Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Иллюстрации от Исторического Журнала History Illustrated


Интерьер общественного туалета на набережной Ариакэ в приморском районе Токио.
Интерьер общественного туалета на набережной Ариакэ в приморском районе Токио.
Увеличить
Интерьер общественного туалета на набережной Ариакэ в приморском районе Токио.
Интерьер общественного туалета на набережной Ариакэ в приморском районе Токио.
Увеличить
Японский военный лагерь в Манчжурии
Японский военный лагерь в Манчжурии
Увеличить
Иезуитские миссионеры в Японии. Фрагмент японской ширмы.
Иезуитские миссионеры в Японии. Фрагмент японской ширмы.
Увеличить
Последний сёгун Ёсинобу Токугава заявляет о своем отречении от власти 7 ноября 1867 года. Японская цветная гравюра XIX в.
Последний сёгун Ёсинобу Токугава заявляет о своем отречении от власти 7 ноября 1867 года. Японская цветная гравюра XIX в.
Увеличить
Император Мацухито.
Император Мацухито.
Увеличить
Разгром войск оппозиции у деревушек Фусими и Тоба в январе 1868 года. Японская цветная гравюра XIX в.
Разгром войск оппозиции у деревушек Фусими и Тоба в январе 1868 года. Японская цветная гравюра XIX в.
Увеличить
Американский корабль в бухте Эдо. 1853. Японская цветная ксилография.
Американский корабль в бухте Эдо. 1853. Японская цветная ксилография.
Увеличить
Первый визит эскадры командора Мэтью Перри в Японию в 1853 году. Японская цветная гравюра XIX в.
Первый визит эскадры командора Мэтью Перри в Японию в 1853 году. Японская цветная гравюра XIX в.
Увеличить
Морской бой 17 сентября 1894 года на Желтом море во время японо-китайской войны. Японская цветная гравюра XIX в.
Морской бой 17 сентября 1894 года на Желтом море во время японо-китайской войны. Японская цветная гравюра XIX в.
Увеличить
Первый японско-китайский конфликт 1894–1895 гг. Японская гравюра конца XIX в., раскрашенная вручную.
Первый японско-китайский конфликт 1894–1895 гг. Японская гравюра конца XIX в., раскрашенная вручную.
Увеличить
Доктор Хуго Эккенер приветствует 200 000 японцев, собравшихся на площади перед входом в парк императорского дворца в Токио.
Доктор Хуго Эккенер приветствует 200 000 японцев, собравшихся на площади перед входом в парк императорского дворца в Токио.
Увеличить
Японская карта провинции Шантунг. XIX в.
Японская карта провинции Шантунг. XIX в.
Увеличить
Битва при Сэкигахара. Фрагмент японской ширмы. Около 1612 г. Веер вверху слева - Знамя клана Хонда.
Битва при Сэкигахара. Фрагмент японской ширмы. Около 1612 г. Веер вверху слева - Знамя клана Хонда.
Увеличить
Тоётоми Хидэёси. Неизвестный художник. 1598-1600 гг.
Тоётоми Хидэёси. Неизвестный художник. 1598-1600 гг.
Увеличить
Виды средневековых японских доспехов (слева направо) - о-ёрой, до-мару, харамаки. Японские доспехи подразделяются на два основных класса: <старые> доспехи (о-ёрой, до-мару, харамаки), изготавливавшиеся до XVI в., и <современные> (гусоку), т.е. бытовавшие с XVI до конца XIX в. Появившиеся еще в Х в. классические японские <большие доспехи> о-ёрой к XVI в. вышли из употребления. Доспехи до-мару появились раньше о-ёрой, еще в эпоху Нара. Они были достаточно легкими и в то же время не сковывали движения воина, так как лучше сидели по фигуре. До-мару считались простыми доспехами пехотинца, не подходящими для знатных воинов. Но уже в XIV в. их стали носить даже самураи высшего ранга, правда, дополнив и украсив их по своему вкусу. Панцирь до-мару (буквально <вокруг туловища>) в отличие от о-ёрой плотнее облегал туловище, но также застегивался на правом боку. Правда, нагрудная и наспинная пластины у до-мару не только не оставляли свободного промежутка, но даже частично перекрывали друг друга, так что для этого панциря не требовалось дополнительной пластины. Юбка-кусадзури состояла не из четырех, а из семи панелей. Кожаный нагрудник-цурубасири отсутствовал, хотя в XII веке появился гибридный панцирь, называемый до-мару ёрой, сочетавший в себе семь кусадзури и цурубасири. В XIV в. для небогатых самураев и пехотинцев асигару были разработаны новые легкие доспехи харамаки. Корпус воина защищал панцирь ко, состоящий из большой нагрудной пластины и набрюшника харамаки. Спину воина защищала еще одна пластина, скрепленная с ко и харамаки шнурами. Плечи были прикрыты широкими наплечниками. Для асигару также была изобретена новая легкая кираса - хараатэ.
Виды средневековых японских доспехов (слева направо) - о-ёрой, до-мару, харамаки. Японские доспехи подразделяются на два основных класса: <старые> доспехи (о-ёрой, до-мару, харамаки), изготавливавшиеся до XVI в., и <современные> (гусоку), т.е. бытовавшие с XVI до конца XIX в. Появившиеся еще в Х в. классические японские <большие доспехи> о-ёрой к XVI в. вышли из употребления. Доспехи до-мару появились раньше о-ёрой, еще в эпоху Нара. Они были достаточно легкими и в то же время не сковывали движения воина, так как лучше сидели по фигуре. До-мару считались простыми доспехами пехотинца, не подходящими для знатных воинов. Но уже в XIV в. их стали носить даже самураи высшего ранга, правда, дополнив и украсив их по своему вкусу. Панцирь до-мару (буквально <вокруг туловища>) в отличие от о-ёрой плотнее облегал туловище, но также застегивался на правом боку. Правда, нагрудная и наспинная пластины у до-мару не только не оставляли свободного промежутка, но даже частично перекрывали друг друга, так что для этого панциря не требовалось дополнительной пластины. Юбка-кусадзури состояла не из четырех, а из семи панелей. Кожаный нагрудник-цурубасири отсутствовал, хотя в XII веке появился гибридный панцирь, называемый до-мару ёрой, сочетавший в себе семь кусадзури и цурубасири. В XIV в. для небогатых самураев и пехотинцев асигару были разработаны новые легкие доспехи харамаки. Корпус воина защищал панцирь ко, состоящий из большой нагрудной пластины и набрюшника харамаки. Спину воина защищала еще одна пластина, скрепленная с ко и харамаки шнурами. Плечи были прикрыты широкими наплечниками. Для асигару также была изобретена новая легкая кираса - хараатэ.
Увеличить
Военачальник высшего ранга в доспехах тосэй-гусоку с веером гумбай-утива. В XVI в. на смену классической модели с ламеллярной конструкцией приходят новые доспехи, получившие название тосэй-гусоку (<современные доспехи>), или просто гусоку. Существовало множество различных вариантов тосэй-гусоку, но все они имели редкую шнуровку (или вообще цельнометаллическую кирасу) и плотно облегали тело, так что большая часть их веса переносилась с плеч на бедра. Доспехи тосэй-гусоку лучше отвечали новому требованию - противостоять огнестрельному оружию и быть удобными для длительных кампаний.
Военачальник высшего ранга в доспехах тосэй-гусоку с веером гумбай-утива. В XVI в. на смену классической модели с ламеллярной конструкцией приходят новые доспехи, получившие название тосэй-гусоку (<современные доспехи>), или просто гусоку. Существовало множество различных вариантов тосэй-гусоку, но все они имели редкую шнуровку (или вообще цельнометаллическую кирасу) и плотно облегали тело, так что большая часть их веса переносилась с плеч на бедра. Доспехи тосэй-гусоку лучше отвечали новому требованию - противостоять огнестрельному оружию и быть удобными для длительных кампаний.
Увеличить
Боевые веера японских самураев гунсен (слева) и гумбай-утива (справа). Рис. А.Шепса. Боевые веера -  часть самурайских доспехов и один из символов власти и высокого положения. Японские веера бывают двух типов: утива (веер-лепесток) и сэнсу (складывающийся). Плоский нескладывающийся веер утива возник в период Хэйан (794-1185). Он стал прототипом боевого веера гумбай (<веер полководца>). Более смертоносным оружием были складные веера: ставший боевым гунсен, который носили самураи, облаченные в доспехи, и веер тетсу-сен (или тессен), который соответствовал бытовому костюму. Тяжелый и прочный, оправленный в металл тессен предназначался для отражения внезапного нападения. Техника использования боевого веера в качестве оружия самообороны - Tessen-jutsu -является одним из видов японских боевых искусств. Во время сражения тессен использовался для подачи сигналов военного маневра. На обеих сторонах веера изображался самурайский родовой герб (мон).
Боевые веера японских самураев гунсен (слева) и гумбай-утива (справа). Рис. А.Шепса. Боевые веера - часть самурайских доспехов и один из символов власти и высокого положения. Японские веера бывают двух типов: утива (веер-лепесток) и сэнсу (складывающийся). Плоский нескладывающийся веер утива возник в период Хэйан (794-1185). Он стал прототипом боевого веера гумбай (<веер полководца>). Более смертоносным оружием были складные веера: ставший боевым гунсен, который носили самураи, облаченные в доспехи, и веер тетсу-сен (или тессен), который соответствовал бытовому костюму. Тяжелый и прочный, оправленный в металл тессен предназначался для отражения внезапного нападения. Техника использования боевого веера в качестве оружия самообороны - Tessen-jutsu -является одним из видов японских боевых искусств. Во время сражения тессен использовался для подачи сигналов военного маневра. На обеих сторонах веера изображался самурайский родовой герб (мон).
Увеличить
Веер тессен. Многослойная японская бумага, лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец XVIII в.
Веер тессен. Многослойная японская бумага, лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец XVIII в.
Увеличить
Веер тессен. Многослойная японская бумага, лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец XVIII в.
Веер тессен. Многослойная японская бумага, лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец XVIII в.
Увеличить
Веер тессен. Многослойная японская бумага, лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец XVIII в.
Веер тессен. Многослойная японская бумага, лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец XVIII в.
Увеличить
Доспехи до-мару. Фрагмент японской гравюры.
Доспехи до-мару. Фрагмент японской гравюры.
Увеличить
Доспех до-мару. Эпоха Эдо, XVII в.
Доспех до-мару. Эпоха Эдо, XVII в.
Увеличить
Японские доспехи первой половины XVI в. Музей этнографии. Женева.
Японские доспехи первой половины XVI в. Музей этнографии. Женева.
Увеличить
Японские доспехи первой половины XVI в. Музей этнографии. Женева.
Японские доспехи первой половины XVI в. Музей этнографии. Женева.
Увеличить
Доспехи намбан-гусоку, принадлежавшие Токугава Иэясу (1542-1616). Главы феодальных кланов даймё и их генералы продолжали в XVI в. носить старые и не очень практичные, зато богато декорированные доспехи до-мару и харамаки, что демонстрировало древность их рода и богатство. Более прогрессивные даймё покупали очень дорогие европейские доспехи намбан-гусоку. Настоящие доспехи намбан-гусоку были редкостью, которую мог себе позволить только очень богатый даймё. Обычно импортировались кирасы производства Испании, Италии и Голландии. В Японии их модифицировали в намбан-до, оснащая <юбкой> гэссан и плечевыми лямками ватагами, после чего металлу придавали красновато-коричневатый оттенок вместо европейской полировки. Если использовался латный воротник, он надевался поверх кирасы, а не под нее, как в Европе.
Доспехи намбан-гусоку, принадлежавшие Токугава Иэясу (1542-1616). Главы феодальных кланов даймё и их генералы продолжали в XVI в. носить старые и не очень практичные, зато богато декорированные доспехи до-мару и харамаки, что демонстрировало древность их рода и богатство. Более прогрессивные даймё покупали очень дорогие европейские доспехи намбан-гусоку. Настоящие доспехи намбан-гусоку были редкостью, которую мог себе позволить только очень богатый даймё. Обычно импортировались кирасы производства Испании, Италии и Голландии. В Японии их модифицировали в намбан-до, оснащая <юбкой> гэссан и плечевыми лямками ватагами, после чего металлу придавали красновато-коричневатый оттенок вместо европейской полировки. Если использовался латный воротник, он надевался поверх кирасы, а не под нее, как в Европе.
Увеличить
Доспехи тосэй-гусоку, принадлежавшие Хонда Тадакацу (1548-1610), даймё провинции Исэ, одному из главных военачальников Токугава Иэясу.
Доспехи тосэй-гусоку, принадлежавшие Хонда Тадакацу (1548-1610), даймё провинции Исэ, одному из главных военачальников Токугава Иэясу.
Увеличить
Шлем Курода Нагамаса.
Шлем Курода Нагамаса.
Увеличить
Японская фитильная аркебуза и боеприпасы к ней. Начало XVII в. Ружье в Японии получило название тэппо, но его также называли хинава-дзю (<фитильное ружье>) и танэгасима. Последнее название, очевидно, происходит от островка Танэгасимо, где впервые высадились португальцы, познакомившие Японию с этим оружием.  Изготовляемые японцами ружья были гладкоствольные с закрывавшимся фитильным замком и варьировались от длинных ружей для пехоты до коротких карабинов и даже пистолетов, которыми мог пользоваться всадник. Японцы не только скопировали европейскую аркебузу, но и усовершенствовали ружейный замок.  Хороший порох был дорогим, его импортировали из Европы, как правило из Англии, так как местный был худшего качества. Аркебузирам выдавались две пороховницы, одна побольше (собственно пороховница хаяго) для пороха, засыпаемого в ствол, и одна поменьше (натруска кутигусури-ирэ) для мелкого затравочного пороха. Их делали из лакированного дерева или папье-маше, и у них была трубчатая горловина, снабженная костяной крышкой. Более прогрессивные полководцы снабжали своих стрелков бандельерами по примеру Запада. Это была перевязь, надеваемая через плечо, с серией бумажных гильз хяго, каждая из которых содержала заранее отмеренное количество порохового заряда. Боеприпасы даняку - порох (энсё) и пули (данган, дзюган или тама) - переносили на спине в железных ящичках бо-бия специально предназначенные люди.
Японская фитильная аркебуза и боеприпасы к ней. Начало XVII в. Ружье в Японии получило название тэппо, но его также называли хинава-дзю (<фитильное ружье>) и танэгасима. Последнее название, очевидно, происходит от островка Танэгасимо, где впервые высадились португальцы, познакомившие Японию с этим оружием. Изготовляемые японцами ружья были гладкоствольные с закрывавшимся фитильным замком и варьировались от длинных ружей для пехоты до коротких карабинов и даже пистолетов, которыми мог пользоваться всадник. Японцы не только скопировали европейскую аркебузу, но и усовершенствовали ружейный замок. Хороший порох был дорогим, его импортировали из Европы, как правило из Англии, так как местный был худшего качества. Аркебузирам выдавались две пороховницы, одна побольше (собственно пороховница хаяго) для пороха, засыпаемого в ствол, и одна поменьше (натруска кутигусури-ирэ) для мелкого затравочного пороха. Их делали из лакированного дерева или папье-маше, и у них была трубчатая горловина, снабженная костяной крышкой. Более прогрессивные полководцы снабжали своих стрелков бандельерами по примеру Запада. Это была перевязь, надеваемая через плечо, с серией бумажных гильз хяго, каждая из которых содержала заранее отмеренное количество порохового заряда. Боеприпасы даняку - порох (энсё) и пули (данган, дзюган или тама) - переносили на спине в железных ящичках бо-бия специально предназначенные люди.
Увеличить
Аркебузиры, стреляющие в лучников. Фрагмент японской гравюры.
Аркебузиры, стреляющие в лучников. Фрагмент японской гравюры.
Увеличить
Аркебузир. Рис. А.Шепса.
Аркебузир. Рис. А.Шепса.
Увеличить
Схема сражения при Сэкигахара
Схема сражения при Сэкигахара
Увеличить
Боевые построения самураев - 1) ганко (гуси в полете); 2) хоси (наконечник стрелы); 3) хеси (замочная скважина); 4) какуёку (крыло журавля); 5) кояку (ярмо); 6) гёрин (рыбья чешуя); 7) энгэцу (половинка Луны)
Боевые построения самураев - 1) ганко (гуси в полете); 2) хоси (наконечник стрелы); 3) хеси (замочная скважина); 4) какуёку (крыло журавля); 5) кояку (ярмо); 6) гёрин (рыбья чешуя); 7) энгэцу (половинка Луны)
Увеличить
Битва при Сэкигахара. Иллюстрация из книги Стивена Тёрнбулла <Самурайская война>.
Битва при Сэкигахара. Иллюстрация из книги Стивена Тёрнбулла <Самурайская война>.
Увеличить
Знамена нобори. 1_ Ода Юраку (Восток) 2_ Арима Тоёудзи (Восток) 3_Танака Ёсимаса (Восток) 4_Икома Кадзумаса (Восток)  Рис. А.Шепса.
Знамена нобори. 1_ Ода Юраку (Восток) 2_ Арима Тоёудзи (Восток) 3_Танака Ёсимаса (Восток) 4_Икома Кадзумаса (Восток) Рис. А.Шепса.
Увеличить
Знамена нобори. 1_Икэда Тэрумаса (Восток) 2_ Тэрасава Хиротака (Восток) 3_ Кёгоку Такатомо (Восток) 4_ Гонцы Токугава Иэясу Рис. А.Шепса.
Знамена нобори. 1_Икэда Тэрумаса (Восток) 2_ Тэрасава Хиротака (Восток) 3_ Кёгоку Такатомо (Восток) 4_ Гонцы Токугава Иэясу Рис. А.Шепса.
Увеличить
Знамена нобори. 1_Хирацука Тамэхиро (Запад) 2_ Кониси Юкинага (Запад) 3_ Симадзу Ёсихиро (Запад) 3_ Исида Мицунари (Запад) Девиз Исида Мицунари на белом нобори можно примерно перевести как <Великая, огромная, десятитысячная удача>. Иероглифы были сгруппированы кроссвордом и одновременно служили гербом владельца, что является исключительным случаем, поскольку иероглифы включались в герб весьма редко и обычно в сочетании с каким-либо рисунком. Рис. А.Шепса.
Знамена нобори. 1_Хирацука Тамэхиро (Запад) 2_ Кониси Юкинага (Запад) 3_ Симадзу Ёсихиро (Запад) 3_ Исида Мицунари (Запад) Девиз Исида Мицунари на белом нобори можно примерно перевести как <Великая, огромная, десятитысячная удача>. Иероглифы были сгруппированы кроссвордом и одновременно служили гербом владельца, что является исключительным случаем, поскольку иероглифы включались в герб весьма редко и обычно в сочетании с каким-либо рисунком. Рис. А.Шепса.
Увеличить
Знамена нобори. 1_ Огава Ютада (Запад, перешел на сторону Востока) 2_ Кобаякава Хидэаки (Запад, перешел на сторону Востока) 3_ Вакидзака Ясахару  (Запад, перешел на сторону Востока) 4_ Куцуки Мотоцуна (Запад, перешел на сторону Востока) Рис. А.Шепса.
Знамена нобори. 1_ Огава Ютада (Запад, перешел на сторону Востока) 2_ Кобаякава Хидэаки (Запад, перешел на сторону Востока) 3_ Вакидзака Ясахару (Запад, перешел на сторону Востока) 4_ Куцуки Мотоцуна (Запад, перешел на сторону Востока) Рис. А.Шепса.
Увеличить
Конная статуя Ии Наомаса.
Конная статуя Ии Наомаса.
Увеличить
Один из шлемов, принадлежавший <красному дьяволу> из клана Ии. <Красные дьяволы> - самураи из клана Ии - носили доспехи ярко-красного цвета. До XVI в. все цветовые оттенки, присутствовавшие в оформлении защитного вооружения, определялись цветом шнуров, которыми скреплялись отдельные пластины в компонентах доспеха. С появлением доспеха, состоявшего из металлических пластин большого размера, появилась возможность раскрашивать их цветным лаком и наносить цвета клана и фамильные знаки. Доспехи клана Ии - уникальный пример самоидентификации их владельцев. Вместо обычных, покрытых черным или коричневым лаком доспехов, которые в XVI в. носили за редким исключением все самураи (у Токугава Иэясу были доспехи золотого цвета), Ии Наомаса одел своих воинов в доспехи кирпично-красного цвета с глубокой, насыщенной лакировкой. В этот цвет были выкрашены кирасы, шлемы, сасимоно, штандарты, сбруя лошадей и даже наручи. На нескольких ширмах того периода воинов клана Ии легко можно узнать по особенному цвету их доспехов.
Один из шлемов, принадлежавший <красному дьяволу> из клана Ии. <Красные дьяволы> - самураи из клана Ии - носили доспехи ярко-красного цвета. До XVI в. все цветовые оттенки, присутствовавшие в оформлении защитного вооружения, определялись цветом шнуров, которыми скреплялись отдельные пластины в компонентах доспеха. С появлением доспеха, состоявшего из металлических пластин большого размера, появилась возможность раскрашивать их цветным лаком и наносить цвета клана и фамильные знаки. Доспехи клана Ии - уникальный пример самоидентификации их владельцев. Вместо обычных, покрытых черным или коричневым лаком доспехов, которые в XVI в. носили за редким исключением все самураи (у Токугава Иэясу были доспехи золотого цвета), Ии Наомаса одел своих воинов в доспехи кирпично-красного цвета с глубокой, насыщенной лакировкой. В этот цвет были выкрашены кирасы, шлемы, сасимоно, штандарты, сбруя лошадей и даже наручи. На нескольких ширмах того периода воинов клана Ии легко можно узнать по особенному цвету их доспехов.
Увеличить
Самурай в полном боевом облачении. Гравюра Куниёси.
Самурай в полном боевом облачении. Гравюра Куниёси.
Увеличить
Японский кавалерийский меч XVI в.
Японский кавалерийский меч XVI в.
Увеличить
Битва при Сэкигахара. Фрагмент японской ширмы.
Битва при Сэкигахара. Фрагмент японской ширмы.
Увеличить
Исида Мицунари
Исида Мицунари
Увеличить
Отсечение головы убитого врага. Фрагмент свитка из замка Уэда.
Отсечение головы убитого врага. Фрагмент свитка из замка Уэда.
Увеличить
Токугава Иэясу. Худ. Кано Танью. Эпоха Эдо, 1602-1634 гг.
Токугава Иэясу. Худ. Кано Танью. Эпоха Эдо, 1602-1634 гг.
Увеличить
Японский «танец дракона».
Японский «танец дракона».
Увеличить
Драконы различных типов на изразцах. Япония.
Драконы различных типов на изразцах. Япония.
Увеличить
Драконы на разнообразных чашах. Япония.
Драконы на разнообразных чашах. Япония.
Увеличить
Дракон горы Фудзи, изображенный на тарелке. Япония.
Дракон горы Фудзи, изображенный на тарелке. Япония.
Увеличить
Rambler's Top100