Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Марина Дацишина "Письмо под диктовку Геббельса. Почта как элемент нацистской пропаганды в 19411944 годах"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

Миф о собственной гениальности будущий министр пропаганды Йозеф Геббельс стал создавать задолго до прихода нацистов к власти. Использовались в этих целях не только газеты, радио, кино, театральные подмостки, постановки массовых мероприятий, убеждать общество во всемогуществе нацистского министра должны были даже анекдоты. Однако, как красноречиво следует из его дневниковых записей, далеко не все наработки его ведомства принадлежат Геббельсу. Пропагандистские технологии он заимствовал из арсенала противников – Великобритании, СССР и США. С американским медиамагнатом Уильямом Херстом Геббельс лично был знаком еще до войны. Они встречались в сентябре 1934 года – запись об этом сохранилась в дневнике посла США в Германии в 19331937 годах Уильяма Додда. Более того, Херст и Геббельс заключили соглашение, по которому министерство пропаганды получало из агентства Херста всю информацию по европейским делам одновременно с тем, как она поступала в США. К этому времени Херст уже в течение пятишести лет активно сотрудничал с Муссолини, в дипломатических кругах США ходили слухи, что, он, якобы, предложил вождю итальянских фашистов сделку: 1 доллар США за каждое слово, сказанное специально для газет «Hearst Corporation». Херст получил эксклюзивные интервью, а Муссолини – значительные гонорары. В издательском концерне Херста работал и Эдвард Бернейс, на работы которого опирался германский министр пропаганды. Помимо успешного сотрудничества в области рекламы с компаниями «American Tobacco Company», «General Electric» «Dodge Motors», Бернейс известен участием в «Creel Comission» – «Комиссии Крила», созданной по инициативе президента Вудро Вильсона в апреле 1917 года. Целью комиссии было изменение пацифистского настроения американцев в период Первой мировой войны, «поддержание боевого духа» нации, а также пропаганда внешнеполитических решений США. Считая войну товаром, Бернейс советовал начинать с лозунгов солидарности общества. Согласно его концепции, для того, чтобы присоединить целевую группу «потребителей» к воину, нужно выбрать общий для них признак, например, воин также ест, пьет, одевается, отдыхает, мечтает, как представитель целевой группы. Бернейс рекомендовал всегда упрощать проблему, отвлекая внимание от неприятных последствий; создавать мелодраматические истории; увеличить частотность использования слов «семья», «мир», «свобода», «родина», «жертва», «награда за жертву»; создавать максимально обобщенные сообщения.
Информация о деятельности и книгах Бернейса была хорошо известна Геббельсу и его коллегам по министерству. Работы специалистов в области политической пропаганды, изданные на западе сразу после Первой мировой войны, на которые опирался Геббельс, не были широко известны отечественным исследователям в течение длительного времени; поэтому Геббельса ошибочно стали считать чуть ли не отцом политической пропаганды, что само по себе неверно. Из опыта американской пропаганды времен Первой мировой войны было заимствовано нацистской Германией и включение в пропагандистский дискурс почтового сообщения. В армии США солдатам выдавались почтовые открытки с перечнем возможных вариантов сообщений: «я здоров»; «я болен»; «я в госпитале». За ними следовали некоторые уточняющие сообщения: «я вскоре еду в отпуск»; «я вернулся из отпуска»; «я получил ваше письмо»; «я не получал вашего письма». На открытках солдаты могли подписать свои имена, адреса получателей, а также вычеркнуть ненужные напечатанные фразы. Добавлять собственные фразы в текст письма ни карандашом, ни чернилами они не могли. Подразделения американской армии по ведению психологической войны выпустили специальную разновидность подобных открыток для пропаганды перехода на сторону противника. Текст последних дополняло следующее сообщение: «Я был взят в плен американцами. Теперь я получаю два фунта белого хлеба в день, мясо, апельсины, шоколад, папиросы и рулон туалетной бумаги; те же самые рационы выдаются американским военным». Прием оказался действенным: сдавшиеся в плен германские солдаты нередко спрашивали, когда же они смогут получить белый хлеб, апельсины и шоколад. Копируя наработки американцев, Германия в 1943 году также выпустила специальные бело-зеленые открытки, включавшие фразы на немецком, украинском, польском и русском языках, и предназначавшиеся для переписки военнопленных, которые находились в немецких лагерях. Цензура в каждом лагере должна была просматривать все открытки. Запрещалось привлекать в цензурные подразделения советских военнопленных.
Rambler's Top100