Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Татьяна Громова "Первая русская академия: учителя и ученики"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

«До сих пор еще принято изображать ХVII-ый век в противоположении Петровской эпохе, как "время дореформенное," как темный фон великих преобразований, столетие стоячее и застойное. В такой характеристике правды очень немного. Ибо ХVII-ый век уже был веком преобразований...», – писал великий русский мыслитель Георгий Васильевич Флоровский в книге «Пути русского богословия», увидевшей свет в 1937 году в Париже. Одним из значимых событий этого столетия, оказавшим глубокое воздействие на всю духовную и культурную жизнь России того времени, стало открытие в Москве Славяногреко-латинской академии – первого российского высшего учебного заведения уровня европейских университетов своего века. Датой ее основания принят конец января 1686 года, когда «Патриарх со архиереи» посетил новопостроенную деревянную школу и «слушал учения учеников», а главной задачей была подготовка высшего духовенства, специалистов для государственной службы, переводчиков, преподавателей, работников типографий. Инициаторами создания академии считаются педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев, которому Симеон передал составленную в 1678 году, за два года до смерти, «Академическую привилегию», устанавливающую статус будущего учебного заведения, академические свободы и другие права. «А по совершении свободных учений, – сказано в этом документе, – имуть быти милостивно пожалованы в приличные чины их разуму, и наше царское особое восприимут, яко мудрые, щедре милосердие».

БРАТЬЯ ЛИХУДЫ и СПАССКИЕ ШКОЛЫ

Хотя идея создания академии исходила от сторонников латинофильского подхода воспитанию и обучению молодежи, начало ей было положено деятельностью братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, стоящих на позициях греческого православия. В марте 1685 года они приехали в Москву из Константинополя, куда царь Федор Алексеевич и патриарх Иоаким обратились с просьбой о присылке православных и искусных учителей.

Греки, по национальности, родом с острова Кефалония (ныне – Кефалиния), потомки жившего еще в XI веке профессора Константина Лихуда, который преподавал право в Константинопольском университете, оба брата окончили Падуанский университет в Италии, были хорошо образованы и, как показало время, действительно немало смогли сделать, чтобы поднять российское просвещение на новый, более высокий уровень. Начиналась академия, в обиходе чаще называвшаяся Спасскими школами или Заиконоспасским училищем – по местоположению во вновь отстроенных для нее каменных палатах Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, с маленькой деревянной школы в Богоявленском монастыре, где, по свидетельству одного из первых учеников Федора Поликарпова, обучались всего шесть учеников, переведенных «в научение типографских учеников первого класса, а именно: Алексей Кириллов, Николай Семенов, Федор Поликарпов, Федот Аггеев, Иосиф Афанасьев, Иов монах Чудовский…». Однако число учеников академии быстро увеличивалось, и уже к Рождеству 1687 года в ее классах числилось 76 учащихся, а через два года – более 180 человек. Новое учебное заведение было всесословным: сюда принимали боярских детей, сыновей священников, дьяков и «всякого чина москвичей», вплоть до челядинцев (слуг) и сыновей конюхов. И хотя ученикам полагалась стипендия, она была разной: дети из знатных семей получали в месяц по золотому, из простых – по полтине, и многим, чтобы прокормиться, приходилось подрабатывать, как, например, самому знаменитому выпускнику академии Михаилу Васильевичу Ломоносову. «Мне нельзя было тратить стипендии более чем на один ломоть хлеба и кружку кваса в день, – вспоминал позже русский ученый, – остальное уходило на бумагу, чернила и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, но наук не оставил». Учебная программа была построена по образцу западноевропейских учебных заведений и рассчитана на 12 лет. Обучение велось круглый год и, согласно расходной книге Патриаршего приказа, было разделено на три школы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Начинался курс с подготовительного класса или «школы словенского книжного писания», где обучали грамоте. После него ученики переходили в «школу греческого книжного писания», основным предметом в которой был греческий язык.
Rambler's Top100