Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Татьяна Громова "Предание о письме Христа царю Авгарю"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

С первых веков христианства широкое распространение получило предание о письме Иисуса Христа, написанное в последний год Его земной жизни и адресованное царю Авгарю V по прозвищу Укамма – «Черный» в Эдессу, столицу Осроены. И хотя в Новом Завете нет свидетельств, о том, что Иисус писал какие-либо письма, Его послание для многих христиан было неоспоримым фактом. Выдержки из него многократно переписывались на камне, папирусе, пергаменте или кусочках дерева и хранились верующими в качестве амулетов, оберегающих от злых сил и врагов. Как повествует легенда, Авгаря Уккаму в старости сильно мучили боли в ногах, изза которых он практически не мог ходить. Но, ни один из врачей, которых приглашали в Эдессу, не мог найти средств от недуга. В это время вернулись послы царя, которых он посылал в город Элевтерополь. Обратный путь их лежал через Иерусалим, где они слышали проповедь Спасителя и видели совершенные Им чудеса. Рассказ послов так поразил эдесского царя, что он написал Иисусу письмо и отправил со скороходом Ананией, предлагая ему убежище и умоляя Его прийти и исцелить его от недуга: «Авгарь Ухама, топарх, шлет привет Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иерусалимских. Дошел до меня слух о Тебе и об исцелениях Твоих, что Ты творишь без лекарств и трав. Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающими долгими болезнями и воскрешаешь мертвых. Слушал я все это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты Бог и, сойдя с неба, творишь такие чудеса, или Ты Сын Божий, творящий чудеса. Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи ропщут против Тебя и против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит». Вернувшись через несколько месяцев в Эдессу, Анания привез ответ Спасителя: «Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы неувидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь все, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня, когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой». (Письма цитируются по Евсевию Кесарийскому, IV в.).
Обещание это было вскоре выполнено, и после казни и воскресения Христа из мертвых в Эдессу прибыл Фаддей, принадлежащий к числу семидесяти апостолов. Он объяснил Авгарю учение Христа, и, исцелив царя и других жителей города, остался в Осроене, чтобы проповедовать Евангелие. И хотя апостол никого не принуждал к принятию веры, с каждым днем число верующих умножалось. После принятия эдессцами христианства, Фаддей стал первым епископом города. В отличие от многих устных легенд, которые официальная церковь относит к народному христианству, эдесские были записаны. Хронологически первым из записанных до 313 года и сохранившихся до настоящего времени вариантов предания об Авгаре, является рассказ в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (около 263-340 гг.), повествующей о событиях от возникновения христианства до 324 года. Огромную ценность этот труд имеет еще и потому, что здесь приводятся выдержки из многих утраченных текстов, дошедших до нас только в виде цитат из книг Евсевия и, следовательно, благодаря ему. Не случайно же этого ранневизантийского писателя, ставшего создателем жанра церковной историографии, называют христианским Геродотом. По сообщению Евсевия Кесарийского, переписку царя Абгаря и Иисуса Христа он обнаружил среди других исторических документов в эдесском «архиве царей», и собственноручно перевел письма с сирийского на греческий язык. О том, что текст легенды принадлежал к числу документов «архива царей», своеобразного летописного свода, который велся при дворе правящей осроэнской династии Авгаров бар Ману, свидетельствует его формуляр – датировочная запись и заключение. Евсевий всегда снабжал свои работы обильными и аккуратными указаниями, что существенно облегчаю задачу писателям более позднего периода. На Эдесскую библиотеку ссылается в своем сочинении и армянский средневековый историк, автор «Истории Армении» Мовсес Хоренаци (около 410-490 гг.), также некоторое время живший в Эдессе. Он описывает тот же цикл легенд и приводит те же письма, добавляя: «…ибо мы сами воочию видели этот архив…». Уже в более пространном изложении, со множеством дополнительных эпизодов легенда о переписке Авгаря и Иисуса Христа содержатся в апокрифическом «Учении Аддая апостола», дошедшем до нас в рукописях на сирийском языке, датируемых концом IV – началом V века. (Полный текст памятника сохранился в сборнике VI века, находящемся ныне в Российской национальной библиотеке).
Rambler's Top100