Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Новости от Исторического Журнала History Illustrated
7416-В Израиле обнаружен крупный клад средневековых монет
Израильские археологи обнаружили более 100 золотых динаров времён крестовых походов с именами местных султанов, благословениями и т. д. Стоимость находки оценивается в $500 тыс. Общая масса — около 400 г. Сотрудники Тель-Авивского университета и Управления по охране природы и парков проводили раскопки в национальном парке Аполлония в 15 км от Тель-Авива, на месте приморского поселения Арсуф, которое было основано ещё в персидские времена (VI–IV века до н. э.) и также использовалось крестоносцами в 1241–1265 годах. 21 июня студент Мати Йохананофф наткнулся на горшок, в котором лежали примерно 108 золотых и ещё четверть динара. Как отмечает профессор Орен Таль, это один самых крупных средневековых кладов золотых монет, найденных в Израиле. В местном замке располагалась резиденция рыцарского ордена госпитальеров. В те времена Арсуф был одной из важнейших крепостей в округе. Именно здесь английский король Ричард Львиное Сердце одержал убедительную победу над Саладином. Но примерно 80 лет спустя мусульмане вернулись. Клад зарыли под плитами пола цитадели незадолго перед тем, как после сорокадневной осады оплот христиан пал перед натиском большой и хорошо подготовленной армии. Археологи отмечают, что некий предприимчивый крестоносец спрятал золото, по-видимому, нарочно в разбитом и невзрачном горшке, который наполнил песком. Если бы кто-то случайно наткнулся на него, то мог бы решить, что это невзрачная черепушка, и не стал бы докапываться до истины. Специалисты нашли динары только благодаря тому, что просеивали всё и вся. Сами по себе монеты относятся ко временам империи Фатимидов, охватывавшей часть Северной Африки и Ближнего Востока. Они были отчеканены в X–XI веках, но имели хождение и в тринадцатом столетии. На некоторых красуется дата и даже знак монетного двора (Александрия, Триполи и др.). Особенность фатимидских динаров в том, что на них всегда множество надписей, поэтому с ними ещё работать и работать.
Источник: http://science.compulenta.ru/
12 июля

7415-Обнаружено одно из наиболее ранних поселений викингов в Германии
На севере Германии найден город викингов, относящийся к VIII веку. Это самое раннее поселение викингов в стране. Раскопки под Фюзингом у датской границы позволяют отождествить поселение со Слиасторпом, о котором книжники правителя франков Карла Великого упоминали как о военной базе ранних скандинавских королей, относящейся к 804 году. Его точное местонахождение до сих пор оставалось неизвестным. Руководитель раскопок Андрес Добат из Университета Орхуса (Дания) подчёркивает: так это или нет, но поселение даёт ценную информацию о военной организации и градостроительстве самого начала эпохи викингов. Раскопки, стартовавшие в 2010 году, позволили обнаружить около тридцати зданий. Данные аэрофотосъёмки свидетельствуют о том, что всего там примерно двести строений. Главное из них имеет более 30 м в длину и 9 м в ширину. Оно сгорело. Возможно, город был взят штурмом: из обугленных стен торчат стрелы, а у входа разбросан чеснок, то есть «противопехотные ежи» того времени. Исследователи не исключают возможности, что колючки раскидали сами нападавшие — дабы «порадовать» тех, кто выбегал из горящего здания. Среди других находок — драгоценные украшения, стеклянные бусы и серебряные монеты. Город датируется тем же периодом, что и близлежащие укрепления Даневирке — впечатляющая 30-километровая система земляных валов, возведённых датчанами в VIII веке. По всей видимости, поселение тоже имело большое военное значение. Если верить летописи, Слиасторп служил военной базой короля викингов Гётрика (Годвреда, Гудвреда), который восстановил Даневирке в начале IX века в связи с угрозой франкского завоевания. Действительно, именно в это время Скандинавия попадает в поле зрения хронистов Карла Великого. Хотя сам город не был укреплен, его окружали озёра и болота, и пройти можно было лишь по узкому мосту. Жители обитали в землянках: то ли это был гарнизон Даневирке, то ли строители укреплений. О важном значении города говорит и то, что международный порт и торговый центр Хедебю располагался всего в 4 км от него. Любопытно, что поселение близ Фюзинга имеет ярко выраженный скандинавский стиль, тогда как Хедебю несёт смешанные германские и славянские черты. Вероятно, желающим добраться до Хедебю требовалось разрешение от викингов. Разумеется, не бесплатное.
Источник: http://science.compulenta.ru/
12 июля

7414-В Колумбии отыскали круглую ископаемую черепаху
Группа палеонтолога Карлоса Харамильо из Смитсоновского института тропических исследований (Панама) обнаружила новый вид ископаемых черепах, живший 60 млн лет назад на северо-западе Южной Америки. Животное назвали Puentemys mushaisaensis, потому что его нашли в карьере Ла-Пуэнте угольной шахты Серрехон. Это место прославилось также останками Titanoboa — крупнейшей змеи в истории и Carbonemys — пресноводной черепахи размером с маленький автомобиль. Короче говоря, всё, что находят в Серрехоне, поражает своими габаритами. Не исключение и Puentemys — 5 м в длину! Тем самым получено ещё одно доказательство того, что после вымирания динозавров тропические рептилии были много больше, чем сейчас. Главная особенность новой черепахи — почти идеально круглый панцирь диаметром с шину большого грузовика. Быть может, это ставило перед хищниками (той же Titanoboa) неразрешимые проблемы и (или) помогало регулировать температуру тела. С одной стороны, диаметр панциря превосходил ширину пасти гигантской змеи, а с другой — увеличивал количество падавшего на панцирь солнечного света, позволяя холоднокровному животному поддерживать необходимый для выживания уровень активности.
Источник: http://science.compulenta.ru/
12 июля

7413-Аудиорелаксационные методы появились в XVI веке
Использование звуков пения птиц и текущей воды для лучшего засыпания началось пять с лишним веков назад, считают исследователи из колледжа Royal Holloway Лондонского университета (Великобритания). Профессор Сандра Кавалло (Sandra Cavallo) изучила семейную корреспонденцию и домашнюю утварь тех лет и сопоставила полученные данные с диахронным анализом литературы о здоровье. Обнаружилось, что уже в XVI и XVII веках высшие слои общества начали прибегать к аудиорелаксационным методам, используя переносные фонтаны. Именно тогда люди стали осознавать, как важен для организма сон и какую пользу он приносит здоровью. По словам г-жи Кавалло, как в летних резиденциях, так и в городских жилищах можно было увидеть стулья и кровати, сконструированные специально для дневного отдыха. Это были маленькие, отдельно стоящие постели с балдахинами, пришедшие на смену монументальным «открытым» ложам, которые были характерны для предыдущего периода. Во дворцах оборудовали мужские и женские помещения для сна с укромными спальнями для индивидуального пользования. Кровати для наиболее привилегированных особ имели большое количество матрасов, чтобы сделать отдых знати максимально комфортным. А аудиорелаксационная техника — пение птиц и журчание воды из портативных фонтанов — обеспечивала более приятное засыпание и последующий здоровый сон.
Источник: http://science.compulenta.ru/
12 июля

7412-К Стоунхенджу ограничат доступ туристов
Британские власти ограничат доступ туристов к Стоунхенджу. Это будет сделано в рамках проекта по улучшению туристической инфраструктуры вокруг памятника, реализация которого займет два года и обойдется в 27 миллионов фунтов стерлингов. Об этом сообщает The Guardian. Территорию вокруг Стоунхенджа расчистят, убрав парковки, многочисленные магазины и заграждения, которые портят вид на памятник и мешают посетителям. На их месте появятся газоны. Кроме того, закроют оживленную трассу A344, которая сейчас находится почти вплотную к памятнику. Ее место также засеют травой, в результате чего к Стоунхенджу можно будет дойти пешком по остаткам древних дорог, включающих Авеню - систему рвов и валов, ведущую к реке Эйвон. В нескольких километрах от Стоунхенджа будет построен большой туристический центр, в котором посетители смогут узнать об истории памятника. Как сообщается на сайте фонда "Английское наследие", центр будет включать археологическую галерею и реконструкции неолитических домов. Теперь подъехать на машине непосредственно к Стоунхенджу будет нельзя. Туристам придется оставлять свои автомобили на парковке возле туристического центра. Оттуда доставлять посетителей к Стоунхенджу будут пассажирские трейлеры. Кроме того, билеты нужно будет бронировать заранее: фонд "Английское наследие" планирует сократить число туристов до 7650 человек в день. Ограничение доступа к памятнику вызвало недовольство многих членов языческих обществ, в частности, друидов, которые традиционно празднуют летнее солнцестояние возле Стоунхенджа. Британский парламент еще в 1990 году назвал ситуацию с туристической инфраструктурой вокруг Стоунхенджа "национальным позором". С тех пор фонд "Английское наследие" предложил несколько проектов улучшения ситуации, но все они были отвергнуты. Последний проект включал строительство под памятником туннеля, предназначенного для транзитного транспорта, и создание объездной дороги. Проект был отклонен по причине очень высокой стоимости работ, которая составила бы 540 миллионов фунтов стерлингов. Мегалитический комплекс Стоунхендж, который находится недалеко от города Солсбери, был возведен в бронзовом веке. Его предназначение до сих пор не ясно. По мнению многих ученых, сооружение использовалось в основном для проведения религиозных обрядов.
Источник: lenta.ru
12 июля

7411-В Великобритании обнаружили мумии-франкенштейны
Британские археологи обнаружили мумии-франкенштейны. Статья исследователей появится в The Journal of Archaeological Science, а ее краткое изложение приводит LiveScience. Во время раскопок в 2001 году на одном из островов недалеко от побережья Шотландии исследователи обнаружили несколько мумифицированных тел. Находка была сделана под фундаментом крупного строения возрастом около 3 тысяч лет. В рамках новой работы ученые проанализировали две мумии - мужчины и женщины. Оказалось, что обе мумии составлены из частей разных людей - мужская как минимум из трех, а женская как минимум из четырех. Это удалось установить благодаря анализу ДНК, а также анализу останков - например, следы артрита на одних костях и их отсутствие на других. Судя по специфике мумификации, она прошла в трясинах, расположенных недалеко от места раскопок. В свою очередь радиоуглеродный анализ позволил определить, что с момента смерти людей и последующей мумификации до их захоронения под фундаментом прошло более 600 лет. Ученые говорят, что "рекомбинация" тел была проведена в разное время - мужчины в 1440-1260 лет до нашей эры, женщины - 1310-1130 лет до нашей эры. Исследователи полагают, что "рекомбинация" тел была не случайной, а умышленной. На это указывает, в частности, что для разных мумий она была проведена в разное время. Перераспределение частей тел могло быть, по словам ученых, частью ритуала объединения нескольких родов в один. Возможно также, что останки предков в далеком прошлом представляли собой своего рода документы на право владения землей. Археологи говорят, что новая находка заставит пересмотреть представления людей о том, как древние обитатели Британских островов обращались с мертвыми. В качестве другого примера ученые приводят обнаруженные в 2009 году мумии, в костях которых были просверлены дыры. Ученые говорят, что это было сделано для скрепления костей между собой веревками.
Источник: lenta.ru
11 июля

7410-На ретроспективе Дмитрия Бальтерманца покажут "Горе"
В московском Мультимедиа Арт Музее 11 июля откроется ретроспектива классика советской фотографии Дмитрия Бальтерманца. На сайте музея отмечается, что выставка приурочена к 100-летию со дня рождения фотокорреспондента. Ретроспектива Бальтерманца объединила двести черно-белых и цветных фотографий, сделанных им в период с 1940-х по 1980-е годы. Основная часть экспозиции посвящена хронике Великой Отечественной войны, где есть кадры битвы под Сталинградом. На выставке также представлены одна из самых известных работ Бальтерманца "Горе" (1942) и серия "Шесть генеральных..." – на этих снимках запечатлены генеральные секретари от Сталина до Горбачева. Оставшаяся часть экспозиции представляет цветные фотографии, посвященные жизни Москвы, Алтая, Чукотки и других мест, которые Дмитрий Бальтерманц посетил, будучи фотокорреспондентом "Огонька". В этом журнале он проработал более 30 лет, до своей смерти в 1990 году. Бальтерманц родился в Польше в 1912 году. В 1935-1939 годах он получил образование на механико-математическом факультете Московского университета. Карьера Бальтерманца в качестве фотокорреспондента началась в 1939 году, когда он сделал репортаж для газеты "Известия", для которой и снимал во время войны. Дмитрий Бальтерманц был широко известен за пределами СССР. Его первые персональные выставки в 1960-е годы состоялись в Лондоне и Нью-Йорке.
Источник: lenta.ru
11 июля

7409-Древесные кольца сделали климат Римской империи теплее
Международная группа исследователей пришла к выводу, что погода в Европе 2000 лет назад была теплее, чем считалось до сих пор. Статья ученых появилась в журнале Nature Climate Change. Для восстановления информации о климате в прошлом ученые использовали данные, полученные по кольцам на срезах деревьев. Считается, что более теплый год приводит к образованию более широких колец на срезе. В рамках нового исследования ученые предположили, что кольца должны быть не обязательно толще, но заведомо плотнее. Для работы использовались срезы сосны Pinus sylvestris. В результате им удалось установить, что наблюдавшееся до промышленной революции похолодание было сильнее, чем считалось до сих пор. Это означает, что 2 тысячи лет назад климат в Европе был в среднем на 0,6 градуса Цельсия теплее (раньше считалось, что погода была примерно одинаковой). По словам ученых, это позволяло, например, растить в Северной Англии виноград. О том, что в этом регионе рос виноград, имеются исторические записи, однако, сейчас там климат для этого совершенно не пригоден.
Источник: lenta.ru
11 июля

7408-Эксперты скептически отнеслись к "новым" работам Караваджо
Новость о неизвестных рисунках Микеланджело Меризи (Караваджо), жившего на рубеже XVI-XVII веков, облетела информагентства вечером 5 июля, накануне начала продаж электронных книг, написанных историками искусства Маурицио Бернарделли Куруцем (художественный директор Фонда музеев Брешии) и Адрианой Конкони Федриголли. Именно эти авторы заявили, что в миланском замке Сфорца хранятся работы юного Караваджо, созданные в период с 1584 по 1588 годы. Результат их исследований (два тома), можно купить на Amazon, а также на предусмотрительно запущенном сайте "Молодой Караваджо", где анонсируются само открытие и книги, доступные на четырех языках. Там же есть телефоны авторов и редакторов, с которым при желании можно связаться. Итоги их работы, длившейся около двух лет, можно смело отнести к разряду фантастических. Во-первых, речь идет о невероятном количестве - а именно сотне - произведений, которые, по словам исследователей, оцениваются в 700 миллионов евро. Во-вторых, большая часть работ (около 80) - это рисунки Караваджо, а именно о них никогда ничего не было известно. На данный момент история знает о существовании 90 картин, написанных мастером светотени, создававшим свои произведения быстро и с натуры. При этом считается, что Караваджо не оставил после себя ни набросков, ни эскизов, что, собственно, и делает данное "открытие" таким грандиозным и маловероятным одновременно – у ученых отсутствует сравнительный ряд. Работы, о которых толкуют Куруц и Федриголли, были сделаны в то время, когда Караваджо занимался в мастерской известного миланского художника Симоне Петерцано, ученика Тициана. Туда он попал в возрасте 13 лет, и об этом периоде жизни Караваджо, на которого во время учебы сильное влияние оказали ломбардская школа и сам Петерцано, известно не слишком много. В возрасте 18 лет строптивый художник, обладавший скандальным нравом, отправился в Рим.В миланском замке Сфорца коллекция рисунков и картин из мастерской Петерцано хранится с 1924 года, куда ее привезли из расположенной неподалеку церкви. Всего она насчитывает более 1,3 тысячи работ, сделанных как мастером, так и его учениками. Самое же интересное заключается в том, что все это время архив был открыт, находился у всех под носом, и ни разу ни у одного исследователя творчества Караваджо не возникло и мысли, что среди этой кипы рисунков конца XVI века могут быть образцы творчества великого итальянца. Именно это обстоятельство вызывает сомнения у городских властей Милана, которые хоть и сказали, что были бы счастливы "новинкам" от Караваджо, но почему-то верят в это с трудом. Рисунки же, приписываемые сейчас Микеланджело Меризи, раньше считались работами Петерцано. Как и подобает энтузиастам, Куруц и Федриголли фанатично верят в грандиозность открытия, которое должно "перевернуть представления о системе Меризи". Исследователи, например, упирают на то, что так просто не могло быть, чтобы в мастерской Петерцано не осталось ни одной работы блестящего ученика, который, по их мнению, именно в эти годы и сформировал основы своего стиля и техники, развившиеся позднее. Главный механизм атрибуции произведений искусства в данном случае заключался в сравнении рисунков с более поздней - известной - живописью Караваджо, которое якобы и показало удивительное сходство между работами раннего и позднего периодов. Под "сходствами", например, подразумеваются лица изображенных людей, их черты, особенности расположения и движения фигур. Куруц и Федриголли убеждены, что наработанные в ученические годы образы Караваджо использовал на протяжении всей своей жизни, и это их главный аргумент. Так, например, исследователи полагают, что нашли в архиве рисунок с лицом мужчины, которое впоследствии стало лицом человека, изображенного справа от Христа на картине "Ужин в Эммаусе" (1606; на первой версии картины от 1601 года, по мнению исследователей, этот же мужчина изображен слева), хранящейся сейчас в Пинакотеке Брера. На ученических работах, по их мнению, есть лица и с выдающихся картин "Обращение Савла" (1601) и "Юдифь и Олоферн" (1599). К исследованию, его методике и результатам у скептически настроенных историков искусства, которых оказалось большинство и количество которых с каждым днем только растет, оказалась масса вопросов. В замке Сфорца, например, удивились тому, что авторы открытия ни разу не пришли в архив, чтобы лично поработать с материалами и документами. По их данным, Куруц и Федриголли изучали "новые" работы Караваджо по фотографиям. На это, правда, у Куруца нашлось возражение - он сказал, что видел рисунки, просто приходил в архив не в рабочие часы. Такие посещения ему удалось организовать благодаря связям с кем-то из властей Милана. Главное же, что смутило общественность, так это то, что исследование пары не прошло научной экспертизы, ни разу не обсуждалось с кем-то из специалистов по Караваджо (авторы, кстати, таковыми не являются), а представлено в виде электронной книги, да еще и на нескольких языках. Директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи тоже удивился, почему никто ранее не связал всем известные рисунки с именем Караваджо, однако допустил, что ученым могло повезти и их догадка может быть верна. В некотором роде положительную оценку исследованию дал итальянский историк искусства XVI века Клаудио Стринати, назвав его "умным", однако отметил, что лишь некоторые работы могли быть сделаны Караваджо, а не все сто, что, по его мнению, просто абсурдно. Остальные эксперты оказались гораздо резче в своих комментариях. Специалист по Караваджо из американского Колледжа Вильгельма и Марии Джон Спайк заявил, что качество приписываемых итальянцу рисунков значительно выше, чем его ранние работы, что просто противоречит логике. Куратор коллекции в замке Сфорца Франческа Росси отметила, что ученические работы, представленные в архиве, в большинстве случаев типичны и точно их атрибутировать нельзя. Историк искусства Кристина Терзаци из Универcитета Рима III заявила, что ученым нужно быть очень осторожными и внимательными и провести еще множество исследований, прежде чем они смогут сказать, кто автор этих работ. Кейт Кристенсен, глава отделения европейской живописи Метрополитен-музея, и вовсе решила, что авторы находятся в поисках сенсации, а Томазо Монтанари, профессор из Университета из Неаполя, наверное, выразил мнение многих, заметив, что вся акция больше напоминает рекламную кампанию, запущенную для продажи книги, научной же ценности в этом открытии Монтанари не нашел. Разнообразные открытия дилетантов, изучающих историю искусства, далеко не новость, но каждый раз, когда речь заходит об именах гениальных художников, все приходят в невероятное возбуждение. В конце концов, а вдруг, и правда, найдены целых сто рисунков самого Караваджо? Однако здравый смысл подсказывает, что вот так как раз и не бывает: и цифра слишком круглая, и имя слишком великое. Итальянское и мировое сообщество сейчас твердо настроены провести ряд встреч, изучить произведения, а главное - само исследование, однако все это лишь прибавит популярности Куруцу и Федриголли, которые, надо сказать, и вправду запустили очень рекламный сайт. Принадлежат ли работы Караваджо - пока можно только строить версии и догадки. Наверное, единственное, в чем Куруц точно не лукавит, так это в том, что в музеях и университетах Италии сидит мафия ученых, которая не дает прохода молодым исследователям. Не зная, как обратить внимание на себя и на свои научные достижения, они вынуждены "открывать" Караваджо и запускать сайты. В этой ситуации им можно только посочувствовать, а за Караваджо все же стоит порадоваться: еще сто лет назад имя одного из крупнейших реформаторов западноевропейской живописи было практически забыто, теперь же оно стоит рядом с именем Леонардо.
Источник: Татьяна Ершова: lenta.ru
11 июля

7407-Три картины Тициана выставили вместе впервые с XVIII века
Лондонская Национальная галерея подготовила масштабный проект "Метамофрозы: Тициан 2012", в котором принимали участие британские деятели искусства из разных областей. Центральным событием проекта стала выставка трех работ Тициана, которые, как сообщается на сайте музея, экспонируется вместе впервые с XVIII века. Речь идет о картине "Диана и Каллисто" (1556-1559), которую британские музеи выкупили в 2012 году, "Диана и Актеон" (1556-1559; выкупленная в 2009), а также "Смерть Актеона" (1556-1559). Эти полотна входят в цикл работ итальянского живописца, сделанный по "Метаморфозам" Овидия. Картины заказал испанский король Филипп II. Задача проекта - связать творчество Тициана с творчеством современных британских художников. Полотна в данном случае служат источником вдохновения для хореографов и танцовщиков Королевского балета, художников и поэтов, которые создают свои произведения "в ответ" на картины Тициана. В музее выставлены костюмы и декорации, созданные тремя художниками Крисом Офили (Chris Ofili), Конрадом Шоукроссом (Conrad Shawcross), а также Марком Уоллингером (Mark Wallinger) специально для новых балетных постановок Королевского балета. Видео с балетами, посвященными "Метаморфозам" и Тициану, можно посмотреть в самом музее; премьера же балетов на сцене Лондонской Королевской оперы пройдет с 14 по 20 июля. Кроме того, три автора создали самостоятельные работы, не имеющие отношение в балету; например, в рамках проекта Уоллингера в закрытой ванной комнате ходят обнаженные женщины – каждую зовут Диана, художник же предлагает наблюдать за обнаженными Дианами через маленький глазок. "Метамофрозы: Тициан 2012" проходит в рамках фестиваля культуры в Лондоне, который предваряет Олимпийские игры-2012.
Источник: lenta.ru
11 июля

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101][102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758]
Rambler's Top100