Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Александр Попов "Сад Богородицы на горе Афон"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

Согласно преданию, в 49 году корабль, на котором плыла Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в бурю, и его прибило к восточному берегу Афона. Гористый полуостров, далеко выдававшийся в изумрудные воды Эгейского моря, был покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. Дева Мария так была поражена красотой этого места, что попросила у Бога его себе в удел. На что получила ответ: «Да будет место сие удел твой и сад твой и рай и пристань спасения желающих спастись». Века спустя, в 980-983 году, православными монахами из Грузии здесь будет основан Иверский монастырь, один из древнейших на Святой Горе. История «сада Богородицы» уходит в далекое прошлое. Афонская традиция связывает заселение полуострова с приходом сюда монахов, вынужденных бежать с земель, завоеванных арабами в VI-VII веках, хотя отшельники и аскеты, возможно, укрывались здесь в поисках уединения еще на заре христианства. Одни жили в пещерах, истязали себя голодом, пытками и бесконечными молитвами. Другие селились небольшими группами, разделяя территорию полуострова с мирянами. Окончательно превращение Афона из прибежища отшельников в иноческий центр монашества произошло IX веке, во время правления византийского императора Василия I Македонянина, подтвердившего своим хрисовулом (указом) исключительное право монахов проживать на полуострове. Этим же указом, до сих пор хранящемся в святогорских архивах, мирянам, жившим в окрестных селениях, запрещалось нарушать их спокойствие и уединение. Сохранился и другой не менее важный документ того времени – «Типикон» (устав) Иоанна Цимисхия – первый официальный устав афонского монашеского сообщества, изданный в конце 971 или начале 972 года.
В числе других позиций он утвердил автономный статус афонских монастырей под покровительством Византийской империи. «Типикон» был написан на пергамене, выделанном из козлиной шкуры, поэтому у него есть и еще одно любопытное название – «Трагос» (козел – по-гречески).

«ОТНЫНЕ НАЗЫВАТЬСЯ АФОНУ СВЯТОЙ ГОРОЙ ВСЕГДА»

История афонских монастырей начинается с возведения на скалистом плато юго-восточной части полуострова Великой Лавры, по праву считающейся матерью всех афонских монастырей. Она была основана в 963 году византийским монахом, выходцем из Каппадокии Афанасием (имя при крещении Авраамий). Об основателе монастыря напоминают и его названия, упоминаемые в ранних византийских документах: «Лавра кира Афанасия», «Лавра Святого Афанасия». Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и кельи для первых восьмидесяти насельников обители были сооружены на пожертвования военачальника и будущего императора Византии Никифора Фоки, который и сам намеревался стать здесь отшельником. Возможно, так и случилось бы, но жизнь Никифора трагически оборвалась: в декабре 969 года он был убит в собственном дворце. Материальную помощь новому монастырю оказывал и преемник Фоки Иоанн Цимисхий, с которым Афанасий Афонский тоже поддерживал дружеские отношения. Строительство монастырей на Афоне встретило противодействие со стороны отшельников, привыкших к уединению, и не желавших подчиняться дисциплине общего жития. Согласно жизнеописанию Афанасия, датируемому ХI веком, он на какое-то время даже вынужден был уехать на Кипр, но вернулся и всю оставшуюся жизнь, до гибели во время ремонта под рухнувшим сводом церкви, занимался строительством и обустройством монастыря. После смерти Афанасий был канонизирован.

Rambler's Top100