Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Наталья Литвиненко "Ангелы с аркебузами. О первой живописной школе в Новом Свете"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

В 1533 году проживавший в Панаме конкистадор Франсиско Писарро, несколькими годами ранее назначенный наместником вновь открытых земель, покорил великолепную столицу империи инков – Куско. Еще через два года он основал Сьюдад-де-лос-Рейес, что в переводе с испанского означает «город королей», за которым, впрочем, довольно быстро укоренилось другое, местное, название – Лима. Она и станет главным городом испанского вице-королевства Перу, второй важнейшей колонии Испании в Новом Свете, в 18 раз превосходившей размеры метрополии. В ближайшее столетие после начала конкисты здесь появится множество новых городов, построенных в точном соответствии с европейскими ренессансными представлениями об архитектуре и «Законами для Индий», предусматривавшими местоположение, размеры и форму площадей, кварталов, ширину улиц, размещение общественных зданий, и, прежде всего, церквей. Специальные королевские инструкции гласили, что ни один город не может быть основан без священника, одобренного «Советом по делам Индий», и что первым городским зданием должна быть церковь. Это нашло отражение в потрясающем воображение размахе культового строительства – уже в начале XVII века в заокеанских владениях Испании было возведено 70 тысяч церквей и 5 тысяч монастырей! На древней земле индейцев все прочнее утверждался новый жизненный уклад, новая религия и новое искусство, неразрывно связанное с католической церковью. Искусству же, в котором виделось мощное средство эстетического и эмоционального воздействия христианства, как известно из многочисленных архивных документов, хранящихся в Лиме, Куско и других городах страны, придавалось огромное значение. Для украшения новых церквей и монастырей Перу из Европы привозились живописные полотна и скульптуры. Образов мадонны, Иисуса и святых, доставленных на кораблях, все же было недостаточно, и за океан устремились художники.
Кто-то – по доброй воле, привлеченный легендами о золоте инков, но большинство были командированы католическими орденами с миссионерскими целями. Наряду с испанскими приезжали и итальянские мастера, чье влияние в становлении искусства Перу окажется не меньшим, чем влияние испанских живописцев и скульпторов. Среди прибывших был и представитель итальянского маньеризма Бернардо Битти (1548-1610 гг.). В Ордене иезуитов, куда он вступил в 1568 году, Битти был к этому времени знаменит многими работами по украшению церквей и коллегий. С таким же заданием художник приехал в 1575 году в Перу, где ему предстояло создавать алтарные картины для церквей в Лиме, Куско и других городах. С именем Битти связывается и появление в последней четверти XVI столетия школы Куско – одного из самых своеобразных явлений религиозной живописи, представляющей собой синтез европейских и богатейших художественных традицией доколумбовой эпохи. Начало этому самобытному искусству, в XVI-XVIII веках широко распространившемуся по другим городам у Анд, было положено в 1580-х, когда Битти организовал в древней столице инков мастерскую, в которой индейцев кечуа и метисов стали обучать рисунку и масляной живописи. Собственно, к талантливой местной молодежи новые хозяева присматривались и ранее – в ее католическом воспитании виделся залог победы христианства над языческими верованиями индейцев. Но направление развития колониальной живописи на инкских землях, включавших в то время территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора, определилось именно в Куско, под влиянием итальянских маньеристов Бернардо Битти, Матео де Алесио и Анджелино (Анхелино) Медоро – строгая графичность рисунка, присущая стилю маньеризму, оказалась особенно близка индейским художникам.
Rambler's Top100