Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Виктор Горн "Дым Востока"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

В названии курительного прибора, ставшего неотъемлемой частью и одним из узнаваемых символов восточной культуры, в русском языке утвердилось искаженное иранское слово «kalian» – кальян, первоначально означавшее вещь, от курения далекую – небольшой горшочек, в котором женщины хранили драгоценности и благовония. Но и сегодня на Востоке у него нет единого названия, в разных странах – оно свое: «бори», «шишу», «хука», «джаджир», «наргиле» (наргила, аргила, наргиле). Последнее через персидский язык заимствовано из санскрита, где означало «кокос», вероятно, потому что первоначально для изготовления кальяна использовалась скорлупа кокосового ореха. Курение кальяна уходит корнями в глубь веков, однако, когда и где появилось это популярное в восточном мире развлечение, в точности не известно. Хотя чаще всего родиной курительного прибора называется средневековая Индия. Кальяны здесь назывались «хука» и поначалу были довольно простенькими приспособлениями из подручных средств: чаша для воды делалась из кокоса или тыквы, шахта – из куска дерева или камня, шлангом служил полый тростник. Основой для специальных смесей для курения служили травы и цветы с наркотическим эффектом. Дурманящие растения в Индии с древности широко использовали в качестве благовоний при исполнении религиозных или магических ритуалов, направленных на улучшение благосостояния и достижение долгой жизни. Поэтому в буддизме, равно как и других индийских религиях, считалось, что курение кальяна приближает к богу и просветляет душу в нирване. Курили индусы также в медицинских целях, особенно для обезболивания, используя различные травы, листья и корни, обладающие лечебным или одурманивающим эффектом. В священном гимне Древней Индии сказано: «Тот, у кого в руках запасы трав, подобен царю, окруженному множеством подданных. Лекарь – вот имя этого мудреца, он поражает демонов и гонит прочь болезнь».
Наркотик на основе конопли, известный позднее в Европе под арабским названием гашиш «трава»), в индийской народной медицине использовался при лечении депрессии, головной боли и других заболеваниях. Любопытно, что получали наркотик только из женских цветков конопли – будучи растением двудомным, она имеет как мужские, так и женские цветки. Из курительных смесей особенно были распространены каннабис (конопля) и дурман индийский, однолетнее травянистое растение, с огромными колокольчатыми цветами, источавшими тонкий аромат. Согласно индийской мифологии, дурман вырос из груди индуистского бога Шивы, владыка опьянения, и поэтому почитался как священное растение. Курение дурмана считалось приятным и не опасным для здоровья, в то время, как употребление его в пищу, или в виде чая – ядом. Для курения использовали как правило, сушеные листья и семена дурмана, добывая их довольно необычным способом. Вначале собирались нераскрытые плоды растения, из которых извлекались недозревшие семена, сушились на солнце, а затем перетирались и смешивались с табаком, коноплей или другими подобными растениями. Индусы, живущие в Малайзии, например, традиционно курили семена дурмана, смешанные с корой дерева алоэ. Высушенные листья дурмана индийского являлись важным компонентом тантрических курительных смесей, которые употреблялись не только с опьяняющей целью, но и в качестве афродизиака, а, порою, и средства мести за измену. В этом смысле уникальный метод приготовления дурмана существовал в Восточной Индии. Здесь, женщины определенный период времени кормили этот травой конкретный вид небольшого жука, после чего собирали его экскременты и подмешивали в еду неверного мужа.
Rambler's Top100