Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Александр Попов "Легенда о царстве пресвитера Иоанна"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

У популярной средневековой легенды о некоем могущественном христианском государстве в Индии, управлял которым царь-священник Иоанн, есть конкретный автор – епископ Оттон Фрейзингенский. Он рассказал эту историю в 1146 году в хронике «Historia de duabus civitabitus», сообщив, что сведения получил от сирийского епископа, с которым годом ранее встречался при папском дворе в Риме. Автор хроники пользовался значительным авторитетом: помимо высокого положения в католическом мире, имел благороднейшее происхождение – был сыном австрийского маркграфа Леопольда III, а по матери – внуком императора Генриха IV, дядей императора Фридриха I Барбароссы и сводным братом императора Конрада III, поэтому в истинности этого рассказа современники не сомневались. Конкретно о пресвитере Иоанне Оттон Фрейзингенский сообщал следующее: «Утверждают, что трое волхвов, о которых упоминается в Евангелии, были из его рода, и он правит теми же самыми народами, наслаждаясь такой славой и изобилием, что, как говорят, не пользуется никаким иным скипетром, кроме смарагдового». Около 1165 года, уже после смерти Оттона, история о царстве пресвитера Иоанна пополнилась его собственным «посланием», адресованным византийскому императору Мануилу Комнину (1143-1180 гг.), в котором загадочный христианский правитель описывает свои владения в «трех Индиях» – «от внутренней Индии, где покоится тело святого апостола Фомы... до самой Вавилонской башни». Сохранилось несколько сотен рукописных, а после изобретения книгопечатания и печатных копий этого письма, переведенного на разные языки и распространившегося по всей Европе. Основную часть его занимает описание чудес Индийского царства: земли полны диковин и населены множеством народов, среди которых названы амазонки, кентавры, гигантские муравьи и прочие чудесные обитатели.
Впрочем, подобные описания Индии европейцам были неплохо известны еще из сочинений античных авторов, по-видимому, составителем письма пресвитера Иоанна оттуда и списанным. Тогда как об авторе существует несколько предположений. По одной версии, «послание пресвитера Иоанна» было составлено немецким клириком из окружения Рейнальда фон Дасселя, советника императора Фридриха Барбароссы. По другой – автором послания был некий еврей из Северной Италии. Появлению последней послужило то, что в числе своих подданных пресвитер называл также пропавшие десять колен Израиля. Как бы там ни было, доверие к сведениям о существовании в Индии христианского царства в средние века было столь велико, что во времена крестовых походов рыцари ждали, что его правитель вот-вот придет со своим могучим войском в Палестину и поможет отвоевать Святую землю у мусульман. А папа римский Александр III в 1177 году даже направил пресвитеру Иоанну собственноручное письмо, послав отвезти его своего личного врача Филиппа. Однако из того что известно о судьбе папского лекаря после отъезда Рима, ни Индийское христианское царство, ни его правителя ему найти не удалось, а потом и сам Филипп сгинул неизвестно где. В следующем – XIII столетии – поиски потомков легендарного пресвитера Иоанна предпринимали итальянский францисканец Джованни Плано Карпини, фламандский монах Гильом де Рубрук, доминиканский миссионер Риккольдо да Монтекроче, францисканский миссионер Иоанн из Монтекорвино, которые по поручению папы вели в Азии миссионерскую деятельность. Тогда же возник новый вариант легенды, согласно которому пресвитер Иоанн погиб в битве с монголами. О ней рассказывает в своей «Книге о разнообразии мира» Марко Поло, отправившийся на Восток в 1271 году вместе со старшими братьями, итальянскими купцами Никколо и Маттео Поло.
Rambler's Top100