долине царей нет ничего нового. Венецианский торговец древностями Джованни Бельцони пришёл к выводу, что раскопана последняя из гробниц во время экспедиции 1817 года. Теодор Дэвис, который прибыл в долину сто лет спустя, пришёл к аналогичному выводу — и сразу же после этого Картер наткнулся на Тутанхамона. Конечно, были и другие открытия с тех пор. В 1995 году группа Дональда Райана из Тихоокеанского лютеранского университета (США) в ходе изучения гробниц семейства Рамзеса II обнаружила ранее неизвестные коридоры, которые привели исследователей к упокоищу сыновей этого фараона на более чем 121 «номер». К сожалению, все они были разграблены в древности и повреждены наводнениями. В 2005 году группа во главе с Отто Шаденом из проекта Amenmesse нашла неразграбленную камеру, в которой находились семь саркофагов и 28 баночек с препаратами для мумификации. Однако там не было тел, поэтому маловероятно, что это место служило гробницей. Перед тем как извлечь саркофаг из погребальной камеры, надо было убедиться, что его содержимое не будет повреждено при переноске. Когда профессиональный реставратор аккуратно удалил гвозди из крышки, взорам учёных и инспекторов (по этому случаю на место прибыл Мохаммед эль-Биали, главный по древностям Верхнего Египта) предстала тщательно «упакованная» почерневшая мумия полутораметрового роста, накрепко приклеенная к днищу специальным раствором на основе фруктового сиропа. Хотя анализ мумии и других находок ещё впереди, кое-что специалисты могут рассказать прямо сейчас. Нехемес-Бастет жила в годы Третьего переходного периода, когда могущество и стабильность Нового Царства остались давно позади. Египет раздирали непрерывные войны между фараоном, правившим в Танисе, и фиванскими жрецами Амона, которые по богатству и власти могли сравниться с самим царём. Неудивительно, что богатая девушка была похоронена довольно скромно. Хотя её деревянный гроб был весьма дорогим, он очень прост по сравнению с другими саркофагами Долины царей. Её имя означало «Бастет спасёт». Имеется в виду богиня с кошачьей головой, «божественная мать», покровительница Нижнего Египта. Тем не менее девушка служила Амону. Музыка была одним из ключевых элементов египетской религии. Она смягчала сердца богов, и те с большей охотой прислушивались к мольбам. Многочисленные певицы были одновременно музыкантами. В качестве инструментов обычно использовались «менат» — ожерелье из бисера с большим количеством ниток, которое надлежало встряхивать, и «систрум» — своего рода погремушка, звук которой, по воспоминаниям современников, напоминал шорох стеблей папируса при дуновении ветра. Другие музыканты во время процессий играли на ударных, арфах и лютнях. Увы, сейчас невозможно установить, действительно ли певицы пели или же это был речитатив. На какой лад были настроены инструменты — тоже бог весть. Акцент определённо делался на ритм. Изображения часто показывают людей, топающих и хлопающих в ладоши. Тексты некоторых гимнов сохранились в надписях на стенах луксорского храма. Вот перевод одного из них — его пели (или произносили) во время фестиваля Опет, когда изображения Амона, Мут и Хонсу везли на лодке вниз по Нилу, дабы обновить божественную сущность фараона: «Славься, Амон-Ра, первый в двух землях, первый в Карнаке, явленный во славе среди твоей флотилии на твоём великолепном фестивале Опет, да будет он приятен тебе». Титул «Певица Амона» могли носить лишь представительницы высших классов. Это звание передавалось по наследству, и обладавшие им женщины были в большом почёте. Поэтому Нехемес-Бастет и удостоилась могилы в Долине царей. Правда, некоторые жрецы и жрицы служили в храмах всего несколько месяцев в году, после чего возвращались домой к обычным обязанностям, что для женщин означало ведение хозяйства, воспитание детей и служение мужу. Предварительные результаты исследования увидят свет в конце 2012 года. Археологи планируют вернуться в гробницу, дабы выяснить, кто там был похоронен первым. Что касается Нехемес-Бастет, то компьютерная томография её мумии будет проведена в будущем году. Полный анализ гробницы и артефактов потребует лет пяти.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 июня

7306-Амазония сохраняла девственность вплоть до прихода европейцев
Какими были древние общества Амазонии до того, как в середине XVI века до них добрались первые европейцы, неся с собой неведомые болезни, войны и разрушения? За долгие годы археологи выработали несколько точек зрения на этот счёт. Первоначально большинство специалистов представляло себе огромный бассейн Амазонки, охватывающий семь стран Южной Америки, местом пребывания немногочисленных групп охотников и собирателей. Но в 1990-х годах выяснилось, что в восточной Амазонии в доколумбовы времена существовали крупные поселения и сложные общества. Была выдвинута гипотеза об активном освоении местных лесов. Если она верна и Амазония со своим нынешним богатейшим разнообразием растительной и животной жизни некогда уже расчищалась, то не стоит бояться сегодняшних вырубок, поскольку это доказывает, что регион способен полностью восстановиться. Но если там и впрямь существовали лишь разрозненные популяции охотников и собирателей, сохранявших леса в девственном виде, то дело плохо. Новое исследование показало, что западная Амазония никогда не расчищалась. Анализ образцов почвы из 55 мест в центральной и западной Амазонии, проведённый группой американских и бразильских исследователей во главе с палеоэкологом Кристалл Макмайкл из Нью-Гемпширского университета (США), показал, что доколумбово население было малочисленным и добывало пищу без вырубки и сжигания деревьев и без возделывания больших площадей земли. Иными словами, человек никогда всерьёз не беспокоил лес в этой части Амазонии. 247 полученных образцов охватили территорию в 3 млн км². Их изучали на содержание угля — безошибочного показателя того, что люди занимались подсечно-огневым земледелием (природные пожары в Амазонии редки). Кроме того, археоботаник Долорес Пиперно из Национального музея естественной истории Смитсоновского института (США) выделила и идентифицировала фитолиты — микроскопические окаменелости, которые образуют многие виды растений и в которые попадает небольшое количество углерода. Затем исследователи отправили образцы угля и фитолитов на радиоуглеродное датирование. В образцах, добытых близ реки, обнаружились кусочки угля, фитолиты горелой травы и фитолиты травянистых растений, которые часто встречаются на повреждённых территориях, но не фитолиты местных злаковых культур. Это позволяет предположить, что люди расчищали некоторые части леса, но вовсе не под сельское хозяйство. А в образцах, полученных во внутренних районах, угля было обнаружено сравнительно мало — и никакого намёка на горелые, связанные с повреждением территории и злаковые фитолиты. Действительно, археология свидетельствует о том, что до прихода европейцев население Амазонии знало только каменные топоры. Расчистка больших участков леса с таким инструментом была чрезвычайно трудоёмким занятием. Исследование, проведённое в 1970-х годах, показало: на то, чтобы срубить одно дерево каменным топором, уходит в среднем 115 часов. Таким образом, подсечно-огневое земледелие появилось в западной Амазонии только после того, как европейцы познакомили аборигенов с металлическими орудиями. Полученные результаты вызвали недоверие. Анна Рузвельт, археолог из Университета Иллинойса (США), считает, что коллеги собрали недостаточно данных, чтобы делать какие-либо выводы. По её словам, 120-сантиметровые керны, добытые с помощью ручного бура, не позволяют найти глубоко под землёй свидетельства древнейшего сельского хозяйства. Дело в том, что в Амазонии велика эрозия и очень часто происходит переотложение осадка. А Дебора Пиэрсол, археолог из Университета Миссури (США), не расположена к критике. Она не видит ничего удивительного в том, что в западных областях Амазонии, где выпадает 3 500 мм осадков в год (намного больше, чем на востоке), люди не были расположены заниматься сельским хозяйством.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 июня

7305-Самый древний образчик наскального искусства найден в Испании
Красный кружок с нечёткими очертаниями на севере Испании провозглашён старейшим образцом наскальной живописи в мире. Ему более 40,8 тыс. лет. Его нарисовал либо один из первых людей, пришедших на Пиренейский полуостров, либо кто-то из неандертальцев, живших там на протяжении 200 тыс. лет. Руководитель исследования Алистер Пайк из Бристольского университета (Великобритания) склоняется в пользу последнего предположения, тогда как эксперт по пещерам Лоуренс Ги Штраус из Университета Нью-Мексико (США) называет его дикой спекуляцией. До сих пор звание старейшей картинной галереи носила французская пещера Шове. Её изображениям медведей, львов и лошадей примерно 39 тыс. лет, хотя и это спорно, ибо радиоуглеродное датирование угольного пигмента чувствительно к загрязнению углеродом из других источников. К тому же в отличие от костей и инструментов, выкопанных из земли, живопись невозможно привязать ни к чему — ни к соседним артефактам, ни геологическим слоям. Г-н Пайк и его коллеги попытались решить проблему с помощью кальцитовой патины, которая медленно покрывает наскальные рисунки благодаря стекающей по стенам воде, насыщенной минералами. Эта вода содержит в том числе следовое количество радиоактивного урана, который постепенно превращается в не растворимый в воде торий. Таким образом отношение урана к торию позволяет определить, когда сформировался слой кальцита. Исследователи соскоблили кальцит со стен одиннадцати пещер (всего было получено 50 образцов) и получили минимальный возраст в 40,8 тыс. лет для кружочка из пещеры Эль-Кастильо. Это пятно вместе с аналогичными изображениями из той же пещеры и рисунками из пещеры Альтамира, напоминающими дубинки, относится ко временам прихода первых людей современного анатомического типа (ориньякская культура) на Пиренейский полуостров. Отпечатки ладоней и фигуры животных относятся к более позднему времени — первобытный «символизм» уступил место «экспрессионизму». Кто же был тем первым художником — человек или неандерталец? Первые наскальные рисунки появились в Европе, но ещё 100 тыс. лет назад обитатели Африки изготавливали бусы и другие украшения, что, по мнению специалистов, свидетельствует о наличии символического мышления, лежащего в основе языка, искусства и религии. Считается, что этим отличались только сапиенсы, а связь кое-каких бус и подвесок с неандертальцами оспаривается. Единственный способ закрыть вопрос об авторстве первых картин заключается в более точном датировании, полагает г-н Пайк. Если удастся найти изображения, которым более 42 тыс. лет, ни у кого не будет сомнений, что их создали неандертальцы.
Источник: http://science.compulenta.ru/
15 июня

7304-Ученые признали людей невиновными в вымирании мамонтов
Российские ученые совместно с иностранными коллегами сняли с человека вину за вымирание мамонтов на территории Берингии - северо-восточной Сибири и Аляски. Статья ученых появилась в Nature Communications, а ее краткое изложение приводит Nature News. В рамках работы палеонтологи проанализировали останки 1,3 тысячи особей мамонтов, обнаруженных на территории северо-восточной Сибири, Чукотки и Аляски. Полученные сведениям они сравнили с данными о почвах в соответствующих регионах в вычисленные временные промежутки. В результате исследователи смогли составить подробную картину вымирания животных. В позднем плейстоцене (примерно 45-30 тысяч лет назад) мамонты были широко распространены (ученые нашли около 300 окаменелостей, принадлежащих соответствующему временному периоду, в разных точках Сибири и Аляски). Примерно 30 тысяч лет назад произошло потепление, в результате чего северная часть Берингии оказалась покрыта растительностью торфяных болот, а кустарники и травы - основная пища мамонтов - исчезли. Животные мигрировали на юг, и в период, начиная с 20 тысяч лет назад, пережили своего рода популяционный бум на территории современных Азии и Северной Америки. Наконец, примерно 11,5 тысячи лет назад дальнейшее потепление привело к тому, что мамонты окончательно исчезли на материке. Последняя известная популяция этих животных существовала на острове Врангеля 4 тысячи лет назад. По словам ученых, новые результаты показывают, что динамика популяции мамонтов определялась исключительно особенностями климата и почти никак не зависела от человека. "Древний человек не оказывал существенного влияния на мамонтовые популяции Сибири и Аляски, а главным фактором вымирания мамонтов все-таки были природные процессы", - приводит РИА Новости слова одного из авторов работы Ярослава Кузьмина. По словам Кузьмина, на настоящий момент известно лишь немного доказательств того, что люди охотились на мамонтов. Он полагает, что мамонты были близки к современным слонам, поэтому, вероятно, как и слоны, мамонты жили большими группами. "Бегает слон гораздо быстрее человека, и в условиях открытых пространств африканской саванны у людей, если они вооружены копьями, а не нарезным огнестрельным оружием, нет никаких шансов добыть хотя бы одно животное из стада. Я не завидую тому незадачливому теоретику от археологии, который бы решился на подобный эксперимент", - приводит агентство слова ученого.
Источник: lenta.ru
15 июня

7303-Узоры на сталактитах расскажут о древних дождях
Ученые построили математическую модель образования на сталактитах периодических утолщений - кренуляций. Их анализ позволит оценить динамику объема древних осадков. Работа опубликована в журнале Physical Review Letters, ее краткое содержание приводится на сайта Американского физического общества. Поверхность сталактитов редко бывает гладкой - обычно на ней присутствуют разнообразные узоры. Они часто представляют собой периодические утолщения шириной 5-10 миллиметров - кренуляции. Утолщения образуются из-за неравномерного выпадения в осадок карбоната кальция по мере движения воды по сталактиту. Почему возникающие неравномерности носят периодических характер, было не вполне понятно. Ранее ученые уже предлагали объяснения периодических узоров на сталактитах, однако в их моделях периодичность утолщений была неустойчивым событием. Модели предсказывали возможность их спонтанного исчезновения, чего не наблюдается в реальности. Авторы настоящей статьи предложили более подробную модель, учитывающую не только проходящие в воде химические процессы, но и динамику потоков жидкости на поверхности сталактитов. Было показано, что большая часть карбоната выпадает на верхней стороне кренуляции и вымывается с нижней, поэтому со временем кренуляции "движутся" вверх - в сторону, противоположную потоку воды. Скорость движения утолщений не зависит ни от температуры в пещере, ни от концентрации в ней углекислого газа. Единственное, что влияет на эту скорость - объем воды, проходящий по сталактиту. Он, в свою очередь, зависит от уровня осадков на данной территории. Ученые считают, что проанализировав распилы сталактитов, можно будет узнать скорость движения кренуляций, и, соответственно, объем выпавших осадков. Эта информация будет очень полезна для палеоклиматологов. Авторы подчеркивают, что для оценки применимости предложенного метода сначала потребуются обширные независимые данные, которые позволят провести его необходимую калибровку. Ранее другая группа ученых построила модель образования кренуляций на сосульках. Их смещение со временем также зависело от потока жидкости на поверхности льда.
Источник: lenta.ru
15 июня

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110][111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100