Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Ирина Руцинская "Пальма как атрибут советского официоза"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

В России пальмы, независимо от их сорта, растут в горшках и кадках. Если исключить несколько южных регионов, где они способны выживать под открытым небом, пальмы можно назвать интерьерными растениями – экзотическими и дорогими. И такими они были всегда. Не удивительно, что «Пальмовое воскресенье», как праздник «Входа Господня в Иерусалим», у нас называют «Вербным», и вместо веток теплолюбивых южных растений, которыми жители древнего города приветствовали Иисуса Христа, в России используют ветки едва распустившейся пушистой вербы. Это не значит, что библейское растение совершенно не фигурировало в православном контексте. Пальмовые ветви изображались на иконах – их держали в руках святые как символ праведности и мученической смерти. Вспоминая события из жизни Христа, пальму рассматривали в качестве символа триумфа, «знамения победы» над смертью. При всей многозначности религиозного символа, очевидна его связь с темой смерти, возрождения и вечной жизни. Именно в таком качестве пальма вошла в похоронный ритуал, став почти обязательным атрибутом похорон российских императоров и членов их семей. Если посмотреть на фотографии и гравюры начала ХХ века, фиксирующие интерьер Петропавловского собора (место захоронения русских царей), можно увидеть, что горшки с пальмами стояли почти у каждой могилы. Казалось бы, после революции 1917 года подобную традицию неизбежно ожидало полное забвение – слишком велик груз связанных с ней религиозных и имперских аллюзий. Но представлявшееся таким очевидным и предсказуемым развитие событий неожиданно пошло совершенно иным путем. Пальма стала одним из главных атрибутов, задействованных во время похорон советских вождей.
И не какая-то низкорослая, а огромная. И не одна, а «целый лес». От 1924-го до 1953-го года прощание с большевистскими лидерами Лениным, Фрунзе, Дзержинским, Орджоникидзе, Кировым, Куйбышевым, Ждановым, Сталиным и другими в Колонном зале Дома Союзов неизменно проходило рядом с кадками, из которых на высоту, достойную классицистической архитектуры Матвея Федоровича Казакова, вырывались, взмывали вверх вечнозеленые южные растения. Когда в январе 1924-го года еще только формировался государственный похоронный ритуал, людей, знающих христианскую символику, было много, в том числе среди большевистского руководства. Достаточно вспомнить выпускника Горийского духовного училища, недоучившегося студента Тифлисской духовной семинарии Сталина… Но и многие другие партийные лидеры, получившие образование в дореволюционных училищах, гимназиях и университетах, где Закон Божий был обязательным предметом, не могли не знать о том, что символизировала пальма, попадая в «пространство смерти». Однако никого из них данная символика не смутила, более того, оформление траурного интерьера вызвало исключительно восторженные отзывы. Чего стоит только пассаж Григория Зиновьева, напечатанный в «Правде» в январе 1924-го года: «Колонный зал Дома Союзов. Кто сделал этот зал столь прекрасным? Чья любящая и умелая рука так чудесно убрала этот зал, которому суждено стать историческим?.. Один этот зал – замечательная, чудесная, великая траурная симфония». Напомним, написано это не частным лицом, а членом Оргбюро ЦК РКП(б), т.е. человеком, представлявшим высшую партийную власть. Пальмы явно рассматривались современниками в одном ряду с другими официальными атрибутами пышных похорон государственного масштаба. Так, писатель Викентий Вересаев в 1924-м году рассуждал: «Ленин был главою большого государства, и естественно, что на его похороны не жалели материальных затрат.
Rambler's Top100