Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Наталья Калинина "Облаков многочтимых божественный род"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

К образу неуловимо изменчивого облачного неба обращались поэты и художники разных времен и народов, чтобы изобразить нечто высокое или недосягаемое, и крестьяне, чтобы узнать, грядут ли перемены в погоде, прольется ли короткий летний ливень, или ждать грозы. В древности верили, что через облака передаются послания богов, и предсказывали по их форме и цвету болезни, победы или поражения в войнах, стихийные бедствия. «Небеса подают знак, – писал римский историк Плиний Старший, – если землетрясение приближается в дневное время или вскоре после заката, в ясном небе, подобно топкому длинному штриху, растягивается облако…». О том, что существует такой тип землетрясений, за неделю до которых появляются необычные облака, можно прочитать в индийском трактате VI века «Брихат Самхита»: «…А за неделю до него появляются предвестники: огромные цветные облака, похожие па цветы голубой лилии, пчел и глазные капли, отменно грохочущие и освещаемые вспышками молний, исторгают тонкие струи воды, напоминающие заостренные облака. Землетрясение этого цикла убьет тех, кто привязан к рекам и морям, кроме того, за ним последуют проливные дожди…» Предсказание землетрясения, основанное на появлении облаков, есть в китайской хронике «Лундэ сяньчжи» 1623 года: «Стоял теплый солнечный день, небо было синим, и чистым. Вдруг появились черные полосы облаков, охватившие небо подобно длинной змее. Облака долго не уходили; значит, будет землетрясение». В культурах многих земледельческих народов облака, как предвестники дождя, имеют сходную символику жизненной силы, плодородия и изобилия. Славяне считали, что скопившуюся в них воду, высвобождают «громовые клинья» – перуны. Имитация грома и молнии входила в обряды вызывания дождя в Японии и Греции. Так, в греческом полисе Элида, чтобы пролился на поля благодатный дождь, царь подделывал звуки грома, таща за своей колесницей грохочущие бронзовые котлы или проезжая по бронзовому мосту. Этим он подражал Зевсу, катящемуся по небесному своду. По древнеиндийским поверьям, перед дождем маруты, духи бури и грозы, спутники бога Индры, должны разбить своими боевыми топорами башни облаков. Вызвать дождь помогали также черные одеяния и пища черного цвета – этот цвет символизировал дождевые облака, олицетворением которых был бог Кришна, перевоплощавшийся в черное облако. Любопытно, что в далекой от Индии Африке Нгаи, бог-создатель и главное божество аборигенов Кении и Танзании, в благодушном настроении тоже превращался в черное облако.
Люди австралийского племени диери верили, что дождь зарождается в облаках под влиянием предков мура-мура, но только, если будут правильно выполнены посвященные им обряды. Поэтому во время сильной засухи старейшины племени острым кремнем пускали кровь двум колдунам, а те разбрызгивали ее и пригоршнями разбрасывали вокруг себя пух. Считалось, что кровь символизирует дождь, а пух – облака. Затем два больших камня, изображающие собирающиеся тучи, колдуны затаскивали на самое высокое дерево, подобным способом пытаясь вызвать появление на небе настоящих, несущих сухой земле спасительную влагу.

ОБИТЕЛЬ ГРОМОВЕРЖЦЕВ

Представления о божественной природе облаков были присуще всем древним религиям. Само происхождение их связывалось с горячим дыханием богов, образующим небесный пар, а многие небожители носили соответственные имена: греческая богиня облаков Нефела – «Облако», китайский бог войны Гуаньди по прозвищу Юньчан – «Длинное облако», индийский бог грозового неба и дождя Парджанья – «Дождевая туча», ацтекский бог звезд и туч Мишкоатль – «Облачный змей». Зубцы из облаков и фризы из звездного неба, увенчивавшие храмовые пирамиды доколумбовой Мексики, воспринимались как искусственные горы, на которых жили боги. Вместе с ветром, дождем и снегом облако было запряжено в колесницу иранской богини плодородия Анахиты, на которой она разъезжала по небесам. Вихрем проносилась на огненной лошади среди рассекаемых молниями туч армянская дева грозы Цовинар. Боевыми конями служили облака скандинавским девам-воительницам Валькириям. На облаках передвигались и сянь – бессмертные даосские святые, а сами небесные странники в даосской религии почитались одним из десяти великих символов бессмертия. Облака были обителью всех боговгромовержцев, существованием которых в древности пытались объяснить грозу. Она случалась, когда гневался главный олимпийский бог Зевс, или громыхала по облакам огромная колесница бога грозы скандинавских народов Тора, или било в священный барабан японское божество грома и молнии Райдэн, видевшееся жителям Страны восходящего солнца в облике демона. С облаков взирал на землю сверкающими очами и китайский бог грома Лэй-гун. Время от времени он бил себя по животу, как по барабану, и тогда раздавались звуки грома. Восточные славяне ассоциировали клубящиеся грозовые тучи с черными кудрями разгневанного Перуна.

Rambler's Top100