Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Владимир Красиков "Крым: путешествие во времени"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

Крым не случайно называют перекрестком цивилизаций. С глубокой древности здесь переплетались судьбы разных народов, сходились сухопутные и морские дороги. История полуострова знает семь волн обитателей, и каждая из них оставила зримые следы своего пребывания здесь, в том числе и в топонимике, в которой греческое название «Симеиз» соседствует с арабским «Сапунгора», крымско-татарским «Бахчи-Эли» и т.п. Причем, порой названия крымских селений, скал или рек оказываются старше самых старых из остатков материальных культур. Несколько имен сменил за тысячелетия и сам полуостров. Древнейшим из них, зафиксированным в письменных источниках I тысячелетия до н.э. считается «Таврика». Так назвали гористую страну на севере Понта Аксинского, как тогда называлось Черное море, эллины. В VIII веке до н.э. они же называли ее «Кимммерия» – «область киммериян». С III-IV веков н.э. наряду с «Таврикой» стало употребляться название «Готия» и «Земля гуннов». Последнее в западных хрониках бытовало даже тогда, когда о готах в Крыму уже ничто не напоминало. И только в XIII веке появляется привычное сегодня слово «Крым».

ДРЕВНЕЙШИЕ КРЫМЧАНЕ

Благоприятный климат, большое количество сухих теплых пещер и источников воды, богатая растительность, разнообразие животного мира – все это способствовало тому, что на Крымском полуострове люди стали селиться уже в древнекаменном веке, т.е. более 300 тысяч лет тому назад. Об этом свидетельствуют множество стоянок, обнаруженных археологами на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи источников и рек, рядом с залежами кремня. В местах их расположения были найдены обработанные с двух сторон орудия труда, остатки кострищ – человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время. На смену безвестным сапиенсам, обозначаемым в археологии по месту находок их стойбищ, либо характерных артефактов, в письменную эпоху пришли люди с вполне определенными названиями и генеалогией. Первыми крымчанами, «запротоколированными» в письменных источниках, стали киммерийцы и тавры, которые, судя по разнообразным культурным и лингвистическим свидетельствам, пришли из районов Центральной Азия и Северного Ирана, Восточной и Южной Сибири.

В VIII веке Гомер описывает эти края и населявшие Крым племена следующим образом: «Там киммериян печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков … Ночь безотрадная там искони окружает живущих» (Одиссея, Песнь 11.14-15.19), и помещает их у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. 714 годом до н. э. датируются и упоминания о киммерийцах – под именем «гимирру» – в ассирийских текстах. Речь в них идет о вооруженных походах древних крымчан в Ассирию, Мидию, Лидию, Урарту. Жители этих стран воспринимали их как диких кочевников, обладавших сильной конницей и живущими грабежом и войной. В V веке до н.э. об этом народе пишет и «отец истории» Геродот, хотя в его время территория Крыма была уже занята скифами. Вещественные памятники «Киммерийской эпохи» (XI-VII вв. до н. э.) находят археологи. Киммерийцы оставили след в топонимике географических названий: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерийский вал. Почти одновременно с киммерийцами в южной части Крыма проживали тавры – народ, от этнонима которых ведет происхождение одно из названий полуострова – «страна тавров». Таврикой или Тавридой эллины вначале называли лишь южный берег Крыма, но в период раннего Средневековья (примерно до XV века) это название использовалось для всего полуострова. Согласно Геродоту, тавры были либо пиратами, жившими на побережье, либо горцами, облюбовавшими район горного Крыма, где более предпочитали земледельческие занятия на подходящих для этого местах. «У тавров существуют такие обычаи, – писал Геродот, – они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле. Богиня, которой они приносят жертвы, по их собственным словам, это – дочь Агамемнона Ифигения. С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома. Живут тавры разбоем и войной».
Rambler's Top100