Rambler's Top100
Издательство NotaBene Электронные журналы Aurora Group SRO History Journals
* НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ * РОССИЯ
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ iPad АРХИВ АВТОРАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ КОРЗИНА
Татьяна Соловьева "Славянские древности Игрени"


С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в сетевой Библиотеке издательства Nota Bene

Печатную версию можно получить, заказав номер журнала в редакции.

По сообщению «Повести временных лет», в 882 году (по летописной хронологии – лето 6390) князь Олег, правивший от имени малолетнего сына Рюрика Игоря, собрав дружину из новгородцев, варягов и дружественных Новгороду чуди, словен и кривичей, отправился в поход. Захватил Смоленск и Любеч, наиболее значительные в то время города, поставил здесь на княжение своих наместников и направился к землям полян. «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»». Почему именно Киев, населенный племенами полян, платившими дань Хазарскому каганату, решил новгородский князь сделать «столицей» собираемой им на славянских землях державы, летописец не объясняет. Причины, однако, просматриваются в пограничном расположении города, который первым принимал на себя удар от набегов кочевников, а, значит, именно здесь должна была проходить линия защиты задуманного князем Олегом государства. Немаловажное значение имело и то, что Киев стоял на Днепре – главном торговом пути, связывавшем север и юг. Несмотря на регулярные набеги хазар, которые грабили и разрушали поселения на землях славян, а их самих уводили и продавали в рабство, процесс консолидации шел нелегко, и пределы новой державы князь Олег расширял не только словом, но и мечом. В первое же лето он совершил военный поход на древлян, разбил их войско, и обложил данью: по черной кунице с дома – древлянские леса были обильны пушным зверем. «В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их и вам (им платить) незачем»». Влияние Олега распространилось также на радимичей, дреговичей, дулебов и хорватов. Лишь два племени – тиверцев и уличей – не мог князь поставить под свою руку. «И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал», – сообщает летописная запись под 885 годом. Часть тиверских родов живших по Днестру, от которого они получили имя (античное название Днестра – Тирас или Тивер), власть Олега, правда, со временем приняли, и даже участвовали в 907 году вместе с князем в походе на Царьград. Уличи же не поддавались – ни уговорам, ни на поле брани. За независимость от Древнерусского государства боролись они и в следующем X столетии, при князе Игоре, а покорение этого свободолюбивого славянского народа, стало важным событием, о котором подробно сообщали практически все древнерусские летописи – Новгородская первая младшего извода, Софийская первая и Новгородская четвертая. Три года (по Софийской летописи – целых пять лет) город уличей Пересечень оборонялся от дружин киевского воеводы Свенельда, прежде чем был покорен. С этого времени уличи, вошли в состав древнерусского государства, потеряв вначале племенную самостоятельность, а несколько веков спустя, смешавшись с соседямиславянами, постепенно утратили и свои этнические особенности, и исконное название.
Это событие, которым завершилась полувековая борьба киевских князей с непокорными уличами, датируется 940 годом: «В лето 6448. Въ се лето яшася уличи по дань Игорю, и Пересеченъ възять бысть» (Новгородская летопись). Впрочем, признав формально верховенство Киева, уличи и теперь нередко выбирали волю, целыми родами уходя в новые, еще свободные края, а на месте разрушенной Пересечени селились воины Свенельда и люди из Киевской земли.

ПОТОМКИ АНТОВ

Уличи, улучи, угличи, оуличи, улутичи, лютичи, лучане, ульцы, ультины, углецы, а в русских летописях встречаются различные варианты написания этого этнонима, были многочисленным и сильным союзом славянских племен, рассредоточенных на обширной территории. По Лаврентьевской летописи: «...а Улучи, Тиверци седяху по Днестру, приседяху к Дунаеви; бе множество их седяху бо по Днестру оли до моря, суть гради их до сего дне...». По Новгородской летописи: «И беше седяще Углице по Днепру внизъ и посемъ приидоша межи Бъгъ, и Днестр и седоша гама». Общепринятой в историографии считается форма «уличи». Именно такой вариант встречается в наиболее ранних Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской первой летописи младшего извода. Из трактовок этнонима наиболее известны его происхождение от древнерусского слова «улучье», предложенное в XVIII веке историком В.Н. Татищевым, и этимологические разыскания академика О. Н. Трубачева. Согласно выводу, этого, бесспорно, одного из авторитетнейших российских ученых в области этимологии славянских языков и славянской ономастики, название «уличи» получено от тюркских соседей-печенегов, с древнейших времен живших рядом со славянами. Константин Багрянородный, византийский император X века, хорошо знакомый с ситуацией в южнорусских степях, также сообщает, что одно из печенежских племен граничило с «древлянами и ультинами». Прочесть об этом можно в сочинении «Об управлении империей», в котором содержится краткое описание экономического и политического устройства Руси. Большинство историков сходятся в том, что предками юго-восточных славян, в том числе и уличей, были анты, жившие в начале I тысячелетия на той же племенной территории. Впервые сведения об антах встречаются в греческих надписях из Керчи, относящихся к III веку. В VI веке, как пишет готский историк Иордан: «Анты же, самые сильные из них [славян], живут в окрестностях Понта, от Днестра до Днепра, рек, отстоящих одна от другой на несколько дней пути». О многочисленности и принадлежтов. Но исчезает только имя. Славяне и анты имели общую внешность, общий язык, общий быт, общие верования и обычаи, и многие явления жизни средневековой Руси уходят корнями именно в антскую культуру.

Rambler's Top100